Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День шестой.

Сказаніе о преподобномъ Варлаамѣ Керетскомъ [1].

Преподобный Варлаамъ жилъ во дни царя Іоанна Васильевича Грознаго [2]. Родился и воспитался онъ близъ Бѣлаго моря, въ Керетской волости [3]. Наученный грамотѣ, Варлаамъ поставленъ былъ священникомъ къ церкви святителя Николая Чудотворца въ городѣ Колѣ [4] и ревностно служилъ Господу, поучая людей, какъ истинный пастырь, закону Господню.

Но врагъ рода человѣческаго уловилъ праведнаго въ свои сѣти: внушилъ священнику чувство ревности къ женѣ, затѣмъ, обольстивъ его, побудилъ убить ни въ чемъ неповинную женщину, что тотъ и исполнилъ [5]. Совершивъ такой страшный грѣхъ, Варлаамъ убѣдился скоро въ невинности своей супруги, понялъ всю степень своего паденія, началъ каяться, строго постился и горько плакалъ. Признавъ себя недостойнымъ продолжать священническое служеніе, онъ совсѣмъ оставилъ должность. Этого мало. Чтобы искупить великую вину свою, раскаявшійся убійца подвергаетъ себя чрезвычайно тяжкому наказанію. Трупъ жены своей онъ положилъ въ карбасъ [6] и въ этомъ карбасѣ плавалъ по морю, плавалъ непрерывно съ мѣста на мѣсто и до тѣхъ поръ, пока мертвое тѣло убитой не истлѣло вовсе. Начавъ отъ Колы, и держась обыкновенно берега, Варлаамъ направлялся по Сѣверному Ледовитому океану на востокъ, къ Бѣлому морю; огибалъ онъ Святый Мысъ или Носъ [7], около котораго море опасно для плаванія; далѣе заходилъ въ Бѣлое море и достигалъ родной Керети при Кандалакской губѣ. Люди съ удивленіемъ видѣли человѣка, который одинъ въ своемъ карбасѣ плавалъ по морю, не останавливаясь, безъ отдыха. Варлаамъ не ждалъ себѣ, какъ обыкновенные мореплаватели, попутнаго вѣтра, чтобы плыть на парусахъ; напротивъ, плавалъ противъ вѣтра, противъ волнъ океана, работая постоянно весломъ, не выпуская весла изъ рукъ своихъ и воспѣвая псалмы Давида. Непрерывно трудясь днемъ, преподобный ночи проводилъ безъ сна, со слезами моля Господа объ отпущеніи грѣха. Такъ искупалъ убійца-священникъ вину свою.

Потрудившись довольное время, преподобный Варлаамъ восхотѣлъ принять отъ Бога извѣщеніе о томъ, прощенъ ли грѣхъ его. Древняя повѣсть о преподобномъ разсказываетъ, что около Святаго Мыса плаваніе было опасно потому, что здѣсь водились особые морскіе черви, которые протачивали суда [8]. Черви эти не причинили никакого вреда преподобному, но онъ хотѣлъ сдѣлать безвреднымъ плаваніе около Мыса для всѣхъ. Святый помолился Богу и былъ скоро услышанъ: черви безслѣдно пропали и съ тѣхъ поръ путь около Святаго Мыса сталъ безопасенъ для плаванія.

Принявъ чудо за извѣщеніе о томъ, что Господь уже простилъ великій грѣхъ его, преподобный Варлаамъ вскорѣ оставляетъ міръ, принимаетъ иноческое постриженіе и поселяется въ лѣсной пустынѣ, близъ озера Керети. Преданіе разсказываетъ, что отшельника въ его уединеніи безпокоили женщины, которыя лѣтомъ приходили въ лѣсъ собирать ягоды и при этомъ распѣвали мірскія пѣсни. Безпокойство заставило подвижника оставить Кереть и удалиться къ Чупской губѣ [9]. Тамъ преподобный и скончался [10].

Неизвѣстно, когда и кѣмъ многострадальное и трудолюбное тѣло преподобнаго Варлаама принесено было въ село Кереть и погребено здѣсь при церкви святаго Георгія, за алтаремъ съ восточной стороны.

Съ первыхъ десятилѣтій XVII вѣка среди населенія сѣвернаго Поморья началось почитаніе Керетскаго подвижника святымъ. Въ 1664 году со словъ трехъ свидѣтелей — Петра Васильевича Буторина, Іакова Носкова (или Поснова) и Евѳимія Больнищева — записаны были явленія и чудеса преподобнаго, которыя съ достаточной ясностью указываютъ на то великое благоговѣніе, съ какимъ относились жители Поморья къ памяти угодника Божія [11].

Петръ Васильевичъ Буторинъ, еще будучи 10-лѣтнимъ мальчикомъ, выѣхалъ съ отцемъ на рыбную ловлю въ Бѣлое море, къ Сонъ-острову. И видѣлъ Петръ во снѣ, будто плывутъ они близъ Шарапова мыса [12]. Поднялась буря. Мальчикъ съ ужасомъ замѣтилъ, что карбасъ ихъ полонъ воды, а спереди шла на нихъ волна, готовая потопить ихъ. Но затѣмъ Петръ видитъ старца съ сѣдой бородой, защищающаго ихъ судно отъ напора волны. И вдругъ карбасъ очутился въ защищенномъ отъ волнъ мѣстѣ, за коргою [13]. Когда минула опасность, старецъ сказалъ мальчику:

— «Вы потонули бы, еслибы не я, Варлаамъ изъ Керети».

И велѣлъ ему повѣдать о томъ людямъ. Петръ проснулся и разсказалъ сонъ свой отцу, но тотъ не обратилъ вниманія на слова мальчика.

Утромъ рыболовы увидѣли ладью, признали, что ладья Керетская, но не рѣшились подойти къ ней, такъ какъ поднялась большая зыбь, — начиналась буря. По приказанію отца Петрова, поплыли въ Керетскую волость за хлѣбомъ и сонъ мальчика сбылся теперь наяву: волна залила лодку; рыбаками овладѣли ужасъ и отчаяніе, потому что они видѣли волну еще болѣе яростную, которая приближалась и грозила покрыть и похоронить ихъ. Но внезапно какой-то невидимой силой карбасъ былъ отброшенъ къ берегу, за коргу. Тогда они вычерпали воду изъ карбаса и благополучно доплыли до волости.

Черезъ пять дней преподобный вторично явился Петру во снѣ; теперь укорялъ его и грозился бить, если онъ не разскажетъ людямъ о своихъ видѣніяхъ и о чудѣ святаго.

При царѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ, послѣ Литовской войны [14] въ Кольскій островъ, то-есть въ городъ Колу, присланъ былъ воеводой Гурій Ивановичъ Волынцевъ. Захворалъ онъ черной немочью и былъ удрученъ, потому что ниоткуда не ждалъ себѣ помощи. Тогда явился Гурію святый Варлаамъ въ иноческомъ видѣ и сказалъ:

— «Не скорби, человѣче, избавитъ тебя Богъ отъ болѣзни твоей».

На вопросъ воеводы, кто явившійся и откуда, старецъ отвѣчалъ:

— «Я Варлаамъ изъ Керети».

Гурій никогда не слыхалъ о преподобномъ Варлаамѣ. Поэтому сталъ разузнавать о немъ, и отъ одного Керетскаго уроженца узналъ подробно о житіи и подвигахъ преподобнаго. Освѣдомившись о томъ, что могила святаго въ небреженіи, исцѣленный воевода далъ средства на устройство гробницы и креста на ней. Болѣзнь Волынцева болѣе не повторялась.

Два купца изъ Каргополя [15] Іаковъ Носковъ (или Посновъ) и Евѳимій Больнищевъ плыли весною отъ Онежскаго устья въ Колу торговать. Когда они прошли Соловецкій островъ, ихъ ладью сталъ затирать наносный ледъ. Долго и безуспѣшно боролись со льдомъ мореходы и уже отчаялись въ своемъ спасеніи. Стоявшій на кормѣ ладьи Евеимій задремалъ отъ утомленія. Вдругъ увидалъ онъ въ лодкѣ своей старца, который его спрашивалъ:

— «Далекъ ли, братіе, путь вашъ?»

Евѳимій отвѣчалъ:

— «Идемъ торговать въ Поморье, но насъ затерло льдомъ и мы погибаемъ».

— «Не скорби, брате, утѣшалъ его старецъ, поѣдете вы въ Кереть и Богъ дастъ вамъ путь чистъ».

Самъ пошелъ на носъ ладьи и началъ распихивать льдины. Проснувшись, Евеимій разсказалъ спутникамъ о своемъ сновидѣніи. Дѣйствительно вскорѣ увидали они сквозь льдины какъ бы дорогу. Начало проясняться и попутный вѣтеръ вынесъ ихъ невредимыми изъ льдовъ въ море. Приплывъ въ Кереть, мореходы разсказали о явленіи святаго Варлаама и о чудесномъ избавленіи своемъ отъ смерти. Благодарный за спасеніе, Евѳимій поставилъ часовню надъ гробомъ преподобнаго.

Никифоръ съ Сѣверной Двины [16] вмѣстѣ съ товарищами своими плылъ домой съ Мурманскаго берега [17]. Страшная буря застигла ихъ противъ Святаго Мыса. Мачту ладьи ихъ сломало, парусъ и весла унесло въ море. Захлестывая безпомощную ладью, волны носили ее нѣсколько дней по морю. Положеніе мореплавателей стало безнадежнымъ, когда ладью понесло отъ берега въ открытое море. Тогда Никифору явился во снѣ мужъ и сказалъ:

— «Зачѣмъ вы впали въ отчаяніе и уже не думаете о себѣ? Парусъ вашъ подъ ладьею и три весла; и мачта тутъ же, но вы не ставите ее. Приступите къ дѣлу и будьте осторожны».

Никифоръ разсказалъ товарищамъ о видѣніи. Точасъ стали искать парусъ и скоро нашли его подъ лодкой вмѣстѣ съ мачтой и рулемъ. Измученные работой, мореходы заснули; снова явился имъ старецъ и снова ободрялъ ихъ:

— «Кто ты, промышляющій и пекущійся о насъ?» — спросилъ его Никифоръ.

— «Я Варлаамъ изъ Керети», — отвѣтилъ старецъ.

На третій день при попутномъ вѣтрѣ мореплаватели благополучно достигли устья Двины. На второй годъ послѣ этого происшествія пришелъ Никифоръ въ Кереть и сталъ разспрашивать, кто такой здѣсь Варлаамъ (онъ считалъ чудотворца еще живымъ). Никифору сказали, что ему явился и оказалъ помощь почившій угодникъ Божій, и показали гробницу святаго. Тогда Никифоръ принесъ на гробъ чудотворца много свѣчъ и, молясь, благодарилъ его за чудесное спасеніе свое.

Къ 20-мъ годамъ XVIII вѣка мѣстное почитаніе преподобнаго Варлаама установилось. Тогда были свидѣтельствованы и мощи его. Однако подвижникъ не былъ причисленъ Церковію къ лику святыхъ, общецерковно чтимыхъ [18]. До сихъ поръ преподобный Варлаамъ чтится мѣстно и признается жителями Поморскаго края покровителемъ мореходовъ. Въ молитвѣ угоднику Божію говорится: Молимся, избави и сохрани насъ отъ всякихъ напастей, и на мори отъ зѣльнаго обуреванія и отъ истопленія морскаго невредны сохрани.

Примѣчанія:
[1] Источникъ свѣдѣній о преп. Варлаамѣ — древняя «Повѣсть вкратцѣ». Она написана неизвѣстнымъ лицемъ не ранѣе конца XVI в. и не позднѣе 1664 г. Память объ угодникѣ Божіемъ живетъ въ народѣ до сихъ поръ, и въ устномъ преданіи о немъ встрѣчаются интересныя подробности, дополняющія разсказъ древней повѣсти.
[2] Іоаннъ Грозный царствовалъ съ 1533 г. по 1584 г.
[3] Керетская волость — Архангельской губерніи, Кемскаго уѣзда. Лежитъ на сѣверо-западномъ берегу Бѣлаго моря, близъ Кандалакской губы. Главнымъ мѣстомъ волости въ XVI в. было существующее донынѣ село Кереть (при рѣкѣ того же имени, вытекающей изъ озера Керети), — отстоящее отъ г. Кеми къ сѣверо-западу на 191 версту.
[4] Кола — заштатный городъ тѣхъ же губерніи и уѣзда; самый сѣверный изъ городовъ Европейской Россіи. Стоитъ на Мурманскомъ берегу, на концѣ длиннаго залива Сѣвернаго океана.
[5] По преданію, жена Варлаама оказалась неповинной, такъ какъ самъ діаволъ обморочилъ святаго: принялъ на себя видъ мущины и вышелъ изъ горницы жены священника.
[6] Карбасъ — большая лодка, гребная и парусная, на 4-10 веселъ; употребляется для перевозки людей и тяжестей по рѣкамъ и морю.
[7] Святый Носъ или Мысъ находится на Лапландскомъ берегу Сѣвернаго океана, Архангельской губ., Кемскаго уѣзда.
[8] Эти черви — молюски, называемые «корабельныя сверлила», протачивали суда даже изъ самаго крѣпкаго лѣса и заставляли судовщиковъ проходить Святый Носъ не моремъ, а волокомъ, т.-е. переносить суда берегомъ.
[9] Чупская губа — при устьѣ р. Чаванги (или Чеванги), вытекающей изъ Чупскаго или Чуповскаго озера на Терскомъ или сѣверномъ берегу Бѣлаго моря, — въ томъ же Кемскомъ у., Арханг. губ.
[10] Время кончины преп. Варлаама точно неизвѣстно. Вѣроятно послѣдовала она въ концѣ XVI вѣка. — Преданіе прибавляетъ, что при Чупской губѣ подвижникъ построилъ часовню, а самъ жилъ въ пещерѣ со звѣрями; подвизался онъ будто бы около 100 лѣтъ и проповѣдывалъ вѣру Христову финскимъ инородцамъ — Лопарямъ и Чуди.
[11] Къ сожалѣнію, чудеса эти не были въ свое время провѣрены, а когда въ 20-хъ годахъ XVIII в. возникла мысль о признаніи Керетскаго подвижника святымъ, свидѣтелей чудесъ (названныхъ трехъ лицъ) въ живыхъ уже не было.
[12] Сонъ-островъ Архангельской губ., Кемскаго уѣзда къ юго-востоку отъ мыса Шарапова, близъ Корельскаго берега. Островъ пустынный, покрытый лѣсомъ.
[13] Коргою въ Архангельской губерніи называютъ каменную подводную гряду или рифъ.
[14] Михаилъ Ѳеодоровичъ царствовалъ съ 1613 г. по 1645 г. Здѣсь, вѣроятно, разумѣется вторая Литовская война, окончившаяся въ 1635 г.
[15] Каргополь — уѣзд. городъ Олонецкой губерніи, на лѣвомъ берегу р. Онеги, въ 3 верстахъ отъ истока ея изъ озера Лаче.
[16] Сѣверная Двина — большая рѣка, образующаяся въ Вологодской губ. изъ сліянія рѣкъ Сухоны и Юга; протекаетъ часть Вологодской, всю Архангельскую губ. съ юга на сѣверо-западъ и впадаетъ въ Бѣлое море.
[17] Мурманскій или Лапландскій берегъ — побережье Сѣвернаго океана отъ Святаго Мыса до Кольской бухты или даже до Норвежской границы.
[18] Мощи преп. Варлаама были свидѣтельствованы по слѣдующему поводу. Въ 1722 г. Святѣйшій Синодъ издалъ указъ съ предписаніемъ разобрать часовни. Когда Холмогорскій архіепископъ Варнава (съ 1712 по 1730 гг.) сдѣлалъ соотвѣтствующее распоряженіе по епархіи, то отъ Керетскаго причта получилъ извѣщеніе, что при разобраніи часовни, стоящей надъ гробомъ преп. Варлаама, въ ней явился преподобный, мощи котораго не свидѣтельствованы. Отчасти поэтому, отчасти во исполненіе другого синодальнаго указа того же года о поддѣльныхъ мощахъ, архіепископъ распорядился объ освидѣтельствованіи мощей преподобнаго. Оно производилось присланнымъ изъ Соловецкаго монастыря іеромонахомъ Іоною вмѣстѣ съ мѣстнымъ духовенствомъ всенародно. Іона доносилъ архіепископу Варнавѣ, что при освидѣтельствованіи онъ нашелъ въ землѣ ветхія монашескія одежды, кости какъ и прочихъ умершихъ, не издающія благоуханія. Но Керетскій священникъ въ своемъ донесеніи утверждалъ, что всѣ слышали въ храмѣ благоуханіе отъ костей преподобнаго. Получивъ несогласныя донесенія, архіепископъ распорядился — гробъ съ костями святаго поставить въ каменный склепъ и засыпать землей, затѣмъ доносилъ Святѣйшему Синоду объ освидѣтельствованіи мощей преподобнаго съ просьбой сдѣлать распоряженіе о чествованіи святаго. Святѣйшій Синодъ не воспретилъ почитать преподобнаго Варлаама, но призналъ, что сказанія о чудесахъ не провѣрены (свидѣтели ихъ померли и неизвѣстно, заслуживали ли вѣры), почему и нельзя считать ихъ безусловно достовѣрными.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 289-295.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0