Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День двадцать третій.

Чудеса и открытіе мощей святителя Митрофана, первопрестольника Воронежскаго.

Соборная Благовѣщенская церковь, созданная трудами святителя Митрофана, около 1717 года рушилась. Соборъ пришлось разломать, чтобы матеріаломъ его воспользоваться для постройки новаго, который былъ заложенъ на болѣе прочномъ фундаментѣ и на мѣстѣ, не угрожавшемъ цѣлости зданія. Работы были начаты въ 1718 году, и тогда же гробъ съ тѣломъ святителя Митрофана изъ исподней палаты Архангельскаго придѣла, тоже значительно пострадавшаго, по повелѣнію епископа Воронежскаго Пахомія [1], перенесенъ въ церковь Неопалимой Купины, подъ деревянной соборной колокольней. По окончаніи постройки, въ 1735 году тѣло святаго Митрофана перенесли въ новый каѳедральный соборъ и погребли «въ правомъ крылѣ собора, близъ самой южной стѣны, въ вышнемъ первомъ мѣстѣ, къ углу». При обоихъ перенесеніяхъ тѣло святителя оказалось нетлѣннымъ, такъ что окончательно окрѣпло убѣжденіе въ святости почившаго первопрестольника Воронежскаго, и все шире и шире по лицу земли Русской начало распространяться благоговѣйное почитаніе его памяти. Съ 1830 года особенно усиливается стеченіе богомольцевъ ко гробу святителя, и, какъ бы въ отвѣтъ на это возрастаніе благочестивой ревности къ его памяти, возрастаютъ чудесныя явленія помощи Божіей у могилы Его угодника. Обо всемъ этомъ епархіальная власть почла необходимымъ довести до свѣдѣнія Святѣйшаго Синода, который, ожидая дальнѣйшихъ указаній Промысла Божія относительно прославленія святителя Митрофана, предписалъ епископу Воронежскому Антонію скромное и осторожное наблюденіе событій. Такъ какъ изъ среды притекавшихъ ко гробу святителя дѣлались заявленія о чудесныхъ исцѣленіяхъ, то епископъ Антоній приказалъ заносить ихъ въ особую записку. До поднесенія всеподданнѣйшаго доклада императору Николаю Павловичу объ открытіи мощей святителя Митрофана, Синоду было представлено девяносто девять засвидѣтельствованій о чудесахъ, совершившихся по заступленію первосвятителя Воронежскаго. Изъ нихъ приведемъ здѣсь нѣкоторыя, наиболѣе примѣчательныя.

Липецкій помѣщикъ Иванъ Николаевичъ Ладыгинъ, потрясенный семейнымъ несчастіемъ, въ 1829 году расхворался. Чѣмъ далѣе шло время, тѣмъ больше усиливался недугъ, такъ что, наконецъ, больной не могъ пошевельнуться, и его съ трудомъ передвигали при помощи простынь; при этомъ онъ совсѣмъ лишился сна и только непродолжительная дремота на короткое время облегчала его страданія. Въ такомъ, почти безнадежномъ, состояніи, Ладыгинъ, слышавшій объ исцѣленіяхъ при гробѣ святителя Митрофана, вдругъ почувствовалъ горячее желаніе отправиться въ Воронежъ и поклониться гробу святаго Митрофана. Съ этою мыслію онъ заснулъ. Проснувшись, больной съ радостію замѣтилъ неожиданное облегченіе отъ тяжкой болѣзни: онъ могъ самъ поднять голову и сидѣть въ постели, прислонясь къ подушкѣ; вскорѣ при помощи костылей онъ сталъ переступать по нѣскольку шаговъ. Въ такомъ состояніи Ладыгина привезли въ Воронежъ. Здѣсь его на креслѣ внесли въ соборъ. Отслуженъ былъ молебенъ предъ иконою Богоматери, стоящей надъ могилою первосвятителя Воронежскаго, а послѣ него — паннихида по епископѣ Митрофанѣ. Когда, по окончаніи паннихиды, на больного возложили мантію угодника Божія, онъ сейчасъ же почувствовалъ такое облегченіе, что вышелъ изъ собора безъ посторонней помощи и съ однимъ лишь костылемъ. Дома онъ все еще чувствовалъ себя не совсѣмъ здоровымъ, но когда снова отправился въ Воронежъ и опять пришелъ въ соборъ, къ могилѣ святителя, то возвратился отъ нея уже совершенно выздоровѣвшимъ.

Тотъ же Ладыгинъ испыталъ проявленіе благодатной помощи святителя Митрофана и надъ своимъ, семействомъ. Черезъ годъ по исцѣленіи самого Ладыгина сильно захворала горячкой его одиннадцатилѣтняя дочь; она впала въ безпамятство и была недалека отъ смерти. Но вотъ ей явился во снѣ святитель Митрофанъ, облеченный въ архіерейскія одежды, и благословилъ ее; съ этого момента больная стала быстро поправляться.

Дочь однодворца Трофимова Параскева, восемнадцати лѣтъ, страдала отъ припадковъ, къ которымъ, затѣмъ, присоединилась новая болѣзнь: у нея на носу появился наростъ, которыи скоро разросся почти во все лицо. Съ усердіемъ почитая память святителя Митрофана и горячо вѣруя въ силу его молитвеннаго заступленія, больная, въ продолженіе трехъ мѣсяцевъ, ежедневно приходила въ Благовѣщенскій соборъ къ могилѣ святителя. Здѣсь, по ея желанію, совершались по немъ паннихиды и служились молебны предъ иконой Богоматери. И вотъ однажды, вернувшись изъ собора домой, Параскева въ полубодрственномъ состояніи увидѣла святителя Митрофана, который сказалъ ей:

— «Полно тебѣ лѣчиться: я — Митрофанъ, будь здорова».

Когда на другой день на больную возложили мантію святителя, наростъ на носу ея началъ опадать и совершенно исчезъ. Черезъ недѣлю съ больной сдѣлался припадокъ, сопровождавшійся страшной рвотой, и это былъ послѣдній мучившій ее припадокъ, не повторявшійся болѣе.

Крестьянинъ Василій Матѳеевъ въ теченіи двухъ лѣтъ страдалъ слѣпотою; но онъ прозрѣлъ послѣ того какъ его мать, отслуживъ паннихиду у гроба святителя Митрофана, помазала дважды глаза его масломъ, взятымъ изъ лампады предъ иконою Богоматери, стоящей надъ могилою угодника Божія.

Марія Дорожкина, крѣпостная Тамбовскаго помѣщика Коноплина, десять лѣтъ страдала ломотой рукъ, сопровождавшейся гнойными нарывами на кистяхъ, что, къ довершенію бѣдствія, отнимало у нея всякую возможность работать. Въ 1830 году она отправилась на богомолье въ Воронежъ. Послѣ молебна Богоматери и паннихиды по святителѣ, больная съ вѣрою помазала руки масломъ изъ лампады надъ его гробомъ и сейчасъ же почувствовала облегченіе. Въ четыре слѣдующихъ дня руки, въ великой радости измученной женщины, совершенно очистились отъ гнойныхъ язвъ и ломота въ нихъ прекратилась.

Жена дьячка Агаѳія Струкова сорокъ пять лѣтъ подвергалась ужаснымъ припадкамъ бѣснованія, во время которыхъ готова была наложить на себя руки. Когда мужъ ея, ища помощи у святителя Митрофана, вводилъ ее въ Благовѣщенскій соборъ, то она сильно противилась этому. Когда возложили на больную мантію святителя, она впала въ безпамятство, а затѣмъ, очнувшись, по молитвамъ угодника Божія, совершенно исцѣлилась отъ страшной болѣзни.

Особенно замѣчательно исцѣленіе по молитвамъ святителя Митрофана восьмилѣтней дѣвочки Маріи Жукевичъ отъ недуга, предъ которымъ медицина безсильна. Въ 1830 году ее постигла болѣзнь, извѣстная подъ именемъ пляски святаго Витта и начинающаяся съ судорожнаго разстройства движеній. Врачи не облегчили болѣзни дѣвочки; напротивъ, послѣ непродолжительнаго лѣченія болѣзнь усилилась до того, что у Маріи отнялись руки, ноги и языкъ. Осталась одна надежда на помощь Божію, и родные больной обратились съ горячею молитіюю къ Божіей Матери и къ святителю Митрофану: они служили молебны предъ иконой Богоматери, стоящей надъ могилою первопростольника Воронежскаго, и паннихиды на мѣстѣ его погребенія; при этомъ въ теченіе трехъ дней на больную возлагалась мантія святителя Митрофана, облегчавшая ея страданія. На третій день, по возложеніи мантіи больная почувствовала пріятную теплоту въ тѣлѣ; а потомъ крѣпко заснула и спокойно спала цѣлыхъ двѣнадцать часовъ. Во время этого цѣлительнаго сна больная увидѣла, что у ея кровати появился какой-то старецъ въ иноческой одеждѣ, который стоялъ нѣсколько времени на томъ же мѣстѣ и послѣ того, какъ она проснулась. Въ теченіе послѣдующихъ трехъ недѣль. Марія совершенно избавилась отъ своего недуга, неизлѣчимаго обычными человѣческими средствами. Увидавъ, затѣмъ, икону святителя Митрофана, она узнала въ немъ являвшагося ей старца.

Вообще многіе, получившіе чудесную помощь святителя Митрофана во время его явленій, узнавали впослѣдствіи своего благодатнаго цѣлителя, взглянувъ на его изображенія, подлинное происхожденіе котораго тоже чудесно.

Въ 1830 году Воронежскій купецъ Гарденинъ, испытавшій на себѣ благодатную помощь святителя Митрофана и почитавшій его какъ великаго угодника Божія, нашелъ очень старинный портретъ первопрестольника Воронежскаго. Желая имѣть изображеніе святителя, Гарденинъ обратился съ просьбой къ любителю-художнику, чиновнику Швецову, чтобы онъ снялъ съ портрета копію. Но портретъ былъ такъ ветхъ, что трудно было уловить черты, стертыя временемъ. Боясь исказить ликъ великаго святителя, Швецовъ отказался исполнить просьбу Гарденина. Измѣнить это рѣшеніе Швецова не могли и убѣжденія Воронежскаго епископа Антонія, также желавшаго имѣть изображеніе первосвятителя Воронежскаго, память котораго онъ благоговѣйно чтилъ. Однажды владыка Антоній, послѣ тщетныхъ стараній убѣдить Швецова, съ глубокою увѣренностію сказалъ ему:

— «Не сомнѣвайся: ты увидишь святителя на яву или во снѣ».

Швецовъ повѣрилъ словамъ благочестиваго епископа Антонія и весь тотъ день провелъ въ молитвѣ къ Богу, чтобы Онъ сподобилъ его увидѣть святителя Митрофана. И вотъ на слѣдующую же ночь Шведовъ увидѣлъ во снѣ старца, но только въ сумракѣ, неясно; затѣмъ свѣтъ разсѣялъ сумракъ и предъ нимъ стояло совершенно отчетливое изображеніе святителя Митрофана, которое онъ будто-бы и поспѣшилъ списать. Когда Швецовъ проснулся, то образъ святителя такъ живо запечатлѣлся въ его душѣ, что онъ безъ труда по памяти воспроизвелъ его на холстѣ. Затѣмъ онъ разсказалъ преосвященному Антонію о чудесномъ явленіи святителя Митрофана и показалъ нарисованноо имъ изображеніо. Владыка благословилъ Швецова писать копіи съ этого изображенія, имѣя въ виду желаніе многихъ почитателей памяти первопрестольника Воронежскаго [2].

Наступилъ, наконецъ, «предуставленный свыше часъ прославленія угодника Божія, потрудившагося подвигомъ добрымъ на пользу церкви и отчизны».

Весною 1831 года производилась поправка обветшавшаго Воронежскаго каѳедральнаго собора; между прочимъ нужно было освидѣтельствовать прочность фундамента и перемѣнить полъ. Когда церковный помостъ былъ разобранъ, то близъ стѣны, на правой сторонѣ, оказался склепъ съ разломаннымъ на верху его отверстіемъ. Черезъ это отверстіе увидѣли непокрытый гробъ, (крышка истлѣла) а въ немъ тѣло святаго Митрофана «въ нерушимой цѣлости». Объ обрѣтеніи мощей въ началѣ 1832 года тайно было донесено императору Николаю Павловичу, который передалъ дѣло на разсмотрѣніе Святѣйшаго Синода съ условіемъ, чтобы оно велось негласно. Духовное завѣщаніе первосвятителя Воронежскаго, являющееся достойнымъ отображеніемъ благочестивыхъ чувствъ и мыслей, которыми онъ руководствовался въ своей жизни, и записка отъ епископа Антонія объ исцѣленіяхъ при гробѣ святителя Митрофана побудили Святѣйшій Синодъ не медлить болѣе съ прославленіемъ угодника Божія. Для освидѣтельствованія мощей была образована особая коммиссія, въ составъ которой вошли: Евгеній, архіепископъ Рязанскій, Антоній, епископъ Воронежскій, Германъ, архимандритъ Московскаго Спасо-Андроніева монастыря, и нѣсколько лицъ изъ Воронежскаго духовенства, по своему положенію и благочестивой жизни, пользовавшихся общественнымъ довѣріемъ. Подробное освидѣтельствованіе мѣста погребенія святаго Митрофана, гроба, священныхъ облаченій и честнаго тѣла его, производившееся 18 и 19 апрѣля 1832 года, не оставляло никакого сомнѣнія «въ святости мощей». Производившая дознаніе коммиссія доносила Святѣйшему Синоду, что, не смотря на чрезвычайную сырость мѣста погребенія святителя Митрофана, исподняя доска гроба, «на коей покоится тѣло, особенно осталась цѣлою»; схимонашеское облаченіе святителя оказалось невредимымъ, а тѣло его нетлѣннымъ. Вмѣстѣ съ этимъ донесеніемъ коммиссія представила въ Синодъ свѣдѣнія о чудесахъ, совершившихся по молитвенному заступленію святителя Митрофана: свѣдѣнія эти были собраны коммиссіею на мѣстѣ подъ присягою и за рукоприкладствомъ лицъ, или на себѣ испытавшихъ, или видѣвшихъ на своихъ домочадцахъ чудесную помощь угодника Божія. Получивъ донесеніе коммиссіи, Святѣйшій Синодъ представилъ императору Николаю Павловичу на утвержденіе докладъ, въ которомъ было постановлено:

1) «Тѣло Воронежскаго епископа Митрофана, въ схимонасѣхъ Макарія, признать за мощи несомнительно святыя».

2) «Изнеся оныя съ подобающею честію изъ подземнаго склепа въ каѳедральный Благовѣщенскій соборъ, положить въ приличномъ и открытомъ мѣстѣ для общаго поклоненія».

3) «Службу преосвященному Митрофану отправлять общую, положенную святителямъ, пока не будетъ составлена и Синодомъ одобрена особая ему служба».

4) «Память сего святителя праздновать въ день преставленія его, 23 ноября».

Государь Императоръ утвердилъ этотъ докладъ. На торжество открытія мощей святителя Митрофана имъ былъ назначенъ одинъ изъ членовъ Святѣйшаго Синода, Григорій, архіепископъ Тверской.

Ко дню Преображенія Господня, 6 августа, когда было назначено открытіе мощей святителя Митрофана, въ Воронежъ собралось изъ разныхъ губерній до пятидесяти тысячъ благоговѣйныхъ почитателей новоявленнаго угодника Божія. Вскорѣ послѣ литургіи въ день Преображенія Господня по соборному благовѣсту начался звонъ во всѣхъ церквахъ города Воронежа, при чемъ изъ приходскихъ храмовъ начался крестный ходъ въ каѳедральный Благовѣщенскій соборъ. Собралось сюда и все Воронежское духовенство. Съ утра ненастная погода прояснилась, и солнце, точно раздѣляя радость вѣрующихъ, играло своими лучами на хоругвяхъ и иконахъ. Къ двумъ часамъ въ Архангельскій соборъ прибыли въ святительскихъ мантіяхъ въ предшествіи сослужащихъ Григорій, архіепископъ Тверской, и Антоній, епископъ Воронежскій; здѣсь они облеклись въ полное священное облаченіе. Послѣ колѣнопреклоненной молитвы, прочитанной первенствовавшимъ въ служеніи архіепископомъ Григоріемъ, въ которой испрашивалось благословеніе у Господа на предстоящее открытіе мощей святителя Митрофана, съ пѣніемъ покаяннаго псалма — «Помилуй мя Боже» двинулся торжественный крестный ходъ изъ Архангельскаго собора въ Благовѣщенскій, къ могилѣ святаго первопрестольника Воронежскаго; здѣсь еще наканунѣ былъ открытъ склепъ и приготовлена кипарисная рака, но честныя мощи пребывали на мѣстѣ вѣкового покоя. По вступленіи крестнаго хода въ Благовѣщенскій соборъ, началось пѣніе 33-го псалма; во время его архіепископъ Григорій послѣ кажденія предъ святыми иконами и честными мощами, окропилъ святою водою раку, покровъ для мощей и лентіоны или полотна, предназначенныя для поднятія изъ склепа нетлѣннаго тѣла святителя. Потомъ, по возгласу протодіакона, все собраніе преклонило колѣна и архіепископъ Григорій произнесъ слѣдующую трогательную молитву, обращенную къ новоявленному угоднику Божію:

— «Угодниче Божій, святителю отче Митрофане! Призри съ высоты святыя на насъ смиренныхъ, грѣшныхъ и недостойныхъ братій твоихъ и чадъ, рабовъ Господа Бога нашего Іисуса Христа, пришедшихъ подъяти нечистыми и грѣшными руками нашими честныя и святыя мощи твоя, положити я въ новѣмъ гробѣ, уготованномъ любовію чтущихъ святую память твою, и поставити я въ матери церквей бывшія паствы твоя, да почиваютъ онѣ предъ очима всѣхъ людей возлюбленнаго тебѣ православнаго земнаго отечества, Россіи; да воспоминаютъ онѣ всѣмъ намъ святыя твоя наставленія въ вѣрѣ, паче же въ жизни по святой вѣрѣ; да вси православніи людіе поклоняются тебѣ, святителю Божій; и ты моли Христа Бога нашего, да никтоже отъ прибѣгающихъ къ тебѣ отъидетъ тощъ, но да устроится всякому, съ вѣрою къ тебѣ притекающему и просящему твоея помощи, полезное и благое ко спасенію. Всѣмъ же намъ, пришедшимъ пріяти всечестныя мощи твоя, моли Господа Бога нашего, освятитися и пребыти отнынѣ въ нерушимѣй святости вся дни жизни нашея. Ей, угодниче Божій, аминь».

По окончаніи молитвы, два священнослужителя, сойдя въ склепъ, подложили подъ исподнюю, уцѣлѣвшую доску гроба лентіоны, концы которыхъ подали стоявшимъ по бокамъ могилы священникамъ. Наступила самая торжественная минута, наполнившая трепетомъ духовнаго восторга сердца присутствовавшихъ: при непрерывномъ и тихомъ пѣніи священнослужителей «Господи помилуй» мощи святителя Митрофана на лентіонахъ медленно поднимались изъ земли, гдѣ покоились 128 лѣтъ. Когда онѣ были изнесены изъ могилы, епископы съ помощію священнослужителей положили ихъ въ новую кипарисную раку и покрыли покровомъ. Затѣмъ всѣ находившіеся въ соборѣ, во главѣ со святителями, воздали земнымъ поклоненіемъ благоговѣйное чествованіе новоявленному чудотворцу. Сейчасъ же началось молебное пѣніе святителю Митрофану; во время пѣнія тропаря, послѣ вторичнаго земного поклоненія честнымъ мощамъ, двѣнадцать священниковъ подняли раку и по возглашеніи архіепископа Григорія — «съ миромъ изыдемъ» въ предшествіи крестнаго хода и всего духовенства, съ пѣніемъ тропаря святителю, торжественное шествіе съ честными мощами двинулось изъ Благовѣщенскаго собора въ Архангельскій, куда переносили святыя мощи лишь на время исправленія Благовѣщенскаго собора. Многочисленный народъ, стоявшій по пути въ благоговѣйномъ ожиданіи появленія раки съ мощами святаго Митрофана, при видѣ ея опускался на колѣни, возсылая горячія, слезныя молитвы къ новому предстателю за грѣшный міръ предъ Богомъ. Обойдя кругомъ Благовѣщенскаго собора, крестный ходъ съ честными мощами направился въ Архангельскій соборъ и здѣсь онѣ были поставлены на ранѣе приготовленномъ предъ алтаремъ возвышеніи. По окончаніи молебнаго пѣнія, была совершена малая вечерня, крестные же ходы возвратились обратно въ свои церкви.

Въ шесть часовъ вечера раздался благовѣстъ соборнаго колокола, призывавшій ко всенощному бдѣнію, которое съ особенною торжественностью отправлялось въ Архангельскомъ соборѣ, гдѣ была поставлена рака съ мощами святителя Митрофана. Во время поліелея многочисленный священный соборъ во главѣ съ епископами вышелъ изъ алтаря на средину храма и окружилъ раку съ мощами; передъ пѣніемъ величанія святителю открыли раку. Послѣ прочтенія Евангелія происходило благоговѣйное лобызаніе честныхъ мощей, которое продолжалось и по окончаніи всенощного бдѣнія: всю ночь соборъ не былъ запертъ, чтобы дать возможность тысячамъ народа поклониться честнымъ мощамъ угодника Божія, при чемъ для назиданія усердныхъ почитателей памяти святителя читалось его духовное завѣщаніе, обращенное къ паствѣ.

На другой день, 7-го августа, въ 10-мъ часу утра началась въ Архангельскомъ соборѣ поздняя литургія, которую съ многочисленнымъ соборомъ совершали святители Григорій и Антоній. На маломъ входѣ при пѣніи «Пріидите поклонимся» священнослужители подняли раку съ мощами угодника Божія, чрезъ царскія двери внесли ее въ алтарь и поставили на горнемъ мѣстѣ, лицемъ къ святому престолу; епископы стояли по бокамъ, какъ сослужащіе. И невольно присутствовавшимъ казалось, что возвратилось далекое прошлое, когда святитель Митрофанъ священнодѣйствовалъ среди паствы своей.

По окончаніи литургіи и изнесеніи мощей снова на средину храма, совершено было святителю Митрофану молебное пѣніе съ колѣнопреклоненіемъ. Затѣмъ мощи были поставлены ближе къ южнымъ боковымъ дверямъ алтаря соборнаго храма для всеобщаго чествованія. Въ продолженіе недѣли, съ 7-го августа по 14-ое въ Архангельскомъ соборѣ архіепископомъ Воронежскимъ Антоніемъ совершались ежедневно торжественныя богослуженія, а при мощахъ святителя Митрофана молебствія. Въ это же время императоръ Николай Павловичъ, подробно извѣщенный объ открытіи мощей святителя Митрофана, почитая новоявленнаго угодника Божія, прислалъ для возложенія на его раку золотой покровъ, а спустя 40 дней послѣ открытія мощей, самъ прибылъ въ Воронежъ, чтобы поклониться честнымъ мощамъ его святаго первопрестольника.

День прославленія святителя Митрофана Господь ознаменовалъ обильнымъ изліяніемъ чудесъ на всѣхъ, съ вѣрою притекавшихъ къ цѣльбоносной ракѣ и искавшихъ врачества недуговъ душевныхъ и тѣлесныхъ, что еще болѣе увеличивало торжественную радость праздника. Многія изъ этихъ чудесъ сохранились лишь въ благодарной памяти получившихъ благодатную помощь святителя Митрофана, но нѣкоторыя дошли до епархіальной власти «въ опредѣленной и правильно засвидѣтельствованной извѣстности». Изъ нихъ приведемъ слѣдующія.

Дворовый человѣкъ Петръ Юрьевъ, совершенно глухонѣмой отъ рожденія, ко дню открытія мощей святителя Митрофана былъ присланъ въ Воронежъ. Приложившись къ мощамъ угодника Божія, онъ сталъ слышать и говорить, — но не зная названія вещей, сначала только повторялъ слова, произносимыя другими. Въ слѣдующемъ мѣсяцѣ онъ началъ уже учиться азбукѣ.

У маіора Александра Юрьева въ концѣ іюля 1832 года сильно расхворалась малолѣтняя дочь Наталія: сначала на шеѣ подъ челюстію появились железы, а затѣмъ десны, небо, языкъ и маленькій язычекъ покрылись гнойными ранками. Лѣкарствъ не употребляли, такъ какъ дѣвочка не могла глотать: десять дней она была безъ пищи, съ большимъ трудомъ по временамъ проглатывая каплю чая. Въ день открытія мощей святителя Митрофана ее пріобщили святыхъ Христовыхъ Таинъ, послѣ чего она почувствовала нѣкоторое облегченіе. На другой день дѣвочку принесли къ ракѣ святителя, и лишь только она приложиласл къ мощамъ угодника Божія, какъ болѣзнь ея прошла: ротъ совершенно очистился отъ гнойныхъ язвъ, такъ что въ тотъ же день она могла употреблять пищу.

Дочь одного крестьянина Тобольской губерніи Лыжина, Анну постигъ ужасный недугъ. Однажды, — это было за 5 лѣтъ до открытія мощей святителя Митрофана, — она вышла на крыльцо и увидѣла здѣсь свирѣль, неизвѣстно кому принадлежавшую; она нагнулась, чтобы поднять ее и въ тотъ же моментъ почувствовала непріятное ощущеніе — точно ее кто облилъ съ головы до ногъ холодной водой; при этомъ она впала въ безпамятство, рвала на себѣ одежду и волосы, кусала сама себя. Во время такихъ припадковъ у Анны появлялась страшная сила, такъ что четыре человѣка не могли удержать ея. Больная чувствовала отвращеніе къ святынѣ и попытки насильственно привлечь ее къ ней только усиливали припадки. По просьбѣ родственниковъ, надъ Анною совершено было освященіе воды. Больная съ крикомъ сказала:

— «Сколько ни ухитряйтесь, мнѣ ничего не сдѣлаете. Я теперь не выйду, а развѣ чрезъ пять лѣтъ, когда она пойдетъ въ Воронежъ».

Въ теченіе пяти лѣтъ повторялись эти припадки. Когда же больная отправилась въ Воронежъ на открытіе мощей, то лишь съ помощію другихъ могла достигнуть желанной цѣли, потому что на пути съ ней то происходилъ крайній упадокъ силъ, то охлажденіе членовъ, похожее на ихъ омертвѣніе. При первомъ же намѣреніи идти въ соборъ (5 августа) съ Анной случился столь жестокій припадокъ, что она, точно мертвая, была поднесена къ окну, противъ котораго покоились мощи святителя Митрофана. Всю ночь продолжались страданія, пока, наконецъ, не наступила рвота, съ прекращеніемъ которой окончился и недугъ, — и больной возвратилось совершенное здоровье.

И послѣ того святитель Митрофанъ продолжалъ проявлять благостную силу чудотвореній надъ всѣми, съ вѣрою обращающимися къ нему. Этотъ благодатный источникъ исцѣленій не оскудѣлъ и донынѣ, такъ что описаніе всѣхъ чудесъ, совершившихся по молитвенному ходатайству угодника Божія, составило бы немалую книгу.

Въ 1833 году, послѣ возобновленія Благовѣщенскаго собора трудами архіепископа Воронежскаго Антонія, сюда были торжественно перенесены изъ Архангельскаго собора мощи святителя Митрофана. Тогда же Воронежское купечество, побуждаемое помянутымъ архипастыремъ, устроило для мощей святителя Митрофана серебряную вызолоченую раку въ семь пудовъ.

23 ноября 1903 года Воронежская епархія торжественно отпраздновала двухсотлѣтіе со дня кончины своего первопрестольника [3]. Это торжество объединило въ чувствѣ благоговѣйной любви къ угоднику Божію многочисленныхъ почитателей его памяти, которая, безъ сомнѣнія, никогда не умретъ среди чадъ православной Церкви Русской, какъ никогда, по милости Божіей и молитвамъ святителя Митрофана, не прекратится чудесная и благодатная помощь его всѣмъ, прибѣгающимъ къ нему въ нуждахъ и скорбяхъ.

Примѣчанія:
[1] Преемникомъ св. Митрофана на Воронежеской каѳедрѣ былъ архіепископъ Арсеній съ 1703 г. по 1712 г., затѣмъ митрополитъ Пахомій съ 1714 г. по 1723 г.
[2] Одно изображеніе святаго Митрофана, сдѣланное И. В. Швецовымъ, хранится въ покояхъ Воронежскаго архіерейскаго дома.
[3] Къ 200-лѣтію со дня кончины св. Митрофана появился рядъ цѣнныхъ разысканій изъ его жизни благодаря трудамъ мѣстныхъ, Воронежскихъ изслѣдователей: открыты и изданы новые матеріалы, написаны очерки разныхъ сторонъ жизни и дѣятельности святителя, — матеріалы и очерки, послужившіе главными источниками и для настоящаго жизнеописанія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 375-387.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0