Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День двадцатый.

Память святыхъ священномучениковъ Іоанна, Саверія, Исаакія, Ипатія и другихъ съ ними.

Когда нечестивый огнепоклонникъ, Сапоръ, царь Персидскій, принуждалъ христіанъ поклоняться солнцу и огню, то сіи святые укрѣпляли вѣрующихъ быть твердыми послѣдователями Христа, и обращали ко Христу нечестивыхъ персовъ. Они обличали заблужденія огнепоклонниковъ, убѣждая ихъ, что солнце и огонь — не боги, но только творенія, созданныя для прославленія Творца и для служенія людямъ.

Когда слухъ объ ихъ ученіи дошелъ до царя Сапора, то онъ послалъ воиновъ и своихъ вельможъ въ тѣ города, гдѣ проповѣдывали святые, и приказалъ схватить ихъ.

Схваченные, они безбоязненно предстали на судъ самого царя. Онъ грозно обратился къ нимъ и сказалъ:

— «Развѣ неизвѣстно вамъ, что я происхожу отъ боговъ, молюсь солнцу и почитаю огонь? А вы, — кто вы, что возстаете противъ моихъ указовъ, унижаете солнце и ни во что ставите огонь?»

Святые единогласно исповѣдали вѣру во Единаго Бога.

— «Для нашея пользы, — говорили святые, — повелѣлъ Богъ быть солнцу и огню. Богъ-же Истинный — Единъ, Который сотворилъ все и Ему Единому подобаетъ поклоненіе и слава».

На это царь вскричалъ:

— «Какой Богъ славнѣе Ормузда или кто страшнѣе Аримана? [1] И кто можетъ называться человѣкомъ мудрымъ, если не поклоняется солнцу?!».

Епископъ Саверій вновь подтвердилъ за всѣхъ исповѣданіе вѣры:

— «Мы не знаемъ, царь, инаго Бога, кромѣ Сотворившаго небо и землю, солнце и луну и все видимое и невидимое; и вѣруемъ въ Сына Его, называемаго Іисусомъ Назаряниномъ».

Тогда царь повелѣлъ бить святаго по устамъ, и это исполнялось съ такою жестокостью, что выпали зубы его. Царь же насмѣшливо прибавилъ:

— «Призови Іисуса, чтобы вставилъ тебѣ зубы».

Когда же Саверій за это назвалъ царя безбожникомъ, то былъ бичеванъ до полусмерти и затѣмъ брошенъ въ темницу. Послѣ сего мучитель вызвалъ святаго Исаакія и спросилъ его съ угрозою:

— «Однихъ ли мыслей съ Саверіемъ и ты, такъ что я долженъ пролить и твою кровь?»

Воодушевленный твердымъ примѣромъ и исповѣданіемъ вѣры Саверія, святый Исаакій отвѣтилъ такъ царю:

— «Единомысліе наше, царь, есть высшая мудрость, которой ты не постигаешь».

Раздраженный твердостію христіанъ, царь грозилъ Исаакію отрѣзать языкъ за продолженіе подобныхъ рѣчей. Потомъ царь перешедъ ко второй части обвиненія маговъ персидскихъ [2] противъ Исаака и потребовалъ отчета, для чего онъ строитъ храмы христіанскіе?

На это Исаакій отвѣтилъ:

— «А когда же я переставалъ это дѣлать, дабы славилось имя Божіо и среди язычниковъ?!»

Тогда царь обратился къ знатнымъ горожанамъ, которые передъ этимъ, видя жестокость царя, отреклись отъ христіанства. Онъ сильно порицалъ ихъ и грозилъ смертію въ случаѣ возвращенія ихъ къ христіанской вѣрѣ. Онъ клялся, что, доколѣ царствуетъ, не потерпитъ въ своемъ царствѣ ни одного христіанина. Затѣмъ приказалъ дрожащимъ отъ страха отступникамъ побитъ Исаака камнями. И сами вельможи-вѣроотступники побили камнями своего епископа, въ лагерѣ, внѣ города.

Послѣ сего всѣ персы, особенно знатные граждане и начальники, вооружились противъ христіанъ. Такъ Іоаннъ, Селевкійскій епископъ, томимый въ темницѣ при замкѣ Бетъ-Гасцита, умерщвленъ былъ, по приказанію начальника Гадіабскаго. Еще другой Исаакъ — пресвитеръ селенія Гулсалы, побитъ былъ камнями.

Исповѣдникъ же Саверій черезъ два дня умеръ въ тюрьмѣ отъ нанесенныхъ ему истязаній. Когда доложили о семъ царю, то онъ, по злобѣ, не повѣрилъ этому извѣстію и приказалъ отрубить умершему голову и представить ему.

Несмотря на вѣроотступниковъ-вельможъ царя Сапора, устрашенныхъ его жестокостію, многіе христіане изъ мірянъ оказались твердыми въ вѣрѣ и, по примѣру своихъ пастырей, твердо шли на муки за Христа.

Такъ Азатъ, евнухъ намѣстника Гадіабскаго, былъ привлеченъ съ другими христіанами въ капище, гдѣ приносились жертвы Персами. Но, воспитанный съ дѣтства въ христіанствѣ, онъ вмѣстѣ съ прочими вѣрующими, обличилъ нечестивцевъ и отказался отъ жертвоприношеній солнцу, зная, что «язычники бѣсомъ жрутъ, а не Богови» (1 Кор. 10, 20; ср. Втор. 32, 17).

За это ихъ предали различнымъ истязаніямъ.

Азатъ послѣ сего былъ удавленъ руками одного вѣроотступника. Съ нимъ вмѣстѣ былъ мучимъ и убитъ Сасоній.

Нѣкоему христіанину, по имени Аврааму, вырваны были глаза раскаленными гвоздями, отъ чего онъ умеръ черезъ два дня въ страшныхъ мученіяхъ, не переставая призывать имя Христово.

Симеона-христіанина персы закопали въ землю по грудь и пронзили стрѣлами оставшееся открытымъ тѣло.

Въ это же гоненіе въ землѣ Персидской просіяли вѣнцами мученическими и многія жены и дѣвы изъ христіанокъ, соревнуя поименованнымъ святымъ мужамъ въ любви ко Христу.

Такъ дѣвицы Ѳекла и Анна и съ ними Богута, благородная жена, Мамія, Татона, Мама и Нина, и многія другія, безбоязненно обличавшія нечестіе персовъ и жестокость гонителя, были изрублены мечами. Земля, орошенная кровію сихъ мученицъ, произрастила цѣльбоносную смоковницу, какъ бы въ обличеніе гонителя. Еретики манихеи [3], спустя нѣкое время, не терпя сего чуда, коимъ сама земля вѣщала о правой вѣрѣ исповѣдницъ Христовыхъ, истребили сію смоковницу; но за сіе были наказаны жестокою болѣзнію.

Такъ и въ землѣ Персидской воздвигъ Господь многочисленный сонмъ мучениковъ и исповѣдниковъ, пріявшихъ страданія за Христа.

Примѣчанія:
[1] Ормуздъ — имя высшаго божества у древнихъ персовъ. Онъ почитался ими мудрымъ богомъ, творцомъ всего міра, который создалъ солнце, луну, звѣзды, небо, землю, воду и человѣка; онъ, по ихъ вѣрованіямъ, другъ и охранитель добра, врагъ лжецовъ, мститель за неправду. — Ариманъ въ религіи персовъ является олицетвореніемъ зла. Онъ находится въ постоянной борьбѣ съ добрымъ богомъ Ормуздомъ и въ его твореніе старается заронить сѣмя зла. Поэтому Ариманъ является источникомъ вредныхъ силъ природы, болѣзней, неурожая и прочихъ бѣдствій.
[2] Маги у персовъ — члены замкнутой жреческой общины. Они первоначально были хранителями всего научнаго образованія и религіозныхъ обрядовъ; они выдавали себя за людей, умѣющихъ опредѣлять будущее по положенію звѣздъ, и пользовались громаднымъ почетомъ въ народѣ и большимъ политическимъ вліяніемъ.
[3] Манихейство — ересь, которая образовалась въ Персіи подъ вліяніемъ попытки объединенія христіанства съ началами Персидской религіи Зороастра, проповѣдывавшей дуализмъ, т. е. существованіе отъ вѣка двухъ самостоятельныхъ началъ или царствъ — добраго и злого. Основатель манихейства, Манесъ (жилъ въ III в.), сначала былъ магомъ, потомъ принялъ христіанство, сдѣлался даже пресвитеромъ, но вскорѣ былъ отлученъ отъ Церкви за свою склонность къ языческой персидской религіи, и впослѣдствіи, при персидскомъ царѣ Варанѣ I, былъ казненъ. По его ученію, Христосъ есть лишь свѣтлый эонъ (духъ), происшедшій отъ Отца свѣта чрезъ истеченіе. Одна половина Его была поглощена матеріей и составила душу видимаго міра, т. н. страждущаго Іисуса, вторая, съ помощію другого эона, Животворящаго Духа, освободилась отъ матеріи и помѣстилась въ солнцѣ; это — т. н. безстрастный Іисусъ. Воплощеніе Христа — это есть сошествіе съ солнца безстрастнаго Іисуса для освобожденія страждущаго Іисуса, свѣтлыя частицы котораго сатана, будто бы, собралъ и, для бóльшаго удобства обладанія ими, заключилъ въ лицѣ человѣка. По этому ученію, воплощеніе Христа было только призрачнымъ (докетизмъ). Въ нравственномъ отношеніи оно проповѣдовало борьбу съ матеріей, для освобожденія отъ нея свѣта, чрезъ постепенное умерщвленіе въ себѣ плоти. Ересь манихеевъ была особенно распространена въ IV и V вв.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 581-584.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0