Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День двадцать второй.

Память праведнаго Михаила воина [1].

По достиженіи двадцатипятилѣтняго возраста, Михаилъ поступилъ въ военную службу и начальствовалъ надъ значительнымъ военнымъ отрядомъ.

Въ то время поднялись войною на царство греческое эѳіопляне и агаряне, то есть, арабы магометанской вѣры [4], и направились къ столицѣ греческаго царства. На защиту отечества выступило большое греческое войско и встрѣтилось съ многочисленными войсками агарянскими. Видя, что эѳіопляне и агаряне превосходятъ силою и готовы одолѣть, греки бѣжали въ горы и скрылись въ безопасныхъ мѣстахъ.

Въ греческомъ христіанскомъ войскѣ находился и Михаилъ Воинъ со своимъ отрядомъ. Онъ не испугался непріятеля, не обратился въ бѣгство, а непрестанно укрѣплялъ и ободрялъ своихъ людей. Увидя всеобщее бѣгство грековъ, онъ прослезился и, павъ ницъ на землю, молился Господу Богу о спасеніи христіанъ. По окончаніи молитвы, онъ со своимъ отрядомъ неудержимо устремился на непріятелей и врѣзался въ самую середину эѳіоплянъ и агарянъ, жестоко поражая враговъ безъ вреда для себя и для своего отряда. Въ то же время на помощь христіанскимъ воинамъ внезапно поднялась гроза: молніи и громы поражали и устрашали враговъ, такъ что они всѣ обратились въ бѣгство. Съ помощію Божіею, Михаилъ разогналъ всѣхъ враговъ, самъ же и отрядъ его остались совершенно невредимыми.

Возблагодаривши Бога за дарованную побѣду, Михаилъ распустилъ свое войско и самъ съ немногими слугами отправился въ обратный путь на свою родину. Во время этого путешествія совершилось слѣдующее чудо.

Михаилъ остановился въ одномъ мѣстѣ [5] для отдыха. Тамъ находилось большое озеро, изъ котораго выходилъ чудовищный змѣй и поѣдалъ людей и скотъ.

Одинъ изъ слугъ Михаила увидалъ съ мѣста остановки вблизи озера дымъ и, наскоро взявъ припасы для пищи, пошелъ туда, гдѣ былъ дымъ. Тамъ онъ увидѣлъ дѣвушку, которая сидѣла въ слезахъ и чего-то ожидала. Слуга сталъ разспрашивать ее и такъ заслушался ея повѣствованіемъ о страшномъ зміѣ, что на огнѣ пригорѣла та пища, варить которую онъ пришелъ. Когда слуга вернулся къ своему господину, то Михаилъ Воинъ спросилъ его, почему онъ замедлилъ и отчего пригорѣла пища. Тогда слуга подробно разсказалъ все, что видѣлъ и что слышалъ отъ дѣвицы о зміѣ.

Святый Михаилъ, выслушавъ разсказъ, рѣшилъ пойти туда и сталъ звать своихъ слугъ, но они, убоявшись, отказались идти съ своимъ господиномъ. Тогда Михаилъ, помолившись Господу Богу и, осѣнивъ лице свое крестнымъ знаменіемъ, сѣлъ на коня и поѣхалъ къ озеру, взявъ только одного старѣйшаго слугу.

Прибывши на мѣсто, онъ сталъ разспрашивать дѣвицу, зачѣмъ она прибыла на это мѣсто.

Дѣвица уговаривала сначала Михаила Воина удалиться, чтобы не быть съѣденнымъ чудовищнымъ змѣемъ, но, по настоянію святаго, разсказала объ установившемся въ городѣ обычаѣ по очереди отдавать дѣтей на съѣденіе змію.

Изумленный разсказомъ дѣвицы, Михаилъ приказалъ своему слугѣ отойти съ конемъ и ожидать вдали, а самъ палъ на землю и сталъ молиться Господу Богу. Когда святый окончилъ молитву и всталъ, среди озера появился змій и, поднявши высоко голову и ударяя хвостомъ по водѣ, сталъ приближаться къ берегу, раскрывши три свои пасти. Святый взялъ щитъ и мечъ и отсѣкъ лукавому три головы, съ которыми онъ показался. Змій же, свернувши хвостъ, ударилъ святаго въ правую щеку и лѣвую руку и причинилъ ему рану. Михаилъ упалъ безъ сознанія, но скоро очнулся и всталъ.

Слуга Михаила, видя такое чудо, поспѣшилъ въ городъ и сообщилъ о происшедшемъ. Граждане вышли изъ города и торжественно встрѣтили избавителя, а дѣвицу вручили ея родителямъ.

Итакъ Богу угодно было прославить Михаила Воина такимъ же чудомъ, какое совершено было древле святымъ Георгіемъ Побѣдоносцемъ.

Послѣ этого, давъ наставленіе гражданамъ твердо держаться христіанской вѣры, Михаилъ Воинъ продолжалъ свой путь и возвратился въ свой домъ. По прошествіи недолгаго времени, онъ съ миромъ предалъ блаженную душу свою Господу.

При гробѣ святаго Михаила стали совершаться многія знаменія и чудеса и исцѣленія отъ болѣзней приходившихъ съ вѣрою къ его гробу.

Спустя много лѣтъ, во времена втораго Болгарскаго царства, болгарскій царь Калоіоаннъ, воюя въ предѣлахъ греческаго царства, столица котораго тогда занята была латинянами, занялъ городъ Потуку и рѣшилъ перенести мощи святаго Михаила Воина въ свою болгарскую столицу, городъ Терновъ. Болгарскій патріархъ Василій, услышавъ о приближеніи святыхъ мощей, вышелъ со всѣмъ своимъ духовенствомъ и гражданами на встрѣчу святыхъ мощей съ крестнымъ ходомъ, свѣчами и кадилами. Болгарскій царь и патріархъ взяли святыя мощи на свои плечи и своими руками отнесли и поставили въ соборномъ каѳедральномъ патріаршемъ храмѣ [6].

Примѣчанія:
[1] Житіе изложено на основаніи во 1-хъ, славянскаго синаксарнаго сказанія, древніе тексты коего были изданы преосвящ. архіеп. Филаретомъ и академикомъ А. Н. Веселовскимъ; тоже сказаніе съ нѣкоторыми отличіями вошло въ печатный славянскій Прологъ; во 2-хъ — Похвальнаго слова Михаилу Воину, написаннаго Евѳиміемъ, патріархомъ Терновскимъ (1375-1393) и изданнаго въ числѣ твореній Евѳимія г. Калужняцкимъ въ Вѣнѣ въ 1901 году.
[2] Византійскій императоръ Михаилъ III умеръ въ 867 году.
[3] Полагаютъ, что это нынѣшній Батакъ, въ предѣлахъ города Пловдива или Филиппополя.
[4] Вѣроятно, разумѣется здѣсь война императора Михаила III съ арабами въ 865 г.
[5] Мѣсто чуда со змѣемъ въ печатномъ Прологѣ названо Раиѳскимъ, и преосвящ. Филаретъ полагаетъ, что здѣсь разумѣется извѣстная Раиѳская пустыня въ двухъ дняхъ пути отъ Синая. Но въ рукописныхъ древнихъ житіяхъ говорится не о Раиѳскомъ мѣстѣ, а Стыранскомъ, или Тиранскомъ. Можетъ быть, подъ «Тиранскимъ мѣстомъ» разумѣется, по мнѣнію акад. Веселовскаго, Тиранна, городъ и область близъ Дураццо и Алессіо на Балканскомъ полуостровѣ близъ Адріатическаго моря.
[6] Въ XIV вѣкѣ при послѣднемъ терновскомъ патріархѣ Евѳиміи, составившемъ святому Михаилу похвальное слово, мощи почивали въ Терновѣ въ патріаршемъ соборномъ храмѣ. Въ началѣ XIX столѣтія они перенесены въ Валахію.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 613-616.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0