Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День первый.

Слово на Покровъ Пресвятыя Богородицы.

— «Видишь ли, братъ, Царицу и Госпожу всѣхъ, молящуюся о всемъ мірѣ?»

Епифаній отвѣтилъ:

— «Вижу, святый отче, и ужасаюсь» [6].

Какъ нѣкогда святый Іоаннъ Богословъ видѣлъ на небѣ великое знаменіе — жену, облеченную въ солнце, такъ и святый Андрей, во Влахернской церкви, подобной небу, увидѣлъ Невѣсту Неневѣстную, одѣтую въ солнечную порфиру. Знаменіе, видѣнное Іоанномъ Богословомъ прообразовало Премилосердную Покровительницу нашу, такъ какъ таковое же знаменіе явилось въ то время, когда была открыта тайновидцу угрожавшая всей твари гибель: и быша, —говоритъ онъ, — блистанія и гласи, и громи, и трусъ и градъ великъ, и знаменіе веліе явися на небеси — жена, облечена въ солнце (Апок. 11, 19; 12, 1) [7]. Почему же сіе знаменіе, прообразовавшее Пречистую Дѣву, не являлось раньше молній, громовъ, голосовъ, землетрясенія и града, когда еще всѣ стихіи были спокойны, но во время самаго страшнаго смятенія на небѣ и на землѣ? Для того, чтобы показать, что Преблагая Защитница наша поспѣшаетъ къ намъ на помощь въ самое тяжкое время, при наступленіи для насъ гибели, и защищаетъ насъ отъ блеска обольстительной, недолго сіяющей, мірской суеты, отъ голосовъ житейской гордости и тщеславія, отъ громовъ внезапнаго нападенія враговъ, отъ бури страстей и отъ града свыше угрожающей намъ казни за грѣхи. Ибо, когда всѣ эти бѣдствія тѣснятъ насъ, тотчасъ, подобно великому знаменію, является скорая роду христіанскому Помощница, охраняя и покрывая насъ невидимымъ предстательствомъ. Таковое знаменіе далъ Господь боящимся Его еже убѣжати отъ лица лука (Псал. 59, 6); ибо въ семъ мірѣ мы поставлены какъ бы цѣлью для стрѣлянія. Стрѣлы летятъ на насъ со всѣхъ сторонъ: однѣ отъ оружія враговъ видимыхъ, поспѣшно напрягающихъ лукъ свой и похваляющихся предъ нами въ своей гордости; другія изъ лука враговъ невидимыхъ, чтобы мы со скорбію сознались, что не можемъ выносить бѣсовскихъ стрѣлъ; иныя — отъ нашей плоти, противоборствующей духу; иныя — отъ лука праведнаго гнѣва Божія и грозы наказанія, какъ о семъ святый Давидъ говоритъ: аще не обратитеся, оружіе Свое очиститъ, лукъ Свой напряже и уготова и: и въ немъ уготова сосуды смертныя, стрѣлы Своя сгараемымъ содѣла (Псал. 7, 13-14) [8]. Дабы мы не были смертельно уязвлены всѣми этими стрѣлами и могли избѣжать опасности, дано намъ знаменіе, — покровъ Пречистой и Преблагословенной Дѣвы. Покрываемые, какъ щитомъ, Ея покровомъ, мы остаемся невредимыми отъ стрѣлъ. Ибо наша Защитница имѣетъ тысячу щитовъ для нашей охраны, какъ о семъ говоритъ ей Духъ Святый: яко столпъ Давидовъ выя твоя: тысяща щитовъ виситъ на немъ, вся стрѣлы сильныхъ (Пѣсн. 4, 4) [9].

Нѣкогда Давидъ создалъ свой, прекрасный и высочайшій, столпъ между Сіономъ, стоящимъ на высокой горѣ и расположеннымъ ниже Іерусалимомъ, называвшимся дщерью Сіона [10]. И былъ тотъ столпъ между ними, какъ-бы шея между тѣломъ и головою, ибо онъ своею высотою превосходилъ Іерусалимъ и достигалъ до Сіона. На томъ столпѣ были повѣшены щиты и всѣ оружія, необходимыя для войны и защиты Іерусалима. Духъ Святый уподобляетъ Пречистую Дѣву сему столпу Давидову: ибо Она, будучи дщерью Давидовой, является посредницей между Христомъ, Главою Церкви, и вѣрующими, кои составляютъ тѣло Церкви; Она превосходитъ Церковь, потому что по истинѣ выше всѣхъ ея членовъ, но Она досягаетъ и до Христа, какъ давшая Ему плоть. Она является посредницей и нынѣ, когда стала на воздухѣ между небомъ и землею, между Богомъ и людьми, между Подвигоположникомъ — Христомъ и воинствующею церковью, подобно Давидову столпу между Сіономъ и Іерусалимомъ, увѣшанному крѣпкими щитами. Щиты сіи означаютъ всесильныя Ея молитвы за насъ къ Богу, слышанныя достойными во время видѣнія Ея честнаго Покрова. Она молилась съ умиленіемъ, какъ Матерь къ Своему Сыну и Творцу, произнося во время молитвы слѣдующія, исполненныя Божественнаго милосердія и любви, слова:

— «Царю Небесный! Пріими всякаго человѣка, прославляющаго Тебя и призывающаго Пресвятое Имя Твое на всякомъ мѣстѣ, — и гдѣ есть память о имени Моемъ, то мѣсто освяти; прославь прославляющихъ Тебя и съ любовію почитающихъ Меня, Твою Матерь, принимая отъ нихъ всякую молитву и благочестивые обѣты и избавляя ихъ отъ всякихъ золъ и бѣдствій».

Таковыя Ея молитвы не суть ли щиты, защищающіе воинствующую церковь? Воистину онѣ — несокрушимые щиты, при помощи коихъ мы можемъ угасить всѣ огненныя стрѣлы [11].

Святый Амвросій о столпѣ Давидовомъ говоритъ [12], что онъ былъ созданъ съ двоякою цѣлью: для защиты города и для украшенія его. «Давидъ, — говоритъ Амвросій, — создалъ столпъ, для защиты и украшенія города: защитою онъ былъ, потому что со столпа можно издали видѣть врага и прогнать его отъ города, украшеніемъ — потому что онъ превосходилъ своею высотою всѣ высокія зданія Іерусалима». Не напрасно, посему, уподоблена столпу наша Покровительница, Которая для насъ есть твердый столпъ предъ лицемъ враговъ: по истинѣ Она защищаетъ насъ и украшаетъ. Защищаетъ, когда далеко прогоняетъ отъ насъ видимыхъ и невидимыхъ враговъ, когда освобождаетъ плѣненныхъ отъ узъ, когда избавляетъ мучимыхъ нечистыми духами, когда утѣшаетъ скорбящихъ, является заступницею обижаемыхъ и тихою пристанью для гонимыхъ бурею, когда питаетъ алчущихъ и посѣщаетъ больныхъ. Она украшаетъ насъ, покрывая предъ Богомъ постыдную наготу нашей жизни Своими высочайшими заслугами, какъ драгоцѣннѣйшими одеждами, и премногою благодатію, какъ неистощимымъ сокровищемъ, восполняя нашу скудость, дѣлаетъ насъ благоугодными предъ очами Господними. Она украшаетъ, когда покрываетъ насъ, не имѣющихъ брачнаго одѣянія, Своею ризою, и дѣлаетъ какъ-бы невидимою для Всевидящаго Ока постыдную наготу нашу душевную, которая искони была прообразуема землею невидимою и неустроенною, покрытою водами (Быт. 1, 1-2). Земля неустроенная и пустынная была прообразомъ грѣшной души, утратившей свою духовную красоту, лишенной добрыхъ дѣлъ и чуждой благодати Божіей. Воды же, покрывавшія неустроенную землю, прообразовали милосердіе Богородицы, неисчерпаемое какъ море, и, подобно многоводнымъ рѣкамъ, на всѣхъ изливающееся и всѣхъ покрывающее. Когда Духъ Божій носился надъ водами, то носился и надъ землею, скрытой подъ водами и неукрашенной, какъ-бы не видя ея неблагообразія. Сіе таинственно прообразовало, что и душа, покрываемая премилостивымъ покровомъ Дѣвы Богородицы, если и не будетъ украшена добродѣтелями, не лишится благодати Святаго Духа, ибо покровъ Пресвятыя Богородицы покроетъ ея неблагообразіе, какъ вода покрывала неустроенную землю, а равно украситъ ее благолѣпіемъ своей благодати и привлечетъ къ ней Святаго Духа. Пречистая Дѣва украшаетъ насъ, когда грѣшныхъ дѣлаетъ праведными, а нечистыхъ чистыми, какъ о семъ говоритъ блаженный Анастасій Синаитъ [13]: «чародѣевъ Она дѣлаетъ апостолами и мытарей евангелистами, а блудныхъ — достойными большаго почета, нежели дѣвъ. Такъ, Марію Египетскую [14], бывшую нѣкогда блудницею, Она сдѣлала нынѣ почетнѣйшею многихъ дѣвъ; та, которая прежде была омраченной и нечистой, нынѣ сіяетъ, какъ солнце, въ царствѣ Христовомъ — по заступничеству Пречистой Дѣвы Маріи, пребывающей покровомъ и украшеніемъ для всѣхъ прибѣгающихъ къ Ней. Украшаетъ Она и весь духовный Іерусалимъ, или Христову Церковь, которая такъ воспѣваетъ въ нынѣшній день: О, чудное украшеніе всѣмъ вѣрнымъ еси, пророческое сбытіе, апостоломъ слава и мученикомъ удобреніе, дѣвству похвало и всему міру предивный покровъ [15].

На столпѣ Давидовомъ вмѣстѣ со щитами были стрѣлы защитниковъ страны: и Пречистая Дѣва, сей одушевленный столпъ, также имѣетъ при Себѣ стрѣлы сильныхъ, т. е. молитвы святыхъ, молящихся съ Нею. Ибо не Одна Она явилась во храмѣ стоящею на воздухѣ, но съ ангельскими воинствами и со множествомъ святыхъ, благоговѣйно окружавшихъ Ее въ бѣлыхъ одеждахъ. Молитвы за насъ всѣхъ сихъ святыхъ суть какъ-бы стрѣлы сильныхъ, могущія прогнать всѣ полчища врага нашего — діавола. Пречистая Госпожа Богородица знаетъ, что наша жизнь на землѣ есть война: воюетъ противъ насъ врагъ со всѣми своими силами; онъ воздвигнулъ противъ насъ свои полчища и окружилъ насъ своими легіонами по слову Псалмопѣвца: Обыдоша насъ пси мнози, сонмъ лукавыхъ одержаша насъ (Псал. 21, 17); отверзоша на насъ уста своя, яко левъ восхищаяй и рыкаяй (Псал. 21, 14). Потому-то Небесная Царица, восхотѣвши помочь намъ, воздвигла на врага нашего всѣ силы небесныя, призвала пророковъ и апостоловъ, собрала мучениковъ и дѣвственниковъ, соединила преподобныхъ и праведныхъ, и явилась съ ними оказать намъ помощь, окружить насъ сильнымъ воинствомъ и подать намъ побѣду на враговъ: тою бо воздвижутся побѣды, тою ниспадаютъ врази [16]. Она пришла съ ангельскими воинствами, ибо Она была предувидѣнной Іаковомъ лѣствицей (см. Быт. 28, 12-15) [17], которую окружаетъ множество ангеловъ. Вспоминая здѣсь лѣствицу Іакова, кто-нибудь могъ бы удивиться: почему ангелы не оставались на ней неподвижно, но непрерывно восходили и нисходили? Уразумѣвши же, что та лѣстница была прообразомъ Дѣвы Маріи, по слову церковной пѣсни: радуйся мосте, къ небесемъ преводяй, и лѣствице высокая, юже Іаковъ виде [18], — он пойметъ, почему ангелы не оставались на лѣствицѣ неподвижными. Ибо въ молитвахъ неусыпающая Богородица [19] повелѣваетъ ангеламъ вмѣстѣ съ Нею непрестанно помогать людямъ: восходя къ Богу, возносить молитвы людей, а нисходя — приносить имъ отъ Бога помощь и благодѣянія. Та же Лѣствица и нынѣ низвела съ Собою множество ангеловъ съ небесъ, принося намъ свыше покровительство и защиту. Она пришла съ ангелами, чтобы заповѣдать имъ — сохранити насъ на всѣхъ путехъ нашихъ; Она привела съ Собою сонмы всѣхъ святыхъ, чтобы, совершивши за насъ совмѣстное моленіе, совмѣстно принести и наши грѣшныя молитвы къ Сыну Своему и Богу нашему. Между всѣми святыми, явившимися во храмѣ съ Пречистою Дѣвою, были два избраннѣйшіе: святый Іоаннъ Предтеча, коего болій не воста въ рожденныхъ женами (Матѳ. 11, 11), и святый Іоаннъ Богословъ, егоже любляше Іисусъ, иже и возлеже на вечери на перси Его (Іоан. 21, 20). Ихъ обоихъ, какъ имѣющихъ великое дерзновеніе предъ Богомъ, наша Молитвенница воздвигла съ Собою, чтобы вмѣстѣ съ ними скорѣе преклонить Бога на милость: много бо можетъ молитва праведнаго поспѣшествуема (Іак. 5, 16). И стала Пречистая Дѣва между двумя дѣвственниками, какъ бы кивотомъ между двумя херувимами [20], какъ престолъ Господа Саваоѳа между серафимами, какъ Моисей съ простертыми дланями между Аарономъ и Оромъ; тогда палъ адскій Амаликъ со всѣмъ темнымъ царствомъ и съ силою своею (Исх. 17, 11-14) [21]. Итакъ, мы празднуемъ покровъ Пресвятыя Богородицы Дѣвы, воспоминая Ея преславное явленіе во Влахернскомъ храмѣ, видѣнное святымъ Андреемъ и Епифаніемъ. Мы празднуемъ, вознося благодареніе Покровительницѣ нашей за столь великое милосердіе Ея, явленное роду христіанскому и прилежно молимъ Ее, дабы Она и нынѣ и всегда милостиво покровительствовала намъ, ищущимъ Ея покрова. Молимъ потому, что безъ Ея покрова, намъ, постоянно прогнѣвляющимъ Бога, невозможно было бы жить. Многократно согрѣшая, мы подпадаемъ и многимъ наказаніямъ по слову Псалмопѣвца: многи раны грѣшному (Псал. 31, 10). Мы погибли бы уже за свои беззаконія если бы за насъ не предстательствовала премилостивая Владычица: аще бо не бы предстояла молящи сія Предстательница: кто бы насъ избавилъ отъ толикихъ бѣдъ, кто же бы сохранилъ донынѣ свободны [22]? Пророкъ Исаія совѣтуетъ Іудеямъ укрыйтеся мало елико елико, дондеже мимоидетъ гнѣвъ Господень (Ис. 26, 20) [23]. Но гдѣ можно укрыться отъ гнѣва Господня? Во время страданій мы нигдѣ не нашли покрова для защиты, кромѣ единой Владычицы міра, Которая говоритъ о Себѣ устами Духа Святаго, что Она, яко мгла покрыхъ землю (Сирах. 24, 3) [24]. Подлинно, мы укрываемся подъ покровомъ Той, Которая, какъ облако, покрыла землю. Но почему же, о Пречестнѣйшая Дѣва Богородице, Ты уподобляешь Себя столь недостойной вещи — облаку? Развѣ у Тебя нѣтъ для уподобленія солнца, луны и звѣздъ, тѣмъ болѣе, что о Тебѣ сказалъ Премудрый съ удивленіемъ: кто сія проницающая, аки утро, добра яко луна, избранна, яко солнце (Пѣсн. 6, 9) [25]! Какую же красоту имѣетъ облако, что Ты не гнушаешься уподобляться ему? Тайна эта ясна; когда облако сгущается надъ землею и покрываетъ ее, тогда всѣ звѣри невредимы отъ ловцовъ, ибо никто не можетъ поймать ихъ. Потому-то и Пречистая Дѣва называетъ Себя облакомъ: Она скрываетъ насъ отъ ловцовъ. Мы же, грѣшные, согласно разсужденію Златоуста [26], по своему безчеловѣчію — скоты и звѣри: мы угождаемъ чреву какъ медвѣди, — утолщаемъ плоть какъ лошаки, злопамятны какъ верблюды, занимаемся хищеніемъ какъ волки, гнѣваемся какъ зміи, жалимъ какъ скорпіоны, коварны какъ лисица, носимъ въ себѣ ядъ злобы какъ ехидна. Такихъ звѣрей, какъ мы, преслѣдуютъ различные ловцы: постигаегъ насъ праведный гнѣвъ Божій, наказывая за дурныя начинанія, — по слову: Богъ отмщеній Господь, Богъ отмщеній не обинулся есть (Псал. 93, 1) [27]. Постигаютъ насъ и беззаконія наши, такъ что каждый изъ насъ можетъ сказать: постигоша мя беззаконія моя, и не возмогохъ зрѣти (Псал. 39, 13). Преслѣдуетъ насъ и невидимый врагъ: бысть яко медвѣдь ловяй, присѣдяй ми, яко левъ въ сокровенныхъ (Плач. 3, 10). Угрожаетъ намъ и видимый врагъ. Онъ говоритъ: гнавъ постигну, убію мечемъ моимъ, господствовати будетъ рука моя (Исх. 15, 9). Но мы имѣемъ дерзновеніе, мы имѣемъ мысленное облако, покрывающее насъ, — Пречистую Дѣву Марію. На Нее мы уповаемъ, къ Ней прибѣгаемъ; подъ Ея покровомъ и власъ главы нашей не погибнетъ, лишь только мы съ умиленіемъ воззовемъ: покрый насъ покровомъ Твоимъ, Покровительница наша, Пречистая Дѣва: въ день золъ нашихъ покрый насъ (Псал. 26, 5)! Но всѣ дни нашей жизни бѣдственны, какъ нѣкогда сказалъ патріархъ Іаковъ: малы и злы быша дніе лѣтъ житія моего (Быт. 47, 9). Особенно бѣдственны тѣ наши дни, въ кои мы видимъ зло, и сами творимъ много зла, собирая себѣ гнѣвъ въ день гнѣва (Рим. 2, 5) [28]. Всѣ сіи бѣдственные наши дни требуютъ Твоего милостиваго покрова, о Пресвятая Дѣво! Покрывай же насъ во всѣ дни жизни нашей, и особенно въ день лютый, когда душа будетъ разлучаться съ тѣломъ. Предстани намъ съ помощію Твоею и сокрой насъ отъ воздушныхъ духовъ злобы поднебесной, а въ день страшнаго суда сокрой насъ въ тайникахъ Твоего Покрова! Аминь.

Примѣчанія:
[1] Левъ VI Мудрый — Византійскій императоръ съ 886 по 912 годъ.
[2] Влахерны — мѣстность въ Константинополѣ на западномъ углу города. Во времена процвѣтанія Византійской имперіи славилась по всему Востоку своими святынями. Особенно извѣстны были Влахерны по Богородичной церкви, построенной императоромъ Львомъ I Великимъ (457-474 гг.), при которомъ въ эту церковь въ 474 году положены были честныя ризы Пресвятой Богородицы, перенесенныя изъ Палестины. Здѣсь же вмѣстѣ съ одеждою Богородицы, хранились въ златокованномъ ковчегѣ омофоръ Ея и часть пояса. Подъ омофоромъ Богородицы, или правильнѣе, мафоріемъ (греч. μαφόριον) разумѣется Ея головной покровъ, большое покрывало, которое носила Она на главѣ Своей.
[3] Знаменіе сіе было въ первой половинѣ X-го вѣка, въ концѣ жизни св. Андрея Юродиваго († ок. 936 г.). Самый праздникъ Покрову Богоматери установленъ въ Церкви Русской не позднѣе половины XII вѣка. Замѣчательно, что видѣніе было святому Андрею — славянину родомъ и праздникъ установленъ и совершается въ славянскихъ земляхъ. Въ самомъ же Константинополѣ хотя не было сего праздника, но помнили видѣніе св. Андрея. Во Влахернской церкви была икона Божіей Матери въ томъ видѣ, какъ Она явилась св. Андрею.
[4] Память его совершается Церковію 2-го октября.
[5] Епифаній — знатный юноша, ученикъ св. Андрея, по мнѣнію нѣкоторыхъ, — впослѣдствіи принявшій иночество съ именемъ Поліевкта и бывшій Константинопольскимъ патріархомъ († 956 г. Память его — 5-го февраля).
[6] Сказаніе о Покровѣ Пресвятыя Богородицы заканчивается слѣдующими подробностями. Когда св. Андрей съ Епифаніемъ созерцали сіе дивное видѣніе, Богоматерь молилась на долгій часъ, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лице. Окончивъ здѣсь молитву, подошла къ престолу, молилась и здѣсь за предстоящій народъ. По окончаніи молитвы, сняла съ Себя блиставшее наподобіе молніи великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главѣ Своей и, держа его съ великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла надъ всѣмъ стоящимъ народомъ. Чудные сіи мужи довольное время смотрѣли на сіе распростертое надъ народомъ покрывало и блиставшую наподобіе молніи славу Господню; и доколѣ была тамъ Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествіи же Ея, сдѣлалось и оно невидимо. Но взявъ его съ Собою, Она оставила благодать бывшимъ тамъ.
[7] Подъ образомъ апокалипсической жены, облеченной въ солнце, большинство разумѣетъ Церковь, а подъ солнцемъ — Іисуса Христа. Въ то же время сія жена могла изображать собою облеченную въ Божественную, небесную славу Пресвятую Богородицу.
[8] Въ русскомъ переводѣ: «Если кто не обращается, Онъ (Богъ) изощряетъ мечъ Свой, напрягаетъ лукъ Свой и направляетъ его, приготовляетъ для него сосуды (т. е. орудія) смерти, стрѣлы свои (т. е. наказанія) дѣлаетъ палящими» (смертоносными).
[9] Столпъ Давидовъ, увѣшанный побѣдоносными военными орудіями и щитами, прообразовалъ собою Пресвятую Богородицу, о чемъ рѣчь далѣе. О семъ знаменитомъ столпѣ Давидовомъ ничего болѣе неизвѣстно изъ Св. Писанія, кромѣ того, что онъ былъ воздвигнутъ на какой-то горѣ, и что онъ созданъ въ Ѳалпіоѳѣ, каковое наименованіе обозначаетъ собою также укрѣпленія.
[10] Сіонъ — юго-западная, самая обширная и высокая изъ четырехъ возвышенностей, на коихъ построенъ Іерусалимъ — почиталась у евреевъ священною и первоначально служила религіознымъ центромъ и твердынею Іерусалима. Посему Писаніе часто именуетъ Іерусалимъ дщерью Сіоновой, напр. см. Псал. 9, 15; Ис. 1, 8; 67, 11; Іер. 6, 23; Матѳ. 21, 5.
[11] Т. е. различныя земныя обстоянія и искушенія: во особености же огненныя стрѣлы лукаваго, нападенія со стороны діавола, — сего исконнаго, страшнаго врага рода человѣческаго, попаляющія насъ какъ-бы смертоноснымъ огнемъ.
[12] Въ бесѣдѣ на Псал. 119. — Амвросій Медіоланскій (Миланскій, въ Италіи), — знаменитѣйшій отецъ Западной церкви и христіанскій писатель IV в. † 397 г. Память его совершается 7-го декабря.
[13] Преподобный Анастасій, игуменъ Синайской горы († ок. 685 г.; память его 20-го апрѣля), въ своихъ «Анагогическихъ созерцаніяхъ» шестоднева, кн. 8.
[14] Память ея совершается 1-го апрѣля.
[15] Служба Покрову Богородицы, 3-я стихира на «Господи воззвахъ».
[16] Акаѳистъ, икосъ 2.
[17] «Господь, — говоритъ по поводу сего прообраза святый Іоаннъ Дамаскинъ, — соорудилъ Себѣ одушевленную лѣствицу, которой основаніе утверждено на землѣ, а верхъ касается самаго неба, и на которой утверждается Богъ. Лѣствица духовная, т. е. Дѣва, утверждена на землѣ: потому что Она родилась на землѣ; глава Ея касалась неба: потому что глава Ея былъ Богъ и Отецъ».
[18] Служба Благовѣщенію, стихира 1-я на «Господи воззвахъ».
[19] Выраженіе кондака Успенію Пресв. Богородицы.
[20] Богоматерь справедливо уподобляется кивоту. Въ Ветхомъ Завѣтѣ въ Скиніи, а послѣ въ храмѣ Іерусалимскомъ находилось внутреннее святилище, «Святое святыхъ», доступное одному лишь первосвященнику, и то лишь одинъ разъ въ годъ. Въ семъ святилищѣ хранился Кивотъ Завѣта — ящикъ, покрытый золотомъ внутри и снаружи, вмѣщавшій въ себѣ самые священные для богоизбраннаго народа предметы. По бокамъ его осѣняли «херувимы славы» золотыя изображенія сихъ высшихъ в ближайшвхъ къ Богу небесныхъ силъ. Сей кивотъ в прообразовалъ Божію Матерь, вмѣстившую въ Себѣ Самого Бога, почему и воспѣвавтся Церковью одушевленнымъ Божіимъ Кивотомъ (канонъ Благовѣщенію, пѣснь 9-я). Какъ неототупная молитвенница за родъ человѣческій предъ престоломъ славы, Она является для насъ кивотомъ, окруженнымъ сонмомъ херувимскихъ силъ, охраняющихъ насъ Своими молитвами отъ всякихъ бѣдъ и обстояній.
[21] Во время странствованія своего по пустынѣ Аравійской израильтянамъ пришлось вступить при Рефидимѣ въ сраженіе съ хищническимъ кочевымъ народомъ — амаликитянами. Моисеи, Ааронъ и Оръ взошли на вершину холма. И когда Моисей поднималъ руки свои, одолѣвалъ Израиль, а когда опускалъ ихъ, одолѣвалъ Амаликъ. Когда же руки Моисеевы отяжелѣли, тогда посадили его на камень, а Ааронъ и Оръ поддерживали руки его, кои и были подняты до захожденія солнца. Тогда израильтяне, во главѣ съ Іисусомъ Навиномъ, низложили Амалика и народъ его погубили остріемъ меча. — Поднятіе при семъ рукъ Моисея изображало образно для Израиля силу молитвы. Смыслъ сравненія понятенъ: въ молитвахъ неусыпающая Богородица, силою ихъ, какъ бы поддерживаемая свв. Іоанномъ Предтечей и Іоанномъ Богословомъ, низлагаетъ, подобно Моисею, невидимаго врага христіанъ — діавола со всѣми его силами, нападающаго на насъ въ семъ мірѣ, уподобляющемся пустынѣ.
[22] Изъ тропаря на маломъ освященіи воды.
[23] Выраженіе: мало елико елико — значитъ: на нѣкоторое непродолжительное время.
[24] Богородица вообще и въ Писаніи, и въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ именуется облакомъ (мглою): изъ Нея возсія намъ Солнце праведное. Во-вторыхъ, потому, что она источаетъ жаждущимъ воду живу оставленія (грѣховъ) и одождила намъ тучу нетлѣнія Христа, въ-третьихъ, потому что Она Своимъ Божественнымъ покровомъ и теплымъ предстательствомъ покрываетъ и ограждаетъ насъ отъ всякихъ золъ и напастей.
[25] Этотъ пророческій прообразъ не ограничивается лишь симъ смысломъ. Какъ утренняи заря, разсѣевающая ночной мракъ, предшествуетъ лучезарному солнцу, заимствуя отъ него свой свѣтъ; такъ и Пресвятая Дѣва непосредственно предварила «Солнце правды» — Христа и отъ Него получила Свою славу Богоматери. Съ рожденіемъ же Христа исчезла тьма идолопоклонства и многобожія и насталъ невечерній день Боговѣдѣнія и благочестія.
[26] Бесѣда 3-я къ Антіох. народу.
[27] Вмѣсто не обинулся правильнѣе: «явился».
[28] Въ день гнѣва, т. е. Втораго Пришествія Христова и послѣдняго Страшнаго Суда.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 5-16.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0