Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День восемнадцатый.

Страданіе святыхъ мучениковъ Романа и отрока Варула.

— «Намъ нынѣ, — говорилъ онъ своимъ единовѣрцамъ, — предлежитъ борьба за алтари Божіи; Асклипіадъ — врагъ отечества и хочетъ отнять Бога у насъ, и мы хорошо сдѣлаемъ, если, защищая алтари Божіи, падемъ, израненные, на порогѣ святаго храма. Чѣмъ бы ни кончилась борьба, мы, христіане, окажемся побѣдителями, если не дадимъ разрушить домъ Божій, то восторжествуемъ въ Церкви, воинствующей на землѣ; а если падемъ убитыми при святомъ алтарѣ, то воспоемъ побѣдную пѣснь въ Церкви, торжествующей на небесахъ».

Такими словами онъ возбудилъ всѣхъ стать на защиту святаго храма и съ рѣшимостью сопротивляться до самой смерти и не дозволить епарху войти въ храмъ и разрушить его.

Въ это время наступилъ одинъ языческій праздникъ, и множество язычниковъ стекалось въ идольское капище съ женами и дѣтьми. Тогда святый Романъ воспламенился божественною ревностью, вступилъ въ толпы нечестиваго народа и громогласно началъ обличать его заблужденіе. Онъ остановилъ даже и самого епарха Асклипіада, когда тотъ входилъ въ идольскій храмъ, и сказалъ ему:

— «Прельстился ты, епархъ, идя къ идоламъ: идолы — не боги, но Единъ есть Истинный Богъ, Іисусъ Христосъ».

Епархъ тотчасъ же повелѣлъ схватить Романа и сильно бить по устамъ. Потомъ, возсѣвъ на судилищѣ, долго принуждалъ его отречься отъ Христа; когда же увидѣлъ его непокорнымъ, повелѣлъ мучить. Его повѣсили, стали бить разными орудіями и терзать желѣзными рогатками. Но святый Романъ, мужественно перенося эти муки, исповѣдывалъ Единаго Бога, Создателя всѣхъ, и укорялъ епарха въ безуміи за то, что онъ не хотѣлъ познать истины.

Когда святый страдалъ такъ и, претерпѣвая мученія, мужественно проповѣдывалъ Христа, тамъ стояло много народа, какъ изъ невѣрныхъ, такъ и изъ вѣрующихъ, смотрѣвшаго на подвигъ страдальца Христова. Недалеко стоялъ тамъ и одинъ христіанскій отрокъ, по имени Варулъ. Взглянувъ на него, мученикъ сказалъ мучителю:

— «Сей малый отрокъ разумнѣе тебя, старѣйшаго, хотя онъ еще и малолѣтенъ, — такъ какъ знаетъ Истиннаго Бога, а ты, въ преклонномъ возрастѣ, не знаешь Его».

Тогда епархъ, подозвавъ къ себѣ отрока, спросилъ его:

— «Какого Бога чтишь ты?»

— «Чту Христа», — отвѣтилъ отрокъ.

Епархъ спросилъ его:

— «Что лучше — одного ли Бога чтить, или многихъ?»

— «Лучше чтить Единаго Бога, Іисуса Христа», — отвѣчалъ отрокъ.

Епархъ опять спросилъ его:

— «Чѣмъ Христосъ лучше всѣхъ боговъ?»

Отрокъ отвѣчалъ:

— «Тѣмъ Христосъ лучше, что Онъ — Истинный Богъ и создалъ всѣхъ насъ, ваши же боги — бѣсы и не создали никого».

И многое другое говорилъ отрокъ, какъ будто онъ былъ премудрымъ богословомъ: Духъ Святый, дѣйствуя въ немъ, совершалъ хвалу изъ устъ его для посрамленія нечестиваго епарха и всѣхъ идолопоклонниковъ.

Мучитель и всѣ бывшіе при немъ, изумляясь разуму отрока и мудрымъ словамъ его, почувствовали великій стыдъ отъ того, что не могли опровергнуть словъ его. Посему мучитель повелѣлъ безжалостно сѣчь Варула розгами. Послѣ долгаго сѣченія, Варулъ началъ изнемогать и попросилъ пить. Но его мать, стоявшая тамъ въ народѣ и съ радостію смотрѣвшая на страданія своего сына, увидавъ его изнемогающимъ и просящимъ пить, съ настойчивою строгостью велѣла ему мужественно переносить страданія до конца. Когда же мучитель приказалъ усѣчь отрока мечемъ, мать взяла его на свои руки и понесла на мѣсто усѣченія. Обнимая и цѣлуя, она утѣшала его и укрѣпляла, чтобы онъ не боялся при видѣ меча надъ своею головой:

— «Не бойся, сынъ мой, — говорила она. — Не бойся, милое мое чадо! Не страшись смерти! Не умрешь ты, но живъ будешь во вѣки! Не ужасайся, цвѣте мой! Ты немедленно же будешь перенесенъ въ райскіе сады! Не бойся меча! Какъ только ты будешь усѣченъ, тотчасъ же отойдешь ко Христу и узришь славу Его. Онъ пріиметъ тебя съ любовію, и ты будешь жить съ Нимъ въ радости неизреченной, наслаждаясь блаженствомъ съ Его святыми ангелами».

Такъ утѣшая свое дитя, благочестивая мать донесла его до мѣста казни. Послѣ усѣченія отрока, мать собрала его кровь въ чистый сосудъ и, взявъ тѣло его, обливала его радостными слезами, съ любовію лобызая его и радуясь, что сынъ ея пролилъ за Христа свою кровь, отъ нея воспринятую. Послѣ того, она предала тѣло своего сына честному погребенію.

Послѣ усѣченія святаго Варула, святый Романъ былъ осужденъ на сожженіе. Связанный и обложенный кругомъ дровами, святый Романъ, когда слуги еще не подлагали огня и не поджигали дровъ, ожидая послѣдняго слова отъ судьи, съ средины костра громко воскликнулъ, обращаясь къ мучителямъ:

— «Гдѣ же огонь? Почему не зажигаете его? Зажгите, чтобы пламень охватилъ меня всего вокругъ».

Когда огонь былъ зажженъ и дрова со всѣхъ сторонъ сильно разгорѣлись, внезапно полилъ сильный дождь и погасилъ огонь. Святый Романъ остался живъ и нисколько не потерпѣлъ вреда отъ огня. Послѣ сего за смѣлыя рѣчи святаго мученика, (такъ какъ онъ порицалъ нечестивыхъ язычниковъ, укоряя ихъ безуміе и проклиная ихъ боговъ, а Христа, Единаго Бога, прославлялъ) мучитель повелѣлъ отрѣзать ему языкъ. Но онъ самъ отдалъ мучителямъ языкъ свой на урѣзаніе. Но, и по урѣзаніи богоглаголиваго языка, не смолкъ исповѣдникъ Христовъ, но сверхъ-естественнымъ образомъ и безъ языка говорилъ ясно, какъ и прежде, прославляя Единаго Бога. Потомъ ввергли его въ темницу, въ которой онъ пробылъ долгое время, съ забитыми въ колодку ногами. Когда же сообщено было о немъ императору Максиміану, что и съ отрѣзаннымъ языкомъ онъ хорошо говоритъ, тогда императоръ повелѣлъ удавить его. Войдя въ темницу, воины затянули веревку на шеѣ его и удавили [2].

Такъ святый мученикъ Романъ окончилъ подвигъ своего страданія за Христа, въ царствіи Коего онъ нынѣ прославляется, славя Святую Троицу во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Это было 17 ноября 303 года, при соправителѣ римскаго императора Діоклитіана, Максиміанѣ Галеріи.
[2] † въ 303 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 488-491.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0