Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 23 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День девятый.

Житіе преподобнаго Іоанна Колова.

— «Не хочу я болѣе ни о чемъ заботиться, но хочу жить въ пустынѣ безъ печали, какъ ангелъ».

Сказавъ это, онъ снялъ съ себя свои одежды и вышелъ изъ кельи. Ночью случился большой морозъ: обнаженный Іоаннъ долго боролся со стужею, наконецъ, будучи не въ силахъ болѣе переносить ее, рѣшился возвратиться обратно въ свою келью.

— «Кто здѣсь», — раздался изъ нея голосъ Даніила, когда замерзающій Іоаннъ постучался въ дверь.

— «Я, братъ твой, — я не могу болѣе переносить мороза и возвратился сюда, чтобы послужить тебѣ», — отвѣчалъ ему Іоаннъ.

— «Уйди, демонъ, — возразилъ Даніилъ, — и не соблазняй меня; — ангелъ о тѣлѣ своемъ не заботится и пищи не требуетъ».

Тутъ понялъ преподобный Іоаннъ, что слишкомъ понадѣялся на свои еще не окрѣпшія въ борьбѣ со страданіями и искушеніями силы, понялъ свою ошибку и горько зарыдалъ о ней. Тогда Даніилъ отворилъ предъ нимъ двери кельи и сказалъ:

— «Братъ мой, такъ какъ ты имѣешь плоть, то и долженъ страдать ради одежды и плоти».

Послѣ такого вразумленія онъ вскорѣ оставилъ Даніила и отправился къ нѣкоему старцу Пимену [4]. Онъ желалъ воспитать въ себѣ твердую волю, готовую на всякіе подвиги, никогда не оставляющую разъ избранный путь, между тѣмъ преподобный Пименъ и былъ извѣстенъ именно твердостію и непреклонностію своей воли. Отреченіе преподобнаго Пимена отъ міра было такъ безпредѣльно, что онъ отказался отъ свиданія даже съ своею матерью, пришедшею въ скитъ навѣстить его. Къ такому-то старцу съ твердымъ характеромъ и направился еще неустановившійся окончательно въ неуклонномъ слѣдованіи избираемымъ подвигамъ, нетерпѣливый, страстный и пылкій Іоаннъ. Придя къ нему, Іоаннъ далъ обѣщаніе повиноваться ему во всемъ, чего бы только тотъ отъ него ни потребовалъ. Преподобный Пименъ, желая испытать его терпѣніе, заставилъ его поливать совершенно сухое дерево, и онъ три года трудился надъ поливкою этого дерева, хотя оно уже настолько было сухо, что трудъ его для всѣхъ долженъ былъ казаться совершенно напраснымъ. Но на самомъ дѣлѣ трудъ и терпѣніе преподобнаго Іоанна не остались напрасными: спустя три года, изсохшее дерево покрылось пышною зеленью и дало обильные плоды. Отъ всѣхъ, бывшихъ свидѣтелями чуда, дерево то было названо «древомъ послушанія» [5]. Придя къ преподобному Пимену съ пылкою душою, преподобный Іоаннъ пріобрѣлъ у него кротость и смиреніе агнца. Разъ сказалъ ему одинъ братъ:

— «У тебя злое сердце».

— «Это правда», — съ кротостію отвѣчалъ ему Іоаннъ, — «и даже болѣе злое, чѣмъ ты думаешь».

Такъ умѣлъ онъ кротко переносить обиды.

Живя сначала подъ чужимъ руководствомъ, преподобный Іоаннъ впослѣдствіи и самъ пріобрѣлъ способность мудро руководить другими. Господь судилъ ему быть руководителемъ и наставникомъ преподобнаго Арсенія Великаго, впослѣдствіи такъ же, какъ и онъ, прославившагося великими подвигами [6]. Этотъ Арсеній, патрицій [7] по происхожденію, прибылъ въ пустыню прямо отъ императорскаго двора, гдѣ онъ былъ наставникомъ дѣтей императора Ѳеодосія Великаго: Гонорія и Аркадія. Оставивъ дворъ, гдѣ его окружали великія почести, онъ, будучи сравнительно еще молодымъ (ему было тогда около сорока лѣтъ), но уже духовно-опытнымъ подвижникомъ, рѣшилъ для продолженія своего духовнаго развитія и дальнѣйшаго совершенствованія отдать свою волю въ безусловное распоряженіе преподобнаго Іоанна. Нѣкоторымъ изъ братій на первыхъ порахъ казалось страннымъ, что мужъ столь высоко-образованный и столь знатнаго происхожденія пришелъ для своего дальнѣйшаго просвѣщенія къ простымъ и неученымъ старцамъ. Одинъ изъ братій не могъ скрыть своего любопытства и спросилъ его однажды:

— «Какъ это ты, изучившій греческія и римскія науки, просишь наставленія у простого и непросвѣщеннаго старца?»

— «Правда, что я владѣю научнымъ образованіемъ, — отвѣчалъ Арсеній, — но я не знаю даже азбуки того, что знаетъ этотъ простой и неученый человѣкъ, потому что (пояснилъ онъ) смиреніе есть начало всѣхъ добродѣтелей, какъ азбука — начало книжнаго бытія».

Такъ цѣнилъ онъ смиреніе, процвѣтавшее въ обители нѣкогда пылкаго и горделиваго Іоанна. Лишь послѣ нѣсколькихъ лѣтъ совмѣстной подвижнической жизни, когда Арсеній услышалъ таинственный голосъ, призывавшій его бѣжать отъ людей и пребывать въ молчаніи, потому что «молчаніе есть корень безгрѣшности», преподобный Іоаннъ благословилъ его оставить сожительство и предаться полному уединенію и безмолвію въ пустынѣ. Но сильная любовь къ своему смиренному наставнику и всѣмъ его ученикамъ заставляли его не разъ оставлять свое пустынное уединеніе и вновь возвращаться на нѣкоторое время въ обитель.

Ревнуя о своемъ спасеніи, преподобный Іоаннъ съ равнымъ же усердіемъ заботился и о спасеніи другихъ. Въ городѣ Александріи въ его время жила нѣкая дѣвица Таисія. Воспитанная благочестивыми родителями, она по смерти ихъ все доставшееся ей состояніе употребила на дѣла благотворительности. Скитскіе старцы, среди которыхъ жилъ преподобный Іоаннъ, приходя въ городъ, не разъ находили для себя пріютъ въ ея домѣ. И вдругъ до старцевъ дошли слухи, что Таисія давно уже прожила свое состояніе и теперь, будучи не въ силахъ бороться съ бѣдностію, обратила свою красоту и молодость въ источникъ средствъ для своего содержанія. Сильно скорбѣли старцы, узнавъ о такомъ паденіи добродѣтельной Таисіи, и рѣшили наконецъ сдѣлать попытку къ отвлеченію сироты отъ ея погибельнаго заблужденія. Это трудное дѣло они рѣшили возложить на преподобнаго Іоанна.

— «Богъ далъ тебѣ мудрость», — обратились они къ нему, «между тѣмъ до насъ дошли слухи, что столько благотворившая намъ сестра Таисія живетъ очень дурно. Потрудись, авва, побывай у ней и поговори съ нею, не придетъ ли она послѣ твоихъ рѣчей въ себя».

Помолился преподобный Іоаннъ и вскорѣ же отправился въ путь. Онъ зналъ, что медлить въ такомъ дѣлѣ нельзя. Съ каждымъ часомъ Таисія могла опускаться въ глубину все большаго и большаго паденія. Вотъ, онъ и предъ домомъ Таисіи, но теперь уже входъ въ него для старцевъ закрытъ. Какъ раньше въ него входили всѣ, желавшіе что либо вынести изъ него на нужды свои, такъ теперь, наоборотъ, входили въ него только тѣ, которые несли съ собою деньги и сокровища. Старецъ кротко обратился къ прислужницѣ съ просьбою доложить госпожѣ о его приходѣ. Но при перемѣнѣ въ настроенности госпожи произошла перемѣна и въ ея прислужницахъ. Грубая служанка, зная, что у смиреннаго старца ничего не можетъ быть общаго съ ея госпожею, отвѣчала сильною бранью на его просьбу. Съ кротостію принялъ ея брань преподобный старецъ и вновь повторилъ свою просьбу только съ такимъ добавленіемъ:

— «Скажи еще госпожѣ твоей, что я могу достать ей драгоцѣнныя вещи».

Тогда прислужница рѣшилась доложить о немъ госпожѣ.

— «Пусть войдетъ, — сказала Таисія, — иноки ходятъ по берегамъ моря, и имъ иногда дѣйствитедьно попадаются драгоцѣнныя раковины и каменья».

Вошелъ преподобный Іоаннъ къ Таисіи, сѣлъ около нея, вздохнулъ тяжело и заплакалъ.

— «О чемъ ты плачешь?» — удивилась Таисія.

— «Что отвратило тебя отъ Іисуса Христа, Жениха Безсмертнаго? Зачѣмъ ты забыла о Его чертогѣ и грязнишь себя нечистыми дѣлами?» — спросилъ ее преподобный.

И вдругъ вспомнился несчастной женщинѣ давно забытый ею Христосъ, любить Котораго въ дѣтствѣ учили ее покойные ея родители. Слова старца Божія, какъ огонь, сожгли всѣ плевелы, заглушившіе добрыя сѣмена, давно посѣянныя въ ея сердцѣ. Искреннее раскаяніе быстро охватило и потрясло все ея существо.

— «Отецъ! Отецъ! Скажи мнѣ: есть ли прощеніе для подобныхъ мнѣ?» — воскликнула она въ страшномъ изступленіи.

— «Есть, — отвѣчалъ старецъ, — Спаситель всегда ждетъ и прощаетъ тѣхъ, кто истинно раскаивается. Покайся и возрадуются о тебѣ всѣ ангелы на небесахъ!»

— «Веди же, веди меня прочь отъ этого мѣста, веди куда хочешь, только укажи мнѣ мѣсто удобное для покаянія», — просила старца Таисія.

Она ушла съ нимъ изъ своего оскверненнаго грѣхами многихъ дней дома, не сдѣлавъ рѣшительно никакихъ распоряженій относительно своего незаконно нажитаго состоянія. Она вся горѣла пламеннымъ желаніемъ никогда не вступать болѣе на избранный было ею скользкій и безпечный путь жизни. Дивился преподобный Іоаннъ чудному дѣйствію Божіей благодати, и, прославляя Всемогущаго и Милосердаго Господа, велъ свою путницу все далѣе и далѣе въ пустынныя мѣста, въ даль отъ грѣховнаго города, гдѣ она едва не погубила себя. Настала ночь. Утомленной путницѣ преподобный сдѣлалъ изъ песку изголовье и сказалъ: «отдохни теперь». Перекрестивъ ее, онъ отошелъ отъ нея и послѣ обычныхъ вечернихъ молитвъ предался и самъ ночному отдыху. И видитъ во снѣ старецъ то мѣсто, гдѣ онъ оставилъ Таисію: окружено оно необычайнымъ сіяніемъ, восходящимъ до самыхъ небесъ; и вотъ небесный ангелъ среди этого сіянія возноситъ ея истерзанную душу къ Самому Господу. Какъ только пробудился старецъ отъ сна, тотчасъ же поспѣшилъ къ тому мѣсту, гдѣ оставилъ Таисію, и, достигнувъ его, дѣйствительно, нашелъ ее уже мертвою.

— «Одинъ часъ искренняго покаянія грѣшницы удовлетворилъ Милосердаго Судію и возвратилъ заблуждшееся дитя къ ея Любвеобильному Отцу», — изрекъ преподобный, и, пробывъ до разсвѣта въ молитвахъ, утромъ похоронилъ тѣло блаженной Таисіи. Возвратившись въ обитель, онъ великую радость доставилъ всѣмъ инокамъ своимъ разсказомъ о чудномъ раскаяніи и прославленіи извѣстной имъ всѣмъ Таисіи [8].

Преподобный Іоаннъ Коловъ извѣстенъ еще какъ и писатель. Помимо многихъ изреченій его, записанныхъ другими иноками, отъ него осталось подробное и прекрасное описаніе житія преподобнаго Паисія [9], составленное имъ, какъ онъ самъ выражается «для общей пользы». Этого Паисія, совратившагося съ добраго пути, преподобный Іоаннъ успѣлъ такъ убѣдить, что тотъ, внезапно и безвозвратно отступившись отъ всего своего состоянія, провелъ остальную свою жизнь въ покаяніи въ дикой пустынѣ. Передавъ въ житіи о многихъ чудесахъ, совершенныхъ преподобнымъ Паисіемъ, преподобный Іоаннъ счелъ нужнымъ сдѣлать отъ себя такое замѣчаніе:

— «Да не усомнятся, слыша о немъ славное и сверхъестественное, и да не подумаютъ, что я что-либо прибавилъ отъ себя для большей чести любезнаго мнѣ отца. Онъ выше всякой человѣческой чести и не требуетъ отъ низшихъ хваленія, ибо похваляемъ въ высшихъ отъ святыхъ ангеловъ. Я разсказываю для пользы слушающихъ и желающихъ подражать его добродѣтелямъ; я передаю только то, что видѣлъ своими глазами и слышалъ своими ушами».

Это краткое замѣчаніе хорошо выясняетъ личность преподобнаго Іоанна, какъ писателя.

Время блаженной кончины преподобнаго Іоанна въ точности не установлено. Приблизительно относятъ то къ 422-му году, то къ 430-му. Что касается мѣста, гдѣ она совершилась, то имъ была пустыня близъ Кольцума, или нынѣшняго Суэца. Святыя мощи его находятся въ церкви св. мученика Мины въ Египтѣ. Имя его, какъ древняго подвижника благочестія, извѣстно и за предѣлами православной Церкви.

Примѣчанія:
[1] Преп. Іоаннъ Коловъ подвизался въ первой половинѣ V-го вѣка.
[2] «Коловъ» (κόλοβος), въ переводѣ съ греческаго: малорослый.
[3] Скитская Египетская пустыня, именовавшаяся также просто «Скитомъ», находилась на разстояніи дневнаго пути (25-30 верстъ) отъ горы Нитрійской, въ сѣверо-западной части Египта. Это была безводная, каменистая пустыня, излюбленное мѣсто Египетскихъ пустынниковъ, прославившееся аскетическими подвигами спасавшихся въ ней иноковъ. Отъ сей мѣстности впослѣдствіи получили наименованіе скита и другія иноческія пустынныя обители, въ коихъ ревностнѣйшіе иноки селились для строжайшаго уединенія и ненарушимаго безмолвія въ Богѣ Единомъ.
[4] Память преподобнаго Пимена Великаго 27 августа.
[5] Это дерево видѣлъ современникъ Іоанна въ 402 году.
[6] Память преподобнаго Арсенія Великаго 17 мая.
[7] Высшее сословіе въ Римской имперіи, соотвѣтствующее нашему родовитому дворянству, называлось патриціями.
[8] Православная Церковь, именуя ее Таисіею Младшею, вспоминаетъ блаженную кончину ея 10 мая.
[9] Память его 19 іюня.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 181-186.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0