Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День двадцать третій.

Житіе святаго отца нашего Амфилохія, епископа Иконійскаго.

Младшій сынъ его, пришедши въ возрастъ, сначала выступилъ ораторомъ и адвокатомъ. Но, еще съ юныхъ лѣтъ, онъ возлюбилъ Бога паче всего и потому вскорѣ, по убѣжденію святаго Григорія Богослова, избѣгая мірскихъ тревогъ и суеты, удалился въ пустыню, гдѣ и сталъ проводить иноческую, строго подвижническую жизнь, усердно служа одному только Богу. Здѣсь занятіями его были молитвы, чтеніе Писанія и постъ. Въ такомъ строгомъ самоумерщвленіи и подвигахъ поста святый Амфилохій прожилъ довольно долгое время, пока Господь не указалъ ему другое высшее, святительское служеніе, поставивъ его, какъ бы свѣтильникомъ на свѣщницѣ Церкви.

Когда скончался епископъ церкви Иконійской [4], ангелъ Господень явился Амфилохію ночью и сказалъ, чтобы онъ шелъ въ городъ и пасъ духовныхъ овецъ; по Амфилохій не рѣшился идти. Въ сдѣдующую ночь опять явился ему ангелъ и сказалъ:

— «Ступай въ городъ, Амфилохій, и паси овецъ, которыхъ вручаетъ тебѣ Богъ».

Но Амфилохій и на этотъ разъ не послушалъ ангела, думая, что явленіе его есть обольщеніе злого духа: «И сатана, — подумалъ святый, — иногда можетъ преобразоваться въ свѣтлаго ангела». Въ третью ночь ангелъ, явившись къ нему, позвалъ его:

— «Амфилохій! Встань съ постели!»

Быстро вставъ, Амфилохій въ страхѣ сказалъ:

— «Если ты — ангелъ Божій, станемъ оба на молитву».

Преклонивши главу, Амфилохій началъ пѣть: Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ, исполнь небо и земля славы Твоея; но и явившійся пѣлъ съ нимъ вмѣстѣ. Затѣмъ ангелъ взялъ его за правую руку и повелъ въ бывшую неподалеку церковь, двери которой сами собою растворились предъ ними. Когда они вошли внутрь, Амфилохій увидѣлъ яркій свѣтъ и множество мужей въ бѣлыхъ одеждахъ, которые взяли его, привели къ алтарю и дали ему въ руки святое евангеліе, говоря: «Господь съ тобою!» Одинъ же изъ нихъ, по-видимому, старшій, громко провозгласилъ: «Помолимся всѣ», и потомъ сказалъ:

— «Святая благодать поставляетъ брата нашего Амфилохія епископомъ города Иконіи; помолимся за него, чтобы благодать Божія была на немъ».

Послѣ молитвы всѣ, простившись съ Амфилохіемъ, стали невидимы, а самъ онъ стоялъ, удивляясь чудесному видѣнію и своему странному посвященію во епископы, и молился Богу, поручая себя Его святой волѣ. Какъ только начало разсвѣтать, онъ вышелъ изъ церкви и отправился въ свою пещеру. И вотъ, на пути его встрѣтили семь епископовъ, собравшихся изъ окрестныхъ городовъ въ Иконію для избранія и поставленія епископа этому городу. Имъ было повелѣніе отъ Бога отыскать черноризца Амфилохія. Вышедши изъ Иконіи, они всюду искали его и, встрѣтивъ, наконецъ, его, спросили:

— «Не ты ли Амфилохій? Говори намъ правду, ибо всякая ложь — отъ лукаваго».

— «Я — грѣшный Амфилохій», — смиренно отвѣтилъ онъ имъ.

Они съ честію повели его въ храмъ, чтобы хиротонисать, но онъ сказалъ имъ:

— «Если Богъ благоволилъ, чтобы я, недостойный и грѣшный, былъ указанъ вамъ для избранія во епископы, то не должно уже мнѣ скрывать и умалчивать далѣе о Его чудесныхъ дѣлахъ, напротивъ, — мы непремѣнно должны объявить о нихъ и за все воздать славу Богу».

И святый Амфилохій разсказалъ имъ все съ самаго начала о томъ, какъ онъ ночью въ видѣніи былъ посвященъ во епископы. Выслушавъ его, епископы изумились и возблагодарили Бога за чудесное посвященіе Амфилохія и уже не осмѣлились вторично посвящать его, но, поклонившись ему съ почтительностью и съ любовію облобызавъ его, посадили его прямо на архіерейскомъ престолѣ (въ царствованіе Валентиніана и Валента [5]).

Довольно долгое время пасъ святый Амфилохій стадо Христово: онъ прожилъ до временъ императора Ѳеодосія Великаго и его сыновей. Какъ учитель вѣры православной, онъ боролся противъ ереси Арія [6], претерпѣлъ много притѣсненій и обидъ отъ еретиковъ, былъ сподвижникомъ святыхъ отцевъ, возстававшихъ противъ богохульства Евномія, и на второмъ Вселенскомъ соборѣ много подвизался противъ духоборца Македонія [7] и сторонниковъ того же Арія. За свою ревность о благочестіи и добродѣтельную жизнь онъ былъ прославляемъ повсюду и пользовался любовію святыхъ отцевъ, особенно — святыхъ Василія Великаго и Григорія Богослова, которые считали его своимъ близкимъ другомъ и были сѣ нимъ въ перепискѣ [8].

Въ царствованіе Ѳеодосія Великаго [9] святый Амфилохій явился однажды къ императору и умолялъ его уничтожить во всѣхъ городахъ молитвенныя собранія аріанъ. Но императоръ не хотѣлъ исполнить его просьбы, чтобы не явиться притѣснителемъ въ глазахъ народа. Тогда Амфилохій, молча, ушелъ изъ дворца, но чрезъ нѣсколько дней опять пришелъ туда и, благодаря своей мудрости, сдѣлалъ нѣчто, достойное воспоминанія. Онъ поклонился царю, сидѣвшему на престолѣ, отдавъ ему должную честь, и почтительно привѣтствовалъ его, а на сына его Аркадія, недавно возведеннаго на царство и сидѣвшаго около отца, не обратилъ никакого внимавія и не оказалъ ему подобавшей чести. Ѳеодосій, подумавъ, что Амфилохій забылся, приказалъ ему отдать должный привѣтъ Аркадію.

— «Довольно и того, что отдана честь царю», — замѣтилъ Амфилохій.

Тогда императоръ-отецъ сильно разгнѣвался и, не желая позволить непочтенія къ своему сыну, велѣлъ съ позоромъ выгнать святаго Амфилохія изъ дворца.

Святый Амфилохій сказалъ ему:

— «Видишь, царь, какъ не переносишь ты непочтенія къ своему сыну и какъ гнѣваешься на меня? Такъ и Богъ-Отецъ не терпитъ непочтенія къ Его Сыну, отвращается и не любитъ хулящихъ Его и гнѣвается на тѣхъ, кто входитъ съ хулителями въ общеніе».

Императоръ понялъ тогда, почему Амфилохій не воздалъ чести его сыну, — потому, что хотѣлъ показать, что Богу Сыну подобаетъ равная честь съ Отцемъ, — подивился мудрости святаго и, вставъ съ престола, поклонился ему и просилъ у него прощенія. Тотчасъ же Ѳеодосій разослалъ по всей имперіи указы объ удаленіи аріанъ изъ всѣхъ городовъ, и въ случаѣ нужды — силою и угрозами. Такъ св. Амфилохій очистилъ Церковь Христову отъ еретиковъ.

Около того же времени проникла въ Ликаонскую область ересь мессаліанъ [10]. Святый Амфилохій ревностно защитилъ церковь свою и отъ этой заразы. Онъ обличалъ еретиковъ и лично, и силою своего богомудраго слова, и послѣ того присутствовалъ на соборѣ Сидскомъ въ Памфиліи [11], гдѣ ересь эта была осуждена. Въ это время святый Амфилохій столько уже преуспѣлъ духомъ, что могъ испрашивать своими молитвами исцѣленіе больнымъ.

Достигши глубокой старости, святый Амфилохій съ миромъ почилъ о Господѣ [12].

Примѣчанія:
[1] Иконія — городъ на восточной плодоносной равнинѣ внутри Малой Азіи, при подошвѣ горы Тавра; былъ нѣкогда главнымъ городомъ Ликаонской области; въ средніе вѣка былъ главнымъ городомъ Сельджукскихъ султановъ (1096-1308 гг.). Нынѣ — турецкій городъ Конія. Христіанство здѣсь было насаждено первоначально апостолами Павломъ и Варнавою. (Дѣян. 14, 1-19. 21-23).
[2] Кесарія Палестинская — городъ на восточномъ берегу Средиземнаго моря; по разрушеніи Іерусалима (въ 79 г.), была главнымъ городомъ Палестины и мѣстопребываніемъ епископа, которому подчиненъ былъ нѣкоторое время и Іерусалимъ. Впослѣдствіи Кесарія была разрушена и нынѣ представляетъ совершенную пустыню съ грудами развалинъ.
[3] Память праведной Нонны совершается 5-го августа.
[4] Это было въ 372 г.
[5] Императоръ Валентиніанъ (на западѣ) царствовалъ съ 374 по 375 г. Валентъ (на востокѣ) — съ 364 по 378 г. Поставленіе св. Амфилохія во епископы послѣдовало въ 373-мъ году.
[6] Арій, осужденный 1-мъ Вселенскимъ соборомъ, училъ, что Сынъ Божій есть не Богъ, а только высшая тварь, чрезъ которую Богъ сотворилъ весь міръ.
[7] 2-й Вселенскій соборъ (1-й Константинопольскій) былъ въ 381 г. Македоній, осужденный этимъ соборомъ, училъ, что Духъ Святый есть тварь, не имѣющая участія въ Божествѣ и славѣ Отца и Сына.
[8] Св. Амфилохій неоднократно путешествовалъ въ Кесарію къ св. Василію Великому. Въ одно изъ такихъ путешествій онъ упросилъ Василія Великаго написать о Святомъ Духѣ для обличенія духоборцевъ. Кромѣ личнаго совѣщанія по различнымъ церковнымъ вопросамъ Амфилохій не разъ просилъ Василія Великаго и на бумагѣ разрѣшить сомнѣнія его о благочиніи церковномъ. По просьбѣ Амфилохія, великій отецъ написалъ, между прочимъ, извѣстное «каноническое посланіе». Въ 375 г. св. Василій Великій, приглашая еще къ себѣ Амфилохія, поручалъ ему, по причинѣ болѣзни, Кесарійскую церковь; но Амфилохій, самъ будучи боленъ и въ то же время не зная о болѣзни Василія, приглашалъ его въ Иконію на соборъ. Однако болѣзнъ Василія не прекращалась и вмѣсто себя онъ послалъ на соборъ (376 г.; на соборѣ этомъ духоборцы были осуждены) книгу о Святомъ Духѣ. Послѣ того св. Амфилохій для успѣшной борьбы съ евноміанами — крайними аріанами — просилъ св. Василія разрѣшить нѣсколько вопросовъ евноміанской діалектики, и св. Василій, невзирая на тяжкую болѣзнь, написалъ ему свои отвѣты. Въ такомъ же близкомъ дружественномъ общеніи былъ св. Амфилохій съ родственникомъ своимъ св. Григоріемъ Богословомъ, по убѣжденію котораго первоначально удалился въ пустыню, и который посылалъ ему туда письма, а также запасы хлѣба.
[9] Ѳеодосій Великій царствовалъ съ 379 по 395 г.
[10] Мессаліане, иначе евхиты, отрицали Троичность Лицъ въ Богѣ, таинства, посты, внѣшніе подвиги и всѣ церковныя установленія. Для борьбы съ демономъ, во власти котораго, по ихъ мнѣнію, находится каждый человѣкъ, достаточно только усиленной молитвы, послѣ которой въ молящемся поселяется Всесвятый Духъ. Они предавались созерцаніямъ, мистическимъ пляскамъ и увѣряля, что тѣлесными очами видятъ божество. — Ересь мессаліанъ возникла въ IV в., была осуждена въ 431 г. на 3-мъ вселенскомъ Ефесскомъ соборѣ, но окончательно исчезла уже въ VII вѣкѣ.
[11] Памфилія — южная область Малой Азіи. Соборъ происходилъ въ Сиде, значительномъ городѣ Памфиліи.
[12] Св. Амфилохій Иконійскій † ок. 395 г. — Св. Амфилохій оставилъ послѣ себя весьма много разнообразныхъ богословскихъ сочиненій: онъ писалъ книги, стихи, письма, слова. Самыми значительными изъ нихъ были творенія апологетическія, т. е. написанныя въ защиту православнаго ученія и въ обличеніе еретиковъ. Такова его книга о Святомъ Духѣ и книга противъ евхитовъ, до насъ не дошедшія, книга «О рожденіи Господа по плоти», которую читали на вселенскихъ соборахъ, и которая сохранилась лишь въ отрывкахъ, и книга на прор. Исаію, до насъ также не дошедшая. До насъ дошло обширное письмо св. Амфилохія къ Селевку, племяннику св. Олимпіады и внуку военачальника Траяна, въ 333 стихахъ, педагогическаго характера. Извѣстны также посланіе св. Амфилохія къ Селевку, внуку военачальника Траяна о Святой Троицѣ, воплощеніи Сына Божія и нѣкоторыя другія письма и посланія, преимущественно о Святой Троицѣ и въ частности о Святомъ Духѣ. Кромѣ того, св. Амфилохій оставилъ по себѣ много словъ и поученій — преимущественно догматическаго характера.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 620-625.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0