Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Май.
День двѣнадцатый.

Житіе святаго отца нашего Германа, архіепископа Константинопольскаго.

— «Благослови, отче, зачатое въ моемъ чревѣ».

Патріархъ взглянулъ на нее и, внутренними очами провидя будущее, сказалъ:

— «Да благословитъ тебя Господь молитвами святаго первомученика».

Этими словами онъ предсказалъ, что родится дитя мужескаго пола, соименный святому первомученику Стефану. При этомъ свое пророчество онъ подтвердилъ чудомъ. Когда Германъ говорилъ, изъ устъ его вмѣстѣ со словами исходилъ огненный пламень, который видѣла женщина, о чемъ впослѣдствіи увѣряла всѣхъ съ клятвою, что побудило ее твердо увѣровать въ пророчество святаго. И дѣйствительно, Анна родила дитя мужескаго пола, которое и назвала Стефаномъ по пророчеству святѣйшаго патріарха Германа. Этотъ Стефанъ, возмужавъ, облекся въ иноческій образъ и благочестно подвизался на Авксентіевой горѣ, а впослѣдствіи явился исповѣдникомъ за имя Христово, мученически пострадавъ за святыя иконы отъ злочестиваго царя Константина Копронима [6]. О семъ Копронимѣ, сынѣ греческаго императора Льва Исаврянина [7], было также пророчество святаго Германа, что онъ будетъ лютымъ гонителемъ и мучителемъ правовѣрныхъ. Во время своего крещенія, которое совершалъ святѣйшій патріархъ Германъ, Константинъ осквернилъ святую купель естественнымъ гноемъ. Тогда святый Германъ сказалъ о крещаемомъ:

— «Это дитя, когда возмужаетъ, принесетъ большое зло христіанамъ и всей Церкви: церковную святыню осквернитъ еретичествомъ и прольетъ много крови благовѣрныхъ рабовъ Христовыхъ».

Константинъ впослѣдстіи былъ прозванъ Копронимомъ, что значитъ «навозный» [8]. Пророчество святаго Германа сбылось въ точности: Копронимъ многихъ замучилъ за поклоненіе честнымъ иконамъ, между которыми былъ и вышеупомянутый Стефанъ.

Иконоборческая ересь началась въ царствованіе Льва Исаврянина, отца Копронима. Левъ Исаврянинъ, погрязшій въ этой ереси, старался ее какъ можно болѣе укрѣпить и распространить въ своемъ народѣ. Онъ разослалъ во всѣ провинціи своего государства злочестивое повелѣніе, чтобы повсюду выбрасывали изъ храмовъ святыя иконы, попирали ихъ ногами и сожигали, ибо онъ почиталъ святыя иконы за идоловъ, а поклоняющихся имъ — за идолопоклонниковъ.

Святый патріархъ Германъ мужественно противился царю-еретику. Онъ неоднократно посылалъ къ царю изъ клира благоразумныхъ и честныхъ мужей, а также и самъ приходилъ и утоваривалъ его, чтобы онъ оставилъ свой злой умыселъ; но увѣщанія святаго Германа не имѣли никакого успѣха.

Однажды патріархъ сказалъ царю:

— «Я слышалъ пророчество одного святаго мужа, что нѣкогда настанетъ гоненіе на святыя иконы отъ зловѣрныхъ, но да не будетъ оно во время твоего царствованія».

— «Въ какое-же время и въ чье царствованіе оно наступитъ?», — спросилъ внимательно императоръ.

— «Царь, по имени Кононъ, — сказалъ святый Германъ, — воздвигнетъ гоненіе на святыя иконы».

— «Мое имя и есть Кононъ, — отвѣчалъ Левъ Исаврянинъ. — Оно дано мнѣ при крещеніи, Львомъ-же я прозванъ уже впослѣдствіи. Посему пророчество вполнѣ должно исполниться во дни моего царствованія».

— «Нѣтъ, государь, — возразилъ царю святый Германъ, — да не будетъ этого, да не совершится таковое зло въ твое царствованіе, ибо желающій произвесть эту злобу есть антихристъ, врагъ божественнаго воплощенія. Вспомни при этомъ, царь, и то, что ты предъ вступленіемъ на царскій престолъ далъ клятву соблюдать непорочно святую вѣру, ничего не уничтожая изъ преданій святыхъ Апостоловъ и богодухновенныхъ отцевъ и не привнося ничего новаго, противнаго христіанской вѣрѣ».

Царь, слыша таковыя слова святѣйшаго патріарха, то чувствовалъ стыдъ, то приходилъ въ ярость, стараясь найти такое обвиненіе противъ патріарха, чтобы удалить его съ престола не какъ исповѣдника истины, а какъ крамольника. Сообщника своему злому намѣренію онъ нашелъ въ лицѣ одного пресвитера Анастасія, ученика Германа. Этому Анастасію, по нраву подобному Іудѣ, царь обѣщалъ патріаршій престолъ по изгнаніи Германа, а онъ въ свою очередь за это обѣщалъ помогать царю въ утвержденіи ереси и уничтоженіи святыхъ иконъ. Поэтому Анастасій сдѣлался ярымъ врагомъ святаго Германа, пытаясь, даже прежде изгнанія святаго Германа, захватить патріаршій престолъ. Святый Германъ, провидя духомъ его злое намѣреніе и его будущую участь, предсказалъ Анастасію о его судьбѣ при слѣдующихъ обстоятельствахъ.

Однажды патріархъ Германъ входилъ въ царскую палату. Анастасій, съ гордостію слѣдовавшій за нимъ, наступилъ сзади на край его одежды. «Не спѣши, — сказалъ тогда Германъ Анастасію, — придетъ время, когда тебя, окруженнаго толпою народа, съ криками поведутъ въ диппинъ» [9].

Однако въ то время ни Анастасій, ни другіе слышавшіе, не обратили вниманія на эти слова святаго Германа и вспомнили уже впослѣдствіи, когда сказанное сбылось, о чемъ будетъ рѣчь ниже.

Святый Германъ, какъ добрый воинъ Христовъ, безбоязненно и мужественно боролся съ еретиками мечемъ слова Божія. Онъ послалъ одного изъ лучшихъ церковнослужителей къ царю съ такими словами:

— «Не подобаетъ тебѣ, царь, безчинно возвышаться предъ Богомъ, Создателемъ твоимъ, давшимъ тебѣ жизнь и царствованіе, и не имѣешь ты права, какъ говорится, подвигать неподвижное; не прилично тебѣ преступать предѣлы, установленные въ древнее время святыми отцами. Вѣдь человѣческимъ образомъ, воспринятымъ Богомъ Словомъ отъ Пречистыя и Пресвятыя Дѣвы, было истреблено служеніе бѣсамъ и уничтожено идолопоклонство. Изображеніе красками на доскѣ подобія человѣческаго образа Христова и неизреченно Родившія Его, а также и изображенія святыхъ угодниковъ Божіихъ предано намъ почитать уже 725 лѣтъ тому назадъ, когда Господь нашъ во образѣ человѣка явился на землю. По вознесеніи Господа жена, исцѣлившаяся отъ кровотеченія чрезъ прикосновеніе къ краю одежды (Марк. 5, 25-34) Его въ благодарность за сіе сдѣлала изображеніе Спасителя. Но и прежде этого Самъ Господь изобразилъ божественный Ликъ Свой на убрусѣ (платкѣ) и отослалъ его въ Едесъ къ Авгарю. Святый евангелистъ Лука написалъ образъ Пречистой Дѣвы Богородицы. Поэтому божественные соборы, бывшіе въ различныя времена и въ различыхъ мѣстахъ, повелѣли не истреблять, но почитать святыя иконы. Итакъ, знай царь, если ты поможешь утвердить этотъ иконоборческій догматъ, я первый пойду противъ него. Я готовъ пролить кровь за образъ Христа моего, Который пролилъ Свою кровь, чтобы обновить падшій образъ моей души. Ясно, что безчестіе, наносимое образу Христову, относится и къ Первообразу, т.-е. къ Самому Христу, равно какъ и честь возносимая предъ образомъ. Поэтому намъ, вѣрнымъ рабамъ Христовымъ подобаетъ и умереть за почитаніе Господа нашего».

Въ другое время самъ святый Германъ такъ говорилъ царю:

— «Если я Іона, бросьте меня въ море, ибо я безъ Вселенскаго собора не имѣю права ничего новаго узаконять касательно вѣроученія».

Когда-же святый патріархъ увидѣлъ, что онъ ничего не можетъ сдѣлать, чтобы отвратить царя отъ ереси, тогда положилъ свой омофоръ въ божественномъ алтарѣ, на святомъ престолѣ, и оставилъ свой санъ. Царь, сильно разгнѣвавшись на святаго Германа за его дерзновенныя слова, послалъ, точно на брань, воруженныхъ воиновъ, которые подвергли святаго побоямъ, и съ безчестіемъ изгнали его изъ патріаршаго дома. Святый Германъ удалился тогда въ монастырь, гдѣ провелъ между иноками остальные дни своей жизни въ безмолвіи, и съ миромъ почилъ о Господѣ. Онъ былъ патріархомъ 14 лѣтъ и 5 мѣсяцевъ [10].

По изгнаніи святѣйшаго патріарха Германа, на его мѣсто царь возвелъ упомянутаго выше епископа Анастасія [11], который заодно съ царемъ выбрасывалъ изъ церквей святыя иконы и утверждалъ иконоборческую ересь. Пророчество святаго Германа относительно его исполнилось слѣдующимъ образомъ.

Когда умеръ злочестивый Левъ Исаврянинъ, на царство его вступилъ сынъ его Константинъ Копронимъ, котораго свергнулъ съ престола Артавасдъ, зять Льва. Въ этомъ помогалъ Артавасду патріархъ Анастасій, онъ — же и вѣнчалъ Артавасда и сына его Никифора на царство. По прошествіи 3 лѣтъ Копронимъ собралъ большое войско и взялъ Константинополь. Зятя своего Артавасда и его сыновей, своихъ племянниковъ, Константинъ ослѣпилъ, а приверженцевъ Артавасда многихъ вельможъ погубилъ. Патріарха же Анастасія, Константинъ велѣлъ обнажить и бить предъ всѣмъ народомъ на мѣстѣ, называемомъ «диппинъ», а затѣмъ, посадивъ на осла лицемъ назадъ, водить съ надруганіемъ по городу. Такъ исполнилось пророчество святаго Германа, предсказавшаго Анастасію, что его при большомъ стеченіи народа поведутъ на диппинъ. Нечестивый царь Копронимъ хотѣлъ даже низложить Анастасія съ патріаршаго престола, но, не найдя другого, болѣе ревностнаго въ поруганіи святыхъ иконъ кромѣ Анастасія, оставилъ послѣдняго на патріаршемъ престолѣ, гдѣ онъ пребывалъ, какъ мерзость запустѣнія на святомъ мѣстѣ (Матѳ. 24, 15), 24 года. Въ концѣ жизни его постигла болѣзнь, именуемая «кордаспосъ», такъ что богомерзскія уста, хулившія святыя иконы и своего учителя, были для него сквернымъ проходомъ, чрезъ который исходилъ естественный гной. Отъ этой болѣзни Анастасій скончался.

Итакъ, Анастасій скончался ужасною смертію, а святый Германъ вмѣстѣ съ святыми іерархами наслѣдовалъ блаженную жизнь въ царствіи Господа нашего Іисуса Христа, Емуже со Отцемъ и Святымъ Духомъ честь и слава, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Константинъ Погонатъ правилъ съ 668 г. по 685 г.
[2] Кизикъ — городъ малоазійской области Фригіи.
[3] Моноѳелитство или единовольническая ересь возникла въ началѣ VII-го вѣка подъ вліяніемъ стремленія византійскихъ правителей примирить съ христіанствомъ широко распространившуюся монофизитскую ересь, учившую объ одной Божественной природѣ въ Господѣ Іисусѣ Христѣ, такъ какъ раздоры между православными и монофизитами были не только церковнымъ, но и государственнымъ бѣдствіемъ. Монофизитскіе епископы, главнымъ образомъ Киръ, епископъ Фазиса въ Колхидѣ, подали императору Ираклію (611-641 гг.) мысль, что соединеніе между ними и православными можетъ состояться, если православная церковь признаетъ во Христѣ Іисусѣ единую волю, единое дѣйствіе. Въ 633 г. стараніями императора и Кира, назначеннаго патріархомъ Александрійскимъ, удалось устроить единеніе между египетскими моноѳелитами и православными; къ этому единенію примкнули почти всѣ восточные и греческіе епископы съ константинопольскимъ патріархомъ Сергіемъ во главѣ. Противъ подобнаго незаконнаго соглашенія открыто выступилъ любимый ученикъ александрійскаго патріарха Іоанна Милостиваго, монахъ Софроній, доказывая, что ученіе о единоволіи есть тоже монофизитство или признаніе во Христѣ Іисусѣ единой только (Божественной) природы, ибо если едина природа, то, естественно, едина и воля. Сдѣлавшись въ 634 г. патріархомъ Іерусалимскимъ, онъ еще съ большею ревностію защищалъ православіе: онъ созвалъ въ Іерусалимѣ соборъ, на которомъ осудилъ моноѳелитство. Желая положить конецъ распрямъ, императоръ Ираклій въ 638 г. издалъ, составленное патріархомъ Сергіемъ, «изложеніе вѣры» (эктесисъ), гдѣ содержалось православное ученіе о двухъ естествахъ во Христѣ Іисусѣ и запрещалось говорить о Его воляхъ, хотя въ тоже время добавлялось, что православная вѣра требуетъ признанія одной воли. Послѣ изданія «изложенія вѣры» горячимъ защитникомъ православія выступилъ константинопольскій монахъ Максимъ Исповѣдникъ (память его 21-го января), который съ успѣхомъ дѣйствовалъ противъ моноѳелитовъ въ сѣверной Африкѣ и Римѣ. Преемникъ Ираклія Констансъ II, желая уничтожить еще болѣе возбудившій раздоръ эктесисъ въ 648 г. издалъ «типосъ» — образецъ вѣры, гдѣ запрещалось говорить какъ объ одной такъ и о двухъ воляхъ, заставляя вѣрить согласно бывшимъ пяти вселенскимъ соборамъ. Но «типосъ» не положилъ конца спорамъ. Наконецъ императоръ Константинъ Погонатъ созвалъ въ Константинополѣ шестой (Трулльскій) вселенскій соборъ, на которомъ моноѳелитство было осуждено какъ ересь и опредѣлено, что во Христѣ Іисусѣ должно исповѣдывать два дѣйствія, двѣ воли, причемъ человѣческая подчиняется во всемъ волѣ Божеской, не уничтожаясь черезъ это. — Остатки моноѳелитовъ сохранились до настоящаго времени въ видѣ маронитовъ. Сначала они нашли убѣжище (съ 680 г.) на ливанскихъ горахъ; во время крестовыхъ походовъ (1182 г.) ученіе моноѳелитовъ проникло на Западъ, въ Европу, но благодаря дѣятельности папъ не нашло многихъ послѣдователей, хотя существовало до 1736 г., когда еврейскіе моноѳелиты присоединились къ католической Церкви. На Востокѣ въ Сиріи оно существуетъ до сихъ поръ.
[4] Св. Киръ занималъ патріаршій престолъ въ Константинополѣ съ 705 г. по 711 г.; ум. въ 714 г. въ изгнаніи.
[5] Филиппъ Бардинъ, византійскій императоръ (711-715 гг.).
[6] Константинъ Копронимъ правилъ съ 741 по 775 гг.
[7] Левъ Исавръ правилъ съ 716 по 741 гг.
[8] Копронимъ отъ греческаго κόπρος — навозъ, калъ.
[9] Диппиномъ въ Царьградѣ называлось народное мѣсто, гдѣ обыкновенно устраивались различныя зрѣлища.
[10] Св. Германъ умеръ въ 740 г., 95-ти лѣтъ, погребенъ въ монастырѣ Хорѣ, на сѣверной сторонѣ Царьграда. Св. Германъ извѣстенъ какъ церковный писатель: «писанія его славятся по всей вселенной», свидѣтельствуетъ о немъ 7 всел. соб., внесшій его въ диптихи святыхъ. Сочиненія св. Германа разнообразны по своему составу. Послѣ него остались: объясненіе наиболѣе трудныхъ мѣстъ св. Писанія, сочиненіе о праведномъ воздаяніи за гробомъ; на 7 вс. соб. читались его три посланія о почитаніи иконъ, осталось отъ него и «довольно много, — какъ говоритъ древній жизнеописатель св. Германа, — назидательныхъ словъ для благочестивыхъ», — слова на Введеніе во храмъ Богоматери, на Ея Успеніе, на Благовѣщеніе, на Обновленіе храма и положеніе пояса Пресвятой Богородицы. Важно по богатству историческихъ свѣдѣній сочиненіе о ересяхъ со времени апостоловъ и о церковныхъ соборахъ по царствованіе Льва Иконоборца. Много оставилъ св. Германъ произведеній, относящихся къ Богослуженію; изъ нихъ особенно важно изъясненіе на литургію; другія сочиненія этого рода представляютъ собою гимны, составленные патріархомъ на похвалу святымъ и прославленіе чудесныхъ дѣлъ благодати.
[11] Анастасій занималъ патріаршій престолъ съ 730 по 753 гг.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга девятая: Мѣсяцъ Май. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 378-385.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0