|
||||||||||||||||||
|
О старомъ стилѣ ![]() Гостевая книга ![]() Новости ![]() Написать письмо ![]() Поискъ Православный календарьМѣсяцесловыС. В. Булгакова![]() Прот. Алексія Мальцева Житія святыхъСвт. Димитрія Ростовскаго![]() Д. И. Протопопова ![]() Избранныя житія Житія русскихъ святыхъАрхим. Игнатія (Малышева)ПатерикиАѳонскій![]() Кіево-Печерскій ![]() Новгородскій ![]() Троицкій Новости сайта
2017-02-04 / russportal
Житіе святителя Моисея, архіепископа Новгородскаго (1916) 2017-02-04 / russportal Житіе преп. Макарія Жабынскаго, Бѣлевскаго чудотворца (1916) 2017-02-01 / russportal Житіе преподобнаго Евѳимія Сянжемскаго (1916) 2017-02-01 / russportal Житіе блаж. Ѳеодора, Новгородскаго юродиваго (1916) 2017-01-11 / russportal Сказаніе о преподобныхъ Маркѣ, Іоаннѣ и Ѳеофилѣ Печерскихъ (1908) 2017-01-11 / russportal Житіе преподобнаго Маркелла, игумена "обители неусыпающихъ" (1906) Новости въ видѣ RSS-канала: ![]() |
ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ
Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскагоизложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго. День шестнадцатый.
— «Иди за мной!» Услышавъ сіи слова Господа не тѣлеснымъ только слухомъ, но и сердечными ушами, мытарь тотчасъ же всталъ съ мѣста своего и, оставивъ все, послѣдовалъ за Христомъ. Матѳей не раздумывалъ, не удивлялся, что Великій Учитель и Чудотворецъ зоветъ его, презрѣннаго мытаря; онъ всѣмъ сердцемъ внялъ словамъ Его, и безпрекословно пошелъ за Христомъ. Въ радости, Матѳей приготовилъ въ домѣ своемъ большое угощеніе. Господь не отрекся отъ приглашенія и вошелъ въ домъ Матѳея. И собралось въ домъ Матѳея множество сосѣдей его, друзей и знакомыхъ, — все мытари и грѣшники, — и возлежали за столомъ вмѣстѣ съ Іисусомъ и учениками Его. Тамъ же случилось быть и нѣкоторымъ изъ книжниковъ [5] и фарисеевъ. Увидѣвъ, что Господь не гнушается грѣшниковъ и мытарей, но возлежитъ съ ними рядомъ, они роптали и говорили ученикамъ Его: — «Какъ это Онъ ѣстъ и пьетъ съ мытарями и грѣшниками?» Господь же, услышавъ слова ихъ, сказалъ имъ: — «Не здоровые имѣютъ нужду во врачѣ, но больные. Я пришелъ призвать не праведниковъ, но грѣшниковъ къ покаянію» (Лук. 5, 27-32; Матѳ. 9, 9-134 Марк. 2, 14-17) [6]. Съ этихъ поръ, Матѳей, оставивъ все свое достояніе, пошелъ за Христомъ (Лук. 5, 28) и, какъ вѣрный ученикъ Его, послѣ того уже не отлучался отъ Него. Въ скоромъ времени онъ удостоился сопричисленія къ лику 12-ти избранныхъ апостоловъ (Матѳ. гл. 10; Марк. 3, 13-19; Лук. 6, 13-16). Вмѣстѣ съ другими учениками Господа Матѳей сопровождалъ Его въ путешествіяхъ по Галилеѣ и Іудеѣ, внималъ Его Божественному ученію, видѣлъ безчисленныя Его чудеса, ходилъ съ проповѣдью къ погибшимъ овцамъ дома Израилева, былъ свидѣтелемъ крестныхъ страданій и искупительной смерти Спасителя и преславнаго вознесенія Его на небо. Послѣ вознесенія Господня и сошествія Святаго Духа на апостоловъ, святый Матѳей сначала оставался въ Палестинѣ, вмѣстѣ съ другими апостолами проповѣдуя Евангеліе въ Іерусалимѣ и его окрестностяхъ. Но вотъ наступило время разойтись апостоламъ изъ Іерусалима по разнымъ народамъ, для обращенія ихъ къ вѣрѣ Христовой. Предъ отбытіемъ апостола изъ Іерусалима, Іерусалимскіе христіане изъ Іудеевъ просили его предать для нихъ письмени дѣла и ученіе Іисуса Христа. На исполненіе сей просьбы изъявили свое согласіе и прочіе, бывшіе въ то время въ Іерусалимѣ, апостолы. И святый Матѳей, исполняя общее желаніе, написалъ Евангеліе, спустя 8 лѣтъ по Вознесеніи Христовомъ [7]. Удалившись изъ Іерусалима, святый апостолъ Матѳей проповѣдывалъ Евангеліе во многихъ странахъ. Благовѣствуя Христа, онъ прошелъ Македонію, Сирію, Персію, Парѳію и Мидію и обошелъ всю Еѳіопію [8], на которую ему палъ жребій, и просвѣтилъ ее свѣтомъ разума евангельскаго. Наконецъ, наставляемый Духомъ Святымъ, пришелъ онъ въ землю людоѣдовъ, къ чернокожему звѣроподобному народу, вошелъ въ городъ, называемый Мирмены, и тамъ, обративъ нѣсколько душъ къ Господу, поставилъ имъ епископомъ спутника своего Платона и создалъ небольшую церковь; самъ же восшелъ на находившуюся вблизи гору и пребывалъ на ней въ постѣ, усердно молясь Богу объ обращеніи того невѣрнаго народа. И явился ему Господь во образѣ прекраснаго юноши, имѣя въ правой рукѣ жезлъ, и привѣтствовалъ его. Протянувъ правую руку и отдавая святому жезлъ тотъ, Онъ повелѣлъ ему сойти съ горы и водрузить жезлъ при дверяхъ устроенной имъ церкви. — «Жезлъ этотъ, — говорилъ Господь, — силою Моею вырастетъ въ высокое дерево, и дерево то принесетъ обильный плодъ, величиною и сладостію превосходящій всѣ другіе садовые плоды; а отъ корня его истечетъ источникъ чистой воды. Омывшись въ водѣ источника, людоѣды получатъ благолѣпіе лица, и всякій, кто только вкуситъ отъ того плода, позабудетъ звѣрскіе нравы и станетъ добрымъ и кроткимъ человѣкомъ». Матѳей, принявъ жезлъ изъ руки Господней, сошелъ съ горы и пошелъ въ городъ исполнить то, что ему было повелѣно. У князя того города, именемъ Фульвіана, жена и сынъ были одержими бѣсами. Встрѣтивъ на пути апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами: — «Кто послалъ тебя сюда съ этимъ жезломъ на нашу пагубу?» Апостолъ запретилъ духамъ нечистымъ и изгналъ ихъ; исцѣлившіеся поклонились апостолу и кротко послѣдовали за нимъ. Узнавъ о его приходѣ, епископъ Платонъ встрѣтилъ его вмѣстѣ съ клиромъ, и святый Матѳей, вошедши въ городъ и приблизившись къ церкви, сдѣлалъ, какъ ему было повелѣно: водрузилъ данный ему отъ Господа жезлъ, — и тотчасъ, въ виду всѣхъ, жезлъ сдѣлался великимъ деревомъ, простирающимъ многолиственныя вѣтви, и на немъ появились прекрасные плоды, большіе и сладкіе, и источникъ воды истекъ отъ корня. Всѣ видѣвшіе это были поражены изумленіемъ; весь городъ сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святый апостолъ Матѳей, стоя на высокомъ мѣстѣ, проповѣдывалъ собравшимся людямъ слово Божіе на ихъ языкѣ; и тотчасъ всѣ увѣровали въ Господа, и крестилъ ихъ апостолъ въ чудотворномъ источникѣ. И всѣ крестившіеся людоѣды, согласно слову Господню, выходили изъ воды благолѣпные лицемъ и бѣлые кожей; они получали не только тѣлесную, но и душевную бѣлизну и красоту, отлагая ветхаго человѣка и облекаясь въ новаго человѣка — Христа. Узнавъ о случившемся, князь сначала порадовался исцѣленію супруги и сына, но потомъ, по наученію бѣсовскому, разгнѣвался на апостола за то, что весь народъ приходитъ къ нему, оставляя боговъ своихъ, и замыслилъ погубить его. Но въ ту же ночь апостолу явился Спаситель, повелѣвая ему мужаться и обѣщая пребывать съ нимъ въ наступающей скорби. Когда наступило утро, и апостолъ въ церкви вмѣстѣ съ вѣрующими воспѣвалъ хвалу Богу, князь послалъ четырехъ воиновъ взять его; но когда они пришли къ храму Господню, тотчасъ объяла ихъ тьма, и они едва могли возвратиться назадъ. Когдаже ихъ спросили, почему они не привели Матѳея, — они отвѣчали: — «Мы слышали, какъ онъ бесѣдовалъ, но видѣть и взять его не могли». Еще сильнѣе разгнѣвался Фульвіанъ. Онъ послалъ еще болѣе воиновъ съ оружіемъ, повелѣвъ имъ силою привести Матѳея, а если кто будетъ противиться и защищать Матѳея, — тѣхъ убивать. Но и эти воины воротились ни съ чѣмъ, ибо когда они приблизились къ храму, небесный свѣтъ осіялъ апостола, и воины, будучи не въ состояніи смотрѣть на него, пришли въ великій страхъ и, бросивъ оружіе, прибѣжали назадъ полумертвые отъ страха и разсказали о бывшемъ князю. Страшно разъярился Фульвіанъ и пошелъ со всѣмъ множествомъ слугъ своихъ, желая самъ схватить апостола. Но едва онъ успѣлъ приблизиться къ апостолу, какъ внезапно ослѣпъ и сталъ просить, чтобы ему дали проводника. Тогда онъ началъ умолять апостола простить ему согрѣшеніе его и просвѣтить его ослѣпленныя очи. Апостолъ, сотворивъ знаменіе креста на очахъ князя, даровалъ ему прозрѣніе. Князь прозрѣлъ, но только — тѣлесными очами, а не душевными, ибо злоба ослѣпила его, и столь великое чудо онъ приписалъ не Божіей силѣ, а волхвованію. Взявъ за руку апостола, онъ повелъ его къ своему дворцу, какъ будто желая почтить его, а въ сердцѣ лукаво замышляя сжечь апостола Господня, какъ волхва. Но апостолъ, провидя тайныя движенія его сердца и лукавые замыслы, обличилъ князя, говоря: — «Мучитель льстивый! Скоро ли ты совершишь то, что замыслилъ сдѣлать со мною? Дѣлай то, что сатана вложилъ въ твое сердце, а я, какъ видишь, готовъ все перенести за Бога моего». Тогда князь повелѣлъ воинамъ схватить святаго Матѳея и растянуть на землѣ лицомъ кверху, а руки и ноги крѣпко прибить гвоздями. Когда это было сдѣлано, слуги собрали, по повелѣнію мучителя, множество вѣтвей и хворосту, принесли смолы и сѣры и, положивъ все это на святаго Матѳея, зажгли. Но когда огонь разгорѣлся великимъ пламенемъ и всѣ думали, что апостолъ Христовъ уже сгорѣлъ, внезапно огонь охладѣлъ и пламя угасло и святый Матѳей оказался живымъ, невредимымъ и славящимъ Бога. Видя это, весь народъ пришелъ въ ужасъ отъ столь великаго чуда и воздалъ хвалу Богу апостола. Но Фульвіанъ еще болѣе разъярился. Не желая признать въ происшедшемъ Божію силу, сохранившую живымъ и неповрежденнымъ отъ огня проповѣдника Христова, онъ возводилъ на праведника беззаконное обвиненіе, называя его волхвомъ. — «Волхвованіемъ, — говорилъ онъ, — погасилъ Матѳей огонь и остался въ немъ живъ». Затѣмъ онъ приказалъ принести еще болѣе дровъ, вѣтвей и хворосту и, положивъ на Матѳея, — зажечь, а сверху поливать смолою; кромѣ того, приказалъ принести двѣнадцать своихъ золотыхъ идоловъ и, поставивъ ихъ кругомъ огня, призывалъ ихъ на помощь, чтобы силою ихъ Матѳей не могъ избавиться отъ пламени, и обратился бы въ пепелъ. Апостолъ же въ пламени молился Господу силъ, чтобы Онъ показалъ непобѣдимую силу Свою, явилъ безсиліе боговъ языческихъ и посрамилъ надѣющихся на нихъ. И внезапно пламень огненный съ ужаснымъ громомъ устремился на золотыхъ идоловъ и они растаяли отъ огня, какъ воскъ, и кромѣ того; были опалены и многіе изъ стоявшихъ вокругъ невѣрныхъ; а изъ расплавившихся идоловъ вышло пламя, въ образѣ змѣя и устремилось на Фульвіана, угрожая ему, такъ что онъ не могъ убѣжать и избавиться отъ опасности, пока не воззвалъ съ смиренной мольбою къ апостолу объ избавленіи отъ погибели. Апостолъ запретилъ огню, и тотчасъ пламень угасъ и подобіе огненнаго змѣя исчезло. Фульвіанъ хотѣлъ съ честію извести святаго изъ огня, но онъ, сотворивъ молитву, — предалъ святую свою душу въ руцѣ Божіи [9]. Тогда князь приказалъ принести золотой одръ и на немъ положить честное тѣло апостола, неповрежденное огнемъ, и, одѣвъ его въ драгоцѣнныя одежды, поднялъ вмѣстѣ съ своими вельможами и внесъ въ свой дворецъ. Но онъ еще не имѣлъ совершенной вѣры, и потому велѣлъ выковать желѣзный ковчегъ, плотно залить со всѣхъ сторонъ оловомъ и бросить въ море, при чемъ сказалъ своимъ вельможамъ: — «Если Тотъ, Кто сохранилъ Матѳея цѣлымъ отъ огня, сохранитъ его также и отъ потопленія въ водѣ, то воистинну Онъ есть Единый Богъ, и Ему будемъ поклоняться, оставивъ всѣхъ боговъ нашихъ, не могшихъ себя избавить отъ гибели въ огнѣ». Послѣ того какъ этотъ желѣзный ковчегъ съ честными мощами былъ брошенъ въ море, святый ночью явился епископу Платону, говоря: — «Завтра иди на морской берегъ на востокъ отъ княжескаго дворца и тамъ возьми мои мощи, вынесенныя на сушу». На утро епископъ, въ сопровожденіи множества вѣрующихъ, отправился на показанное мѣсто и нашелъ желѣзный ковчегъ съ мощами святаго апостола Матѳея, какъ было ему возвѣщено въ видѣніи. Узнавъ объ этомъ, пришелъ и князь съ своими вельможами и, на этотъ разъ уже вполнѣ увѣровавъ въ Господа нашего Іисуса Христа, громогласно исповѣдалъ, что Онъ есть Единый истинный Богъ, Который сохранилъ невредимымъ раба Своего Матѳея — какъ при жизни въ огнѣ, такъ и по смерти — въ водѣ. И припадая къ ковчегу, съ мощами апостола, просилъ у святаго прощенія въ своихъ прегрѣшеніяхъ предъ нимъ и изъявилъ сердечное желаніе креститься. Епископъ Платонъ, видя вѣру и усердіе Фульвіана, огласилъ его и, научивъ истинной святой вѣрѣ, крестилъ. И когда возложилъ руку свою на голову его и хотѣлъ наречь ему имя, послышался свыше голосъ, говорящій: — «Назови его не Фульвіаномъ, а Матѳеемъ». Принявъ, такимъ образомъ, въ крещеніи имя апостола, князь старался быть подражателемъ и жизни апостола: вскорѣ онъ передавъ другому свою княжескую власть, отказался совершенно отъ мірской суеты, предался молитвѣ въ церкви Божіей и епископомъ Платономъ удостоенъ былъ пресвитерскаго сана. А когда, по прошествіи трехъ лѣтъ, епископъ умеръ, оставившему власть княжескую пресвитеру Матѳею явился въ видѣніи святый апостолъ Матѳей и увѣщалъ его принять епископскій престолъ послѣ блаженнаго Платона. Принявъ епископство, Матѳей добрѣ потрудился въ благовѣстіи Христовомъ и, отвративъ многихъ отъ идолопоклонства, привелъ къ Богу, а затѣмъ и самъ отошелъ къ Нему, послѣ долгой богоугодной жизни, и, предстоя съ святымъ евангелистомъ Матѳеемъ престолу Божію, молитъ о насъ Господа, дабы и мы были наслѣдниками вѣчнаго царствія Божія. Аминь.
Примѣчанія:
Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 435-443.
Цитата «Торжество Православія»
|
||
«Русскій Порталъ» © 2004-2019 |