Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День четырнадцатый.

Память благовѣрнаго царя Юстиніана и царицы Ѳеодоры.

Императоръ Юстиніанъ извѣстенъ въ исторіи своими успѣшными войнами съ врагами Византійской имперіи, а также изданіемъ полнаго собранія римскихъ законовъ. Но, сверхъ того, онъ прославился своими заслугами въ пользу христіанской Церкви и православія. Такъ, онъ предпринялъ не мало заботъ къ распространенію христіанства и къ искорененію язычества. Закрывъ языческія школы въ Аѳинахъ, онъ повелѣлъ, чтобы преподаваніе наукъ вели иноки. Язычество болѣе всего подвергалось его преслѣдованіямъ въ самой столицѣ его царства — Византіи, а также и въ Малой Азіи. Съ цѣлію обращенія ко Христу язычниковъ Юстиніанъ послалъ въ Малую Азію Іоанна, епископа Ефесскаго, и тотъ крестилъ тамъ до 70 тысячъ язычниковъ, а императоръ построилъ для обращенныхъ до 90 церквей.

На ряду съ распространеніемъ христіанства, Юстиніанъ радѣлъ о сохраненіи чистоты православной вѣры. Въ его царствованіе продолжали безпокоить православную Церковь несторіане, которые учили, что Христосъ не былъ Богочеловѣкомъ и что Божество только обитало въ Немъ, какъ въ простомъ человѣкѣ [2]. Еще болѣе несторіанъ волновали Церковь монофизиты, учившіе, что въ Іисусѣ Христѣ Божеское естество поглотило человѣческое. Противъ этихъ-то произвольныхъ измышленій человѣческаго разума Юстиніанъ составилъ пѣснь: «Единородный Сыне и Слове Божій», которую повелѣлъ пѣть за Богослуженіемъ [3]. По его же стараніямъ въ 553 году былъ созванъ пятый Вселенскій соборъ для осужденія несторіанскихъ мыслей въ сочиненіяхъ Ѳеодора Мопсуетскаго, Ѳеодорита Киррскаго и Ивы Едесскаго [4] и для прекращенія раздоровъ въ Церкви [5].

Ревнитель православія и благочестія, Юстиніанъ много заботился о богослуженіи православной Церкви и о благолѣпіи храмовъ, какъ мѣстъ Богослуженія. Въ своемъ сводѣ законовъ онъ помѣстилъ, между прочимъ, законъ объ обязательномъ повсемѣстномъ празднованіи праздниковъ Рождества Христова, Крещенія Господня и Воскресенія, Благовѣщенія Пресвятой Богородицы и другихъ. Кромѣ того, Юстиніанъ построилъ много прекрасныхъ храмовъ во славу Пресвятой Богородицы, Апостоловъ и другихъ святыхъ. Самымъ знаменитымъ созданіемъ Юстиніана считается храмъ святой Софіи, Премудрости Божіей, въ Константинополѣ. Построенный еще равноапостольнымъ царемъ Константиномъ, этотъ храмъ при Юстиніанѣ былъ сожженъ во время одного бунта. Благочестивый царь собралъ лучшихъ строителей, не щадилъ золота и денегъ и соорудилъ храмъ на удивленіе вѣкамъ по своему величію и красотѣ.

Въ своей частной жизни Юстиніанъ проявлялъ высокое благочестіе. Всегда набожный, онъ проводилъ великій пость въ суровомъ воздержаніи и молитвахь, не вкушалъ хлѣба, а довольствовался растеніями и водой, да и то черезъ день и два.

Такъ, живя въ чистотѣ и благочестіи, онъ царствовалъ 39 лѣтъ и мирно скончался о Господѣ [6]. За заслуги Церкви и за благочестіе, онъ причисленъ, по смерти, къ лику святыхъ. Вмѣстѣ съ нимъ причислена къ лику святыхъ и его супруга, царица Ѳеодора, которая была сначала грѣшницею, но потомъ раскаялась и провела остатокъ жизни въ чистотѣ и благочестіи.

Примѣчанія:
[1] Средецъ — теперь Софія, столица Болгаріи.
[2] Основатель ереси былъ Несторій, Константинопольскій патріархъ IV вѣка съ 428-431 г.
[3] Въ настоящее время пѣснь эта поется за литургіей предъ малымъ входомъ.
[4] Ѳеодоръ Мопсуетскій — епископъ Мопсуетсіи — города въ области Киликіи въ Малой Азіи; Ѳеодоритъ, епископъ города Кирры, въ средней Греціи; оба жили въ IV в.; послѣдній написалъ нѣсколько сочиненій въ опроверженіе Кирилла, епископа Александрійскаго, который былъ противникомъ Несторія. Впослѣдствіи отъ своихъ несторіанскихъ мыслей Ѳеодоритъ отказался и умеръ въ мирѣ съ Церковію. Ива, пресвитеръ города Едессы, былъ современникомъ Ѳеодора Мопсуетскаго и Ѳеодорита Киррскаго.
[5] Соборъ этотъ былъ созванъ по слѣдующему поводу. Монофизиты, послѣ осужденія ихъ на IV вселенскомъ соборѣ, возбуждали волненія въ Церкви, обвиняя представителей православія въ несторіанствѣ. Основаніемъ для такого обвиненія послужило то обстоятельство, что на IV вселенскомъ соборѣ не были осуждены несторіанскія мысли Ѳеодора Мопсуетскаго, Ѳеодорита Киррскаго и Ивы Едесскаго, изъ отрицанія которыхъ (мыслей) выходили сами монофизиты. Чтобы отнять у монофизитовъ поводъ къ обвиненію православныхъ въ сочувствіи несторіанамъ и былъ созванъ соборъ для рѣшенія вопроса о правовѣріи указанныхъ отцовъ. На соборѣ было произнесено проклятіе на ученіе и лицо Ѳеодора Мопсуетскаго безусловно; но относительно Ѳеодорита и Ивы осужденіе ограннчилось только нѣкоторыми ихъ сочиненіями; сами же они, какъ отказавшіеся потомъ отъ своихъ еретическихъ мыслей, не были подвергнуты анаѳемѣ.
[6] Это было 14 ноября 565 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 409-411.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0