Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Май.
День девятый.

Сказаніе о перенесеніи мощей святителя Николая, архіепископа Мѵрликійскаго [1].

Въ лѣто 1087-е, при царѣ греческомъ Алексіи Комнинѣ [2] и при патріархѣ Константинопольскомъ Николаѣ Грамматикѣ [3], во время княженія на Руси Всеволода Ярославича [4] въ Кіевѣ и сына его Владиміра Всеволодовича Мономаха въ Черниговѣ [5], въ греческую область вторглись Измаильтяне [6], какъ съ той такъ и съ другой стороны моря. Они прошли по всѣмъ городамъ и селамъ, отъ Корсуня [7] до Антіохіи и до Іерусалима; приэтомъ они изсѣкали мужчинъ, женщинъ же и дѣтей брали въ плѣнъ и сожигали дома и имущества. Церкви и монастыри опустѣли, и города перешли во власть невѣрныхъ. Тогда были опустошены и Мѵры ликійскія, въ которыхъ почивало тѣло святителя Николая, тѣло драгое и всечестное, творившее дивныя и преславныя чудеса. Преподобный сей мужъ могъ бы защитить градъ свой и Церковь отъ опустошенія, но, по повелѣнію Божію, не воспротивился, говоря:

Господи, угодная предъ очима Твоима сотворю.

Но Господь нашъ Іисусъ Христосъ не могъ допустить, чтобы мощи святителя почивали въ опустошенномъ мѣстѣ и никѣмъ не славились, по сказанному въ Писаніи: восхвалятся преподобніи во славѣ (Псал. 149, 5); и еще: слава будетъ всѣмъ преподобнымъ Его (Псал. 149, 9).

Въ градѣ Бари, принадлежавшемъ тогда норманнамъ [8], жилъ нѣкій пресвитеръ, христолюбивый и праведный. Ему явился во снѣ святый Николай и сказалъ:

— «Иди и скажи гражданамъ и всему собору церковному, чтобы они пошли въ градъ Мѵры, взяли меня оттуда и положили здѣсь, ибо я не могу пребывать тамъ, въ опустошенномъ мѣстѣ. Такова воля Господа».

Сказавъ сіе, святитель сталъ невидимъ. Пробудившись утромъ, пресвитеръ повѣдалъ всѣмъ бывшее видѣніе. Они возрадовались и говорили:

— «Нынѣ возвеличилъ Господь милость Свою на людяхъ Своихъ и на градѣ нашемъ, ибо сподобилъ насъ пріять угодника Своего, святаго Николая».

Тотчасъ они избрали изъ своей среды мужей благоговѣйныхъ и богобоязненныхъ и отправили ихъ въ трехъ корабляхъ за мощами святителя. Представляясь идущими для торговли, тѣ мужи нагрузили свои корабли пшеницею и отправились въ путь.

Приплывъ въ Антіохію, они продали пшеницу и закупили все, что было нужно. Тутъ они узнали, что венеціанцы, находившіеся тамъ, хотятъ ихъ предупредить и взять мощи святаго Николая. Тотчасъ баряне съ поспѣшностью отправились, прибыли въ Мѵры ликійскія и пристали въ городской пристани. Задумавъ дѣло на спасеніе себѣ и граду своему, они вооружились и вошли въ церковь святаго Николая. Здѣсь они увидѣли четырехъ иноковъ и спросили ихъ, гдѣ почиваютъ мощи святаго Николая. Тѣ показали имъ мѣсто раки. Баряне раскопали помостъ церковный и нашли раку, полную мѵра. Мѵро они вылили въ сосудъ, а мощи святаго взяли и отнесли на корабль, затѣмъ отплыли. Двое иноковъ остались въ Мѵрахъ, а двое сопровождали мощи святаго Николая [9]. Отправились они изъ града Мѵръ мѣсяца апрѣля въ 11 день, а прибыли въ градъ Бари мѣсяца мая въ 9 день, въ воскресенье вечеромъ. Видя, что прибыли изъ града Мѵръ съ мощами святаго Николая, всѣ жители града Бари, мужи и жены, отъ мала до велика, вышли на встрѣчу святителю со свѣщами и ѳиміамомъ, приняли мощи съ радостію и великою честію и положили ихъ въ церкви святаго Іоанна Предтечи у моря.

Многія чудеса творили здѣсь мощи святителя. Прибыли они въ Бари въ воскресный день вечеромъ и уже въ понедѣльникъ утромъ исцѣлили 47 больныхъ, мужей и женъ, одержимыхъ различными недугами: у одного болѣла голова, у другого очи, у иного руки и ноги, сердце, а то и все тѣло страдало отъ духовъ нечистыхъ. Во вторникъ исцѣлились 22 больныхъ, а въ среду — 29. Въ четвергъ рано утромъ святый Николай исцѣлилъ глухонѣмого, болѣвшаго уже 5 лѣтъ. Затѣмъ святитель явился нѣкоему благочестивому иноку и сказалъ:

— «Итакъ, волею Божіею, пришелъ я къ вамъ въ страну сію, въ день воскресный, въ часъ девятый, и вотъ 111 человѣкъ исцѣлены мною».

И еще другія чудеса по вся дни творилъ святый Николай, подобный источнику, текущему безъ конца. И много даровъ приносили святому, золото и серебро и многоцѣнныя одежды. Видя преславныя его чудеса, граждане преисполнились великою радостію, создали великую и прекрасную церковь во имя святителя и чудотворца Николая [10], и сковали для мощей его раку серебряную позлащенную. Въ третье лѣто по перенесеніи мощей изъ Мѵръ ликійскихъ они послали къ римскому папѣ Урбану, прося, чтобы онъ прибылъ въ Бари со своими епископами и со всѣмъ клиромъ церковнымъ для перенесенія мощей святаго Николая. Папа прибылъ въ сопровожденіи еписконовъ и клира; они вложили мощи святаго въ серебряную раку, затѣмъ епископы и вельможи перенесли ее въ новую, великую церковь и положили въ алтарѣ, мѣсяца мая въ 9 день. Перенесли они и ветхій гробъ святителя, въ которомъ онъ былъ привезенъ изъ Мѵръ, поставили гробъ въ церкви и положили въ него часть руки отъ мощей святаго. Многіе люди приходили и покланялись святому, цѣлуя мощи его и раку. Римскій папа Урбанъ, епископы и всѣ граждане сотворили въ тотъ день великій праздникъ и прославленіе святому, которое творятъ и до сего времени [11]. Въ тѣ дни они утѣшались пищею и питіемъ и, раздавъ щедрую милостыню убогимъ, возвратились въ домы свои съ миромъ, славя и хваля Бога и святаго угодника Его Николая.

Примѣчанія:
[1] Житіе св. Николая чудотворца см. подъ 6 декабря.
[2] Алексѣй I-й Комненъ управлялъ византійскою имперіею съ 1081 г. по 1118 г.
[3] Николай III-й Грамматикъ патріаршествовалъ съ 1084 г. по 1111 г.
[4] Всеволодъ Ярославичъ, сынъ Ярослава Мудраго и внукъ Владиміра святаго, княжилъ съ 1075 г. по 1076 г. (6 мѣсяцевъ); затѣмъ вторично съ 1078 г. по 1093 г.
[5] Владиміръ Всеволодовичъ Мономахъ правилъ съ 1073 г. по 1125 г.
[6] Подъ Измаильтянами здѣсь разумѣются одноплеменные восточные народы: Турки, Печенѣги и Половцы.
[7] Древній городъ въ Крыму, около Севастополя, называвшійся также Херсонесомъ Таврическимъ.
[8] Городъ Бари находится на югѣ итальянскаго полуострова, на восточномъ его берегу у Адріатическаго моря, въ области, называвшейся Апуліею. Населеніе южной Италіи было издавна греческое. Къ концу IX вѣка здѣсь утвердилась власть греческаго императора. Въ 1070 году городъ Бари былъ взятъ у грековъ норманнами, сѣвернымъ племенемъ германскаго народа, но и послѣ этого въ нѣкоторыхъ апулійскихъ монастыряхъ сохранилась православная вѣра и Богослуженіе, и они были подчинены константинопольскому патріарху.
[9] Въ службѣ на перенесеніе мощей святителя Николая воспѣвается: моремъ святителю быша шествія твоя из Мѵръ ликійскихъ въ Баръ градъ; взятся бо отъ гроба ковчегъ твой, и къ западомъ дóйте отъ востока, благочестно послѣдовавшымъ монахомъ, иже при гробѣ твоемъ, честь ти творившымъ, мановениемъ Владыки всѣхъ, Никóлае преславне.
[10] Церковь эта существуетъ до сихъ поръ.
[11] Празднованіе перенесенія мощей святителя Николая на Руси было установлено при митрополитѣ кіевскомъ Іоаннѣ II-мъ, въ 1089 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга девятая: Мѣсяцъ Май.. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 292-297.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0