Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День двадцать второй.

Житіе святаго благовѣрнаго князя Ярополка Изяславича, Владиміро-Волынскаго [1].

Въ тяжелыя времена жилъ благовѣрный князь Ярополкъ, въ годы усобицъ между братьями-князьями, дѣтьми Ярослава Мудраго [3], а также между ними и ихъ младшими родичами [4]. Во время этихъ усобицъ великій князь Изяславъ два раза былъ принужденъ оставить Кіевъ и скитаться по чужимъ землямъ со всею семьей своей. Благовѣрный князь Ярополкъ дѣлилъ съ отцомъ своимъ его горе и несчастіе.

Первый разъ Изяславъ былъ изгнанъ изъ Кіева 15 сентября 1068 года, послѣ пораженія отъ Половцевъ, возмутившимся противъ него народомъ, который провозгласилъ своимъ княземъ Всеслава Полоцкаго, сидѣвшаго тогда въ Кіевской тюрьмѣ. Изяславъ бѣжаіъ въ Польшу [5], оставивъ свое имущество на разграбленіе Кіевлянамъ, а черезъ семь мѣсяцевъ (весною 1069 года), съ помощью Поляковъ, онъ снова занялъ Кіевъ. Въ наказаніе за обиду Изяславъ изгналъ Всеслава изъ Полоцка [6] и посадилъ туда сына своего Мстислава, а когда Мстиславъ умеръ, другого сына Святополка. Но храбрый и предпріимчивый Всеславъ вскорѣ набралъ большую и сильную рать, ограбилъ Новгородъ и, разумѣется, выгналъ Святополка Изяславича изъ Полоцка. Противъ Всеслава, по приказанію отца, пошелъ съ войскомъ благовѣрный князь Ярополкъ. Они встрѣтились у Голотичска [7], и Ярополкъ разбилъ Всеслава (въ 1071-мъ году). Однако побѣжденный Всеславъ удержался на Полоцкомъ столѣ и примирился съ великимъ княземъ.

Скоро открылась вражда между братьями Ярославичами. Великій князь одинъ теперь велъ войну съ Полоцкимъ княземъ, — братья ему не помогали; одинъ онъ заключалъ съ нимъ и миръ. Но это показалось подозрительнымъ. Братья стали думать, что Изяславъ сносится съ Всеславомъ «на лихо» имъ и потому противъ него возстали: Святославъ Черниговскій и Всеволодъ Переяславскій пошли на великаго князя войною. Изяславъ долженъ былъ второй разъ бѣжать изъ Кіева въ мартѣ 1073 года, оставивши великокняжескій престолъ Святославу.

Съ имуществомъ и семьей Изяславъ выѣхалъ снова въ Польшу. Изгнаніе его продолжалось на этотъ разъ болѣе трехъ лѣтъ.

Печаль и горе изгнанія раздѣлялъ съ отцомъ и вѣрный сынъ его Ярополкъ. У Польскаго короля Болеслава Смѣлаго [8] Изяславъ просилъ помощи противъ братьевъ — обидчиковъ. Но Польскій король воевалъ тогда съ Чехіей и не могъ оказать ему помощи. Этого мало. Король со своими вельможами захватилъ часть имѣнья Изяслава и указалъ ему путь.

Тогда изгнанникъ поѣхалъ просить помощи къ Германскому императору Генриху IV-му [9] и принесъ ему богатые дары. Императоръ не отказался быть его защитникомъ и даже послалъ въ Кіевъ своего чиновника, требуя подъ угрозой войны, чтобы русскіе князья возвратили Изяславу законную власть. Но и императоръ не могъ оказать изгнаннику-князю никакой существенной поддержки, ограничился лишь пустыми угрозами Святославу.

Вѣроятно одновременно съ обращеніемъ къ императору, а можетъ быть и вскорѣ послѣ того, не дождавшись императорской помощи, Изяславъ обращался къ папѣ Римскому, знаменитому Григорію [10] и посылалъ къ нему одного изъ своихъ сыновей [11]. Сынъ Изяслава молился въ святыхъ мѣстахъ Рима. Благосклонно принятый папой, Русскій князь просилъ его помощи и, если вѣрить словамъ папскаго посланія, смиренно молилъ, чтобы папа властію святаго Петра утвердилъ его на княженіи, даже будто далъ присягу быть вѣрнымъ Римскому престолу, то-есть, призналъ и мірскую и духовную власть папы надъ Русью [12]. Сверхъ того князь жаловался папѣ на хищничество Польскаго короля, исповѣдывавшаго римскую вѣру, и почтительно просилъ, чтобы папа своею духовною властію побудилъ короля Болеслава возвратить Изяславу ограбленныя у него сокровища. Папа исполнилъ послѣднюю просьбу и въ посланіи своемъ къ королю заклинаетъ его именемъ Божіимъ возвратить русскому князю похищенное имѣніе [13].

Но вмѣшательство папы въ русскія дѣла не принесло изгнанному князю пользы, хотя Польскій король и рѣшилъ помогать ему. Болѣе года Изяславъ долженъ былъ оставаться за границами родной земли и вернулъ себѣ Кіевскій столъ въ силу договора съ братомъ.

Въ самомъ концѣ 1075 года умеръ въ Кіевѣ Святославъ, оставивши великое княженіе брату своему Всеволоду, который вступилъ на Кіевскій столъ 1 января 1076 года. Но Всеволодъ вскорѣ примирился съ старшимъ братомъ своимъ Изяславомъ, который впрочемъ шелъ тогда на Русь съ Поляками, и добровольно уступилъ ему великокняжескій престолъ. Изяславъ въ третій разъ сѣлъ въ Кіевѣ 15 іюля 1076 года.

Скоро благовѣрный князь Ярополкъ получилъ отъ отца своего въ управленіе городъ Вышгородъ [14]. Но не надолго успокоился благовѣрный князь Ярополкъ, не долго онъ мирно правилъ Вышгородомъ. Въ 1078 году онъ снова должеиъ былъ принять участіе въ печальныхъ событіяхъ того времени: между князьями произошли новые раздоры, поднялась междоусобная война. Сынъ покойнаго Святослава Ярославича — Олегъ вмѣстѣ съ Борисомъ, сыномъ Вячеслава Ярославича, наняли Половцевъ [15]; войдя съ ними, въ предѣлы Черниговскаго княжества, разбили дядю своего Всеволода (25 августа) и выгнали его изъ Чернигова. Всеволодъ поѣхалъ въ Кіевъ, къ великому князю Изяславу и разсказалъ ему про свое несчастье. Изяславъ утѣшилъ брата, обѣщалъ ему помощь и сказалъ между прочимъ:

— «Я сложу за тебя голову».

Немедленно собралъ Изяславъ войско и выступилъ на племянниковъ съ благовѣрнымъ княземъ Ярополкомъ; Всеволодъ пошелъ съ сыномъ своимъ Владиміромъ Мономахомъ. 3 октября произошла злая сѣча на Нежатинѣ Нивѣ [16]. Въ ней палъ Борисъ Вячеславичъ, хваставшій предъ битвой, что съ однимъ своимъ войскомъ разобьетъ враговъ, потомъ убитъ былъ и великій князь Изяславъ. Онъ стоялъ съ пѣшими полками, какъ вдругъ наѣхалъ непріятельскій всадникъ и ударилъ его копьемъ въ плечо. Рана была смертельна, и великій князь тутъ же скончался. Битва продолжалась, и побѣжденный Олегъ едва убѣжалъ въ Тамуторакань. Тѣло убитаго князя везли сначала на лодкѣ, а потомъ на саняхъ [17]. Благовѣрный князь Ярополкъ слѣдовалъ за нимъ до самаго Кіева и вмѣстѣ съ дружиной своей горько оплакивалъ внезапную кончину отца:

— «Отецъ, отецъ мой, — говорилъ онъ, — не безъ печали ты пожилъ на этомъ свѣтѣ; много напастей принялъ отъ людей и отъ братіи своей. И вотъ погибъ ты не отъ брата, а за брата сложилъ голову!»

Останки князя Изяслава положили въ мраморную гробницу и съ честію похоронили въ одномъ изъ храмовъ Кіева [18].

Послѣ смерти Изяслава, великокняжескій столъ занялъ Всеволодъ Ярославичъ. Добрый князь поспѣшилъ наградить племянника за его вѣрную службу: онъ далъ Ярополку въ томъ же 1078 году Владиміро-Волынское княжество [19], присоединивъ къ нему и Туровъ [20].

Болѣе пяти лѣтъ благовѣрный князь мирно правилъ своимъ княжествомъ. Миръ нарушили принятые и облагодѣтельствованные Ярополкомъ князья-изгои Ростиславичи. Сыновья его двоюроднаго брата Ростислава Владиміровича — Володарь, Рюрикъ и Василько, не имѣвшіе никакой волости, не знали даже, гдѣ приклонить голову, и нашли пріютъ у добраго князя Ярополка во Владимірѣ Волынскомъ [21]. Но Володарь вскорѣ убѣжалъ отъ него искать счастья въ чужой землѣ, — а Рюрикъ и Василько отплатили своему доброму дядѣ черной неблагодарностью.

Въ 1084 году благовѣрный князь Ярополкъ отправился на Пасху въ Кіевъ, чтобы провести Свѣтлый праздникъ у дяди своего, великаго князя. Отсутствіемъ Ярополка и воспользовались Ростиславичи. Они убѣжали изъ Владиміра, собрали дружины и, когда Ярополкъ вернулся, выгнали его. Права изгнаннаго князя возстановилъ великій князь Всеволодъ. Онъ послалъ Мономаха, который прогналъ Ростиславичей и посадилъ Ярополка на Владиміро-Волынскій столъ. Но борьба съ Ростиславичами еще не кончилась. По крайней мѣрѣ, Владиміръ Мономахъ не разъ ходилъ съ войскомъ на Волынь и заключилъ тѣсный дружественный союзъ съ Ярополкомъ.

Къ сожалѣнію, дружба эта была вскорѣ нарушена опять благодаря князьямъ изгоямъ. Побуждаемый постоянными требованіями безземельныхъ и безпокойныхъ князей, особенно Давида Игоревича, который грабилъ купеческіе караваны, идущіе въ Кіевъ изъ Константинополя, и тѣмъ пресѣкалъ торговлю Руси съ Византіей, и двухъ Ростиславичей, великій князь, желая усмирить ихъ, роздалъ имъ города въ западной части Волынскаго княжества: Давиду — Дорогобужъ [22], а Ростиславичамъ — Перемышль и Теребовль [23]. Но такъ какъ города эти съ давнихъ поръ входили въ составъ Владиміро-Волынскаго княжества и составляли съ нимъ одно цѣлое, то Ярополкъ Изяславичъ былъ обиженъ захватомъ своихъ земель. Подъ вліяніемъ этой обиды, да къ тому же побуждаемый злыми совѣтниками, Ярополкъ сталъ готовиться въ походъ на великаго князя. Но Всеволодъ предупредилъ его. Онъ послалъ противъ Ярополка свои войска подъ начальствомъ Владиміра Мономаха и Волынскій князь бѣжалъ въ Польшу, оставивъ свою мать, жену Ирину [24] и дружину въ Луцкѣ [25]. Мономахъ захватилъ ихъ въ плѣнъ и отвелъ въ Кіевъ, взялъ его имѣніе, а столъ Владиміро-Волынскій отдалъ Давиду Игоревичу. Это случилось въ 1085 году.

На слѣдующій годъ Ярополкъ возвратился изъ изгнанія, заключилъ миръ съ Мономахомъ и опять, благодаря его дружбѣ, сталъ княжить на Волыни [26]. Но не долго, всего нѣсколько дней, пришлось ему управлять княжествомъ: скоро благовѣрный князь Ярополкъ былъ предательски убитъ.

По какимъ то дѣламъ, можетъ быть походомъ, онъ отправился въ Звенигородъ, одинъ изъ городовъ Галицкихъ [27]. Когда дорогой князь покойно лежалъ на саняхъ, какой то Нерядецъ, ѣхавшій подлѣ на конѣ и вѣроятно находившійся въ дружинѣ Ярополка, вдругъ приблизился къ нему и вонзилъ саблю въ бокъ. Ярополкъ вскочилъ, извлекъ изъ себя окровавленное оружіе и, громко воскликнувъ:

— «Охъ! этотъ врагъ погубилъ меня!» — испустилъ духъ.

Кончина благовѣрнаго князя послѣдовала 22 ноября 1086 года. Нерядецъ совершилъ убійство князя, говоритъ лѣтописецъ, по наущенію діавола и злыхъ людей, — какихъ именно, не указываетъ. Но судя потому, что убійца бѣжалъ къ Рюрику Ростиславичу въ Перемышль и что впослѣдствіи Ростиславичей обвиняли прямо въ этомъ убійствѣ, можно преполагать, что Нерядецъ былъ подосланъ ими.

Княжіе отроки взяли тѣло благовѣрнаго князя-мученика и повезли сначала во Владиміръ-Волынскій, а оттуда въ Кіевъ, чтобы похоронить его тамъ. 5 декабря честные останки блаженнаго князя прибыли къ Кіеву. Великій князь Всеволодъ съ двумя сыновьями своими, митрополитъ Іоаннъ [28] съ соборомъ духовенства, бояре и весь народъ отъ мала до велика вышли встрѣтить тѣло благовѣрнаго князя Ярополка. Плакали Кіевляне надъ безвременно скончавшимся княземъ. Съ торжественнымъ пѣніемъ псалмовъ и молитвенныхъ пѣснопѣній проводили его до монастыря святаго Димитрія, и, приготовивъ къ погребенію, съ честію положили въ мраморномъ гробѣ, въ каменной церкви святаго апостола Петра, которую самъ благовѣрный князь началъ строить [29].

По свидѣтельству современника-лѣтописца, князь Ярополкъ въ жизни своей явилъ образецъ истинно-христіанскаго благочестія.

— «Блаженный князь Ярополкъ, — пишетъ древній лѣтописецъ, — былъ кротокъ, смиренъ, братолюбивъ и нищелюбивъ; давалъ десятину церкви Святой Богородицы [30] ежегодно отъ всего своего имѣнія: отъ всѣхъ стадъ своихъ и отъ хлѣба» [31]. Особенно усердно почиталъ князь святаго апостола Петра, имя котораго носилъ. Въ древней рукописи, принадлежавшей матери святаго Ярополка, княгинѣ Гертрудѣ, святый князь изображенъ молящимся съ воздѣтыми руками предъ святымъ апостоломъ Петромъ. Имени первоверховнаго апостола онъ посвящаетъ храмъ въ монастырѣ отца своего, какъ упомянуто выше.

Благовѣрный князь былъ усердный жертвователь. Въ Кіево-Печерскій монастырь онъ пожертвовалъ, — повѣствуетъ лѣтописецъ — «все имущество свое: Небольскую волость, Деревьскую и Лучьскую и (земли) около Кіева». Это значитъ или то, что князь отдалъ монастырю всѣ свои частныя недвижимыя имѣнія, или то, что онъ далъ наиболѣе устроенныя со стороны ихъ хозяйства. Одного этого вклада было достаточно, чтобы монастырь Печерскій сталъ богатымъ.

Много бѣдъ принялъ благовѣрный князь: безъ вины изгоняемъ былъ своею братіею, обидимъ, ограбленъ: наконецъ принялъ и горькую смерть, за что и сподобился упокоенія въ вѣчной жизни. Всегдашняя молитва князя была такова:

— «Господи Боже мой, Іисусе Христе! Пріими молитву мою и дай мнѣ смерть такую же, какую Ты далъ братьямъ моимъ — Борису и Глѣбу [32], отъ чужихъ рукъ, чтобы омыть мнѣ всѣ грѣхи своею кровію, избавиться отъ суетного міра и сѣти вражіей».

И Господь услышалъ молитву блаженнаго князя: даровалъ ему благодатную кончину мученика и сподобилъ тѣхъ неизъяснимыхъ благъ, ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9).

Благовѣрный князь оставилъ послѣ себя семью, — по крайней мѣрѣ двухъ сыновей, упоминаемыхъ въ лѣтописяхъ: Ярослава и Вячеслава [33] и одну неизвѣстную по имени дочь, бывшую въ замужествѣ за Полоцко-Минскимъ княземъ Глѣбомъ Всеславичемъ [34].

Празднованіе святому благовѣрному князю Ярополку Изяславичу совершается мѣстно въ Почаевской лаврѣ [35]. Когда началось оно, точно неизвѣстно, но первый разъ имя князя Ярополка въ числѣ святыхъ встрѣчается въ концѣ XVI или началѣ XVII  вѣка.

Примѣчанія:
[1] Извѣстія о св. князѣ Ярополкѣ содержатся въ древнихъ лѣтописяхъ.
[2] Казимиръ правилъ Польшей съ 1042 г. по 1058 г. Въ Печерскомъ Патерикѣ, въ повѣствованіи о преп. Моисеѣ Угринѣ (память его 26 іюля), разсказывается, что княгиня Изяслава «ляховица» удерживала его отъ изгнанія преподобнаго Антонія (что случилось въ 1069 г.), напоминая, что въ Польшѣ, послѣ изгнанія монаховъ, произошли сильные безпорядки. Это показываетъ, что Гертруда была женщина благочестивая. Скончалась княгиня въ 1107 г.
[3] Ярославъ Мудрый былъ великимъ княземъ съ 1019 г. по 1054 г.
[4] Для ясности всего дальнѣйшаго разсказа приводимъ здѣсь, въ одномъ мѣстѣ ниже встрѣчающіяся имена князей, съ указаніемъ происхожденія послѣднихъ, и таблицу великихъ князей Кіевскихъ послѣ Ярослава Мудраго до времени смерти св. князя Ярополка.
       Послѣ Ярослава осталось пять сыновей: Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ, Вячеславъ и Игорь. Святый Ярополкъ былъ сыномъ старшаго изъ нихъ Изяслава Ярославича (родившагося въ 1024 г.). Три старшихъ Ярославича померли великими князьями Кіевскими (см. ниже), Вячеславъ Смоленскій (умеръ въ 1057 г.) и Игорь (сначала Владиміро-Волынскій, потомъ Смоленскій † 1060 г.), не дождавшись очереди побывать на великокняжескомъ столѣ. Еще ранѣе смерти Ярослава померъ св. Владиміръ Ярославичъ (1052 г. Память его 4 ноября), оставивъ сына Ростислава, князя Тмутораканскаго (отравленъ ядомъ въ 1065 г.). У благовѣрнаго князя Ярополка были два родныхъ брата: Мстиславъ († 1068 г.) и Святополкъ (умеръ великимъ княземъ въ 1113 г.). Изъ двоюродныхъ братьевъ его будутъ упоминаться: Владиміръ Всеволодовичъ Мономахъ, знаменитый князь (род. въ 1053 г., былъ великимъ княземъ съ 1114 г. по 1125 г., или съ 1113 г. по 1126 г.), Борисъ Вячеславичъ, кн. Тмутораканскій, павшій въ битвѣ въ 1078 г., Олегъ Святославичъ, кн. Черниговскій († 1115 г.), Давидъ Игоревичъ, кн. Владиміро-Волынскій (послѣ св. Ярополка † 1112 г.). Будутъ упомянуты двоюродные племянники св. кн. Ярополка, дѣти Ростилава Владиміровича: Рюрикъ, кн. Перемышльскій († 1092 г.), Володарь (тоже послѣ него кн. Перемышльскій) и Василько, князь Теребовльскій († 1024 г.), въ 1097 году ослѣпленный Давидомъ Игоревичемъ. Дальше по родству стоялъ удѣльный кн. Полоцкій Всеславъ Брячиславичъ, внукъ Изяслава, сына св. Владиміра (въ 1066 г. онъ былъ схваченъ Изяславомъ и посаженъ въ Кіевѣ въ темницу † 1101 г.) и сынъ его Глѣбъ, женатый на дочери св. Ярополка († 1118 г.).
       При жизни св. Ярополка на Кіевскомъ столѣ смѣнилось не мало князей: отецъ его — Изяславъ Ярославичъ 1-й разъ съ 1054 г. по 1068 г., Всеславъ Брячиславичъ съ 1068 г. по 1069 г., Изяславъ Ярославичъ во 2-й разъ съ 1069 г. по 1073 г., Святославъ Ярославичъ съ 1073 г. по 1076 г., Всеволодъ Ярославичъ 1-й разъ съ 1075 г. по 1076 г. (шесть мѣсяцевъ), Изяславъ Ярославичъ 3-й разъ съ 1076 г. по 1078 г., Всеволодъ Ярославичъ во 2-й разъ съ 1078 г. по 1093 г.
[5] Изяславъ уходитъ въ Польшу, потому что польскій и русскій дворы были тогда въ родствѣ: мать короля Казимира Марія была дочерью св. Владиміра, а самъ Изяславъ былъ женатъ на родной сестрѣ названнаго короля.
[6] Полоцкъ — уѣздный городъ Витебской губерніи.
[7] Голотичскъ — одинъ изъ древнихъ литовскихъ городовъ. Въ настоящее время не существуетъ.
[8] Болеславъ II Смѣлый, сынъ Казимира I, правилъ Польшей съ 1058 г. по 1082 г.
[9] Генрихъ IV былъ императоромъ съ 1050 г. по 1106 г.
[10] Григорій VII Гильдебрандтъ былъ Римскимъ папой съ 1073 г. по 1085 г.
[11] Извѣстіе объ этомъ содержится въ грамотѣ папы Григорія къ князю Изяславу отъ 15 мая 1075 г. Сынъ великаго князя здѣсь по имени не названъ.
[12] Едва ли можно рѣшительно отрицать это грустное происшествіе — обращеніе Русскаго великаго князя къ Римскому папѣ и готовность признать власть послѣдняго надъ государствомъ и даже надъ Церковью Русскою. Но оно бросаетъ тѣнь на великаго кн. Изяслава, а не на сына его, который явился лишь посломъ отъ своего отца и дѣлалъ то, что ему было поручено. Притомъ же неизвѣстно, который изъ двухъ сыновей Изяслава былъ у Римскаго первосвященника — Ярополкъ или Святополкъ (Мстиславъ Изяславичъ умеръ ранѣе). Наконецъ, изъ этого обращенія къ папѣ ничего не вышло для распространенія его власти надъ Русью: Русь осталась православной и вовсе независимой отъ Рима.
[13] Посланіе папы Григорія къ королю Болеславу помѣчено 12 мая 1075 г.
[14] Вышгородъ — село Кіевской губерніи и уѣзда, находится въ 14 верстахъ къ сѣверу отъ Кіева, на правомъ, возвышенномъ берегу р. Днѣпра.
[15] Половцы — кочевой народъ татарскаго происхожденія и языка — появились въ южно-русской степи въ 1055 г.
[16] Гдѣ находилось мѣсто это, точно неизвѣстно.
[17] Таковы были погребальные обычаи того времени.
[18] Извѣстія лѣтописей указываютъ, какъ мѣсто погребенія Изяслава, то Десятинную церковь, построенную св. Владиміромъ, то храмъ святой Софіи, созданный Ярославомъ Мудрымъ.
[19] Волынское княжество занимало большую часть нынѣшней Волынской губ., часть Люблинской и часть Галиціи (нынѣ австрійская провинція). Главнымъ (стольнымъ) городомъ въ немъ былъ Владиміръ на р. Лугѣ — нынѣ уѣздный городъ Волынской губ., — основанный Владиміромъ святымъ.
[20] Туровъ при р. Припяти, одинъ изъ древнѣйшихъ городовъ русскихъ, извѣстный съ X вѣка; нынѣ мѣстечко Минской губ., Мозырскаго уѣзда, въ 126 в. отъ уѣзднаго города. Есть извѣстіе, что въ Туровѣ княжилъ одно время Изяславъ, отецъ св. князя Ярополка.
[21] Порядокъ княжескаго владѣнія, наступившій послѣ смерти Ярослава, былъ очередной. Но тѣ князья, отцы которыхъ умерли ранѣе дѣда и не были великими князьями, старшими въ родѣ, отцами для своихъ братьевъ, не могли поэтому и сами достигать старшинства, теряли участіе въ очередномъ владѣльческомъ порядкѣ, какъ не попавшіе въ очередь. Такихъ князей, преждевременно осиротѣвшихъ, называли «изгоями». Старшіе родичи выдѣляли изгоевъ изъ своей среды, давали имъ извѣстныя волости, большею частію по окрайнамъ Руси, въ постоянное владѣніе, лишая ихъ участія въ общемъ родовомъ распорядкѣ. Наличность князей-изгоевъ, нерѣдко даровитыхъ и предпріимчивыхъ, и домогательства ихъ и были одною изъ важныхъ причинъ, вызывавшихъ усобицы, современныя благовѣрному князю Ярополку.
[22] Дорогобужъ находился на рѣкѣ Горыни (правый притокъ Припяти, системы Днѣстра), близъ нынѣшняго Ровна, уѣздн. города Волынской губерніи.
[23] Перемышль на р. Санѣ, правомъ притокѣ Вислы, нынѣ находится въ австрійской Галиціи. Въ немъ сидѣлъ Рюрикъ. — Теребовль, на р. Гнѣзнѣ, притокѣ Середа, системы Днѣстра, находится также въ Галиціи. Въ Теребовлѣ сидѣлъ Василько.
[24] Имя жены благовѣрнаго князя Ярополка указано въ Трирской псалтири, — рукописи, принадлежавшей матери князя Гертрудѣ.
[25] Луцкъ — нынѣ уѣздный городъ Волынской губ.
[26] Кажется, условіемъ мира была уступка со стороны князя Ярополка трехъ спорныхъ городовъ.
[27] Въ Галицкой землѣ было нѣсколько городовъ съ именемъ Звенигорода: одинъ на мѣстѣ теперешняго Дзвинигорода, къ юго-востоку отъ Львова, другой на лѣвомъ берегу Днѣстра, между устьями его притоковъ Середа и Збруча. Въ который Звенигородъ направлялся благовѣрный князь Ярополкъ, неизвѣстно.
[28] Митрополитъ Іоаннъ II, прибывшій изъ Греціи не позднѣе 1077 г., скончался въ 1089 г.
[29] Кіевскій Димитріевскій монастырь построенъ великимъ княземъ Изяславомъ Ярославичемъ (по христіанскому имени Димитріемъ) между 1054 г. и 1062 г. Храмъ во имя св. ап. Петра благовѣрный князь Ярополкъ началъ строить съ 5 декабря 1085 г. Монастырь не существуетъ съ давняго времени и неизвѣстно, гдѣ онъ находился.
[30] Здѣсь разумѣется каѳедральный храмъ Пресвятой Богородицы во Владимірѣ Волынскомъ, существующій въ настоящее время въ видѣ развалинъ.
[31] Лѣтописцы поздніе отмѣчаютъ еще слѣдующія достоинства блаженнаго князя: щедрость, немстительность и непамятнозлобіе, трезвость, большую книжность, привѣтливость къ людямъ, нерасположеніе къ забавамъ и почтительность къ духовонству.
[32] Благовѣрные князья Борисъ Ростовскій и Глѣбъ Муромскій, сыновья св. Владиміра, скончались отъ руки убійцъ, подосланныхъ братомъ ихъ Святополкомъ Окаяннымъ въ 1015 г.: первый 24 іюля, а второй 5 сентября. Память ихъ 2 мая и 24 іюля.
[33] Первый скончался въ 1102 г., второй въ 1104 г.
[34] Скончалась 84 лѣтъ отъ рода 3 января 1158 г. Слѣдовательно родилась не позднѣе начала 1074 г. Отсюда слѣдуетъ, что благовѣрный князь Ярополкъ вступилъ въ бракъ не позднѣе начала 1073 г. — Князь Глѣбъ Всеславичъ скончался въ 1119 г. Княгиня, по примѣру благочестиваго отца, и побуждаемый ею кн. Глѣбъ были усердными жертвователями въ Кіево-Печерскую обитель препп. Антонія и Ѳеодосія.
[35] Почаевская Успенская Лавра находится въ Кременецкомъ уѣзд. Волынской губ. (см. подробнѣе выше, въ житіи преп. Іова Почаевскаго).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 321-330.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0