Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День двадцатый.

Житіе святаго Прокла, патріарха Константинопольскаго.

Одинъ константинопольскій вельможа былъ оклеветанъ своими завистниками предъ императоромъ Аркадіемъ [2], изгнанъ изъ дворца и лишенъ своего высокаго сана. Желая обратиться за помощью къ святому Iоанну, онъ заочно просилъ его позволить придти къ нему ночью, такъ какъ боялся идти днемъ, чтобы не увидалъ его кто-нибудь изъ враговъ и не оклеветалъ бы еще болѣе предъ царемъ. Тогда святый Іоаннъ, призвавъ служившаго при немъ Прокла, мужа благочестиваго и сіявшаго всякими добродѣтелями, велѣлъ ему напомнить ночью о вельможѣ и привести его: въ томъ и состояло служеніе Прокла у Златоуста, что онъ докладывалъ патріарху о приходящихъ и вводилъ ихъ къ нему. Когда настала ночь, вельможа пришелъ къ патріарху, чтобы побесѣдовать съ нимъ и подробно разсказать ему о своемъ злоключеніи. И вотъ Проклъ, вставши съ постели, подошелъ къ дверямъ спальни патріарха и чрезъ дверную щель увидѣлъ, что Іоаннъ сидить и пишетъ, а св. апостолъ Павелъ приникъ къ нему за спиною и, нагнувшись къ его правому уху, бесѣдуетъ съ нимъ. Видомъ апостолъ похожъ былъ на св. пророка Елиссея, съ головою, лишенною волосъ на передней части, и большою широкою бородою. О чемъ они бесѣдовали, чрезъ двери разслышать было нельзя. Отошедши отъ дверей, Проклъ сказалъ пришедшему:

– «Не огорчайся, – потерпи немного: нѣкто другой прежде тебя вошелъ къ патріарху и потому, пока онъ не уйдеть, я не могу тебя ввести туда».

На самомъ-же дѣлѣ Проклъ находился въ страхѣ, не догадываясь, кто пришелъ къ патріарху: помимо Прокла, никто не могъ проникнуть къ патріарху, а о томъ, что это – явленіе апостола Павла, онъ не зналъ.

Долго сидѣлъ вельможа, и, наконецъ, опять сталъ просить Прокла доложить о немъ патріарху.

– «Ты самъ видишь, – отвѣчалъ Проклъ, – сколько времени я ожидаю, пока не выйдеть бесѣдующій съ патріархомъ; впрочемъ, я все-таки пойду, посмотрю въ щель, не перестали ли они бесѣдовать».

Проклъ пошелъ и увидѣлъ, что бесѣда все еще продолжается. Онъ возвратился и сѣлъ. Потомъ онъ подходилъ къ двери въ третій разъ и видѣлъ то же самое.

– «Тебѣ нужно было, отче, никого не пускать раньше меня, – сказалъ тогда сановникъ, – вѣдь, ты зналъ, что я нахожусь въ великой бѣдѣ и со дня на день ожидаю себѣ смерти».

– «Повѣрь мнѣ, братъ, – отвѣчалъ ему Проклъ, – что я не вводилъ его и не знаю даже, кто онъ такой, и что нѣтъ здѣсь другого входа, которымъ кто-нибудь могъ бы войти, кромѣ этого. Однако подожди еще немного».

Но въ это время послышались удары къ Утрени, и Проклъ сказалъ пришедшему:

– «Теперь ступай съ миромъ: съ этой минуты патріархъ не бесѣдуетъ уже ни съ кѣмъ и ни о чемъ постороннемъ во время, назначенное для ночной молитвы, не думаетъ, но до разсвѣта остается одинъ, всѣмъ умомъ своимъ углубившись въ молитву и бесѣдуя съ однимъ только Богомъ. Приходи-же въ слѣдующую ночь, и я во чтобы то ни стало введу тебя прежде всѣхъ».

Вельможа поднялся съ мѣста и печально, со слезами на глазахъ, пошелъ домой.

На слѣдующую ночь онъ опять пришелъ въ патріаршій домъ. Проклъ опять, какъ и прежде, пошелъ докладывать о немъ, и опять увидѣлъ апостола, говорящаго что-то на ухо святому Іоанну, и воротился, не смѣя прерывать ихъ бесѣды, и опять вельможа, когда ударили къ утрени, пошелъ со скорбію домой ни съ чѣмъ.

Съ своей стороны Проклъ весьма удивлялся и недоумѣвалъ, кто-же именно приходитъ къ патріарху и когда къ нему проникаетъ. И вотъ, онъ далъ себѣ зарокъ – ни ѣсть, ни пить, ни спать и не отходить отъ дверей патріарха до тѣхъ поръ, пока не удастся ему провести къ Іоанну злосчастнаго вельможу и разузнать, кто это неизвѣстно какимъ образомъ входитъ къ патріарху. Въ ночь вельможа явился по обычаю. Проклъ, увѣренный, что у патріарха никого нѣтъ, сказалъ ему:

– «Ради тебя, господинъ мой и братъ, я совсѣмъ не отлучался съ этого мѣста и теперь пойду и доложу о тебѣ патріарху».

И тотчасъ пошелъ и, подошедши къ двери, и на этотъ разъ увидѣлъ апостола, говорящаго на ухо патріарху. Тогда Проклъ, возвратившись, сказалъ пришедшему:

– «Ступай домой, братъ мой, и моли Бога помочь тебѣ, ибо, какъ вижу я, тотъ, кто бесѣдуетъ съ патріархомъ, посылается къ нему отъ Бога и входитъ невидимо; чрезъ эти же двери, кромѣ патріарха, не входилъ никто».

Вельможа ушелъ въ слезахъ и совершенно отчаявшись въ помощи отъ святаго Іоанна. Но когда настало утро, Іоаннъ самъ вспомнилъ, наконецъ, о немъ и, позвавъ Прокла, спросилъ:

– «Не приходилъ ли тотъ человѣкъ, котораго я приказывалъ тебѣ ввести ко мнѣ?»

– «Да, отче, – отвѣчалъ Проклъ – онъ, дѣйствительно, вотъ уже третью ночь приходилъ сюда, но ты бесѣдовалъ съ кѣмъ-то другимъ одинъ на одинъ и, потому, я не посмѣлъ войти къ тебѣ и доложить о немъ».

– «Съ кѣмъ я бесѣдовалъ?! – возразилъ Іоаннъ. – Въ эту ночь у меня никого не было».

Тогда Проклъ описалъ и видъ видѣннаго имъ у патріарха, и то, какъ неизвѣстный, нагнувшись сзади къ Іоанну, говорилъ съ нимъ, шепча что-то ему на ухо. Потомъ Проклъ взглянулъ случайно на икону св. апостола Павла, которая была у Іоанна въ келліи на стѣнѣ и вдругь воскликнулъ:

– «Вотъ – тотъ самый, кого я видѣлъ, отче, говорившимъ съ тобою! Это – его истинное изображеніе!»

Такимъ образомъ оба, – Іоаннъ и Проклъ, – узнали, что къ первому яв-лялся апостолъ Павелъ, и оба возблагодарили Бога: одинъ – за то, что онъ въ своихъ писаніяхъ былъ тайно вдохновляемъ апостоломъ, а другой за то, что сего апостола Павла, небеснаго жителя, онъ сподобился видѣть.

Послѣ того Іоаннъ оказалъ нужную помощь гонимому вельможѣ, а святый Проклъ, руководимый своимъ святымъ учителемъ и духовнымъ отцомъ, святымъ Іоанномъ, преуспѣвалъ въ добродѣтели и совершенствовался въ богоугодной жизни.

Послѣ изгнанія и кончины св. Іоанна Златоуста, Проклъ патріархомъ Константинопольскимъ Сисиніемъ [3] былъ поставленъ епископомъ города Кизика [4]. Но, пришедши на свою каѳедру, онъ не былъ принятъ тамошними клириками, впавшими въ ересь, и потому возвратился въ Константинополь и прожилъ тамъ цѣлый годъ. По смерти же патріарха святаго Максиміана [5], еще до его погребенія святый Проклъ былъ избранъ патріархомъ Константинопольскимъ, и во Святый и Великій Четвертокъ былъ возведенъ въ сей высокій санъ [6].

Вступивши на патріаршій престолъ, святый Проклъ доблестно пасъ стадо Христово до конца своей жизни. Между прочимъ, онъ убѣдилъ императора Ѳеодосія, сына императора Аркадія [7], перенести мощи св. Іоанна Златоуста изъ города Команъ [8] въ Царьградъ.

Въ патріаршество святаго Прокла въ Византійской имперіи было великое землетрясеніе, продолжавшееся шесть мѣсяцевъ, которымъ разрушены были многія величественныя зданія, – церкви, дворцы и т. п. – и каменныя городскія стѣны; многія селенія и небольшіе города были какъ бы поглощены землею, нѣкоторые острова исчезли совершенно, нѣкоторые источники и рѣки внезапно высохли, а въ безводныхъ мѣстахъ явились потоки. Это страшное землетрясеніе было по всей имперіи, но особенно сильно – въ Виѳиніи, Геллеспонтѣ и Фригіи [9]. Когда въ Константинополѣ рушились самыя лучшія и крѣпкія зданія, императоръ Ѳеодосій и царица Пульхерія съ патріархомъ и всѣми жителями, вышедши изъ города, соверщали литіи, усердно умоляя Господа о милосердіи. И совершилось великое чудо. Въ то время, какъ устрашенный народъ оглашалъ воздухъ молитвенными восклицаніями: «Господи помилуй!» – внезапно одинъ ребенокъ невидимою силою восхищенъ былъ изъ народной толпы и, на глазахъ у всѣхъ, поднять былъ на недосягаемую взоромъ высоту и чрезъ часъ опять такъ же опущенъ невредимымъ внизъ. Онъ повѣдалъ царю, патріарху и всему народу, что слышалъ ангеловъ, воспѣвающихъ на небѣ пѣснь:

– «Святый Боже, Святый Крѣпкій, Святый Безсмертный».

Весь народъ тотчасъ началъ повторять эту трисвятую пѣснь, присоединивъ къ нему молитву: «помилуй насъ», и землетрясеніе прекратилось, а мальчикъ, принесшій трисвятую пѣснь съ неба, тотчасъ же предалъ духъ свой Богу и съ честію былъ погребенъ въ храмѣ св. Ирины; съ того времени во всей Церкви христіанской вошло въ употребленіе пѣніе Трисвятаго.

Святый Проклъ прожилъ въ санѣ патріарха 20 лѣтъ и пять мѣсяцевъ и 20 ноября 446 года съ миромъ отошелъ къ Господу [10].

Примѣчанія:
[1] Св. Проклъ былъ при св. Іоаннѣ Златоустѣ діакономъ, потомъ іеромонахомъ и синкелломъ, т.е. келейнымъ служителемъ патріарха, жившимъ въ однихъ съ нимъ покояхъ, и въ то же время ближайшимъ его ученикомъ.
[2] Аркадій, сынъ Ѳеодосія Великаго, императоръ Восточной Римской имперіи, царствовалъ съ 395 по 408 годъ.
[3] Сисиній былъ патріархомъ Константинопольскимъ въ 426-427 г.
[4] Кизикъ – небольшой городъ на сѣверномъ берегу Малой Азіи. – Поставленіе св. Прокла въ епископы послѣдовало въ 426-мъ году.
[5] Св. Максиміанъ былъ патріархомъ съ 431 по 434 годъ.
[6] Это было въ 435 году.
[7] Ѳеодосій ІІ Младшій царствовалъ съ 408 по 450-й годъ.
[8] Команы – городъ въ Абхазіи, гдѣ умеръ на пути въ ссылку, и былъ первоначально погребенъ св. Іоаннъ Златоустъ.
[9] Виѳинія, Геллеспонтъ и Фригія – малоазійскія провинціи Византійской имперіи.
[10] Св. Проклъ скончался въ 446 году. — Св. Проклъ былъ выдающимся церковнымъ витіею. Въ его краснорѣчіи можно увидеть важность св. Василія Великаго, соединенную съ пріятностію Златоуста; рѣчь разнообразная, живая, ясная и притомъ краткая. Кромѣ того, извѣстны его посланія, въ томъ числѣ Армянамъ о вѣрѣ и о преданіи Литургіи.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 563-567.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0