Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День шестнадцатый.

Сказаніе о преподобномъ Сергіѣ Малопинежскомъ.

Преподобный Сергій, въ мірѣ Симеонъ, родился въ 1493 году. Отецъ его Маркіанъ Стефановичъ Неклюдъ, изъ рода митрополичьихъ десятильничьихъ дѣтей боярскихъ [1], жилъ въ Великомъ Новгородѣ въ тяжелую пору подчиненія вольнаго города державной волѣ великаго князя Московскаго Іоанна III-го [2]. Тогда Маркіанъ покинулъ родину и удалился «въ страну Студенаго (то-есть Бѣлаго) моря». Мѣстомъ своего жительства онъ избралъ волость Малую Пинежку по рѣкѣ Пинегѣ [3]. Маркіанъ здѣсь женился. Онъ былъ «навыченъ книжному ученію и грамотѣ». Это открыло ему путь въ духовное званіе и онъ съ честью служилъ сначала клирикомъ, а потомъ священникомъ въ Сурскомъ погостѣ [4]. Какъ самъ Маркіанъ, такъ и жена его Аполлинарія вели жизнь добродѣтельную и въ старости, по взаимному согласію, облеклись въ иночество — Маркіанъ съ именемъ Матѳея, Аполлинарія съ именемъ Пелагіи. Матѳей скончался игуменомъ Воскресенскаго монастыря въ городѣ Кевролѣ [5], а Пелагія — схимницею.

Отъ этой благочестивой четы и родился Симеонъ. Нѣтъ сомнѣнія, что родители воспитали его въ завѣтахъ строгаго благочестія. Ничего неизвѣстно о жизни Симеона до времени достиженія имъ тридцатилѣтняго возраста, когда онъ былъ уже іереемъ Малопинежскаго погоста [6], при только что устроенныхъ церквахъ въ честь Преображенія Господня и во имя великомученика Георгія. Шестьдесятъ два года Симеонъ самоотверженно несъ нелегкія обязанности приходскаго пастыря: не только руководилъ спасеніемъ овецъ своего словеснаго стада, но и умножалъ число ихъ, обращая ко Христу «некрещеную Чудь», то-есть инородцевъ — финновъ. Какъ свою паству, такъ и присоединяющихся къ Церкви Симеонъ поучалъ не столько словомъ, сколько собственнымъ примѣромъ святой жизни. Онъ «имѣлъ душу милостиву и чистъ помыслъ, сердце бодро, смиреніе и крѣпость молчаливую и любовь воистину нелицемѣрную». При этомъ подвижникъ-пастырь имѣлъ внушительную и благолѣпную наружность. Добродѣтели и достоинства его привлекали къ святому не однихъ прихожанъ, изъ которыхъ многіе и родились при немъ и состарились, но — и окрестныхъ жителей: слава о Симеонѣ, какъ о человѣкѣ добродѣтельномъ и рѣдкомъ пастырѣ, далеко распространилась за предѣлы его прихода.

Чувствуя приближеніе кончины, блаженный Симеонъ принялъ сначала монашество, потомъ схиму съ именемъ Сергія отъ игумена Воскресенскаго монастыря Иринарха, прибывшаго въ село изъ города Кевролы для сбора церковной дани. 16 ноября 1585 года, будучи уже глубокимъ 92-лѣтнимъ старцемъ, преподобный Сергій мирно почилъ. Тѣло преподобнаго, по завѣщанію его, было погребено близъ алтаря церкви Преображенія Господня. «Памяти ради», чтобы не забыть мѣсто погребенія преподобнаго, поставили надъ его могилой «голбчикъ деревянный», то-есть нагробный памятникъ въ видѣ маленькой сѣни [7]. Подъ эту сѣнь вскорѣ стали стекаться ищущіе исцѣленія, потому что Господь прославилъ Своего угодника даромъ чудотвореній.

На другой годъ по кончинѣ преподобнаго Сергія клирикъ Преображенской церкви, страдавшій головными болями, услышалъ во снѣ голосъ, который побуждалъ его идти на могилу Сергія и взятой съ нея перстью потереть голову. И лишь только клирикъ исполнилъ повелѣніе, какъ избавился отъ своей болѣзни. Слухъ объ исцѣленіи быстро распространился среди многочисленныхъ почитателей памяти почившаго пресвитера и привлекъ къ его могилѣ многихъ больныхъ. Они также брали съ нея землю и, отираясь ею, по молитвенному ходатайству предъ Господомъ преподобнаго Сергія, получали исцѣленія. Новыя же исцѣленія еще болѣе укрѣпляли убѣжденіе въ святости Сергія.

Его раздѣлялъ и священникъ церкви Преображенія Господня Елисей, жившій спустя 60 лѣтъ послѣ преподобнаго: ежегодно 16 ноября — въ день кончины преподобнаго Сергія, онъ совершалъ его память. Этотъ чтимый Елисеемъ день разъ ознаменовался для него слѣдующимъ видѣніемъ. Послѣ домашняго утренняго правила, Елисей пошелъ въ церковь служить утреню. Приблизившись къ храму, онъ съ удивленіемъ замѣтилъ, что храмъ освѣщенъ какъ въ праздникъ, полонъ молящагося народа, и что какой-то священникъ уже совершаетъ въ немъ богослуженіе. Елисей подумалъ, что это присланный для сбора церковной дани десятильникъ, который началъ богослуженіе, не дожидаясь его. Смущенный вступилъ священникъ въ трапезу и взглянулъ черезъ окно ея въ самую церковь, но въ ней уже ничего не увидѣлъ, а только почувствовалъ чудесное благоуханіе, распространившееся по трапезѣ изъ храма.

Сынъ Елисея Кипріанъ, служившій на мѣстѣ отца, также свято чтилъ память преподобнаго Сергія и особенно день его кончины. За двадцать восемь лѣтъ своего священства при храмѣ Преображенія онъ былъ свидѣтелемъ многихъ чудотвореній угодника Божія, а одно изъ нихъ проявилось даже надъ его семьею. Кипріанъ далъ обѣтъ построить часовню надъ могилой преподобнаго Сергія, но потомъ, откладывая день за днемъ исполненіе своего обѣщанія, онъ въ концѣ концевъ и совсѣмъ позабылъ объ немъ. Вдругъ (въ 1648 году) всѣхъ сыновей его постигла тяжелал болѣзнь, которая не поддавалась никакому лѣченію. Отчаявшись въ помощи человѣческой, родители обратились за помощью къ Богу: молились, дѣлали пожертвованія на церковь, давали обѣты, но ничто не помогало — болѣзнь дѣтей даже усиливалась. И вотъ однажды младшему сыну Кипріана Нифонту является во снѣ преподобный Сергій и открываетъ, что болѣзнь есть наказаніе родителямъ, не исполнившимъ своего обѣта — построить надъ его могилою часовню. При этомъ угодникъ Божій обѣщалъ возвращеніе здоровья Нифонту и его братьямъ, если отецъ ихъ загладитъ свой грѣхъ, то-есть построитъ часовню. Уже потерявшій отъ болѣзни силы говорить, отрокъ однако послѣ явленія получилъ возможность разсказать родителямъ о своемъ сновидѣніи. Они поспѣшили поставить часовню, и болѣзнь дѣтей немедленно прекратилась.

Черезъ три года послѣ этого, въ 1651 году, было установлено по воскреснымъ днямъ еженедѣльное молебное пѣніе надъ могилой преподобнаго Сергія. Ближайшимъ поводомъ для этого послужило явленіе угодника Божія одной женщинѣ, по имени Ѳеодосіи. Ѳеодосія пришла въ Малопинежскую волость съ Двины и ранѣе ничего не слыхала о преподобномъ Сергіи. Женщину эту постигла болѣзнь, во время которой въ сонномъ видѣніи ей явился преподобный: обѣщая исцѣленіе, онъ велѣлъ ей идти въ часовню на его могилу и сказать клирикамъ церкви Преображенія, чтобы они совершали отселѣ во всѣ воскресные дни молебное пѣніе Всемилостивому Спасу «по обычаю въ часовнѣ надъ его гробомъ, и память его творили бы, докамѣстъ Богъ восхощетъ, неотложно». Послѣ видѣнія больная тотчасъ же выздоровѣла, поспѣшила къ могилѣ преподобнаго и разсказала малопинежскимъ клирикамъ о всемъ происшедшемъ съ нею. Молебное пѣніе въ часовнѣ было тогда установлено. Но въ томъ же году, въ одинъ воскресный день почему-то не было совершено молебна, и въ слѣдующую ночь преподобный Сергій явился во снѣ одному изъ мѣстныхъ жителей и строго подтвердилъ, чтобы его повелѣніе соблюдалось «неотложно и неизмѣнно».

Новыя чудотворенія у гроба угодника Божія побудили жителей Малопинежья въ 1655 году установить празднованіе памяти преподобнаго Сергія въ 16 день мѣсяца ноября и написать «образъ подобія его». Честныя мощи преподобнаго Сергія почиваютъ подъ спудомъ въ деревянной часовнѣ.

Примѣчанія:
[1] Дѣти боярскіе при древнихъ епископахъ были ихъ свѣтскими чиновниками. Должность десятильника или десятинника установлена въ глубокой древности для сбора десятины, жертвуемой богатыми людьми, главнымъ образомъ князьями, въ пользу церкви. Въ послѣдующее время епископы стали поручать десятильникамъ, кромѣ сбора податей, и надзоръ за жизнію и дѣятельностью духовенства, а также и разборъ нѣкоторыхъ судныхъ дѣлъ.
[2] Іоаннъ III княжилъ съ 1462 г. по 1505 г.
[3] Пинега — р. Вологодской и Архангельской губерній, правый притокъ Сѣверной Двины. Начало беретъ въ Сольвычегодскомъ у., гдѣ лежитъ и волоcть Малая Пинежка.
[4] Сурскій погостъ, нынѣ Архангел. губ., расположенъ на лѣвомъ берегу р. Пинеги, отстоитъ въ 160 верстахъ отъ Малопинежскаго.
[5] На р. Пинегѣ, теперь село Воскресенское Архангельской губ., Пинежскаго у. Когда и кѣмъ основанъ монастырь, неизвѣстно.
[6] Сольвычегодскаго уѣзда, Вологодской губ., на верхней Пинегѣ.
[7] Слово «голбчикъ» (голбецъ, голубецъ) обозначаетъ деревянный памятникъ на кладбищѣ. Онъ строился чаще въ видѣ домика — деревяннаго сруба съ кровлей на два ската и съ крестомъ на ея серединѣ, рѣже въ видѣ деревяннаго столбика съ крышею или навѣсомъ. Надъ могилою преподобнаго Сергія голбчикъ былъ второго вида.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 298-301.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0