Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День пятый.

Житіе святаго Іоны, архіепископа Новгородскаго.

Однажды товарищи святаго Іоанна, послѣ вечерни, стали играть на улицѣ. Благочестивый отрокъ былъ тутъ же. Онъ не принималъ участія въ игрѣ своихъ сверстниковъ, а только наблюдалъ за ними. Въ сіе время на улицѣ показался какой-то неизвѣстный до сихъ поръ въ Новгородѣ человѣкъ, который походилъ на юродиваго. Это былъ святый Михаилъ Клопскій [1]. Пришедшій изъ далекой области, никому еще до сихъ поръ неизвѣстный въ Новгородѣ, никого изъ жителей не знавшій, онъ въ первый разъ былъ въ Новгородѣ, еще до поступленія своего въ Клопскій монастырь. Завидѣвъ человѣка, идущаго въ странномъ одѣяніи, дѣти толпой кинулись къ нему и стали разсматривать его. Наиболѣе рѣзвые стали смѣяться надъ святымъ мужемъ, а иные даже бросали ему подъ ноги камни и соръ. Святый Іоаннъ стоялъ вдали на улицѣ. День клонился къ вечеру. Уже сумерки спустились на землю и все окружающее стало скрываться во мракѣ. Но свѣтло и ясно провидѣлъ святый Михаилъ будущее блаженнаго отрока. Не обращая вниманія на шумъ и шалости дѣтей, онъ направляется къ Іоанну, беретъ его за волосы и, приподнявъ его выше себя, говоритъ:

— «Иванъ, прилежно изучай книги: быть тебѣ архіепископомъ въ Великомъ Новгородѣ!»

Послѣ сего онъ обнялъ ребенка, поцѣловалъ его и удалился. Такъ святый Михаилъ, не зная прежде имени ребенка, предрекъ то, что дѣйствительно исполнилось черезъ 50 лѣтъ, спустя 4 года послѣ блаженной кончины самого святаго Михаила.

Между тѣмъ отрокъ Іоаннъ, достигнувъ совершеннолѣтняго возраста, рѣшился посвятить себя служенію Господу. Еще съ самаго дѣтства онъ строго соблюдалъ всѣ заповѣди Христовы и любилъ уединеніе. Теперь онъ вознамѣрился принять на себя иноческое постриженіе. Въ 50 верстахъ отъ Новгорода среди большихъ лѣсовъ, вдали отъ человѣческаго жилища, находилась Отняя пустынь. Сюда то и поступилъ святый Іоаннъ. Архимандритъ сей обители Харитонъ съ любовью принялъ прибывшаго и постригъ его въ иноки, давъ ему имя Іоны. Строгую и суровую жизнь, исполненную великихъ иноческихъ подвиговъ сталъ вести святый Іона. Его подвиги изумляли братію, такъ что иноки послѣ смерти Харитона избрали единодушно святаго Іону игуменомъ своей обители. На новой должности блаженный показалъ себя мудрымъ правителемъ, настоящимъ пастыремъ, кроткимъ руководителемъ и опытнымъ наставникомъ. Слава о его трудахъ и подвигахъ быстро распространялась; вскорѣ о немъ стало извѣстно и въ Великомъ Новгородѣ. Многіе жители Новгорода и другихъ мѣстъ стали приходить къ святому, назидались его мудрыми наставленіями, просили его молитвъ и благословенія. Многіе стали дѣлать пожертвованія въ обитель, такъ что подъ мудрымъ управленіемъ святаго Іоны скудная и бѣдная доселѣ средствами Отняя обитель стала процвѣтать, число иноковъ ея умножалось, и всѣ они подражали по мѣрѣ силъ своихъ святому Іонѣ.

Въ 1458 году скончался святитель Новгородскій Евѳимій. Оплакиваемый всѣмъ народомъ, сей пастырь, пользовавшійся любовью и уваженіемъ, былъ съ честью похороненъ [2].

Новгородскіе граждане единодушно желали видѣть на архипастырскомъ престолѣ святаго Іону. Тягостно было ему оставлять тихую Отнюю пустынь, но онъ не рѣшался противиться желанію народному. Въ 1458 году онъ прибылъ въ Новгородъ, а въ 1459 году былъ возведенъ въ санъ архіепископа Новгородскаго всероссійскимъ митрополитомъ святымъ Іоною [3]. Новый архіепископъ былъ украшенъ всѣми добродѣтелями, такъ что новгородцы увидѣли въ немъ вполнѣ достойнаго преемника почившаго святителя Евѳимія. Святый мужъ отличался своею любовью къ паствѣ, особенно же онъ защищалъ бѣдныхъ и сирыхъ, памятуя о своемъ сиротствѣ. На немъ вполнѣ исполнились слова Іова: уста вдовича благословиша мя, око бѣхъ слѣпымъ, нога же хромымъ: азъ быхъ отецъ немощнымъ (Іов. 29, 13-15). Не было человѣка, который бы могъ дурно отозваться о святителѣ; всѣ любили и желали его видѣть, всѣ, кто слышалъ его, получали наслажденіе. Занимая такой высокій престолъ, онъ былъ со всѣми кротокъ и простъ. Всѣмъ онъ старался оказать какое-либо добро, дать мудрый совѣтъ. Не только одни новгородцы уважали своего владыку, но даже и московскіе князья любили святаго Іону, почитали его и нерѣдко посылали ему посланія и получали отъ него совѣтъ. Ибо часто святитель пророчески предсказывалъ будущее, и слово его всегда въ точности исполнялось. А въ то время московскіе князья Василій Темный и сынъ его Іоаннъ III [4] особенно недовѣрчиво относились къ новгородцамъ, которые не могли забыть о прежней своей независимости отъ Москвы и посему не разъ навлекали на себя гнѣвъ царскій. Святитель Іона, пользовавшійся такимъ уваженіемъ у великихъ князей московскихъ, защищалъ своихъ согражданъ и смягчалъ царскій гнѣвъ. Сами новгородцы просили у него ходатайства предъ князьями московскими; часто также онъ своимъ властнымъ словомъ прекращалъ ихъ постоянныя неурядицы и взаимные раздоры.

Святителю приходилось нерѣдко вступать въ дѣла гражданскія. Вскорѣ послѣ его вступленія на престолъ начались нестроенія и въ Церкви. Изъ Рима прибылъ въ Литву ученикъ лже-митрополита Исидора и вступилъ въ управленіе западно-русской церковію. Въ Москвѣ былъ созванъ соборъ, гдѣ было постановлено — не признавать его митрополитомъ. Самъ Новгородскій пастырь не былъ въ Москвѣ на семъ соборѣ. Но митрополитъ Московскій прислалъ ему соборное опредѣленіе и увѣщавалъ его крѣпко стоять за православіе, укрѣплять въ истинной вѣрѣ свою паству, а заблуждшихъ убѣждать и обращать къ истинѣ.

Часто святителю приходилось усовѣщавать своихъ согражданъ. Въ 1460 году въ Новгородъ прибылъ великій князь Московскій Василій съ двумя своими сыновьями, Юріемъ и Андреемъ. На сей разъ онъ прибылъ въ Новгородъ съ миромъ, ибо желалъ поклониться новгородскимъ чудотворцамъ и собрать подать съ жителей. Нѣсколько лѣтъ тому назадъ онъ же приходилъ подъ Новгородъ съ сильнымъ войскомъ и наказалъ новгородцевъ за ихъ пріязнь къ его врагамъ. Нѣкоторые жители, помня это, составили дерзкій замыселъ умертвить князя. Когда святитель узналъ о такомъ безумномъ намѣреніи, онъ немедленно явился въ собраніе заговорщиковъ.

— «Безумцы, — сказалъ имъ святитель, — что вы замыслили? Если вы и убьете великаго князя, то чего вы добьетесь? Только одно несчастіе и бѣдствіе навлечете на Новгородъ. Его старшій сынъ Іоаннъ, свѣдавъ о вашемъ злодѣйствѣ, немедленно явится съ сильнымъ войскомъ и опустошитъ страну».

Сіе увѣщаніе сильно подѣйствовало на заговорщиковъ; они сами ясно поняли свое положеніе.

Новгородцы съ честью приняли великаго князя. Святитель также оказывалъ ему свое уваженіе. Великій князь часто бесѣдовалъ съ блаженнымъ архипастыремъ и исполнялъ всѣ его совѣты. Онъ полюбилъ его, какъ своего отца, и слушалъ его во всемъ. Особенно онъ уважалъ святителя за его добродѣтельную жизнь. Во время пребыванія въ Новгородѣ великаго князя произошло дивное исцѣленіе княжескаго постельничаго у раки мощей святаго Варлаама Хутынскаго [5]. Этотъ молодой человѣкъ изъ рода бояръ рязанскихъ внезапно сильно занемогъ. Силы его быстро истощались. Наконецъ, онъ, казалось, совсѣмъ умеръ. Когда его поднесли къ ракѣ мощей святаго Варлаама, онъ вдругъ ожилъ и сталъ совершенно здоровымъ. Сіе удивительное чудо произошло на глазахъ самого великаго князя, его бояръ и другихъ лицъ. Прибывшіе въ Новгородъ признали, что сей городъ пользуется особеннымъ покровительствомъ свыше. Святитель Іона тутъ же повелѣлъ записать сіе чудо на память потомкамъ и возложилъ сіе дѣло на прибывшаго со Святой горы Пахомія Логоѳета. Спустя нѣкоторое время, князь отправился обратно въ Москву. Прощаясь со святымъ пастыремъ, великій князь приглашалъ его на совѣщаніе въ Москву.

Вскорѣ святителю пришлось отправиться туда. Князь разгнѣвался снова на жителей Новгорода. Нѣкоторые вельможи старались усилить нерасположеніе князя къ новгородцамъ. Святый Іона, желая утолить гнѣвъ его, несмотря на свои годы, отправился въ Москву, пренебрегая всѣми трудностями далекаго пути. Приближаясь къ сему городу, онъ вспомнилъ великаго защитника Русской земли — преподобнаго Сергія Радонежскаго [6], и далъ обѣтъ по возвращеніи построить храмъ во имя сего славнаго подвижника и дивнаго угодника Божія. За 5 верстъ отъ Москвы святителя встрѣтили бояре и нѣсколько игуменовъ. Когда же святитель прибылъ въ городъ, митрополитъ московскій принялъ его съ любовью. На княжескомъ дворѣ уже давно ждали святаго архіепископа. Здѣсь его встрѣтили бояре. На лѣстницѣ въ великокняжій теремъ его взяли подъ руки дѣти Василія Васильевича. Самъ князь былъ весьма радъ видѣть предъ собою мудраго владыку. Онъ принялъ дань и подарки, которые святитель привезъ съ собою изъ своего города. Во все время пребыванія святителя въ Москвѣ, великій князь оказывалъ ему полное уваженіе. Онъ часто призывалъ его къ себѣ, бесѣдовалъ съ нимъ о разныхъ дѣлахъ гражданскихъ и церковныхъ. Однажды онъ призвалъ къ себѣ святителя новгородскаго и митрополита московскаго и высказалъ свое недовольство на новгородцевъ. Онъ жаловался на нихъ святому Іонѣ за то, что они готовы стать на сторону враговъ Русской земли — литовцевъ, оказываютъ мало уваженія ему — великому князю, и даже сказалъ, что намѣревается идти съ войскомъ на мятежныхъ новгородцевъ, чтобы разъ навсегда положить предѣлъ ихъ смутамъ и своевольствамъ. Святитель Іона, какъ истинный пастырь, сталъ горячо заступаться за своихъ духовныхъ чадъ; говорилъ князю, что ему многое передаютъ неправильно, стараясь возбудить его гнѣвъ. Онъ просилъ Василія не обращать вниманія на рѣчи завистливыхъ клеветниковъ, не увлекаться гнѣвомъ, но помиловать новгородцевъ.

— «Великий государь, не позволяй гнѣву овладѣвать твоимъ сердцемъ, не внимай клеветникамъ и завистникамъ, не карай многихъ невинныхъ изъ-за горсти виновныхъ, но отечески вразуми жителей нашего города и окажи имъ свою любовь и милость. Если же ты, не внимая мольбамъ нашимъ, строго станешь взыскивать съ жителей Новгорода, то опасайся, чтобы и между твоими чадами не возникло раздѣленія. Нѣтъ, князь, не подвигнись по клеветѣ на твою отчину, но милостиво воззри на народъ твой. Не возлагай на него новыхъ даней и повинностей. Знай, что уже дни твои приближаются къ концу. Сынъ твой Іоаннъ возсядетъ на престолѣ великокняжескомъ послѣ тебя. Вмѣстѣ съ своей паствой я буду возносить о немъ молитвы Господу, да избавитъ его всесильная десница Божія отъ насилія безбожныхъ татаръ, да возвыситъ его надъ всѣми врагами и укрѣпитъ его державу, если онъ будетъ соблюдать заповѣди Господни и съ кротостью будетъ управлять своей землей».

Слова сіи сильно обрадовали великаго князя, завѣтной мечтой котораго было освобожденіе отъ ига татарскаго. Зная, что предсказанія святаго архіепископа въ точности сбываются, Василій обѣщалъ святителю Іонѣ отложить всякій гнѣвъ на новгородцевъ и даровать имъ миръ. Онъ далъ въ семъ слово архіепископу предъ митрополитомъ. По окончаніи сей бесѣды, новгородскій архипастырь прослезился. Недоумѣвая о семъ, великій князь и митрополитъ спросили святителя о причинѣ его слезъ.

— «Кто можетъ, — отвѣтствовалъ имъ святый, — унизить и смирить такой сильный и многолюдный городъ, какъ нашъ? Только сами граждане своими усобицами. Лишь о томъ молю Господа, чтобы не было сего во дни мои».

Такъ святый Іона ясно предвидѣлъ будущее паденіе Новгорода. Зная сіе, онъ испросилъ у Василія и его сына Іоанна право суда для любимой Отней обители. Князья охотно исполнили просьбу святителя. Они дали ему грамату съ великокняжеской своей печатью.

Великій князь такъ твердо вѣрилъ словамъ новгородскаго владыки, что тогда же написалъ духовную. Назначивъ въ ней удѣлы своимъ сыновьямъ и супругѣ, великій князь опредѣлилъ въ ней собирать дань для татаръ только до тѣхъ поръ, пока они еще имѣютъ власть надъ Русской землей. «Но наступитъ время, — говоритъ здѣсь Василій, — когда власть ихъ рухнетъ, и Господь избавитъ русскихъ князей отъ ихъ ига — тогда князья уже не должны болѣе вносить великому князю дани для уплаты ордынскому хану».

Послѣ сего святитель новгородскій отправился къ своей паствѣ. Князь и бояре съ честью провожали уважаемаго архипастыря. Съ неменьшей любовью встрѣтили граждане новгородскіе своего владыку, который такъ горячо ходатайствовалъ за нихъ передъ великимъ княземъ. Прибывъ въ свою епархію, святитель немедленно исполнилъ данное имъ обѣщаніе — построилъ первый въ Новгородѣ храмъ въ честь преподобнаго отца нашего Сергія Радонежскаго. Онъ со всякимъ благолѣпіемъ украсилъ новый храмъ, снабдилъ его богослужебными книгами и иконами и часто посѣщалъ его. Святый Іона много заботился о духовномъ просвѣщеніи своей паствы; самъ отличаясь большой начитанностью и глубокимъ знаніемъ Божественнаго Писанія, онъ желалъ, чтобы и духовныя его чада могли поучаться и имѣть для назидательнаго чтенія жизнеописанія знаменитыхъ подвижниковъ новгородской области. Для сего, по согласію съ митрополитомъ всероссійскимъ святымъ Іоною, новгородскій архипастырь поручилъ прибывшему со Святой горы ученому иноку Пахомію Логоѳету пересмотрѣть и написать нѣкоторыя житія святыхъ. Кромѣ того, до насъ дошло нѣсколько богослужебныхъ книгъ, писанныхъ по благословенію архіепископа Іоны.

Вскорѣ послѣ возвращенія изъ Москвы, митрополитъ всероссійскій Іона прислалъ посланіе блаженному святителю новгородскому. Чувствуя приближеніе своей кончины, митрополитъ Іона еще разъ желалъ увидаться съ новгородскимъ владыкой и насладиться его духовной бесѣдой. Вмѣстѣ съ тѣмъ митрополить просилъ святаго Іону, чтобы онъ принялъ лично участіе въ избраніи достойнаго ему преемника и предалъ его самого погребенію. Прочитавъ сіе посланіе, святый Іона прослезился и воскликнулъ:

— «Великой благодати лишается нынѣ Москва, а вмѣстѣ съ нею и вся Русская земля».

Однако, удрученный годами и болѣзнью ногъ, самъ святый Іона не могъ отправиться въ Москву. Онъ послалъ святителю московскому грамату, въ коей, утѣшая его, писалъ:

— «Не скорби, что намъ нельзя повидаться теперь, ибо мы свидимся уже въ той жизни, по отшествіи изъ бреннаго тѣла. Радостно будетъ тогда наше свиданіе, ибо мы воспріимемъ тогда мзду отъ Самого Пастыреначальника».

Избраніе преемника святый Іона предоставлялъ Господу и освященному собору:

— «Кого Духъ Святый изберетъ и благословитъ, того и я буду готовъ принять!»

Святый митрополитъ московскій Іона преставился 31 марта 1461 года. Зная святость его жизни, святитель новгородскій поручилъ вышеназванному Пахомію Логоѳету составить канонъ. Вскорѣ послѣ сего святитель Московскій былъ причисленъ къ лику святыхъ.

Въ 1462 году, по смерти Василія, на престолъ великокняжескій вступилъ сынъ его Іоаннъ III. Святый Іона отправился по дѣламъ въ Москву къ новому князю. Онъ напомнилъ ему о томъ, что предрекъ еще его отцу, прибавивъ:

— «Не презритъ Господь молитвы столькихъ угнетенныхъ, онъ разсѣетъ орду, но пусть государь пребываетъ въ благочестіи и твердо хранитъ заповѣди Божіи».

Въ то же время святитель просилъ великаго князя подтвердить прежнюю грамату для Отней пустыни, чтобы сія обителъ имѣла право суда. Іоаннъ, глубоко уважавшій святителя, охотно исполнилъ его просьбу. Онъ подтвердилъ грамату, данную его отцомъ, и приложилъ къ ней печать съ своимъ собственнымъ изображеніемъ.

Въ то время произошло печальное раздѣленіе русской церкви. Григорій, посвященный въ епископы въ Римѣ, объявилъ себя митрополитомъ русскимъ и, принятый благосклонно королемъ польскимъ, сталъ управлять церковными дѣлами въ юго-западной Россіи, подвластной тогда польскому королю. О семъ дѣлѣ многіе православные и самъ великій князь писали святителю, прося его содѣйствія и поддержки. Святый Іона, самъ твердый въ православіи, всячески противодѣйствовалъ такому раздѣленію и много поучалъ свою паству, убѣждая ее не оставлять старой вѣры православной и оставаться вѣрной престолу московскаго митрополита; какъ истинный пастырь, онъ смѣло и безбоязненно разрушилъ всѣ происки враговъ православія и охранялъ свое словесное стадо.

Немало трудовъ понесъ святый Іона. Своимъ мудрымъ словомъ, своею любовью, онъ не разъ погашалъ раздоръ между новгородцами и псковичами. Жители Пскова, тяготясь зависимостью отъ новгородскаго владыки, стали просить, чтобы великій князь назначилъ имъ въ Псковъ особаго епископа. Они даже захватили часть земель и угодій, которыя принадлежали архіепископу новгородскому. Но великій князь не исполнилъ ихъ просьбы, повелѣвъ имъ во всемъ повиноваться блаженному святителю новгородскому и возвратить несправедливо ими захваченное. Псковичи такъ и сдѣлали. Много содѣйствовалъ сему своимъ примѣромъ и самъ святый Іона. Онъ даже не потребовалъ отъ псковичей никакого вознагражденія за убытки, причиненныя ими архіерейской каѳедрѣ. Видя его любовь и безкорыстіе, большая часть псковичей стала еще больше уважать его и оказывать ему должную честь.

Святый Іона много заботился о построеніи и украшеніи храмовъ Божіихъ. Кромѣ построенія храма въ честь преподобнаго Сергія Радонежскаго, святитель заботился о своей любимой Отней обители, гдѣ начались его иноческіе труды и подвиги. Онъ построилъ здѣсь каменный храмъ во имя Трехъ Святителей и великолѣпно его украсилъ. Для сего онъ вызвалъ самыхъ лучшихъ иконописцевъ и щедро расточалъ свое имѣніе, чтобы обильно снабдить новый храмъ священными предметами и книгами. Къ сей церкви онъ пристроилъ еще другую въ честь Крестителя Господня Іоанна Предтечи, имя котораго онъ носилъ еще въ міру. Въ семъ храмѣ онъ собственными руками ископалъ себѣ могилу и завѣщалъ предать здѣсь погребенію свое тѣло. Въ Отней обители святый архипастырь построилъ еще храмъ во имя святителя Николая. Въ самомъ Новгородѣ онъ возобновилъ и украсилъ Димитріевскую церковь на Торговой сторонѣ, по преданію, первоначально построенную въ память побѣды Димитрія Донскаго надъ Мамаемъ.

За благочестивую жизнь мудраго святителя уважали не только великіе князья московскіе, но даже тверскіе, смоленскіе, полоцкіе и литовскіе. Новгородская область, управляемая святымъ Іоною, пользовалась во все время святительства сего блаженнаго миромъ и особымъ покровительствомъ свыше. Граждане, внимая его поученіямъ, имѣли любовь другъ къ другу; даже самая земля отличалась тогда особеннымъ плодородіемъ. Все сіе было по молитвамъ святаго. Только однажды новгородская и псковская земля подверглась страшному бѣдствію. Съ конца 1466 года открылось моровое повѣтріе, которое извѣстно подъ именемъ «Симоновскаго мора». У больныхъ опухали железы и на третій или четвертый день они умирали. Въ слѣдующемъ 1467 г. болѣзнь вспыхнула съ новой силой. Во всей новгородской землѣ умерло 220,652 человѣка. Великая скорбь и смятеніе охватили жителей. Но еще болѣе болѣлъ душой за своихъ духовныхъ чадъ самъ архипастырь. Онъ утѣшалъ ихъ и непрестанно молился Господу о прекращеніи сего страшнаго бѣдствія. И молитва его была услышана. Въ Неревскомъ концѣ при Звѣринскомъ монастырѣ было устроено большое кладбище для погребенія умершихъ. Однажды во время молитвы святитель услышалъ гласъ:

— «Ступай съ крестами въ сопровожденіи всего освященнаго собора въ Неревскій конецъ въ Звѣринъ монастырь въ храмъ Покрова Пресвятыя Богородицы на кладбище. Ступай туда, гдѣ явился образъ святаго праведнаго Симеона Богопріимца. Поставь тамъ въ честь его храмъ, и моръ прекратится».

Святитель возвѣстилъ о семъ гражданамъ и утромъ, 1 октября, въ день памяти Покрова Пресвятыя Богородицы, новгородцы были свидѣтелями новаго дивнаго чуда. Въ сей день святитель со всѣмъ своимъ клиромъ и гражданами направился въ указанное мѣсто и, преклонивъ колѣна предъ иконою Симеона Богопріимца, со слезами молился Господу объ утоленіи гнѣва небеснаго. Въ сіе время народъ сталъ сносить бревна и въ одинъ день была построена церковь. Святый Іона въ тотъ же день освятилъ ее и совершилъ въ ней Божественную литургію. Съ того дня моровое повѣтріе прекратилось. Въ слѣдующемъ 1468 г. святитель Іона на мѣстѣ сей деревянной церкви воздвигъ каменный храмъ въ честь праведнаго Симеона, который сохраняется и до сего дня, свидѣтельствуя о неизреченной милости Божіей.

Въ то время началъ основываться Соловецкій монастырь. Святитель Іона оказывалъ великую помощь и содѣйствіе новой обители. Вмѣстѣ съ мірскими властями Новгорода онъ далъ святому Зосимѣ грамату, по которой отдавалъ во владѣніе новой обители весь Соловецкій островъ со всѣми угодьями.

Много добра оказывалъ всѣмъ Новгородскій святитель; не мало трудовъ ему пришлось перенести. Чувствуя приближеніе своей кончины, онъ написалъ духовную, гдѣ завѣщалъ похоронить тѣло его въ Отней обители. Причастившись святыхъ таинъ, онъ мирно отошелъ ко Господу 5 ноября 1470 года. Съ подобающею честью новгородская паства предала погребенію тѣло своего любимаго пастыря, наставника и заступника. Честное тѣло его было положено въ Отней обители въ могилѣ, приготовленной имъ самимъ при церкви святаго Іоанна Предтечи. До сорока дней братія не закрывали землей могилу. Господу было угодно прославить нетлѣніемъ останки Своего славнаго угодника. Братія Отенской обители и другія лица сильно дивились, когда видѣли, что тѣло святителя не издавало ни малѣйшаго запаха тлѣнія. Уже прошло сорокъ дней со дня кончины праведника, но никто не ощущалъ запаха гніенія. Тогда братія, твердо вѣруя, что Господу будетъ угодно открыть мощи Своего угодника, не покрыли гробницы землею, а только сдѣлали изъ дерева поверхъ могилы возвышеніе. Сіе чудо было тѣмъ болѣе удивительно, что мѣсто, гдѣ стояла церковь, было низко и земля тамъ была влажна и сыра.

Дѣйствительно, надежды вѣрующихъ не были напрасны. Прошло уже около ста лѣтъ, когда Господь благоизволилъ чудесно прославить Своего вѣрнаго служителя и подвижника. Это было самое тяжелое время для жителей Новгорода. При царѣ Іоаннѣ Васильевичѣ Грозномъ и при архіепископѣ новгородскомъ Леонидѣ 13 сентября утромъ въ Отенской обители вдругъ загорѣлась хлѣбопекарня. Сильный вѣтеръ много способствовалъ пожару. Пламя, охвативъ всѣ монастырскіе храмы, съ неудержимой силой распространялось все далѣе и далѣе. Огонь даже охватилъ Предтеченскую церковь, гдѣ была гробница съ мощами святаго Іоны. Видя такую опасность, двое простыхъ людей, чтившихъ память святаго архіепископа, бросились въ Предтеченскую церковь, разобрали деревянное покрытіе надъ гробницей и вынесли ее на монастырскую площадь. Тяжелый дубовый гробъ показался имъ необыкновенно легкимъ. Между тѣмъ огонь охватилъ всѣ зданія, бывшія около монастырской площадки, такъ что грозилъ самымъ мощамъ. Но удивительное зрѣлище представилось тогда всѣмъ: огонь почти совсѣмъ окружилъ гробницу, но нимало ее не повредилъ. Нѣкоторые пытались было унести гробницу, но не могли ее поднять. Тогда всѣ поняли, что самъ Господь невидимой Своей силой хранитъ мощи святаго отъ огненнаго запаленія.

Милосердый Господь благоволилъ и по смерти святителя прославлять его: отъ гроба его истекаетъ рѣка чудотвореній. Всякій, кто припадалъ къ ракѣ мощей его или съ вѣрою призывалъ въ молитвахъ его святое имя, получалъ исцѣленіе какимъ бы ни былъ одержимъ недугомъ. Упомянемъ здѣсь о важнѣйшихъ чудотвореніяхъ святаго Іоны.

Инокъ Отенской обители Сильвестръ съ послушникомъ Климомъ былъ однажды посланъ въ Москву для подтвержденія прежнихъ царскихъ граматъ, кои онъ везъ съ собою. Отъ Вышняго Волочка посланные отправились далѣе на лодкѣ. Вмѣстѣ съ ними ѣхалъ одинъ богатый купецъ. Кормчій, побуждаемый діаволомъ, рѣшилъ воспользоваться деньгами, которыя имѣлъ при себѣ купецъ. Въ бурномъ мѣстѣ рѣки онъ направилъ лодку на камень. Лодка опрокинулась и, всѣ бывшіе въ ней упали въ воду. Кормчій за свой злой умыселъ былъ наказанъ праведнымъ судомъ Божіимъ: онъ потонулъ, всѣ же прочіе стали одинъ за другимъ выплывать къ берегу. Спасся и послушникъ Климъ. Наконецъ всѣ собрались на берегу, не видно было только одного инока Сильвестра. Онъ не умѣлъ плавать. Всѣ уже были увѣрены, что онъ погибъ, какъ вдругъ увидѣли свою лодку, прибитую волнами къ берегу и въ ней старца Сильвестра. Сіе чудо поразило всѣхъ. Радовались иноки о своемъ спасеніи; одно печалило ихъ: царскія граматы вмѣстѣ съ другими вещами пропали при крушеніи. Немало горевали они о томъ и взывали къ святителю Іонѣ, прося его помочь имъ, и молитвы ихъ были услышаны: при вечернемъ сумракѣ они замѣтили на поверхности рѣки какой-то плывшій къ берегу предметъ. Осѣнивъ себя крестнымъ знаменіемъ, Климъ бросился въ волны и, подплывъ, къ великой своей радости, увидѣлъ кожаную сумку, въ которой они везли царскія граматы. Вода чуднымъ образомъ не испортила граматъ; даже подписи царскія были въ полной сохранности. Возблагодаривъ Господа и Его угодника святаго Іону, они отправились въ дальнѣйшій путь и, прибывъ въ Москву, скоро съ успѣхомъ исполнили возложенное на нихъ дѣло.

Однажды, въ смутное время, по рѣкѣ Волхову плыли казаки, которые опустошали деревни и грабили жителей, не щадя никого. Они приблизились къ монастырскому селенію и уже намѣревались напасть на него. Атаманъ спросилъ: кому принадлежитъ это селеніе? Одинъ крестьянинъ, по имени Георгій, отвѣтствовалъ:

— «Это селеніе принадлежитъ Отенской обители, святому отцу и великому чудотворцу Іонѣ, архіепископу новгородскому».

Услышавъ имя святителя, атаманъ строго наказалъ своимъ товарищамъ — никого и ничего не трогать въ семъ селеніи. Когда его спросили, почему онъ запрещаетъ имъ это, онъ сказалъ:

— «Однажды на меня прогнѣвался государь и велѣлъ казнить меня смертію, а я, окаянный, вспомнивъ о великомъ и милостивомъ чудотворцѣ Іонѣ, со всеусердіемъ, какъ только могъ, вознесъ къ нему свою недостойную молитву, чтобы онъ защитилъ меня отъ царскаго гнѣва. Въ сіе самое время и было получено отъ царя повелѣніе объ отмѣнѣ моей казни. Съ той поры я постоянно благодарю своего скораго заступника святаго Іону».

Много и другихъ чудесъ произошло отъ мощей святаго Іоны. Будемъ и мы всегда призывать въ молитвахъ сего славнаго святителя, славя Тріединаго Бога. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Его память 11 января.
[2] Память его 11 марта.
[3] Память его 31 марта. Онъ занималъ архипастырскій престолъ въ Москвѣ отъ 1448 до 1461.
[4] Василій Темный былъ великимъ княземъ отъ 1425 до 1462 г., а его сынъ Іоаннъ III отъ 1462 до 1505 года.
[5] Память его 6 ноября.
[6] Память его 25 сентября.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 95-108.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0