Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 18 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Май.
День десятый.

Память блаженной Таисіи.

Въ Египтѣ проживала одна отроковица-христіанка, по имени Таисія. Когда умерли родители ея и она осталась сиротою, то, желая сохранить себя въ дѣвической чистотѣ, Таисія раздала все имѣніе свое нищимъ, домъ же свой сдѣлала страннопріимницею для иноковъ скитскихъ. Такъ подвизалась она долгоо время, принимая къ себѣ въ домъ подвижниковъ и доставляя имъ отдыхъ отъ путешествія. Спустя довольно продолжительное время, Таисія соверщенно истратила все имѣніе свое, такъ что впала въ великую нищету. По коварству діавола съ ней сблизились нѣкоторые грѣхолюбцы, которые совратили и ее ко грѣху и отвлекли ее отъ пути спасительнаго; съ этого времени Таисія начала проводить грѣховную жизнь, предаваясь блуду и разврату.

Когда подвижники скитскіе узнали о такой перемѣнѣ жизни Таисіи, то весьма опочалились. Посовѣтовавшись между собою, они пошли къ аввѣ Іоанну Колову [1] и сказали ему:

— «Мы слышали о сестрѣ той, что она проводитъ грѣховную жизнь. Но такъ какъ она оказывала намъ большую любовь, давая намъ пріютъ въ своемъ домѣ, то и мы покажемъ ей нашу духовную любовь и позаботимся о спасеніи души ея. Потрудись же и ты, честный отецъ, пойди къ ней и увѣщай ее къ покаянію; ты съумѣешь это сдѣлать, такъ какъ ты надѣленъ мудростью отъ Бога. Мы же будемъ поститься и принесемъ Богу усердныя моленія, дабы помогъ тебѣ Господь».

Авва Іоаннъ Коловъ, исполняя просьбу честныхъ отцевъ, пошелъ въ городъ къ женщинѣ той, молясь дорóгою про себя Богу, Помощнику своему, Которому благоугодно, чтобы всѣ спаслись.

Подойдя къ дому Таисіи, старецъ постучалъ въ дверь и затѣмъ сказалъ женщинѣ, охранявшей входъ въ домъ:

— «Скажи госпожѣ своей, что я пришелъ побесѣдовать съ ней».

Привратница же съ гнѣвомъ отвѣчала ему:

— «Вы, иноки, растратили все имущество ея!»

Но старецъ сказалъ ей:

— «Скажи ей о мнѣ, что я принесъ ей нѣчто весьма цѣнное».

Привратница пошла и возвѣстила госпожѣ своей какъ сказалъ старецъ. Женщина же та отвѣтила:

— «Иноки тѣ, ходя близъ Чермнаго моря, находятъ иногда бисеръ. Приведи того старца ко мнѣ».

Войдя въ домъ, старецъ сѣлъ близъ Таисіи; затѣмъ, посмотрѣвъ на лице ея и глубоко вздохнувъ, наклонилъ голову свою и началъ плакать.

Тогда Таисія спросила старца:

— «Честный отецъ! О чемъ ты плачешь?»

Старецъ же отвѣчалъ ей:

— «Я вижу, какъ сатана играетъ на лицѣ твоемъ; какъ же мнѣ не плакать? Почему ты не хотѣла имѣть своимъ женихомъ Господа нашего Іисуса Христа, Жениха Пречестнаго и Безсмертнаго? Для чего ты презрѣла чертогъ Его и отдала себя сатанѣ? Для чего ты поступаешь по сквернымъ дѣламъ его?»

Услыхавъ такія слова, Таисія умилилась душею, такъ какъ слова старца были для нея какъ бы стрѣлою огненною, пронзившею сердце ея. Тотчасъ же въ ней явилось отвращеніе къ своей грѣховной жизни; она стала стыдиться и самой себя, и своихъ дѣлъ грѣховныхъ. Затѣмъ она сказала старцу:

— «Честный отецъ! Есть ли покаяніе для грѣшниковъ?»

Старецъ же отвѣчалъ ей:

— «Воистину есть, и Спаситель ждетъ твоего обращенія, будучи готовъ принять тебя въ Свои отеческія объятія; ибо Онъ не желаетъ, чтобы грѣшникъ погибъ, но желаетъ, чтобы грѣшникъ обратился къ пути спасительному. И вотъ я буду тебѣ поручителемъ въ томъ, что, если ты покаешься искренно и отъ всего сердца обратишься къ Господу, то Онъ снова возлюбитъ тебя, какъ невѣсту Свою и, очистивъ тебя отъ всякой грѣховной нечистоты, введетъ тебя въ нетлѣнный чертогь Свой небесный. О тебѣ возрадуются тогда всѣ чины ангеловъ, потому что они радуются и объ одномъ грѣшникѣ кающемся».

Таисія сказала на это:

— «Да будетъ воля Божія, честный отецъ! Возьми меня отсюда и веди куда ты знаешь, гдѣ бы я могла найти себѣ мѣсто, удобное для покаянія».

Старецъ же сказалъ:

— «Пойдемъ».

Затѣмъ, поднявшись, направился къ выходу изъ дому ея.

Встала и Таисія и пошла за старцемъ, ничего не устроивъ въ домѣ своемъ, ничего никому не сказавъ относительно дома, но сразу все оставивъ, ради Христа.

Увидавъ, что Таисія нисколько не позаботилась о домѣ своемъ и ничего никому не сказала, отецъ Іоаннъ весьма удивился такой внезапной перемѣнѣ и такой ревности Таисіи по Богѣ. Возблагодаривъ за сіе Бога, онъ отправился въ путь свой. Таисія же шла сзади его на значительномъ разстояніи отъ него.

Когда путники дошли до пустыни, было уже поздно; наступала ночь. Устроивъ на землѣ небольшое возглавіе изъ песка, старецъ сказалъ Таисіи:

— «Усни здѣсь подъ покровомъ благодати Божіей».

Затѣмъ, оградивъ ее крестнымъ знаменіемъ, отошелъ отъ нея на небольшое разстояніе. Сотворивъ обычныя свои молитвы, старецъ легъ на землю и уснулъ.

Когда наступила полночь, старецъ пробудился, такъ какъ увидѣлъ свѣтъ на небѣ. Поднявъ свои очи кверху, старецъ увидѣлъ огненную полосу, шедшую съ неба по направленію къ Таисіи. Отъ сего видѣнія Іоаннъ пришелъ въ ужасъ. Посмотрѣвъ же пристальнѣе на Таисію, онъ замѣтилъ, что ангелы Божіи возносили къ небу по пути тому душу Таисіи. Іоаннъ взиралъ на это дивное видѣніе до тѣхъ поръ, пока оно не скрылось отъ глазъ его. Затѣмъ, вставъ, Іоаннъ пошелъ къ Таисіи: подойдя къ ней, онъ толкнулъ ее рукой, но увидѣлъ, что она умерла [2]. Тогда старецъ въ страхѣ и трепетѣ упалъ ницъ на землю. И былъ къ нему гласъ съ неба, говорившій:

— «Покаяніе ея, принесенное въ одинъ часъ, для Бога пріятнѣе покаянія, продолжающагося долгое время; потому что въ послѣднемъ случаѣ не бываетъ у кающихся такой теплоты въ сердцѣ».

Старецъ пробылъ въ молитвѣ до самаго утра. Затѣмъ, предавъ землѣ честное тѣло блаженной Таисіи, онъ пришелъ въ скитъ, гдѣ и повѣдалъ отцамъ о всемъ бывшемъ. Узнавъ обо всемъ происшедшемъ, иноки прославили и возблагодарили Христа Бога, за Его великое милосердіе. Ему — Богу истинному — возсылается слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Іоаннъ Коловъ — извѣстньій египетскій подвижникъ. — См. житіе его подъ 9 ноября.
[2] Кончина св. Таисіи послѣдовала въ V в.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга девятая: Мѣсяцъ Май.. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 304-307.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0