Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День шестой.

Житіе преподобнаго отца нашего Варлаама Хутынскаго [1].

Преподобный отецъ нашъ Варлаамъ родился въ Великомъ Новгородѣ отъ благочестивыхъ и богатыхъ родителей и во святомъ крещеніи нареченъ былъ Алексіемъ. Отца его звали Михаиломъ; имя матери точно неизвѣстно [2]. Онъ получилъ доброе воспитаніе въ страхѣ Божіемъ. Наученъ былъ грамотѣ, постигъ книжную мудрость и легко проникалъ въ разумъ Божественнаго Писанія. Еще будучи ребенкомъ, Алексій не любилъ игръ и не предавался смѣху. При семъ онъ отличался воздержаніемъ и никогда не ѣлъ чего-либо услаждающаго вкусъ; занимался не земнымъ, а небеснымъ, постился и молился. Родители его [3] были даже опечалены его необычайнымъ воздержаніемъ, но уговоры ихъ не могли остановить усердія юнаго подвижника.

Рано пришелъ преподобный къ мысли о суетности мірской жизни и сказалъ себѣ:

— «Истинно жизнь наша, какъ тѣнь и сонъ, вертится какъ колесо».

Онъ возненавидѣлъ міръ и его прелести, оставилъ славу міра сего и богатство и вышелъ изъ родного города въ пустынное мѣсто на берегу рѣки Волхова. Родители Алексія тогда уже померли.

Мѣсто, избранное преподобнымъ для подвиговъ, называлось «Хутынь» [4]. Оно находилось въ 10 верстахъ къ сѣверу отъ Новгорода, на правомъ берегу рѣки Волхова и представляло значительную возвышенность, далеко видимую со всѣхъ сторонъ. Подвижникъ не одинъ вышелъ на Хутынь для отшельническаго житія. Съ нимъ были и другіе знатные, богатые Новгородцы, пожелавшіе раздѣлять съ преподобнымъ труды пустыни: Порфирій Малышевичъ и братъ его Ѳеодоръ. Монашеское постриженіе Алексій Михайловичъ принялъ на мѣстѣ подвиговъ своихъ отъ нѣкоего инока — іерея, при чемъ получилъ имя Варлаама.

Преподобный срубилъ себѣ небольшую келлійцу; день и ночь непрестанно возсылалъ въ ней молитвы и пѣніе, неослабно трудясь въ постѣ и бдѣніи [5]. Преподобный твердо помнилъ слова святаго Апостола: аще кто не хощетъ дѣлати, ниже да ястъ [6] и много трудился: рубилъ дрова, воздѣлывалъ нивы.

Враги нашего спасенія — бѣсы, возстали противъ святаго: они являлись ему въ видѣ — то зміевъ, то различныхъ звѣрей, стараясь устрашить его и прогнать съ того мѣста; но подвижникъ, ограждая себя знаменіемъ креста, самъ прогонялъ ихъ отъ себя; иногда съ тою же цѣлью они научали мірскихъ людей наносить ему всякія обиды, но и тіи спяти быша и падоша [7], такъ какъ наталкивались на твердый камень и сами стирались въ пыль, а его поколебать не могли.

Слухъ о подвижникѣ пронесся по всей округѣ и воздыхающіе о небесной отчизнѣ съ усердіемъ стали стекаться къ нему, чтобы послушать его наставленій. Къ святому приходили князья и вельможи, шли и бѣдные люди, чтобы получить отъ него полезное наставленіе, и всѣ получали желаемое.

Преподобный кротко поучалъ ихъ:

— «Дѣти мои! Остерегайтесь разныхъ пороковъ: зависти, клеветы, гнѣва, лжи, лихоиманія, пристрастнаго суда; оставьте ложную присягу, воздерживайтесь отъ блуда, особенно имѣйте кротость и любовь — мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вѣчныхъ благъ, обѣщанныхъ Господомъ всѣмъ праведнымъ. Избѣгайте вѣчной муки постомъ, молитвой и добрыми дѣлами, ночнымъ бдѣніемъ и дневными трудами».

Не одни поученія привлекали къ преподобному Варлааму мірскихъ посѣтителей.

Дѣла открывали людямъ въ преподобномъ великаго подвижника и угодника Божія. Его строгая нестяжательность и духовная опытность всѣмъ приходившимъ къ нему, — вельможнымъ людямъ и простолюдинамъ, богатымъ купцамъ и бездомнымъ инокамъ — приносила великую душевную пользу. Высокіе подвиги самоотреченія очистили внутреннія очи святаго и стяжали ему благодатный даръ прозрѣнія и чудотвореній.

Князь Новгородскій Ярославъ [8] прибылъ къ преподобному.

— «Буди здравъ, добрый князь, и съ сыномъ твоимъ», —сказалъ ему преподобный при первой встрѣчѣ.

Князь изумился, но, по возвращеніи домой узналъ, что у него родился сынъ. По просьбѣ князя, преподобный крестилъ новорожденнаго [9].

Однажды преподобный Варлаамъ ѣхалъ въ Новгородъ ко владыкѣ Новгородскому. На мосту онъ встрѣтилъ толпу народа, который собирался сбросить въ Волховъ уличеннаго преступника. Взглянувъ на осужденнаго, преподобный сказалъ:

— «Отдайте мнѣ его: онъ загладитъ вины свои на Хутыни».

И народъ отдалъ осужденнаго уважаемому пустыннику.

Преподобный, пославъ его въ монастырь, повелѣлъ работать на братію. И изъ него вышелъ усердный и способный ко всякой службѣ работникъ. Впослѣдствіи Варлаамъ постригъ его въ иноческій санъ, принялъ въ число братіи и, такимъ образомъ, спасъ его душу.

И въ другой разъ преподобный Варлаамъ проѣзжалъ мостомъ въ то время, когда Новгородцы готовились сбросить въ Волховъ осужденнаго, при чемъ его родственники просили преподобнаго спасти несчастнаго отъ смерти: но святый молча проѣхалъ мимо. Когда же недоумѣвающіе ученики его спросили, почему одного онъ спасъ, а другому не хотѣлъ оказать той же милости, преподобный отвѣчалъ:

— «Вижу я, что вы, взирая внѣшними очами, по внѣшнему и судите; я же сердечными очами усмотрѣлъ, что первый осужденникъ, котораго я выпросилъ у народа, былъ оскверненъ многими грѣхами и осужденъ справедливо, но что когда судія осудилъ его, раскаяніе проникло въ его сердце. Но онъ ниоткуда не видѣлъ помощи и былъ окруженъ многими недоброжелателями, между тѣмъ какъ еще не пришелъ часъ его. Я же увидѣлъ, что онъ имѣетъ вѣру на спасеніе и выпросилъ его себѣ на поруки и устроилъ его, какъ было угодно Господу. Другой же былъ осужденъ несправедливо и вопреки закону, и я видѣлъ, что онъ умираетъ мученическою смертью и имѣетъ получить вѣнецъ отъ Христа: ему не нужно было молитвы моей ко Христу, ибо онъ имѣетъ Его Самого помощникомъ и избавителемъ. Вы же не соблазняйтесь о семъ».

Разъ, когда приближался праздникъ Свѣтлаго Христова Воскресенія, преподобный послалъ монастырскихъ рыбаковъ ловить рыбу и, по молитвамъ его, уловъ былъ очень хорошъ. Между прочимъ, пойманъ былъ огромный осетръ, но рыбаки скрыли его и принесли къ преподобному только мелкую рыбу; разбирая рыбу своимъ посохомъ, онъ сказалъ:

— «Дѣтей вы принесли, а куда дѣвали мать?»

Рыбаки пали ему въ ноги, покаялись въ своемъ грѣхѣ и принесли спрятанную рыбу.

Въ жизни Новгорода увѣковѣченъ одинъ случай прозорливости преподобнаго Варлаама. Однажды преподобному случилось быть у архіепископа Новгородскаго [10], и святитель, отпуская его отъ себя, сказалъ, чтобы старецъ побывалъ у него спустя недѣлю.

— «Если Господу угодно, — отвѣчалъ преподобный, — въ пятницу первой недѣли поста святыхъ апостоловъ пріѣду къ твоей святынѣ на саняхъ».

Архіепископъ удивился, что старецъ въ лѣтнюю пору обѣщается пріѣхать на саняхъ, но не рѣшился потребовать объясненія этихъ непонятныхъ словъ. Между тѣмъ, въ ночь предъ указанною преподобнымъ пятницей выпалъ глубокій снѣгъ, сдѣлался сильный морозъ и подвижникъ дѣйствительно прибылъ къ владыкѣ на саняхъ. Когда же святитель началъ скорбѣть о томъ, что морозъ можетъ повредить рожь, которая тогда цвѣла, преподобный, утѣшая его, сказалъ:

— «Не скорби, но паче возблагодари Господа нашего Іисуса Христа и Пречистую Его Матерь и всѣхъ святыхъ, что ниспослалъ Господь Богъ на насъ милость Свою. Если бы не послалъ Онъ снѣга и мороза, то люди погибли бы отъ голода: ибо за умноженіе грѣховъ нашихъ Господь попустилъ быть голоду. Но, молитвъ ради Пречистыя Богородицы и всѣхъ святыхъ великихъ чудотворцевъ, даровалъ Онъ снѣгъ и морозъ для того, чтобы черви, въ изобиліи находящіеся въ корню ржи, вымерли. Снѣгъ же пробудетъ на землѣ только одинъ день, и потомъ, по Божію промышленію и повелѣнію, наступитъ теплая погода, а снѣгъ вмѣсто дождя, напоитъ жаждущую землю и умножитъ плоды земные».

Дѣйствительно, на другой день стало тепло, снѣгъ растаялъ и вода напоила сухую землю, а при корняхъ ржи найдены были погибшіе отъ мороза черви. И въ то лѣто былъ такой урожай хлѣбовъ, какого давно не видали [11].

Въ разсказанныхъ случаяхъ проявился благодатный даръ прозрѣнія, которымъ наградилъ Господь угодника Своего. Но не мало и чудесъ творилъ преподобный Варлаамъ при жизни своей. Вотъ нѣкоторые примѣры его чудотвореній.

Одинъ христолюбецъ, весьма любившій преподобнаго и имѣвшій къ нему горячую вѣру, повезъ къ нему своего единственнаго сына, тяжко больного, чтобы просить святаго помолиться о немъ; но дорогою мальчикъ умеръ, и отецъ привезъ его мертвымъ въ обитель. Когда же преподобный помолился о немъ, ребенокъ, по молитвѣ его, тотчасъ же воскресъ. — Въ другое время новгородскіе жители плыли по Волхову, и одинъ изъ нихъ, упавъ изъ лодки, былъ вытащенъ изъ воды уже бездыханныхъ. Когда его принесли къ Варлааму и святый помолился, утопленникъ мгновенно ожилъ.

Долго подвизался преподобный подвигомъ отшельничества вмѣстѣ съ друзьями своими. Но даръ прозрѣнія и чудеса прославили его и привлекли къ нему многихъ желавшихъ подвизаться съ нимъ. Тогда онъ рѣшилъ устроить на Хутыни обитель и заложилъ каменный храмъ въ честь Преображенія Господня. Храмъ освященъ былъ архіепископомъ Григоріемъ въ праздникъ Преображенія Господня (6 августа) 1192 года. При этомъ архіепископъ открылъ Хутынскій монастырь. Преподобный Варлаамъ старался снабдить монастырь свой средствами къ существованію и оградить его имущества отъ притязаній корыстныхъ людей. Онъ пожертвовалъ обители поемный лугъ, рыбныя ловли, село, земли — сѣнокосы и нивы, скотъ и слугъ.

— «Если же кто, — пишетъ въ концѣ своей вкладной грамоты преподобный, — по наученію діавола и злыхъ людей захочетъ отнять что-либо изъ пашенъ, изъ сѣнокосовъ, или изъ ловлей, да будетъ ему противникомъ святый Спасъ въ семъ вѣкѣ и въ будущемъ» [12].

Создавая строенія обители и его хозяйство, преподобный Варлаамъ не забылъ и внутренняго устройства монастыря, — жизни иноковъ. Онъ далъ обители своей уставъ, который, къ сожалѣнію, не сохранился до нашего времени. По уставу, Хутынскій монастырь вѣроятно былъ общежительнымъ. По крайней мѣрѣ извѣстно, что преподобный Варлаамъ предписалъ монастырю расходовать остатки своихъ средствъ на благотворительность, а такъ предписывали всѣ устроители общежительнаго монашества какъ въ древней восточной Церкви, такъ и въ церкви Русской. Заповѣдь преподобнаго Варлаама, данная обители, была слѣдующая:

— «Странныхъ съ пути покоить, поить и кормить, пріѣзжихъ на коняхъ покоить всякимъ покоемъ и творить милостыню нищимъ. Если страннолюбія не забудете, то благодатію Божіею обитель моя никогда не оскудѣетъ» [13].

Устроивъ Хутынскую обитель, преподобный почувствовалъ приближеніе своей кончины. Въ это время вернулся изъ Константинополя паломникъ [14] Добрыня Ядрейковичъ, въ монашествѣ Антоній, сверстникъ преподобнаго Варлаама. Радъ былъ подвижникъ своему духовному брату и поручилъ ему монастырь свой.

Преподобный говорилъ своему другу:

— «И ранѣе помышлялъ ты о семъ святомъ мѣстѣ. Нынѣ же я предаю его тебѣ: снабжай его всѣмъ и сохраняй, ибо я отхожу къ Небесному Царю. Радъ я, что вижу тебя. Господь же зоветъ меня отсюда».

Обращаясь къ братіи умирающій подвижникъ говорилъ:

— «Итакъ, братія, тѣломъ я ухожу отъ васъ, но духомъ всегда буду съ вами» [15].

Кончина почитаемаго всѣми подвижника собрала въ пустынную Хутынскую обитель множество народа. Прибылъ архіепископъ Новгородскій, собрались иноки изъ окрестныхъ монастырей, и съ честію погребли многотрудное тѣло преподобнаго. Въ то время многіе больные различными болѣзнями получили исцѣленіе.

Мѣстное празднованіе преподобному Варлааму въ его монастырѣ и въ Новгородѣ началось во второй половинѣ XIV вѣка. Многочисленныя чудеса при гробѣ святаго были основаніемъ для его прославленія. Въ XV столѣтіи были обрѣтены нетлѣнныя мощи угодника Божія. Архіепископомъ Новгородскимъ былъ тогда блаженный Евѳимій [16]. Питая теплую вѣру къ преподобному Варлааму, какъ благодатному угоднику Божію, онъ, призвавъ хутынскаго игумена Тарасія, заповѣдалъ три дня поститься и совершать келейно молитвы, дабы узнать волю Божію объ основателѣ обители. По прошествіи трехъ дней, архіепископъ, игуменъ и одинъ иподіаконъ вошли въ храмъ, сняли каменную крышку съ гроба преподобнаго и обрѣли тѣло его нетлѣннымъ; лице и брада оказались сходными съ изображеніемъ преподобнаго на иконѣ, стоявшей надъ его гробомъ. Святитель прославилъ Бога; а иподіаконъ, пораженный чудомъ, тогда же принялъ иночество. Но мощи преподобнаго остались и послѣ того закрытыми, и празднованіе памяти его не распространилось далѣе Новгородской области.

Дальнѣйшія чудеса преподобнаго Варлаама прославили его на всю святую Русь, какъ великаго чудотворца. Особенно поразительно было чудо, совершившееся надъ Григоріемъ, молодымъ постельничимъ [17] великаго князя Московскаго Василія Васильевича [18].

Во время пребыванія великаго князя въ Новгородѣ Григорій тяжко захворалъ и былъ близокъ къ смерти. Григорій читалъ ранѣе житіе и чудеса преподобнаго Варлаама и, вѣруя въ чудодѣйственную силу его молитвъ, просилъ отвезти себя въ Хутынскій монастырь. И вотъ во снѣ явился ему преподобный и обѣщалъ исцѣленіе. Обрадованный юноша съ вѣрою говорилъ окружавшимъ его:

— «Если на пути меня застанетъ даже смерть, все равно — и мертваго везите меня къ преподобному».

Дорогою онъ дѣйствительно померъ и мертвымъ былъ везенъ въ обитель. Но недалеко отъ обители мертвецъ вдругъ ожилъ и, прибывши въ обитель, поклонился преподобному и совершенно выздоровѣлъ.

Когда исцѣленнаго спросили, чтб съ нимъ было, онъ повѣдалъ слѣдующее:

— «Я видѣлъ около себя множество бѣсовъ, одинъ изъ коихъ держалъ свитокъ, гдѣ записаны были мои грѣхи. Но явившійся святитель Николай сказалъ:

— «Немногія добрыя его дѣла значатъ болѣе, чѣмъ грѣхи его, открытые притомъ духовному отцу».

Бѣсы скрылись. Потомъ явились ангелы, и высшій изъ нихъ съ ласкою повелъ меня въ какое-то свѣтлое мѣсто, гдѣ было много прекрасныхъ деревьевъ и цвѣтовъ. И вотъ я увидѣлъ тамъ преподобнаго Варлаама чудотворца съ посохомъ въ рукахъ, въ томъ видѣ, какъ написанъ онъ на иконѣ. Подойдя, онъ сказалъ мнѣ:

— «Григорій! Я не успѣлъ придти къ тебѣ при исходѣ твоемъ; теперь ты хочешь ли остаться здѣсь?»

— «Хочу здѣсь пребывать», — отвѣчалъ я.

На это святый Варлаамъ сказалъ:

— «Да, хорошо бы остаться тебѣ здѣсь: но будутъ скорбѣть о тебѣ родители твои. Иди, утѣшь отца и мать, — я твой помощникъ».

Взявъ за руку, онъ повелъ меня, а впереди шелъ тотъ ангелъ въ діаконскомъ облаченіи. Пройдя мимо цвѣтущихъ деревьевъ, ангелъ сталъ невидимъ, а святый Варлаамъ, оградивъ меня крестнымъ знаменіемъ и иконою святителя Николая, сказалъ:

— «Григорій! ты молился великому чудотворцу Николаю и меня призывалъ на помощь; молись ему и впередъ, а я — помощникъ твой».

Отошедши немного, онъ оглянулся на меня и прибавилъ:

— «Спустя семь лѣтъ, ты будешь у меня», — и сталъ невидимъ.

Это дивное чудо при гробѣ преподобнаго Варлаама надъ постельничимъ великаго князя послужило поводомъ къ установленію церковнаго празднованія въ честь чудотворца Хутынскаго въ Москвѣ и затѣмъ по всей Россіи. Тогда же самъ великій князь Василій Васильевичъ соорудилъ въ Москвѣ и первую придѣльную церковь во имя преподобнаго Варлаама [19].

Великій князь Іоаннъ Васильевичъ былъ свидѣтелемъ грознаго чуда при гробѣ преподобнаго Варлаама. Въ 1471 году великій князь, предавъ опустошенію Новгородскую область, вступилъ въ Новгородъ, какъ грозный побѣдитель Заѣхалъ онъ тогда и на Хутынь поклониться, какъ говорилъ онъ, преподобному.

— «Почему, спросилъ князь, не открываютъ гробъ святаго Варлаама?»

— «Издавна, отвѣчалъ игуменъ обители Наѳанаилъ, никто не смѣетъ видѣть мощи чудотворца: ни для архіепископовъ, ни для бояръ не открываютъ ихъ, доколѣ Господь не соблаговолитъ ясно изъявить на то Свою всесвятую волю».

Тогда грозный побѣдитель Новгорода съ гнѣвомъ приказалъ открыть мощи утодника Божія. Но едва начали, по его приказанію, поднимать каменную доску и копать землю, какъ изъ троба чудотворцева вырвался дымъ и за нимъ пламень, опалившій стѣны храма. Великій князь въ ужасѣ выбѣжалъ со всею своею свитою, такъ что выронилъ въ монастырѣ и свой великокняжескій жезлъ [20], которымъ, въ бѣгствѣ своемъ, ударялъ онъ безсознательно о землю.

Трудно описать всѣ чудеса, какія совершалъ преподобный Варлаамъ. Въ Хутынской обители преподобный, и по блаженномъ преставленіи своемъ, дивнымъ образомъ являлся бдительнымъ настоятелемъ, иногда очень строгимъ къ невнимательнымъ братіямъ и упорнымъ нарушителямъ иноческихъ обѣтовъ. Чудотворецъ вразумлялъ также и начальниковъ монастыря, не соблюдавшихъ его заповѣди о благотворительности обители. Онъ насылалъ на виновныхъ болѣзни и по раскаяніи исцѣлялъ ихъ, не раскаянныхъ же предавалъ смерти. Одного игумена, не кормившаго въ монастырѣ голодающій народъ, онъ билъ жезломъ своимъ и у виновнаго отнялись рука и нога. Въ другой разъ, за скупость монастырскихъ начальниковъ, переставшихъ принимать странныхъ, преподобный наказалъ обитель оскудѣніемъ хлѣба въ амбарахъ. Казначей Тарасій, первоначально проводившій строгую жизнь, но потомъ начавшій злоупотреблять монастырскою собственностью для угощенія и увеселенія своихъ друзей, былъ также наказанъ жезломъ явившимся ему преподобнымъ Варлаамомъ и едва выздоровѣлъ, послѣ того какъ принесъ слезное покаяніе, — а веселый собесѣдникъ его умеръ въ разслабленіи. Монастырскій чашникъ [21] вразумленъ былъ преподобнымъ за свои излишества, но послѣ того, какъ не исправился, съ заздравною чашею въ рукѣ испустилъ духъ. — За то, для иноковъ внимательныхъ и строгихъ къ себѣ преподобный являлся милостивымъ. Одинъ инокъ, по имени Иринархъ, три года тяжко страдалъ отъ грыжи и уже готовился къ смерти. Въ такомъ положеніи въ Пасху видѣлъ онъ во снѣ преподобнаго, явившагося ему въ одѣяніи пресвитера, въ сопровожденіи іеродіакона и нѣсколькихъ иноковъ. Окадивъ иконы, преподобный Варлаамъ благословилъ больного и сказалъ:

— «Вотъ ты и здоровъ, братъ мой; вкуси пищу», — которая дѣйствительно вслѣдъ затѣмъ и была принесена братіями къ нему въ келлію. Больной всталъ съ одра здоровымъ, вкусилъ пищи и прославилъ Бога и Его угодника, преподобнаго Варлаама чудотворца.

Неоднократно преподобный Варлаамъ являлся теплымъ молитвенникомъ и предстателемъ за родной ему Новгородъ, предостерегая объ имѣющихъ постигнуть его бѣдствіяхъ. Вотъ какое чудо произошло въ Хутынской обители въ началѣ XVI вѣка. Инокъ Хутынской обители Тарасій вошелъ ночью въ Преображенскій храмъ. И видитъ онъ, что свѣчи на панникадилахъ и подсвѣчникахъ всѣ зажглись сами собой, храмъ наполнился ѳиміамомъ, изъ гроба поднялся преподобный Варлаамъ и, ставъ посреди храма, долго молился вслухъ Господу Іисусу Христу, Пречистой Его Богоматери и всѣмъ святымъ со слезами и умиленіемъ за Новгородъ, дабы человѣколюбивый Господь отвратилъ отъ него гнѣвъ Свой. Тарасій въ ужасѣ палъ ницъ. Но преподобный, подойдя къ нему, сказалъ:

— «Братъ Тарасій! Господь Богъ хочетъ погубить великій Новгородъ. Ступай, взойди на церковную кровлю, и увидишь будущее бѣдствіе Новгорода, и что Господь хочетъ сдѣлать съ нимъ».

Тарасій пошелъ и увидѣлъ, что воды озера Ильменя [22] поднялись и угрожаютъ затопить городъ; въ страхѣ побѣжавъ обратно, онъ разсказалъ, что видѣлъ. Тогда преподобный со слезами снова сталъ молиться Господу и Пречистой Богородицѣ о спасеніи города; потомъ опять послалъ инока посмотрѣть на городъ. Тарасій во второй разъ вошелъ на кровлю церкви, и увидѣлъ множество ангеловъ, бросающихъ огненныя стрѣлы, какъ бы сильный дождь изъ тучи, на толпы мужчинъ, женщинъ и дѣтей. Когда повѣдалъ онъ о томъ преподобному, тотъ еще разъ слезно молился за Новгородъ. Потомъ сказалъ:

— «Молитвами Богородицы и всѣхъ святыхъ избавленъ Новгородъ отъ потопленія, но въ немъ — сильный моръ на людей», — и опять послалъ Тарасія смотрѣть на городъ.

Иноку представилась огненная туча, наступающая на городъ. Въ трепетѣ повѣдалъ онъ о томъ святому.

— «Послѣ мора будетъ пожаръ въ Новгородѣ и вся торговая сторона его сгоритъ, и множество людей погибнетъ», — сказалъ на это преподобный, опять легъ въ гробъ свой, и свѣчи погасли.

Печальное пророчество преподобнаго чрезъ нѣсколько лѣтъ дѣйствительно съ точностью исполнилось на злополучномъ Новгородѣ, избавленномъ, однако же, небеснымъ предстательствомъ святаго, отъ грознаго потопленія [23].

Иногда преподобный Варлаамъ являлся дивнымъ заступникомъ и молитвенникомъ и за всю Русскую землю. Особенно замѣчательно обнаружилось это во время нашествія на Москву Магметъ-Гирея [24], когда Москва была избавлена отъ страшнаго врага чудеснымъ заступленіемъ преподобныхъ Сергія, Радонежскаго чудотворца, и Варлаама Хутынскаго. Во время нашествія, одной престарѣлой и лишенной зрѣнія инокинѣ было слѣдующее видѣніе. Оглашенная какимъ-то необыкновеннымъ шумомъ, инокиня увидѣла, что изъ кремля въ Флоровскія ворота идетъ сонмъ святителей и другихъ святолѣпныхъ мужей въ священныхъ одеждахъ; они уносили съ собою и чудотворный образъ Божіей Матери; шествіе имѣло видъ крестнаго хода. Между святителями можно было признать святыхъ митрополитовъ Московскихъ — Петра, Алексія, Іону и Леонтія, епископа Ростовскаго. Соборъ сей, по выходѣ изъ кремля, встрѣченъ былъ двумя старцами: одинъ былъ преподобный Сергій, другой — Варлаамъ Хутынскій. Старцы вопросили святителей: зачѣмъ идутъ вонъ изъ города? Святители отвѣтствовали, что исходятъ по волѣ Божіей за нечестіе города. Святые подвижники стали умолять отходящихъ, чтобы они умилостивили своимъ ходатайствомъ правосудіе Божіе, и начали обще съ ними пѣть молебенъ. По совершеніи молитвословія, осѣнивъ градъ крестообразно, всѣ возвратились въ кремль. И Москва была спасена отъ вражескаго нашествія и разоренія.

Вѣрующіе, во множествѣ стекавшіеся ко гробу преподобнаго Варлаама, по вѣрѣ своей получали утѣшеніе въ своихъ скорбяхъ и исцѣленіе отъ своихъ недуговъ, молитвеннымъ предстательствомъ чудотворца. Упомянемъ о нѣкоторыхъ исцѣленіяхъ, совершившихся по молитвамъ преподобнаго Варлаама.

Одинъ человѣкъ страдалъ слѣпотою, хотя глаза у него и были открыты. Много истратилъ онъ денегъ на врачей, но не получилъ отъ нихъ никакой пользы. Когда однажды наступилъ день памяти преподобнаго Варлаама, слѣпецъ велѣлъ вести себя въ монастырь и поставить при ковчегѣ съ мощами святаго, которому и началъ со слезами молиться о своемъ исцѣленіи. Въ это время братія пѣли въ храмѣ молебенъ. И вотъ, когда въ концѣ молебна запѣли: «Владычице, пріими молитвы рабъ Твоихъ» [25], слѣпой вдругъ прозрѣлъ и прежде всего увидѣлъ ковчегъ съ мощами. Не вѣря себѣ, онъ подошелъ и осязалъ ковчегъ руками, а потомъ, обведя взоромъ церковь, увидѣлъ народъ и братію молящихся. Убѣдившись, что онъ видитъ совсѣмъ хорошо, онъ пришелъ въ несказанную радость и громкимъ голосомъ объявилъ всѣмъ о своемъ исцѣленіи по молитвамъ святаго Варлаама.

Одинъ почитатель преподобнаго пришелъ вмѣстѣ съ своею женою, помолиться ему, принесъ что нужно было для братіи и устроилъ на свой счетъ общую трапезу. Когда онъ возвращался съ богомолья водою, то недалеко еще отъ монастыря лодка опрокинулась и онъ утонулъ, а остальные съ трудомъ спаслись. Люди, бывшіе на берегу, не могли оказать тонувшему никакой помощи, побѣжали въ ближнюю деревню и позвали рыбаковъ съ сѣтями искать тѣло погибшаго. Наконецъ мертвое и уже посинѣвшее тѣло было найдено и положено на берегу. Жена утонувшаго громко плакала по немъ, при чемъ поминала святаго Варлаама и, какъ бы гнѣваясь на него, говорила:

— «Это-ли твое воздаяніе, святый, намъ, приходившимъ поклониться твоему гробу? Чрезъ твои молитвы мы надѣялись получить долгоденствіе, а ты попустилъ моему мужу умереть здѣсь нечаянною смертію! Лучше было-бы намъ не приходить къ тебѣ: тогда не погибъ-бы мужъ мой!»...

Мертвеца уже хотѣли погребать, какъ вдругъ вода хлынула у него изъ устъ, и онъ всталъ здоровымъ и воздалъ благодареніе святому, объявляя, что именно молитвами преподобнаго Варлаама онъ возвращенъ былъ къ жизни.

Однажды въ обитель преподобнаго былъ привезенъ изъ Новгорода больной князь Константинъ [26]. Болѣзнь его была такъ сильна, что онъ не могъ уже двигаться на постели и сказать хотя бы одно слово, и всѣ окружавшіе уже отчаявались за его жизнь. Но когда его положили у раки преподобнаго и стали совершать молебное о немъ пѣніе, князь внезапно всталъ совершенно здоровый и возвратился домой, какъ будто никогда и не болѣлъ.

Много и другихъ чудесъ совершалось при гробѣ преподобнаго Варлаама [27]. И донынѣ всѣ притекающіе къ нему съ вѣрою получаютъ просимое по его молитвамъ и по благодати Господа нашего Іисуса Христа, Которому — слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія о преп. Варлаамѣ заимствованы изъ древнихъ Новгородскихъ лѣтописей и изъ древнихъ житій угодника Божія. Древнѣйшее краткое житіе составлено въ началѣ XIII в. Оно расширено и пополнено чудесами въ началѣ XV ст., а въ половинѣ того же вѣка пополнено и передѣлано еще разъ Пахоміемъ Сербиномъ.
[2] По нѣкоторымъ извѣстіямъ, имя ея Анна.
[3] По мѣстному преданію, родители преподобнаго Варлаама Хутынскаго жили на Софійской сторонѣ Новгорода, въ прежнемъ Неревскомъ концѣ, гдѣ и проводилъ юные годы будущій великій подвижникъ. Это мѣсто впослѣдствіи отличено было каменнымъ крестомъ, а потомъ часовнею.
[4] Хутынь — худынь, худое мѣсто; по народному преданію, здѣсь обитала нечистая сила. Тутъ же находилось болото, слывшее въ народѣ подъ именемъ: Видѣнь, гдѣ, по народному представленію, видѣлись нечистые. — Волховъ вытекаетъ изъ оз. Ильменя, въ 6 верстахъ отъ Новгорода, протекаетъ по уѣздамъ Новгородскому и Новоладожскому на протяженіи 208 верстъ и впадаетъ въ Ладожское озеро подъ г. Новой Ладогой.
[5] Какъ строга была пустынная, отшельническая жизнь преподобнаго Варлаама, можно судить о томъ по сохранявшимся доселѣ въ монастырѣ его веригамъ и власяницѣ. Вериги его висятъ въ настоящее время подлѣ раки его мощей, въ родѣ монашескаго параманда (парамандъ — четвероугольный платъ съ изображеніемъ креста, возлагаемый при постриженіи въ монашество и носимый на персяхъ, или на раменахъ подъ одеждою) изъ желѣзныхъ звеньевъ, съ большими крестами спереди и сзади. Вериги эти въ настоящее время обыкновенно возлагаютъ на богомольцевъ, приложившихся къ ракѣ преподобнаго.
[6] 2 Посл. къ Солун. гл. 3, ст. 10.
[7] Псал. 19, ст. 9. Спяти — по славянски значитъ: схватить за пяту, нирзвергнуть, покорить.
[8] Ярославъ Владиміровичъ, сынъ внука Мономахова Владиміра Мстиславича, нѣсколько разъ былъ Новгородскимъ княземъ въ концѣ XII столѣтія, принужденный уступать престолъ свой другимъ князьямъ. Новорожденный сынъ его, предреченный преподобнымъ Варлаамомъ, носилъ имя Изяслава (въ крещеніи — Михаилъ).
[9] Это было въ 1190 году.
[10] Архіепископомъ Новгородскимъ былъ тогда святый Григорій, братъ извѣстнаго архіепископа святаго Іоанна I (память его совершается 7-го сентября) и его преемникъ по каѳедрѣ. Управлялъ Новгородской епархіей съ 1186 по 1193 г. Память его 24 мая.
[11] Въ благодарную память объ этомъ событіи, въ пятницу на первой недѣлѣ Петрова поста совершается крестный ходъ изъ Новгородскаго Софійскаго собора въ Хутынскій Варлаамовъ монастырь. Установленіе сего крестнаго хода, существующаго и доселѣ, весьма древняго происхожденія. Онъ совершался не только при архіеп. Макаріи, но и при архіеп. Геннадіи († 1505 г.). При первомъ, во время крестнаго хода получилъ исцѣленіе глухонѣмой и слѣпой мальчикъ. При второмъ, во время хода, разслабленный, лежа при ракѣ, видѣлъ, что преподобный вышелъ изъ раки и какъ бы опалилъ всѣ члены разслабленнаго, и больной всхричалъ: «помилуй меня, рабъ Божій». Послѣ того разслабленный всталъ здоровымъ.
[12] Вкладная грамота преп. Варлаама до сихъ поръ хранится въ Хутынскомъ монастырѣ.
[13] Иностранный писатель о Россіи Герберштейнъ приводитъ еще одну статью изъ не сохранившагося устава преп. Варлаама, — именно о настоятелѣ, объ его обязанностяхъ и отношеніяхъ къ братіи, подтверждаемыхъ обоюдными клятвами.
[14] Паломникъ — значитъ странникъ.
[15] Годъ смерти преподобнаго Варлаама съ точностью не извѣстенъ. По лѣтописи, подвижникъ преставился 6-го ноября 1192 года. Но въ древнѣйшемъ житіи преподобнаго говорится, что передъ смертью его вернулся изъ Константинополя Антоній, а вернулся онъ оттуда, какъ это достовѣрно извѣстно, послѣ 1200 года. Выходитъ отсюда, что кончина преподобнаго послѣдовала около этого времени. Память его совершается еще въ первую пятницу послѣ недѣли всѣхъ Святыхъ.
[16] Св. Архіепископъ Евѳимій II Вяжищскій святительствовалъ въ Новгородѣ съ 1429 по 1458 г. Память его совершается Церковію 11-го марта. Свидѣтельствованіе имъ мощей преп. Варлаама происходило въ 1440 г.; по другимъ извѣстіямъ, въ 1452 г.
[17] Постельничій — должностное лицо при княжескомъ и царскомъ дворахъ въ древней Руси. На обязанности его лежало наблюденіе за спальнею государя. Вслѣдствіе постоянной, по службѣ, близости къ нему должность эта была весьма почетною.
[18] Великій князь Василій Васильевичъ, прозванный Темнымъ за то, что былъ ослѣпленъ своими противниками, Василіемъ Косымъ и Димитріемъ Шемякою, княжилъ съ 1425 по 1462 г.
[19] Чудо у гроба преп. Варлаама надъ великокняжескимъ постельничимъ относится къ 1460 году. Съ того времени и началось въ Москвѣ и затѣмъ по всей Россіи празднованіе памяти преподобнаго.
[20] Этотъ жезлъ великаго князя Іоанна III и доселѣ хранится въ Хутынскомъ-Преображенскомъ Варлаамовомъ монастырѣ, въ ризницѣ. Жезлъ этотъ — длиною 1½ арш., толщиною въ 1½ вершка съ разноцвѣтнымъ хрустальнымъ набалдашникомъ. Здѣсь же находится и дверь иконостаса, опаленная чудеснымъ пламенемъ изъ гроба преподобнаго.
[21] Чашникъ — монахъ, завѣдующій питьями.
[22] Ильмень — большое озеро Новгородской губерніи, у истоковъ котораго и выросъ Великій Новгородъ; расположено между уѣздами Новгородскимъ, Старорусскимъ и Крестецкимъ. Длина его 40, наибольшая ширина 32 вер., площадь 807 кв. вер.; глубина отъ 1 до 4 саж. Истокомъ озера служитъ р. Волховъ. Ильмень — озеро очень бурное; весною воды его значительно поднимаются, угрожая окрестностямъ наводненіемъ.
[23] Лѣтопись замѣчаетъ, что моръ и пожаръ были въ 1509 году, при архіепископѣ Новгородскомъ Серапіонѣ, а откровеніе Тарасію было за 4 года предъ тѣмъ, въ 1505 г.
[24] Нашествіе Крымскаго хана Магметъ-Гирея на Россію было въ 1521 году, при великомъ квязѣ Московскомъ Василіи Іоанновичѣ.
[25] Богородиченъ 8 гласа на водоосвященіи.
[26] Константинъ Дмитріевичъ — самый младшій (восьмой) сынъ Дмитрія Донскаго род. въ 1389 г., ум. въ 1434 г., принявъ иноческій санъ съ именемъ Кассіана.
[27] Въ настоящее время нетлѣнныя мощи преподобнаго Варлаама почиваютъ подъ спудомъ въ аркѣ между соборнымъ Преображенскимъ храмомъ, построеннымъ въ 1515 г., и Покровскимъ придѣломъ, въ серебряной ракѣ, устроенной въ 1853 г. Обитель преподобнаго Варлаама Хутынскаго въ настоящее время возведена на степень первокласнаго мужскаго монастыря.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 275-289.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0