Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Май.
День десятый.

Житіе преподобной Исидоры юродивой.

Въ Тавеннисійскомъ женскомъ монастырѣ [1], находившемся въ Ѳиваидѣ, среди прочихъ сестеръ подвизалась и одна дѣвица, по имени Исидора, принявшая на себя подвигъ юродства. Она вела себя какъ глупая и помѣшанная, почему и была въ столь великомъ презрѣніи у прочихъ сестеръ, что ни одна изъ нихъ никогда не вкушала пищи вмѣстѣ съ нею. Она была всѣми унижаема и оскорбляема, но свой подвигъ Исидора выдерживала съ великимъ терпѣніемъ, всегда благодаря и хваля Бога.

Исидора постоянно трудилась въ поварнѣ монастырской, служа всѣмъ сестрамъ и исполняла всѣ монастырскія работы, не гнушаясь самыми трудными и грязными. Она своими руками очищала монастырь отъ всякой грязи и нечистоты. Такъ трудилась преподобная постоянно, отъ утра до ночи, не предаваясь покою даже и на часъ, всегда измождая плоть свою.

Иногда Исидора притворялась какъ бы бѣсноватой, дабы утаить предъ окружавшими ее сестрами свои добродѣтели. Такимъ образомъ на ней исполнялось апостольское слово: аще кто мнится мудръ быти въ васъ въ вѣцѣ семъ, буй да бываетъ, яко да премудръ будетъ (1 Кор. 3, 18).

Всѣхъ сестеръ въ монастырѣ томъ было сорокъ и всѣ онѣ, согласно правиламъ монастырской жизни, носили на головахъ своихъ куколь; Исидора же покрывала голову свою простой тряпкой. Никто никогда не видалъ, чтобы она когда-либо ѣла кусокъ хлѣба или сидѣла за столомъ и вкушала вареную пищу, потому что она собирала крошки, падавшія со стола, и питалась ими; вмѣсто вареной пищи Исидора вкушала ту самую воду, въ которой мыла горшки и котлы. Никогда преподобная не оскорбляла никого словомъ, никогда не гнѣвалась ни на кого, никогда не роптала на Бога, но всегда пребывала въ молчаніи; никогда она не вела ни съ кѣмъ ни длинной, ни короткой бесѣды и вообще ни съ кѣмъ не разговаривала, несмотря на то, что другія сестры ее часто и били, и злословили.

Послѣ того, какъ преподобная Исидора провела достаточное число лѣтъ въ такихъ подвигахъ, было о ней откровеніе Питириму, подвизавшемуся въ близлежащей Порфиритской пустынѣ, мужу весьма добродѣтельному. Ему явился ангелъ Господень и сказалъ:

— «Для чего ты величаешься въ умѣ своемъ и считаешь себя добродѣтельнымъ, пребывая въ этомъ пустынномъ мѣстѣ? Желаешь видѣть женщину, болѣе тебя добродѣтельную, угодившую Богу своими подвигами болѣе, нежели ты? Если желаешь видѣть такую женщину, то иди въ Тавеннисійскій женскій монастырь; здѣсь встрѣтишь ты одну сестру, носящую на головѣ своей вмѣсто куколя тряпку; эта сестра угодила Богу своими подвигами болѣе тебя, такъ какъ, живя всегда среди другихъ сестеръ и служа всегда всѣмъ съ любовію, она находится въ презрѣніи у всѣхъ; но несмотря на это, никогда она своимъ сердцемъ не отлучается отъ Бога, равно какъ и умъ ея всегда погруженъ въ мысль о Богѣ. А ты, пребывая здѣсь въ уединеніи и никогда не уходя отсюда, умомъ своимъ обходишь всѣ города».

Питиримъ тотчасъ же отправился въ Тавеннисійскій женскій монастырь. Дойдя до мужского монастыря, находившагося въ Тавеннисахъ, Питиримъ попросилъ настоятеля этого монастыря дать ему проводниковъ, которые могли бы довести его до монастыря женскаго. Такъ какъ Питиримъ былъ извѣстенъ здѣсь своими подвигами, то ради его подвижническаго житія, а также и ради его старости, настоятель далъ ему проводниковъ изъ братіи, которые съ осторожностію и любовію перевезли его черезъ рѣку, раздѣлявшую два монастыря — мужской и женскій, и привели его къ женскому монастырю.

Придя въ монастырь, преподобный отправился прежде всего въ храмъ монастырскій. Сотворивъ здѣсь обычную молитву, Питиримъ попросилъ всѣхъ сестеръ собраться къ нему такъ, чтобы онъ могъ всѣхъ ихъ видѣть. Всѣ сестры собрались, кромѣ Исидоры. Не видя той самой сестры, о которой ему было извѣщеніе отъ ангела и ради которой онъ пришелъ сюда, старецъ сказалъ:

— «Приведите ко мнѣ всѣхъ сестеръ, потому что, думается мнѣ, здѣсь нѣтъ одной».

Сестры же отвѣчали ему:

— «Вотъ мы всѣ здѣсь предстоимъ честному лицу твоему». Но старецъ сказалъ:

— «Здѣсь нѣтъ одной, о которой мнѣ было откровеніе отъ ангела Божія».

Тогда сестры сказали:

— «Мы всѣ здѣсь, честный отецъ; здѣсь нѣтъ только одной сестры, которая находится въ поварнѣ; но она глупа и бѣсновата».

Старецъ же сказалъ:

— «Приведите и эту сестру ко мнѣ, чтобы я могъ видѣть ее такъ какъ ради ея я и пришелъ сюда».

Сестры отправились за ней и сказали ей, что ее зоветъ старецъ. Но она не хотѣла идти, такъ какъ разумѣла духомъ о откровеніи, бывшемъ отъ ангела старцу.

Тогда сестры, схвативъ ее, силою повлекли за собою, сказавъ:

— «Честный отецъ Питиримъ зоветъ тебя».

Когда Исидора была приведена къ старцу, то сей послѣдній, увидавъ ее и понявъ, что это была именно та сестра, о которой ему повѣдалъ ангелъ, палъ къ ногамъ ея со словами:

— «Благослови меня, честная мать!»

Но Исидора сама упала къ ногамъ его и сказала:

— «Ты меня благослови, честный отецъ!»

Увидя все это, сестры весьма удивились и сказали старцу:

— «Да не будетъ тебѣ такого безчестія, честный отецъ! Вѣдь эта сестра — помѣшанная».

Блаженный же Питиримъ сказалъ имъ:

— «Можетъ быть вы всѣ помѣшанные; но эта сестра болѣе меня и васъ всѣхъ угодила Богу; она всѣмъ намъ мать, и я буду молить Господа, дабы сподобилъ Онъ меня одной участи съ нею въ день судный».

Услыхавъ это, всѣ сестры пали предъ старцемъ и со слезами повѣдали ему о всѣхъ оскорбленіяхъ, которыя онѣ наносили ей ежедневно. Приэтомъ одна изъ сестеръ говорила:

— «Я всегда ее бранила».

Другая:

— «Я выливала на нее помои».

Третья:

— «Я била ее рукой».

Четвертая:

— «Я палкою ударяла ее».

И прочія сестры повѣдали старцу о многихъ другихъ оскорбленіяхъ, которыя онѣ наносили преподобной. Падая пицъ предъ Исидорой, всѣ онѣ просили у нея прощенія.

Честный же старецъ Питиримъ вмѣстѣ съ преподобною Исидорою вознесъ къ Богу усердную молитву о сестрахъ, дабы простились грѣхи ихъ. Затѣмъ Питиримъ достаточное время поучалъ сестеръ и бесѣдовалъ съ ними ради душевной пользы ихъ, и, наконецъ, возвратился на мѣсто подвиговъ своихъ, хваля и славя Бога, сподобившаго его видѣть укрываемую отъ всѣхъ рабу Свою.

Преподобная же Исидора, не желая принимать почтенія отъ сестеръ, вскорѣ послѣ того, какъ ушелъ старецъ, вышла тайно отъ всѣхъ изъ монастыря того и подвизалась въ никому невѣдомыхъ мѣстахъ до самаго дня своей кончины.

Такова была жизнь утаенной отъ всѣхъ угодницы Божіей, которая служила Господу тайно отъ всѣхъ подъ покровомъ своего юродства. За это она воспріиметъ награду отъ Господа на небесахъ явно, предъ очами всѣхъ ея небесныхъ согражданъ; водворившись съ ними, она прославляетъ Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единаго Бога въ Троицѣ [2].

Примѣчанія:
[1] Тавеннисійскій монастырь былъ основанъ извѣстнымъ египетскимъ подвижникомъ, святымъ Пахоміемъ Великимъ (память его 15-го мая). Монастырь Тавеннисійскій находился въ верхней Ѳиваидѣ. Поводомъ къ основанію этого монастыря было желаніе сестры Пахомія подвизаться отшельнической жизнью. Избранное для обители мѣсто называлось Менъ и находилось на берегу Нила, тогда какъ мужской монастырь былъ расположенъ на островѣ, посреди Нила. Св. Пахомій далъ отшельницамъ строгій, почти одинаковый со своимъ монастыремъ, уставъ.
[2] Кончина св. Исидоры послѣдовала въ концѣ IV-го в.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга девятая: Мѣсяцъ Май.. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 300-304.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0