Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День одиннадцатый.

Сказаніе Тимоѳея, архіепископа Александрійскаго, о чудесахъ святаго великомученика Мины.

Случилось, что въ Александрію прибылъ одинъ благочестивый купецъ изъ земли Исаврійской [2], чтобы закупить товары. Услыхавъ про множество чудесъ и исцѣленій, совершающихся въ церкви святаго Мины, онъ сказалъ самъ себѣ:

— «Пойду и я поклонюсь честнымъ мощамъ святаго мученика и дамъ дары въ церковь его, дабы помиловалъ меня Богъ по молитвѣ Своего страдальца».

Подумавъ такъ, онъ пошелъ въ церковь, взявъ съ собою мѣшокъ, наполненный золотомъ. Придя къ поморскому озеру и найдя перевозъ, онъ приплылъ на мѣсто, называвшееся Лозонета. Вышедши здѣсь на берегъ, купецъ искалъ, гдѣ бы переночевать, ибо уже насталъ вечеръ. Посему войдя въ одинъ домъ, онъ сказалъ хозяину:

— «Другъ, сдѣлай милость, пусти меня въ твой домъ переночевать, ибо солнце зашло и я боюсь одинъ идти дальше, такъ какъ не имѣю никого, кто бы меня могъ сопровождать».

— «Войди, братъ, — отвѣчалъ ему хозяинъ дома, — и переночуй здѣсь, пока не настанетъ день».

Гость принялъ приглашеніе и, войдя въ домъ, легъ спать. Хозяинъ же, увидавъ у путника мѣшокъ съ золотомъ, соблазнился и, по наущенію злого духа, замыслилъ убить своего гостя, чтобы взять себѣ его золото. Вставъ въ полночь, онъ задушилъ купца, разрѣзалъ его тѣло на части, положилъ ихъ въ корзину и спряталъ во внутренней комнатѣ. Послѣ убійства онъ пришелъ въ большое волненіе и озираясь по сторонамъ, искалъ скрытаго мѣста, чтобы зарыть убитаго.

Когда онъ размышлялъ объ этомъ, ему явился святый мученикъ Мина верхомъ на конѣ, какъ бы какой воинъ, ѣдущій отъ царя. Въѣхавъ въ ворота дома убійцы, мученикъ спросилъ его объ убитомъ гостѣ. Убійца, отговариваясь незнаніемъ, сказалъ святому:

— «Не знаю, что ты говоришь, господинъ, у меня не было никого».

Но святый, сойдя съ коня, направился во внутреннюю комнату и, взявъ корзину, вынесъ ее наружу и сказалъ убійцѣ:

— «Что это?»

Убійца сильно испугался и безъ чувствъ упалъ къ ногамъ святаго. Святый же, составивъ разсѣченные члены и помолившись, воскресилъ мертваго и сказалъ ему:

— «Воздай хвалу Богу».

Тотъ всталъ, какъ бы пробудившись отъ сна, и уразумѣвъ, что пострадалъ отъ домохозяина, прославилъ Бога и съ благодарностью поклонился явившемуся воину. А святый, взявъ отъ убійцы золото, отдалъ его воскрешенному человѣку, говоря:

— «Ступай своимъ путемъ съ миромъ».

Обратившись затѣмъ къ убійцѣ, святый взялъ его и сильно билъ. Убійца раскаялся и просилъ прощенія. Тогда мученикъ даровалъ ему прощеніе въ убійствѣ и, помолившись о немъ, сѣлъ на коня и сталъ невидимъ.


Въ Александріи жилъ одинъ человѣкъ, по имени Евтропій. Сей Евтропій далъ обѣщаніе пожертвовать въ церковь святаго Мины серебряное блюдо. Посему, призвавъ златаря, онъ велѣлъ ему сдѣлать два блюда — и на одномъ написать: блюдо святаго великомученика Мины, а на другомъ написать: блюдо Евтропія, Александрійскаго гражданина. Златарь сталъ дѣлать, какъ велѣлъ ему Евтропій, и когда были окончены оба блюда, то блюдо для святаго Мины вышло гораздо красивѣе и блестящѣе, чѣмъ другое. Написавъ на блюдахъ имена святаго Мины и Евтропія, златарь отдалъ ихъ Евтропію.

Однажды Евтропій, плывя по морю на кораблѣ, употреблялъ за обѣдомъ оба новыя блюда, и увидѣвъ, что блюдо предназначенное въ даръ святому Минѣ, гораздо красивѣе его блюда, не пожелалъ его отдать въ даръ святому, но приказалъ слугѣ подавать себѣ на немъ кушанья, а блюдо со своимъ именемъ задумалъ отослать въ даръ въ церковь святаго Мины. По окончаніи трапезы, слуга взялъ блюдо съ именемъ мученика, и придя на край корабля, сталъ мыть его въ морѣ. Вдругъ напалъ на него ужасъ и онъ увидѣлъ, что изъ моря вышелъ человѣкъ, который взялъ изъ его рукъ блюдо и сталъ невидимъ. Рабъ, сильно пораженный страхомъ, бросился вслѣдъ за блюдомъ въ море. Увидѣвъ это, господинъ его также испугался и, горько заплакавъ, сталъ говорить:

— «Горе мнѣ, окаянному, что я пожелалъ взять себѣ блюдо святаго Мины: такъ я погубилъ и блюдо, и раба своего. Но ты, Господи Боже мой, не прогнѣвайся на меня до конца и яви Твою милость слугѣ моему. Вотъ, я даю обѣщаніе: если я найду тѣло своего слуги, то велю сдѣлать такое же блюдо, и принесу его въ даръ святому Твоему угоднику Минѣ, или же отдамъ въ церковь святаго деньги, какихъ стоитъ блюдо».

Когда корабль присталъ къ берегу, Евтропій сошелъ съ корабля и сталъ смотрѣть по краю моря, думая найти выкинутое моремъ тѣло своего слуги и предать его погребенію. Въ то время какъ онъ пристально смотрѣлъ, увидалъ своего раба выходящимъ изъ моря съ блюдомъ въ рукахъ. Испуганный и обрадованный, онъ громкимъ голосомъ вскричалъ:

— «Слава Богу! воистину великъ ты, святый мученикъ Мина!»

Услыхавъ его крикъ, всѣ бывшіе на кораблѣ, сошли на берегъ, и видя раба, державшаго блюдо, исполнились удивленія и прославили Бога. Когда стали спрашивать раба, какимъ образомъ онъ, упавъ въ море, остался живъ и какъ вышелъ изъ воды невредимымъ, то онъ сказалъ въ отвѣтъ:

— «Какъ только я бросился въ море, благолѣпный мужъ съ другими двумя взяли меня и ходили вмѣстѣ со мною вчера и сегодня и привели сюда».

Евтропій, взявъ раба и блюдо, пошелъ въ церковь святаго Мины и, поклонившись и оставивъ въ даръ блюдо, обѣщанное святому, удалился, благодаря Бога и прославляя Его святаго угодника Мину.


Одна женщина, по имени Софія, шла на поклоненіе въ храмъ святаго Мины. На дорогѣ съ ней встрѣтился воинъ и увидѣвъ, что она идетъ одна, рѣшился обезчестить ее. Она сильно сопротивлялась, призывая на помощь святаго мученика Мину. И святый не лишилъ ее своей помощи, но наказалъ желающаго надъ ней наругаться, а ее сохранилъ невредимою. Когда воинъ, привязавъ къ своей правой ногѣ коня, хотѣлъ сдѣлать надъ женщиной насиліе, конь пришелъ въ ярость и не только воспрепятствовалъ намѣренію своего господина, но и потащилъ его по землѣ, и не остановился и не успокоился до тѣхъ поръ, пока не притащилъ его къ церкви святаго Мины. Часто ржа и свирѣпѣя, онъ привлекъ много людей на сіе зрѣлище, ибо былъ праздникъ и въ церкви находилось очень много народа. Воинъ, увидавъ такое собраніе народа и видя, что конь все еще находится въ ярости и что ему не отъ кого ждать помощи, испугался, какъ бы не претерпѣть еще чего-нибудь болѣе ужаснаго отъ своего коня. Посему онъ, оставивъ стыдъ, исповѣдалъ предъ всѣмъ народомъ свое нечестивое намѣреніе, и конь тотчасъ успокоился и сдѣлался кроткимъ, а воинъ, войдя въ церковь и припавъ къ мощамъ святаго, молился, прося прощенія за свой грѣхъ.


Около церкви святаго мученика вмѣстѣ со многими другими находились хромой и нѣмая, ожидая получить исцѣленіе. Въ полночь, когда всѣ спали, святый Мина явился хромому и сказалъ ему:

— «Подойди молча къ нѣмой женщинѣ и возьми ее за ногу».

Хромой отвѣтилъ на это мученику:

— «Божій угодникъ, развѣ я блудникъ, что ты повелѣваешь мнѣ сдѣлать сіе?»

Но святый три раза повторилъ ему свои слова и прибавилъ:

— «Если не сдѣлаешь сего, не получишь исцѣленія».

Хромой, исполняя повелѣніе святаго, приползъ и схватилъ за ногу нѣмую. Она, пробудившись, начала кричать, негодуя на хромого. Сей, испугавшись, всталъ на обѣ ноги и быстро побѣжалъ. Такимъ образомъ, оба они почувствовали свое исцѣленіе — нѣмая заговорила, а хромой быстро побѣжалъ, какъ олень; и оба исцѣленные воздали благодареніе Богу и святому мученику Минѣ.


Одинъ еврей имѣлъ друга христіанина. Однажды, уѣзжая въ отдаленную страну, онъ отдалъ своему другу на сохраненіе ящичекъ съ тысячью золотыхъ. Когда онъ замедлилъ въ той странѣ, то христіанинъ задумалъ не отдавать золота еврею по его возвращеніи, но взять его себѣ, что и исполнилъ. Еврей, вернувшись, пришелъ къ христіанину и просилъ возвратить его золото, которое онъ отдалъ ему на сохраненіе. Но тотъ отказался, говоря:

— «Не знаю, что ты спрашиваешь у меня. Ты мнѣ ничего не давалъ и я ничего не бралъ отъ тебя».

Услыхавъ такой отвѣтъ своего друга, еврей опечалился, и считая свое золото пропавшимъ, сталъ говорить христіанину:

— «Братъ, никто не знаетъ сего, кромѣ одного Бога, и если ты отказываешься возвратить мнѣ данное тебѣ на храненіе золото, утверждая, что не бралъ его у меня, то подтверди это клятвою. Пойдемъ въ церковь святаго Мины и тамъ ты поклянись мнѣ, что не бралъ у меня ящика съ тысячью золотыхъ».

Христіанинъ согласился, и они оба вмѣстѣ пошли въ церковь святаго, гдѣ христіанинъ поклялся еврею предъ Богомъ, что не бралъ у него золота на сохраненіе. По совершеніи клятвы, они вышли вмѣстѣ изъ церкви, и лишь только сѣли на своихъ коней, какъ конь христіанина сталъ приходить въ бѣшенство, такъ что его почти невозможно было сдержать; онъ, разорвавъ свою узду, поднялся на заднія ноги и сбросилъ своего господина на землю. Во время паденія христіанина съ коня, съ руки его спалъ перстень, а изъ кармана выпалъ ключъ. Христіанинъ, поднявшись, взялъ коня, усмирилъ его и, сѣвши на него, поѣхалъ вмѣстѣ съ евреемъ. Проѣхавъ немного времени, христіанинъ сказалъ еврею:

— «Другъ, вотъ удобное мѣсто, слѣземъ съ коней, чтобы поѣсть хлѣба».

Сойдя съ коней, они пустили ихъ пастись, а сами стали ѣсть. Спустя немного времени христіанинъ, взглянувъ, увидѣлъ своего раба стоящаго предъ ними и держащаго въ одной рукѣ ящикъ еврея, а въ другой, упавшій съ его руки, перстень. Увидѣвъ сіе, христіанинъ пришелъ въ ужасъ и спросилъ раба:

— «Что это значитъ?»

Рабъ отвѣтилъ ему:

— «Нѣкій грозный воинъ на конѣ пріѣхалъ къ моей госпожѣ, и давъ ей ключъ съ перстнемъ, сказалъ: пошли, какъ можно скорѣе ящикъ еврея, дабы съ твоимъ мужемъ не случилось большой бѣды. И мнѣ было отдано сіе отнести къ тебѣ, какъ ты и приказалъ».

Видя это, еврей удивился сему чуду и обрадовавшись вернулся вмѣстѣ съ своимъ другомъ къ храму святаго мученика Мины. Поклонившись въ храмѣ до земли, еврей просилъ святаго крещенія, увѣровавъ ради сего чуда, свидѣтелемъ коего онъ былъ, а христіанинъ молился святому Минѣ дать ему прощеніе, поелику онъ нарушилъ божественпую заповѣдь. Оба они получили по своему прошенію — одинъ святое крещеніе, другой прощеніе своего грѣха, и пошли каждый къ себѣ, радуясь и прославляя Бога и величая Его святаго угодника Мину.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Константинъ Велнкій царствовалъ съ 306 по 336 г.
[2] Исаврія — небольшая, мало изслѣдованная и скрытая въ горахъ, мѣстность древней Малой Азіи, граничившая на востокѣ съ Ликаоніею, на сѣверѣ — съ частью Фригіи, на западѣ — съ Писидіею и на югѣ — съ гористою Киликіею. Въ Исавріи главный городъ былъ Исавра (нынѣ Улубунаръ), весьма богатый и многолюдный.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 211-216.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0