Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День одиннадцатый.

Страданіе святаго великомученика Мины.

Однажды въ главномъ городѣ Котуанской области былъ устроенъ нечестивый праздникъ, на который собралось множество язычниковъ. Они совершали въ честь своихъ нечестивыхъ боговъ различныя игры, зрѣлища, конскія ристалища и состязанія въ борьбѣ, на каковыя зрѣлища съ особо устроенныхъ высокихъ мѣстъ смотрѣли жители всего города. Блаженный Мина, провидя святымъ Духомъ объ этомъ праздникѣ, разжегся ревностью о Богѣ и, оставивъ горы и пустыни, пришелъ въ городъ. Вошедши на средину того мѣста, гдѣ происходили зрѣлища, мученикъ всталъ на возвышеніи такъ, чтобы ого можно было видѣть всѣмъ, и громкимъ голосомъ воскликнулъ:

— «Обрѣтохся не ищущимъ Мене, явленъ быхъ не вопрошающимъ о Мне» (Рим. 10, 20; ср. Ис. 65, 1).

Когда святый Мина такъ воскликнулъ, всѣ присутствующіе на зрѣлищѣ устремили свои взоры на него и замолчали, удивляясь его смѣлости. Присутствовавшій тутъ же на зрѣлищѣ князь того города, по имени Пирръ, повелѣлъ взять святаго и спросилъ его:

— «Кто ты?»

Святый Мина вслухъ всего народа громко воскликнулъ:

— «Я рабъ Іисуса Христа, Владыки неба и земли».

Князь снова спросилъ святаго:

— «Ты чужестранецъ, или здѣшній житель? откуда у тебя такая смѣлость, что ты осмѣлился среди зрѣлища такъ закричать?»

Когда князь говорилъ это, а святый еше не успѣлъ отвѣтить на его слова, нѣкоторые изъ находившихся около князя воиновъ признали Мину и вскричали:

— «Это Мина-воинъ, который состоялъ подъ начальствомъ Фирмиліана тысячника».

Тогда князь сказалъ святому Минѣ:

— «Точно ли ты былъ воиномъ, какъ они говорятъ о тебѣ?»

Святый отвѣчалъ:

— «Да, правда, я былъ воиномъ и находился въ семъ городѣ, но видя нечестіе людей, прельщенныхъ бѣсами, и покланяющихся идоламъ, а не Истинному Богу, я оставилъ свое воинское званіе и ушелъ изъ города, чтобы не быть участникомъ въ беззаконіи и погибели сихъ людей. До нынѣшняго дня я скитался въ пустыняхъ, избѣгая соприкосновенія съ нечестивыми людьми, врагами Бога моего; нынѣ же, услыхавъ, что вы устроили нечестивый праздникъ, я проникся ревностью о Богѣ моемъ и пришелъ сюда, чтобы обличить вашу слѣпоту и проповѣдать вамъ Единаго Истиннаго Бога, создавшаго Своимъ словомъ небо и землю и промышляющаго о всей вселенной».

Услышавъ такія слова, князь повелѣлъ отвести святаго въ темницу и стеречь его до утра, а самъ весь тотъ день участвовалъ въ праздникѣ и зрѣлищахъ.

На другой день утромъ князь сѣлъ на судилищѣ и, приказавъ привести святаго Мину изъ темницы, всякими способами старался склонить его къ идолопоклонству: и обѣщая дары, и угрожая муками. Когда же онъ не могъ склонить святаго къ нечестію своими словами, сталъ принуждатъ его къ тому дѣломъ, приказавъ четыремъ воинамъ обнажить и растянуть святаго и безъ пощады бить его воловьими жилами, такъ что изъ ранъ мученика текла кровь ручьемъ. Присутствовавшій при этомъ одинъ человѣкъ, по имени Пигасій, сказалъ святому Минѣ:

— «Пожалѣй себя, человѣкъ, и исполни княжеское повелѣніе, прежде чѣмъ тѣло твое не будетъ совершенно уничтожено. Совѣтую тебѣ: поклонись богамъ только на время, чтобы избавиться отъ сихъ мученій, а потомъ опять служи твоему Богу, Который не прогнѣвается на тебя за сіе отступленіе, если ты одинъ разъ только принесешь жертву идоламъ и на короткое время обратишься къ нимъ, ради нужды, чтобы избавиться отъ сихъ тяжкихъ мученій».

Но святый съ гнѣвомъ отвѣчалъ на это:

— «Отойди отъ меня, дѣлатель беззаконія, я уже принесъ жертву хвалы и снова принесу только Богу моему, Который оказываетъ мнѣ Свою помощь и такъ укрѣпляетъ меня въ терпѣніи, что сіи мученія для меня кажутся весьма легкими и отрадными, а не тяжкими».

Мучитель, изумленный таковымъ терпѣніемъ мученика, повелѣлъ подвергнуть святаго Мину еще большимъ мукамъ. Святый былъ повѣшенъ на деревѣ и тѣло его строгали желѣзными когтями, а мучитель, насмѣхаясь надъ святымъ, говорилъ ему:

— «Чувствуешь ли ты какую-нибудь боль, Мина, или сіи мученія для тебя очень пріятны, и ты хочешь, чтобы мы еще увеличили ихъ?»

Но святый мученикъ, хотя и сильно страдалъ, однако съ твердостью отвѣтилъ князю:

— «Не побѣдишь меня, мучитель, кратковременными сими мученіями, ибо мнѣ помогаютъ, невидимые для тебя, воины Царя Небеснаго».

Князь повелѣлъ слугамъ еще сильнѣе мучить святаго и говорить ему:

— «Не исповѣдуй здѣсь другаго царя, кромѣ римскихъ императоровъ».

Мученикъ же отвѣчалъ на это:

— «Если бы вы знали истиннаго Царя, вы бы не хулили Проповѣдуемаго мною, ибо Онъ — истинный Царь неба и земли, и, кромѣ Него, нѣтъ другаго. А вы хулите Его, не зная, и сравниваете съ Нимъ своихъ тлѣнныхъ царей, созданныхъ изъ праха, которымъ Онъ далъ царское достоинство и царскую власть, такъ какъ Онъ есть Господь всего сотвореннаго».

Тогда князь сказалъ святому:

— «Кто это такой, дающій власть царямъ и владычествующій надъ всѣми?»

Мученикъ отвѣчалъ князю:

— «Іисусъ Христосъ, Сынъ Божій, вѣчно живущій, Коему повинуется все и на небѣ и на землѣ; Сей возводитъ царей на престолы и царствуетъ, даетъ власть и владычеетвуетъ».

Мучитель же сказалъ святому Минѣ:

— «Развѣ ты не знаешь, что Римскіе императоры сильно гнѣваются на всѣхъ исповѣдующихъ имя Христово и повелѣваютъ убивать таковыхъ?»

Мученикъ отвѣчалъ:

— «Господь воцарися, да гнѣваются людіе (Псал. 98, 1) [3]. Если ваши цари гнѣваются на Христа и на христіанъ, исповѣдующихъ Его имя, то что мнѣ до сего? Я не обращаю вниманія на ихъ гнѣвъ, ибо я рабъ моего Христа, и имѣю только одно желаніе — быть исповѣдникомъ Его всесвятаго имени до самой смерти и да наслаждусь Его сладкой любви, отъ коей меня никто не можетъ отторгнуть: скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечь; ничто меня ни разлучитъ отъ любве Христовы» (Рим. 8, 35).

Послѣ сего мучитель повелѣлъ сильно растирать раны святаго платкомъ, сдѣланнымъ изъ волосъ. И когда сіе дѣлали, то святый мученикъ говорилъ:

— «Нынѣ я совлекаю кожаную одежду и облекаюсь въ ризу спасенія».

Кромѣ сего мучитель повелѣлъ опалять святаго зажженными свѣчами, но, и когда жгли все тѣло святаго, онъ молчалъ.

Тогда князь спросилъ его:

— «Чувствуешь ли ты, Мина, сей огонь?»

Святый отвѣчалъ:

— «Богъ нашъ огнь поядаяй есть (Евр. 12, 29). Тотъ, за Кого я стражду, помогаетъ мнѣ, и посему я не чувствую огня, коимъ меня опаляете, и не страшусь вашихъ многоразличныхъ мученій, ибо помню евангельскія слова моего Господа: не убойтеся отъ убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити» (Матѳ. 10, 28).

Тогда князь сказалъ мученику:

— «Откуда у тебя такое краснорѣчіе? ты все время былъ воиномъ, какимъ же образомъ ты умѣешь говорить, какъ человѣкъ, прочитавшій много книгъ?»

Святый отвѣчалъ на это князю:

— «Господь нашъ Іисусъ Христосъ сказалъ намъ: егда предъ владыки и цари ведени будете Мене ради... не пецытеся, како или что возглаголете; дастъ бо ся вамъ въ той часъ, что возглаголете» (Матѳ. 1, 18-19).

Князь спросилъ святаго:

— «А вашъ Христосъ зналъ, что вы будете за Него терпѣть такія мученія?»

Мученикъ отвѣчалъ:

— «Поелику Онъ Истинный, то имѣетъ и вѣдѣніе будущаго. Вѣдалъ и вѣдаетъ все, что есть: — и все имѣющее быть Ему извѣстно, и Онъ знаетъ напередъ всѣ наши мысли».

Князь, не зная, что отвѣчать на сіе святому, сказалъ ему:

— «Оставь, Мина, свое празднословіе и избери себѣ одно изъ двухъ: или будь нашимъ, и мы перестанемъ тебя мучить, или будь Христовымъ, и мы тебя умертвимъ».

На это святый громкимъ голосомъ отвѣчалъ:

— «Я Христовъ былъ, и есмь, и буду Христовъ».

Князь сказалъ:

— «Если ты пожелаешь, я отпущу тебя на два или на три дня, чтобы ты хорошенько поразмыслилъ, и сказалъ намъ послѣднее слово».

Но святый отвѣчалъ:

— «Не два и не три дня, но много лѣтъ я исповѣдую вѣру Христову, но у меня никогда и въ мысляхъ даже не было отречься отъ Бога моего, посему и теперь мнѣ не подобаетъ размышлять о семъ. Не надѣйся, князь, слышать отъ меня что-нибудь другое, но вотъ мое послѣднее слово: — отъ Бога моего я не отрекусь, вашимъ бѣсамъ не принесу жертвы и не преклоню колѣнъ моихъ передъ бездушными идолами».

Такой твердый отвѣтъ мученика сильно разгнѣвалъ князя, и онъ повелѣлъ разбросать по землѣ крючки, трезубцы и различные желѣзные гвозди, и влачить по нимъ связаннаго святаго мученика. Но сей, какъ будто влачимый по мягкимъ цвѣтамъ, еще сильнѣе порицалъ многобожіе язычниковъ и смѣялся надъ безуміемъ людей, прельщенныхъ бѣсами. А князь повелѣлъ влачимаго святаго еще бить оловянными прутьями. И такъ святаго Мину мучили долгое время.

Въ это время одинъ изъ бывшихъ при семъ воиновъ, по имени Иліодоръ, сказалъ мучителю:

— «Князь, развѣ твоя свѣтлость не знаетъ, что христіане безумны и не боятся мученій, перенося ихъ такъ, какъ будто они подобны бездушнымъ камнямъ или деревьямъ, а смерть считаютъ сладкимъ питьемъ. Не утруждай болѣе себя, но повели скорѣе умертвить сего ожесточеннаго христіанина».

И князь тотчасъ изрекъ такой приговоръ надъ святымъ:

— «Злого Мину воина, впадшаго въ христіанское нечестіе, и не пожелавшаго послушать царскаго повелѣнія и принести жертву богамъ, мы повелѣваемъ усѣкнуть мечемъ, а тѣло его пусть будетъ предано сожженію передъ всѣмъ народомъ».

Воины взяли святаго мученика Мину и отвели его за городъ, гдѣ и отсѣкли ему главу, и разжегши большой костеръ, бросили въ него многострадальное тѣло святаго мученика. Нѣкоторые же изъ вѣрующихъ, когда погасъ огонь, пришли на сіе мѣсто и собрали оставшіяся отъ сожженія части мощей святаго, и обернувши ихъ чистою пеленою, помазали ароматами [4]. Спустя же немного времени они принесли сіи святые останки въ свой отечественный городъ Александрію [5], гдѣ и погребли ихъ въ честномъ мѣстѣ. Впослѣдствіи на семъ мѣстѣ была построена церковь во имя святаго мученика и по молитвамъ ко святому въ ней совершалось множество чудесъ.

Примѣчанія:
[1] Котуанъ — древній городъ во Фригіи. Фригія — большая область Малой Азіи, обнимала первоначально всю среднюю часть западной половины полуострова, кромѣ того южный берегъ Пропонтиды (Мраморнаго моря) до Гелеспонта (Дарданелы), позднѣе причислявшійся къ Мизіи. Границы ея: на западѣ — Мизія, Лидія и Карія, на югѣ — Ликія, Писидія и Ликаонія, на востокѣ — Каппадокія, на сѣверѣ — Галатія и Виѳинія.
[2] Оба императора царствовали вмѣстѣ съ 284 по 305 г. — Діоклитіанъ — на Востокѣ, Максиміанъ — на Западѣ.
[3] [Съ еврейскаго «да трепещутъ народы».] Въ семъ значеніи ὀργίζεσθαι (гнѣваться) употреблено также въ кн. Исходъ (гл. 15, ст. 14), гдѣ о побѣдоносномъ шествіи Израильтянъ сказано: «слышаша языцы, и прогнѣвашася, болѣзни пріяша живущіи въ Филистимѣ».
[4] Мученическая кончина святаго Мины послѣдовала въ 304 году. Въ Церковной службѣ этого дня вмѣстѣ съ мученикомъ Миною прославляются и свв. мученики Викторъ, Викентій и Стефанида, но большинство церковныхъ пѣснопѣній посвящено мученику Минѣ.
[5] Александрія — знаменитый городъ, основанный Александромъ Великимъ около 333 года до Р. X. на мысѣ, выдающемся въ южный берегъ Средиземнаго моря, (нѣсколько южнѣе нынѣшняго города того же наименованія); былъ нѣкогда центромъ науки и первымъ торговымъ городомъ въ мірѣ; въ началѣ IV вѣка сталъ центромъ христіанства и резиденціей патріарха.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 205-211.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0