Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День шестой.

Житіе святаго Павла Исповѣдника, архіепископа Цареградскаго.

Когда святый Александръ умиралъ, окружавшіе его смертный одръ, спрашивали его:

— «Кому оставляешь насъ, духовныхъ чадъ твоихъ, отче? Кого оставляешь намъ пастыремъ вмѣсто себя? Кто столь же доблестно управлялъ бы Церковію Христовою?»

Онъ указалъ имъ двухъ достойныхъ мужей, именно пресвитера Павла, родомъ изъ Солуня [5], и діакона Македонія, но, при этомъ, прибавилъ, что если желаютъ имѣть пастыря учительнаго и сіяющаго добродѣтельною жизнію, то избирали бы себѣ Павла; если же хотятъ имѣть пастыремъ человѣка представительнаго, отличающагося внѣшнимъ благообразіемъ, то пусть избираютъ Македонія. Послѣ сего приснопамятный патріархъ скончался. На бывшемъ, послѣ его кончины, соборѣ, при совѣщаніи о томъ, кого изъ двоихъ возвести на патріаршій престолъ, Павла или Македонія, произошелъ споръ между православными и аріанами, которыхъ на соборѣ было очень много. Православные желали Павла, аріане склонялись болѣе на сторону Македонія; однако православные одержали верхъ и на патріаршество избранъ былъ въ храмѣ святой Ирины святый Павелъ и, вошедши на патріаршій престолъ, началъ съ честію пасти врученное ему стадо.

Во время избранія и хиротоніи святаго Павла, императора Констанція не было въ Царьградѣ, — онъ находился въ Антіохіи [6]. Вслѣдствіе сего, онъ не былъ расположенъ къ новому патріарху. Возвратившисъ изъ Антіохіи въ Царьградъ, императоръ выказалъ явное неудовольствіе противъ патріарха за то, что онъ взошелъ на патріаршій престолъ помимо воли царской. Настроенный аріанами, императоръ созвалъ соборъ, который совершенно неправильно низложилъ съ престола святаго Павла, ни въ чемъ не повиннаго, чистаго сердцемъ, весьма полезнаго для Церкви Христовой, ибо своею мудростію и жизнію онъ былъ, согласно слову Писанія, истиннымъ свѣтомъ міру (Матѳ. 5, 14) и сіялъ въ Церкви, какъ утренняя звѣзда среди облаковъ. На мѣсто низложеннаго Павла императоръ возвелъ епископа Никомидійскаго Евсевія, и опять удалился въ Антіохію. Евсевій, зараженный ересью аріанства, началъ смущать Церковь своимъ еретическимъ ученіемъ и всѣми силами старался изъять изъ символа вѣры слова: рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, такъ какъ онъ не признавалъ, что Сынъ Божій есть Богъ и во всемъ равенъ Богу Отцу. Между тѣмъ, низложенный Павелъ отправился въ Римъ, гдѣ нашелъ святаго Аѳанасія и многихъ другихъ епископовъ, изгнанныхъ Евсевіемъ, и жилъ вмѣстѣ съ ними. Но Евсевій, не желая, чтобы Аѳанасій и Павелъ могли успокоиться отъ преслѣдованій въ Римѣ, отправилъ, полное клеветами на нихъ, посланіе къ Юлію, папѣ римскому [7]. Папа не далъ посланію никакой вѣры и совѣтовалъ Аѳанасію и Павлу и другимъ епископамъ возвратиться къ своему служенію, и, желая оказать имъ помощь, написалъ восточнымъ епископамъ, чтобы они приняли возвращающихся съ любовію и не препятствовали имъ занять свои прежнія мѣста.

Такимъ образомъ, свергнутые съ каѳедръ, епископы возвратились каждый къ своей церкви и разослали къ тѣмъ, которые ихъ свергли, принесенныя съ собою изъ Рима посланія папы Юлія.

Но враги православія, получивъ посланія, снова всячески старались прикрыть правду ложью и задумали созвать соборъ въ Антіохіи, а папѣ Юлію пытались отвѣчать особымъ посланіемъ. Впрочемъ, самъ Евсевій умеръ, не дождавшись собора. Тогда православные жители Царьграда съ радостію приняли Павла и водворили его на архіепископскомъ престолѣ, аріане же собрались въ другомъ храмѣ и избрали себѣ епископомъ перешедшаго на ихъ сторону Македонія. Отсюда произошло великое смятеніе въ Константинополѣ, и многіе, при столкновеніяхъ двухъ сторонъ, пострадали и были убиты. Слухъ объ этомъ достигъ до императора Констанція, находившагося въ Антіохіи, и онъ отправилъ въ Константинополь полководца Гермогена съ войскомъ, приказавъ ему изгнать Павла изъ Константинопольской церкви. Прибывъ въ Константинополь, Гермогенъ сталъ принуждать народъ изгнать неповиннаго ни въ чемъ святаго Павла и тѣмъ вызвалъ въ городѣ сильнѣйшій мятежъ, такъ какъ народъ рѣшительно отказался исполнить желаніе императора. Гермогенъ хотѣлъ употребить въ дѣло военную силу, но толпа яростно бросилась на его домъ и сожгла его, а самъ Гермогенъ былъ вытащенъ вонъ и убитъ.

Императоръ Констанцій, узнавъ объ умерщвленіи Гермогена, поспѣшно прибылъ изъ Антіохіи въ Константинополь, низвергъ и изгналъ Павла и сильно гнѣвался на жителей за принятіе Павла, помимо его воли, и за мятежъ и убійство Гермогена. За все это императоръ лишилъ городъ половины милостей, дарованныхъ ему Константиномъ Великимъ, а именно убавилъ вдвое количество хлѣба, ежедневно выдававшагося бѣднымъ жителямъ изъ императорскихъ житницъ. Утвердивъ затѣмъ Македонія патріархомъ Константинопольскимъ, Констанцій возвратился въ Антіохію. Святый Павелъ опять удалился на западъ и, явившись къ папѣ Юлію, разсказалъ ему, равно какъ и императору Римскому Константу [8], обо всемъ случившемся. Константъ, братъ Констанція, и папа написали посланіе къ Констанцію, убѣждая его принять Павла, какъ православнаго, и вручили это посланіе самому Павлу, который вторично отправился изъ Рима въ Константинополь, гдѣ православные опять встрѣтили и приняли его съ великою радостію; посланія же Константа и папы Юлія онъ отправилъ чрезъ одного знатнаго вельможу въ Антіохію къ императору Констанцію. Но Констанцій понялъ эти посланія, какъ порицаніе себѣ, и не принялъ Павла. Напротивъ, императоръ еще болѣе разгнѣвался на него за вторичное возвращеніе, безъ согласія императора, на епископство и вскорѣ послалъ въ Константинополь начальнику области Филиппу приказаніе опять низложить и изгнать Павла и возвести Македонія. Филиппъ, боясь народнаго мятежа и того, что его постигнетъ участь Гермогена, задумалъ тайно низвести Павла съ епископскаго престола. Съ этою цѣлію онъ, не объявляя никому объ императорскомъ приказѣ, прибылъ однажды въ находившійся на морскомъ берегу особый дворъ, — гдѣ собирались подати, — называвшійся «Зевксиппъ». Здѣсь Филиппъ сказалъ, что онъ явился для полученія податей, а между тѣмъ послалъ Павлу почетное приглашеніе явиться для тайнаго совѣщанія будто бы объ одномъ общественномъ дѣлѣ. Павелъ, по своей довѣрчивости, отправился безъ всякихъ колебаній. Филиппъ, опасаясь многочисленной толпы народа, явившейся вмѣстѣ со святымъ, на виду у всѣхъ не сдѣлалъ съ нимъ ничего, но, взявъ его за руку и бесѣдуя съ нимъ, провелъ его во внутренній дворъ. Тамъ онъ приказалъ отворить заднія ворота, обращенныя къ морю и, выведши въ нихъ святаго, объявилъ ему волю императора, посадилъ его на заранѣе приготовленный корабль, и, такимъ образомъ, святый, со всѣми мѣрами предосторожности, отправленъ былъ въ изгнаніе. Жить ему было указано на его родинѣ, въ городѣ Солуни, съ позволеніемъ бывать и во всѣхъ окрестныхъ городахъ, но съ запрещеніемъ посѣщать восточныя провинціи [9].

Послѣ изгнанія святаго Павла, начальникъ области торжественно отправился вмѣстѣ съ Македоніемъ на колесницѣ, въ сопровожденіи многочисленнаго войска, въ храмъ. Узнавъ объ этомъ, жители Константинополя пришли въ великое волненіе, и какъ православные, такъ и аріане поспѣшно бросились къ храму, стараясь обогнать другъ друга и занять скорѣе тамъ мѣсто. Филиппъ, прибывъ къ храму, вслѣдствіе необычайнаго стеченія народа, не могъ войти внутрь. Тогда онъ свелъ Македонія съ колесницы, а воины силою отгоняли народъ, но отъ тѣсноты передніе ряды толпы не имѣли возможности податься назадъ; воины же пришли въ ярость и стали дѣйствовать оружіемъ, пролагая къ церкви путь начальнику области и Македонію, при чемъ погибло 3150 человѣкъ — частію отъ оружія воиновъ, частію отъ чрезмѣрной тѣсноты, и все это изъ-за Македонія, который и возсѣлъ на патріаршемъ престолѣ, согласно желанію царя и благодаря военной силѣ, но вопреки церковнымъ уставамъ. Въ память наступившаго будто бы мира церковнаго, императоръ Констанцій построилъ церковь во имя святой Софіи (Премудрости Божіей, второй Ѵпостаси Св. Троицы, Сына Божія) и обнесъ ее одною общею оградою съ созданною Константиномъ Великимъ церковью Ирины, — (не мученицы, а мира Христова) [10].

Проживъ въ Солуни нѣкоторое время, святый Павелъ отправился оттуда въ Коринѳъ [11], а оттуда — въ Римъ. Тамъ онъ опять нашелъ святаго Аѳанасія, разсказалъ ему о всѣхъ своихъ злоключеніяхъ, и оба они вмѣстѣ доложили о своей судьбѣ императору Константу. Императоръ сильно разгнѣвался на брата и написалъ ему, чтобы онъ прислалъ съ востока трехъ епископовъ, которые должны были дать отчетъ относительно низверженія Аѳанасія и Павла и вмѣстѣ съ тѣмъ привезти письменное изложеніе исповѣданія вѣры. Получивъ это посланіе, Констанцій, еще находившійся въ Антіохіи, испугался братнина гнѣва и отправилъ къ нему четырехъ епископовъ: Наркисса Киликійскаго, Ѳеодора Ѳракійскаго, Мариса Халкидонскаго и Марка Сирскаго [12]. Епископы эти, явившись въ Римъ, къ императору, не отважились вступить въ собесѣдованіе и состязаніе съ Аѳанасіемъ и Павломъ, скрыли свою дѣйствительную еретическую вѣру, какую они изложили въ Антіохіи и, составивъ другое изложеніе, вручили его императору. Изложеніе это было таково:

— «Вѣруемъ въ Бога Отца Вседержителя Творца и Создателя всего, отъ Котораго все получило бытіе на небесахъ и на землѣ, и во Единороднаго Его Сына Господа нашего Іисуса Христа, прежде всѣхъ вѣковъ отъ Отца рожденнаго, Бога отъ Бога, Свѣта отъ Свѣта, чрезъ Котораго все произошло на небѣ и на землѣ видимое и невидимое, истинное Слово и Премудрость, и Силу, и Жизнь и Свѣтъ истинный, въ послѣдніе дни ради насъ вочеловѣчившагося и родившагося отъ Святой Дѣвы, распятаго и умершаго, и погребеннаго, и воскресшаго изъ мертвыхъ въ третій день, и, возшедшаго на небеса, и сѣдящаго одесную Отца и грядущаго при концѣ вѣка судить живыхъ и мертвыхъ и воздать каждому по дѣламъ, и Царство Его не прекратится и пребываетъ въ безконечные вѣки. Вѣруемъ въ Святаго Духа, Который есть Утѣшитель и Котораго обѣщалъ апостоламъ Господь и послалъ имъ по вознесеніи Своемъ на небеса, Которымъ освящаются истинно и благочестиво вѣрующія въ Него души. Говорящихъ же, что Сынъ — инаго существа, а не отъ Бога Отца и что было время, когда Его не было, — такихъ не принимаетъ святая соборная Апостольская Церковь».

Вручивъ это изложеніе вѣры императору и многимъ другимъ лицамъ, епископы отбыли изъ Рима. По прошествіи трехъ лѣтъ, восточные епископы опять собрались на соборъ, составили иное изложеніе вѣры и отправили его къ епископамъ Италіи. Но послѣдніе, по причинѣ многословія и растянутости новаго изложенія, не приняли его, вполнѣ удовлетворяясь тѣмъ исповѣданіемъ вѣры, которое изложили святые отцы Никейскаго собора. Отсюда между восточными и западными церквами возникли несогласія и значительныя недоразумѣнія, вслѣдствіе чего оба императора созвали епископовъ на соборъ въ Сардику для разсмотрѣнія исповѣданія вѣры и окончательнаго рѣшенія дѣла Аѳанасія и Павла. На соборъ съѣхалось въ Сардику [13] болѣе трехсотъ западныхъ епископовъ и только семьдесятъ шесть — восточныхъ. Зараженные аріанствомъ и въ то же время боявшіеся вступить въ состязаніе съ такими поборниками православія, какъ Аѳанасій и Павелъ, и потому желавшіе удалить ихъ съ собора, восточные епископы отказались вступить въ соборное собесѣдованіе съ западными, пока они не изгонятъ Аѳанасія и Павла изъ своей среды. Тогда епископъ Средецкій [14] Протогенъ, преподобный Кудровій и другіе сказали восточнымъ:

— «Мы и собрались сюда именно для разсужденія — не только о единосущіи Сына Отцу, но и о дѣлѣ Аѳанасія и Павла».

Услышавъ это, восточные епископы отдѣлились отъ западныхъ, оставили Сардику, и, на возвратномъ пути, достигнувъ города Филиппополя, въ Македоніи [15], составили тамъ свой отдѣльный нечестивый соборъ, на которомъ постановили, чтобы Сынъ не былъ исповѣдуемъ Единосущнымъ Отцу и открыто предали ученіе объ единосущіи анаѳемѣ. Это еретическое постановленіе они особыми посланіями объявили по своимъ епархіямъ.

Когда вѣсть объ этомъ дошла до отцовъ Сардикійскаго собора, то они прежде всего осудили впавшихъ въ ересь чрезъ неправое ученіе о Сынѣ Божіемъ, а затѣмъ извергли изъ сана обвинителей Аѳанасія и Павла; затѣмъ они признали полную правильность символа вѣры, составленнаго въ Никеѣ, и предали анаѳемѣ вообще всѣхъ неисповѣдующихъ, что Сынъ Единосущенъ Отцу. Императоръ Константъ съ своей стороны написалъ брату Констанцію, убѣждая его возвратить Аѳанасію и Павлу ихъ епископскіе престолы, и немедленно же отправилъ Павла въ Царьградъ, давъ ему въ спутники двухъ епископовъ и отправивъ съ нимъ къ Констанцію письмо, въ которомъ, между прочимъ, писалъ:

— «Аѳанасій еще находится у меня, а Павла я посылаю къ тебѣ, для того чтобы держава твоя повелѣла ему вновь принять престолъ; о томъ же прошу и для Аѳанасія, ибо я узналъ, что оба они изгнаны были за свое благочестіе и были оклеветаны».

Константъ къ этому прибавилъ и нѣчто болѣе рѣзкое, а именно, что, въ случаѣ несогласія брата, онъ, Константъ, самъ лично пойдетъ противъ него съ военною силою и, хотя бы противъ желанія Констанція, возвратитъ Аѳанасію и Павлу ихъ церкви.

Прибывъ къ императору Констанцію, святый Павелъ вручилъ ему письмо Константа. Испуганный угрозою брата, Констанцій изгналъ Македонія и возвелъ Павла на патріаршій престолъ; точно также онъ вызвалъ къ себѣ письмомъ Аѳанасія и отправилъ его въ Александрію на патріаршество. Велика была радость православныхъ за ихъ пастырей и довольно долгое время они жили въ глубокомъ мирѣ, утѣшаясь ученіемъ великихъ богодухновенныхъ вселенскихъ учителей. Аѳанасій въ Александріи и Павелъ въ Царьградѣ были свѣтильниками благочестія для всего міра, далеко разгонявшими тьму аріанства. Но вотъ военачальникъ Констанція Магненцій и его соумышленники убили императора въ то время, когда онъ находился на охотѣ. Какъ только не стало защитника православія, благочестиваго царя Римскаго Константа, аріане тотчасъ подняли голову и воздвигли гоненіе на православныхъ. Прежде всего, они возстали противъ вселенскихъ поборниковъ православія: Аѳанасій самъ удалился съ престола, спасаясь отъ аріанъ, искавшихъ его смерти, а блаженный Павелъ былъ сосланъ въ заточеніе въ г. Кукузы, въ Арменіи [16], и тамъ заключенъ въ отдѣльной хижинѣ. Здѣсь, когда онъ однажды служилъ Божественную литургію, аріане напали на него и удавили его омофоромъ.

Такимъ образомъ, Македоній опять сдѣлался патріархомъ Константинопольскимъ и много еще зла причинилъ Церкви Божіей, преслѣдуя и истребляя православныхъ. Имѣя себѣ сильную опору въ лицѣ епарха Филиппа, онъ низвергъ многихъ православныхъ епископовъ и замѣнилъ ихъ аріанами и, подвергая различнымъ мученіямъ, погубилъ множество лицъ, нежелавшихъ имѣть съ нимъ церковное общеніе, причемъ не щадилъ и женщинъ. По его приказанію, однимъ — отрывали отъ грудей сосцы, другимъ, разжавши ротъ желѣзомъ, насильно вливали аріанское причастіе, третьимъ отрѣзали носы и уши, иныхъ клеймили огнемъ, — словомъ, кровь православныхъ лилась безпощадно. Въ это именно время аріане усѣкли мечемъ двухъ клириковъ, Маркіана и Мартирія, бывшихъ нотаріями блаженнаго Павла и поборниками православія [17]. Мучительства Македонія простерлись даже на Пафлагонію [18]. Узнавъ, что тамъ находится множество православныхъ, онъ послалъ туда три вооруженныхъ отряда солдатъ, для того, чтобы они мечемъ принудили православныхъ къ единенію съ аріанами. Жители города Мантины [19], услыхавъ о приближеніи войска, захватили съ собою — кто топоръ, кто — косу, а кто — и просто колья, собрались вмѣстѣ и вышли противъ приближающихся; произошла междуусобная схватка, въ которой пало множество людей съ обѣихъ сторонъ. Въ этомъ кровопролитіи виновенъ былъ опять не кто иной, какъ Македоній.

Наконецъ, Македоній безъ всякаго приказанія со стороны императора, отважился вырыть изъ земли и перенести въ другое мѣсто мощи святаго Константина Великаго. Тогда вся Церковь, можно сказать, облилась кровію вслѣдствіе происшедпшхъ отсюда междуусобицъ между православными и аріанами. Императоръ сильно былъ недоволенъ за это на Македонія и епарха Филиппа, и оба они, по настоянію Констанція, были лишены — первый патріаршаго престола, а второй — епаршества. Несмотря на это, ереси Арія и Македонія продолжали существовать и раздирали Церковь еще сорокъ лѣтъ, — до царствованія императора Ѳеодосія [20], который созвалъ, наконецъ, въ Константинополѣ соборъ, окончательно осудившій эти ереси [21]. Вслѣдъ за симъ благочестивый императоръ съ великими почестями перенесъ изъ Кукузъ въ Константинополь мощи святаго исповѣдника Христова Павла [22], воздавая славу Отцу и Сыну и Святому Духу.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Констанцій царствовалъ съ 337 по 361 годъ.
[2] Названіе ереси происходитъ отъ имени Арія, александрійскаго пресвитера, жившаго въ IV в. Желая устранить изъ христіанскаго ученія о троичности Лицъ въ Богѣ все непостижимое для разума, Арій училъ, что Сынъ Божій не рождается предвѣчно изъ существа Бога Отца, а сотворенъ Имъ изъ небытія во времени, не единосущенъ Ему и не равночестенъ. Въ этой ереси скрытно заключалось рѣшительное отрицаніе Божества Іисуса Христа и нашего искупленія Имъ, короче — ниспроверженіе всего христіанства. Аріанство имѣло большое распространеніе и на христіанскомъ востокѣ и на западѣ. Оно долго волновало умы и производило смуты въ церкви, — даже и послѣ того, какъ было осуждено на 1-мъ вселенскомъ соборѣ въ Никеѣ въ 325 г. Эта ересь встрѣтила наиболѣе сильнаго и ревностнаго противника себѣ, на соборѣ и послѣ него, въ лицѣ св. Аѳанасія Александрійскаго.
[3] Святый Аѳанасій Великій былъ патріархомъ Александрійскимъ съ 326 по 378 г. Память его совершается января 18 и мая 2.
[4] Святый Александръ былъ патріархомъ Константинопольскимъ съ 325 по 340 г. Память его совершается 30 августа.
[5] Солунь — русская передѣлка греческаго названія города Ѳессалоники, по современному произношенію Салоники. Городъ этотъ, первоначально называвшійся Ѳерма, находится на сѣверной оконечности Салоникскаго залива. Христіанская вѣра проповѣдана была здѣсь впервые святымъ апостоломъ Павломъ и спутниками его Тимоѳеемъ и Силою (ок. 52 г. по Р. X. — См. 1 Сол. 1, 1). Святымъ апостоломъ Павломъ написаны два посланія (1-е, 2-е) къ жителямъ Солуня, которыя толкователями признаются за первыя по времени писанія сего апостола.
[6] Здѣсь разумѣется Антіохія Сирійская, нѣкогда великолѣпная столица Сирійскаго государства, а нынѣ бѣдный городокъ Азіатской Турціи.
[7] Святый папа Юлій управлялъ Римскою церковію съ 337 по 352 годъ.
[8] Константъ царствовалъ съ 337 по 350 годъ.
[9] Т. е. азіатскія и африканскія.
[10] Слово εἰρήνη съ греческаго означаетъ: миръ, тишина.
[11] Коринѳъ — одинъ изъ самыхъ знаменитыхъ городовъ древней Греціи; находится на Пелопонесскомъ полуостровѣ (южная оконечность Балканскаго полуострова) при заливѣ Коринѳскомъ; въ древности славился своею просвѣщенностію и обширною торговлею, но вмѣстѣ и легкостью нравовъ жителей. Христіанство насаждено было здѣсь впервые святымъ апостоломъ Павломъ и Аполлосомъ. Апостолъ Павелъ написалъ два обширныя посланія (1-е, 2-е) къ коринѳскимъ христіанамъ.
[12] Киликія — юго-восточная область Малой Азіи. Ѳракія — Византійская провинція въ юго-восточномъ углу Балканскаго полуострова; нынѣ Турецкая провинція — Румелія. Халкидонъ — городъ на малоазіатскомъ берегу Босфорскаго залива противъ Константинополя, извѣстный въ исторіи церкви по бывшему въ немъ 4-му Вселенскому собору; Сирія — провинція на сѣверо-востокѣ отъ Палестины.
[13] Сардика — городъ Мизіи, сѣверо-западной области Малой Азіи.
[14] Средецъ — теперешняя Софія, главный городъ въ Болгаріи.
[15] Филиппополь Македонскій или Филиппы — городъ, названный по имени Филиппа, царя Македонскаго, отца Александра Великаго (въ половинѣ IV в. до Р. X.). Македонія — нѣкогда могущественное государство, а въ послѣдствіи — провинція Византійской имперіи. Святый апостолъ Павелъ (въ сопровожденіи Луки, Тимоѳея и Силы) проповѣдывалъ здѣсь христіанство, положилъ начало знаменитой въ древности церкви Филиппійской и неоднократно посѣщалъ этотъ городъ (Дѣян. 16, 12-40).
[16] Арменія — провинція Римско-Византійской имперіи, находившаяся въ сѣверо-восточной части Малой Азіи. До 70 г. до Р. X. Арменія входила въ составъ Понтійскаго царства, а затѣмъ была завоевана Римлянами.
[17] См. память святыхъ мучениковъ Маркіана и Мартирія 25-го октября. — Нотарій — патріаршій чиновникъ по гражданскимъ дѣламъ.
[18] Пафлагонія — древняя область Малой Азіи, въ средней части южнаго берега Чернаго моря. До 64 г. до Р. X. принадлежала къ царству Каппадокійскому, а съ указаннаго времени перешла къ Римской провинція Виѳиніи и затѣмъ вошла въ составъ Византійской имперіи.
[19] Мантина — небольшой городъ въ Пафлагоніи.
[20] Здѣсь разумѣется императоръ Ѳеодосій Великій, царствовавшій съ 379 по 395 годъ по Р. X.
[21] Здѣсь разумѣется бывшій при императорѣ Ѳеодосіи Великомъ 2-й Вселенскій соборъ (381 г.) въ Константинополѣ, осудившій аріанство и всѣ возникшія изъ него ереси — главнымъ образомъ ересь Македонія, нечестиво учившаго о Святомъ Духѣ.
[22] Въ 381 году. — Въ 1236 г. мощи святаго Павла перенесены въ Венецію, гдѣ пребываютъ и донынѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 113-122.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0