Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День десятый.

Страданіе священномученика Милія.

Не прошло и трехъ мѣсяцевъ, какъ предсказаніе это исполнилось. На этотъ городъ сильно разгнѣвался царь [4], вслѣдствіе злоупотребленій и заговора градоправителя и другихъ знатныхъ Еламитянъ, и выслалъ войско, которое разрушило въ конецъ самый городъ, а жителей избило мечами. Святый же отправился въ Іерусалимъ, а оттуда къ Аммону [5], ученику великаго Антонія, въ пустыню Нитрійскую [6]. Пробывъ тамъ два года, онъ возвратился въ Персію. По дорогѣ онъ зашелъ къ одному иноку, проживавшему въ пещерѣ. Войдя въ вертепъ, онъ увидалъ огромнаго змія и сказалъ:

— «Оружіе Господне да погубитъ тебя, змій!»

И, сотворивъ крестное знаменіе, святый дунулъ на змія, и змій тотчасъ издохъ. Отсюда онъ отправился въ свой городъ, гдѣ построилъ церковь, для того, чтобы выпросить прощеніе непокорившемуся и уже претерпѣвшему строгое наказаніе народу.

По прошествіи многихъ лѣтъ, онъ отправился въ Ктезифонъ [7], гдѣ въ это время происходилъ соборъ противъ одного епископа, по имени Папы [8]. На этомъ соборѣ Милій обличилъ епископа сего въ его неправильныхъ притязаніяхъ. И послѣ того, какъ епископъ Папа сталъ укорять и унижать святаго, похваляясь своими трудами, святый предрекъ ему имѣвшій вскорѣ постигнуть его судъ Божій. И дѣйствительно, на слѣдующій же годъ осужденный Папа умеръ.

Изъ Ктезифона Милій отправился въ другой городъ. Князь этого города былъ сильно боленъ уже два года. Узнавъ о пришествіи святаго, онъ послалъ просить его, чтобы онъ посѣтилъ страждущаго и помолился о немъ. Когда посланный передалъ это святому, послѣдній сказалъ ему:

— «Иди и скажи пославшему тебя больному: такъ велитъ епископъ: во имя Іисуса Христа, Коего я, недостойный, проповѣдую, препояшь, не взирая на болѣзнь твою, чресла твои и приди ко мнѣ, чтобы я увидалъ тебя».

Какъ только посланный воротился и передалъ князю повелѣніе святаго, болѣзнь князя прошла, и онъ выздоровѣлъ, какъ будто никогда и не болѣлъ. Пришедши къ святому, онъ припалъ къ честнымъ стопамъ его и, обнимая ихъ, цѣловалъ. При этомъ онъ возсылалъ благодареніе Богу, прославившему такъ святаго мужа. Это преславное чудо обратило многихъ ко Христовой вѣрѣ. Святый Милій въ странѣ той изгонялъ изъ людей бѣсовъ; разслабленную жену, въ теченіе 10 лѣтъ не сходившую съ одра, исцѣлилъ, взявши за руку; одного мужа, ведшаго неправильный судъ и даже давшаго ложную клятву и ни во что поставившаго слова святаго, онъ, для назиданія многимъ, наказалъ проказою, какъ Елисей Гіезія (4 Цар. гл. 5). Въ виду этого, многіе приходили къ нему и исповѣдывали христіанскую вѣру. Много чудесныхъ знаменій сотворилъ святый Милій и въ другихъ мѣстахъ.

Наконецъ, онъ воротился на родину и тамъ обратилъ многихъ ко Христу. Услышавъ о семъ, правитель области Гормизда Гуфризъ повелѣлъ заключить въ темницу Милія и двухъ его учениковъ. Когда затѣмъ святые исповѣдники, по его приказанію, были приведены къ нему на судъ, жестокій правитель сталъ допрашивать ихъ объ ихъ вѣрѣ, угрожая смертію, если они не докажутъ истинности своей вѣры. Но Милій на сіе безбоязненно отвѣчалъ:

— «Вѣра моя — истинная, и я не стану изъ-за лживыхъ рѣчей твоихъ защищать ее. Мое ученіе чисто, и для твоего нечистаго слуха я не буду раскрывать его, но скажу тебѣ истину. Горе тебѣ, безбожный злодѣй, и всѣмъ, подобно тебѣ, оскорбляющимъ Бога! По правдѣ Своей Онъ въ будущемъ вѣкѣ осудитъ васъ на геенну и ея страшный мракъ, и вы будете вѣчно мучиться плачемъ и скрежетомъ зубовъ, ибо вы не хотите познать Подателя благъ, коими похваляетесь и утѣшаетесь».

Видя твердую вѣру исповѣдниковъ Христовыхъ и раздраженный обличеніемъ святаго Милія, Гормизда въ гнѣвѣ вскочилъ и пронзилъ мечемъ грудь святаго. Также и братъ правителя Нерсесъ, объятый такимъ же бѣшенствомъ, ударилъ святаго ножомъ въ сердце. Страстотерпецъ же Христовъ, еще дыша, сказалъ царю и его брату:

— «Такъ какъ вы совѣщались убить меня, совершенно неповиннаго, то завтра, въ тотъ же часъ, въ который пронзили меня, вы прольете кровь другъ друга, и ваша мать останется бездѣтною».

Сказавъ это, онъ предалъ духъ свой. Двухъ учениковъ святаго нечестивые правители повелѣли побить камнями [9]. Тѣла святыхъ мучениковъ, при пѣніи церковномъ, были преданы вѣрующими честному погребенію.

На другой день нечестивый правитель отправился вмѣстѣ съ своимъ братомъ на охоту, не обративъ никакого вниманія на слова святаго. Увидавъ оленя, они оба устремились за нимъ и погнались въ слѣдъ оленя. Когда, измучивъ оленя, они стали стрѣлять въ него, то по ошибкѣ, попали другъ въ друга и такъ скончались.

Примѣчанія:
[1] Изъ области Рахизинской.
[2] Научное образованіе св. Милій получилъ въ Бет-Лапетѣ, въ 80 верстахъ отъ Испагани, одного изъ значительнѣйшихъ городовъ Персіи.
[3] Еламская страна или область лежала по ту сторону Тигра, между южною Месопотаміею, Мидіею, Вавилоніею и Ираномъ. Сузы — древнѣйшій городъ Персидскій, бывшій богатою столицею Сузіаны и резиденціей первоначально Еламскихъ, затѣмъ Персидскихъ Царей.
[4] Здѣсь разумѣется Персидскій царь Сапоръ II.
[5] Скончался въ 350 году. Память его совершается 4-го октября.
[6] Пустыня Нитрійская, излюбленное мѣсто подвижничества древне-христіанскихъ отшельниковъ, въ Нижнемъ Египтѣ, въ 70-ти миляхъ отъ Александріи.
[7] Селевкія-Ктезифонъ — двойной городъ на р. Тигрѣ, одинъ изъ важнѣйшихъ древнихъ торговыхъ пунктовъ на Востокѣ.
[8] Это было въ 334 году. Церковный раздоръ произошелъ изъ-за того, что одинъ епископъ Папа, еще за десять лѣтъ до этого отказавшійся отъ каѳедры, заявилъ незаконныя притязанія на власть въ Церкви.
[9] Это было въ 341 году 13-го ноября, но ради св. Іоанна Златоустаго память ихъ перенесена на 10 ноября.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 197-200.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0