Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Ноябрь.
День восьмой.

Соборъ святаго архистратига Михаила и прочихъ небесныхъ силъ безплотныхъ.

Благочестно праздновать соборъ святыхъ ангеловъ святая Церковь приняла по преданію богодухновенныхъ отцовъ, послѣ того, какъ отвергла древнее нечестивое почитаніе ангеловъ, установленное еретиками и идолопоклонниками. Еще въ Ветхомъ Завѣтѣ, когда люди, отступивъ отъ Бога, Создателя своего, стали покланяться созданію Божію и дѣламъ рукъ своихъ, дѣлая идоловъ по подобію видимой твари, елика на небеси горѣ и елика на земли низу (Исх. 20, 4), принося жертвы солнцу, лунѣ и звѣздамъ, въ которыхъ, по ихъ мнѣнію, находилась живая душа, — въ то время люди покланялись и приносили жертвы и ангеламъ, о чемъ такъ сказано въ книгѣ Царствъ: кадяху Ваалу, и солнцу, и лунѣ, и планетамъ и всей силѣ небеснѣй (4 Цар. 23, 5), т. е. ангеламъ, ибо они суть воинство небесное, по сказанному въ Евангеліи: и внезапу бысть со ангеломъ множество вой небесныхъ (Лук. 2, 13). Такое неправильное почитаніе ангеловъ было сильно распространено во времена святыхъ апостоловъ. Святый апостолъ Павелъ о такомъ неправильномъ почитаніи такъ говоритъ: никтоже васъ да прельщаетъ изволеннымъ ему смиреномудріемъ и службою ангеловъ, яже не увѣдѣ уча, безъ ума дмяся отъ ума плоти своея, а не держа Главы (Кол. 2, 18-19), т. е. Христа. Ибо были въ то время нѣкоторые еретики, казавшіеся по виду смиренными и съ гордостью помышляющіе своимъ воздержаніемъ и чистымъ житіемъ подражать ангеламъ. Они учили творить поклоненіе ангеламъ такое же, какъ и Самому Богу. Потомъ появились другіе еретики, проповѣдывавшіе, что ангелы суть творцы видимой твари и, какъ безплотные, выше и достойнѣе почитанія, нежели Христосъ, Сынъ Божій, архангела же Михаила называли богомъ Евреевъ [1]. Наконецъ, иные, предававшіеся волхвованію и обольщавшіе людей, подъ именемъ ангеловъ призывали бѣсовъ и служили имъ, называя ихъ ангелами. Въ особенности же такія ереси умножились въ Колоссахъ [2], принадлежавшихъ къ Лаодикійской митрополіи, гдѣ многими тайно совершалось такое нечестивое, подобное идолопоклонству, почитаніе ангеловъ [3]. Когда же таковое неправильное почитаніе ангеловъ было осуждено и отвергнуто, то было установлено благочестивое и правильное почитаніе и празднованіе имъ, какъ служителямъ Божіимъ и хранителямъ рода человѣческаго [4]. И въ той же Колосской странѣ, гдѣ прежде тайно и нечестиво совершалось почитаніе ангеловъ, началось открыто совершаться православное празднованіе Собора ангеловъ и стали устроять благолѣпные храмы во имя святаго архистратига Михаила — начальника ангеловъ. Такъ, въ Хонахъ [5], надъ чудотворнымъ источникомъ, былъ построенъ благолѣпный и пречудный храмъ, въ которомъ было явленіе святому Архиппу самого святаго архистратига Михаила [6]. Празднованіе Собора святыхъ ангеловъ установлено совершать въ мѣсяцѣ ноябрѣ — девятомъ отъ марта, перваго мѣсяца отъ сотворенія міра — для обозначенія числа чиновъ ангельскихъ, каковыхъ чиновъ считаетъ девять святый Діонисій Ареопагитъ [7], ученикъ святаго апостола Павла, бывшаго восхищеннымъ до третьяго неба (2 Кор. 12, 2), тамъ видѣвшаго различіе чиновъ святыхъ ангеловъ и объяснившаго сіе Діонисію, какъ своему ученику.

Девять чиновъ ангельскихъ раздѣляются на три іерархіи, — въ каждой по три чина — высшую, среднюю и низшую.

Первую — высшую и къ Пресвятой Троицѣ ближайшую іерархію составляютъ: серафимы, херувимы и престолы.

Ближе всѣхъ къ Творцу и Создателю своему предстоятъ боголюбивые шестокрылатые серафимы, какъ видѣлъ пророкъ Исаія, говорящій: серафими стояху окрестъ Его, шесть крилъ единому и шесть крилъ другому (Ис. 6, 2). Они огнеобразны, какъ непосредственно предстоящіе Тому, о Которомъ пишется: Богъ нашъ – огнь поядаяй есть (Дан. Евр. 12, 29): престолъ Его пламень огненный; обличіе же славы Господни яко огнь пламенея (Исх. 24, 17). Они пламенѣютъ любовію къ Богу и другихъ возбуждаютъ къ таковой же любви, какъ показываетъ и самое имя ихъ, ибо «серафимъ» съ еврейскаго языка значитъ: пламенѣющій.

Послѣ серафимовъ предъ всевѣдущимъ Богомъ, живущимъ во свѣтѣ неприступномъ, предстоятъ въ несказанной свѣтлости многоочитые херувимы, болѣе иныхъ низшихъ чиновъ сіяющіе всегда свѣтомъ богопознанія, вѣдѣніемъ таинствъ Божіихъ и глубины Его премудрости, сами просвѣщаемые и другихъ просвѣщающіе. Имя ихъ — «херувимъ» — по переводу съ еврейскаго языка значитъ: многое разумѣніе или изліяніе премудрости, такъ какъ чрезъ херувимовъ другимъ ниспосылается премудрость и подается просвѣщеніе умныхъ очесъ для боговидѣнія и богопознанія.

Затѣмъ — предъ Сидящимъ на престолѣ высокомъ и превознесенномъ предстоятъ богоносные (какъ называетъ ихъ святый Діонисій Ареопагитъ) престолы, ибо на нихъ, какъ на разумныхъ престолахъ (какъ пишетъ святый Максимъ исповѣдникъ,) разумно почиваетъ Богъ. Богоносными же они называются не по существу, но по благодати и по своему служенію, тогда какъ плоть Іисуса Христа, (какъ пишетъ святый Василій Великій), называется богоносною по существу, такъ какъ она соединена нераздѣльно съ Самимъ Богомъ Словомъ. Престолы же называются богоносными не но существу, но по благодати, данной для ихъ служенія, — какъ таинственно и непостижимо носящіе въ себѣ Бога. Почивая на нихъ непостижимымъ образомъ, Богъ совершаетъ Свой праведный судъ, по сказанному Давидомъ: сѣлъ еси на престолѣ судяй правду (Псал. 9. 5). Посему чрезъ нихъ преимущественно проявляется правосудіе Божіе: они служатъ Его правосудію, прославляютъ оное и изливаютъ силу правосудія на престолы [8] земныхъ судей, помогая царямъ и владыкамъ производить праведный cудъ.

Въ средней іерархіи также заключается три чина святыхъ ангеловъ: господства, силы и власти.

Господства — называются такъ потому, что они господствуютъ надъ прочими, которые слѣдуютъ за сими чинами ангеловъ, будучи сами свободными. Оставивъ же, какъ говоритъ святый Діонисій Ареопагитъ, рабскій страхъ, они добровольно и съ радостію служатъ непрестанно Богу. Также ниспосылаютъ они силу къ благоразумному владенію и мудрому управленію поставленнымъ отъ Бога на землѣ властямъ, дабы тѣ хорошо управляли порученными имъ областями. Затѣмъ — они учатъ владѣть чувствами, смирять въ себѣ непотребныя вожделѣнія и страсти, порабощать плоть духу, господствовать надъ своею волею и быть выше всякаго искушенія.

Силы, исполненныя божественной крѣпости, исполняютъ немедленно волю Всевышняго и Всемогущаго своего Господа, крѣпкаго и сильнаго. Онѣ творятъ и превеликія чудеса и ниспосылаютъ ту же благодать чудотворенія угодникамъ Божіимъ, достойнымъ таковой благодати, чтобы тѣ могли творить чудеса, исцѣлять всякія болѣзни и предвозвѣщать будущее. Святыя Силы помогаютъ и людямъ труждающимся и обремененнымъ въ несеніи возложеннаго на нихъ какого-нибудь послушанія, — чѣмъ объясняютъ свое имя — «силы» — и носятъ немощи немощныхъ. Они также укрѣпляютъ каждаго человѣка въ терпѣніи, — чтобы онъ не изнемогалъ въ скорби, но съ крѣпкимъ духомъ и мужественно переносилъ всѣ напасти, со смиреніемъ, благодаря за все Бога, все устрояющаго къ пользѣ нашей.

Власти — называются такъ потому, что имѣютъ власть надъ діаволомъ, чтобы укрощать власть бѣсовскую, отражать наводимыя ими на людей искушенія и не допускать бѣсовъ причинять кому-либо вредъ въ такой степени, въ какой бы они желали. Власти утверждаютъ добрыхъ подвижниковъ въ духовныхъ подвигахъ и трудахъ, оберегая ихъ, чтобы они не лишились духовнаго царствія; борющимся же со страстями и похотями помогаютъ отгонять злые помыслы, навѣты вражіи и побѣждать діавола.

Въ низшей іерархіи также три чина: начала, архангелы и ангелы.

Начала — называются такъ потому, что имѣютъ начальствованіе надъ низшими ангелами, направляя оныхъ къ исполненію божественныхъ повелѣній. Имъ поручено также управленіе вселенной и охраненіе всѣхъ царствъ и княжествъ, земель и всѣхъ народовъ, племенъ и языковъ, ибо каждое царство, племя и народъ, изъ небеснаго чина, называемаго началами, имѣютъ особаго для себя хранителя и управителя всей своей стороны [9]. Затѣмъ — служеніе этого ангельскаго чина (по объясненію святаго Григорія Двоеслова) состоитъ въ томъ, чтобы наставлять людей воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званію. Наконецъ, ангелы этого чина возводятъ достойныхъ людей на различныя почетныя должности и наставляютъ ихъ, чтобы они принимали власть не ради своего прибытка и пользы, не ради любочестія и суетной славы, но ради чести Божіей, ради распространенія и умноженія святой Его славы и ради пользы ближнихъ, — служа общимъ нуждамъ всѣхъ своихъ подчиненныхъ.

Архангелами называются великіе благовѣстники, благовѣствующіе о великомъ и преславномъ. Служеніе ихъ (какъ говоритъ великій Діонисій Ареопагитъ) состоитъ въ томъ, чтобы открывать пророчества, познаніе и разумѣніе воли Божіей, что получаютъ они отъ высшихъ чиновъ и возвѣщаютъ низшимъ чинамъ — ангеламъ, — а чрезъ нихъ — людямъ. Святый же Григорій Двоесловъ говоритъ, что архангелы укрѣпляютъ въ людяхъ святую вѣру, просвѣщая умъ ихъ свѣтомъ познанія святаго евангелія и открывая таинства благочестивой вѣры.

Ангелы — въ небесной іерархіи ниже всѣхъ чиновъ и ближе всѣхъ къ людямъ. Они возвѣщаютъ меньшія тайны и намѣренія Божіи и наставляютъ людей добродѣтельно и праведно жить для Бога. Они приставлены для храненія каждаго изъ насъ — вѣрующихъ: людей добродѣтельныхъ поддерживаютъ отъ паденія, падшихъ — поднимаютъ, и никогда не оставляютъ насъ, хотя бы мы и согрѣшили, ибо всегда готовы помогать намъ, если только мы сами пожелаемъ.

Но и всѣ высшіе небесные чины называются общимъ именемъ — ангеловъ. Хотя они по своему положенію и по данной отъ Бога благодати и имѣютъ разныя наименованія (какъ-то: серафимы, херувимы, престолы и прочіе чины), однако всѣ вообще называются ангелами, ибо слово ангелъ есть названіе не существа, но служенія, по писанному: не вси ли суть служебніи дуси, въ служеніе посылаеми (Евр. 1, 14). Служеніе же ихъ различно и неодинаково, и каждый чинъ имѣетъ собственное свое служеніе, ибо премудрый Создатель не всѣмъ въ одинаковой мѣрѣ открываетъ тайны Своего намѣренія, но отъ однихъ къ другимъ, чрезъ высшихъ просвѣщаетъ низшихъ, открывая имъ Свою волю и повелѣвая оную исполнять, какъ это ясно видно изъ книги пророка Захаріи. Тамъ говорится о томъ, какъ одинъ ангелъ послѣ бесѣды съ пророкомъ, встрѣтилъ другого, который повелѣлъ ему опять идти къ пророку и открыть будущую судьбу Іерусалима: се ангелъ глаголяй ко мнѣ стояше, и инъ ангелъ исхождаше во срѣтеніе ему. И рече къ нему, глаголя: тецы и рцы къ юноши оному (т. е. къ пророку Захаріи), глаголя: плодовито населится Иерусалимъ отъ множества человѣковъ, и азъ буду ему, глаголетъ Господь, стѣна огненна окрестъ (Зах. 2, 3-5). Разсуждая объ этомъ, святый Григорій говоритъ:

— «Когда одинъ ангелъ говоритъ другому: тецы и глаголи къ юноши оному, — нѣтъ сомнѣнія, что одни ангелы посылаютъ другихъ, низшіе — посылаются, высшіе — посылаютъ» [10].

Точно также и въ пророчествѣ Даніила находимъ, что одинъ ангелъ повелѣваетъ другому ангелу истолковать видѣніе пророку (Дан. 8, 16). Отсюда ясно, что ангелы высшихъ чиновъ открываютъ божественную волю и намѣренія Творца своего ангеламъ чиновъ низшихъ, просвѣщаютъ ихъ и посылаютъ къ людямъ.

Православная воинствующая Церковь, нуждаясь въ помощи ангеловъ, празднуетъ соборъ всѣхъ девяти чиновъ ангельскихъ нарочитымъ моленіемъ, какъ и слѣдуетъ, въ восьмой день сего мѣсяца ноября, т. е. девятаго мѣсяца, ибо всѣ эти девять чиновъ ангельскихъ соберутся въ день страшнаго суда Господня, каковый день божественными учителями церкви называется днемъ восьмымъ, ибо, говорятъ они, по окончаніи семи тысячъ лѣтъ, наступитъ какъ-бы день восьмой, егда пріидетъ Сынъ человѣческій (и Божій, Судія праведный) въ славѣ Своей, и вси святіи ангели съ Нимъ (какъ Самъ Господь предсказалъ въ Евангеліи — Матѳ. 25, 31). И послетъ ангелы Своя съ трубнымъ гласомъ веліимъ, и соберутъ избранныя Его отъ четырехъ вѣтръ (Матѳ. 24, 31), т. е. отъ востока, запада, сѣвера и юга.

О, еслибы они тогда собрали къ лику избранниковъ Божіихъ и насъ, Соборъ ихъ съ честію празднующихъ!

Надъ всѣми вышепоименованными девятью небесными чинами ангеловъ чиноначальникомъ и вождемъ поставленъ Богомъ святый архистратигъ Михаилъ, какъ вѣрный служитель Божій [11]. Онъ во время пагубнаго впаденія въ гордость сатаны, его отступленія отъ Бога и ниспаденія въ бездну, собравъ всѣ чины и воинства ангельскія, велегласно воскликнулъ:

— «Вонмемъ, станемъ добрѣ предъ Творцомъ нашимъ и не будемъ думать о томъ, что противно Богу! Вонмемъ, что потерпѣли тѣ, которые были созданы вмѣстѣ съ нами и доселѣ вмѣстѣ съ нами были причастниками божественнаго свѣта! Вонмемъ, какъ они ради гордости внезапно отъ свѣта впали во тьму и съ высоты низверглись въ бездну! Вонмемъ, какъ спала съ неба восходящая заутра Денница [12] и сокрушилась на землѣ»! [13]

Говоря такъ ко всему собору ангеловъ, онъ, стоя впереди, началъ съ серафимами и херувимами и со всѣми небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздѣльную Троицу, Единаго Бога, согласно воспѣвая торжественную пѣснь:

Святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ, исполнь небо и земля, славы Твоея!

Таковое соединеніе святыхъ ангеловъ получило имя Собора ангельскаго, ибо они совокупно и единогласно славятъ Отца, и Сына, и Святаго Духа, — Святую Троицу, Ему же и отъ насъ земныхъ да будетъ слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Относительно указанныхъ еретиковъ святый Епифаній Кипрскій въ книгѣ «о ересяхъ» сообщаетъ слѣдующее: «они назывались саторниліанами — отъ Саторнила, родоначальника этой ереси. Саторнилъ жилъ въ Сиріи, близъ Данфиса, гдѣ впервые распространилъ свое ученіе. Дѣятельнымъ помощникомъ у него былъ Василидъ, который распространялъ это ученіе въ Египтѣ. Ученіе ихъ объ ангелахъ сводилось къ слѣдующему: семь ангеловъ создали міръ и все, что въ мірѣ. Твореніе человѣка произошло такъ: ангелы, собравшись вмѣстѣ, замыслили и сообща создали человѣка, по подобію приникшаго свыше свѣтлаго образа... Но, когда былъ сотворенъ человѣкъ, ангелы по безсилію своему не могли довершить его творенія. Человѣкъ лежалъ на землѣ и былъ приниженъ на подобіе пресмыкающаго червя до тѣхъ поръ, пока Всевышняя Сила, приникнувъ и умилосердившись, ради собственнаго Своего образа и вида, изъ милости не послала искру Своей силы и такимъ образомъ ею возстановила и оживотворила человѣка. Эта искра — душа человѣка, которой непремѣнно должно спастись».
[2] Колоссы — многолюдный городъ въ древней Фригіи (въ Малой Азіи) при рѣкѣ Ликусѣ (притокъ Меандра). Въ 65 г. по Р. X. этотъ городъ вмѣстѣ съ сосѣдними городами Лаодикіей и Іераполисомъ былъ почти совершенно уничтоженъ страшнымъ землетрясеніемъ, но впослѣдствіи былъ возобновленъ и процвѣталъ до XII столѣтія. Впослѣдствіи назывался Хоны.
[3] Какъ видно изъ 36 правила Лаодикійскаго собора, этимъ правиломъ осуждаются еретики молящіеся не Богу, а только ангеламъ, какъ бы творцамъ и правителямъ міра.
[4] Помѣстный Лаодикійскій соборъ, на которомъ 35-мъ правиломъ было отвергнуто нечестивое почитаніе ангеловъ и установлено правильное ихъ почитаніе и празднованіе Собору ихъ, былъ во времена святаго Сильвестра, папы Римскаго, за нѣсколько лѣтъ до перваго вселенскаго Никейскаго собора. Этотъ Лаодикійскій соборъ былъ въ 319 г., а по мнѣнію другихъ, въ 320 и 321 г.; епископовъ на томъ соборѣ было 32; предсѣдательствовалъ на немъ митрополитъ Лаодикійскій Нунехій.
[5] О Хонахъ см. выше прим. 2.
[6] Воспоминаніе о семъ чудѣ совершается 6-го сентября.
[7] Память святаго Діонисія Ареопагита совершается 3-го октября. Ученіе объ ангелахъ изложено имъ въ сочиненіи «О небесной іерархіи».
[8] «Престолы земныхъ судей» — образное выраженіе относительно предѣловъ власти земныхъ судей.
[9] Ученіе о томъ, что каждый народъ и каждое царство имѣютъ своего ангела, основывается на словахъ пророка Даніила въ его кн. — гл. 10, ст. 13, гдѣ говорится объ ангелахъ царства Персидскаго и Іудейскаго.
[10] Святый Григорій Двоесловъ. Толкованіе 1 на Евангеліе.
[11] По значенію слова, Михаилъ есть ангелъ, обладающій необыкновенною, безпримѣрною духовною силою. У прор. Даніила онъ представляется особеннымъ защитникомъ и покровителемъ народа Іудейскаго (Дан. 10, 13. 21; 12, 1). Въ откровеніи св. Іоанна Богослова архангелъ Михаилъ изображается защитникомъ христіанъ и низложителемъ дракона съ его ангелами: была война на небѣ; Михаилъ и ангелы его воевали противъ дракона, и низверженъ былъ великій драконъ, змій древній, называемый діаволомъ и сатаною, съ его ангелами на землю; тогда въ злобѣ своей онъ началъ вредить Церкви Христовой и продолжаетъ вести брань со святыми (Апок. 12, 1-17); но, въ утѣшеніе вѣрующимъ дается видѣть въ Откровеніи, что это исконная борьба съ врагомъ нашего спасенія окончится совершенною побѣдою Агнца (Апок. гл. 19-20), и что въ борьбѣ съ зміемъ мы имѣемъ высшихъ защитниковъ и покровителей, во главѣ со святымъ архангеломъ Михаиломъ. Почитаніе святаго архангела Михаила въ Православной Церкви восходитъ къ самымъ древнимъ временамъ.
[12] Денница — заря утренняя. Здѣсь подъ денницею разумѣется отпадшій ангелъ, сатана, который былъ сотворенъ Богомъ прежде міра видимаго свѣтлымъ духомъ, какъ бы восходящей, ясной утренней зарей, но, возгордившись и возставъ противъ Бога, низпалъ въ бездну и подвергся вѣчному осужденію.
[13] Святый Григорій Двоесловъ. Толкованіе 4 на Евангеліе.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 146-155.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0