Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День девятнадцатый.

Житіе преподобнаго Варлаама Печерскаго.

Съ юности Варлаамъ сіялъ красотою тѣлесной и чистотою души и возымѣлъ любовь къ названнымъ преподобнымъ отцамъ и — настолько сильную, что захотѣлъ жить съ ними вмѣстѣ и оставить мірскую жизнь, вмѣняя ни во что славу и богатство. Особенно привело въ страхъ его слово Господне, сказанное ему, между прочимъ, преподобными: Удобѣе есть вельбуду сквозѣ иглины уши проити, неже богату въ царствіе Божіе внити (Матѳ. 19, 24). И вотъ, пришедши однажды къ преподобному Антонію, онъ открылъ ему свое намѣреніе.

— «Хотѣлъ бы я, отче, — сказалъ онъ, — если угодно Богу, быть инокомъ и жить съ вами».

— «Благо хотѣніе твое, чадо, — отвѣчалъ старецъ, — и благодатно намѣреніе; но смотри, какъ бы не возвратили тебя назадъ богатство и слава міра сего, ибо, по слову Господню, никтоже, возложь руку свою на рало, и зря вспять, управленъ есть въ царствіи Божіи» (Лук. 9, 62) [3].

Многое и еще говорилъ старецъ на пользу душевную Варлааму, и сердце у него все болѣе и болѣе разгоралось любовію къ Богу.

Въ такомъ расположеніи душевномъ пошелъ онъ домой. На другой же день послѣ бесѣды съ старцемъ, оставивъ не толъко родителей, но и обрученную уже съ нимъ невѣсту, онъ сѣлъ на коня, одѣтый въ свѣтлыя и дорогія одежды и, имѣя при себѣ множество пѣшихъ слугъ, ведущихъ убранныхъ коней, торжественно прибылъ къ пещерѣ. Когда преподобные вышли и поклонились ему до земли, какъ кланялись тогда знатнымъ людямъ, онъ самъ поклонился имъ так же (сошедши съ коня). Затѣмъ онъ снялъ съ себя боярскую одежду и положилъ ее у ногъ преподобнаго Антонія, и поставилъ предъ нимъ коней, говоря:

— «Вотъ, отче, суетныя блага міра сего: дѣлай съ ними, что хочешь; вмѣняю вся уметы быти, да Христа пріобрящу (Флп. 8, 8), и хочу жить вмѣстѣ съ вами въ этой пещерѣ, а домой болѣе уже не возвращусь».

— «Смотри, чадо, — отвѣчалъ ему преподобный Антоній, — Кому ты обѣщаешься и Чьимъ воиномъ хочешь быть, ибо здѣсь невидимо предстоятъ Ангелы Божіи, принимая твое обѣщаніе. Берегись, какъ бы отецъ твой, пришедши сюда съ вооруженною силою, не вывелъ тебя отсюда, хотя бы ты этого и не желалъ: вѣдь, мы ничѣмъ тебѣ помочь не можемъ, а ты между тѣмъ явишься предъ Богомъ лжецомъ и отступникомъ».

— «Вѣрую Богу моему, отче! — воскликнулъ Варлаамъ. — Если даже отецъ и пожелаетъ мучить меня, я не возвращусь къ мірской жизни; объ одномъ молю тебя: скорѣе соверши надо мною постригъ».

Тогда преподобный Антоній велѣлъ преподобному Никону постричь Варлаама и облечь въ монашескую одежду, что и было сдѣлано.

Бояринъ Іоаннъ, узнавъ, что его любимый сынъ постригся въ иночество, сильно разгнѣвался на преподобныхъ и, взявъ съ собою множество слугъ, напалъ на спасавшихся въ пещерѣ иноковъ и всѣхъ разогналъ оттуда, а сына насильно вытащилъ вонъ и, сорвавъ съ него мантію и куколь, бросилъ ихъ въ ручей. Затѣмъ онъ одѣлъ его въ свѣтлыя драгоцѣнныя одежды, приличествующія его происхожденію; но святый тотчасъ же сбросилъ ихъ съ себя, не желая даже и смотрѣть на нихъ, и это повторялось нѣсколько разъ, такъ что отецъ велѣлъ связать ему руки, силою опять одѣть его и въ такомъ видѣ вести черезъ городъ домой. Но Варлаамъ, увидя по пути яму, наполненную нечистотами, быстро спустился въ нее и, поспѣшно сбросивъ съ себя одежду, топталъ ее ногами въ грязи, попирая вмѣстѣ съ нею и ухищренія лукаваго. Когда они пришли домой, отецъ велѣлъ ему сѣсть съ собою за столъ: онъ принужденъ былъ поневолѣ повиноваться, но ничего не ѣлъ изъ подаваемыхъ кушаній и сидѣлъ, опустивъ голову. По окончаніи трапезы, отецъ отпустилъ Варлаама въ его комнату, приставивъ слугъ стеречь его, чтобы онъ не ушелъ. Потомъ онъ приказалъ обрученной со святымъ дѣвицѣ надѣть лучшія украшенія для прелыценія его и всячески ухаживать за нимъ. Но угодникъ Христовъ Варлаамъ ушелъ въ одну изъ комнатъ и сѣлъ въ углу на полъ. Обрученница его, согласно данному ей приказанію, пошла за нимъ, и упрашивала сѣсть на своей постели. Тогда онъ, видя ея неразуміе и догадавшись, что отецъ подослалъ ее, чтобы прельстить его, вознесъ изъ глубины сердца тайную молитву всемилостивому Богу о спасеніи отъ соблазна. Три дня просидѣлъ онъ, не вставая, на одномъ мѣстѣ, ничего не вкушая, не одѣваясь и оставаясь въ одной власяницѣ. Между тѣмъ преподобный Антоній и находившіеся съ нимъ въ пещерѣ были очень опечалены его судьбою и молились за него Богу. И Богъ услышалъ молитву ихъ, ибо, по слову Псалмопѣвца, воззваша праведніи, и Господь услыша ихъ, и отъ всѣхъ скорбей ихъ избави ихъ (Псал. 33, 18), и, видя терпѣніе и смиреніе святаго, обратилъ ожесточившееся сердце отца на милость къ сыну. Слуги донесли боярину, что вотъ уже четвертый день сынъ его не принимаетъ пищи и не одѣвается. Отецъ сжалился надъ сыномъ и, боясь, какъ бы онъ не умеръ отъ голода и холода, призвалъ его и, съ любовію поцѣловавъ, отпустилъ въ пещеру. И произошло тогда нѣчто весьма удивительное: послыщались въ домѣ рыданія и вопли, какъ по мертвецѣ; плакали всѣ: отецъ съ матерію — о томъ, что лишаются сына, невѣста — о томъ что разлучается съ женихомъ, рабы и рабыни — о томъ, что покидаетъ ихъ добрый господинъ. А святый Варлаамъ, какъ птица, вырвавшаяся изъ сѣти, быстро направился къ пещерѣ. Находившіеся въ ней иноки всѣмъ сердцемъ обрадовались, увидя Варлаама и прославили Бога, услышавшаго ихъ молитву о немъ.

Когда число братіи въ пещерѣ увеличилось до 12-ти, то преподобный Антоній, видя доблестное подвижничество Варлаама и преуспѣяніе его въ добродѣтели, отъ всего сердца благодарилъ Бога за то, что въ цвѣтущемъ юношѣ оказались духовные плоды, свойственные старцу, я проявилась такая благодать, что онъ вполнѣ могъ быть вождемъ въ жизни для прочихъ. Поэтому, посовѣтовавшись со всѣми братіями, жившими въ пещерѣ, онъ поставилъ Варлаама игуменомъ вмѣсто себя, а самъ, привыкнувъ жить одинъ и не перенося людской суеты и разговоровъ, переселился на другой холмъ, что подъ новымъ монастыремъ, и тамъ выкопалъ пещеру, въ которой и жилъ, предаваясь безмолвію и бесѣдуя всегда съ единымъ Богомъ. Тамъ лежитъ честное тѣло его и донынѣ.

Преподобный Варлаамъ, принялъ начальство надъ братіею, сталъ вести еще болѣе строгую подвижническую жизнь. Когда число братіи значительно увеличилось, а между тѣмъ въ пещерѣ во время соборнаго Богослуженія могло помѣститься не болѣе 20-ти человѣкъ, тогда онъ, испросивъ благословеніе у преподобнаго Антонія, построилъ надъ пещерою небольшую деревянную церковь во имя Успенія Пресвятой Богородицы, для того чтобы въ этой церкви собирались для богослужебнаго пѣнія тѣ изъ братій, которые, за тѣснотою, не могли принимать участія въ пѣніи при богослуженіи въ пещерѣ. Съ тѣхъ поръ обозначилось видимымъ образомъ и мѣсто самой пещеры, остававшеся дотолѣ незамѣтнымъ. Чрезъ нѣсколько лѣтъ великій князь Изяславъ Ярославичъ, нареченный во святомъ крещеніи Димитріемъ, построилъ каменный храмъ во имя тезоименитаго себѣ святаго, великомученика Димитрія, и устроилъ при этомъ храмѣ монастырь. Преподобнаго Варлаама, какъ своего родственника и мужа, опытнаго въ иноческой жизни, князь поставилъ въ этомъ монастырѣ игуменомъ. Здѣсь преподобный велъ образъ жизни, къ какому привыкъ въ пещерѣ; братію же и всѣхъ вообще онъ болѣе всего училъ и умолялъ заботиться о спасеніи души со всею ревностію и имѣть совѣсть, всегда чистую предъ Богомъ и ближними. И Богъ, видя любовь преподобнаго къ братіи и его попеченія о нихъ, помогалъ имъ совершенствоваться во всѣхъ добродѣтеляхъ.

Ко многимъ другимъ своимъ подвигамъ преподобный Варлаамъ присоединилъ здѣсь еще новый: выбравъ удобное время, онъ отправился во святый градъ Іерусалимъ, и, обошедши святую землю, возвратился въ свой монастырь. Чрезъ нѣсколько времени онъ отправился въ Царьградъ, обошелъ тамъ всѣ монастыри и, купивъ все нужное для обители, отправился назадъ. Находясь въ пути, онъ впалъ въ тяжелый недугъ и, достигнувъ города Владиміра, остановился около него въ монастырѣ, называемомъ Святая гора, гдѣ и почилъ съ миромъ о Господѣ [4], завѣщавъ предъ смертію бывшимъ съ нимъ перенести тѣло его для погребенія въ Кіевъ, въ Печерскій монастырь, а иконы и все, купленное имъ для нуждъ обители, передать преподобному Ѳеодосію. Завѣщаніе преподобнаго было исполнено, и честныя мощи его донынѣ лежатъ въ пещерѣ нетлѣнными.

Молитвами преподобнаго Варлаама да сподобимся и мы, исполняя на пути земной жизни нашей заповѣди Господни, содѣлаться наслѣдниками нашего небеснаго отечества во Христѣ Іисусѣ Господѣ, Которому слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Преп. Антоній — первоначальникъ иноческаго житія на Руси, подвизавшійся въ затворѣ въ пещерахъ Кіевскихъ; память его совершается 10-го іюля. Преп. Ѳеодосій — игуменъ Кіево-Печерскій, начальникъ монашескаго общежитія на Руси; память его совершается 3-го мая и 14-го августа (перенесеніе мощей). Преп. Никонъ — первый ученикъ и сотрудникъ преп. Антонія; память его совершается 23-го марта.
[2] Изяславъ Ярославичъ, сынъ великаго князя Ярослава Мудраго, внукъ св. Владиміра Великаго, княжилъ въ Кіевѣ съ 1064 по 1068 г. — Вышата — воевода Кіевскаго ополченія, отправившагося при Ярославѣ, съ сыномъ его Владиміромъ, въ 1042 году на грековъ. — Остроміръ — Новгородскій посадникъ; съ его именемъ сохранилось Евангеліе — одинъ изъ древнѣйшихъ памятниковъ церковно-славянской письменности.
[3] Рало — плугъ. Выраженіе это представляетъ собою присловіе народное, означающее — предпринять какое-либо дѣло, столь же нелегкое, сколь нелегко пахать; чтобы хорошо вспахать и чтобы работа сія была успѣшна, пахарь зорко смотритъ впередъ и не оглядывается постоянно назадъ, иначе работа его не будетъ успѣшна и хороша. Такъ и въ дѣлѣ послѣдованія Христу: кто, рѣшившись на сіе, оглядывается назадъ, на міръ и блага его, тотъ и неблагонадеженъ для Царствія Божія, ибо можетъ быть отвлеченъ отъ него.
[4] † 1065 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 546-550.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0