Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Май.
День седьмой.

Воспоминаніе явившагося на небѣ знаменія Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

Тогда невѣрующіе еретики, враги и хулители Божества Христова, исполнились стыда, видя въ явленіи креста таковую великую, божественную славу и силу Христа Господа, самою дѣйствительностью удостовѣрившись въ то время въ томъ, что христіанская вѣра есть правая, истинная и благочестивая и предлагаетъ вѣрующему не отъ человѣческой внѣшней мудрости изученныя слова, но утверждается на откровеніи Духа Святаго и благодати, и засвидѣтельствована небесными знаменіями и чудесами. О повѣствуемомъ чудесномъ явленіи знаменія креста святѣйшій патріархъ Іерусалимскій Кириллъ [6] извѣстилъ посланіемъ царя Констанція, увѣщевая его обратиться къ православному ученію. Ермій же Созоменъ [7] свидѣтельствуетъ, что чрезъ сіе явленіе на небѣ святаго креста, весьма многіе изъ Іудеевъ и Еллинновъ пришли къ истинной вѣрѣ и, приступивъ съ покаяніемъ ко Христу Богу нашему, приняли святое крещеніе. И всѣ благочестно прославляли Христа Бога нашего, Единосущнаго и Соприсносущнаго Отцу и Святому Духу. Мы же, исповѣдуя неисповѣдимую Его силу, явленную крестомъ, превозносимъ нашими благодарными хвалами Господа Бога нашего, и поклоняемся подножію ногъ Его, святому кресту, умоляя милосердіе Господне, дабы во второе страшное Свое пришествіе Христосъ сподобилъ насъ узрѣть имѣющее тогда явиться знаменіе Сына Человѣческаго (Матѳ. 24, 30), крестъ святый, въ радости и надеждѣ спасенія и имъ, какъ бы ключемъ, отверзъ намъ двери Царства небеснаго, какъ нѣкогда благоразумному разбойнику рай (Лук. 23, 40-43), и вчинилъ насъ вмѣстѣ съ благословенными Своими овцами во вѣки (Матѳ. 25, 33-34) [8]. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Констанцій, сынъ Константина Великаго, по смерти отца получилъ Востокъ, Азію и Египетъ; въ 357 г., побѣдивъ убійцу брата своего Констанса, Магненція, онъ соединилъ подъ своею властію всю римскую имперію. Онъ разрушалъ языческіе храмы или отдавалъ ихъ христіанамъ для обращенія въ церкви; нѣсколько разъ имъ издавался законъ, запрещавшій отправленія языческаго культа. Но своимъ сочувствіемъ ереси Арія Констанцій сильно увеличилъ религіозные раздоры того времени: онъ преслѣдовалъ православныхъ епископовъ, низводилъ ихъ съ каѳедръ и даже подвергалъ заточенію; при немъ аріане занимали высшія мѣста въ государствѣ. Констанцій умеръ въ 361 г., во время похода противъ своего двоюроднаго брата Юліана, провозглашеннаго войсками въ Галліи императоромъ, куда онъ самъ назначилъ его главнокомандующимъ. Григорій Назіанзинъ сообщаетъ, что предъ смертью Констанцій раскаивался въ своемъ преслѣдованіи православныхъ.
[2] Родоначальникомъ аріанской ереси былъ пресвитеръ александрійскій Арій. Онъ отрицалъ единосущіе Сына Божія съ Отцемъ, почиталъ Іисуса Христа твореніемъ и не признавалъ за Нимъ божественныхъ совершенствъ, — всемогущества, всевѣдѣнія и проч. Ересь Арія подверглась рѣшительному осужденію на первомъ (325 г.) и второмъ (381 г.) Вселенскихъ соборахъ, причемъ было подтверждено равенство Сына Божія съ Отцемъ, что и исповѣдуетъ каждый христіанинъ во второмъ членѣ Сѵмвола Вѣры, который былъ составленъ отцами I-го Всел. собора. Въ V в. аріанство почти не имѣло послѣдователей въ римской имперіи, но возродилось въ Германіи среди готовъ, бургундовъ, вандаловъ и логгобардовъ, гдѣ существовало до VII в.
[3] По нашему счету около 9 часовъ утра. — Самое событіе слѣдуетъ отнести къ 351 г. Въ этомъ году Пасха была 31 марта, слѣд. Пятидесятница 19 мая; 7-е мая приходится на вторникъ послѣдней недѣли предъ Пятидесятницею.
[4] Голгоѳа находилась ранѣе внѣ Іерусалима (Матѳ. 27, 32-33; Іоан. 19, 17. 41; Евр. 13, 12); лежитъ на сѣверо-западной сторонѣ св. города. Свое названіе (Голгоѳа съ еврейскаго — черепъ, лобное мѣсто (Лук. 13, 33), вѣроятно, получила по сходству съ черепомъ. По преданію здѣсь былъ погребенъ Адамъ.
[5] Гора Елеонская и Масличная — горы іудейскія, лежатъ къ востоку отъ Іерусалима (Іез. 11, 23); Масличная получила свое названіе благодаря множеству росшихъ на ней масличныхъ деревьевъ. Господь Іисусъ Христосъ во время Своей земной жизни часто приходилъ на гору съ учениками Своими (Іоан. 8, 1; 18, 2). На западномъ склонѣ горы Елеонской находится Геѳсиманскій садъ, гдѣ Господь молился въ ночь предъ страданіями и гдѣ былъ преданъ Іудою (Матѳ. 21, 30-50; Лук. 14, 26-46; Лук. 22, 39). На юго-восточномъ склонѣ горы находилось селеніе Виѳанія, откуда Господь предпринялъ торжественный входъ въ Іерусалимъ (Матѳ. 21, 21; Лук. 14, 29). По преданію, съ горы Елеонской Господь вознесся на небо (Дѣян. 1, 12). Въ II в. матеріею Константина Великаго на горѣ Елеонской былъ воздвигнутъ христіанскій храмъ, обращенный впослѣдствіи турками въ мечеть.
[6] Св. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій, патріаршествовалъ съ 360 г. по 387 г. Извѣстенъ своею борьбою съ ересью аріанъ. Память его 18-го марта.
[7] Созоменъ — церковный историкъ V в. Его «Церковная исторія» обнимаетъ періодъ времени съ 323 г. по 439 г. (но до нашего времени сохранился разсказъ лишь до 423 г.). Созоменъ написалъ также исторію трехъ первыхъ вѣковъ христіанства, но до насъ она, къ сожалѣнію, не дошла. — Объ описываемомъ дивномъ знаменіи Созоменъ упоминаетъ въ IV кн. своей «Церковной исторіи», въ главѣ 5-ой.
[8] Явленіе креста на небѣ предвѣщало Церкви тяжелыя времена, — господство аріанства. Ровно 10 лѣтъ (по 371 г.) аріанство держалось на престолѣ въ лицѣ Констанція, затѣмъ смѣнилось богоотступничествомъ Іуліана (361-363 гг.); послѣ Іуліана 14 лѣтъ покровительствовалъ аріанству императоръ Валентъ (364-378 гг.).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга девятая: Мѣсяцъ Май. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 240-243.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0