Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День шестой.

Житіе святаго Германа, архіепископа Казанскаго.

Подвижническая жизнь Германа доставила ему уваженіе среди иноковъ Волоколамской обители. Они дивились трудамъ подвижника, назидались его смиреніемъ и благодарили Господа. Вскорѣ молва о благочестивой жизни Германа достигла и до родины святаго — города Старицъ. Иноки Старицкаго Успенскаго монастыря, слыша о подвигахъ Германа, настоятельно просили его принять начальство въ ихъ обители. Смиренный Германъ долго отказывался, но, наконецъ, уступая великимъ просьбамъ братій, отправился къ Тверскому архіепископу Акакію, который съ любовію принялъ святаго, возвелъ его въ санъ архимандрита и благословилъ на новое служеніе. Братія Старицкаго монастыря съ любовію встрѣтила своего новаго настоятеля, котораго уже давно желала видѣть въ своей обители. Вступивъ въ управленіе монастыремъ, святый Германъ съ пастырской ревностью сталъ заботиться о его благоустройствѣ: онъ воздвигалъ постройки, благолѣпно украшалъ храмы. Но еще болѣе заботился онъ о благолѣпіи внутреннемъ: онъ всѣмъ подавалъ примѣръ благочестивой жизни, служилъ для иноковъ образцомъ смиренія и кротости, всѣхъ назидалъ, увѣщавалъ строго соблюдать иноческія обязанности, ввелъ въ своей обители уставъ Волоколамскаго монастыря — словомъ, былъ истиннымъ пастыремъ, добрымъ отцомъ и примѣромъ, достойнымъ подражанія. Иноки старались слѣдовать стопамъ своего святаго архимандрита и преуспѣвать въ подвигахъ подъ руководствомъ столь опытнаго въ духовной жизни пастыря. Но вскорѣ имъ пришлось разстаться съ своимъ архимандритомъ. Стремясь постоянно къ уединенію, святый Германъ черезъ 2½ года оставилъ Старицкій монастырь, чтобы снова въ уединенной келліи Волоколамскаго монастыря подвизаться въ молитвѣ и постѣ. Онъ передалъ начальство въ Старицкомъ монастырѣ постриженному имъ иноку Іову, впослѣдствіи знаменитому подвижнику и страдальцу за Русскую землю — патріарху Московскому. Прибывъ въ Волоколамскій монастырь, святый Германъ сталъ подвизаться, какъ простой инокъ. Но недолго ему было суждено проводить жизнь въ уединеніи и тишинѣ. Въ Москвѣ тогда появился новый еретикъ Матвѣй Башкинъ, отрицавшій вѣру во святую Троицу, не признававшій Св. Таинствъ. Въ 1553 г. на него былъ созванъ соборъ въ Москвѣ. На соборныя засѣданія былъ вызванъ и святый Германъ вмѣстѣ съ своимъ родителемъ. Соборъ осудилъ ересь Башкина и постановилъ послать его для вразумленія въ Волоколамскій монастырь къ святому Герману. Такъ была извѣстна всѣмъ подвижническая и святая жизнь сего ревнителя Христовой вѣры.

Но святаго ожидало другое, болѣе трудное поприще. Около того времени царемъ и великимъ княземъ Іоанномъ Васильевичемъ Грознымъ была покорена Казань, главный оплотъ и твердыня татарскаго Казанскаго царства. Царь Московскій озаботился распространить свѣтъ истинной вѣры Христовой въ покоренной странѣ между магометанами и язычниками-инородцами. Въ Казани была учреждена архіепископская каѳедра, на которую впервые былъ возведенъ святитель Гурій, бывшій прежде игуменомъ въ Волоколамскомъ монастырѣ. Святителю Гурію было поручено устроить обитель въ городѣ Свіяжскѣ [5]. Настоятелемъ для сей обители, по указанію Гурія, былъ назначенъ святый Германъ, прибывшій вмѣстѣ съ Гуріемъ въ 1555 г. въ городъ Свіяжскъ. Получивъ богатыя пособія отъ царя и святителей, Германъ ревностно началъ строить обитель. Много трудовъ и усилій пришлось ему положить при строеніи обители. Недостатокъ необходимыхъ матеріаловъ, дороговизна работъ, враждебное отношеніе инородцевъ — все это затрудняло и замедляло строеніе монастыря. Но, при помощи Божіей, черезъ 1½, года работы были закончены. Святый Германъ построилъ Никольскую церковь, существующую донынѣ, и при ней высокую колокольню, потомъ воздвигъ великолѣпный, сохраняющійся до сего времени, храмъ въ честь честнаго и славнаго Успенія Божіей Матери. Германъ благолѣпно украсилъ сіи храмы иконами и другими священными предметами.

Особенно ревностно заботился Германъ о распространеніи истинной вѣры Христовой между магометанами и язычниками. Строгая и подвижническая жизнь святаго пастыря многихъ привлекла къ нему. Одни приходили за совѣтомъ, другіе за благословеніемъ. Блаженный всѣхъ принималъ съ любовію, не дѣлая различія между православными и невѣрующими, всѣмъ равно помогая, ко всѣмъ одинаково попечительно относясь. Такое обхожденіе святаго мужа сильно дѣйствовало на язычниковъ, такъ что тѣ стали принимать истинную вѣру Христову. Святый Германъ щедро помогалъ всѣмъ, кто обращался къ нему съ просьбой о помощи. Но щедрый и милостивый къ другимъ, святый былъ строгъ и требователенъ къ себѣ. Еще до сихъ поръ сохраняется тѣсная и узкая келлія святаго, длиной въ 1½ сажени, шириной около сажени. Помогая всѣмъ, онъ самъ старался обходиться безъ посторонней помощи, самъ себѣ чинилъ одежду. До сихъ поръ сохраняются наперстокъ, иглы и нитки, которыми пользовался святый Германъ. Заботясь о спасеніи своей души, сей добрый пастырь не менѣе заботился и объ инокахъ Свіяжской обители. Подобно настоятелю, всѣ иноки обязаны были проводить самую строгую жизнь. Изъ среды ихъ святый Германъ избиралъ достойныхъ проповѣдывать слово Божіе среди невѣрующихъ, самъ подавая имъ въ семъ примѣръ. Трудами святаго было собрано большое количество рукописныхъ книгъ богослужебныхъ и другихъ, необходимыхъ для великаго дѣла проповѣди. Свіяжскій Богородицкій монастырь былъ средоточіемъ, откуда сталъ разливаться свѣтъ Христовой вѣры. Благодаря неусыпнымъ попеченіямъ святителя, сія обитель исполнила свое высокое назначеніе и долго еще оставалась просвѣтительнымъ центромъ на сѣверо-востокѣ Россіи.

Узы братской любви связывали святаго Германа съ блаженнымъ Гуріемъ. Сей архипастырь цѣнилъ заслуги и труды такого ревностнаго сподвижника, какимъ былъ Германъ. Они часто переписывались о различныхъ предметахъ, касающихся церковнаго просвѣщенія. Съ своей стороны святитель Гурій оказывалъ ревностному проповѣднику Христовой вѣры довѣріе во всемъ. Онъ поручилъ суду и управленію самого Германа не только Свіяжскій монастырь, но и всѣ церкви Свіяжской области. Всѣ его труды были извѣстны и царю. Такъ болѣе восьми лѣтъ подвизался святый Германъ.

5 декабря 1563 г. послѣ многихъ трудовъ и подвиговъ мирно предалъ Господу свою чистую душу первосвятитель Казанскій Гурій. Царь Іоаннъ Васильевичъ Грозный и митрополитъ Московскій Аѳанасій вызвали въ Москву святаго Германа, желая возвести его на архипастырскій престолъ въ Казани. Они уже прежде слышали много о ревности сего святаго мужа и видѣли въ немъ единственнаго достойнаго преемника святителю Гурію. Святый Германъ, вызванный соборной грамотою въ Москву, сначала отказывался, но потомъ долженъ былъ уступить требованіямъ царя и Священнаго Собора. 12 марта 1564 г. онъ былъ рукоположенъ въ архіепископа Казанскаго и Свіяжскаго. Правя своей паствою, онъ неуклонно шествовалъ по слѣдамъ своего великаго учителя и наставника святителя Гурія. Особенно ревностно онъ заботился о распространеніи Христовой вѣры. Для сего онъ ввелъ общежитіе въ Зилантовскомъ монастырѣ [6], чтобы увеличить число иноковъ въ сей обители и расширить школу для дѣтей инородцевъ. Одинъ изъ его современниковъ, знаменитый въ русской исторіи князь Курбскій такъ отзывается о святителѣ Германѣ: «Германъ былъ человѣкъ знатнаго рода, не столько высокъ тѣломъ, сколько разумомъ, мужъ честнаго и святаго жительства, изслѣдователь священныхъ писаній и ревнитель по Бозѣ въ дѣлахъ духовныхъ; не былъ онъ причастенъ никакому обычаю лукавому и лицемѣрію, но былъ человѣкъ простой, истинный, непоколебимый, великій помощникъ объятымъ бѣдами и напастями и весьма милостивый къ убогимъ».

При содѣйствіи святителя въ Казани былъ построенъ тогда Иоанновскій Казанскій монастырь, существующій до сего времени. Это — видимый знакъ ревностнаго старанія святителя о благолѣпіи храмовъ Божіихъ. Въ такихъ трудахъ святитель управлялъ казанской паствою около двухъ лѣтъ. Въ 1566 г. митрополитъ московскій Аѳанасій по растроенному здоровью отказался отъ управленія Церковью. Строгая подвижническая жизнь святаго Германа хорошо была извѣстна Грозному, и онъ пожелалъ, чтобы Германъ занялъ архипастырскій престолъ. По распоряженію царя, святитель казанскій былъ вызванъ въ Москву. Въ то время въ характерѣ Іоанна произошла печальная перемѣна: подозрительность, которою онъ отличался и прежде, стала увеличиваться. Онъ окружилъ себя толпою недостойныхъ опричниковъ, которые злоупотребляли довѣріемъ царя и чинили несправедливости и притѣсненія. Вызванный по волѣ царя въ Москву, Германъ сначала отказывался отъ возлагаемаго на него бремени. Царь не терпѣлъ возраженій, и Германъ долженъ былъ поселиться въ покояхъ митрополичьихъ еще до посвященія въ санъ митрополита. Недолго, однако, ему пришлось пробыть здѣсь. Онъ видѣлъ, какія несправедливости причиняютъ людямъ злые приспѣшники царя, со скорбью замѣчалъ, какъ сильно измѣнился характеръ Грознаго — и не могъ стерпѣть: вѣрный своему пастырскому долгу, онъ попытался вразумить царя, говорилъ ему о необходимости чистосердечно раскаяться, о будущихъ мукахъ и о вѣчномъ блаженствѣ. Грозный царь не могъ вынести обличеній блаженнаго святителя. Онъ съ сумрачнымъ видомъ вышелъ отъ Германа. Опричники, узнавъ о семъ, стали уговаривать царя. Они хорошо знали святителя, понимали, что сей пастырь — грозный для нихъ обличитель, который будетъ немолчно и смѣло говорить правду царю.

— «Великій государь, — говорили коварные опричники, — не пристало тебѣ внимать безсмысленнымъ рѣчамъ твоего раба. Неужели ты хочешь быть въ неволѣ, болѣе тяжкой, чѣмъ въ какой ты столько лѣтъ былъ у Сильвестра и Адашева».

Болѣе всѣхъ противъ святителя говорили царскій любимецъ Алексѣй Басмановъ съ своимъ сыномъ. Всѣ опричники неотступно просили царя, чтобы онъ не возводилъ Германа на Московскую каѳедру. Грозный послушался своихъ любимцевъ. Онъ повелѣлъ передать Герману:

— «Ты еще не возведенъ на митрополію, а уже отнимаешь у меня свободу».

Около двухъ лѣтъ святитель пробылъ въ Москвѣ подъ опалой. Его не отпускали въ Казань, хотя онъ и считался архіепископомъ Казанскимъ. Въ сіе время его держали подъ надзоромъ приставовъ, въ заключеніи. Но нелицемѣрный обличитель неправды и въ неволѣ былъ страшенъ опричникамъ. 6 ноября 1567 года послѣдовала кончина святаго Германа. Какъ думаютъ, опричники были убійцами сего святаго мужа. Бывшій въ Москвѣ при святителѣ архимандритъ Свіяжскаго монастыря Иродіонъ предалъ погребенію тѣло святаго Германа при церкви св. Николая, именуемаго Мокрымъ [7].

Но Господу было угодно прославить Своего угодника чудесами и различными знаменіями. При перестройкѣ Николаевской церкви были обрѣтены мощи сего святителя. Въ 1592 году жители Свіяжска, услышавъ о чудесахъ отъ мощей святаго Германа, обратились къ царю Ѳеодору Іоанновичу и къ всероссійскому патріарху Іову съ просьбой о томъ, чтобы имъ было позволено перенести мощи святителя изъ Москвы въ Свіяжскій монастырь, основанный самимъ святителемъ. Просьба сія была исполнена: 25 сентября 1592 года мощи святителя были торжественно встрѣчены жителями Свіяжска. Много чудесныхъ исцѣленій и знаменій произошло при семъ. Лишь только мощи святаго Германа были внесены въ Успенскій храмъ Свіяжской обители, великое благоуханіе распространилось по всему монастырю. При семъ прозрѣли два слѣпца, и совершилось много другихъ чудесъ. Спустя болѣе ста лѣтъ, въ 1696 году, мощи святаго были вновь свидѣтельствованы, и съ сего времени началось всеобщее празднованіе памяти святителя по всей Россіи. Въ 1704 году мощи святителя были перенесены изъ алтаря Успенскаго храма въ самую церковь. Это перенесеніе произошло 23 іюля 1704 года при митрополитѣ Тихонѣ. Память о семъ событіи торжественно совершается и до сего дня.

Таково было житіе святаго Германа, таковы его труды, его твердость въ Христовой вѣрѣ. Послѣдуемъ и мы сему подвижнику, поревнуемъ его добродѣтельной жизни, будемъ постоянно имѣть предъ своими душевными очами сего великаго святителя Церкви Россійской и призывать его святое имя, дабы онъ молилъ за насъ Господа, Ему же слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Старица — уѣздный городъ Тверской губерніи, на рѣкѣ Волгѣ.
[2] Память его совершается Церковію 20 ноября.
[3] Память его 4 октября и 5 декабря.
[4] Блаженный Максимъ Грекъ, вызванный изъ Святой горы для исправленія богослужебныхъ книгъ, оставилъ много сочиненій. Послѣ продолжительнаго заключенія, скончался въ Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ въ 1556 г.
[5] Свіяжскъ — уѣздный городъ Казанской губерніи на рѣкѣ Свіягѣ.
[6] Зилантовскій мужской монастырь близъ Казани былъ основанъ по повелѣнію Іоанна Грознаго на мѣстѣ погребенія воиновъ, павшихъ при взятіи Казани.
[7] Церковь св. Николая Мокраго находится въ Москвѣ, въ Китай-Городѣ, въ Зарядьѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 125-133.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0