Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День четырнадцатый.

Житіе святаго апостола Филиппа.

Но вотъ Христосъ пришелъ въ предѣлы Галилейскіе и нашелъ тамъ Филиппа пылавшаго такою любовью къ Мессіи.

— «Гряди по Мнѣ», — сказалъ Іисусъ Филиппу (Іоан. 1, 43).

Филиппъ, услышавъ призывъ Господа, всѣмъ сердцемъ увѣровалъ, что Онъ есть истинный Мессія, обѣтованный Богомъ чрезъ пророковъ, и послѣдовалъ за Нимъ. Внимая пресвятой жизни Господа, Филиппъ старался подражать Ему и поучался отъ Него Божественной премудрости, силою которой впослѣдствіи побѣдилъ онъ безуміе языческое. Радуясь обрѣтенію такого Сокровища, Коимъ весь міръ имѣлъ быть искупленъ, Филиппъ не хотѣлъ одинъ только обогащаться отъ Него, но желалъ, чтобы и другіе были участниками того же дара. Встрѣтивъ своего друга Наѳанаила, онъ съ радостью возвѣстилъ ему:

— «Мы нашли Того, о Которомъ писали Моисей въ законѣ и пророки — Іисуса, сына Іосифова, изъ Назарета».

Наѳанаилъ, услыхавъ это и не вѣря, чтобы изъ небольшаго города и изъ простаго рода могъ произойти Мессія, Царь Израильскій, сказалъ:

— «Изъ Назарета можетъ ли что быть доброе?»

Тогда Филиппъ, не говоря ничего, посовѣтовалъ ему только взглянуть на Него.

— «Пойди, — сказалъ онъ, — и посмотри».

Онъ чувствовалъ, что какъ только Наѳанаилъ увидитъ Іисуса и услышитъ спасительныя слова Его, тотчасъ же повѣритъ, что Онъ есть Мессія. Такъ это дѣйствительно и произошло. Когда Филиппъ шелъ съ нимъ къ Іисусу, то Господь, испытующій сердца и утробы и читающій сокровенныя мысли и сердца людей, увидѣвъ Наѳанаила, идущаго къ Нему, узналъ его и сказалъ о немъ:

— «Вотъ подлинно Израильтянинъ, въ которомъ нѣтъ лукавства».

Услыхавъ сіи слова, Наѳанаилъ былъ сильно удивленъ и сказалъ Ему:

— «Почему Ты знаешь меня?»

Господь отвѣтилъ ему:

— «Прежде, нежели позвалъ тебя Филиппъ, когда ты былъ подъ смоковницею, Я видѣлъ тебя».

Наѳанаилъ же, когда былъ подъ смоковницею, размышлялъ о Божественномъ Мессіи, въ надеждѣ на Котораго заключалась вся радость и веселіе вѣрныхъ рабовъ Божіихъ; и даровалъ ему Богъ въ то время сокрушеніе сердечное и теплыя слезы, которыя онъ присоединялъ къ своей усердной молитвѣ, чтобы Господь исполнилъ обѣщанное отъ вѣка отцамъ и послалъ на землю Спасителя міру. Всевидящее око Божіе видѣло въ то время Наѳанаила, который пребывалъ въ духѣ умиленія; потому и сказалъ ему Господь, что когда Наѳанаилъ находился подъ смоковницею, Онъ видѣлъ его.

Наѳанаилъ отъ сихъ словъ пришелъ въ еще большее изумленіе. Онъ вспомнилъ о чемъ размышлялъ, находясь подъ смоковницею, и съ какимъ умиленіемъ молилъ Бога о ниспосланіи Мессіи; онъ зналъ, что тамъ не было съ нимъ ни одного человѣка, который бы его видѣлъ, и что мыслей его никто не могъ прозрѣть, кромѣ Бога. Потому Наѳанаилъ тотчасъ же увѣровалъ, что Іисусъ есть Мессія, Котораго Богъ обѣщалъ послать для спасенія рода человѣческаго, и призналъ въ Іисусѣ Христѣ, провидѣвшемъ тайны его сердца Божеское естество, а потому и воскликнулъ:

— «Учитель! Ты — Сынъ Божій, Ты — Царь Израилевъ» (Іоан. 1, 45-49)!

Сколько благодарныхъ чувствъ питалъ впослѣдствіи Наѳанаилъ къ Филиппу за то, что тотъ возвѣстилъ ему о пришедшемъ на землю Спасителѣ и привлекъ его къ обѣтованному Мессіи! И святый Филиппъ ликовалъ въ сердцѣ своемъ, что люди обрѣли Божественное Сокровище, сокрытое въ глубинѣ человѣческаго естества, и еще большею любовью горѣлъ онъ къ своему Господу. Тѣмъ не менѣе, святый Филиппъ видѣлъ въ Божественномъ Учителѣ своемъ только высокія совершенства человѣческія, но не познавалъ еще въ Немъ Божества Его. И вотъ Христосъ захотѣлъ исправить его. Однажды Господь, идя по другую сторону моря Тиверіадскаго [2] съ пятью тысячами народа и желая напитать чудеснымъ образомъ такое множество своихъ слушателей, сказалъ Филиппу:

— «Гдѣ намъ купить хлѣбовъ, чтобы ихъ накормить?» (Іоан. 6, 5-6).

Сіе сказалъ Онъ, испытывая его, ибо зналъ, что негдѣ достать хлѣба; зналъ Онъ впередъ и то, что отвѣтитъ ему Филиппъ. Для того и спросилъ Онъ Филиппа о семъ, чтобы тотъ болѣе позналъ себя самого и, устыдившись своего маловѣрія, исправился. И дѣйствительно, Филиппъ не вспомнилъ о всемогуществѣ Божіемъ и не сказалъ:

— «Ты, Господи, все можешь, не подобаетъ Тебѣ кого-либо о томъ спрашивать: только пожелай и всѣ тотчасъ насытятся: отверзшу Тебѣ руку, всяческая исполнятся благости!» (Псал. 103, 28).

Не сказалъ сего Филиппъ, но, помышляя о Господѣ своемъ, какъ о человѣкѣ, а не какъ о Богѣ, сказалъ:

— «Имъ на двѣсти динаріевъ [3] не довольно будетъ хлѣба, чтобы каждому изъ нихъ досталось хотя понемногу» (Іоан. 6, 7).

Потомъ вмѣстѣ съ другими учениками добавилъ:

— «Отпусти народъ, чтобы они пошли въ окрестныя селенія и купили себѣ пищи» (Марк. 6, 36).

Когда же Господь преломилъ пять хлѣбовъ и двѣ рыбы для пяти тысячъ народа (Лук. 9, 16), Филиппъ увидѣлъ, что отъ руки Господней, какъ изъ неистощимой житницы всѣ получали довольно пищи, пока весь народъ не насытился. Тогда апостолъ сильно устыдился своего маловѣрія и, утвердившись въ вѣрѣ, прославилъ вмѣстѣ съ другими въ Іисусѣ Христѣ силу Божію.

Впослѣдствіи Филиппъ былъ причтенъ Господомъ къ лику двѣнадцати избранныхъ апостоловъ, получилъ благодать отъ Него и удостоенъ былъ близкаго съ Нимъ общенія. Однажды въ праздникъ собрались въ Іерусалимъ нѣкоторые изъ Еллиновъ и не могли приблизиться къ Іисусу, будучи невѣрующими язычниками; поэтому, приступивъ къ Филиппу, умоляли его, говоря:

— «Господинъ, намъ хочется видѣть Іисуса!»

Онъ же, прежде всего, сказалъ о томъ Андрею и вмѣстѣ съ нимъ уже осмѣлился извѣстить Іисуса о желаніи Еллиновъ, радуясь тому, что и язычники ищутъ увидать и услыхать Господа его и Учителя. Тогда услышалъ онъ отъ Іисуса дивное ученіе и пророчество о язычникахъ, которые имѣли увѣровать въ Него не тогда, но послѣ Его смерти.

— «Если, — сказалъ Онъ, — зерно пшеничное, упавъ на землю, не умретъ, то останется одно; если же умретъ, то принесетъ много плода» (Іоан. 12, 24).

Этимъ Христосъ какъ бы такъ говорилъ: «Пока Я живу на землѣ, то имѣю только часть дома Израильскаго, вѣрующаго въ Меня; если же умру, то не одинъ только домъ Израилевъ, но и многіе язычники увѣруютъ въ Меня».

Въ другой разъ, послѣ Тайной Вечери, Филиппъ дерзнулъ спросить Господа о великомъ таинствѣ Божества, когда молилъ Его о явленіи имъ Отца, говоря:

— «Господи, покажи намъ Отца, и довольно для насъ!» (Іоан. 14, 8).

Симъ вопросомъ онъ принесъ большую пользу Церкви Христовой, такъ какъ отсюда научились мы познавать единосущіе Сына съ Отцомъ и заграждать уста еретиковъ, отвергающихъ сію Божественную истину. Господь на это отвѣчалъ съ кроткимъ упрекомъ:

— «Столько времени Я съ вами, и ты не знаешь Меня, Филиппъ! Видѣвшій Меня видѣлъ Отца; какъ же ты говоришь: покажи намъ Отца? Развѣ ты не вѣришь, что Я въ Отцѣ, и Отецъ во Мнѣ? Слова, которыя говорю Я вамъ, говорю не отъ Себя; Отецъ, пребывающій во Мнѣ, Онъ творитъ дѣла. Вѣрьте Мнѣ, что Я въ Отцѣ и Отецъ во Мнѣ» (Іоан. 14, 9-11).

Этотъ отвѣтъ Господа научилъ святаго Филиппа и съ нимъ всю Соборную Апостольскую Церковь достойно вѣровать въ равенство Божества Сына съ Отцомъ и обличаетъ богохульство Арія, который говорилъ, что Сынъ Божій есть твореніе, а не Творецъ.

Послѣ вольныхъ страданій и воскресенія Сына Божія, святый Филиппъ видѣлъ съ прочими апостолами Господа своего уже въ безсмертномъ и прославленномъ тѣлѣ, принялъ отъ Него миръ и благословеніе, видѣлъ также и вознесеніе Его. Послѣ сего, онъ сподобился благодати Святаго Духа и сталъ проповѣдникомъ Христовымъ среди язычниковъ, ибо ему выпалъ жребій идти на проповѣдь въ Малую Азію и Сирію. Сначала онъ проповѣдывалъ въ Галилеѣ. Здѣсь однажды встрѣтила его нѣкоторая женщина, несшая на рукахъ своего умершаго младенца и неутѣшно рыдавшая. Увидѣвъ ее, апостолъ Христовъ сжалился надъ нею и, простерши руку надъ умершимъ младенцемъ, сказалъ:

— «Встань! такъ повелѣваетъ тебѣ Христосъ, мною проповѣдуемый».

И тотчасъ же младенецъ ожилъ. Мать, увидѣвъ воскрешеннаго сына своего живымъ и здоровымъ, въ радости припала къ ногамъ апостола, воздавая ему благодареніе за воскрешеніе сына своего и прося отъ него крещенія, ибо увѣровала въ проповѣдуемаго имъ Христа Господа. Апостолъ, крестивъ мать и сына, отправился въ языческія страны. Проповѣдуя Евангеліе въ Греціи, онъ творилъ многія чудеса силою Христовою, исцѣлялъ болѣзни, воскресилъ одного мертвеца. Это чудо привело въ изумленіе жившихъ тамъ Іудеевъ, и они послали въ Іерусалимъ къ архіереямъ и князьямъ Іудейскимъ извѣстіе, что пришелъ къ нимъ какой-то неизвѣстный человѣкъ, именемъ Филиппъ, проповѣдуя имя Іисусово, которымъ изгоняетъ бѣсовъ и исцѣляетъ всякія болѣзни и даже воскресилъ одного умершаго тѣмъ же именемъ Іисусовымъ, и уже многіе увѣровали во Христа. Вскорѣ прибылъ изъ Іерусалима въ Грецію одинъ архіерей съ книжниками, озлобленный и раздраженный на Филиппа. Облекшись въ свою архіерейскую одежду, онъ высокомѣрно и гордо возсѣлъ на судейское мѣсто въ присутствіи множества народа, какъ іудеевъ, такъ и язычниковъ. Приведенъ былъ сюда и апостолъ Филиппъ и поставленъ среди собранія. Окинувъ его грознымъ взглядомъ, архіерей съ гнѣвомъ началъ говорить:

— «Не довольно ли было съ тебя Іудеи, Галилеи и Самаріи, чтобы прельщать простыхъ и неученыхъ людей? Но ты и сюда пришелъ къ мудрымъ Еллинамъ, чтобы распространять соблазнъ, которому научился отъ Іисуса, противника закона Моисеева, за что Тотъ былъ осужденъ, распятъ на крестѣ и умеръ позорною смертію, и только ради бывшаго въ то время праздника Пасхи былъ погребенъ, а вы, ученики Его, украли Его тайно и для обольщенія многихъ всюду разглашали, что Онъ Самъ воскресъ изъ мертвыхъ»,

Когда архіерей произнесъ эти слова, толпа закричала на Филиппа:

— «Что отвѣтишь ты на это, Филиппъ?»

И произошелъ большой шумъ въ народѣ: одни стояли за то, чтобы Филиппъ былъ тотчасъ же убитъ, а другіе, чтобы онъ былъ отведенъ на казнь въ Іерусалимъ. Тогда святый апостолъ отверзъ уста свои и сказалъ архіерею:

— «Напрасно возлюбилъ ты суету и говоришь ложь! Зачѣмъ сердце твое остается окаменѣлымъ, и ты не хочешь исповѣдать истины? Не вы ли приложили печать ко гробу и приставили стражу, и когда Господь нашъ воскресъ, не разрушивъ гробной печати, не вы ли тогда дали золота воинамъ, чтобы они солгали, будто, во время ихъ сна, Его мертваго украли ученики Его? Какъ же ты теперь не стыдишься искажать истину? Самыя печати гробныя послужатъ въ день суда ясными обличителями вашей лжи, какъ свидѣтели истиннаго воскресенія Христова».

На эти слова апостола архіерей разгнѣвался еще болѣе и въ безумной злобѣ бросился на него, желая самъ схватить и убить апостола, но въ ту же минуту ослѣпъ и весь почернѣлъ. Присутствующіе, видя совершившееся, приписали это волхвованію и, бросившись на Филиппа, хотѣли погубить его, какъ волхва, но всѣхъ желавшихъ схватить его постигло то же наказаніе, какъ и архіерея. При семъ земля страшно поколебалась, и всѣ затрепетали отъ страха и познали великую силу Христову. Апостолъ Филиппъ, видя ихъ слѣпоту душевную и тѣлесную, прослезился надъ ними и обратился съ молитвой къ Богу, прося просвѣтить ихъ. И вотъ, по молитвѣ святаго, свыше было послано исцѣленіе всѣмъ пострадавшимъ. Это чудо заставило многихъ обратиться ко Христу и увѣровать въ Него. Но архіерей, все еще ослѣпленный злобою, не только не хотѣлъ послѣ постигшаго его наказанія исправиться и познать истину, но вновь сталъ произносить многія хулы на Господа нашего Іисуса Христа. Тогда его поразила еще большая казнь. Внезапно земля, раскрывъ свои нѣдра, поглотила его, какъ нѣкогда Даѳана и Авирона [4].

Послѣ погибели архіерея, святый Филиппъ многихъ крестилъ тамъ и поставилъ имъ епископомъ одного почтеннаго и достойнаго мужа, по имени Наркисса, самъ же ушелъ въ Парѳію. Дорогой онъ просилъ у Бога помощи въ трудахъ своихъ. И вотъ въ то время, какъ онъ преклонилъ колѣна для молитвы, явилось ему съ неба изображеніе орла съ золотыми крыльями, распростертыми на подобіе распятаго Христа. Укрѣпленный симъ явленіемъ, святый Филиппъ отправился опять на проповѣдь и, обошедши Аравійскіе и Кандакійскіе города [5], сѣлъ на корабль и поплылъ моремъ къ Сирійскому городу Азоту [6]. Ночью поднялась сильная буря на морѣ, и всѣ уже отчаявались за жизнь свою. Тогда святый апостолъ всталъ на молитву, и тотчасъ же явилось на небѣ знаменіе свѣтоноснаго креста, которое озарило мракъ ночи, — и море внезапно утихло, и волны его улеглись. Приставъ къ берегамъ Азота, Филиппъ высадился съ корабля и былъ принятъ въ домъ одного страннолюбца, по имени Никоклида, у котораго была дочь Харитина, страдавшая болѣзнію одного глаза. Войдя въ домъ Никоклида, апостолъ началъ проповѣдывать присутствовавшимъ слово Божіе, и всѣ съ радостью слушали его. Въ числѣ слушающихъ присутствовала и Харитина; она объята была такимъ духовнымъ восторгомъ отъ ученія апостола, что забыла даже о болѣзни своей. Онъ же, видя такое усердіе ея къ слову Божію, повелѣлъ ей призвать имя Іисуса Христа и приложить руку къ болѣвшему глазу. Какъ только Харитина исполнила это, въ ту же минуту исцѣлѣлъ глазъ ея, и весь домъ Никоклидовъ увѣровалъ во Христа и принялъ святое крещеніе.

Изъ Азота Апостолъ Филиппъ направился въ Іераполь Сирійскій [7], гдѣ, проповѣдуя Христа, вызвалъ сильный гнѣвъ въ народѣ, угрожавшемъ даже побить его камнями. Но заступничество одного вліятельнаго гражданина, по имени Ира, спасло его отъ народнаго возмущенія.

— «Граждане! — обратился онъ къ народу. — Послушайте совѣта моего, не дѣлайте никакого зла этому чужестранцу до тѣхъ поръ, пока не узнаемъ, истинно-ли ученіе его, и если оно не окажется таковымъ, то погубимъ его».

Народъ не осмѣлился противорѣчить Иру, который, вслѣдъ затѣмъ привелъ Филиппа въ домъ свой. Апостолъ предложилъ у него обычную свою проповѣдь и обратилъ къ святой вѣрѣ Ира, весь домъ его и сосѣдей, просвѣтивъ ихъ таинствомъ святаго крещенія. Граждане, узнавъ о томъ, что Иръ принялъ крещеніе, собрались ночью и обступили домъ его, намѣреваясь сжечь въ немъ Ира во время сна вмѣстѣ съ апостоломъ и со всѣми его домашними. Открывъ ихъ замыселъ, апостолъ безбоязненно предсталъ предъ ними; они же, какъ дикіе звѣри, скрежеща зубами, схватили его и повели въ свой совѣтъ. Начальникъ совѣта, имя которому было Аристархъ, увидѣвъ апостола, протянулъ свою руку и схватилъ его за волосы, но въ ту же минуту рука его изсохла, — и онъ лишился зрѣнія и слуха. Тогда, въ чувствахъ народа произошла перемѣна: гнѣвъ ихъ, при видѣ сего чуда, смѣнился изумленіемъ, и народъ сталъ умолять апостола исцѣлить градоначачьника ихъ Аристарха. Филиппъ же сказалъ:

— «Если онъ не увѣруетъ въ проповѣдуемаго мною Бога, то не будетъ исцѣленъ».

Въ это время вблизи нихъ двигалось погребальное шествіе, и народъ, желая надругаться надъ апостоломъ, сказалъ:

— «Если воскресишь этого мертвеца, тогда Аристархъ и мы увѣруемъ въ Бога твоего».

Апостолъ возвелъ очи свои на небо, долго молился и потомъ, обратившись къ умершему, сказалъ кроткимъ голосомъ: «Ѳеофилъ!» И тотчасъ мертвецъ поднялся на носилкахъ, сѣлъ и открылъ глаза свои. Тогда вторично сказалъ ему Филиппъ:

— «Христосъ повелѣваетъ тебѣ: встань и говори съ нами!»

Умершій, вставъ съ одра своего, припалъ къ ногамъ апостола со словами:

— «Благодарю тебя, святый слуга Божій, что избавилъ меня въ сей часъ отъ великаго зла: два черныхъ и злосмрадныхъ эѳіопа повлекли меня, и если бы ты не предотвратилъ и не избавилъ меня отъ нихъ, то я былъ бы низвергнутъ въ мрачный тартаръ».

Тогда всѣ видѣвшіе сіе преславное чудо, единогласно прославили Единаго Истиннаго Бога, проповѣдуемаго Филиппомъ. Апостолъ сдѣлалъ рукою знакъ народу, чтобы онъ умолкъ на нѣкоторое время, и велѣлъ Иру положить своей рукой крестное знаменіе на поврежденные члены Аристарха. Какъ только Иръ исполнилъ это, тотчасъ же изсохшая рука Аристарха исцѣлѣла, и онъ сталъ видѣть и слышать и совершенно исцѣлѣлъ. Сіи чудеса, творимыя святымъ Филиппомъ силою Христовою, обратили ко Христу жителей Іераполя, и всѣ ринулись разбивать идоловъ своихъ. Первымъ изъ увѣровавшихъ былъ родитель Ѳеофила, который сокрушилъ двѣнадцать золотыхъ идоловъ и роздалъ золото нищимъ. Апостолъ крестилъ всѣхъ и поставилъ имъ епископомъ Ира.

Основавъ, такимъ образомъ, церковь въ Іераполѣ и утвердивъ новопросвѣщенныхъ въ святой вѣрѣ, святый Филиппъ отправился на проповѣдь въ другія страны. Пройдя Сирію и нагорную Азію, онъ прибылъ въ Лидію и Мизію [8], и, проходя этими странами, обращалъ къ Истинному Богу невѣрныхъ язычниковъ. Тамъ къ нему присоединился святый апостолъ Варѳоломей [9], который въ то время проповѣдывалъ въ сосѣднихъ городахъ и посланъ былъ отъ Бога на помощь Филиппу. За нимъ слѣдовала еще и сестра Филиппа — дѣвица Маріамна [10], и всѣ они вмѣстѣ стали служить дѣлу спасенія рода человѣческаго. Проходя по Лидіи и Мизіи и благовѣствуя слово Божіе, они претерпѣвали отъ невѣрныхъ многія напасти, біенія и скорби, были заключаемы въ темницы, побиваемы камнями, но, несмотря на всѣ гоненія, благодатію Божіею, оставались живы для предстоящихъ трудовъ по распространенію вѣры Христовой. Въ одномъ изъ Лидійскихъ селеній, они встрѣтили возлюбленнаго ученика Христова, святаго Іоанна Богослова, и вмѣстѣ съ нимъ отправились въ страну Фригійскую. Войдя въ городъ Іераполь [11], они проповѣдали тамъ Христа. Сей городъ былъ переполненъ идолами, которымъ покланялись всѣ его жители; между ложными божествами была еще одна ехидна, для которой былъ построенъ особый храмъ, куда ей приносили пищу и совершали многочисленныя и разнообразныя жертвоприношенія; безумцы почитали также и другихъ гадовъ и ехиднъ. Св. Филиппъ, прежде всего, вмѣстѣ съ своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, въ чемъ помогалъ имъ и святый Іоаннъ Богословъ, который былъ въ то время съ ними. Всѣ они вмѣстѣ молитвою, какъ-бы копіемъ, побѣдили ту ехидну и силою Христовою умертвили ее. Послѣ сего, Іоаннъ Богословъ разлучился съ ними, предоставивъ имъ Іераполь для проповѣданія слова Божія, а самъ пошелъ въ другіе города, распространяя повсюду святое благовѣствованіе. Святый же Филиппъ съ Варѳоломеемъ и Маріамною оставались въ Іераполѣ, усердно стараясь уничтожить мракъ идолопоклонства, дабы возсіялъ на заблудшихъ свѣтъ познанія истины, надъ чемъ они трудились день и ночь, уча невѣрныхъ слову Божію, вразумляя неразумныхъ и направляя заблудшихъ на путь истинный. Въ городѣ жилъ одинъ человѣкъ, по имени Стахій, бывшій слѣпымъ уже сорокъ лѣтъ. Святые апостолы, силою молитвы, просвѣтили его тѣлесныя очи, а проповѣдью Христовой просвѣтили его душевную слѣпоту. Крестивъ Стахія, святые пребывали въ его домѣ. И пронеслась по всему городу молва, что слѣпой Стахій прозрѣлъ. Къ его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы поучали всѣхъ, стекавшихся къ нимъ, вѣрѣ во Христа Іисуса. Приносили туда и многихъ больныхъ, и всѣхъ святые апостолы исцѣляли молитвою и изгоняли бѣсовъ, такъ что большое число людей увѣровало во Христа и крестилось.

Жена начальника того города, по имени Никанора, была укушена змѣей и лежала больная, при смерти. Услыхавъ о святыхъ апостолахъ, находившихся въ домѣ Стахія, что они однимъ словомъ исцѣляютъ всякія болѣзни, она, въ отсутствіе своего мужа, повелѣла рабамъ своимъ отнести себя къ нимъ и получила двойное исцѣленіе: тѣлесное — отъ укушенія змѣи и душевное — отъ бѣсовскаго обольщенія, и, наученная святыми апостолами, увѣровала во Христа. Когда градоначальникъ вернулся домой, рабы передали ему, что жена его отъ какихъ-то чужестранцевъ, проживающихъ въ домѣ Стахія, научилась вѣровать во Христа. Пришедши въ страшный гнѣвъ, Никаноръ повелѣлъ тотчасъ же схватить апостоловъ, домъ же Стахіевъ сжечь, что и было исполнено. Собралось множество народа, и святыхъ апостоловъ Филиппа, Варѳоломея и святую дѣву Маріамну съ побоями повлекли по городу, надругаясь надъ ними, и, наконецъ, бросили въ темницу. Послѣ сего, начальникъ города возсѣлъ на судейское мѣсто судить проповѣдниковъ Христовыхъ, и собрались къ нему всѣ жрецы идольскіе и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святыхъ апостоловъ и говоря:

— «Начальникъ! отомсти за безчестіе боговъ нашихъ, такъ какъ съ тѣхъ поръ, какъ появились странники эти, въ нашемъ городѣ запустѣли алтари великихъ боговъ нашихъ, и народъ забываетъ приносить имъ обычныя жертвы; знаменитая наша богиня ехидна погибла, и весь городъ наполнился беззаконіемъ. Умертви этихъ волхвовъ.

Тогда начальникъ города велѣлъ снять одежду съ святаго Филиппа, думая, что въ ней заключаются чары колдовства, но, снявъ съ него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святымъ Варѳоломеемъ, и въ его одеждахъ не нашли ничего. Когда же они съ тѣмъ же намѣреніемъ приблизились къ Маріамнѣ, чтобы снять одежду и обнажить ея дѣвическое тѣло, внезапно она въ глазахъ ихъ превратилась въ огненный пламень, и нечестивцы со страхомъ отбѣжали отъ нея. Святые апостолы осуждены были правителемъ на распятіе. Первымъ пострадалъ святый Филиппъ. Просверливъ ступни ногъ его и продѣвъ въ нихъ веревки, они распяли его на крестѣ внизъ головою предъ дверями капища ехидны, и въ то же время кидали въ него камнями. Затѣмъ они распяли святаго Варѳоломея у стѣны храма. И внезапно сдѣлалось великое землетрясеніе, земля разверзлась и поглотила градоначальника со всѣми жрецами и множествомъ невѣрующихъ. Всѣ оставшіеся въ живыхъ, и вѣрующіе и язычники, пришли въ великій страхъ и съ рыданіями просили святыхъ апостоловъ сжалиться надъ ними и умолить Единаго Истиннаго Бога своего, чтобы земля не поглотила ихъ такъ же, какъ и тѣхъ. Поспѣшно бросились снимать съ креста распятыхъ апостоловъ. Святый Варѳоломей былъ повѣшенъ невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа не могли скоро снять съ креста, потому что онъ былъ повѣшенъ высоко и особенно потому, что на это было особенное произволеніе Божіе, дабы апостолъ Его чрезъ эти страданія и крестную смерть, перешелъ отъ земли на небо, куда всю жизнь обращены были стопы его. Вися такимъ образомъ, святый Филиппъ молился Богу за враговъ своихъ, чтобы Господь отпустилъ имъ грѣхи ихъ и просвѣтилъ рааумъ ихъ къ познанію истины. Господь преклонился къ моленію его и тотчасъ повелѣлъ землѣ исторгнуть живыми поглощенныя ею жертвы, за исключеніемъ градоначальника и жрецовъ ехидны. Тогда всѣ громкимъ голосомъ исповѣдали и прославили силу Христову, изъявляя желаніе креститься. Когда хотѣли снять со креста святаго Филиппа, то увидѣли, что онъ уже предалъ Богу святую душу свою, и сняли его мертвымъ. Родная сестра его, святая Маріамна, все время смотрѣвшая на страданія и смерть брата своего Филиппа, съ любовію обнимала и лобызала снятое съ древа тѣло его и радовалась, что Филиппъ сподобился пострадать за Христа. Святый Варѳоломей совершилъ надъ всѣми увѣровавшими въ Господа крещеніе и поставилъ имъ епископомъ Стахія. Новообращенные съ честію похоронили тѣло святаго Апостола Филиппа. На томъ мѣстѣ, гдѣ истекла кровь св. Апостола, произрасла въ три дня виноградная лоза, въ знаменіе того, что святый Филиппъ за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вѣчнымъ блаженствомъ съ Господомъ своимъ во Царствіи Его [12].

Святый же Варѳоломей съ блаженной дѣвой Маріамной, послѣ погребенія святаго Филиппа, пробылъ нѣсколько дней въ Іераполѣ и, утвердивъ въ вѣрѣ Христовой вновь основанную церковь, удалился оттуда въ городъ Албанъ въ великую Арменію [13], гдѣ и былъ распятъ. Св. Маріамна направилась въ Ликаонію [14] и тамъ, обративъ многихъ къ святой вѣрѣ, мирно скончалась. За все сіе Богу нашему слава нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Виѳсаида Галилейская находилась на сѣверо-западной сторонѣ озера Галилейскаго (въ сѣверной части Палестины), близъ городовъ Капернаума и Хоразина. Нынѣ здѣсь однѣ развалины и груды камней, поросшихъ травою.
[2] Море Тиверіадское — это другое наименованіе того же Галилейскаго озера, усвоенное послѣднему по имени Тиверіады — Галилейскаго города на юго-восточномъ берегу Галилейскаго моря.
[3] Динарій — древняя еврейская монета, стоимостью около 21½ копѣйки. 200 динаріевъ, такимъ образомъ, равнялись приблизительно 43 рублямъ.
[4] Даѳанъ и Авиронъ, сыновья Еліава изъ колѣна Рувимова были измѣнниками, составившими заговоръ противъ Моисея и Аарона, и за то наказаны отъ Бога страшною казнію: земля разверзлась и поглотила ихъ (Числ. гл. 16).
[5] Т. е. Еѳіопскіе. Имя Кандакіи было общимъ наименованіемъ царицъ Еѳіонскихъ. — Еѳіопія находилась въ Африкѣ, къ югу отъ Египта — нынѣшняя Нубія.
[6] Азотъ — съ еврейскаго: укрѣпленное мѣсто, крѣпость — въ глубокой древности богатый и укрѣпленный городъ Филистимскій, находился на восточномъ берегу Средиземнаго моря. При Маккавеяхъ онъ былъ сожженъ и разрушенъ, потомъ возстановленъ, но уже не имѣлъ прежней силы. Нынѣ здѣсь небольшое селеніе Ездудъ.
[7] Іераполь — наименованіе нѣсколькихъ городовъ древности. — Іераполь Сирійскій, послѣ у Грековъ Бамбика; со временъ Константина Великаго — главный городъ Евфратской провинціи; теперь сохранились отъ него однѣ развалины у нынѣшняго Мембиджъ.
[8] Лидія и Мизія — сѣверо-западныя области Малой Азіи.
[9] Апостолъ Варѳоломей — онъ же и Наѳанаилъ, называвшійся первымъ именемъ по отцу, изъ лика 12-ти Апостоловъ. Память его 11-го іюня, а также 25-го августа — день празднованія перенесенія мощей его и 22-го апрѣля вмѣстѣ съ апп. Лукою и Климентомъ.
[10] Память св. Маріамны совершается 17-го февраля.
[11] Іераполь Фригійскій находился въ южной части Фригіи (въ средней части Малой Азіи), между рѣками Ликусомъ и Меандромъ, въ древности довольно значительный городъ, особенно славившійся ломкою мрамора и теплыми источниками. Нынѣ носитъ турецкое названіе Памбукъ-Калеси (городъ хлопчатой бумаги) по сходству съ кипами хлопчатой бумаги бѣлыхъ на видъ скалъ, бугровъ, утесовъ, равнинъ, береговъ рѣки и каналовъ отъ осадки воды съ спускающихся съ высоты горъ ручьевъ. Нынѣ здѣсь однѣ развалины, и мѣсто это служитъ пристанищемъ для прокаженныхъ.
[12] Къ сему сказанію о мученической кончинѣ св. Апостола Филиппа древнія повѣствованія присоединяютъ еще, что за 7 дней до кончины онъ самъ предсказалъ свою смерть. Апостолъ Филиппъ мученически скончался въ царствованіе римскаго императора Домиціана въ 90 г. по Р. Хр., будучи 87 лѣтъ отъ роду. Мощи его около 560 г. были перенесены въ Римъ, гдѣ и нынѣ почиваютъ въ церкви 12 апостоловъ. Одна рука св. Апостола хранилась въ Константинополѣ въ храмѣ Богородицы Всенепорочной. Византійскій императоръ Мануилъ Комненъ даровалъ ее, какъ святый и драгоцѣнный залогъ, племянницѣ своей Маріи, когда выдалъ ее, въ 1167 году, въ замужество за Іерусалимскаго короля Аморія. Въ 1204 году святыня сія перенесена была во Флоренцію.
[13] Въ Азіи, на границѣ съ Кавказомъ.
[14] Ликаонія — одна изъ серединныхъ областей Малой Азіи, граничащая съ Фригіей.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 372-385.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0