Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День двадцать пятый.

Житіе и страданіе святаго священномученика Петра, архіепископа Александрійскаго.

Число же вѣрующихъ во Христа въ Александріи все болѣе и болѣе возрастало и увеличивалось, несмотря на жестокое время; ибо никакія пытки не могли воспрепятствовать и загородить путь ко Христу тѣмъ, которые желали спасенія; многіе не только своихъ имѣній, но даже жизни не щадили и спѣшили къ святому Петру, чтобы получить крещеніе, оставивъ идольское служеніе.

Нечестивый царь Максиміанъ, владѣющій восточными странами и пребывающій въ Никомидіи, узнавъ о томъ, что многіе чрезъ наставленія святаго Петра стали обращаться отъ идолопоклонства ко Христу, послалъ трибуна съ воинами взять святаго и связаннаго привести къ нему [1]. Посланные, придя въ Александрію, нашли святаго Петра въ храмѣ совершающимъ память всѣмъ святымъ со множествомъ вѣрныхъ, взяли его и заковали въ тяжелыя оковы. Тогда произошло большое волненіе среди народа, многіе плакали о святомъ Петрѣ, другіе восклицали: «Зачѣмъ берете пастыря отъ насъ?» И собралась вся Александрія, желавшая душу свою положить за своего учителя, и кричалъ весь народъ на царя и его посланныхъ. Трибунъ, видя сильное волненіе и возмущеніе народа, приказалъ беречь святаго въ темницѣ, бывшей близъ храма, и написалъ царю обо всемъ случившемся. Царь, прочитавъ написанное, сильно разгнѣвался, и письменно повелѣлъ отсѣчь учителю христіанскому Петру голову и всѣхъ сопротивляющихся казнить мечемъ. Трибунъ, получивъ посланіе царя, постарался исполнить приказаніе его и пытался привести Петра на усѣченіе, но толпа народа, которая день и ночь находилась у темницы, не позволяла вывести на смерть своего отца. Тутъ было безчисленное множество мужей, женъ, старыхъ и юныхъ, иноковъ и инокинь, которые, будучи привязаны любовію къ архіерею Божіему, не отходили отъ темницы. Когда они увидали вооруженныхъ воиновъ, идущихъ къ темницѣ, чтобы вывести Петра, всѣ единодушно воскликнули:

— «Сначала насъ всѣхъ избейте, если имѣете приказаніе отъ вашего царя, а потомъ ужъ возьмете и отца нашего; не отступимъ отъ нашего пастыря и не допустимъ, чтобы пострадалъ учитель и врачъ душъ нашихъ».

Трибунъ, услышавъ сіе и видя множество народа, не желалъ учинить большаго кровопролитія, но чтобы исполнить приказаніе царя, старался тайно обезглавить Петра.

Когда все это происходило, Арій, узнавъ, что архіепископъ, отлучившій его отъ святой соборной Апостольской церкви, сидитъ въ оковахъ, въ темницѣ, и долженъ быть убитымъ за Христа, явился къ нему со льстивымъ и лицемѣрнымъ покаяніемъ, надѣясь послѣ него взойти на каѳедру и быть Александрійскимъ архіепископомъ. Онъ пришелъ, какъ бы прося прощенія и каясь въ своемъ грѣхѣ еретичества, и умолилъ нѣкоторыхъ пресвитеровъ, а больше всѣхъ Ахиллу и Александра, просить за него Петра, чтобы онъ простилъ ему согрѣшенія и принялъ бы въ церковное общеніе. Богъ, знающій всѣ человѣческіе сердечные помыслы, вѣдалъ и лукавое сердце Арія, и вотъ явившись ночью блаженному Петру, открылъ ему все лукавство проклятаго еретика и повелѣлъ не принимать его въ церковь. Утромъ много благовѣрныхъ, честныхъ гражданъ, во главѣ съ пресвитерами Ахиллой и Александромъ, явившись въ темницу, слали просить святаго архіепископа, припавъ къ его ногамъ, чтобы онъ простилъ Арія и разрѣшилъ бы его отъ клятвы. Блаженный Петръ, плача и вздыхая, отвѣтилъ имъ:

— «Возлюбленные, не знаете, о комъ просите, — просите о томъ, кто терзаетъ церковь Христову. Вы знаете, что я люблю своихъ овецъ и не желалъ бы, чтобы какая-нибудь изъ нихъ погибла. Больше всего я молю Бога, чтобы Онъ всѣмъ подалъ прощеніе грѣховъ и спасеніе; только Арія я отвергаю, ибо онъ самимъ Богомъ отверженъ, и отъ святой Церкви отлученъ не столько моимъ судомъ, сколько Божіимъ, такъ какъ онъ не предъ человѣкомъ, но предъ Богомъ согрѣшилъ, хуля тайну Святой Троицы, на Которую херувимы и серафимы не могутъ смотрѣть и только непрестанно воспѣваютъ: Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ, силы же небесныя глаголютъ: исполнь небо и земля славы Твоея [2]. Безстыдный еретикъ своею хулою осмѣливается дѣлать раздѣленіе между Отцомъ и Сыномъ и Святымъ Духомъ; какъ можно ему простить, когда на него все созданное гнѣвается за своего Создателя? Итакъ, да будетъ проклятъ Арій и въ нынѣшнемъ вѣкѣ и будущемъ».

Когда блаженный Петръ сказалъ это, всѣ просившіе за Арія пали къ ногамъ его и уже не осмѣливались болѣе безпокоить его. Онъ же, отведя въ сторону пресвитеровъ Ахиллу и Александра, сказалъ имъ:

— «Я — человѣкъ грѣшный, но знаю, что Господь Богъ призываетъ меня къ мученическому вѣнцу, и прежде чѣмъ умру, объявлю вамъ, столпамъ церкви, тайну Божію, которую открылъ мнѣ Господь въ сію ночь. Ты, честный Ахилла, послѣ меня на архіепископскій престолъ взойдешь, а послѣ тебя достойный пресвитеръ Александръ. Что же касается до Арія, то не думайте, что я несправедливъ къ нему и жестокъ по отношенію къ согрѣшающимъ, ибо грѣхъ, содѣланный по немощи, хотя былъ бы и наибольшимъ, меньше злобы Арія. Согрѣшающимъ по немощи можно простить; того же проклятаго, о которомъ вы просите, какъ я могу простить, когда душа его переполнена обманомъ и хулою? Ибо отъ сердца его течетъ рѣка хуленія на Всемогущаго Сына Божія; онъ называетъ созданіемъ Того, Кто Самъ Создатель всего видимаго и невидимаго, и Котораго пророки, апостолы и евангелисты проповѣдывали. Какъ вы можете заставить меня снизойти къ вашей просьбѣ и простить Арія, когда онъ моего наказанія и вразумленія не послушалъ? А если я и проклялъ его, то не самъ, а по соизволенію Христа Бога моего, Который явился мнѣ въ сію ночь. Когда я обычно молился, вдругъ великій свѣтъ озарилъ темницу, и я увидѣлъ Господа моего Іисуса Христа — во образѣ двѣнадцатилѣтняго юноши, имѣющаго лице ярче солнца, такъ что я не могъ смотрѣть на неописанную славу лица Его. Онъ былъ одѣтъ въ бѣлый хитонъ, разодранный съ верху до низу; придерживая его на груди обѣими руками, Онъ закрывалъ Свою наготу. Когда все сіе я увидалъ, то меня объялъ ужасъ и трепетъ, и я съ боязнію молился Ему, говоря: «Кто Тебѣ, Создатель, разодралъ хитонъ?» Господь же отвѣчалъ: «Арій безумный разодралъ Мнѣ, такъ какъ онъ отдѣлилъ отъ Меня людей, которыхъ Я стяжалъ Своею Кровію. Остерегайся и не принимай его въ церковное общеніе: онъ замышляетъ лукавое и враждебное противъ Меня и народа Моего. Вотъ хотятъ просить тебя о немъ, чтобы ты простилъ его; но ты не слушай ихъ и не принимай волка въ стадо, какъ овцу. Заповѣдай Ахиллѣ и Александру, которые будутъ послѣ тебя епископами, чтобы они не принимали его, но предъ всѣми бы прокляли его». Вотъ я вамъ возвѣстилъ, что мнѣ велѣно было; если же вы не послушаете и не исполните заповѣданнаго вамъ, то я буду въ томъ неповиненъ».

Сказавъ сіе, онъ преклонилъ колѣна и молился, и всѣ съ нимъ молились. Окончивъ молитву, онъ сказалъ: «Помолитесь за меня, братіе». Присутствующіе, помолившись, отвѣтили: «аминь». Ахилла же и Александръ, цѣлуя его руки, плакали, ибо онъ сказалъ имъ, что они больше не увидятъ его. И возвѣстили пресвитеры людямъ всѣ слова, сказанныя блаженнымъ Петромъ объ Аріи, и то, что онъ заповѣдалъ имъ, чтобы не принимать Арія въ церковное общеніе, какъ волка и врага Сына Божія.

Потомъ святый Петръ, видя, что христіанскій народъ, пылая ревностію, не пускаетъ царскаго посланнаго вывести его на смерть изъ темницы, и боясь, чтобы не произошло большого кровопролитія вслѣдствіе столкновенія народа съ посланными царя, къ тому же желая самъ скорѣе разлучиться съ тѣломъ и отойти ко Господу, восхотѣлъ тайно отдать себя мучителямъ, чтобы сохранить людей безъ вреда и скорѣе отойти къ желаемому концу. Онъ тайно отъ народа послалъ къ трибуну одного, приставленнаго къ нему, надежнаго раба со словами:

— «Если желаешь сдѣлать угодное царю Максиміану, то тайно приходи ночью къ темницѣ и, пробивъ стѣну, возьмешь меня и исполнишь повелѣніе царя».

Такъ и произошло: наступила ночь, народъ во множествѣ толпился у дверей темницы, гдѣ находился святый пастырь стада Христова, не пропуская къ нему никого. Трибунъ явился съ воинами и пробилъ стѣну сзади, насколько можно пройдти одному человѣку. Ночь была зимняя и вѣтреная, и никто изъ христіанъ не слышалъ звуковъ пробиваемой стѣны. Святый Петръ, осѣнивъ себя крестнымъ знаменіемъ, сказалъ:

— «Лучше одному человѣку умереть, нежели всѣмъ людямъ погибнуть», — и вышелъ изъ темницы пробитою стѣною, такъ что никто изъ вѣрныхъ не зналъ этого.

Трибунъ съ воинами удивлялись мужеству святаго, шедшаго на смерть, и взявъ его, привели на то мѣсто, гдѣ святый апостолъ Маркъ принялъ мученическую кончину, и тамъ отсѣкли ему честную главу.

Близъ гроба святаго Марка находилась одна дѣвица, затворница; когда она молилась Богу въ ту ночь, въ которую святый Петръ былъ усѣченъ, то услышала голосъ съ неба, говорящій: «Петръ начало апостоловъ, Петръ — конецъ Александрійскихъ мучениковъ» [3].

Съ наступленіемъ утра, всѣ люди, узнавъ, что пастырь ихъ тайно выведенъ изъ темницы и усѣченъ при гробѣ Марка, съ плачемъ поспѣшили къ святому тѣлу его, и взявъ его, внесли во храмъ. Здѣсь, приложивъ честную главу къ туловищу, посадили его на престолѣ, т. е. на горнемъ мѣстѣ, по слѣдующему основанію: сей святый архіерей, при жизни, во все время своего пастырскаго служенія, никогда не садился на горнемъ мѣстѣ, но когда приходило время, садился только при подножіи, и никогда не восходилъ на самыя ступени мѣста; этимъ всѣ люди и клиръ его часто возмущались и просили сѣсть на горнее мѣсто, но онъ никогда не соглашался. Однажды послѣ Божественной литургіи, созвавши весь клиръ, онъ сказалъ:

— «Знаете ли вы, почему я не сажусь на моемъ горнемъ мѣстѣ и не восхожу на ступени его? Потому что, когда приближаюсь къ престолу, вижу на немъ небесный свѣтъ, и какъ бы нѣкоторую Божественную Силу, на немъ пребывающую. Ужасъ обнимаетъ меня, и я не дерзаю сидѣть тамъ, считая себя недостойнымъ этого, но сажусь при подножіи, и то со страхомъ. Говорю вамъ для того, чтобы вы болѣе не принуждали меня».

На основаніи этого, послѣ кончины его, люди мертвымъ посадили его на горнемъ мѣстѣ, и всѣ восклицали:

— «Моли о насъ, святый угодникъ Божій!»

Потомъ честно погребли его, прославляя Святую Троицу: Отца, Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, Ему же и отъ насъ честь и поклоненіе, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Населеніе Рима съ древнѣйшихъ временъ дѣлилось на нѣсколько частей, которыя назывались трибами. Начальникамъ или старѣйшинамъ трибъ и усвоено было названіе трибуновъ. Со временемъ это названіе стало прилагаться ко многимъ государственнымъ должностнымъ лицамъ, преимущественно же — къ воинскимъ начальникамъ, въ родѣ нашихъ полковниковъ. Въ настоящемъ мѣстѣ разумѣется одинъ изъ такихъ начальниковъ.
[2] Здѣсь заключается указаніе на видѣніе пророка Исаіи; смотри кн. Прор. Исаіи гл. 6, ст. 3 и др.
[3] Это было въ 311-мъ году. — Извѣстный церковный историкъ Евсевій, епископъ Кесарійскій, современникъ св. Петра Александрійскаго, называетъ послѣдняго «священнымъ украшеніемъ епископовъ и по святости, и по упражненію въ священныхъ глаголахъ». По его увѣщанію цѣлые сонмы вѣрующихъ александрійцевъ увѣнчались вѣнцомъ мученическимъ. Слабость нѣкоторыхъ, не выносившихъ жестокости мученій, побудила его въ 306 г., разослать правила покаянія, которыя съ древнихъ временъ приняты въ составъ правилъ Вселенской Церкви и дышатъ христіанскою любовію и утверждаются на изреченіяхъ Свящ. Писанія. При этомъ онъ всего болѣе старался о томъ, чтобы возвратить падшихъ въ нѣдра Церкви, раздѣляя падшихъ на роды, обращая вниманіе на обстоятельства паденія, призывая всѣхъ къ покаянію и объявляя одно только преступленіе непростительнымъ — нераскаянность. Кромѣ того, извѣстно его сочиненіе о Пасхѣ и въ извлеченіяхъ: книга «О Божествѣ», прекрасныя мѣста изъ которой, относящіяся до воплощенія Сына Божія, были читаны на III (Ефесскомъ) и IV (Халкидонскомъ) Вселенскихъ соборахъ, сочиненіе: «О пришествіи Спасителя» и нѣкоторыя другія философско-богословскаго характера.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 715-722.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0