Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День девятнадцатый.

Слово святаго Василія Великаго о святомъ мученикѣ Варлаамѣ.

Сіе самое исполнилось нынѣ надъ мужественнымъ Варлаамомъ. Прозвучала бранная труба мученика, и, какъ видите, собрала воиновъ благочестія. Провозглашенъ лежащій Христовъ подвижникъ, и окрылилъ зрѣлище Церкви. И какъ сказалъ Владыка вѣрныхъ: вѣруяй въ Мя, аще и умретъ, оживетъ (Іоан. 11, 25); такъ мужественный Варлаамъ умеръ, и созываетъ торжественныя собранія; поглощенъ гробомъ, и приглашаетъ къ пиршеству.

Теперь благовременно намъ воскликнуть: гдѣ премудръ, гдѣ книжникъ, гдѣ совопросникъ вѣка сего (1 Кор. 1, 20)? Сегодня у насъ непобѣдимымъ учителемъ благочестія поселянинъ, котораго мучитель влекъ, какъ удобоуловляемую добычу, но въ которомъ, по испытаніи, узналъ непреодолимаго воина, надъ которымъ смѣялся за его неправильную рѣчь, и который устрашилъ ангельскимъ мужествомъ: ибо нравы его не огрубѣли вмѣстѣ съ орудіемъ слова, и разсудокъ не оказалъ въ себѣ тѣхъ же недостатковъ, какіе были у него въ словахъ. Но сталъ онъ вторымъ Павломъ, съ Павломъ говоря: аще и невѣжда словомъ, но не разумомъ (2 Кор. 11, 6). Бичующіе его исполнители казни приходили въ оцѣпенѣніе, а мученикъ оказывался возрастающимъ въ силахъ; ослабѣвали руки строгающихъ, но разсудокъ строгаемаго не преклонялся; бичи расторгали стройное сплетеніе жилъ, но крѣпость вѣры дѣлалась болѣе нерасторгаемою; исчезла плоть на изрытыхъ бокахъ, но цвѣло любомудріе разума; бóльшая часть плоти омертвѣла, но мученикъ былъ бодръ, какъ не начинавшій еще подвиговъ.

Когда любовь къ благочестію поселится въ душѣ: тогда всѣ виды браней для нея смѣшны, и всѣ терзающіе ее за любимый предметъ болѣе услаждаютъ, нежели поражаютъ. Свидѣтелемъ мнѣ въ этомъ любовь Апостоловъ, которая нѣкогда дѣлала для нихъ пріятными бичи Іудеевъ. Ибо сказано: идяху радующеся отъ лица собора, яко за имя Его сподобишася безчестіе пріяти (Дѣян. 5, 41).

Таковъ и нынѣ прославляемый нами воинъ. Мученія вмѣнялъ онъ себѣ въ веселіе, бичуемый думалъ, что бросаютъ въ него розами; уязвленій нечестія избѣгалъ какъ стрѣлъ, а гнѣвъ судіи почиталъ тѣнью дыма; смѣялся свирѣпымъ приказамъ оруженосцевъ; ликовалъ при видѣ опасностей, какъ при видѣ вѣнцовъ; увеселялся побоями, какъ почестями; въ жесточайшихъ мученіяхъ скакалъ, какъ бы пріемля блистательнѣйшія награды; презиралъ обнаженные мечи; съ такимъ же ощущеніемъ принималъ на себя руки исполнителей казни, какъ бы онѣ были мягче воска; древо казни лобызалъ, какъ спасительное; темничными затворами наслаждался, какъ разнообразіемъ цвѣтовъ. Правая рука его была крѣпче огня, который враги употребляли противъ него какъ послѣднее средство. Ибо, возложивъ огонь на жертвенникъ для возліянія демонамъ, привели и поставили предъ нимъ мученика, и, велѣвъ ему надъ жертвенникомъ держать распростерши правую руку, употребили ее вмѣсто мѣднаго алтаря, съ хитрою мыслію возлагая на нее горящій ладанъ. Они надѣялись, что рука препобѣжденная силою огня, вскорѣ по необходимости сложитъ ладанъ на жертвенникъ.

Увы, какое хитросплетенное обольщеніе нечестивыхъ! «Поелику, — говорятъ они, — тысячи ранъ не поколебали его воли, то поколеблемъ пламенемъ хотя руку упорнаго борца. Поелику разнообразными средствами не потрясли его душу, то приведемъ въ потрясеніе по крайней мѣрѣ десницу, дѣйствуя на нее огнемъ». Но жалкіе эти люди не воспользовались сею надеждою. Ибо, хоть пламень пожигалъ руку, но рука продолжала держать на себѣ пламень подобно пеплу; она не обратила хребта, подобно бѣглецамъ, враждующему огню; но неизмѣнно держалась, доблестно борясь съ пламенемъ, и дала мученику случай сказать словами Пророка: Благословенъ Господь Богъ мой, научаяй руцѣ мои на ополченіе, персты моя на брань (Псал. 43, 1). Огонь вступилъ въ брань съ рукою, и пораженіе оказывалось на сторонѣ огня. Продолжилась борьба пламени и правой руки мученика, и рука одержала какую-то небывалую въ борьбахъ побѣду; хотя пламень проникалъ сквозь руку, однако же рука была еще распростерта для борьбы. Подлинно, это рука, превосходящая упорствомъ огонь! Рука, не учившаяся уступать огню! Огонь, наученный терпѣть пораженіе отъ руки! Желѣзо уступаетъ огню, смягчаемое его мучительной силой. Мѣдь не противится его властительству. Но все преодолѣвающая сила огня, сожигая простертую руку мученика, не поколебала ее! Справедливо мученикъ могъ воскликнуть при семъ къ Владыкѣ: удержалъ еси руку десную мою: и совѣтомъ Твоимъ наставилъ мя еси, и со славою пріялъ мя еси (Псал. 72, 23-24).

Какъ наименую тебя, доблій воинъ Христовъ? Назову ли изваяніемъ? Но много унижу твою терпѣливость. Огонь, принявъ въ себя изваяніе, размягчаетъ его; а правую твою руку не убѣдилъ и къ тому чтобы она показала движеніе. Наименую ли тебя желѣзнымъ? Но нахожу, что и этотъ образъ ниже твоего мужества. Ты одинъ убѣдилъ пламень не дѣлать насилія рукѣ; ты одинъ имѣлъ руку алтаремъ. Ты одинъ пламенѣющею десницею поражалъ лица демоновъ, и тогда обращенною въ уголь рукою поразилъ ихъ главы, а нынѣ обращенною въ пепелъ десницею попираешь и ослѣпляешь ихъ полчища.

Но для чего дѣтскимъ лепетомъ уничижаю добляго подвижника? Предоставимъ пѣснословить его тѣмъ, у кого языкъ гораздо тверже; призовемъ на сіе велегласнѣйшія трубы учителей. Возстаньте теперь предо мною вы, славные живописатели подвижническихъ заслугъ! Добавьте своимъ искусствомъ это неполное изображеніе военачальника! Цвѣтами вашей мудрости освѣтите неясно представленнаго мною вѣнценосца! Пусть буду побѣжденъ вашимъ живописаніемъ доблестныхъ дѣлъ мученика; радъ буду признать надъ собою и нынѣ подобную побѣду вашей крѣпости. Посмотрю на эту точнѣе изображенную вами борьбу руки съ огнемъ. Посмотрю на этого борца, живѣе изображеннаго на нашей картинѣ. Да плачутъ демоны, и нынѣ поражаемые въ васъ доблестями мученика! Опять да будетъ показана имъ палимая и побѣждающая рука! Да будетъ изображенъ на картинѣ и подвигоположникъ въ борьбахъ, Христосъ, Которому слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 534-537.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0