Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День тридцатый.

Память святаго Фрументія, архіепископа Индійскаго.

Когда они плыли по морю, то неблагопріятнымъ вѣтромъ и сильнымъ волненіемъ корабль ихъ прибило къ Еѳіопіи, населенной дикими варварами, которые и захватили въ плѣнъ путешественниковъ. Однихъ они убили, другихъ потопили въ морѣ. Самъ Меропій былъ убитъ, а его племянники Фрументій и Едессій оставлены были въ живыхъ и отправлены въ городъ Авксумъ, въ даръ царю Еѳіопскому. Царю понравились оба юноши и онъ пожелалъ оставить ихъ при дворѣ своемъ. По приказанію царскому, для обученія юношей были приставлены особые надзиратели и учители, съ тѣмъ, чтобы, послѣ обученія, юношамъ можно было дать должности при дворѣ.

Будучи съ дѣтскихъ лѣтъ просвѣщены Христовой вѣрой, Фрументій и Едессій быстро возвысились по уму и образованію предъ всѣми, окружавшими царя и вскорѣ сдѣлались лицами сильными и вліятельными при дворѣ его.

Еще большей чести они удостоились по смерти царя, когда на престолъ Еѳіопіи вступилъ его малолѣтній сынъ Айзанъ. Въ воспитатели Айзана былъ избранъ Фрументій. Тогда Фрументій вмѣстѣ съ братомъ Едессіемъ, имѣя большое вліяніе на всю страну, могли свободно исповѣдывать свою вѣру. Въ то время завязали торговыя сношенія съ Еѳіопіей нѣкоторые римскіе и греческіе купцы, по большей части — христіане. Едессій и Фрументій знакомились съ пріѣзжавшими по торговымъ дѣламъ купцами и устраивали съ ними богослужебныя собранія, для которыхъ они построили небольшую церковь. Вмѣстѣ съ тѣмъ и Еѳіопляне, мало-по-малу знакомились отъ Фрументія и Едессія съ христіанскою вѣрою и усвояли по-немногу истины христіанской вѣры и нравственности.

Между тѣмъ Айзанъ выросъ. Тогда Едессій и Фрументій стали просить царя отпустить ихъ на родину. Айзанъ, послѣ нѣкотораго колебанія, позволилъ имъ оставить Еѳіопію. Получивъ позволеніе, Фрументій и Едессій съ первымъ же кораблемъ отплыли въ Грецію. Едессій, прибывъ въ Грецію, отправился къ себѣ на родину, въ Тиръ, розыскивая своихъ родителей, чтобы съ ними уже болѣе не разлучаться до конца дней. Но не съ тѣмъ же намѣреніемъ оставлялъ Еѳіопію Фрументій. Онъ успѣлъ привязаться къ этой странѣ, которая, по устроенію Божію, стала его второю родиною. Онъ желалъ пламенно, чтобы страна эта сдѣлалась родственною ему и по вѣрѣ. Поэтому Фрументій предпочелъ радостямъ родственнаго свиданія высшую духовную радость, уневѣстивъ Христу новую церковь Абиссинскую.

Вдохновляемый такими святыми мыслями, Фрументій направился вмѣсто Тира въ Александрію, гдѣ тогда былъ епископомъ святый Аѳанасій Великій, ревностный поборникъ Церкви Христовой. Придя къ святому Аѳанасію, Фрументій подробно разсказалъ ему все, что пришлось испытать ему съ Едессіемъ въ Абиссинской странѣ, начиная съ чудеснаго промышленія о нихъ въ плѣну у варваровъ, жестоко истребившихъ Меропія и остальныхъ съ ними христіанъ. Онъ объяснилъ великому святителю, что эти варвары послѣ уже не чуждались христіанъ и даже вникали въ ихъ жизнь и ученіе, и теперь легко могли бы быть просвѣщены свѣтомъ Христовой истины. Для сего почва уже подготовлена и страна сія жаждетъ, чтобы явился сѣятель. Поэтому Фрументій горячо просилъ святителя теперь же послать въ Еѳіопію епископа и клиръ.

Выслушавъ это повѣствованіе Фрументія, святый Аѳанасій уразумѣлъ въ судьбѣ сихъ братьевъ дивное промышленіе Божіе, ради обращенія ко Христу Еѳіоплянъ. При этомъ его озарила мысль, что лучше всего поставить епископомъ въ Еѳіопію самого Фрументія, успѣвшаго близко изучить нравы, обычаи и языкъ жителей той страны и заслужившаго тамъ почтеніе и любовь.

Тогда блаженный Аѳанасій сказалъ Фрументію:

— «Кто же среди насъ лучше тебя можетъ разгнать мглу язычества и принести туда зарю божественнаго благовѣстія?»

Послѣ этого Фрументій былъ рукоположенъ святымъ Аѳанасіемъ во епископа и съ апостольскою ревностію отправился вновь въ Еѳіопію просвѣщать язычниковъ. Прежде всего онъ сталъ убѣждать самого царя Айзана принять святое крещеніе. Молодой царь, привыкшій пользоваться совѣтами Фрументія и въ глубинѣ души склонный принять вѣру своего учителя, съ сердечной вѣрой внималъ проповѣди его о Воскресшемъ и крестился во Имя Христово. За нимъ крестились и многіе изъ приближенныхъ царя. Господь удостоилъ сего равноапостольнаго угодника Своего дара чудотворенія; святый Фрументій силою Имени Христова исцѣлялъ бѣсноватыхъ и одержимыхъ различными недугами. А тѣхъ, которые своими мудрованіями отрицали Христово ученіе и не хотѣли вѣрить благовѣстію святаго Фрументія, онъ предавалъ власти сатаны, да духъ спасется [2], по Апостолу (1 Кор. 5, 5), иныхъ же изъ упорствующихъ поражалъ сухотою всего тѣла, а на другихъ наводилъ ослѣпленіе очей. При такихъ внезапныхъ грозныхъ знаменіяхъ, происходившихъ по слову угодника Божія, даже упорные изъ язычниковъ, преклонялись предъ нимъ и, исповѣдуя Христа Сына Божія, получали отъ Фрументія исцѣленіе и были крещены.

Народъ удивлялся силѣ благовѣстія проповѣдника и самъ царь невольно воскликнулъ:

— «Сколько лѣтъ ты съ нами жилъ и мы не видали отъ тебя никакого чуда! Откуда же теперь дана такая благодать и притомъ въ короткое время!?»

Блаженный же Фрументій отвѣчалъ на это царю и всѣмъ окружавшилъ и близко знавшимъ его:

— «Не мой это даръ, честные други Христовы, но даръ священства отъ Самого Господа Христа. Уже давно я видѣлъ ваше доброе намѣреніе и расположеніе къ принятію Христа. Поэтому, оставивъ свое отечество и пренебрегая родствомъ, я, повинуясь гласу Господню, отправился въ Александрію и повѣдалъ о вашей жаждѣ духовной самому Великому Аѳанасію, священноначальнику церкви Александрійской. Онъ удостоилъ меня святаго рукоположенія и, просвѣтивъ апостольскою благодатію, съ молитвою и благословеніемъ послалъ къ вамъ. Сей-то священный даръ Божій, чрезъ меня, совершаетъ среди васъ, принявшихъ съ вѣрою слово благовѣстія, тѣ знаменія, кои вы видите».

Положивъ, такимъ образомъ, начало Церкви Христовой въ Еѳіопій, святый Фрументій сталъ ревностно заботиться о внѣшнемъ и внутреннемъ ея благоустройствѣ. Онъ созидалъ по всей странѣ храмы для новообращенныхъ и повсюду устроялъ богослуженіе.

Вмѣстѣ съ тѣмъ онъ озаботился переводомъ Священнаго Писанія на языкъ еѳіопскій.

Послѣ этого проповѣдь Евангелія распространялась въ Еѳіопіи еще успѣшнѣе.

И такъ немалые годы пожилъ богоугодно святый Фрументій, утверждая вѣрующихъ своимъ примѣромъ и словомъ въ соблюденіи заповѣдей Божіихъ, послѣ чего мирно отошелъ ко Господу, около 360 года, оставивъ церковь Еѳіопскую прочно устроенною [3]. Отъ честныхъ мощей святителя неоскудѣваемо подавались различныя исцѣленія всѣмъ съ вѣрою и мольбою прибѣгавшимъ къ нему, во славу истиннаго Христа Бога нашего. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Подъ Индіей здѣсь разумѣютcя вообще страны, лежащія по берегамъ Чермнаго моря и Индійскаго океана. Подъ этимъ общимъ названіемъ разумѣлись: Еѳіопская, Арабская и Браминская Индія. Поэтому въ Прологѣ святый Фрументій названъ архіепископомъ Индійскимъ, будучи просвѣтителемъ Индіи, собственно Еѳіопской, расположенной на югъ отъ Египта. Точнѣе это были Нубія и Абиссинія.
[2] Т. е. церковному отлученію.
[3] Нынѣшняя Еѳіопія, составляя часть древней Абиссиніи, является такимъ образомъ преемницей вѣры Христіанской, принесенной туда святымъ Фрументіемъ. Абиссинская церковь находилась въ тѣсной связи съ церковію Александрійскою, патріарху которой подчиненъ былъ Абиссинскій епископъ. Поэтому, во время аріанскихъ смутъ и споровъ она, вѣрная преданіямъ святаго Аѳанасія Великаго, оставалась православною, несмотря на то, что, приверженный къ аріанскому ученію, императоръ Констанцій употреблялъ различныя средства для распространенія аріанства среди Абиссинцевъ. Но вслѣдствіе той же связи съ церковію Александрійскою, Абиссинская церковь, въ V вѣкѣ, вмѣстѣ съ нею уклонилась въ монофизитскую ересь, во всемъ остальномъ вѣроученіи и богослуженіи оставаясь вѣрною православному ученію.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 825-829.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0