Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День двадцать четвертый.

Страданіе святаго великомученика Меркурія.

— «Римскіе цари, непобѣдимые побѣдители, присночестные, великіе, вѣрные, Декій и Валеріанъ съ вельможами: такъ какъ мы испытали благодѣянія и дары нашихъ боговъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ, насладились побѣдами, которыя они подаютъ намъ на враговъ, такъ какъ, къ тому же, мы изобильно получаемъ отъ нихъ всякаго рода плоды, чрезъ благораствореніе воздуховъ, и считаемъ ихъ своими благодѣтелями и устроителями общаго благополучія; то посему, по совѣщанію съ вельможами, единодушно повелѣваемъ, чтобы люди всякаго званія, свободные и рабы, военные и не военные, — приносили жертвы богамъ, припадая и усердно молясь имъ. Если же кто осмѣлится нарушить наше царское повелѣніе, изданное нами на общемъ совѣщаніи, того мы повелѣваемъ, связавъ, бросить въ темницу, потомъ предать различнымъ мученіямъ. Если, раскаявшись, онъ подчинится повелѣнію, то будетъ удостоенъ нами не меньшей почести; если же будетъ противиться, то, послѣ многихъ мученій, пусть будетъ казненъ чрезъ усѣченіе мечемъ, или пусть будетъ брошенъ въ море, или отданъ на съѣденіе птицамъ и псамъ. Въ особенности же такъ должны быть казнены христіане, если найдется кто-либо изъ ихъ вѣры; повинующіеся же нашему повелѣнію получатъ великія почести и подарки. Желаемъ благополучно здравствовать».

Когда былъ изданъ такой царскій указъ, то весь Римъ пришелъ въ смятеніе, ибо это безбожное повелѣніе было объявлено по всему городу и послано въ окрестные города и страны. Въ то время на римское государство возстали варвары [3]; цари приготовляли своихъ воиновъ и приказали воинскимъ полкамъ изъ всѣхъ городовъ сходиться въ Римъ. Тогда пришелъ и тотъ полкъ, въ которомъ Меркурій былъ воиномъ; этотъ полкъ назывался Мартенсесъ, изъ первой Арменіи [4], подъ начальствомъ трибуна [5] Сатурнина. По отбытіи царя Декія на войну, Валеріанъ остался въ Римѣ.

Когда, во время войны римлянъ съ варварами, между ними произошла продолжительная битва, Меркурію явился ангелъ Господень въ образѣ великаго человѣка. Одѣтый въ бѣлыя одежды и держа въ своей рукѣ мечъ, онъ сказалъ ему:

— «Не бойся, Меркурій, и не страшись, ибо я посланъ на помощь тебѣ, чтобы сдѣлать тебя побѣдителемъ. Пріими сей мечъ и устремись на варваровъ; и когда побѣдишь ихъ, не забудь Господа Бога твоего».

Находясь какъ бы въ состояніи изступленія, онъ принялъ явившагося ему за одного изъ римскихъ князей; взявъ подаваемый ему мечъ, онъ устремился съ великимъ мужествомъ на враговъ и посѣкалъ ихъ какъ стебли растеній. Пройдя сквозь варварскіе полки, онъ достигъ до самого варварскаго царя, убилъ его мечемъ и поразилъ вмѣстѣ съ нимъ великое множество храбрыхъ воиновъ, такъ что мечъ прилипъ отъ крови къ рукѣ его; такъ варвары были побѣждены и обращены въ бѣгство римлянами.

Тогда Декій, узнавъ о великой храбрости Меркурія, призвалъ его къ себѣ и, почтивъ великими дарами, поставилъ его начальникомъ надъ всѣмъ войскомъ. Декій, думая, что враги были побѣждены съ помощью боговъ, былъ весьма радъ и, раздавъ воинамъ много золота, отпустилъ каждаго къ себѣ домой, самъ же, идя съ Меркуріемъ къ Риму, устраивалъ по городамъ большіе пиры. Однажды ночью, когда военачальникъ Меркурій спалъ, пришелъ къ нему ангелъ такимъ же образомъ, какъ и въ первый разъ, и, толкнувъ его въ бокъ, разбудилъ. Поднявшись и увидѣвъ явившагося, онъ какъ бы онѣмѣлъ отъ ужаса. Ангелъ сказалъ ему:

— «Меркурій! Не помнишь ли — что я сказалъ тебѣ на войнѣ? — Смотри, не забывай Господа Бога твоего, ибо тебѣ надлежитъ пострадать за Него и получить вѣнецъ побѣды въ преславномъ царствіи Его, со всѣми святыми».

Сказавъ это, ангелъ сдѣлался невидимъ. Онъ же, придя въ себя, началъ благодарить Бога и вспомнилъ о христіанской вѣрѣ, о которой слышалъ отъ дѣда и отъ своего отца. Отецъ его, по имени Гордіанъ, состоя воиномъ въ томъ же полку, въ которомъ впослѣдствіи числился и онъ, часто говорилъ:

— «Блаженъ — кто состоитъ воиномъ Царя Небеснаго, потому что получитъ отъ Него награду въ Небесномъ Царствіи. Ибо Сей Царь сотворилъ словомъ всяческая, будетъ судитъ живыхъ и мертвыхъ и воздастъ каждому по дѣламъ его».

Вспоминая эти слова своего отца и размышляя умомъ о явленіи ангела, Меркурій умилился сердцемъ и началъ плакать и рыдать, говоря:

— «Увы мнѣ грѣшному! Будучи какъ бы вѣтвью зеленаго дерева, я засохъ, — не имѣя нынѣ корня познанія Бога» [6].

Когда онъ такъ говорилъ съ рыданіями, царскіе слуги пришли звать Меркурія къ царю на нѣкоторое совѣщаніе. Меркурій отказался, сказавшись больнымъ, и царь отложилъ совѣщаніе на другой день, ибо не хотѣлъ совѣщаться безъ Меркурія ни о чемъ, — такъ онъ любилъ и почиталъ его. Поутру, пригласивъ съ почетомъ къ себѣ Меркурія, царь совѣщался съ нимъ о томъ, что относилось къ пользѣ римскаго царства. По окончаніи совѣщанія, царь сказалъ Меркурію:

— «Пойдемте вмѣстѣ въ храмъ Артемиды [7], чтобы принести жертвы ей.

Святый, тайно уклонившись отъ царя, пошелъ въ свое жилище. Нѣкто же изъ вельможъ оклеветалъ его предъ царемъ, говоря:

— «Великій царь, непобѣдимый побѣдитель, избранный богами для обладанія царствомъ! Благоволи съ кротостію выслушать меня. Тотъ, который получилъ почести отъ вашей царской десницы, котораго ваша держава прославила и возвеличила, — вотъ, онъ не пришелъ въ храмъ великой богини принести жертву за вашу державу».

Царь спросилъ:

— «Кто это не хочетъ приносить, въ единомысліи съ нами, жертвы досточтимой Артемидѣ?»

Совѣтникъ Катулъ отвѣчалъ:

— «Меркурій, котораго возвеличила ваша царская милость, — онъ отказывается отъ поклоненія нашимъ богамъ».

Царь сказалъ:

— «Не по завистили какой вы клевещете на него? Не повѣрю вамъ, пока самъ не испытаю его и не удоствѣрюсь твердо. И если не окажется того, что вы говорите, то примете много казней за свою клевету; если же это окажется истиной, то за вѣрность богамъ и нашему царству будете удостоены почести отъ насъ».

Сказавъ это, царь тотчасъ послалъ пригласить Меркурія съ честію, и когда онъ явился, Декій сказалъ:

— «Не я ли оказалъ тебѣ почесть, поставивъ тебя начальникомъ надъ всѣми моими князьями, по той причинѣ, что, съ помощью боговъ, ты побѣдилъ враговъ? Зачѣмъ же ты оказываешься неблагодарнымъ за такія мои благодѣянія тебѣ и презираешь власть и повелѣніе мое, не воздавая подобающей чести нашимъ богамъ, какъ мы слышали отъ нѣкоторыхъ вѣрныхъ намъ людей».

Доблестный воинъ Христовъ, совлекшись, по Апостольскому слову, ветхаго человѣка съ дѣяніями его и облекшись чрезъ крещеніе въ новаго, созданнаго по Богу (Ефес. 4, 24) [8], съ дерзновеніемъ отвѣчалъ:

— «Почесть твоя пусть будетъ съ тобою, ибо я побѣдилъ враговъ не съ помощію вашихъ немощныхъ боговъ, но — силою Христа Бога моего; (однако) возьми отъ меня то, что ты далъ мнѣ, ибо нагъ я вышелъ изъ чрева матери моей, нагъ и отойду» [9].

Сказавъ это, онъ снялъ воинскій поясъ и начальническую одежду и бросилъ къ ногамъ царя съ громкимъ восклицаніемъ:

— «Я христіанинъ! Слышите всѣ, что я — христіанинъ».

Тогда Декій пришелъ въ ужасъ и, въ молчаніи смотря на святаго, удивлялся его смѣлому слову и дѣлу, дивился еще и красотѣ тѣла его, ибо святый былъ высокъ ростомъ, румянъ лицемъ, и въ самомъ взорѣ его свѣтилось мужество. Потомъ онъ повелѣлъ заключить его въ темницѣ, говоря:

— «Этотъ человѣкъ не оцѣнилъ своей чести, но когда онъ испытаетъ безчестіе и огорченіе, думаю, что обратится къ благочестивой мысли».

Святый, когда отвели его въ темницу, славилъ и благодарилъ Бога. Ночью ему снова явился ангелъ Господень, говоря:

— «Будь мужественъ, Меркурій, и не бойся; вѣруй въ Господа, Котораго ты исповѣдалъ, и Онъ избавитъ тебя отъ всякой печали».

Меркурій былъ весьма укрѣпленъ этимъ ангельскимъ явленіемъ. Поутру на другой день царь Декій сидѣлъ на судилищѣ, и когда Меркурій предсталъ предъ нимъ, сказалъ ему:

— «Чрезъ свое безуміе ты заслужилъ такую честь [10], что стоишь, какъ осужденный, на судѣ».

Святый отвѣчалъ:

— «Поистинѣ мнѣ приличествуетъ такая честь [11] ради моего Господа. Ты взялъ то, что вскорѣ погибаетъ [12], я же получу то, что пребываетъ во вѣки» [13].

Царь сказалъ:

— «Повѣдай намъ, какого ты рода и отечества».

Святый отвѣчалъ:

— «О родѣ моемъ и отечествѣ, если хочешь узнать, я скажу тебѣ. Отца моего звали Гордіаномъ, по происхожденію онъ скиѳянинъ [14] и былъ воиномъ въ полку Мартенсовъ; отечество же мое, къ которому я съ ревностью иду, есть горній Іерусалимъ — городъ Царя Небеснаго» [15].

Царь сказалъ:

— «Почему ты не повинуешься нашей волѣ, почему не исполняешь заповѣди, данныя нами для всѣхъ? Почему не хочешь поклониться богамъ, чтобы получить свой прежній санъ?! Или хочешь умереть въ мученіяхъ? — отвѣчай скорѣе, потому что ты для этого призванъ».

Святый Меркурій сказалъ:

— «Я пришелъ (сюда) для того, чтобы побѣдить тебя и твоего отца діавола, виновника всякаго зла, и получить вѣнецъ побѣды отъ Подвигоположника [16] Іисуса Христа, моего Господа. Исполняй надо мною безъ отлагательства то, что замышляешь, ибо у меня есть броня и щитъ, которымъ преодолѣю всѣ измышляемыя тобою противъ меня мученія».

Тогда царь, разгнѣвавшись, сказалъ:

— «Такъ какъ ты говоришь, что имѣешь броню и щитъ вѣры, то повелѣваю повѣсить тебя нагимъ, растянувъ между четырьмя столбами».

Когда это было сдѣлано, мучитель сказалъ:

— «Гдѣ (у тебя) нынѣ орудія для борьбы твоей?»

Святый же Меркурій, воззрѣвъ на небо, сказалъ:

— «Господи Іисусе Христе, помоги мнѣ, рабу Твоему!»

Царь повелѣлъ, принеся острые ножи и мечи, рѣзать тѣло святаго, а на землѣ подъ нимъ развести огонь, чтобы, израненный сверху ножами и мечами, а снизу опаляемый огнемъ, онъ жестоко страдалъ. Когда стали дѣлать это, изъ тѣла его кровь потекла ручьями, такъ что даже огонь погасъ отъ крови, а святый все терпѣлъ доблестно.

Послѣ сего Декій повелѣлъ отвязать его, — чтобы онъ не умеръ (слишкомъ) скоро, — и крѣпко запереть въ нѣкоторомъ помѣщеніи. Слуги, взявъ его, понесли, ибо онъ не могъ самъ идти, будучи еле живъ, и бросили его въ тюрьмѣ, думая, что онъ тотчасъ умретъ. И святый лежалъ какъ мертвый, только чуть дыша, по причинѣ жестокихъ ранъ. Съ наступленіемъ ночи, ангелъ Господень пришелъ къ нему и сказалъ:

— «Миръ тебѣ, добрый страдалецъ!» — и исцѣлилъ его отъ ранъ. Святый, ощутивъ въ себѣ силу, всталъ здоровымъ и благодарилъ Бога, посѣтившаго его чрезъ Своего ангела.

Поутру царь снова повелѣлъ представить къ нему Меркурія. Воины, пойдя за нимъ, нашли его здоровымъ и, взявъ, повели его къ царю. Царь, увидѣвъ, что онъ здоровъ и ходитъ безъ нужной помощи, сказалъ:

— «Тотъ, котораго вчера унесли отъ насъ мертвымъ, нынѣ ходитъ самъ, — какъ будто бы не имѣлъ на себѣ никакой раны», — и повелѣлъ воинамъ осмотрѣть раны его.

Осмотрѣвъ тѣло мученика, они сказали царю:

— «Клянемся цѣлостью твоей державы, — у Меркурія все тѣло невредимо; безъ всякаго порока, какъ будто бы никогда никакое мученіе не прикасалось къ нему».

Царь сказалъ:

— «Онъ непремѣнно станетъ говорить, что его исцѣлилъ Христосъ, — не приводили ли вы къ нему въ темницу какого-либо врача?»

Они отвѣчали:

— «Клянемся вашею державою, управляющею всѣмъ міромъ, что никто не осматривалъ его, ибо мы думали, что онъ тотчасъ умретъ; а какъ онъ исцѣлился и стоитъ нынѣ здоровымъ, мы не знаемъ».

Царь сказалъ:

— «Посмотрите на христіанское колдовство: тотъ, который вчера казался мертвымъ, сегодня стоитъ здоровымъ предъ нами», — и съ яростью сказалъ святому:

— «Кто тебя исцѣлилъ, скажи намъ по правдѣ? Ибо я не считаю возможнымъ для тебя исцѣлиться иначе какъ чрезъ колдовство».

Святый отвѣчалъ:

— «Какъ ты самъ первоначально сказалъ, противъ своей воли, такъ и есть: Господь нашъ Іисусъ Христосъ, истинный Врачъ душъ и тѣлесъ, исцѣлилъ меня, — Онъ, Который, связавъ нерушимыми узами всѣхъ колдуновъ и чародѣевъ, вмѣстѣ съ покланяющимися идоламъ, предастъ ихъ геенскому огню — за то, что они не познали истиннаго Бога, создавшаго ихъ».

Царь сказалъ:

— «Я снова разсѣку твое тѣло ранами и посмотрю, исцѣлитъли тебя Христосъ, Котораго ты исповѣдуешь».

Святый отвѣчалъ:

— «Вѣрую въ Господа моего Іисуса Христа, что ты не побѣдишь меня всѣми своими, измышляемыми противъ меня, мученіями, ибо я нисколько не боюсь ихъ, будучи укрѣпленъ словами моего Владыки, Который сказалъ: не убойтеся отъ убивающихъ тело, души же не могущихъ убити (Матѳ. 10, 28). По умерщвленіи, Онъ воскреситъ меня снова въ страшный день Праведнаго Суда».

Царь повелѣлъ снова мучить его огнемъ и ранами.

Когда святаго били и жгли огнемъ, то отъ опаляемаго тѣла его, вмѣсто смрада, исходило великое благоуханіе. Мученикъ терпѣлъ такъ доблестно, что не испустилъ крика, ни стона, ни вздоха, такъ что всѣ дивились терпѣнію его.

Царь сказалъ ему, насмѣхаясь:

— «Гдѣ нынѣ твой Врачъ? Пусть придетъ сюда и исцѣлитъ тебя, вѣдь ты говорилъ, что Онъ можетъ и по смерти воскресить тебя».

Святый Меркурій отвѣчалъ:

— «Дѣлай, что хочешь, ты имѣешь власть надъ тѣломъ моимъ, надъ душею же — Богъ: хотя бы ты и умертвилъ мое тѣло, однако душа пребудетъ нетлѣнной во вѣки».

Царь повелѣлъ повѣсить его внизъ головой, на шею же его привязать большой камень, чтобы, давимый тяжестью камня, онъ умеръ. Мученикъ же, укрѣпляемый благодатію Божіею, въ продолженіе многихъ часовъ претерпѣвалъ это мученіе, оставаясь живымъ. Потомъ, отвязавъ камень, царь повелѣлъ бить его бичами, концы которыхъ были окованы мѣдью; и били его такъ жестоко, что земля обагрилась кровію его. Онъ же, твердый какъ адамантъ, мужественно терпѣлъ, говоря:

— «Благодарю Тебя, Господи, что сподобилъ меня пострадать за имя Твое».

Царь, видя, что мученика никакъ нельзя склонить къ волѣ его, и, не имѣя болѣе времени мучить его, ибо спѣшилъ идти скорѣе въ Римъ, — постановилъ надъ нимъ такой окончательный приговоръ:

— «Меркурія, который вмѣнилъ нашихъ боговъ въ ничто и презрѣлъ честное постановленіе нашей кротости, наша держава повелѣваетъ вести въ Каппадокійскую страну [17] и тамъ отрубить ему главу, для вразумленія многихъ, — ибо всякій противящійса царю будетъ казненъ мечемъ послѣ многихъ мученій».

Воины, взявъ святаго, положили его на животное [18] и, крѣпко привязавъ его (ибо онъ былъ весьма разслабленъ тѣломъ по причинѣ многихъ мученій), повезли въ Каппадокію. Когда они были въ Кесаріи [19], Господь явился святому и сказалъ:

— «Меркурій! Приди ко Мнѣ и успокойся; теченіе ты совершилъ, вѣру соблюлъ, — пріими же вѣнецъ подвига твоего [20], ибо здѣсь тебѣ должно скончаться».

Мученикъ, весьма укрѣпленный этимъ видѣніемъ Спаса и желая скорѣе разрѣшиться отъ тѣла и жить со Христомъ [21], сказалъ бывшимъ съ нимъ воинамъ:

— «Совершите то, что приказано вамъ, не откладывая болѣе. Господь же, призывающій всѣхъ къ покаянію, да подастъ вамъ Свою благодать; богатый милостію, Онъ преизобильно подаетъ Свои дары приходящимъ къ Нему».

Послѣ того какъ онъ это сказалъ, глава его была усѣчена, при исповѣданіи имъ Спаса нашего Іисуса Христа, мѣсяца ноября 24 дня. На второй день по кончинѣ святаго, тѣло его оказалось бѣлымъ какъ снѣгъ и отъ него исходило благоуханіе драгоцѣннаго мѵра и ѳиміама, и по причинѣ такого чуда многіе увѣровали во Христа. Святое тѣло его было съ честію положено на славномъ мѣстѣ, подавая больнымъ много исцѣленій. Сего воина, святаго великомученика Меркурія, душою уже торжествующаго на небѣ, Возбранная Воевода, Пресвятая Богородица, призывала, спустя значительное время, на слѣдующую свою воинскую службу.

Когда святый Василій Великій [22] молился предъ иконою Пресвятыя Богородицы, — при которой было изображеніе и святаго великомученика Меркурія съ копьемъ, какъ воина, — чтобы злочестивый царь Юліанъ Отступникъ [23], великій гонитель и истребитель правовѣрныхъ христіанъ, не возвратился изъ Персидской войны [24] для истребленія христіанской вѣры, то увидѣлъ, что тамъ, при иконѣ Пресвятыя Богородицы, образъ святаго Меркурія сдѣлался на нѣкоторое время невидимымъ, потомъ показался съ окровавленнымъ копьемъ. А въ то самое время Юліанъ Отступникъ былъ пронзенъ на Персидской войнѣ копьемъ неизвѣстнаго воина, который тотчасъ послѣ того сдѣлался невидимъ. Окаянный Юліанъ, извергнувъ вверхъ хлынувшую изъ раны кровь, обращаясь къ небу съ такими хульными словами на Христа: «Ты побѣдилъ, Галилеянинъ»! — умеръ со злобой на устахъ.

Это чудо сдѣлалось тогда явнымъ, ибо, по молитвамъ святаго Василія Великаго, сама Пресвятая Богородица послала сего угодника Божія и своего, святаго побѣдоноснаго великомученика Меркурія, отъ Церкви Торжествующей къ Церкви Воинствующей, на казнь Богопротивнаго отступника Юліана, на защиту святой вѣры и православныхъ христіанъ. Его святымъ предстательствомъ и защитою пусть будемъ и мы сохранены отъ богопротивныхъ враговъ, побѣждаемыхъ съ помощію его и будемъ вмѣстѣ съ нимъ славить Бога и Богородицу, во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчанія:
[1] Декій царствовалъ съ 249 по 251 г. Валеріанъ единолично царствовалъ нѣсколько позднѣе (253-260 гг.). Настоящее житіе представляетъ его принимавшимъ участіе въ управленіи имперіей еще при Декіи.
[2] Капитолій — храмъ верховнаго бога Юпитера и богинь Юноны и Минервы, на одномъ изъ холмовъ, на которыхъ былъ раскинутъ древній Римъ, столица Римской имперіи. Холмъ этотъ, вмѣстѣ съ храмомъ, былъ главнымъ святилищемъ и назывался Капитолійскимъ.
[3] Варварами греки и римляне называли иноплеменниковъ. Самое названіе указываетъ на людей съ непонятною рѣчью. Здѣсь разумѣются, вѣроятно, готы, на войнѣ съ которыми Декій, нѣсколько позднѣе, былъ убитъ.
[4] Собственно Арменія граничила на сѣверѣ съ Колхидою, Иберіей и Албаніей, на западѣ съ Малой Азіей, на юго-востокѣ и востокѣ съ Мидіею и Ассиріею. Первоначально она находилась въ зависимости отъ ассиріянъ, мидянъ и персовъ, потомъ служила предметомъ раздора между парѳянами и римлянами, затѣмъ, между римлянами и персами, и поперемѣнно зависѣла то отъ тѣхъ, то отъ другихъ. Арменія первая лежала близъ восточной части южнаго берега Понта Евксинскаго (Чернаго моря), Арменія вторая и третья — на юго-западъ, четвертая — на югъ отъ первой.
[5] Трибунъ — римское названіе начальника войсковой части, среднее между нашимъ полковникомъ и ротнымъ командиромъ.
[6] Образъ рѣчи заимствованъ изъ Евангелія (Лук. 23, 31; Іоан. 15, 1-6). Въ этихъ словахъ святый Меркурій выражаетъ ту мысль, что хотя отецъ его былъ христіаниномъ, самъ онъ оставался, однако же, до сихъ поръ язычникомъ, не заботившимся о просвѣщеніи христіанскою вѣрою.
[7] Артемида — иначе Діана — извѣстная языческая богиня у грековъ и римлянъ, пользовавшаяся особымъ почитаніемъ у нихъ; (она считалась богиней луны, и изображалась прекрасной, свѣтлой дѣвой-охотницей).
[8] Это выраженіе указываетъ на совершившуюся въ святомъ Меркуріи, чрезъ крещеніе, силою Благодати Христовой, перемѣну мыслей и чувствъ. Вмѣсто прежняго пристрастія къ языческому образу жизнн, онъ былъ преисполненъ теперь готовности къ совершенію подвиговъ христіанскаго самоотверженія.
[9] Здѣсь святый Меркурій выражается словами многострадальнаго Іова (Іов., 1, 21), въ которыхъ тотъ выразилъ свою преданность волѣ Божіей, послѣ того какъ діаволъ, по попущенію Божію, лишилъ праведника всего имущества. Смыслъ словъ такой: не имѣющимъ ничего я родился въ мірѣ, ничего изъ мірскихъ благъ мнѣ не нужно будетъ, когда я буду умирать.
[10] Въ смыслѣ насмѣшки, выраженіе: «честь» употреблено вмѣсто — «безчестія».
[11] Святый, пользуясь вышеприведеннымъ выраженіемъ мучителя, утверждаетъ ту мысль, что въ мученіяхъ за имя Христово заключается для него не безчестіе, а, напротивъ, великая честь.
[12] Т. е. — что имѣетъ значеніе для человѣка только на время его краткой земной жизни, каковы: богатство, слава, почести и т. п. Все это оставляетъ человѣка, погибаетъ для него, при наступленіи смерти.
[13] Т. е. — духовныя, небесныя блага. Образъ рѣчи заимствованъ изъ Евангелія (Матѳ. 6, 19-20).
[14] Скиѳы — древній народъ, который жилъ частію въ сѣверныхъ предѣлахъ западной Азіи, до Каспійскаго моря, преимущественно же по сѣвернымъ берегамъ Чернаго моря, причемъ сѣверныя границы разселенія скиѳовъ были неизвѣстны древнимъ.
[15] Т. е. — Царство небесное. Выраженіе заимствовано изъ Посланія къ Евреямъ гл. 12, ст. 22.
[16] Такъ Христосъ называется потому, что Онъ чрезъ Свою земную жизнь, въ особенности чрезъ крестныя страданія и смерть, далъ на всѣ времена высочайшій примѣръ подвига послушанія волѣ Божіей и самоотверженнаго служенія людямъ.
[17] Каппадокія — восточная область Малой Азіи.
[18] Здѣсь нужно разумѣть мула или осла, на которыхъ ѣздили и перевозили небольшія тяжести. Для перевозки болѣе значительныхъ тяжестей служили верблюды.
[19] Имя Кесаріи носило нѣсколько римскихъ городовъ. Здѣсь разумѣется Кесарія — столица Каппадокіи, названная такъ императоромъ Тиверіемъ (ранѣе называлась Мазака).
[20] Выраженіе 2 посл. къ Тимоѳ. гл. 4, ст. 8. Теченіе — путь земной жизни, въ особенности — мученическихъ страданій и смерти; вѣнецъ подвига — вѣнецъ славы въ Небесномъ Царствѣ, заслуженный мученическимъ подвигомъ.
[21] Выраженіе заимствовано изъ Филип., гл. 1, ст. 23. Апостолъ выражалъ желаніе скорѣе умереть, чтобы, освободившись отъ тѣла, тѣснѣе соединиться душою со Христомъ въ Его небесномъ Царствіи.
[22] Св. Василій Великій родился въ 330 г., въ благочестивомъ семействѣ, въ Каппадокіи, получилъ обширное свѣтское и духовное образованіе. Первоначально, вмѣстѣ съ своимъ другомъ св. Григоріемъ Богословомъ, проводиль отшельническую жизнь, потомъ былъ поставленъ сначала пресвитеромъ, а затѣмъ въ 370 г. — епископомъ Кесарійскимъ. Подобно св. Аѳанасію Александрійскому, былъ ревностнымъ защитникомъ православія въ эпоху аріанскихъ смутъ и написалъ для защиты и раскрытія православнаго ученія много замѣчательныхъ сочиненій, за что Церковь и дала ему названіе Великаго. Умеръ въ 379 году.
[23] Императоръ Юліанъ царствовалъ съ 361 по 363 г. Сдѣлавшись императоромъ, онъ отступилъ отъ христіанской вѣры и поставилъ задачею своей жизни возстановленіе язычества. Посему онъ и называется Отступникомъ.
[24] Персы жили въ Азіи, близъ Персидскаго залива. Въ разное время границы страны были разныя. Съ воцареніемъ среди нихъ династіи Сассанидовъ (въ 226 г. по Р. Хр.), вели неоднократно войны съ римлянами. Персидская война, во время которой былъ убитъ Юліанъ, относится къ царствованію Персидскаго царя Сапореса II.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 681-691.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0