Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День одиннадцатый.

Страданіе святыхъ мучениковъ Виктора и Стефаниды.

— «Къ намъ пришелъ царскій указъ, повелѣвающій принуждать васъ, христіанъ, къ жертвоприношенію нашимъ богамъ, а не повинующихся предавать тяжкимъ мученіямъ. Посему и ты, Викторъ, принеси жертву богамъ, дабы не подвергнуться мученіямъ и не погубить своей души».

Но святый Викторъ отвѣчалъ воеводѣ:

— «Я не послушаю безбожнаго повелѣнія смертнаго царя и не исполню его воли, ибо я рабъ безсмертнаго Царя, Бога и Спасителя моего Іисуса Христа, Царство Коего безконечно, и исполняющіе волю Коего будутъ жить вѣчною жизнью, а вашего смертнаго царя и царство временно, и исполняющіе его нечестивую волю погибнутъ во вѣки».

На это воевода сказалъ Виктору:

— «Ты воинъ нашего царя, исполни его повелѣніе и принеси жертву».

— «Нѣтъ, — отвѣтилъ Викторъ, — я теперь уже воинъ не вашего земнаго царя, но Небеснаго; если же я и былъ временно воиномъ подъ властью вашего царя, то я все-таки не переставалъ служить моему Царю, и теперь не оставлю Его и вашимъ идоламъ не принесу жертвы. Дѣлай со мной, что пожелаешь: мое тѣло въ твоихъ рукахъ, и ты имѣешь надъ нимъ власть, надъ душею же моею имѣетъ власть только одинъ Богъ мой».

Тогда воевода сталъ уговаривать Виктора:

— «Ты самъ, — говорилъ онъ, — устраиваешь себѣ бѣдствіе, не исполняя царскаго повелѣнія; совѣтую тебѣ принести жертву богамъ, дабы избавиться отъ мученій, кои ожидаютъ тебя».

— «Я того и желаю, — отвѣчалъ съ твердостью святый Викторъ, — чтобы претерпѣть мученія за моего Господа и сильно радуюсь, что сподоблюсь страдать за имя Его».

Тогда воевода тотчасъ приказалъ сломать ему пальцы и вывернуть ихъ изъ суставовъ. Потомъ мучитель повелѣлъ сильно разжечъ печь и бросить въ нее святаго Виктора, въ каковой печи мученикъ пробылъ три дня и остался живымъ и невредимымъ подобно тому, какъ и три отрока въ пещи Вавилонской (Дан. 3, 50). А мучитель, не ожидая, что святый Викторъ останется живымъ, повелѣлъ на третій день отворить печь, взять изъ нея прахъ мученика и высыпать его въ рѣку. Но когда отворили печь, святый вышелъ оттуда невредимымъ, прославляя Бога за то, что огонь не коснулся его и не повредилъ ему.

Видя свою неудачу, воевода призвалъ одного чародѣя и приказалъ ему умертвить святаго Виктора отравой. Чародѣй сварилъ мясо съ смертоноснымъ ядомъ и далъ ѣсть святому.

Святый сказалъ:

— «Хотя мнѣ и не подобаетъ брать отъ васъ нечистое мясо и ѣсть, однако я съѣмъ его, дабы вы уразумѣли, что вашъ смертоносный ядъ ничего не можетъ сдѣлать противъ силы Жизнодавца Господа моего».

Затѣмъ, помолившись, мученикъ съѣлъ отравленное мясо и нисколько не пострадалъ. Чародѣй, видя, что святый остался невредимымъ отъ съѣденной отравы, приготовилъ другое мясо съ сильнѣйшимъ ядомъ и сказалъ святому:

— «Если ты съѣшь это мясо и останешься живъ, то я оставлю все свое волшебство и чародѣйство и увѣрую въ твоего Бога».

Святый Викторъ и это мясо, отравленное сильнѣйшимъ ядомъ, съѣлъ, но остался невредимымъ. Тогда чародѣй громкимъ голосомъ воскликнулъ:

— «Ты побѣдилъ силу моего волшебства, Викторъ, и мою душу, уже давно погибшую, избавилъ отъ ада, ибо я увѣровалъ въ проповѣдуемаго тобою Господа Іисуса Христа».

Послѣ сего чародѣй пошелъ въ свой домъ и, собравъ всѣ свои волшебныя книги и всѣ волшебные талисманы, сжегъ ихъ и сдѣлался истиннымъ христіаниномъ.

Воевода видя, что ничто не можетъ повредить святому, пришелъ въ сильную ярость и приказалъ вытягивать изъ тѣла мученика жилы; послѣ чего повелѣлъ бросить мученика въ кипящее масло.

А святый въ это время говорилъ:

— «Мнѣ также пріятно сіе кипящее масло, какъ жаждущему холодная вода».

Такая твердость святаго Виктора привела мучителя въ еще большую ярость, и онъ повелѣлъ повѣсить святаго на деревѣ и опалять его тѣло свѣчами; а чтобы еще больше увеличить тяжесть мученій, смѣшали прахъ съ уксусомъ и вливали эту смѣсь въ уста мученика.

Но онъ говорилъ:

— «Уксусъ сей и смертоносный ядъ вашъ для меня все равно, что медъ и медовые соты».

Тогда мучитель, приходя все въ большую и большую ярость, повелѣлъ выколоть Христову мученику глаза. Послѣ сего, повѣсивъ святаго внизъ головой, воины ушли и оставили его висѣть въ такомъ положеніи въ теченіе трехъ дней. Въ четвертый же день, думая, что мученикъ уже умеръ, воины пришли посмотрѣть на него, и найдя его живымъ, удивились. Отъ сего они пришли въ ужасъ и ослѣпли, и каждый изъ нихъ началъ искать себѣ проводника.

Святый, милосердовавъ о нихъ, усердно помолился Богу и сказалъ имъ:

— «Во имя Господа моего Іисуса Христа прозрите!»

И они тотчасъ прозрѣли и, придя къ воеводѣ, разсказали ему бывшее. Но воевода еще сильнѣе разгнѣвался и повелѣлъ воинамъ содрать кожу со святаго Виктора. Когда это нечестивое повелѣніе приводили въ исполненіе, то одна женщина, по имени Стефанида, пришедшая посмотрѣть на мученія святаго, христіанка по вѣрѣ, супруга одного изъ воиновъ, увидала два прекрасныхъ вѣнца, спускающихся съ неба. Одинъ изъ сихъ вѣнцевъ спускался на главу святаго мученика Виктора, а другой на ея главу.

Увидя сіе, Стефанида начала громкимъ голосомъ прославлять мученика:

— «Блаженъ ты, Викторъ, и блаженны твои страданія за Христа, благопріятна Богу твоя жертва, какъ жертва Авеля (Быт. 4, 4), ибо ты праведнымъ сердцемъ принесъ Ему самого себя! Богъ такъ же принялъ тебя, какъ нѣкогда праведнаго Еноха, коего Онъ взялъ съ земли въ рай, дабы онъ не вкусилъ и временной смерти (Быт. 5, 24); ты праведенъ, какъ Ной, исполненный благихъ дѣлъ и самый святый изъ народа своего (Быт. 6, 9). Ты увѣровалъ, какъ Авраамъ, принесъ себя въ жертву Богу, какъ Исаакъ, претерпѣлъ труды, какъ Іаковъ. Премудръ ты, какъ Іосифъ, коему было дано провидѣть будущее; искушенія претерпѣлъ ты, какъ Іовъ, который послѣ многихъ страданій побѣдилъ діавола и показалъ примѣръ терпѣнія (кн. Іова; Іак. 5, 10-11)! Ты подобенъ Исаіи, который былъ по приказанію царя Манассіи перепиленъ пилою; тебя не коснулся огонь, какъ въ Навуходоносоровой печи трехъ отроковъ (Дан. 3, 50); ты возложилъ свою надежду на Бога, какъ Давидъ, сынъ Іессея. Вотъ я вижу два вѣнца, ниспосланные съ неба, одинъ большій и прекраснѣйшій, другой меньшій: — большій приносится тебѣ двѣнадцатью ангелами, меньшій мнѣ; ибо и я, хотя и немощной сосудъ, готова принять подвигъ мученичества и мужественно пострадать за имя Господа нашего и положить за Него свою душу».

Услыхавъ сіи слова Стефаниды, воевода повелѣлъ воинамъ взять ее и привести къ себѣ. Гордо посмотрѣвъ на нее, онъ спросилъ:

— «Ты кто?»

— «Я христіанка», — отвѣтила святая.

Потомъ воевода спросилъ ее объ имени и о лѣтахъ, и узнавъ, что имя ея Стефанида, что ей пятнадцать лѣтъ и восемь мѣсяцевъ отъ роду, и что она замужемъ годъ и четыре мѣсяца, началъ съ кротостью говорить ей:

— «Зачѣмъ ты такъ скоро хочешь покинуть сей прекрасный міръ, хорошую жизнь и замужество, и желаешь погубить свою молодую жизнь, добровольно отдавая себя на смерть за Распятаго».

Святая на это отвѣчала мучителю:

— «Я оставляю временный и суетный сей міръ и всѣ земныя плотскія желанія и моего смертнаго мужа, дабы пойти вмѣстѣ съ мудрыми дѣвами навстрѣчу нетлѣнному и безсмертному Жениху, Христу Спасителю моему».

Воевода сказалъ ей:

— «Не говори такихъ безсмысленныхъ и безполезныхъ словъ о твоемъ Богѣ, обратись къ нашимъ богамъ и принеси имъ жертву».

Но святая Стефанида съ твердостью отвѣчала:

— «Ты и твои боги исполнены лжи, я же говорю истину, ибо мой Господь истинный и въ Немъ нѣтъ неправды. Не принесу жертвы ложнымъ богамъ, но хочу быть пріятною жертвою Истинному, живущему на небѣ, Богу, дабы не лишиться уготованнаго мнѣ вѣнца въ Его Царствѣ».

Тогда мучитель повелѣлъ наклонить къ землѣ вершины двухъ находящихся тамъ финиковыхъ пальмъ и привязать къ нимъ святую, чтобы разорвать ее. Одну ея ногу привязали къ вершинѣ одной наклоненной финиковой пальмы, а другую къ другой, и отпустили ихъ; пальмы, поднявшись въ высоту, разорвали мученицу на двое. Святая же душа мученицы, какъ бы птица вылетѣвшая изъ разорванной сѣти, нашла себѣ гнѣздо на небѣ въ уготованномъ ей вѣнцѣ.

Послѣ сего и святаго Виктора воевода повелѣлъ усѣкнуть мечемъ. Услыхавъ о семъ повелѣніи, святый Викторъ возблагодарилъ Бога. Передъ тѣмъ, какъ хотѣли ему отсѣчь главу, онъ предсказалъ о смерти своихъ мучителей, говоря:

— «Чрезъ двѣнадцать дней вы умрете, а воевода вашъ черезъ двадцать четыре дня будетъ взятъ въ плѣнъ непріятелями».

Предсказавъ сіе, святый помолился и преклонилъ свою главу на усѣченіе. И отсѣчена была мечемъ честная глава святаго мученика.

По усѣченіи главы святаго Виктора, изъ тѣла его вытекло молоко съ кровью, и многіе изъ невѣрующихъ, видя таковое чудо, увѣровали во Христа. Наипаче же увѣровали многіе, когда увидѣли исполненіе пророчества мученика, ибо какъ онъ предсказалъ; такъ и сбылось: мучившіе погибли внезапно, а воевода былъ взятъ въ плѣнъ непріятелями.

Святый Викторъ и святая мученица Стефанида пострадали одиннадцатаго ноября въ городѣ Дамаскѣ. А нынѣ они водворились въ томъ градѣ, каковый не имѣетъ нужды ни въ солнцѣ, ни въ лунѣ, чтобы свѣтить ему, ибо слава Божія просвѣщаетъ его, и Агнецъ Божій свѣтильникъ его.

Примѣчаніе:
[1] Антонинъ — Римскій императоръ, болѣе извѣстный подъ именемъ Марка-Аврелія Философа, царствовалъ съ 161 по 180 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 217-222.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0