Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День одиннадцатый.

Страданіе святаго мученика Викентія.

Въ то время отъ нечестиваго императора Діоклитіана въ Испанію былъ присланъ одинъ судья, по имени Датіанъ, родомъ грекъ, жестокій по характеру и яростный гонитель и мучитель христіанъ. Посланъ Датіанъ былъ для того, чтобы безъ пощады предавать смерти всѣхъ исповѣдывающихъ имя Христово. Этотъ судья, прибывъ въ одинъ испанскій городъ Валенсію [2], пролилъ тамъ много христіанской крови, похищая, какъ волкъ, овецъ Христовыхъ. Услыхавъ здѣсь объ епископѣ Валеріи и о діаконѣ его Викентіи, живущихъ въ Августополѣ, Датіанъ послалъ за ними своихъ воиновъ, повелѣвъ заковать ихъ и въ оковахъ привести къ нему на судъ. Воины, исполняя повелѣніе Датіана, взяли обоихъ святыхъ, заковали ихъ въ тяжелыя желѣзныя оковы, и повели въ Валенсію, причиняя имъ по дорогѣ большое стѣсненіе, истомляя ихъ голодомъ, жаждою и быстрымъ ходомъ, ибо сами воины быстро ѣхали на коняхъ, а святые, не будучи въ состояніи поспѣть за воинами, ѣдущими на коняхъ, падали, и ихъ влекли долгое время, какъ бревна, привязанными къ конямъ.

Когда они были приведены въ городъ Валенсію, то мучитель повелѣлъ тотчасъ ввергнуть ихъ въ мрачную и смрадную темницу, въ каковой держали ихъ долгое время безъ пищи и питья. Но Богъ укрѣплялъ ихъ Своею благодатію, дабы они не изнемогли и не потеряли силъ для совершенія мученическаго подвига. Между тѣмъ мучитель, боясь, чтобы узники не умерли, и ему не на комъ было бы проявить свою ярость, приказалъ привести ихъ къ себѣ. Увидавъ, что они нисколько не пострадали ни отъ голода, ни отъ жажды, ни отъ тяжелыхъ оковъ, а, напротивъ, окрѣпли тѣломъ и просвѣтились лицемъ, мучитель сказалъ темничному стражу:

— «Зачѣмъ ты давалъ имъ пищу и питье? они сильно потолстѣли».

Стражъ съ клятвою увѣрялъ его, что ничего не давалъ заключеннымъ.

Тогда мучитель съ строгостью сталъ говорить съ епископомъ, думая, что если онъ устрашитъ своею строгостью епископа, то тѣмъ болѣе сдѣлаетъ кроткимъ и боязливымъ діакона. Но сего не случилось, ибо Господь низлагающій сильныхъ съ престоловъ, и возносящій смиренныхъ, благоволилъ, дабы гордость сего надменнаго мучителя была посрамлена юнѣйшимъ и низшимъ по сану.

Датіанъ прежде всего спросилъ епископа:

— «Почему ты противишься царскому повелѣнію и не покланяешься нашимъ богамъ, а прославляешь какого-то Христа?»

Епископъ давалъ отвѣты Датіану тихимъ голосомъ и съ кротостью, какъ-бы показывая нѣкую боязнь. Тогда діаконъ Викентій, исполнившись Святаго Духа, возгорѣлся ревностью о Богѣ и сказалъ своему епископу:

— «Зачѣмъ ты, отче, говоришь такъ тихо, какъ бы боясь, и отчего на лаяніе этого пса не отвѣчаешь съ дерзновеніемъ. Исповѣдуй громкимъ голосомъ силу Христову и свободно обличай и побѣждай безуміе сего лукаваго человѣка, который хочетъ идти противъ Бога, своего Творца, даровавшаго ему такую власть, и хочетъ подобающее Богу почитаніе воздавать бѣсамъ. Нынѣ надлежитъ совершенно побѣдить того діавола, коего многіе люди, какъ немощного и трусливаго, изгнали именемъ Христовымъ, и сокрушить главу сего змія».

Датіанъ, услыхавъ сіи слова, и видя, что святый діаконъ Викентій ни во что считаетъ всю его силу, власть и угрозы, сказалъ предстоящимъ:

— «Уведите отсюда епископа, я побесѣдую съ симъ юнымъ діакономъ».

Обратясь затѣмъ къ палачамъ, мучитель сказалъ имъ:

— «Приготовьте всѣ орудія мученій, дабы отвѣтить самымъ дѣломъ тому, кто унижаетъ насъ своими словами».

Потомъ повелѣлъ, привязавъ святаго къ дереву, строгать и терзать его тѣло желѣзными когтями. Когда воины приводили въ исполненіе приказаніе Датіана, то земля оросилась кровію, текшею ручьями изъ истерзаннаго тѣла, а чрезъ глубокія язвы мученика стали видны кости. Мучитель же, насмѣхаясь надъ святымъ, говорилъ ему:

— «Что ты теперь скажешь, Викентій, видишь, какими ранами уязвлено и растерзано твое тѣло?»

Но святый отвѣчалъ ему:

— «Чего я желалъ, то и получилъ, ибо сіе то самое, чего я всей душою желалъ; повѣрь мнѣ, судья, что для меня не было выше желанія, какъ пострадать за моего Господа; и никто не оказалъ мнѣ сей милости, кромѣ тебя. Хотя ты и по злобѣ сіе дѣлаешь, тѣмъ не менѣе оказываешь мнѣ благодѣяніе, предавъ меня мученію, ибо насколько ты умножаешь мои мученія, настолько мой Господь увеличиваетъ мнѣ и воздаяній на небѣ. Я посредствомъ сихъ тяжкихъ мученій, какъ по ступенямъ, восхожу къ Богу моему, живущему на высотѣ: надеждою на Него я какъ-бы уже прикасаюсь къ небу, а царское повелѣніе отвергаю и смѣюсь надъ твоимъ безуміемъ. Не прекращай моихъ мученій, но предай меня еще большимъ мукамъ: молю тебя, будь болѣе и болѣе для меня жестокимъ и повели твоимъ слугамъ не переставать меня мучить, пока не умретъ мое тѣло; я же, какъ рабъ Христа, Господа моего, готовъ все претерпѣть за имя Его».

Мучитель, выслушавъ сіи слова святаго, пришелъ въ ярость и закричалъ на слугъ, чтобы они не жалѣли рукъ для мученія и еще сильнѣе мучили Христова страдальца. Когда же онъ увидалъ, что слуги изнемогаютъ, то, вставъ, началъ ихъ бить.

А святый смѣялся надъ его гнѣвомъ и говорилъ ему:

— «Что ты дѣлаешь, судья? за что ты бьешь своихъ слугъ? Они меня мучаютъ, а ты отомщаешь имъ за сіе».

Датіанъ, уязвленный сими словами мученика и его непобѣдимымъ терпѣніемъ, пришелъ въ еще большую ярость: заскрежеталъ зубами, сильно поблѣднѣлъ и затрясся отъ гнѣва. Затѣмъ, нѣсколько успокоившись, онъ съ кротостью сталъ говорить слугамъ:

— «Что это значитъ, мои вѣрные слуги, что сей злодѣй не чувствуетъ тяжести вашихъ рукъ и не страшится мученій, но еще и смѣется надъ вами, какъ никто никогда не смѣялся? Мало ли было разбойниковъ, злодѣевъ, отцеубійцъ и волшебниковъ, которыхъ вы замучили вашими сильными руками, и не было ни одного такого, какъ сей, который теперь въ вашихъ рукахъ и смѣется надо мною и надъ вами. Неужели вы снесете такое посрамленіе? Соберите всѣ свои силы и еще сильнѣе мучайте его».

Но святый Викентій еще болѣе смѣялся надъ ихъ слабостью и говорилъ:

— «Не прошу я тебя, мучитель, чтобы ты пересталъ меня мучить, но изобрѣти еще большія муки, ибо сила Христова, помогающая мнѣ, гораздо болѣе, нежели твоя сила, предающая меня мукамъ, и я не ослабѣю, исповѣдуя и прославляя Іисуса Христа, Единаго Истиннаго Бога. О, если бы и ты позналъ Сего Бога, видя Его великую силу, являющуюся во мнѣ немощномъ, которую ты со всѣми своими слугами не можешь побѣдить; но ты, видя не видишь, и слыша не разумѣешь и не перестаешь совершать бѣсовскую волю на погибель своей душѣ!»

Судья, не имѣя силъ ничего достигнуть посредствомъ мукъ (ибо сквозь суставы и кости мученика проникало острое желѣзо и доходило до его внутренностей, но онъ оставался невредимымъ), задумалъ лестью склонить святаго къ своему нечестію, и сталъ ему говорить кротко:

— «Пощади твою юность, Викентій, и не желай, чтобы цвѣтокъ твоей жизни прежде времени завялъ, не прекращай долгихъ лѣтъ своей жизни, но пощади самого себя и принеси намъ раскаяніе, дабы не погибнуть тебѣ совершенно. Ибо я жалѣю тебя и желалъ бы видѣть тебя не въ безчестіи и мукахъ, но въ почетѣ и въ славѣ, такъ какъ я испросилъ бы для тебя великую почесть, если-бы ты послушалъ меня».

Святый Викентій на эти льстивыя слова Датіана отвѣтилъ:

— «Для меня гораздо хуже твое лукавое милосердіе, нежели твоя ярость, ибо я не столько боюсь мукъ, сколько устрашаюсь твоихъ льстивыхъ словъ. Прекрати это пагубное для моей души лукавство, и обрати на меня всю силу своего мучительства, предай меня мученіямъ безъ милости и познай силу Христа, вселяющуюся въ любящихъ Его».

Сіи слова мученика снова привели мучителя въ сильный гнѣвъ, и онъ повелѣлъ пригвоздить мученика ко кресту и разными способами мучить все его тѣло. Когда слуги, исполняя повелѣніе мучителя, распятаго святаго били и разженнымъ желѣзомъ опаляли его раны, то Христовъ мученикъ вдругъ упалъ съ креста на землю. Слуги, думая, что святый уже умеръ, взяли его, желая унести оттуда. Но святый, укрѣпляемый благодатію Христовою, освободился изъ ихъ рукъ, и снова повисъ на крестѣ. При этомъ онъ укорялъ слугъ въ нерадѣніи, говоря, что они безъ усердія исполняютъ повелѣнія своего господина. Тогда слуги пришли въ сильную ярость и начали всячески мучить святаго со всей своей силой, пока сами совершенно не изнемогли. Послѣ сихъ мукъ, по повелѣнію мучителя, святаго Викентія заключили въ темницу, въ коей всего израненнаго, съ раздробленными членами и растерзанными жилами положили на острыхъ черепкахъ. Когда наступила ночь и стража крѣпко спала, внезапно въ темницѣ возсіялъ свѣтъ и къ святому сошелъ съ неба ликъ ангеловъ, утѣшая его въ страданіяхъ. Святый мученикъ Викентій, получивъ чрезъ сіе ангельское посѣщеніе исцѣленіе своихъ ранъ и исполнившись неизреченной радости, прославлялъ Бога. Стерегущіе его воины проснулись, услыша, что онъ съ веселіемъ воспѣваетъ, и, увидя въ темницѣ несказанный свѣтъ, сильно испугались и побѣжали извѣстить объ этомъ Датіана. А онъ находился въ большомъ затрудненіи, измышляя всю ночь, что-бы еще сдѣлать съ непобѣдимымъ мученикомъ, и, наконецъ, придумалъ такую хитрость. Онъ повелѣлъ приготовить прекрасное ложе и, постлавъ на немъ мягкую постель, положить на нее святаго. При этомъ мучитель повелѣлъ приставить къ святому соблазнителей, научивъ ихъ, чтобы они утирали кровь его, перевязывали раны и оказывали ему всякія услуги, какъ-бы сожалѣя его и печалясь о немъ, и чтобы, лобызая ноги его, они молили его помиловать себя, и не предавать себя еще большимъ мученіямъ, а исполнить царское повелѣніе. Когда приводили въ исполненіе это приказаніе Датіана, то святый говорилъ:

— «Для меня лучшимъ было ложе въ мукахъ на черепкахъ, нежели сіе, и симъ вы, лукавые соблазнители, не прельстите меня».

Мучитель, видя, что хитростью своею онъ не можетъ ничего достигнуть, снова обратился къ мученіямъ. Онъ повелѣлъ разжечь желѣзныя доски и прикладывать ихъ къ бокамъ святаго. Потомъ, по его приказанію, положили мученика на желѣзную рѣшетку и, разведя большой огонь подъ рѣшеткой, жгли на ней мученика.

Мученикъ же съ твердостью переносилъ всѣ сіи муки, исповѣдуя имя Іисуса Христа, и окончилъ подвигъ своего мученичества, предавъ свой духъ въ руки Господа своего [3].

Мучитель, видя, что святый умеръ, повелѣлъ вынести тѣло его въ поле и бросить безъ погребенія, на съѣденіе птицамъ и звѣрямъ, а въ отдаленіи повелѣлъ поставить стражу, дабы тѣло мученика не взяли христіане. Но Богъ, Который хранитъ вся кости (Псал. 33, 21) праведниковъ, приставилъ необычайнаго стража къ тѣлу мученика, повелѣвъ охранять его ворону. Стража, поставленная Датіаномъ въ отдаленіи, видѣла, что когда на тѣло святаго нападало множество хищныхъ птицъ, то воронъ всѣхъ отгонялъ и не позволялъ ни одной птицѣ сѣсть на тѣло мученика. И хотя самъ воронъ, по природѣ своей, любитъ клевать мертвыя тѣла, но удерживаемый силою Божіею, онъ и самъ не прикоснулся къ тѣлу святаго и другимъ птицамъ препятствовалъ прикоснуться. И еще чудеснѣе, — когда пришелъ волкъ и хотѣлъ унести тѣло святаго, воронъ съ силою напавъ на него и избивъ его крыльями, отогналъ и его. Когда стража возвѣстила о семъ Датіану, онъ весьма удивился, однако не хотѣлъ видѣть въ этомъ силы Божіей и повелѣлъ бросить тѣло мученика въ море. Воины, взявши честное тѣло Викентія, сѣли на корабль и отплывъ далеко въ море, бросили его въ глубину морскую, а сами поплыли обратно къ берегу. Когда они подплыли къ берегу, то увидали тѣло мученика лежащимъ на берегу. Пораженные ужасомъ, они убѣжали. А христіане, взявъ святые останки мученика, съ честью погребли ихъ, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа.

Примѣчанія:
[1] Августополь (т. е. городъ Августа) — получилъ свое наименованіе отъ Римскаго императора Октавіана-Августа, который въ 27 году до Р. X. основалъ здѣсь военную Римскую колонію изъ своихъ ветерановъ. Августополь извѣстенъ также подъ именемъ Сарагоссы. Въ настоящее время Сарагосса, — главный городъ Испанской области того же имени и столица бывшаго королевства Аррагоніи, на правомъ берегу рѣки Эбро.
[2] Валенсія — главный городъ Испанской провинціи того же наименованія. Онъ былъ заложенъ Брутомъ, основавшимъ здѣсь Римскую колонію, послѣ одержанной побѣды надъ лузитанцами, въ 138 году до Р. X. Находясь посреди замѣчательно плодородной долины, Валенсія принадлежитъ къ прекраснѣйшимъ и замѣчательнѣйшимъ городамъ Пиринейскаго полуострова.
[3] Блаженная кончина мученика Викентія послѣдовала въ 304 году. Мощи святаго почиваютъ въ Римѣ, въ церкви его имени, въ загородномъ монастырѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 222-228.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0