Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Май.
День десятый.

Житіе преподобнаго Симона, епископа Владимірскаго и Суздальскаго.

То, что сказалъ Іисусъ, сынъ Сираховъ, о Симонѣ, сынѣ Оніинѣ [1]: Симонъ сынъ Оніинъ іерей великій, иже въ животѣ своемъ сострои домъ, и во дни своя утверди церковь (Сир. 50, 1); и еще: яко звезда утренняя посреди облаковъ, аки луна полна во днехъ своихъ, яко солнце сіяющее на церковь Вышняго (Сир. 50, 6-7), — это самое мы должны сказать и о преподобномъ отцѣ нашемъ Симонѣ, епископѣ владимірскомъ и суздальскомъ, свидѣтелѣ и списателѣ житій угодниковъ печерскихъ, второмъ лѣтописцѣ по блаженномъ Несторѣ [2]. Поистинѣ, онъ хорошо сострои домъ Божій и укрѣпилъ Церковь примѣромъ житія своего и назидательными повѣствованіями о житіи святыхъ, какъ одинъ изъ тѣхъ добрыхъ пастырей, о которыхъ Господь обѣщалъ пророку Іереміи, говоря: дамъ вамъ пастыри по сердцу Моему, и упасутъ васъ разумомъ и ученіемъ (Іер. 3, 15). Поистинѣ всѣ наименованія, относимыя къ Симону, доброму пастырю и хранителю закона іудейскаго, могутъ быть отнесены и къ сему преподобному Симону, архипастырю владимірскому и суздальскому.

Этотъ блаженный Симонъ принялъ образъ иноческій въ святомъ монастырѣ печерскомъ, подобно небу, украшенному святыми подвижниками, какъ бы звѣздами мысленными, луною и солнцемъ. Поступивъ въ монастырь, Симонъ съ прилежаніемъ читалъ повѣсти о житіи прежде бывшихъ и Богу угодившихъ святыхъ, многочисленныхъ, какъ многочисленны звѣзды на небѣ. И самъ блаженный Симонъ воспламенялся любовію къ подвигамъ сихъ святыхъ и всячески старался имъ подражать. Съ любовію вспоминалъ онъ подвиги перваго строителя сей обители преподобнаго Ѳеодосія [3], такъ умножившемъ сіи духовныя звѣзды обители — иноковъ, и всячески старался подражать жизни его. Вспоминалъ онъ также и о подвигахъ святаго Антонія [4], просвѣтившаго всѣхъ, подобно солнцу, свѣтомъ добрыхъ дѣлъ своихъ; и его равноангельному житію подражалъ преподобный; взирая на преподобныхъ, умноженныхъ какъ звѣзды, служащія лунѣ и солнцу, Симонъ поучался смиренію; въ особенности поучался смиренію примѣромъ святителя Ѳеодосія, который подобно лунѣ сіялъ ярче всѣхъ прочихъ звѣздъ и заслужилъ себѣ у Бога болѣе славный сравнительно съ прочими братіями вѣнецъ. Отъ Антонія, какъ бы солнца, идущаго по небу одиноко, безъ прочихъ свѣтилъ, Симонъ заимствовалъ равноангельное безмолвное житіе. Подобно зеркалу, онъ отражалъ въ себѣ всѣ тѣ духовныя свѣтила — звѣзды, луну и солнце и самъ проявлялъ изъ себя свѣтъ звѣздный, лунный и солнечный. Кромѣ того, подобно тому древнему Симону первосвященнику, и сей былъ какъ звѣзда утренняя, какъ луна полна и какъ солнце сіяющее на церковь Вышняго. Онъ усердно подвизался въ святомъ монастырѣ печерскомъ, подобномъ небу, и самъ Симонъ уподоблялся своими подвигами звѣздѣ утренней, всегда подражая Пресвятой Богородицѣ, прекрасной какъ луна и славной какъ солнце. Сколько было у него силъ, онъ усердно служилъ Матери Божіей, пребывая постоянно въ великомъ смиреніи, усердной молитвѣ, какъ общей съ братіею, такъ и уединенной.

Когда сей святый Симонъ просіялъ подвигами своими по многимъ окрестнымъ странамъ, такъ что былъ даже извѣстенъ и въ странахъ весьма отдаленныхъ, случилось, что въ то время архіерейскій престолъ епархіи владимірской и суздальской не имѣлъ своей главы. Церкви же прилично украшаться звѣзднымъ вѣнцемъ (ср. Апок. 12, 1), какъ пишетъ святый Іоаннъ въ своемъ Апокалипсисѣ. На томъ престолѣ владимірскомъ и суздальскомъ не было пастыря, — пресвѣтлаго солнца и красивой луны, такъ что та церковь не могла похвалиться словами псалма: престолъ мой какъ солнце предо мною и яко луна совершена въ вѣкъ (Псал. 88, 38). Въ это именна время, по изволенію Начальника пастырей — Іисуса, вручившаго нѣкогда овецъ Своихъ любившему Его паче всѣхъ Симону Петру (Іоан. 21, 15-17), этотъ блаженный Симонъ, отъ всего сердца возлюбившій Пречистую Матерь Божію, былъ призванъ Богомъ на престолъ епископскій для управленія Богомъ хранимыми городами — Владиміромъ и Суздалемъ. Такимъ образомъ украсился вѣнецъ церкви той свѣтомъ звѣзднымъ, престолъ же ея просвѣтился какъ солнце и какъ луна полна. Сей блаженный пастырь просіялъ на престолѣ добрыми дѣлами своими какъ звѣзда утренняя, какъ луна и какъ солнце; ученіемъ своимъ онъ просвѣщалъ всѣхъ, любовію согрѣвалъ, благодатію, испрошенною отъ Бога, даровалъ всѣмъ жизнь (духовную). Сей блаженный Симонъ всегда представлялъ себя какъ бы звѣздою утреннею, которая возвѣщаетъ конецъ ночи и начало дня, поэтому онъ всегда хранилъ себя отъ всѣхъ дурныхъ и грѣховныхъ дѣлъ и всѣми силами устремлялся на дѣла добрыя, благодатныя. Помышлялъ про себя святый и то, что солнце и луна — суть какъ бы два глаза, неусыпно бдящихъ на небѣ; поэтому онъ всячески заботился о томъ, чтобы его престолъ сіялъ какъ солнце и какъ полная луна, и лично самъ старался подражать тѣмъ неусыпнымъ очамъ небеснымъ, для чего съ неусыпною бодростію прилежно пасъ духовное стадо свое.

Блаженный Симонъ долгое время подвизался, какъ ревностный пастырь, усердно и внимательно заботившійся о своей паствѣ; и слѣдуетъ замѣтить, что преподобный весьма успѣшно проходилъ служеніе свое. Въ то же время святый не оставлялъ и трудовъ своихъ иноческихъ, всегда представляя въ мысли своей труды и подвиги честныхъ подвижниковъ печерскихъ и радуясь душею своею о томъ, что Господь сподобилъ его въ сей честной обители принять образъ иноческій и быть какъ бы сожителемъ святыхъ печерскихъ подвижниковъ; святый Симонъ постоянно призывалъ ихъ къ себѣ на помощь въ молитвахъ своихъ и по предстательству ихъ предъ Богомъ при помощи благодати Божіей успѣшно устроялъ дѣла паствы своей, такъ что на немъ исполнились и всѣ прочія подобія и наименованія, усвояемые Іисусомъ, сыномъ Сираха, Симону, первосвященнику іудейскому, угодившему Богу въ Ветхомъ Завѣтѣ. Кромѣ вышеупомянутыхъ наименованій Іисусъ, сынъ Сираховъ, пишетъ о томъ Симонѣ, что онъ былъ какъ бы дугою небесною, какъ бы цвѣтъ шипковъ, какъ кринъ, какъ стеблó ливаново, какъ огнь и ливанъ на огнищи, какъ сосудъ златъ искованъ, какъ маслина и какъ кипарисъ (Сир. 50, 8-11). Всѣ эти добродѣтели архипастырскія, предуказанныя этими наименованіями, проявилъ въ своей жизни и добрый пастырь Симонъ. Такъ онъ весьма заботился о сохраненіи и водвореніи между людьми мира, предуказаннаго небесною дугою; далѣе, — онъ училъ всѣхъ самымъ дѣломъ своимъ терпѣнію, произрастая какъ цвѣтокъ яблочнаго дерева среди терній, всегда трудясь въ мысленномъ вертоградѣ паствы своей; наставлялъ всѣхъ и дѣломъ и словомъ чистотѣ духовной, какъ бы насаждая бѣлую лилію; поучалъ всѣхъ непрестанной молитвѣ къ Богу, умножая какъ бы благоухающія растенія ливанскія; — всегда благодарилъ Бога, даже среди скорбей своихъ, и къ тому же поучалъ и паству свою, представляя собою какъ бы ладанъ, благоухающій на огнѣ, предлагаемый всѣмъ въ драгоцѣнномъ сосудѣ любви и премудрости духовной; — онъ укоренялъ среди паствы своей маслину милосердія и любви къ ближнему, а также возращалъ въ паствѣ своей, какъ кипарисъ, постоянную мысль о Богѣ.

Сей блаженный Симонъ настолько изучилъ подвижническую жизнь святыхъ угодниковъ печерскихъ, что какъ бы написалъ ее на скрижаляхъ сердца своего; поэтому онъ восхотѣлъ, чтобы и прочимъ, благочестивымъ людямъ, была извѣстна жизнь печерскихъ подвижниковъ; а для этого онъ рѣшилъ составить письменное описаніе подвижнической жизни печерскихъ иноковъ. Слѣдуетъ замѣтить, что въ это время, по причинѣ многочисленныхъ войнъ и усобицъ было утеряно много книгъ, такъ что многія событія, описанныя въ этихъ книгахъ, начинали приходить въ забвеніе. Въ виду этого блаженный Симонъ съ большимъ усердіемъ разыскивалъ всѣхъ очевидцевъ того или другого чудеснаго событія, случившагося въ печерской обители, и всѣ, полученныя такимъ образомъ свѣдѣнія, преподобный съ усердіемъ собиралъ въ одно цѣлое, трудясь какъ мудрая пчела. Потому то онъ и просвѣтилъ насъ свѣтомъ солнечнымъ, луннымъ и звѣзднымъ, такъ какъ описалъ намъ чудеса преподобнаго Антонія, этого свѣтозарнаго солнца, и чудесное окованіе раки преподобнаго Ѳеодосія — луны полной; ко всему этому блаженный Симонъ присовокупилъ сказаніе о святой, небесамъ подобной, церкви печерской, престолъ которой поистинѣ сіялъ какъ солнце и какъ луна полная; — все это занесено преподобнымъ Несторомъ въ первую часть Патерика [5]. Кромѣ того, блаженный Симонъ въ посланіи къ Поликарпу предложилъ свѣдѣнія о жизни многихъ подвижниковъ печерскихъ, сіявшихъ какъ звѣзды подвигами своими; — это вошло во вторую часть Патерика. Впослѣдствіи Симонъ еще разъ написалъ посланіе къ тому же Поликарпу, въ которомъ говоритъ о подвигахъ и многихъ другихъ подвижниковъ печерскихъ.

Изъ сочиненій сего блаженнаго Симона видно, что онъ имѣлъ великую любовь ко Пресвятой Богородидѣ и къ преподобныиъ отцамъ — Антонію и Ѳеодосію печерскимъ, такъ что онъ съ сими преподобными обиталъ духомъ и умомъ своимъ какъ бы въ одной пещерѣ, несмотря на то, что тѣломъ своимъ жилъ въ своей епархіи.

Подобно тому, какъ Симонъ Петръ болѣе прочихъ апостоловъ любилъ Господа, такъ и этотъ Симонъ, тезоименитый тому славному апостолу, выказывалъ больше всего любовь и ревность къ Пресвятой Богородицѣ и обители Ея печерской.

Во дни жизни его вѣрующіе видѣли на небѣ чудное знаменіе, — именно они видѣли, что Нѣкая Жена, Невѣста неневѣстная, Пречистая Богородица, имѣла подъ ногами Своими не только свѣтъ лунный, но и звѣздный и солнечный; ибо этотъ пастырь добрый сіялъ своими дѣлами благими (какъ мы сказали выше), какъ звѣзда и какъ луна, причемъ являлъ столь великое смиреніе, что, будучи епископомъ, писалъ въ посланіи своемъ, что считалъ бы честію для себя быть соромъ, попираемымъ и разбрасываемымъ въ сторону ногами проходящихъ, какъ объ этомъ свидѣтельствуетъ посланіе его.

Этотъ добрый пастырь потрудился довольно продолжительное время, питая духовныхъ овецъ своихъ пищею нетлѣнною, ведущею въ жизнь, такъ какъ предлагалъ всѣмъ пасомымъ своимъ житія святыхъ, подвизавшихся въ обители печерской, и въ письмени и самымъ дѣломъ жизни своей.

Пробывъ двѣнадцать лѣтъ на архипастырскомъ престолѣ, блаженный Симонъ отошелъ къ пастырямъ, возсѣдающимъ на двѣнадцати престолахъ и къ Самому Пастыреначальнику, Господу Іисусу, дабы воспріять отъ Него неувядаемый вѣнецъ славы. Тѣло же его честное, согласно его желанію, выраженному въ посланіи къ блаженному Поликарпу, а также въ соотвѣтствіе его любви къ святымъ подвижникамъ печерскимъ, положено въ печерскихъ пещерахъ, гдѣ и донынѣ пребываетъ въ нетлѣніи, въ честь, славу и хвалу Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единаго Бога въ Троицѣ славимаго, нынѣ и всегда, и во вѣки вѣковъ. Аминь [6].

Примѣчанія:
[1] Здѣсь разумѣется Симонъ I, первосвященникъ іудейскій, сынъ и преемникъ первосвященника Оніи I, за благочестіе свое прозванный современниками «праведнымъ». Воспользовавшись спокойнымь временемъ подъ владычествомъ царей египетскихъ, онъ возобновилъ укрѣпленія Іерусалима, украсилъ храмъ, обнесъ его высокими стѣнами и сдѣлалъ въ немъ значительныя исправленія и улучшенія; но, — что самое важное, — онъ поднялъ религіозно-нравственную жизнь народа примѣромъ своей благочестивой жизни, почему и оставилъ по себѣ самыя добрыя воспоминанія (см. Сир. 50, 1-21). — Первосвященническое служеніе свое Симонъ проходилъ въ началѣ III в. до Р. Хр.
[2] Преподобный Несторъ извѣстенъ какъ лѣтописецъ. Кромѣ того онъ оставилъ намъ описаніе житій нѣкоторыхъ печерскихъ святыхъ, изъ которыхъ самое важное — житіе Ѳеодосія печерскаго. — Онъ жилъ и дѣйствовалъ въ XII в. Память его празднуется св. Церковію 27-го октября.
[3] Память его 3 мая.
[4] Память его 10 іюля.
[5] «Патерикъ», по переводу съ греческаго, значитъ «отечникъ», то-есть сборникъ, заключающій въ себѣ краткія повѣсти о жизни подвижниковъ благочестія, или нравоучительныя слова ихъ. Кіево-печерскій Патерикъ представляегъ собою собраніе краткихъ повѣстей о подвигахъ печерскихъ иноковъ. Въ основу этого Патерика вошли 14 сказаній Симона, епископа владимірскаго и суздальскаго, затѣмъ жизнеописанія святыхъ, составленныя лѣтописцемъ Несторомъ и другими лицами. — Что касается до сказаній Симона, то девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ печерскихъ и пять — о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной печерской церкви. — Болѣе подробныя свѣдінія о Патерикѣ кіево-печерскомъ можно читать на стр. XVI-XVII предисловія къ I-ой (сентябрьской) книгѣ «Житій святыхъ».
[6] Кончина преподобнаго Симона послѣдовала въ 1226 г., на 11-мъ году управленія имъ епархіей владимірской и суздальской (управлялъ епархіей съ 1215 г. по 1226 г.).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга девятая: Мѣсяцъ Май.. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 307-313.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0