Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День десятый.

Страданіе святаго мученика Ореста.

— «Великій государь, избранникъ боговъ и верховный вождь, молю тебя, повели мнѣ пройти Киликійскія и Каппадокійскія страны и предать различнымъ мученіямъ ненавистныхъ христіанъ, противниковъ нашихъ боговъ и твоей власти. Я сожгу ихъ въ огнѣ, потоплю въ водѣ, раздроблю ихъ тѣла на колесахъ и сломаю ихъ кости, убью мечемъ, отдамъ на съѣденіе звѣрямъ, и, погубляя ихъ всякими способами, истреблю и самую память на землѣ о тѣхъ, кои не покланяются великимъ богамъ и не повинуются твоему владычеству».

Такая рѣчь Максимина очень понравилась царю, и онъ отвѣчалъ ему:

— «Даю тебѣ власть уничтожить все нечестивое христіанство не только въ Киликіи и Каппадокіи, но и во всемъ моемъ царствѣ, да умножится и возвеличится слава отечественныхъ боговъ, нашихъ владыкъ и покровителей всей земли».

Принявъ такую власть отъ царя, Максиминъ съ великою гордостью и озлобленіемъ, подобно тому, какъ хищный волкъ на овецъ, или какъ левъ, рыкающій на слабѣйшихъ звѣрей, отправился губить неповинныхъ христіанъ. Достигнувъ Каппадокійской страны, онъ вошелъ въ одинъ городъ, называемый Тіаны [1], и когда сталъ тамъ спрашивать о христіанахъ, то услыхалъ отъ гражданъ, что въ этомъ городѣ есть врачъ, христіанинъ, по имени Орестъ, который каждодневно съ большимъ усердіемъ учитъ народъ почитать Сына Божія Іисуса Христа и говоритъ, что нѣтъ другого бога, кромѣ Единаго истиннаго Бога, сущаго на небесахъ. Князь Максиминъ, услыхавъ это, повелѣлъ тотчасъ взять Ореста и привести къ нему на судъ.

Когда Орестъ былъ приведенъ на нечестивый судъ, князь гордо посмотрѣлъ на него и грозно снросилъ:

— «Кто ты такой? скажи намъ твое имя?»

Святый отвѣчалъ:

— «Я рабъ Господа моего Іисуса Христа, Единаго Бога всѣхъ, имя мое христіанинъ, ибо Кого я рабъ, Того именемъ и похваляюсь».

Князь сказалъ ему:

— «Такъ какъ ты дерзнулъ называть богомъ Христа, а себя исповѣдалъ христіаниномъ, то ты достоинъ казни, но оставь свое безуміе и принеси жертву богамъ, чтобы тебѣ не претерпѣть мученій».

Святый Орестъ отвѣчалъ на это:

— «Бози, иже небесе и земли не сотвориша, да погибнутъ (Іер. 10, 11), а я еще отъ отрочества своего научился приносить жертву хвалы Богу живому, Коего почитаю чистымъ сердцемъ, твоимъ же безстыднымъ и суетнымъ бѣсамъ, которыхъ ты называешь богами, не поклонюсь».

Князь снова спросилъ Ореста:

— «Отчего ты не скажешь намъ твоего имени, которое тебѣ дано при рожденіи?»

— «Я сказалъ тебѣ, — отвѣчалъ святый, — что я христіанинъ, и это имя для меня гораздо славнѣе имени, даннаго мнѣ родителями, и выше всѣхъ знаменитыхъ именъ въ мірѣ. Если же ты желаешь знать то имя, какое я имѣю отъ рожденія, я скажу тебѣ: отъ плотского рожденія я получилъ имя Орестъ, отъ духовнаго же рожденія называюсь христіаниномъ; а такъ какъ духовное рожденіе выше плотского, то я и считаю для себя большею честью называться христіаниномъ, нежели Орестомъ».

Тогда князь, надѣясь хитростью соблазнить раба Христова, сталъ ему говорить такъ:

— «Жалѣю я, Орестъ, твою молодость, и желаю пощадить тебя; слышалъ я, что ты и во врачебномъ дѣлѣ искусенъ, и потому не буду тебя губить, но совѣтую исполнить царское распоряженіе. Сдѣлавъ такъ, ты будешь мнѣ вмѣсто сына, будешь почитаемъ и прославляемъ всѣми; о тебѣ узнаетъ царь и отъ него ты получишь великую милость».

Но святый отвѣчалъ:

— «Не прельстишь меня, князь, хитрыми твоими словами, ибо я не ищу временной почести и не избѣгаю поношенія за Господа моего, но готовъ претерпѣть за Него всевозможныя мученія, потому что желаю обрѣсти Его благоволеніе и наречься Его сыномъ въ Царствѣ Небесномъ, ибо даде намъ область чадомъ Божіимъ быти, вѣрующимъ во имя Его» (Іоан. 1, 12).

На сіе князь сказалъ Оресту:

— «Безумный и дерзкій человѣкъ, ты прельщаешься, считая Единымъ Богомъ Христа, Коего, какъ злодѣя, распяли Іудеи».

Орестъ отвѣчалъ ему:

— «Если-бы ты узналъ великую силу Распятаго, то отвергъ бы суетное почитаніе идоловъ и поклонился бы Тому, Кто дѣйствительно есть Богъ, рожденный отъ истиннаго невидимаго Бога, соединившій Своею волей Божеское естество съ человѣческимъ и избавившій насъ отъ пагубнаго діавольскаго прельщенія».

Выслушавъ отвѣтъ Ореста, князь сказалъ ему:

— «Своими лукавыми словами ты раздражаешь мой слухъ; неужели ты и меня хочешь обратить въ твою нечестивую вѣру? Знай, что своихъ боговъ я не оставлю и вашему Христу не поклонюсь, а тебѣ скажу: оставь твоего Христа, поклонись нашимъ богамъ и принеси имъ жертвы, и если это сдѣлаешь, получишь власть, равную моей».

Но сіе не прельстило святаго, и онъ отвѣтилъ князю:

— «Я покланяюсь вѣчному Богу, всегда мнѣ оказывающему благодѣянія, — Господу Іисусу Христу, и Ему служу, бѣсамъ же вашимъ не принесу жертвы и никогда не буду участникомъ въ вашемъ пагубномъ нечестіи».

Послѣ этого князь привелъ святаго Ореста въ идольскій храмъ, украшенный золотомъ и серебромъ и наполненный драгоцѣнными идолами, и тамъ сказалъ ему:

— «Поклонись, Орестъ, симъ честнымъ богамъ».

Но святый отвѣчалъ на это:

— «Ты сильно ошибаешься, князь, не зная истины: твои боги сдѣланы на соблазнъ людямъ изъ золота, серебра, мѣди и изъ желѣза; они не видятъ, не слышатъ, такъ какъ сдѣланы руками людей, и не могутъ ни себѣ помочь, ни кому-нибудь другому сдѣлать добро, — ради чего же я буду имъ поклоняться?»

Тогда князь снова сказалъ святому:

— «Отвѣть мнѣ въ послѣдній разъ, Орестъ, поклонишься ли ты богамъ, или нѣтъ — иначе ожидаютъ тебя мученія».

Святый отвѣчалъ:

— «Ты думаешь, князь, что я страшусь твоихъ угрозъ? Нѣтъ, не надѣйся устрашить меня мученіями, но сдѣлай, что желаешь; вѣдь, ты не знаешь, что со мною Господь Іисусъ Христосъ, мой помощникъ».

Послѣ сего князь повелѣлъ обнажить святаго Ореста и сильно бить его тутъ же въ идольскомъ храмѣ. А святый, когда начали его мучить, поднялъ руки къ небу и говорилъ:

— «Призри съ небесе, Боже мой, и помоги мнѣ, рабу Твоему».

Святаго били безъ снисхожденія различными орудіями: палками, веревками и воловьими жилами — и столько времени били его, что сорокъ воиновъ перемѣнились, орудія сломались и разорвались, а на тѣлѣ святаго не осталось цѣлаго мѣста, свободнаго отъ ранъ, и обнажились его внутренности. Но святый Орестъ все мужественнно переносилъ, такъ что всѣ удивлялись такому его терпѣнію.

Въ то время какъ святаго били, князь говорилъ ему:

— «Принеси жертву богамъ, — и я отпущу тебя».

Но страдалецъ ничего не отвѣчалъ на это. Потомъ князь приказалъ опалять ребра святаго раскаленнымъ желѣзомъ, возливать на раны его уксусъ, смѣшанный съ желчью, и посыпать ихъ солью. А святый мученикъ, возведя свои очи къ небу, молился:

— «Боже! сотвори со мною знаменіе во благо, и да видятъ ненавидящіи мя, и постыдятся» (Псал. 85, 17).

И, такъ помолившись, онъ дунулъ на идоловъ стоявшихъ въ храмѣ, и они тотчасъ всѣ упали и разсыпались въ прахъ. Тогда святый громкимъ голосомъ сказалъ князю:

— «Гдѣ же сила твоихъ боговъ, отчего же они не помогли себѣ?»

Всѣ бѣжали вонъ изъ храма, объятые сильнымъ ужасомъ; вышелъ и святый мученикъ, — и какъ только онъ вышелъ, весь храмъ потрясся и развалился.

Князь приказалъ отвести святаго Ореста во внутреннюю темницу и повелѣлъ темничному сторожу не давать святому ни хлѣба, ни воды, но мучить его голодомъ и жаждою. А святый Орестъ, войдя въ темницу, поднялъ свои руки къ небу и сталъ молиться:

— «Господи Іисусе Христе, научившій меня благочестію еще отъ юности моей, и отгнавшій отъ меня всякое нечестивое пожеланіе, заблужденіе и прельщеніе, создавшій небо, землю и море для людей, приведшій въ Свой покой святыхъ Твоихъ Авраама, Исаака и Іакова! молю Тебя, не оставь и меня, ибо я всего себя отдалъ Тебѣ, сопричисли и меня къ лику пострадавшихъ за Твое Имя и наслѣдовавшихъ Твое Царство».

Такъ молился святый и пробылъ въ темницѣ безъ пищи и питья семь дней. На восьмой день князь велѣлъ вывести святаго изъ темницы и привести къ нему на судъ, гдѣ сказалъ ему:

— «Дерзкій и нечестивый человѣкъ, врагъ нашихъ боговъ, ты все еще ожесточенъ и не желаешь покориться! Знай же, что если ты не поклонишься богамъ, то я предамъ тебя ужаснымъ мученіямъ и безъ снисхожденія лишу тебя жизни, а твое нечестивое тѣло повелю утопитъ въ водѣ».

Святый Орестъ на это отвѣтилъ:

— «Я готовъ претерпѣть всякія мученія, ибо я въ сердцѣ своемъ всегда ношу образъ Господа моего Іисуса Христа».

Тогда мучитель, исполнившись ярости, повелѣлъ принести двѣнадцать желѣзныхъ гвоздей, длиною въ пядень [2], и вбить ихъ въ пятки святому Оресту. Когда это было сдѣлано, князь повелѣлъ привязать святаго Ореста къ дикому коню и влачить до тѣхъ поръ, пока святый не умретъ. Конь, сильно гонимый, влачилъ святаго по дорогамъ и по полямъ, по терновнику и по острымъ каменьямъ, и въ сихъ мученіяхъ святый страстотерпецъ Орестъ предалъ духъ свой Господу Богу [3], будучи увлеченъ конемъ за двадцать четыре поприща [4] отъ города. Тѣло его мучитель повелѣлъ бросить въ рѣку, называемую Фива. Но вдругъ явился нѣкій свѣтлый, какъ солнце, человѣкъ и, собравъ мощи святаго, предалъ ихъ погребенію на горѣ, близъ города Тіаны. Богу нашему слава, всегда, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.


Списатель сего житія [5], окончивъ его и уже приготовивъ къ печатанію во святой великой Кіево-Печерской лаврѣ, въ 1685 году въ одну ночь святаго поста предъ Рождествомъ Христовымъ, незадолго до заутрени, въ сонномъ видѣніи, получилъ откровеніе о еще бóльшихъ страданіяхъ святаго мученика. Во снѣ явился ему самъ святый мученикъ Орестъ и, смотря на него веселымъ взоромъ, сказалъ:

— «Я больше пострадалъ за Христа, нежели ты написалъ».

Сказавъ такъ, мученикъ открылъ свою грудь и показалъ въ лѣвомъ боку великую рану, проникающую до самыхъ внутренностей, и сказалъ:

— «Сіе мнѣ желѣзомъ прожжено».

Потомъ, открывъ правую руку до локтя, показалъ рану около самаго локтя, говоря:

— «Сіе мнѣ перерѣзано».

Въ сей ранѣ были видны перерѣзанныя жилы. Также, открывъ лѣвую руку, святый показалъ на ней такую же рану, какъ и на правой рукѣ, и сказалъ:

— «И здѣсь мнѣ перерѣзано».

Послѣ сего, наклонившись, мученикъ обнажилъ до колѣна ногу и, показавъ на сгибѣ колѣна рану, а также обнаживъ и другую ногу до колѣна и показавъ такую же рану на томъ же мѣстѣ, сказалъ:

— «А сіе мнѣ косою разсѣчено».

Затѣмъ, ставъ прямо и смотря въ лицо списателю житія сего, мученикъ сказалъ:

— «Видишь, что я больше пострадалъ за Христа, нежели ты написалъ».

Когда списатель думалъ, какой же сей Орестъ, не тотъ ли, который пострадалъ въ числѣ пяти мучениковъ [6], то святый мученикъ отвѣтилъ на его мысль:

— «Я не тотъ Орестъ, который пострадалъ въ числѣ пяти мучениковъ, но тотъ, житіе коего ты написалъ сегодня».

Во время сихъ словъ святаго Ореста послышался благовѣстъ къ утренѣ, и видѣніе окончилось.

Примѣчанія:
[1] Тіаны, древній городъ Каппадокіи, у подножія Тавра, близъ Киликійскихъ ущелій.
[2] Пядень — древняя мѣра длины. Она равнялась пространству отъ конца большаго пальца до конца мизинца.
[3] Кончина мученика Ореста послѣдовала около 304 года. Память его празднуется еще 9 іюля.
[4] Поприще — мѣра разстояній, равняющаяся нашимъ 690 саженямъ. Слѣдовательно, двадцать четыре поприща составляютъ тридцать три версты съ небольшимъ.
[5] Т. е. св. Димитрій Ростовскій.
[6] Память коихъ празднуется Церковію 13-го декабря.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 191-197.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0