Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День первый.

Житіе и чудеса святыхъ безсребренниковъ и чудотворцевъ Космы и Даміана.

О нестяжательности ихъ и безмездномъ врачеваніи есть такое сказаніе.

Нѣкоторая женщина, по имени Палладія, въ теченіе многихъ лѣтъ лежала на одрѣ болѣзни и не получала никакой помощи отъ различныхъ врачей. Услыхавъ о святыхъ Космѣ и Даміанѣ, что они исцѣляютъ всякія болѣзни, она послала къ нимъ съ просьбою, чтобы они посѣтили ее предъ смертію. Святые, внявъ сей просьбѣ, пошли въ домъ ея, и тотчасъ эта женщина, по вѣрѣ своей, получила исцѣленіе чрезъ пришествіе къ ней святыхъ врачей и встала здоровою, славя Бога за дарованіе Своимъ рабамъ таковой благодати исцѣленій. Изъ благодарности къ своимъ врачамъ за сіе благодѣяніе, она хотѣла сдѣлать имъ подарокъ. Но они не брали ничего, никогда и ни отъ кого, ибо не продавали благодати, которую имѣли отъ Бога. Женщина вознамѣрилась умолить, по крайней мѣрѣ, одного изъ нихъ, чтобы принялъ отъ нея самый малый даръ: взявъ три яйца, она пришла тайно къ святому Даміану и заклинала его Богомъ, чтобы онъ взялъ отъ нея эти три яйца во имя Святой Троицы; Даміанъ, слыша имя Тріединаго Бога, взялъ отъ женщины этотъ малый даръ, ради той великой клятвы, которою она закляла его. Святый Косма, узнавъ потомъ объ этомъ, очень опечалился и предъ своею кончиною сдѣлалъ завѣщаніе, чтобы не погребали Даміана возлѣ него, ибо онъ нарушилъ заповѣдь Господню и принялъ отъ женщины награду за исцѣленіе.

Святый Косма почилъ о Господѣ, а съ теченіемъ времени пришелъ часъ кончины и Даміана, и онъ преставился отъ временной жизни къ вѣчной.

Люди были въ затрудаеніи — гдѣ погребать Даміана, ибо знали о завѣщаніи святаго Космы и не смѣли положить возлѣ него брата его.

Въ то время какъ они недоумѣвали, внезапно пришелъ верблюдъ, который былъ прежде бѣсноватымъ и получилъ исцѣленіе отъ святыхъ. Онъ проговорилъ человѣческимъ голосомъ, чтобы не сомнѣвались положить Даміана близъ Космы, такъ какъ онъ взялъ отъ женщины три яйца не ради награды, но ради имени Божія.

Такимъ образомъ, честныя мощи ихъ были положены вмѣстѣ, въ такъ называемомъ Фереманѣ [4].

Однажды, во время жатвы, одинъ изъ жителей тѣхъ мѣсть вышелъ жать на ниву свою. Изнемогши отъ солнечнаго зноя и намѣреваясь отдохнуть, онъ пошелъ подъ дубъ, легъ и крѣпко уснулъ. Во время сна ему чрезъ открытый ротъ вползла змѣя. Пробудившись, земледѣлецъ сразу не почувствовалъ никакой боли, такъ что снова принялся за работу на своей нивѣ. Съ наступленіемъ же вечера, когда земледѣлецъ пришелъ домой и послѣ ужина легъ на постель, то почувствовалъ страшную боль отъ того, что змѣя начала терзать его внутренности. Больной, не вынося страданій, сталъ кричать, чѣмъ пробудилъ отъ сна всѣхъ домашнихъ. Послѣдніе, подойдя къ больному и видя его страшныя мученія, ничѣмъ, однако, не могли помочь; они даже не могли понять, что это была за болѣзнь. Тогда больной, не получивъ никакой помощи отъ окружавшихъ, прибѣгъ къ скорымъ помощникамъ Космѣ и Даміану и воскликнулъ: «святые врачи, Косма и Даміанъ, помогите мнѣ!» Святые тотчасъ поспѣшили съ своею помощію: больной крѣпко заснулъ, и во время сна изо рта выползла змѣя. Видѣвшіе сіе чудо ужаснулись и прославили святыхъ угодниковъ. Когда змѣя выползла, мужъ тотъ тотчасъ пробудился и, съ помощію святыхъ безсребренниковъ, выздоровѣлъ совершенно.

Былъ въ томъ мѣстѣ другой мужъ, по имени Малхъ. Онъ жилъ близъ храма святыхъ врачей, Космы и Даміана, въ Фереманѣ. Намѣревансь отправиться въ далекій путь, онъ повелъ свою жену къ храму и сказалъ ей:

— «Вотъ я ухожу въ далекій путь, тебя же вручаю подъ защиту Космѣ и Даміану; оставайся дома, пока не пришлю тебѣ условленный знакъ о себѣ, который ты признаешь за мой. И если Богъ восхощетъ, то пришлю тебѣ этотъ знакъ и возьму тебя къ себѣ».

Поручивъ такимъ образомъ жену свою святымъ, Малхъ отправился въ путь. По прошествіи нѣсколькихъ дней, діаволъ принялъ образъ нѣкотораго знакомаго человѣка и, придя къ женѣ Малха, показалъ ей тотъ знакъ, на который указывалъ ей мужъ, говоря: «пришлю тебѣ знакъ и возьму тебя къ себѣ».

Показывая ей сей знакъ, діаволъ велѣлъ идти за нимъ къ мужу.

— «Меня, — сказалъ онъ, — прислалъ твой мужъ за тобою, чтобы привести тебя къ нему».

Женщина сказала:

— «Знакъ этотъ я знаю, но идти не хочу, ибо я поручена святымъ безсребренникамъ Космѣ и Даміану; и если хочешь, чтобы я пошла съ тобой къ мужу, то пойдемъ со мною ко храму святыхъ, возьмись за край алтаря и поклянись мнѣ, что не причинишь мнѣ на пути никакого зла».

Діаволъ далъ такое обѣщаніе и, подойдя съ нею къ храму, взялся за край алтаря и клялся, говоря:

— «Клянусь силами Космы и Даміана, — не причиню дорогою тебѣ зла, но приведу тебя къ мужу твоему».

Женщина, услышавъ клятву, повѣрила лживому бѣсу, бывшему въ образѣ знакомаго человѣка, и пошла за нимъ въ путь. Обольститель же, взявъ ее, завелъ въ мѣсто пустое и непроходимое и хотѣлъ оскорбить ее тамъ и убить. Она, видя себя въ крайнемъ бѣдствіи, возвела очи къ небу и возопила изъ глубины сердца къ Богу:

— «Боже, по молитвамъ святыхъ твоихъ, Космы и Даміана, помоги мнѣ и поспѣши избавить меня изъ рукъ сего убійцы!»

И тотчасъ явились скорые помощники, святые безсребренники, Косма и Даміанъ. Діаволъ, увидѣвъ ихъ, оставилъ женщину и бѣжалъ; поднявшись на высокій берегъ, онъ низринулся въ пропасть и исчезъ, а святые, взявъ женщину, привели въ домъ ея.

Женщина, кланяясь имъ, говорила:

— «Благодарю васъ, господа мои, что избавили меня отъ горькой погибели. Умоляю васъ, — скажите мнѣ, кто вы, чтобы мнѣ знать, кому воздавать благодарность до конца жизни моей».

Они сказали:

— «Мы — рабы Христовы, Косма и Даміанъ, которымъ поручилъ тебя твой мужъ предъ отправленіемъ въ путь, потому мы и поспѣшили къ тебѣ на помощь и избавили тебя, по благости Божіей, отъ діавола».

Слыша это, женщина упала на землю отъ страха и радости, святые же стали невидимы. И восклицала женщина, восхваляя и благодаря Бога и святыхъ рабовъ Его, Косму и Даміана. Придя въ храмъ, она припадала со слезами къ иконѣ святыхъ и разсказала всѣмъ о томъ, что было, — какъ Господь явилъ къ ней милость по молитвамъ Своихъ угодниковъ. Молилась же она такими словами:

— «Боже отцовъ нашихъ, Авраама, Исаака, Іакова и сѣмени ихъ праведнаго! Ты угасилъ огненную печь для трехъ отроковъ [5], Ты помогъ рабѣ твоей Ѳеклѣ на позорищѣ [6]; благодарю Тебя, что избавилъ и меня грѣшную отъ діавольской сѣти чрезъ угодившихъ Тебѣ Косму и Даміана. Покланяюсь Тебѣ, творящему дивныя и преславныя чудеса, и славлю Тебя, Отца, Сына и Святаго Духа, во вѣки. Аминь».

Примѣчанія:
[1] Азія, иначе Асія — это наименованіе употреблялось въ древности не въ одинаковомъ смыслѣ. Первоначально оно означало небольшую, обильную водами, болотистую равнину въ Лидіи, т. е. средину западной части нынѣшняго малоазійскаго полуострова, на восточномъ берегу Эгейскаго моря. Римляне дѣлили упомянутый полуостровъ на двѣ, приблизительно равныя, части: одну, сѣверо-восточную, лежащую при Черномъ морѣ (Понтѣ Евксинскомъ), называли Понтомъ, другую, юго-западную, называли собственно Асіею; каждая часть дѣлилась на нѣсколько (не всегда одинаковое число) провинцій; по утвержденіи христіанства, каждая изъ послѣднихъ дѣлилась, въ свою очередь, въ церковномъ отношеніи, на нѣсколько епископій (еще въ Апокалипсисѣ упоминается о 7 Асійскихъ церквахъ — гл. 1, ст. 4. 11). Съ теченіемъ времени, наименованіе Азіи стали прилагать ко всему нынѣшнему малоазійскому полуострову, наконецъ — ко всей вообще части свѣта, лежащей на востокъ отъ нашей Европы, на одномъ съ нею материкѣ.
[2] Слово уединена значитъ здѣсь: одинокая.
[3] Слово туне и означаетъ даромъ, безъ платы.
[4] Фереманъ находился въ Месопотаміи на два дня пути отъ Амида (по турецки называемый Діаръ-Бекира, въ верховьяхъ р. Тигра) и былъ разрушенъ Турками при первыхъ завоеваніяхъ ихъ; при этомъ мощи свв. Космы и Даміана перенесены были въ Амидъ, гдѣ почиваютъ и донынѣ.
[5] Здѣсь разумѣются три еврейскихъ отрока — Ананія, Азарія и Мисаилъ. Находясь въ Вавилонскомъ плѣну, они отказались воздавать поклоненіе сооруженному Навуходоносоромъ золотому истукану, были ввергнуты за это, по приказанію царя, въ сильно разжженную печь, но чудесно, по милости Божіей, остались въ ней невредимыми, даже — со всѣми своими одеждами (Дан. гл. 3).
[6] Здѣсь разумѣется святая равноапостольная Ѳекла. Память ея празднуется 24 сентября.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга третья: Мѣсяцъ Ноябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 5-10.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0