Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День двадцать шестой.

Житіе преподобнаго отца нашего Алипія Столпника.

Черезъ нѣкоторое время скончался мужъ ея, и, не пожелавъ вторично выйдти замужъ, она стала проводить время своего вдовства въ постѣ и молитвѣ, угождая Богу чистотой своей жизни и, вмѣстѣ съ сыномъ, возлагая все свое упованіе на истиннаго Отца сиротъ и вдовицъ.

Вскормивъ своего сына, и обрекши его на служеніе Богу, она какъ древле Анна, мать Самуила (1 Цар. 1, 24-28), отвела его въ храмъ Божій и вручила Адріанопольскому епископу, блаженному Ѳеодору. Духомъ уразумѣвъ благодать Божію, почившую на отрокѣ, епископъ сильно полюбилъ его и началъ обучать Божественному Писанію. Придя въ возрастъ, Алипій превзошелъ своихъ сверстниковъ мудростію и разумомъ; добрымъ же поведеніемъ и добродѣтелями стяжалъ себѣ любовь у Бога и людей. Душа его была полна страха Божія, смиренія и кротости; по мудрости же своей онъ показывалъ какъ бы мудрость сѣдины и имѣлъ возрастъ старости, житіе нескверное (Прем. 4, 9). Ради этихъ добродѣтелей онъ былъ назначенъ церковнымъ экономомъ, а затѣмъ рукоположенъ въ санъ діакона, и въ этомъ санѣ совершалъ свое непорочное служеніе Богу.

Спустя нѣкоторое время, Алипій возжелалъ уединенной жизни, чтобы въ безмолвіи одному усерднѣе служить Богу и наслаждаться непрестаннымъ Богомысліемъ. Это желаніе сердца своего онъ открылъ своей праведной матери, которая, подобно Аннѣ пророчицѣ [2], не отходила отъ церкви, и въ постѣ и молитвѣ день и ночь совершала свое служеніе Богу; она уже давно роздала свое имущество нищимъ и, обрученная Христу, была поставлена въ діакониссы. Этой-то богоугодной рабѣ Господней, своей же матери, святый Алипій повѣдалъ о своемъ намѣреніи:

— «Я хочу пойти на востокъ, — сказалъ онъ ей, — потому что я слышалъ, что тамъ, въ пустыняхъ, живетъ въ безмолвіи много святыхъ отцовъ; я поселюсь съ ними и, взирая на ихъ богоугодное житіе, постараюсь, съ Божьей помощыо, подражать ихъ добродѣтельной жпзни. Ты же, мать моя, молись обо мнѣ, чтобы Господь, по Своей святой волѣ направилъ мой путь и чтобы Ему было угодно мое начинаніе».

Нисколько не огорчаясь разлукой съ сыномъ, мать подняла къ небу свои руки и, послѣ усердной молитвы къ Богу, благословила его и отпустила съ миромъ. Не сказавшись никому, кромѣ матери, святый Алипій покинулъ родной Адріанополь и, горя божественнымъ желаніемъ, устремился въ путь, какъ стремится олень къ источнику водному. Извѣстіе объ его уходѣ сильно опечалило епископа Ѳеодора, клиръ и мірянъ, лишившихся въ немъ добраго согражданина, который украшалъ Церковь Божію примѣромъ своей добродѣтельной, ангельской жизни, и приносилъ многимъ изъ вѣрныхъ чадъ ея большую пользу. Епископъ тотчасъ же разослалъ повсюду на поиски святаго своихъ слугъ, которые, спустя немного времени, нашли его въ Евхаитѣ [3] въ день празднованія памяти святаго мученика Ѳеодора. Только съ большимъ трудомъ, прибѣгая, то къ мольбамъ, то къ угрозамъ, удалось вернуть его обратно въ отечество; ибо Богу не было угодно, чтобы Пафлагонія лишилась такого свѣтильника, которымъ многіе должны были быть призваны изъ грѣховной тьмы къ свѣту богоугодной жизни.

Возвратившись въ свой домъ, святый Алипій сильно скорбѣлъ о неудавшемся путешествіи и неисполненномъ желаніи. Но Богъ всякаго утѣшенія утѣшилъ и его печаль божественнымъ явленіемъ. Нѣкій дивный мужъ, лучше сказать — ангелъ Божій явился ему въ видѣніи и сказалъ:

— «Не скорби, Алипій, о возвращеніи съ желаннаго пути, но твердо знай, что свято всякое мѣсто, которое избираетъ любящій Бога человѣкъ для благочестивой и богоугодной жизни».

Утѣшенный этимъ видѣніемъ, Алипій пересталъ скорбѣть и продолжалъ свою иноческую жизнь, прилежно подвизаясь и служа Богу. Однако его не оставляло желаніе уединиться въ какомъ-нибудь пустынномъ мѣстѣ. Поэтому онъ много разъ выходилъ изъ дому и обходилъ окрестныя горы, поля и лѣса, ища мѣста, удобнаго для богомыслія. Поднявшись однажды на гору, расположенную къ югу отъ города, онъ нашелъ на ней высокое и живописное мѣсто, удаленное отъ городскаго шума и суеты. Оно понравилось ему, и, принеся орудія для копанія, онъ вырылъ себѣ тутъ колодецъ. При этомъ, онъ не столько работая заступомъ, сколько прилежно молясь Богу, извелъ изъ земли воду. Окончивъ этотъ трудъ, святый Алипій пошелъ къ епископу, прося разрѣшить ему поселиться тамъ и построить церковь. Епископъ, хотя и не возбранялъ ему исполнить это желаніе, однако тайно послалъ слугъ завалить источникъ большими камнями и засыпать его землей: ему не хотѣлось, чтобы блаженный поселился на этомъ мѣстѣ, такъ какъ гора была очень высока и почти неприступна для всякаго, кто бы пожелалъ посѣтить святаго, и притомъ находилась далеко отъ города; епископъ желалъ, чтобы Алипій поселился ближе къ городу и въ болѣе удобномъ мѣстѣ. Найдя свой источникъ засыпаннымъ, блаженный покинулъ эту гору и сталъ искать себѣ другое мѣсто въ окрестностяхъ города.

Предъ самымъ городомъ была расположена пустыня, въ которой въ древнія времена язычники-эллины хоронили своихъ покойниковъ. Пустыня была населена легіонами нечистыхъ духовъ; вслѣдствіе этого всѣ боялись того мѣста и никто не могъ пройти черезъ него по причинѣ ужасовъ, наводимыхъ бѣсами. Замѣтивъ, что всѣ избѣгаютъ этой пустыни, блаженный Алипій поселился тамъ въ одномъ изъ гробовъ [4]; надъ гробомъ стоялъ каменный столпъ, а на столпѣ идолъ. Сокрушивъ идола, какъ глиняный сосудъ, преподобный воздвигъ на его мѣстѣ честный крестъ. Такимъ образомъ, нисколько не боясь ужасовъ бѣсовскихъ и нападеній, онъ началъ тамъ жить, далеко прогоняя отъ себя бѣсовскіе полки оружіемъ креста и стрѣлами своихъ молитвъ. Однажды во время сна святому Алипію предстали въ видѣніи два честныхъ мужа, облеченныхъ въ священническія ризы и сказали ему:

— «Зачѣмъ ты такъ долго заставилъ насъ ждать тебя здѣсь, человѣкъ Божій? Если ты тотъ Алипій, которому предназначено отъ Бога освятить это мѣсто и умножить на немъ славословіе Божіе, то приступи немедля къ тому дѣлу, которое тебѣ подобаетъ совершить».

Проснувшись, преподобный удивился словамъ мужей, недоумѣвая, кто они такіе, и что ему надлежитъ совершить на этомъ мѣстѣ, чтобы умножить славословіе Богу. Вскорѣ послѣ этого епископу Адріанопольскому Ѳеодору понадобилось для чего-то съѣздить къ царю, и святый Алипій долженъ былъ сопровождать его въ качествѣ клирика. Противъ своего желанія и подчиняясь лишь волѣ епископа, онъ отправился въ путь и проводилъ его до Халкидона [5], гдѣ епископъ намѣревался сѣсть на корабль, чтобы отплыть въ Царьградъ.

Тѣмъ временемъ Алипій вошелъ въ одну церковь, находившуюся на берегу моря и, помолившись въ ней, задремалъ. И вотъ предстала ему въ видѣніи дѣва прекрасная, какъ солнце, и сказала:

— «Встань скорѣе, Алипій!»

Изумленный ея красотой, Алипій спросилъ ее:

— «Кто ты, госпожа, и почему велишь мнѣ скорѣе встать?»

— «Я Евфимія [6], раба Христова и мученица, — отвѣтила она. — Встань и, если хочешь, пойдемъ въ твое отечество! По волѣ Божіей я буду твоей спутницей и помощницей».

Когда святая мученица произнесла эти слова, Алипій проснулся и не увидалъ никого передъ собой, но сердце его было полно духовной радости. Онъ понялъ, что Богъ хочетъ его возвращенія къ безмолвію. Поэтому, оставивъ епископа, онъ вернулся въ отечество, сопровождаемый невидимой помощью и молитвами святой великомученицы Евфиміи, чудный образъ которой и сладкую бесѣду онъ все время хранилъ въ сердцѣ своемъ и радовался духомъ.

Придя въ Адріанополь, въ свою безмолвную пустыню, онъ задумалъ построить на этомъ мѣстѣ церковь во имя святой Евфиміи. Потребныхъ средствъ для сего онъ не имѣлъ, ибо, раздавъ все свое имѣніе и послѣдовавъ за обнищавшимъ насъ ради Господомъ, онъ, какъ нищій, не имѣлъ ни золота, ни серебра, ни даже мѣди при поясѣ. Тогда онъ умолялъ знакомыхъ ему гражданъ и сосѣдей помочь ему. Узнавъ о его желаніи, они съ усердіемъ приносили ему все нужное и въ скоромъ времени между языческими гробами была создана церковь во имя святой мученицы Евфиміи. Когда основаніе было вырыто, святому Алипію снова явились во снѣ два вышеупомянутыхъ мужа въ іерейскихъ облаченіяхъ. Одинъ изъ нихъ держалъ въ рукѣ кадильницу и кадилъ основаніе, знаменуя этимъ, какая великая здѣсь имѣетъ быть церковь, другой же пѣлъ:

— «Осанна мѣсту сему!»

Не извѣстно, кто были эти мужи, — но нѣкоторое время спустя, тамъ были обрѣтены нетлѣнныя и благоуханныя мощи тѣхъ двухъ мужей, которые дважды являлись въ видѣніи святому Алипію. По его повелѣнію, эти святыя мощи были положены въ выстроенной имъ церкви.

Еще до освященія церкви легіоны бѣсовскіе, видя, что, по старанію святаго Алипія, среди ихъ жилища воздвигается селеніе святыхъ, и тамъ, гдѣ они наводили на всѣхъ страхъ и ужасъ, начинаетъ являться Божія благодать, съ великимъ крикомъ и воплемъ устремились на новозданную церковь и келлію святаго, желая разрушить зданіе до самаго основанія и, устрашивъ святаго мужа, изгнать его оттуда. Въ своей ярости бѣсы вопили разными голосами, какъ раздраженные звѣри, или разгнѣванные ратники; но воинъ Христовъ сталъ на молитву, вооружился ею, какъ непобѣдимымъ оружіемъ и тотчасъ побѣдилъ призрачную силу бѣсовскую, такъ что бѣсы бѣжали съ позоромъ, какъ пыль, возметаемая вѣтромъ.

Когда церковь была освящена, то изъ города началъ стекаться къ ней народъ, чтобы славословить Бога и послушать душеполезныхъ поученій святаго. Тогда Алипій, вооружаясь еще сильнѣе противъ врага, поднялся на столпъ, подобно святому Симеону [7], первому столпнику, и сталъ какъ бы стражъ, издалека усматривая наступающія ополченія бѣсовскія и мужественно борясь съ ними день и ночь. Бѣсы же, хотя всегда бывали побѣждаемы имъ, однако не прекращали своихъ безстыдныхъ нападеній на святаго.

Однажды ночыо злые духи начали бросать въ Алипія камнями, причиняя ему сильныя пораненія. Перенося удары камней, святый сказалъ бѣсамъ:

— «Что вамъ надо отъ меня, человѣконенавистные и гибельные бѣсы? Напрасно возмущаетесь вы и злобно возстаете противъ рабовъ Божіихъ. Эти камни, которые вы мечете въ меня, будутъ свидѣтельствовать передъ Христомъ въ день втораго пришествія о вашей безстыдной дерзости и злобѣ. Знайте, что я ни во что вмѣняю ваше метаніе камней и считаю его какъ бы дѣтской игрой. Вотъ я снимаю легкія доски, служившія покровомъ надъ моей головой, чтобы съ большимъ удобствомъ принимать удары и претерпѣть ради Господа моего то, что претерпѣлъ святый первомученикъ Стефанъ [8]. Вы убили его руками Іудеевъ, съ которыми и унаслѣдуете геенну огненную».

Слыша эти слова и понимая, что непобѣдимый страдалецъ готовъ все претерпѣть для Бога, бѣсы разбѣжались во всѣ стороны отъ того мѣста. Это слышали въ ту ночь нѣкоторые прохожіе, видѣвшіе также и бѣсовъ, бѣжавшихъ оттуда подъ разными видами, громко рыдавшихъ и вопившихъ:

— «Алипій изгналъ насъ изъ нашего жилища! Куда намъ идти? Намъ нигдѣ нѣтъ мѣста!»

Преподобный же снялъ со столпа легкій навѣсъ, бывшій надъ его головой, и стоялъ, имѣя небо своимъ единственнымъ покровомъ, мужественно перенося стужу и зной, дождь и градъ, снѣгъ и, морозъ. И былъ онъ такимъ добровольнымъ мученикомъ не краткое время, но 53 года, страдая на своемъ столпѣ, какъ бы пригвожденный ко кресту. И стекалось къ нему въ это время множество народа, мужей и женъ, юношей и старцевъ, чтобы послушать его полезныхъ поученій и получить исцѣленіе недуговъ. Въ виду того, что многіе изъ нихъ поселились тутъ же при немъ, святый повелѣлъ устроить два монастыря, мужской и женскій, одинъ по одну сторону столпа, другой — по другую. Самъ же стоялъ на столпѣ посерединѣ, просвѣщая оба монастыря своимъ ученіемъ и примѣромъ своей ангельской жизни и защищая ихъ своими молитвами. Алипій далъ имъ законы и уставы иноческаго житія, повелѣвъ тщательно блюсти себя отъ козней бѣсовскихъ, притомъ женщинамъ онъ особенно заповѣдалъ никогда не показываться на глаза мужчинъ.

Въ женскомъ монастырѣ жила мать блаженнаго Алипія со своей дочерью, а его сестрой Маріей, и другія знатныя жены Адріанопольскія и между ними нѣкія Евфимія и Еввула, оставившія все свое имѣніе, дѣтей, родныхъ и друзей и всю суету и сладость міра сего, чтобы облечься въ ангельскій образъ, жизнію же своею уподобиться ангеламъ.

Мать преподобнаго была въ санѣ діакониссы и, хотя жила по иночески, однако не хотѣла постригаться.

— «Одно и тоже — быть діакониссой или инокиней», — говорила она.

Сынъ неоднократно молилъ ее облечься въ иноческое одѣяніе, но она не слушала его, пока не получила указанія на это въ ночномъ видѣніи. Тогда она уже сама стала просить сына о постриженіи ея въ иночество. Ей представились въ видѣніи богатыя палаты, внутри которыхъ слышалось сладкогласное пѣніе, славящее Бога. Когда она захотѣла войти туда, то нѣкій славный и свѣтоносный мужъ, стоявшій у входа въ палаты, заградилъ ей входъ и сказалъ:

— «Ты не войдешь сюда, потому что здѣсь ликуютъ рабыни Господни, послужившія Ему въ иноческомъ санѣ. На тебѣ же нѣтъ одѣянія иноческаго, потому ты и не можешь войти сюда и принять участіе въ ихъ радости».

Слова эти сильно пристыдили мать святаго Алипія, и, проснувшись, она стала просить сына, чтобы ее постригли въ иноческій санъ. Послѣ постриженія она удвоила подвиги, прилагая къ прежнимъ своимъ трудамъ новые труды.

Проживъ еще много лѣтъ въ монашествѣ, она отошла ко Господу, благоугодивъ Ему на земли. Сынъ же ея, преподобный отецъ нашъ Алипій, былъ такъ угоденъ Богу, что еще при жизни своей былъ осіяваемъ небеснымъ свѣтомъ: нѣсколько разъ надъ головой его являлся огненный столпъ, достигавшій до облаковъ и озарявшій все мѣсто окрестъ его. Явленіе это происходило часто, иногда днемъ, иногда ночью, большею же частью ночью, и, когда случались громъ и молнія, то этотъ небесный свѣтъ надъ святымъ являлся выше того каменнаго столпа, на которомъ онъ стоялъ.

Многіе изъ вѣрующихъ свято живущихъ сподоблялись видѣть это: другіе, кому случалось наблюдать свѣтъ издалека, думали, что столпъ святаго горитъ настоящимъ вещественнымъ огнемъ. Достойные же ясно могли глядѣть на это несказанное знаменіе небесной славы: такъ прославлялъ Богъ Своего угодника.

И много чудесъ сотворилъ святый благодатію Христовой, исцѣлялъ больныхъ, изгонялъ бѣсовъ изъ людей; прорекалъ будущее. За четырнадцать лѣтъ до кончины, ноги его были поражены лютой болѣзнію, такъ что все это время онъ не могъ стоять и до самаго своего преставленія лежалъ на одномъ боку. Когда ученики святаго хотѣли перевернуть его на другую сторону, онъ не позволялъ имъ, но терпѣлъ все, какъ второй Іовъ, благодаря Бога, къ Которому и отошелъ съ радостію [9]. И по преставленіи его много исцѣленій подавалось больнымъ отъ его святыхъ мощей во славу Христа, Бога нашего, прославляемаго со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Пафлагонія — провинція Римской имперіи на югѣ Малой Азіи съ главнымъ городомъ Гангрой.
[2] Память святой Анны пророчицы празднуется 3-го февраля.
[3] Евхаитъ — городъ на сѣверѣ Малой Азіи, нынѣ Мерсиванъ.
[4] Гробами обыкновенно были тогда пещеры въ горахъ, иногда природныя, иногда вырытыя, или высѣченныя искусственно, — въ которыхъ и полагали тѣла умершихъ, завернутыя въ особыя пелены или простыни.
[5] Халкидонъ —городъ въ Виѳиніи. Въ немъ былъ IV-й Вселенскій соборъ.
[6] Святая великомученица Евфимія (память ея 11-го іюля и 16 сентября) быда родомъ изъ Халкидона, гдѣ и почивали ея мощи до 620 г., когда они были перенесены въ Константинополь.
[7] Память преп. Симеона Столпника празднуется 1-го сентября.
[8] Память святаго первомученика архидіакона Стефана — 27-го декабря. Іудеи побили его камнями за обличеніе ихъ невѣрія и исповѣдываніе Христовой вѣры. (См. Дѣян. гл. 7).
[9] Преподобный Алипій скончался при императорѣ Иракліи (610-641 г.) близъ Адріанополя Пафлагонскаго. Честная глава его въ настоящее время находится на Аѳонѣ въ монастырѣ Кутлумушъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 723-731.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0