Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 17 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День двадцать восьмой.

Житіе святаго отца нашего Ѳеодора, архіепископа Ростовскаго [1].

Узнавъ о благочестивой подвижнической жизни Стефана, великій князь Симеонъ Ивановичъ [3], сынъ Ивана Даниловича, повелѣлъ митрополиту Ѳеогносту посвятить его въ священническій санъ, а потомъ поставить и въ игумены Богоявленскаго монастыря, и избралъ его въ духовники себѣ. Духовными дѣтьми Стефана пожелали стать и многіе бояре и вельможи. Великій князь Симеонъ любилъ Стефана, почиталъ и часто съ нимъ бесѣдовалъ.

Таковъ былъ отецъ святаго Ѳеодора, называвшагося въ міру Іоанномъ. По достиженіи семилѣтняго возраста, Іоаннъ отданъ былъ благочестивыми родителями въ наученіе грамотѣ и вскорѣ изучилъ все, что было ему преподано.

По смерти матери, юный Іоаннъ находился при своемъ отцѣ, принявшемъ иночество. Слыша о жизни своего дяди, великаго Радонежскаго подвижника Сергія, устроявшаго тогда свою новую обитель, въ которую отвсюду собирались разнаго чина и званія люди для духовныхъ подвиговъ, Іоаннъ горѣлъ желаніемъ видѣть Сергія и послѣдовать ему. По Божію смотрѣнію, отецъ Іоанна, Стефанъ, отправился изъ Москвы въ Радонежскую область въ монастырь Живоначальныя Троицы и привелъ съ собою и сына своего Іоанна. Онъ провелъ сына прямо въ церковь и, взявъ за правую руку, самъ предалъ его въ руки игумена Сергія, своего роднаго брата.

Несмотря на юные годы Іоанна, которому было всего двѣнадцать лѣтъ, преподобный Сергій, провидя въ немъ истиннаго подвижника, тогда же постригъ его въ иноческій чинъ, 20-го апрѣля, на память преподобнаго Ѳеодора Трихины, въ честь котораго Іоаннъ переименованъ былъ въ Ѳеодора: тогда былъ обычай давать при постриженіи имя того святаго, память котораго совершалась въ день постриженія.

Новопостриженный инокъ Ѳеодоръ и остался на иноческое жительство въ Троицкомъ монастырѣ подъ руководствомъ великаго его основателя. Онъ сталъ вести воздержную, цѣломудренную и чистую жизнь, усердно посѣщалъ церковныя службы, внимательно слушалъ Божественное Писаніе и самъ часто читалъ Божественныя книги. Наставника же своего, преподобнаго Сергія, во всемъ слушался со смиреніемъ, кротостію и молчаніемъ. Усердіе къ церковной и келейной молитвѣ, постъ и бдѣніе, усердное пѣніе псалтыри и слезы умиленія молодаго инока вызывали удивленіе у окружавшихъ. Особенно замѣчательно было то, что онъ ничего не скрывалъ отъ преподобнаго Сергія, и днемъ и ночью открывая ему всѣ свои помыслы.

По достиженіи надлежащаго возраста, Ѳеодоръ былъ посвященъ въ іерейскій санъ и продолжалъ совершенствоваться въ иноческихъ подвигахъ и духовной жизни. Когда онъ служилъ литургію вмѣстѣ съ преподобнымъ Сергіемъ и своимъ отцомъ Стефаномъ, нѣкоторые иноки, удостоенные особой благодати Божіей, видѣли, какъ съ сими святыми служителями у престола служилъ ангелъ Божій.

Въ это время стала посѣщать Ѳеодора мысль объ основаніи новаго, своего монастыря, объ отысканіи удобнаго мѣста и учрежденіи иноческаго общежитія. Мысль эту онъ повѣдалъ своему учителю, преподобному Сергію, и повторялъ это не разъ. Преподобный, видя, что мысль эта рѣшительно овладѣла Ѳеодоромъ, усмотрѣлъ въ семъ дѣйствіе промысла Божія.

Ѳеодоръ непрестанно предавался по обычаю ночной молитвѣ. И вотъ однажды, стоя на молитвѣ, онъ слышитъ голосъ: «Ѳеодоръ, иди въ пустыню; ты устроишь обитель, соберешь въ ней многихъ подвижниковъ, мужей желаній духовныхъ, и получишь великую награду на небесахъ». Принявъ сіи слова за откровеніе свыше, блаженный никому не открылъ о происшедшемъ. Но спустя значительное время великій прозорливецъ Сергій сказалъ своему племяннику:

— «Я, чадо, надѣялся, что ты предашь кости мои гробу и станешь послѣ меня игуменомъ на семъ мѣстѣ; но если хочешь теперь начать задуманное тобою дѣло, то да поможетъ тебѣ Богъ и Пресвятая Богородица».

Благословивъ своего племянника и ученика, онъ отпустилъ его вмѣстѣ съ тѣми изъ братій, которые пожелали съ нимъ отправиться.

Преподобный Ѳеодоръ вышелъ со своими спутниками изъ монастыря и отправился искать нужнаго ему, удобнаго для обители, мѣста. И нашелъ онъ прекрасное для построенія монастыря мѣсто, называвшееся Симоново, недалеко отъ города Москвы, на лѣвомъ берегу Москвы-рѣки.

Получивъ извѣстіе, преподобный Сергій самъ пришелъ видѣть это мѣсто, нашелъ его удобнымъ для построенія монастыря и благословилъ Ѳеодора приступить къ исполненію задуманнаго предпріятія.

Получивъ надлежащее архіерейское разрѣшеніе, преподобный Ѳеодоръ создалъ на избранномъ мѣстѣ церковь во имя Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго Ея Рождества, возвелъ нужныя для монастыря изрядныя строенія, собралъ отовсюду многочисленную монастырскую братію и составилъ монастырь по строгому чину монастырей общежительныхъ.

Самъ основатель монастыря подавалъ примѣръ строгой подвижнической жизни и сіялъ какъ внутренними добродѣтелями, такъ и внѣшнимъ благолѣпіемъ и тѣлесной красотой, отличаясь вмѣстѣ съ тѣмъ мудростью и разумомъ. Всѣ эти качества возбуждали у всѣхъ уваженіе и почтеніе къ нему, и слава его возрастала болѣе и болѣе, такъ что дядя его, преподобный Сергій, опасался, чтобы племянникъ его не прельстился этой честью и славой, и непрестанно молился, чтобы Господь Богъ помогъ Сгефану совершить теченіе жизни безъ преткновенія.

Когда новооснованный монастырь сталъ привлекать многихъ приходящихъ, Стефанъ, избѣгая шумной жизни, рѣшилъ найти для себя болѣе глухое и уединенное мѣсто. Таковое онъ усмотрѣлъ вблизи монастыря, на разстояніи двухъ выстрѣловъ изъ лука, въ густомъ лѣсу, близъ самой рѣки-Москвы, въ пяти верстахъ отъ Московскаго Кремля. Здѣсь онъ построилъ для себя уединенную келлію и сталъ подвизаться съ новымъ усердіемъ и въ новыхъ трудахъ.

Но и здѣсь стали собираться къ нему ученики, желавшіе подвизаться вмѣстѣ съ нимъ. И здѣсь посѣтилъ его преподобный Сергій и призналъ новое мѣсто удобнымъ для подвиговъ и для построенія монастыря. Митрополитъ Алексій [4] далъ благословеніе на основаніе церкви въ новомъ Симоновѣ, а за церковью Рождества Пресвятой Богородицы осталось наименованіе: «На Старомъ Симоновѣ».

Основаніе великолѣпной и обширной каменной церкви во имя Успенія Пресвятой Богородицы преподобнымъ Ѳеодоромъ положено было въ 1379 году, а закончена постройка была только черезъ 26 лѣтъ, въ 1405 году, уже по смерти основателя; освященіе новопостроеннаго храма совершено было уже митрополитомъ Кипріаномъ.

Одновременно съ церковью воздвигнуты были и другія новыя обширныя монастырскія зданія, трапеза, келліи. Много нашлось благотворителей новооснованному монастырю: князья и бояре, и самъ великій князь Димитрій Іоанновичъ [5], а потомъ сынъ его и преемникъ, великій князь Василій Димитріевичъ [6], щедро давали казной и разными вкладами на монастырское строеніе.

Такъ устроился Новый Симоновъ монастырь, а Старый Симоновъ остался усыпальницею иноковъ.

Еще при митрополитѣ Алексіи Ѳеодоръ былъ поставленъ въ игумена Симонова монастыря; преподобный Сергій былъ противъ этого: онъ желалъ, чтобы Ѳеодоръ проводилъ уединенную жизнь, къ которой стремился; но онъ долженъ былъ уступить настояніямъ великаго князя Димитрія Іоанновича и митрополита Алексія.

Великій князь Димитрій Іоанновичъ избралъ игумена Ѳеодора въ духовные отцы себѣ; духовными дѣтьми Ѳеодора пожелали стать и многіе бояре и вельможи.

Какъ духовникъ великаго князя и многихъ бояръ, какъ племянникъ знаменитаго подвижника Сергія, хорошо извѣстный и властямъ духовнымъ, Симоновскій игуменъ Ѳеодоръ долженъ былъ принимать живое участіе въ дѣлахъ церковныхъ.

По смерти митрополита Алексія настали замѣшательства въ русской митрополіи. Въ Кіевѣ находился Кипріанъ, поставленный въ Кіевскіе митрополиты еще при жизни святаго Алексія и стремившійся распространить свою власть и на церковь Московскую, а въ Константинополѣ въ 1380 году, безъ вѣдома и согласія Московскаго великаго князя, былъ поставленъ въ митрополиты Кіевскіе и всея Россіи Пименъ. Великій князь пожелалъ имѣть митрополитомъ Кипріана и отправилъ звать его въ Москву духовника своего, Симоновскаго игумена Ѳеодора, который и выполнилъ данное порученіе съ успѣхомъ. Впослѣдствіи нѣсколько разъ Ѳеодоръ исполнялъ подобныя же порученія. Такъ въ 1384 году онъ, по волѣ великаго князя, вмѣстѣ съ Суздальскимъ архіепископомъ Діонисіемъ, путешествовалъ въ Константинополь по дѣламъ русской митрополіи, такъ какъ смута еще продолжалась: въ Москвѣ занимали митрополичью каѳедру то Кипріанъ, то Пименъ.

Въ эту поѣздку свою въ Константинополь игуменъ Ѳеодоръ получилъ отъ патріарха Нила [7] санъ архимандрита, а Симоновъ монастырь сдѣланъ былъ патріаршимъ ставропигіальнымъ. Въ 1387 году архимандритъ Ѳеодоръ снова путешествовалъ въ Константинополь по дѣламъ митрополіи, когда туда же ѣздили и оба митрополита, Пименъ и Кипріанъ. Изъ этой поѣздки Ѳеодоръ возвратился въ санѣ архіепископа Ростовскаго вмѣстѣ съ митрополитомъ Пименомъ.

И послѣ своего назначенія на архіепископскую Ростовскую каѳедру, оставшуюся праздною послѣ удаленія святаго Іакова [8], Ѳеодоръ продолжалъ принимать дѣятельное участіе въ церковныхъ дѣлахъ. Такъ въ 1389 году онъ вмѣстѣ съ другими епископами провожалъ изъ Москвы до Рязани Пимена въ третью, послѣднюю, поѣздку его въ Константинополь.

19-го мая 1389 года скончался великій князь Димитрій Іоанновичъ. Сынъ и преемникъ его, великій князь Василій Димитріевичъ, оказывалъ такое же уваженіе и вниманіе архіепископу Ѳеодору, какъ и его отецъ, и пользовался его услугами въ дѣлахъ церковныхъ.

Новымъ патріархомъ Антоніемъ [9] Пименъ былъ низложенъ окончательно и вскорѣ умеръ [10]. Великій князь Василій Димитріевичъ рѣшилъ принять въ Москву митрополита Кипріана, находившагося въ Константинополѣ, и для приглашенія его отправилъ, не разъ уже бывшаго тамъ, опытнаго Ростовскаго архіепископа Ѳеодора.

1-го октября 1389 года митрополитъ Кипріанъ, вмѣстѣ съ пріѣхавшимъ за нимъ Ѳеодоромъ, отправился изъ Константинополя черезъ Кіевъ, гдѣ они оставались до февраля 1390 года, а на средокрестной недѣлѣ великаго поста этого года выѣхали въ Москву.

Такъ кончились замѣшательства въ русской митрополіи, а вмѣстѣ съ ними и странствованія архіепископа Ѳеодора. Много трудовъ, опасностей на сушѣ и морѣ, огорченій и непріятностей пришлось ему перенести за это время, но онъ съ юныхъ лѣтъ пріучилъ себя къ трудамъ и подвигамъ и не думалъ о покоѣ. Господь Богъ укрѣплялъ духъ его и тѣло.

Будучи игуменомъ и архимандритомъ Симонова монастыря, Ѳеодоръ, хотя и былъ отвлекаемъ общецерковными дѣлами, однако постоянно и неослабно руководилъ монастырскою жизнью и въ своихъ ученикахъ воспиталъ многихъ великихъ и славныхъ подвижниковъ. Къ нему приведенъ былъ блаженнымъ Стефаномъ Махрищскимъ [11] благороднаго происхожденія юноша, по имени Косма, воспитывавшійся въ Москвѣ въ домѣ боярина Вельяминова, и былъ постриженъ въ Симоновомъ монастырѣ подъ именемъ Кирилла. Это былъ знаменитый впослѣдствіи основатель Кирилло-Бѣлозерскаго монастыря. Первыми подвигами монашескаго послушанія онъ обратилъ на себя общее вниманіе въ Симоновомъ монастырѣ, трудясь въ пекарнѣ, поварнѣ и другихъ послушаніяхъ. Здѣсь замѣтилъ его нерѣдко посѣщавшій обитель преподобный Сергій и любилъ съ нимъ бесѣдовать. Когда архимандритъ Ѳеодоръ былъ возведенъ въ санъ архіепископа Ростовскаго, братія Симонова монастыря избрала Кирилла настоятелемъ. Но, жаждавшій уединенныхъ подвиговъ, Кириллъ тяготился этимъ положеніемъ, отказался отъ настоятельства и затворился въ своей келліи. Однако слава его подвиговъ и сюда привлекла почитателей и посѣтителей, и онѣ рѣшилъ удалиться на сѣверъ, гдѣ и основалъ свой, славный впослѣдствіи, монастырь [12].

Здѣсь же, въ Симоновомъ монастырѣ, при архимандритѣ Ѳеодорѣ, принялъ постриженіе молодой волоколамскій дворянинъ Ѳеодоръ Поскочинъ, названный въ иночествѣ Ѳерапонтомъ. Подобно Кириллу, онъ прославился своимъ подвижничествомъ и былъ извѣстенъ Сергію Радонежскому. Вмѣстѣ съ своимъ другомъ Кирилломъ онъ удалился въ Бѣлозерскій край и основалъ тамъ монастырь, который сталъ извѣстенъ подъ именемъ Ѳерапонтова. Призванный княземъ Андреемъ Димитріевичемъ Можайскимъ, которому принадлежало и Бѣлоозеро, Ѳерапонтъ основалъ въ Можайскѣ новый монастырь Лужецкій, въ которомъ и скончался архимандритомъ своей обители [13].

Много и другихъ лицъ подвизалось въ Симоновомъ монастырѣ подъ руководствомъ архимандрита Ѳеодора. Строгое общежитіе, установленное въ Симоновомъ монастырѣ, служило образцомъ для другихъ общежительныхъ монастырей, основатели которыхъ прежде жили въ монастырѣ или посѣщали его.

По окончаніи трудовъ по дѣламъ русской митрополіи, архіепископъ Ѳеодоръ прибылъ въ Ростовъ и, поклонившись иконѣ Богоматери и мощамъ святителя Леонтія, занялся усердно новымъ пастырскимъ служеніемъ. Въ мирѣ и любви пребывалъ онъ съ ростовскимъ княжескимъ семействомъ и руководилъ его по пути благочестія. У сына тогдашняго ростовскаго князя Александра Константиновича Іоанна заболѣли глаза и онъ потерялъ зрѣніе. Отецъ обратился къ святителю Ѳеодору и просилъ помолиться за больного. Ѳеодоръ направилъ князей къ мощамъ святаго Леонтія въ ростовскую соборную церковь, и, по совершеніи молебствія, больной князь исцѣлился и прозрѣлъ. Впослѣдствіи, уже послѣ кончины святителя Ѳеодора, наученный симъ пастыремъ, князь Іоаннъ, когда снова впалъ въ очную болѣзнь, опять обратился съ горячею молитвою къ чудотворцу Леонтію и опять получилъ исцѣленіе [14].

Архіепископъ Ѳеодоръ оставилъ также по себѣ память основаніемъ въ Ростовѣ Рождественскаго дѣвичьяго монастыря, существующаго и въ настоящее время.

О святителѣ Ѳеодорѣ извѣстно также, что онъ, будучи настоятелемъ Симонова монастыря, занимался иконописью и украсилъ иконами своего письма различныя московскія церкви [15].

Изъ всѣхъ Ростовскихъ святителей Ѳеодоръ первый поставленъ былъ въ санъ архіепископа, каковой санъ на Руси дотолѣ принадлежалъ только владыкѣ древняго Новгорода Великаго. Недолго святитель Ѳеодоръ управлялъ Ростовскою паствою. Блаженная кончина его послѣдовала 28 ноября 1395 года. Мощи его почиваютъ подъ спудомъ въ Ростовскомъ Успенскомъ соборѣ въ юго-западномъ углу. Надъ нимъ устроена богато украшенная гробница подъ золотою сѣнію [16].

Примѣчанія:
[1] Житіе сватителя Ѳеодора имѣлъ намѣреніе составить знаменитый Епифаній Премудрый, написавшій житія преподобнаго Сергія Радонежскаго и святаго Стефана, епископа Пермскаго; но сіе намѣреніе Епифанія не было осуществлено. Древняго житія святаго Ѳеодора не отыскано. Существуетъ въ рукописи (Син. Библ. № 580) пространное житіе Ѳеодора, составленное по разнообразнымъ источникамъ въ XVII столѣтіи (по указанной синодальной рукописи это житіе издано въ 1877 г. въ Ярославлѣ отдѣльной книжкой подъ заглавіемъ: «Житіе иже во святыхъ отца нашего Ѳеодора, архіепископа Ростовскаго, чудотворца и основателя Симонова монастыря»). Сіе житіе и положено въ основаніе настоящаго изложенія съ провѣркой по лѣтописямъ и документамъ.
[2] Святый Ѳеогностъ занималъ митрополію съ 1328 г. по 1353 г.
[3] Симеонъ Ивановичъ Гордый княжилъ съ 1340 г. по 1353 г.
[4] Святый Алексій былъ митрополитомъ съ 1354 г. по 1378 г.
[5] Димитрій Іоанновичъ Донской княжилъ съ 1363 г. по 1389 г.
[6] Василій Димитріевичъ княжилъ съ 1389 г. по 1425 г.
[7] Нилъ былъ патріархомъ съ 1378 г. по 1388 г.
[8] Память святаго Іакова празднуется 27 ноября.
[9] Антоній патріаршествовалъ съ 1388 г. по 1395 г.
[10] Митрополитъ Пименъ скончался 11 сентября 1389 года въ Малоазійскомъ городѣ Халкидонѣ, лежащемъ почти противъ Константинополя, и тамъ погребенъ.
[11] Память его празднуется 14 іюля.
[12] См. житіе преподобнаго Кирилла Бѣлозерскаго 9-го іюня.
[13] Преподобный Ѳерапонтъ скончался въ глубокой старости въ 1426 г. 27-го мая; подъ симъ числомъ см. его житіе.
[14] О семъ повѣствуется въ житіи святаго Леонтія, Ростовскаго Чудотворца.
[15] О занятіяхъ святаго Ѳеодора иконописаніемъ говорится въ «Сказаніи о святыхъ иконописцахъ» (Буслаевъ. Истор. Очерки II, 379).
[16] Въ ликѣ святыхъ Ѳеодоръ встрѣчается въ агіографическихъ памятникахъ съ XV столѣтія. Въ рукописяхъ встрѣчаются написанные въ честь его тропарь и кондакъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 793-801.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0