Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Ноябрь.
День двадцать седьмой.

Страданіе святаго мученика Іакова Персянина.

Святый мученикъ Іаковъ родился въ Персіи, отъ христіанскихъ родителей, которые воспитали его въ благочестіи. Женившись на христіанкѣ, онъ жилъ въ богатствѣ и почетѣ, такъ какъ пользовался любовью Персидскаго царя Издигера и преемника его Варахрана [1], который сдѣлалъ его управителемъ своего дворца. Облагодѣтельствованный Персидскими царями, онъ прельстился земными почестями, отпалъ отъ христіанской вѣры и, вмѣстѣ съ царемъ, принесъ идоламъ жертву и поклонился имъ. Узнавъ объ этомъ, мать и жена его послали ему письмо, въ которомъ обращались къ нему съ такими словами:

— «Несчастный, зачѣмъ ты изъ-за человѣческой славы оставилъ Бога, Царя Небеснаго? Угождая царю временному, ты сдѣлался чуждъ жизни безсмертной. Служа тлѣнному, ты отвратился отъ нетлѣннаго. Истинѣ предпочелъ ложь, такъ какъ оставивъ вѣру Христову, впалъ въ прелесть діавольскую. Повинуясь царю смертному, ты презрѣлъ Судію живыхъ и мертвыхъ и, добиваясь любви человѣческой, сдѣлался недостойнымъ любви Божіей и лишился небесныхъ благъ. Мы плачемъ и рыдаемъ о тебѣ, такъ какъ, бывъ прежде сыномъ свѣта, ты сдѣлался теперь сыномъ тьмы и геенны. Знай же, если ты не отвратишься отъ діавольской прелести, то не будешь имѣть общенія съ нами, ибо мы не хотимъ и видѣть тебя идолопоклонникомъ. И мы молимъ тебя со слезами: обратись ко Христу, дабы избѣгнуть тебѣ гнѣва Божія. Исполни же просьбу нашу скорѣе и не медли, иначе будетъ поздно. И когда гнѣвъ Божій постигнетъ тебя вмѣстѣ съ царемъ и его друзьями, тогда не будетъ возврата, и ты восплачешься горько, видя себя въ гееннѣ огненной».

Это письмо отъ матери и жены Іакова была подано ему въ то время, когда онъ находился вмѣстѣ съ царемъ за городомъ.

Прочитавъ письмо, Іаковъ умилился и подумалъ:

— «Если даже моя мать и жена отрекаются отъ меня за то, что я отвергся Христа и не хотятъ видѣть меня, — то что же станетъ со мною въ будущемъ вѣкѣ, когда Богъ придетъ судить живыхъ и мертвыхъ и воздастъ каждому по дѣламъ его?»

И опять прочитавъ письмо со вниманіемъ, онъ горько заплакалъ и сталъ каяться въ грѣхѣ своемъ. Потомъ онъ сказалъ себѣ:

— «Вотъ что я сдѣлаю, чтобы не погибнуть совсѣмъ. Буду неотступно стучать у дверей милосердія Божія, пока онѣ не отверзятся мнѣ. И я вѣрю, что онѣ отверзятся, потому что Богъ благоутробенъ и милостивъ: Онъ не хочетъ смерти грѣшника, но еже обратитися и живу быти ему (Іез. 33, 11).

Когда онъ съ горькимъ плачемъ говорилъ такія слова, нѣкоторые изъ язычниковъ, увидѣвъ, что онъ христіанинъ, пошли и возвѣстили о томъ царю Варахрану. Царь призвалъ Іакова и сказалъ ему:

— «Говори намъ всю правду, — ты назарянинъ?» Іаковъ отвѣтилъ:

— «Да, я назарянинъ».

— «Итакъ, ты волхвъ?» — снова спросилъ царь.

— «Нѣтъ, я не волхвъ, — сказалъ на это Іаковъ, — но христіанинъ».

Тогда царь сказалъ:

— «Неблагодарный! не получилъ ли ты отъ меня и отца моего многихъ даровъ и не пользовался ли почетомъ у насъ?»

Іаковъ отвѣтилъ:

— «Гдѣ теперь отецъ твой? Тѣломъ онъ въ гробѣ истлѣваетъ, а душа его ввержена во адъ».

Услыхавъ такія слова, царь весьма разгнѣвался и сказалъ:

— «Такую-то благодарность ты воздаешь мнѣ за любовь мою къ тебѣ, плодами которой ты наслаждался донынѣ? Мнѣ ты противишься, а отца моего злословишь. Знай же, что ты повиненъ за то смерти; но только я не казню тебя мечемъ, чтобы ты не умеръ скорою смертію, а долго и жестоко буду мучить тебя и предамъ горчайшей смерти».

— «Что хочешь дѣлать, — отвѣчалъ Іаковъ, — дѣлай, царь, скорѣй, но знай, что не устрашатъ меня слова твои, которыя подобны вѣтру, дующему на каменную скалу. Я не боюсь смерти, памятуя, что временная смерть есть только сонъ, ибо всѣ люди возстанутъ изъ гробовъ своихъ во время страшнаго второго пришествія Христа моего и Господа.

На это царь сказалъ:

— «Пусть не прельщаютъ тебя назареи, называющіе смерть сномъ и учащіе не бояться смерти, которой боятся даже и цари».

— «Для праведныхъ, — отвѣчалъ святый, — смерть — успокоеніе, а вамъ, невѣрнымъ и грѣшнымъ, начало мукъ вѣчныхъ».

Тогда царь призвалъ совѣтниковъ и друзей своихъ и началъ совѣщаться съ ними о томъ, какимъ мукамъ предать Іакова. На устрашеніе другихъ Персовъ, чтобы и они, подобно Іакову, не отлучились отъ своей вѣры, онъ измыслилъ для святаго такую казнь: повелѣлъ, чтобы каждый членъ его тѣла былъ урѣзанъ и раздробленъ по отдѣльности. И вотъ палачи, по повелѣнію царя, схватили Іакова и повели его на мѣсто казни, чтобы раздробить его на части по числу членовъ тѣла его. Вслѣдъ за святымъ Іаковомъ отправились на мѣсто казни и многіе знавшіе его, среди которыхъ не мало было воиновъ и сановниковъ; всѣ они пошли затѣмъ, чтобы посмотрѣть на мученія святаго.

Пришедши на мѣсто казни, святый упросилъ своихъ палачей помедлить немного и дать ему возможность помолиться. Затѣмъ возведши очи къ небу, онъ началъ такъ молиться:

— «Господи Боже мой! услыши меня, раба Твоего, призри съ высоты небесной и дай мнѣ крѣпость и силу въ часъ сей, чтобы мнѣ перенести предстоящія мученія и своею кровію искупить согрѣшеніе мое, ибо я отвергся отъ Тебя, Творца и Владыки моего. Нынѣ я скорблю о семъ и обращаюсь къ Тебѣ, Богу моему, исповѣдуя имя Твое святое, и полагаю за Тебя душу мою. Ты же, Господи, пошли мнѣ помощь Свою въ страданіяхъ моихъ, чтобы видѣли силу Твою враги мои и постыдились, яко Ты, Господи, помоглъ ми и утѣшилъ мя еси (Псал. 85, 17).

Когда святый такъ молился, приступили къ нему палачи и, обнаживши его, растянули у него руки и ноги, говоря:

— «Что ты будешь дѣлать теперь, Іаковъ? нѣтъ тебѣ пощады, — твое тѣло велѣно разорвать на части: пальцы рукъ и ногъ твоихъ и все тѣло твое отъ шеи до пятокъ мы должны рѣзать, послѣ же всего отсѣчемъ мы и голову. Подумай, что для тебя лучше, — покориться царской волѣ и быть невредимымъ и здоровымъ, или умереть среди жестокихъ мукъ?»

Тоже съ плачемъ говорили ему и нѣкоторые изъ его друзей:

— «Зачѣмъ безцѣльно губишь свою душу? пожалѣй себя и не губи своей юности, исполни волю царскую, поклонись богамъ нашимъ, чтобы остаться живымъ; своему же Богу, если хочешь, служи втайнѣ».

Слыша такія рѣчи, произносимыя со многимъ плачемъ, святый отверзъ уста свои и сказалъ:

— «Не плачьте обо мнѣ, но плачьте о себѣ и дѣтяхъ вашихъ. Я въ вѣчный покой иду, вы же всѣ пойдете въ муку вѣчную. Раздробляя мнѣ члены, вы тѣмъ самымъ уготовляете мнѣ неизреченное блаженство на небѣ, а себѣ — ужасныя мученія во адѣ, гдѣ будете горѣть въ неугасаемомъ огнѣ, вмѣстѣ съ бѣсами, которымъ теперь покланяетесь».

При этихъ словахъ святаго, одинъ изъ приставниковъ царскихъ началъ бить спекуляторовъ [2], говоря:

— «Что стоите, глядя на него? Начинайте дѣлать, чтó вамъ приказано».

И тотчасъ же одинъ изъ палачей, взявшись за руку святаго, отрѣзалъ у него большой палецъ руки. Блаженный же — обративъ взоръ на небо, произнесъ:

— «Помощь и надежда моя, Господи Боже! Ты отгоняешь единымъ Божественнымъ перстомъ Своимъ бѣсовъ, прими же — какъ вѣтвь отъ древа, сей перстъ мой, урѣзанный силою бѣсовскою, и будь милостивъ ко мнѣ грѣшному; ибо и отъ виноградной лозы отрѣзываются вѣтви, чтобы лоза больше зеленѣла и росла и приносила бы много плода».

Тогда приставникъ царскій, жалѣя святаго, сказалъ ему:

— «Пощади себя, Іаковъ, и послушайся царскаго повелѣнія, поклонись нашимъ богамъ. Ты видишь, мы всѣ жалѣемъ тебя. А объ отрѣзанномъ пальцѣ не скорби: врачи тебя вылѣчатъ. Только не губи больше своего здоровья и красоты своей».

Блаженный отвѣчалъ ему:

— «Развѣ ты не знаешь, что если обрѣжутъ вѣтви виноградной лозы, то она, когда солнце начнетъ грѣть ее, прозябаетъ въ урѣзанныхъ мѣстахъ и потомъ начинаетъ произрастать и приносить плоды? Такъ бываетъ и съ вѣрными сынами Божіими. Насажденные въ вертоградѣ Божіемъ и привитые къ истинной Лозѣ — Господу Іисусу, Который сказалъ: Азъ есмь Лоза, вы же рождіе (Іоан. 15, 5), — они обрѣзываются чрезъ временную смерть и воскресаютъ въ грядущемъ вѣкѣ, гдѣ зеленѣютъ и украшаются нетлѣнною славою и получаютъ плоды вѣчнаго воздаянія».

Какъ только святый кончилъ свою рѣчь, палачъ опять подошелъ къ нему и отрѣзалъ ему второй палецъ. Но святый, терпѣливо перенося мученія, воскликнулъ:

— «Прими, Господи, и вторую вѣтвь отъ Твоего сада, который насадила десница Твоя».

Лицо его было свѣтло и исполнено радости, какъ будто онъ испытывалъ не великія мученія, а высочайшее наслажденіе. Тогда ему отрѣзали и третій палецъ, но онъ продолжалъ воспѣвать Тріединаго Бога.

— «Освобожденный оть трехъ искушеній (т. е. похоти плотской, похоти очесъ и гордости житейской), я славословлю Отца и Сына и Святаго Духа, и съ тремя, спасенными отъ огня отроками, исповѣдую Тебя, Господи, и вмѣстѣ съ ликомъ мучениковъ, воспѣваю имя Твое, Христе».

Когда отрѣзали ему четвертый палецъ, онъ воскликнулъ:

— «Принявшій хваленіе отъ четырехъ животныхъ, прими въ жертву Себѣ и страданіе моего четвертаго пальца, урѣзаннаго за исповѣданіе Твоего Святаго имени».

Послѣ того, какъ отрѣзали Іакову пятый палецъ, онъ громко возгласилъ:

— «Наступаетъ веселіе для меня, какъ на бракѣ Божественнаго Жениха для пяти мудрыхъ дѣвъ» [3].

Тогда мучившіе его, прежде, чѣмъ урѣзать ему пальцы лѣвой руки, начали увѣщавать его:

— «Іаковъ, пощади теперь свою душу, не губи себя, но исполни царскую волю, и тогда ты будешь цѣлъ; не лучше ли тебѣ остаться невредимымъ и жить, нежели испытывать такія муки и умереть? О поврежденіи же руки не печалься, потому что многіе живутъ въ мірѣ съ одною только рукою, и все же пользуются великими богатствами и почестями и наслаждаются благополучіемъ и всякими благами».

Святый отвѣтилъ на это:

— «Когда пастухи стригутъ овецъ, то, остригши правую сторону, развѣ оставляютъ необрѣзанной лѣвую? Я — овца стада Христова, въ ваши руки предавшая себя ради моего Господа, чтобы вы отсѣкли члены мои, какъ обстригается шерсть, — и когда моя правая рука отсѣчена, неужели лѣвую я пощажу? Нѣтъ, не пощажу и всѣхъ моихъ членовъ и всего моего тлѣннаго тѣла для того, чтобы облечься въ нетлѣніе».

Потомъ, устремивъ свои очи къ небу, святый воскликнулъ:

— «Я малъ и худороденъ передъ Тобою, Господи! Ты, великій Богъ, умалилъ Себя, облекшись въ человѣческій образъ, и претерпѣлъ за насъ распятіе и заколеніе; и я, Владыка мой, не могу подражать Твоимъ страданіямъ, но, однако, я предаю себя на мученія и смерть, чтобы Ты, при всеобщемъ воскресеніи возстановилъ меня къ жизни цѣлымъ и невредимымъ».

Когда святый окончилъ свою рѣчь, мучители опять приступили къ нему и отрѣзали ему первый палецъ лѣвой руки.

Онъ же сказалъ:

— «Прехвальный Господи! Благодарю Тебя, что Ты сподобилъ меня и шестой палецъ принести въ жертву Тебѣ, простершему на Крестѣ пречистыя руцѣ Свои въ шестый день и часъ» [4].

Затѣмъ отрѣзали святому седьмой палецъ, и тогда онъ воскликнулъ:

— «Прежде, въ теченіе каждаго изъ семи дней недѣли, уста мои, вмѣстѣ съ пророкомъ Давидомъ, восхваляли Тебя за Твои праведныя судьбы, сегодня же прославляю милосердіе Твое отрѣзанными, за исповѣданіе Тебя, семью пальцами».

И отрѣзали Іакову восьмой палецъ; онъ же воззвалъ къ Богу:

— «Господи! Ты Самъ по закону принялъ обрѣзаніе въ восьмой день, я же переношу урѣзываніе восьми пальцевъ, чтобы, удалившись отъ беззаконныхъ людей, соединиться съ Тобой, Спасителемъ моимъ, и, совлекшись тѣла, увидѣть Твое Пречистое Лице, Которое желаетъ видѣть душа моя такъ же сильно, какъ сильно жаждущій олень стремится къ воднымъ источникамъ» (ср. Псал. 41, 2).

Послѣ сего отрѣзали святому девятый палецъ; тогда святый воскликнулъ:

— «Христосъ мой, Ты въ девятый часъ предалъ на крестѣ въ руцѣ Отца Своего Духъ Твой, а я послѣ лишенія девятаго пальца, среди страданій, приношу Тебѣ благодареніе за то, что Ты удостоилъ меня быть распростертымъ для урѣзыванія членовъ моихъ за имя Твое святое».

Когда отрѣзали Іакову десятый палецъ, то онъ, восхваляя Господа, громко возгласилъ:

— «На десятиструнномъ псалтирѣ воспѣваю Тебя, Боже, и благодарю Тебя, помогшаго мнѣ претерпѣть за десять заповѣдей Твоего Завѣта, написаннаго на двухъ скрижаляхъ, урѣзываніе пальцевъ обѣихъ моихъ рукъ».

Тогда нѣкоторые изъ присутствовавшихъ царскихъ вельможъ и друзей святаго, горько рыдая, начали увѣщавать его:

— «Нашъ любезный другъ, умоляемъ тебя, послушай насъ и исполни царскую волю, чтобы не умереть тебѣ среди жестокихъ мученій. О пальцахъ же своихъ не печалься, потому что искусные врачи могутъ вылѣчить тебя, только ты самъ себя пощади, чтобы не лишиться благъ настоящаго міра, исполненнаго радостей и наслажденій: ты имѣешь богатое имущество, и потому можешь пользоваться покоемъ. Если бы ты былъ нищимъ, то могъ бы еще подумать: на что мнѣ надѣяться въ этой жизни, какихъ выгодъ ожидать себѣ, когда я не могу ничего дѣлать и, слѣдовательно, доставать себѣ пропитаніе? Но ты богатъ, имѣешь много золота, и если ты самъ только захочешь, то можешь превосходно жить, пользуясь всѣми утѣхами настоящаго міра и веселясь съ своей супругой, съ матерью и съ своими дорогими друзьями. Зачѣмъ ты хочешь напрасно губить душу свою? Итакъ, покоряясь царской волѣ, скажи только одно слово, и тотчасъ ты будешь освобожденъ отъ мученій».

Блаженный, взглянувъ на нихъ, отвѣчалъ:

— «Никтоже можетъ двѣма господинома работати (Матѳ. 6, 24); и никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управленъ есть въ Царствіи Божіи (Лук. 9, 62); потому что Господь сказалъ: иже любитъ отца, или матерь паче Мене, нѣсть Мене достоинъ (Матѳ. 10, 37-38), и иже не носитъ креста своего, и въ слѣдъ Мене грядетъ, нѣсть Мене достоинъ (Лук. 14, 27). Поэтому я не послушаю вашего совѣта, такъ какъ ваши слова влекутъ меня къ погибели; а только умоляю васъ, не щадите меня, но поступайте такъ, какъ вамъ приказано».

Тогда мучившіе святаго распалились гнѣвомъ и, приступивъ къ нему, отрѣзали ему большой палецъ правой ноги. Святый же Іаковъ воскликнулъ:

— «Прославляю Тебя, Христе мой, у Котораго пронзены были не только руки, но и ноги, и молю Тебя: удостой меня того, чтобы эта моя правая нога, перенесшая отрѣзаніе перваго пальца, стала впослѣдствіи по правую сторону Тебя».

И отрѣзали ему второй палецъ той же ноги. Святый же продолжалъ прославлять Бога:

— «Въ сей день на мнѣ удвоилась Твоя благость и милость ко мнѣ, Господи, ибо я, перенесши урѣзываніе и этого второго пальца, пойду къ Тебѣ, Всесильному и Животворящему моему Богу, избавляющему меня отъ второй вѣчной смерти».

Отрѣзали блаженному и третій палецъ, который бросили около него. Блаженный же, взглянувъ на него, воскликнулъ, радостно улыбаясь:

— «Иди, во знаменованіе Святой Троицы, къ твоимъ собратьямъ и ты, третій палецъ; принявъ временную смерть за воскресшаго послѣ трехдневной смерти Христа, ты, подобно пшеничному зерну, брошенному въ землю, получишь вмѣстѣ съ другими членами тѣла моего бóльшую награду въ день всеобщаго воскресенія».

Послѣ этого отрѣзали святому четвертый палецъ. Тогда блаженный громко возгласилъ:

— «Вскую прискорбна еси душе моя, и вскую смущаеши мя? уповай на Бога (Псал. 41, 6. 14-23), спасающаго силою четвероконечнаго креста, потому что я исповѣдую святое имя Его».

Отрѣзали Іакову и пятый палецъ, а святый все продолжалъ восхвалять Господа Бога, восклицая:

— «Господи, теперь я стану благодарить Тебя, претерпѣвшаго на крестѣ пять язвъ [5], буду прославлять Твою помощь, ибо Ты дѣлаешь меня достойнымъ участи Твоихъ вѣрныхъ рабовъ, пострадавшихъ за Тебя и умножившихъ данные имъ пять талантовъ» [6].

Послѣ этого, мучившіе стали урѣзывать пальцы лѣвой ноги его. Когда урѣзали мизинецъ, святый Іаковъ воскликнулъ:

— «Крѣпись и ты, малый палецъ ноги, шестой по счету изъ урѣзываемыхъ; ибо я надѣюсь на милостиво укрѣпляющаго меня великаго Бога, Который сотворилъ тебя въ шестой день вмѣстѣ съ большими и воскреситъ тебя малаго, такъ же, какъ воскреситъ и большіе. Ибо, если не погибнетъ ни одного волоса на головѣ человѣка, безъ воли Божіей, то тѣмъ болѣе ты, малый палецъ, не разлучишься съ другими пальцами, но одинаково съ ними прославишься, такъ какъ одинаково съ ними страдаешь».

И отрѣзали святому Іакову седьмой палецъ, а онъ громко возгласилъ:

— «Разорите этотъ ветхій храмъ, въ которомъ укрывается седмиглавый змѣй [7], ибо Создатель, почившій въ седьмой день отъ дѣлъ Своихъ, готовитъ мнѣ на небѣ другой храмъ, нерукотворенный и вѣчный».

Когда отрѣзали святому Іакову седьмой палецъ, онъ воскликнулъ:

— «Спасшій восемь душъ отъ воды въ ковчегѣ Ноя (1 Петр. 3, 20), спасетъ и меня, проливающаго кровь какъ воду. Вотъ отрѣзали мнѣ восьмой палецъ, но я какъ наковальня подъ ударами, которая не чувствуетъ боли, а только становится тверже и крѣпче: ибо я не чувствую страданій при урѣзываніи членовъ моихъ, такъ какъ благій Врачъ, Самъ Творецъ мой, укрѣпляетъ меня и облегчаетъ страданія мои: Онъ послѣ всѣхъ седьмицъ земной моей жизни, когда наступитъ всеблаженный восьмой день вѣчности, всецѣло возстановитъ меня».

Тогда отрѣзали Іакову девятый палецъ; но святый мужественно молился:

— «Молю Тебя, Боже, укрѣпи меня въ терпѣніи! Душа моя уповаетъ на Тебя, утвердившаго меня, по Твоей благодати, въ непорочности девяти ангельскихъ чиновъ. Итакъ, дозволь быть съ Тобою и мнѣ, претерпѣвшему отрѣзаніе этихъ девяти ножныхъ пальцевъ, подобно тому, какъ пребываютъ съ Тобою всѣ девять ангельскихъ чиновъ».

И отрѣзали ему десятый палецъ ноги; святый же громко возгласилъ:

— «Іисусъ Христосъ, совершенный Богъ и совершенный человѣкъ, вотъ я приношу Тебѣ въ жертву двойной десятокъ моихъ пальцевъ; и прибавилъ: суди ми Боже, и разсуди прю мою, отъ языка непреподобна (Псал. 42, 1), потому что нечестивые не пощадили Твоего созданія, но, какъ злые волки, растерзали всѣ члены мои».

Множество стоявшихъ вокругь мужей и женъ, старцевъ и юношей, взирая на мученія святаго, удивлялись его терпѣнію. Христовъ же страдалецъ, посмотрѣвъ на мучившихъ его, сказалъ имъ:

— «Что стоите праздно, рубите дерево, у котораго уже отсѣкли вѣтви».

И мучители, подошедши къ нему, отрубили ему правую ногу; святый же воскликнулъ:

— «Теперь я приношу въ даръ Небесному Царю орудіе моего стоянія предъ Нимъ и терплю эти мученія по любви къ Нему, чтобы моя отсѣченная правая нога стояла въ царствѣ Его».

Также отсѣкли ему и лѣвую ногу; а онъ, устремивъ свои взоры къ небу, возгласилъ:

— «Господи, Ты услышалъ меня, потому что велика Твоя милость: Ты, Богъ, творящій чудеса, избавилъ меня отъ стоянія на лѣвой ногѣ, давъ тѣмъ доброе предзнаменованіе, ибо лѣвая сторона знаменуетъ погибель вѣчную» [8].

Послѣ этого святому отсѣкли правую руку; онъ же воскликнулъ:

— «Господи, буду вѣчно воспѣвать Твою милость, изъ рода въ родъ буду возвѣщать истину Твою, потому что на мнѣ явно исполнились слѣдующія слова Твои: аще десная твоя рука соблажняетъ тя, усѣцы ю, и верзи отъ себе (Матѳ. 5, 30).

Тогда у святаго Іакова отсѣкли лѣвую руку; онъ же началъ говорить:

— «Господи, не мертвые восхвалятъ Тебя, равнымъ образомъ ни тѣ, которые низойдутъ во адъ и держатся на жизненномъ пути лѣвой стороны, т. е. неправедныхъ дѣлъ, но мы, живые, отвергающіе лѣвую сторону (т. е. неправду), вѣчно будемъ благословлять Тебя, Господи!»

Послѣ этого святому отсѣкли правое плечо, и тогда онъ проговорилъ:

— «Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа въ животѣ моемъ, пою Богу моему дондеже есмь (Псал. 145, 1-2); ибо возложившій на Свое плечо найденную Имъ погибшую овцу и поставившій ее по правую сторону Себя (Лук. 15, 4-7; Матѳ. 27, 23), вспомнитъ и мое правое плечо; и найдя его усѣченнымъ, поставитъ по правую сторону Себя».

И отсѣкли ему лѣвое плечо, а святый проговорилъ:

— «Со всѣхъ сторонъ окружили меня враги. Но Господь мой Помощникъ и моя Похвала, на рамѣ Котораго судьбы всѣхъ; Онъ мой спаситель: Онъ не попуститъ меня, перенесшаго отсѣченіе лѣваго плеча, уклониться влѣво во власть тьмы».

Затѣмъ начали рѣзать голени святаго Іакова до самыхъ колѣнъ. Святый, перенося тяжкія страданія, воскликнулъ:

— «Господи Боже мой, оказывающій помощь боящимся Тебя и уповающимъ на Тебя, помоги и мнѣ, рабу Твоему, ибо меня мучаетъ смертельная болѣзнь».

Слыша это, мучители сказали ему:

— «Не говорили ли мы, что тебѣ придется испытать жестокія мученія и ужасныя боли? Ты не повѣрилъ намъ».

Но доблестный страдалецъ отвѣчалъ имъ:

— «Знаете ли, для чего я страдалъ? Для того, чтобы ясно было, что я тѣлесенъ; до сихъ поръ, при помощи Божіей, я пренебрегалъ всѣми муками, какъ безплотный; теперь же, страдая, я являюсь тѣлеснымъ. Но скоро Господь облечетъ меня въ новое тѣло, которое уже нельзя будетъ мучить и истязать вашими орудіями».

Всѣ эти мученія продолжались отъ самаго утра до девятаго часа, и въ продолженіе всего этого времени отъ истязуемаго тѣла святаго Іакова исходило сильное благоуханіе. Когда, наконецъ, мучители перестали истязать святаго, воинъ Христовъ, побѣдившій своими страданіями діавола, взывалъ къ Богу:

— «Святъ, святъ, святъ Ты, Богъ Вседержитель, Отецъ и Сынъ и Святый Духъ, восхваляемый Херувимами и прославляемый Серафимами и славимый всѣмъ небеснымъ воинствомъ и всякою тварью, Богъ живыхъ и мертвыхъ. Помоги мнѣ, еле живому, потому что всѣ мои члены отрѣзаны и тѣло мое лежитъ, какъ мертвое, и только чуть-чуть теплится во мнѣ жизнь: я не имѣю ногъ, на которыхъ бы стоялъ предъ Тобой, Господи; не имѣю рукъ, которыя воздѣвалъ бы, молясь Тебѣ, Владыкѣ моему; не имѣю колѣнъ, на которыя могъ бы припасть, покланяясь Тебѣ, моему Создателю: руки, ноги, плечи и голени отсѣчены у меня, и я поверженъ предъ Тобою, Владыка, какъ развалившійся храмъ, или дерево безъ вѣтвей; посему умоляю Тебя, Человѣколюбче, не оставь меня до конца, но избавь изъ темницы душу мою».

Когда онъ молился такимъ образомъ, одинъ изъ присутствовавшихъ при казни святаго, взявъ ножъ, отсѣкъ его честную главу, и святый, окончивъ, такимъ образомъ, свои мученическіе подвиги, предалъ святую душу свою въ руцѣ Божіи. Честное же тѣло его, раздробленное на части, лежало на землѣ до ночи. Ночью вѣрующіе, собравъ всѣ члены, погребли ихъ вмѣстѣ съ тѣломъ, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь [9].

Примѣчанія:
[1] Издигердъ I царствовалъ съ 399 по 420 г.; сынъ его Варахранъ царствовалъ съ 420 по 438 г.
[2] Спекуляторами въ Римской имперіи назывался отборный отрядъ преторіанцевъ, обязанныхъ служить самому императору. Здѣсь подъ именемъ спекуляторовъ нужно разумѣть воиновъ, находившихся при Персидскомъ царѣ. Осудивъ святаго Іакова на усѣченіе всѣхъ членовъ, Варахранъ исполненіе этой казни естественно поручилъ находившимся при его особѣ воинамъ.
[3] Разумѣется притча Христова о 5 мудрыхъ и 5 юродивыхъ дѣвахъ (Матѳ. 25, 1-13).
[4] Господь Іисусъ Христосъ былъ пригвожденъ ко древу въ шестой день недѣли, начиная счетъ съ воскресенья, и въ шестой часъ дня (по нашему 2-ой).
[5] Когда Господа Іисуса Христа вознесли на Крестѣ, то Онъ былъ пригвожденъ четырьмя гвоздями, вбитыми въ двѣ кисти рукъ и въ двѣ ступни ногъ. Такъ образовалось у него четыре язвы или раны; пятая нанесена была воиномъ послѣ Его крестной смерти, когда воинъ копіемъ пронзилъ Ему ребро.
[6] Имѣется въ виду притча о талантахъ, подъ образомъ которыхъ разумѣются духовныя дарованія людей (Матѳ. 25, 14-30).
[7] Разумѣется діаволъ, растлившій грѣхомъ природу человѣческую.
[8] Лѣвая сторона знаменуетъ погибель вѣчную потому, что Самъ Господь въ Своемъ изображеніи страшнаго суда говоритъ, что Сынъ Человѣческій поставитъ грѣшниковъ по лѣвую сторону Себя.
[9] Кончина св. Іакова мученика послѣдовала въ 421 г. Когда впослѣдствіи изданъ былъ указъ въ Персіи сожигать св. мощи мучениковъ, христіане отправили мощи Іакова въ Іерусалимъ, откуда при императорѣ Маркіанѣ (въ половинѣ V в.) онѣ перенесены были Едесскимъ епископомъ Петромъ въ Тавенну, что въ Египтѣ. По другому сказанію, онѣ перенесены были изъ Персіи въ Италію, гдѣ глава святаго мученика хранится донынѣ въ Ватиканской базиликѣ. Есть мощи его и въ Брагѣ, въ Португаліи, гдѣ перенесеніе ихъ празднуется 22-го мая.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 735-747.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0