Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День четырнадцатый.

Житіе преподобнаго Филиппа Ирапскаго.

— «Прости меня, честный отче, я не помню своихъ родителей, остался послѣ нихъ въ малыхъ лѣтахъ; сказывали мнѣ, что они были крестьяне, а мнѣ имя Ѳеофилъ. Скитался я, питаясь именемъ Божіимъ, не знаю, какъ пришелъ сюда, и теперь живу здѣсь у своего хозяина. Молю тебя, честный отче, позволь мнѣ потрудиться въ твоей обители, сколько я могу».

Святый Корнилій своими прозорливыми очами провидѣлъ, что онъ будетъ избраннымъ сосудомъ Божіимъ. Онъ повелѣлъ принять Ѳеофила въ монастырь и поручилъ его ризничему.

Отроку тогда было всего 12 лѣтъ. Со дня поступленія въ монастырь онъ началъ усердно служить братіи, отличался великимъ послушаніемъ и смиреніемъ. Около 3 лѣтъ служилъ онъ такъ братіи. Видя его рвеніе и кротость, ризничій сообщилъ о семъ преподобному Корнилію. Всѣ иноки любили трудолюбиваго отрока. Когда ему исполнилось 15 лѣтъ, преподобный Корнилій призвалъ его къ себѣ и сказалъ:

— «Дорогое мое чадо, ты вполнѣ достоинъ воспріять иноческое постриженіе».

Ѳеофилъ съ радостью отвѣтствовалъ:

— «Всего болѣе желаетъ сего душа моя, прошу тебя, святый отче, не медли исполнить сіе благое и Богоугодное дѣло».

Самъ преподобный Корнилій, наставивъ блаженнаго, постригъ его въ иноки, причемъ ему дано было имя — Филиппъ. Для духовнаго руководства отдали юнаго инока весьма искусному и благочестивому иноку Флавіану. Прежде всего онъ научилъ святаго Филиппа грамотѣ. Господь помогъ своему вѣрному рабу. Въ короткое время Филиппъ хорошо изучилъ грамоту и могъ быстро читать книги Священнаго Писанія. Много лѣтъ подвизался въ обители преподобный Филиппъ, исполняя всѣ послушанія. Онъ то прислуживалъ въ церкви, то работалъ въ пекарнѣ, носилъ воду и дрова, днемъ исполнялъ разныя работы для братіи, а ночью молился. Особенно строго онъ соблюдалъ постъ и подавалъ примѣръ истиннаго воздержанія. Братія дивились такимъ подвигамъ преподобнаго и стали просить святаго Корнилія, чтобы онъ поставилъ у нихъ Филиппа пресвитеромъ. Блаженный охотно исполнилъ ихъ просьбу. Тогда Филиппъ усугубилъ свои подвиги, такъ что иноки еще болѣе стали удивляться его добродѣтельной жизни. Замѣтивъ сіе, Филиппъ смутился духомъ и сталъ скорбѣть.

— «Горе мнѣ, — помышлялъ онъ въ себѣ, — я уже получилъ себѣ награду отъ людей. Какой мзды мнѣ еще ожидать отъ Господа въ день судный? Нѣтъ, горе приноситъ мнѣ хвала людская».

Желая избѣгнуть славы, онъ вознамѣрился покинуть обитель и направиться туда, куда ему укажетъ Господь. О семъ онъ повѣдалъ блаженному Корнилію. Святый старецъ, преподавъ ему душеполезныя наставленія, далъ ему свое благословеніе и съ миромъ отпустилъ изъ своей обители. Преподобный Филиппъ началъ молиться Пресвятой Богородицѣ:

— «Услышь меня, скорая Помощница, избавь меня отъ скорби которая смущаетъ сердце мое».

Однажды ночью, когда онъ, по своему обычаю, стоялъ въ монастырѣ на молитвѣ и воспѣвалъ канонъ въ честь Одигитріи [3], вдругъ услышалъ онъ гласъ:

— «Возлюбленный рабъ Мой, выйди отсюда и ступай, куда Я укажу тебѣ».

Святый посмотрѣлъ въ оконце своей келліи и увидѣлъ, что на южной сторонѣ сіяетъ великій свѣтъ. Онъ ужаснулся отъ сего видѣнія и въ страхѣ выбѣжалъ изъ своей келліи.

— «Сіе и есть то мѣсто, — подумалъ онъ, — которое мнѣ указано свыше. Да будетъ воля Господня».

Возвратившись въ келлію, онъ окончилъ свою молитву и долго размышлялъ о бывшемъ ему видѣніи. Когда онъ утромъ направился къ церкви, снова сподобился услышать гласъ:

— «Выйди изъ сей обители и ступай, куда Я тебѣ укажу».

Послѣ сего святый Филиппъ въ слѣдующую ночь вышелъ изъ монастыря, не имѣя съ собою ничего, кромѣ одежды, какая была на немъ, и отправился въ дорогу. Онъ пришелъ на Кубенское озеро [4] въ монастырь Всемилостиваго Спаса и отсюда продолжалъ свой путь, отыскивая себѣ мѣсто, удобное для безмолвія и иноческихъ подвиговъ. При семъ онъ питалъ свою душу такими размышленіями:

— «Бѣжимъ плотской жизни, какъ нѣкогда народъ Еврейскій бѣжалъ отъ рабства Египетскаго. Уклонимся отъ сребролюбія, ибо оно корень и начало всякаго зла. Да будетъ Господь моимъ водителемъ и наставникомъ!»

Преподобный Филиппъ пришелъ на Бѣлоозеро въ волость Андогу, сталъ обходить ту страну и въ лѣсу на берегу рѣки Андоги [5] нашелъ одно прекрасное мѣсто, тихое и уединенное.

— «Се покой мой, здѣ вселюся», — воскликнулъ онъ и обратился съ благодарственной молитвой къ Господу.

Истомленный долгой дорогой, преподобный легъ подъ одной развѣсистой сосной и уснулъ. Во снѣ ему явился ангелъ Господень и сказалъ:

— «Филиппъ, здѣсь Господь уготовалъ тебѣ мѣсто».

Блаженный тотчасъ же пробудился и сталъ молиться Пресвятой Троицѣ. Утромъ на слѣдующій день онъ отправился къ правителю той волости князю Андрею Васильевичу Шелешпанскому. Пришедши къ князю, блаженный сталъ просить его о томъ мѣстѣ, гдѣ ему было видѣніе. Князь вмѣстѣ съ блаженнымъ отправился на то мѣсто и своимъ посохомъ очертилъ пространство отъ рѣки Андоги до Малаго Ирапа и позволилъ блаженному здѣсь жить. Преподобный обвелъ то мѣсто рвомъ, устроилъ себѣ на берегу рѣки келейку, вертепецъ малый, и началъ молиться Господу о спасеніи души своей.

У князя Андрея былъ братъ князь Іоаннъ. Когда князь Андрей сказалъ своему брату о томъ, что въ ихъ волости поселился блаженный Филиппъ, князь Іоаннъ, по навожденію діавольскому, сильно разгнѣвался на своего брата и на блаженнаго Филиппа. При народѣ и священникахъ онъ началъ укорять своего брата.

— «Ты пустилъ сюда сего человѣка, а у меня онъ не спрашивался; вотъ я поѣду къ нему, прогоню его оттуда и не позволю ему жить тамъ».

Напрасно князь Андрей вмѣстѣ съ священниками и народомъ уговаривалъ брата не дѣлать зла святому человѣку. Князь Іоаннъ еще болѣе разсердился, вскочилъ на коня и поскакалъ въ пустыню, намѣреваясь изгнать оттуда святаго. Когда князь подъѣхалъ къ Малому Ирапу, конь остановился и не пошелъ черезъ ручей. Князь ударилъ его бичемъ. Но конь, закусивъ удила, понесся обратно, примчалъ князя въ село, гдѣ онъ жилъ, и здѣсь у церкви Николая Чудотворца сбросилъ князя, а самъ понесся далѣе и верстахъ въ двухъ издохъ. Падая, князь ударился о камень и умеръ. Князь Андрей похоронилъ брата и отправился къ преподобному Филиппу. Онъ сталъ давать пустыннику серебро на поминъ своего брата. Преподобный же серебра не принялъ, но попросилъ землю между ручьями Большимъ и Малымъ Ирапомъ. Князь Андрей охотно исполнилъ его просьбу: онъ закрѣпилъ за нимъ всю ту землю, приказавъ своимъ крестьянамъ слушаться преподобнаго и всячески помогать ему. Съ сего времени князь Андрей и многіе другіе стали имѣть большую вѣру къ преподобному и просить его молитвъ и наставленій. Блаженный поставилъ себѣ часовню и келлію, а потомъ задумалъ построить храмъ во имя Пресвятой Троицы. Многіе приходили къ Филиппу помолиться въ его часовнѣ. Преподобный поучалъ ихъ о пользѣ душевной и говорилъ имъ:

— «Послушайте, отцы и чада: исполнимъ дѣло благое и полезное для душъ нашихъ, построимъ церковь во имя Святой и Живоначальной Троицы».

Слыша сіе, народъ охотно сталъ помогать святому. Въ скоромъ времени, съ помощію Божіею и по молитвамъ святаго Филиппа, они построили церковь и украсили ее по мѣрѣ своихъ силъ. Самъ князь Андрей Васильевичъ пожертвовалъ въ церковь книги и утварь. Наконецъ, храмъ сей былъ освященъ и въ немъ стали возноситься молитвы и славословія Господу. Вновь возникавшую обитель назвали Красноборской пустыней Филиппа Ирапскаго [6]. Слава о святомъ подвижникѣ стала распространяться, и многіе приходили къ нему, испрашивая его молитвъ и назиданія. Всѣхъ блаженный Филиппъ поучалъ, всѣмъ давалъ совѣты полезные, за всѣхъ молился, всѣхъ ободрялъ и утѣшалъ.

— «Будемъ жить мирно и кротко, — наставлялъ святый всѣхъ приходившихъ къ нему, — любите родителей своихъ и почитайте ихъ. Да сохранитъ васъ Богъ мира во всякомъ мирѣ и тишинѣ; любовь имѣйте ко всѣмъ сродникамъ вашимъ, ко всѣмъ нищимъ и убогимъ, ибо они наши ближніе; вспомнимъ, что самъ Господь возлюбилъ нищихъ. Братіе, не станемъ возноситься, но будемъ кротки и смиренны, ибо Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать» (1 Петр. 5, 5).

Поучая такъ другихъ, святый Филиппъ усугублялъ все болѣе и болѣе свои подвиги, все время воспѣвалъ боговдохновенные псалмы Давида, исполняя въ точности всѣ правила иноческой жизни. Особенно онъ совѣтовалъ всѣмъ читать псалмы:

— «Внимайте, чада, — говорилъ онъ, — что ничто такъ сильно не прогоняетъ отъ насъ бѣсовъ, какъ пѣніе пѣсней Давидовыхъ».

Однажды, когда блаженный стоялъ на молитвѣ въ своей келліи, вдругъ онъ услышалъ трубный звукъ и шумъ, какъ бы отъ воинской рати. Блаженный удивился.

— «Откуда сей трубный гласъ? Вѣдь здѣсь нѣтъ брани».

Между тѣмъ нечистый духъ, который произвелъ сей шумъ, приблизился къ святому и сказалъ:

— «Нѣтъ, брань есть; она ведется противъ тебя. Если ты не хочешь вести сей брани, то ступай, спи, — и мы не станемъ воевать противъ тебя».

Святый, сотворивъ молитву, оградилъ себя крестнымъ знаменіемъ и воскликнулъ:

— «Да воскреснетъ Богъ и расточатся врази Его и да бѣжатъ отъ лица Его ненавидящіи Его, яко исчезаетъ дымъ, да исчезнутъ» (Псал. 67, 2-3).

Тотчасъ вся сила бѣсовская исчезла. Блаженный Филиппъ, видя сіе, воскликнулъ:

— «Крѣпокъ и силенъ Господь!»

Съ тѣхъ поръ блаженный еще болѣе сталъ подвизаться въ постѣ и молитвахъ. Лукавый самъ не могъ уже болѣе досаждать ему, а началъ подъучать на него злыхъ людей. Они вооружились на святаго мужа и хотѣли изгнать его отъ мѣста, указаннаго ему Богомъ. Видя, что люди дѣлали ему зло по внушенію діавола, святый молился за своихъ досадителей, говоря:

— «Не вмѣни имъ сего въ грѣхъ, Господи, и прости имъ всѣ согрѣшенія».

Тогда другіе люди, видя его незлобіе и терпѣніе, говорили другъ другу:

— «Вотъ — святый человѣкъ: не помнитъ злобы и досады, а только молится о своихъ досадителяхъ».

Однажды діаволъ въ образѣ монаха подошелъ къ келліи святаго и сталъ стучаться. Блаженный сказалъ:

— «Сотвори молитву».

Діаволъ же отвѣчалъ:

— «Нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ».

Тогда святые снова потребовалъ, чтобы монахъ произнесъ молитву, но діаволъ опять повторилъ свой отвѣтъ. Святый въ третій разъ приказалъ монаху произнести молитву, но послѣдовалъ тотъ же самый отвѣтъ. Святый сказалъ:

— «Скажи такъ: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу нынѣ и присно и во вѣки. Аминь».

Бѣсъ, услышавъ сіе, быстро исчезъ, какъ будто его палилъ огонь. Тогда святаго Филиппа объяло раздумье; онъ даже думалъ оставить то мѣсто, но услышалъ гласъ:

— «Не смущайся, рабъ Божій. Пребывай здѣсь, какъ я повелѣлъ тебѣ. Тогда сподобишься лицезрѣть славу Божію и обрѣтешь покой душѣ своей».

Блаженный Филиппъ жилъ одинокимъ отшельникомъ въ Красноборской пустыни. Слыша о его подвижнической жизни, многіе благочестивые люди, иноки и міряне, съ разныхъ сторонъ приходили къ нему ради душеспасительной бесѣды, прося святаго повѣдать имъ, какъ спасти душу отъ грѣха. Обычными посѣтителями и собесѣдниками его были крестьяне Андожской волости. Блаженный съ любовію поучалъ всѣхъ простымъ и краткимъ, но сильнымъ и задушевнымъ словомъ, инокамъ говорилъ о трехъ добродѣтеляхъ, дающихъ имъ власть надъ нечистыми силами, о нестяжаніи, многомъ бдѣніи и усиленной молитвѣ, напоминалъ о томъ, какъ жестко и скорбно иго иноческаго житія и какъ жили прежніе иноки, навыкшіе жестокимъ житіемъ и молчаніемъ служить Богу; мірскимъ людямъ внушалъ любить ближнихъ, особенно помогать нищимъ и убогимъ, соблюдать ко всѣмъ правду; указывалъ на силу духа отцовъ и на слабодушіе нынѣшнихъ людей, въ примѣръ терпѣнія въ скорбяхъ ставилъ святыхъ мучениковъ и блаженныхъ постниковъ, превзошедшихъ страданіями и лишеніями мѣру естества человѣческаго и вѣчно живущихъ въ памяти людей; училъ наблюдать за своими мыслями, помышлять о вѣчномъ будущемъ, а не о маловременномъ настоящемъ. На вопросъ собесѣдника, почему мы осуждаемъ другихъ, блаженный отвѣчалъ: «кто осуждаетъ другихъ, тотъ еще не уразумѣлъ себя, не велъ борьбы съ самимъ собой». Любопытствовавшимъ онъ разсказывалъ о себѣ, какъ онъ, крестьянскій сынъ, еще въ дѣтствѣ оставшись круглымъ и безпріютнымъ сиротой, скитался, питаясь Христовымъ именемъ, какъ пришелъ въ обитель къ преподобному Корнилію и навыкалъ иноческому жительству, день проводилъ на службѣ монастырской въ трудахъ тѣлесныхъ, а ночью молился до заутрени, кладя по сту поклоновъ на каждой изъ 18 ступеней храма, и какъ поселился на Ирапѣ.

Однажды, нѣкій поселянинъ, по имени Мелетій, пришелъ къ блаженному Филиппу, прося у него наставленія. Питая глубокую вѣру къ святому, Мелетій часто посѣщалъ обитель блаженнаго. На сей разъ онъ остался ночевать у святаго Филиппа. До поздняго вечера святый все бесѣдовалъ съ поселяниномъ. Наконецъ, преподобный сталъ совершать свои вечернія молитвы, а Мелетій, одержимый дремотой, скоро заснулъ. Около полуночи онъ проснулся и окликнулъ блаженнаго; но его не было въ келліи. Мелетій открылъ оконце, посмотрѣлъ по направленію къ церкви, и видитъ: святый съ воздѣтыми руками стоитъ на колѣнахъ у церкви и молится; руки его свѣтились, какъ огненныя свѣчи. Мелетій, затворивъ окно, сталъ молиться Пресвятой Троицѣ, дивясь сему видѣнію. Потомъ онъ разсказалъ о семъ многимъ, и слышавшіе стали имѣть великую вѣру въ блаженнаго.

Такъ жилъ преподобный Филиппъ 15 лѣтъ въ своей пустынѣ, ожидая блаженнаго покоя и отхода души своей ко Господу, ободряя себя словами:

— «Терпи, Филиппъ, мужайся и крѣпись».

Непрестанно онъ молился и взывалъ изъ глубины своей чистой души:

— «Боже Вседержителю, умири міръ, помилуй и спаси всѣхъ православныхъ христіанъ, подаждь имъ тишину и благоденствіе и очисти ихъ отъ всѣхъ грѣховъ. Милостивъ и долготерпѣливъ Ты, Господи, ждешь отъ насъ покаянія и не хочешь смерти грѣшниковъ. Велика Твоя милость и безпредѣльно Твое милосердіе. И Ты, милостивая Госпоже, Пресвятая Богородица, скорая наша помощница и заступница, моли непрестанно за насъ Сына Твоего».

Въ сіе время къ преподобному пришелъ инокъ изъ Спасо-Каменнаго монастыря, что на Кубенскомъ озерѣ. Сего инока звали Германомъ. Пришедшій сталъ просить преподобнаго Филиппа, чтобы онъ позволилъ ему пожить вмѣстѣ съ нимъ въ пустынѣ.

— «Тяжка и прискорбна здѣсь жизнь, брате», — отвѣтствовалъ святый на просьбу Германа.

— «Терпѣніе, отче, — начало спасенію; потерплю о Христѣ, сколько возмогу», — отвѣчалъ тотъ.

Съ того времени они начали вмѣстѣ подвизаться въ трудахъ и молитвахъ. Видя, какъ жилъ многоподвижный пустынникъ, Германъ началъ имѣть великую вѣру въ блаженнаго Филиппа, много съ нимъ бесѣдовалъ, разспрашивалъ его о прежней его жизни и все, что разсказывалъ ему о себѣ преподобный, записывалъ на память будущимъ родамъ.

Долго еще подвизался блаженный Филиппъ вмѣстѣ съ Германомъ. Провидя скорую кончину, преподобный однажды сказалъ Герману:

— «Прошу тебя, любимый брате мой, не оставляй меня до моей кончины, ибо недолго мнѣ осталось быть съ тобою».

Съ сего времени преподобный усугубилъ свои молитвы. Блаженная кончина его послѣдовала въ ночь на 14 ноября 1537 г.

Въ полночь Германъ, проснувшись, былъ удивленъ необычайнымъ благоуханіемъ, которое распространялось по всей келліи. Взглянувъ на ложе преподобнаго, онъ увидалъ, что Филиппъ уже предалъ Господу свою душу. Лице праведника свѣтилось необыкновеннымъ свѣтомъ. Германъ, не имѣя сана іерейскаго, не могъ самъ предать погребенію тѣло святаго Филиппа. По волѣ Божіей, утромъ пришелъ въ ту пустыню священноинокъ Іовъ. Вмѣстѣ съ Германомъ онъ благоговѣйно похоронилъ святаго Филиппа. Таково было житіе сего преподобнаго, богатаго своимъ смиреніемъ и великаго своими подвигами во славу Пресвятой Троицы. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Василій Іоанновичъ занималъ великокняжескій престолъ отъ 1505 до 1533 года.
[2] Память преподобнаго Корнилія Комельскаго — 19-го мая.
[3] Наименованіе «Одигитріи» т. е. «Путеводительницы» было усвоено Смоленской иконѣ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Это наименованіе одни объясняютъ тѣмъ, что сія святая икона сопутствовала греческимъ императорамъ въ походахъ; другіе объясняютъ это тѣмъ, что святая икона Одигитріи первочачально была въ монастырѣ «Путеводителей» на берегу Мраморнаго моря: отправляющіеся въ плаваніе моряки молились предъ сей святой иконой. Существуетъ еще третье объясненіе: два слѣпца по указанію самой Богоматери, были приведены къ сей иконѣ и получили исцѣленіе. Празднованіе иконѣ Божіей Матери Одигитріи 28 іюля.
[4] Кубенское озеро находится въ юго-западной части Вологодской губерніи.
[5] Андога — рѣка въ Новгородской губерніи.
[6] Красноборская-Троице-Филиппо-Ирапская пустынь, нынѣ заштатная, находится въ предѣлахъ Новгородской епархіи въ 52 верстахъ отъ города Череповца.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 401-409.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0