Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Май.
День пятый.

Страданіе святой великомученицы Ирины.

Однажды когда дѣвица сидѣла въ своей комнатѣ, къ ней въ открытое окно, обращенное на востокъ, влетѣлъ голубь, державшій въ своемъ клювѣ маленькую вѣтвь; положивъ ее на столъ, онъ тотчасъ вылетѣлъ чрезъ окно изъ комнаты. Затѣмъ черезъ часъ влетѣлъ въ комнату орелъ съ вѣнкомъ изъ разныхъ цвѣтовъ, и онъ также, положивъ вѣнокъ на столъ, тотчасъ улетѣлъ. Потомъ еще другимъ окномъ влетѣлъ воронъ, несшій въ клювѣ малую змѣю, которую онъ положилъ на столъ, а самъ также улетѣлъ.

Видя все это, отроковица, вмѣстѣ со своею воспитательницею, весьма удивлялись, недоумѣвая, что предвѣщалъ этотъ прилетъ птицъ? Когда учитель Апеліанъ пришелъ къ нимъ, онѣ разсказали ему о происшедшемъ. Апеліанъ былъ тайный христіанинъ и обладалъ даромъ прозорливости. Обсудивъ въ себѣ все, переданное ими, онъ сказалъ, обратившись къ Пенелопѣ:

— «Знай, дочь моя, что голубь означаетъ твой добрый нравъ, твою кротость, смиреніе и дѣвическое цѣломудріе. Вѣтвь маслины знаменуетъ Божію благодать, которая будетъ подана тебѣ чрезъ крещеніе. Орелъ высоко парящій, изображаетъ собою царя и побѣдителя, знаменуетъ, что ты будешь царствовать надъ своими страстями и, возвысившись богомысліемъ, побѣдишь невидимыхъ враговъ, какъ орелъ побѣждаетъ птицъ. Вѣнокъ же изъ цвѣтовъ есть знаменіе воздаянія, которое примешь ты за твои подвиги отъ Царя Христа въ небесномъ Его царствѣ, гдѣ готовится тебѣ нетлѣнный вѣнецъ вѣчной славы. Воронъ со змѣею знаменуетъ врага-діавола, силящагося нанести тебѣ скорбь, печаль и гоненіе. Знай же, дѣвица, что великій Царь, содержащій въ Своей власти небо и землю, хочетъ обручить тебя въ невѣсту Себѣ и ты претерпишь за имя Его многія страданія».

Слушая своего учителя, отроковица слагала слова его въ своемъ сердцѣ, и въ это сердце мало-по-малу сталъ проникать огонь Божественной любви.

На слѣдующій день вошелъ къ Пенелопѣ на столпъ отецъ ея, князь Ликиній съ княгинею и со своими придворными. Онъ хотѣлъ видѣть ее и поговорить съ ней о ея бракѣ. Увидѣвъ, что лицо ея сіяетъ красотой, какъ лучомъ солнечнаго свѣта, онъ чрезвычайно обрадовался и сказалъ ей:

— «Вотъ, дорогое дитя мое, ты достигла уже брачнаго возраста. Скажи же мнѣ теперь: сынъ котораго князя нравится тебѣ больше всѣхъ другихъ? За того юношу я и отдамъ тебя въ замужество».

И онъ назвалъ ей имена сыновей многихъ окрестныхъ князей. Дѣва Пенелопа отвѣчала своему отцу:

— «Отецъ мой! Дай мнѣ лишь семь дней на размышленіе, и потомъ я отвѣчу тебѣ».

Исполняя ее желаніе, отецъ оставилъ ее и пошелъ къ себѣ домой.

Когда Ликиній ушелъ, Пенелопа, подойдя къ идоламъ, сказала имъ:

— «Если вы боги, то вы услышите меня: отецъ мой хочетъ отдать меня въ замужество, а я хотѣла бы остаться въ дѣвствѣ, потому что житейскія попеченія препятствуютъ служить отъ всего сердца Богу. Скажите же: идти ли мнѣ замужъ, или нѣтъ?»

Нѣмые идолы молчали, потому что были бездушны. Плюнувъ на нихъ, Пенелопа обратилась на востокъ и, смотря на высоту небесную, сказала:

— «Если Ты Богъ истинный — Тотъ, Котораго проповѣдуютъ христіане, молю Тебя: скажи мнѣ: слѣдуетъ ли мнѣ взять мужа, или всегда оставаться дѣвой?»

Такъ какъ былъ уже вечеръ, то Пенелопа задремала. Во снѣ увидѣла она ангела Божія, который ей сказалъ слѣдующее:

— «Пенелопа! Съ этихъ поръ ты будешь называться не Пенелопою, но Ириною, ибо ты будешь многимъ прибѣжищемъ и мирнымъ пристанищемъ [4], и чрезъ тебя обратятся къ Богу и спасутся многія тысячи душъ человѣческихъ. Твое имя будетъ велико и дивно по вселенной. То, что сказалъ тебѣ старецъ Апеліанъ о видѣнныхъ тобою птицахъ, истинно, такъ какъ это Духъ Божій говорилъ его устами. Въ эту ночь придетъ къ тебѣ человѣкъ Божій по имени Тимоѳей [5], наставленный въ ученіи христіанскомъ и принявшій священство отъ святаго апостола Павла. Этотъ человѣкъ разноситъ по церквамъ и посланія апостола Павла [6]. Онъ сподобитъ тебя святаго крещенія и скажетъ тебѣ, что ты должна дѣлать».

Послѣ этихъ словъ ангелъ исчезъ. Пенелопа же, придя въ себя, ощутила радость и съ нетерпѣніемъ ждала прихода пресвитера.

Въ скоромъ времени, дѣйствительно, пришелъ къ столпу человѣкъ Божій Тимоѳей, ведомый и возведенный на столпъ ангеломъ Божіимъ. Радостно принятый дѣвицею, онъ сѣлъ и сталъ учить ее, ея воспитательницу, а также и всѣхъ подругъ ея ученію христіанскому, и пріятными показались всѣмъ слова его. Достаточно поучивъ ихъ въ вѣрѣ и открывъ имъ все, что подобало знать, объ истинномъ Богѣ Іисусѣ Христѣ, о святой вѣрѣ въ Него и о таинствахъ христіанскихъ, онъ крестилъ Пенелопу во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. При крещеніи Тимоѳей нарекъ ей новое имя: «Ирина» и, такимъ образомъ, уневѣстилъ ее Христу, завѣщавъ ей до конца сохранить въ цѣломудріи свое дѣвство. Тимоѳей крестилъ также воспитательницу ея Карію и всѣхъ ея служанокъ; затѣмъ онъ началъ увѣщевать Ирину быть мужественной въ мученическомъ подвигѣ, который ей надлежитъ воспріять за исповѣданіе имени Господа нашего Іисуса Христа, Бога истиннаго, безсмертнаго Жениха ея. Затѣмъ Тимоѳей благословилъ Ирину, и ея сверстницъ и, поручивъ всѣхъ ихъ благодати Божіей, простился съ ними.

Блаженная же Ирина съ служанками своими днемъ и ночью славила и благодарила Бога и усердно изучала апостольскія писанія, которыя оставилъ ей святый Тимоѳей [7]. Затѣмъ она брала золотыхъ идоловъ, поставленныхъ отцемъ и свергала ихъ по одному чрезъ окно внизъ, говоря:

— «Если вы боги, спаситесь сами».

Падая съ большой высоты на землю, идолы разбивались и разсыпались въ прахъ, святая же посмѣивалась ихъ безсилію и радовалась о Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ, Богѣ истинномъ.

Когда прошло семь дней, отецъ и мать Ирины съ вельможами взошли къ ней на столпъ и заговорили съ ней о бракѣ. Она имъ отвѣчала:

— «Знайте, что я раба Христа, въ Него я вѣрую, Его люблю, вѣчнаго Царя небеснаго. Я уневѣстила себя этому Жениху, чистому, небесному и безсмертному. Другаго жениха я не желаю, и не поклонюсь иному Богу, ибо нѣтъ Бога, кромѣ Него. Развѣ не видѣли вы, — продолжала Ирина, — гибели вашихъ боговъ, упавшихъ съ окна на землю? Они не могли себѣ помочь. Какъ же они могутъ быть вашими помощниками? Тщетна ваша надежда на нихъ и суетны всѣ ваши труды и траты на идоловъ. Золото и серебро надо было раздать просящимъ, нищимъ, сиротамъ и вдовамъ: вы же, призвавъ ремесленниковъ, сковали себѣ бездушныхъ идоловъ, и лишили черезъ это нищихъ милостыни; вы сдѣлались благодаря этому, врагами Бога живаго и слугами бѣсовъ. До которыхъ же поръ вы будете неистовствовать, подобно необъѣзженной лошади? Когда же вы познаете Бога живаго, познаете Того, Кто можетъ умерщвлять и оживлять? Когда же свѣтъ Божій возсіяетъ въ сердцахъ вашихъ, тогда діаволъ, влекующій человѣка отъ свѣта во тьму, въ погибель, совращающій людей съ правой стези на неправую, отбѣжитъ отъ васъ. Но вы первые постарайтесь теперь же бѣжать отъ діавола, потому что онъ золъ и лютъ. Онъ соблазнитель, закрывающій очи сердецъ вашихъ, дабы вы не познали истины. Я прошу тебя, отецъ, я умоляю тебя: познай истиннаго Бога, создавшаго все Своимъ словомъ. Когда ты задумалъ воздвигнуть для меня этотъ столпъ, ты собралъ для этого дѣла много людей: однихъ работниковъ было три тысячи пятъсотъ человѣкъ и триста надсмотрщиковъ; и несмотря на это, они едва успѣли въ десять мѣсяцевъ выстроить зданіе. Богъ же вѣчный единымъ словомъ Своимъ сотворилъ небо и солнце, мѣсяцъ и звѣзды, свѣтъ и тьму, и нарекъ свѣтъ днемъ, а тьму ночью; Онъ содержитъ землю въ воздухѣ, повелѣлъ водамъ течь на пользу намъ, возрастилъ разныя деревья, расположилъ времена, годы и мѣсяцы, создалъ звѣрей на землѣ, птицъ на воздухѣ и рыбъ въ водахъ: наконецъ пречистыми Своими руками создалъ человѣка, взявъ персть отъ земли, и поставилъ его господиномъ всей вселенной, покоривъ ему все. И все это совершилъ Богъ въ шесть дней однимъ Словомъ Своимъ, Которое есть Единородный Сынъ Его, Іисусъ Христосъ, рожденный отъ Него безъ матери, соприсносущный и сопрестольный Ему. Онъ, по дѣйству Святаго Духа, родился и воплотился безъ Отца отъ Пречистой Приснодѣвы Маріи и пожилъ съ людьми, творя безчисленныя чудеса: даровалъ зрѣніе слѣпымъ, очищалъ прокаженныхъ, воскрешалъ мертвыхъ и воздвигалъ разслабленныхъ. Евреи по зависти распяли Его по Его собственному изволенію — пострадать ради нашего спасенія. Но Онъ по смерти и погребеніи Своемъ воскресъ въ третій день силою Своего Божества, вознесся на небо, сѣвъ одесную Бога Отца, низвелъ Святаго Духа на Своихъ учениковъ и послалъ ихъ во вселенную, дабы они просвѣтили помраченныхъ духомъ, обратили заблуждающихся и спасли погибшихъ; ибо Онъ всѣмъ желаетъ спасенія и милость Его къ роду человѣческому не оскудѣетъ во вѣкъ».

Такъ говорила святая, и сладостною всѣмъ показалась рѣчь ея. Князь и княгиня взяли свою любезную дочь и повели ее съ собой въ городъ. На встрѣчу ей вышли всѣ городскія дѣвицы съ вѣнками на головахъ и кланялись ей, а весь народъ, собираясь на возвышенныхъ мѣстахъ, на стѣнахъ оградъ и на кровляхъ домовъ, выражалъ радостные крики и похвалы прекрасной дѣвицѣ. Когда приближались они къ княжескому дворцу, святая Ирина увидѣла демона, который взывалъ къ ней:

— «Ничего общаго нѣтъ у меня съ тобою въ этомъ городѣ, отроковица; уйди изъ нашего города, ибо здѣсь не живетъ никто изъ христіанъ».

Святая же сказала ему:

— «Повелѣваю тебѣ именемъ Господа Іисуса Христа сказать мнѣ, кто ты».

Онъ отвѣчалъ:

— «Я демонъ, живущій въ идолахъ, учитель блудниковъ и прелюбодѣевъ, поспѣшникъ волхвамъ, вождь враговъ, другъ пьяницамъ, я радуюсь кровопролитію, я отецъ всякой неправды и лжи, и всякаго зла. Я опять говорю тебѣ: иди и бѣги изъ нашего города, а то я подвигну на тебя твоего отца, возбужу его гнѣвъ на тебя и онъ убьетъ тебя».

Многіе слышали этотъ голосъ демона, но не видѣли его самого. Блаженная же Ирина, обратившись, сказала ему:

— «Повелѣваю тебѣ именемъ Господа Іисуса Христа выйти изъ этого города».

Тотчасъ вострепеталъ демонъ и сталъ невидимъ.

Затѣмъ демонъ вошелъ въ сердце князя и возбудилъ въ немъ гнѣвъ противъ его дочери. Призвавъ княгиню, Ликиній сказалъ ей:

— «Что намъ дѣлать! наша дочь уловлена въ сѣти христіанами. Ахъ, зачѣмъ я воздвигъ этотъ столпъ! Я хотѣлъ сохранить своего ребенка, а вмѣсто того погубилъ его. Теперь погибли всѣ мои надежды».

Княгиня отвѣчала ему:

— «Какія ты странныя рѣчи говоришь! Чѣмъ прельстилась наша дочь и что дурное она сдѣлала?»

Князь отвѣчалъ:

— «Она вѣруетъ во Христа и отрицаетъ нашихъ боговъ».

— «Пусть же погибнутъ, — возразила ему княгиня, — боги, не сотворившіе неба и земли, а моя дочь да сподобится славы Христа Царя, призвавшаго ее въ жизнь вѣчную!»

Въ гнѣвѣ князь приказалъ вывести княгиню изъ дворца. Одна изъ служанокъ передала эту вѣсть Иринѣ, и та пошла къ своему отцу. Когда царь увидѣлъ любимую дочь свою, онъ поникъ головой. Но въ душѣ его, по навѣту діавола, бушевалъ гнѣвъ. Святая Ирина сказала отцу:

— «Отчего ты такъ печаленъ, отецъ мой? Царство твое мирно, тебѣ не грозитъ война; вотъ я, твоя дочь, пришла къ тебѣ; почему же лицо твое такъ печально?»

Ликиній отвѣчалъ ей:

— «Мнѣ было бы лучше, если-бъ я тебя не родилъ. Какъ внимательно я заботился о тебѣ, воздвигъ для тебя прекрасный столпъ, поставилъ въ немъ для сохраненія тебя золотыхъ идоловъ, ради тебя украсилъ золотомъ столы и ложа, а ты воздала мнѣ за добро зломъ».

— «Объясни мнѣ отецъ, какое зло я тебѣ сдѣлала?» — сказала ему святая Ирина.

— «А развѣ для меня не малое горе въ томъ, что дочь моя признаетъ Христа Богомъ и отрицается отъ моихъ боговъ?»

Святая отвѣчала:

— «Отецъ! я не сдѣлала ничего дурного, увѣровавъ въ истиннаго Бога и возложивъ мою надежду на Него, а не на твоихъ идоловъ».

— «Принеси жертву богамъ, Пенелопа!» — раздался грозный крикъ князя.

— «Не измѣняй имени моего, отецъ: я называюсь не Пенелопой, а Ириной, и это имя наречено мнѣ ангеломъ въ видѣніи и священникомъ при крещеніи», — съ кротостью отвѣчала Ликинію святая Ирина.

— «Принеси жертву богамъ, не мое, а чужое дитя!» — воскликнулъ опять Ликиній.

— «Не принесу имъ жертвы. Это они возбуждаютъ тебя на гнѣвъ; благодаря имъ ты будешь мучиться въ огнѣ вмѣстѣ съ язычниками».

Внѣ себя отъ гнѣва князь приказалъ связать дѣвицу и бросить ее подъ копыта свирѣпымъ конямъ, Когда приказаніе Ликинія начали исполнять, пришелъ онъ самъ, чтобы видѣть смерть ея. Но одинъ, самый свирѣпый конь, оторвался отъ привязи, бросился на Ликинія и, схвативъ его правую руку, вырвалъ ее изъ плечъ, затопталъ до смерти князя и потомъ всталъ спокойно на своемъ мѣстѣ. Всѣ прочіе кони вели себя кротко, какъ агнцы и не коснулись святой Ирины. Конь же, убившій Ликинія, по Божію повелѣнію возопилъ человѣческимъ голосомъ, такъ ублажая святую мученицу:

— «Блаженна ты, голубица Христова, поправшая змія [8]. Славна ты на землѣ, и будешь съ любовью принята на небѣ. Ты будешь ликовать среди праведныхъ. Тебя ждетъ свѣтъ вѣчный и чертогъ безсмертнаго Жениха, какъ мудрую и мужественную дѣвицу: будучи женщиной по природѣ, ты выказываешь храбрость воина».

Когда со святой Ирины сняты былы узы, она воскресила молитвою своею мертваго отца своего и исцѣлила его руку. Видя такое чудо, увѣровали во Христа князь съ княгинею и весь домъ ихъ и много народа, — всего около трехъ тысячъ человѣкъ.

Ликиній вскорѣ оставилъ управленіе своимъ княжествомъ, что-бы свободнѣе служить Христу и поселился со своей супругой и приближенными людьми въ томъ самомъ столпѣ, который когда-то воздвигъ для своей дочери; святая же Ирина осталась въ городѣ, научая народъ вѣрѣ во Христа, и многихъ привела ко Христу Богу. Жила же она въ домѣ своего учителя Апеліана.

Послѣ Ликинія управленіе государствомъ принялъ другой царь, по имени Седекія. Услышавъ объ Иринѣ, онъ призвалъ къ себѣ Апеліана и спросилъ его, у него ли находится дѣвица, царская дочь Ирина. Апеліанъ отвѣчалъ на это утвердительно. Седекія спросилъ его:

— «Не знаешь ли ты, какъ она живетъ?»

Старецъ отвѣчалъ ему:

— «Она живетъ такъ же, какъ я и всѣ, вѣрующіе въ Бога истиннаго. Жизнь ея проходитъ въ томъ, что она каждый день постится до вечера, вечеромъ же съѣдаетъ небольшой кусокъ хлѣба и выпиваетъ одну чашку воды, ложа не имѣетъ и отдыхаетъ недолго на голой землѣ; день и ночь она проводитъ въ молитвахъ къ Богу и занимается чтеніемъ божественныхъ книгъ».

Удивился князь услыхавъ это, и послалъ за Ириной епарха [9], приказавъ ему съ честью привести дѣвицу къ нему. Придя къ нему, святая Ирина сказала:

— «Радуйся князь!»

Седекія отвѣчалъ ей:

— «Радуйся и ты, чудная отроковица!»

— «Зачѣмъ ты призвалъ меня?» — спросила его Ирина.

— «Сядемъ и будемъ бесѣдовать мирно и любовно», — былъ царскій отвѣтъ.

Святая дѣвица сказала:

— «Я исполняю слова святаго Писанія, которое говоритъ: съ нечестивыми не сяду и со законопреступными не вниду» (Псал. 25, 4-5).

— «Въ чемъ же мы преступны?» — спросилъ Седекія.

Святая дѣвица отвѣчала на это:

— «Всякій язычникъ, не вѣдущій истиннаго Бога и поклоняющійся идоламъ, есть преступникъ».

— «Ты принуждаешь меня, несмотря на мое нежеланіе, мучить тебя, не щадя тебя, княжеской дочери», — возразилъ Седекія.

— «Зачѣмъ же ты попусту тратишь время на разговоры, — мужественно отвѣчала ему святая Ирина: — начинай же мучить меня: я готова на всякую муку за Христа моего».

— «Оставь свое безуміе, дѣвица, принеси жертву богамъ».

Святая отвѣчала на это:

— «Напрасно ты безпокоишься, царь, смущаемый сатаною: знай, что я не послужу бѣсу и не пощажу плоти моей ради Христа Господа моего».

Исполнившись гнѣва, князь сталъ совѣтоваться съ епархомъ, какой бы казни предать святую. По приказанію мучителя выкопали глубокій ровъ, и наполнили его змѣями, пресмыкающимися и всякими гадами и бросили туда святую дѣвицу. Но она осталась тамъ здрава и невредима въ теченіи десяти дней, ибо ангелъ Господень сошелъ къ ней въ ровъ и сохранилъ ее невредимою; всѣ же гады, бывшіе тамъ, издохли.

Седекія, узнавъ, что мученица осталась живою во рву, удивлялся, и полагалъ, что она обворожила гадовъ силою волшебства своего и убила ихъ. Онъ приказалъ извлечь ее изъ рва и привести къ нему на допросъ. Сѣвъ на судилищѣ, онъ сказалъ ей:

— «Принеси жертву богамъ, которые тебя пощадили: вотъ они умертвили змѣй, тебя же сохранили живою, чтобъ ты познала ихъ силу и милосердіе и поклонилась имъ».

Святая отвѣчала на это:

— «Безумецъ, прельщенный сатаною, котораго я презираю! Развѣ эти деревянные или каменные идолы когда-либо умерщвляли змѣй? Ты самъ вскорѣ будешь вверженъ въ ровъ преисподняго ада съ богами твоими, которымъ ты служишь, и погрязнешь во тьмѣ кромѣшней, уготованной тебѣ сатаною: ту будетъ плачъ и скрежетъ зубомъ (Матѳ. 25, 30).

Князь во гнѣвѣ призвалъ плотниковъ съ желѣзной пилой и приказалъ имъ перепилить святую дѣвицу. Когда святую привязали къ дереву и начали пилить, то пила не касалась дѣвическаго тѣла, и притупляласъ какъ бы объ острый камень; наконецъ, переломилась по срединѣ. Была принесена другая пила, но и эта переломилась, а пилившіе упали, ранили себя обломками пилы и умерли. Наконецъ, была принесена третья, самая острая и крѣпкая пила, и Седекія приказалъ пилить дѣвицу по чресламъ ея. Связавъ, ее положили на землѣ, грудь же ея придавили большимъ камнемъ, и начали пилить святое тѣло великомученицы: на сей разъ коснулась пила тѣла и потекла изъ него кровь. Седекія тогда со смѣхомъ сказалъ мученицѣ:

— «Гдѣ же Богъ твой? Пусть Онъ придетъ теперь и поможетъ тебѣ, если есть у Него сила».

При этихъ словахъ Седекіи внезапно блеснула молнія, раздался страшный громъ, поднялся вихрь въ воздухѣ; слуги, терзавшіе тѣло святой мученицы лишились чувствъ. Князь въ страхѣ побѣжалъ въ свой дворецъ, и народъ бросился съ площади по своимъ домамъ; пролился великій дождь, словно потокъ, съ сильнымъ градомъ, и многіе изъ мучителей пали мертвыми, убитые молніею, громомъ и градомъ. А ангелъ Господень, сойдя съ неба, снялъ камень съ груди святой мученицы, исцѣлилъ язвы ея и воздвигъ ее здоровой.

Восемь тысячъ человѣкъ, видя это чудо, увѣровали во Христа. Но князь, наущаемый діаволомъ, снова приказалъ схватить святую и снова началъ разсуждать съ епархомъ, какъ бы погубить ее. Мучители придумали для нея такую казнь: ее привязали къ мельничному колесу, чтобы оно въ своемъ вращеніи истерзало ее. Но, когда пустили воду подъ колесо, вода остановилась, какъ будто окаменѣвъ; ни одна капля ея не потекла, и святая была невредима. Князь же съ совѣтниками своими воскликнулъ:

— «О, какъ велика ея волшебная сила, которая претворила водную стихію въ иное вещество».

Народъ, смотря на это чудо, возмутился противъ нечестиваго князя, и съ громкимъ крикомъ укоренія и досады сталъ бросать въ него каменьями и изгналъ его изъ города. Онъ же, придя на свою родину, прожилъ здѣсь семь дней и умеръ отъ печали, гнѣва и стыда.

По смерти Седекіи, сынъ его Савахъ, желая отомстить за позоръ своего отца, собралъ много воиновъ, числомъ около ста тысячъ и пошелъ войной на городъ Магеддонъ. Жители этого города, узнавъ о приближеніи царя Саваха, въ страхѣ затворились въ городѣ и сказали святой Иринѣ:

— «Изъ за тебя мы погибаемъ».

Но она повелѣла имъ не бояться враговъ и начала молиться Богу такими словами:

— «Ты, услышавшій нѣкогда раба Твоего, пророка Елисея [10], услышь и мою молитву и невидимо порази этотъ народъ, идущій погубить городъ, ослѣпи враговъ нашихъ, да разумѣютъ они, что Ты единнй Богъ истинный».

И тотчасъ, услышавъ молитву ея, Господь поразилъ слѣпотою князя и всѣхъ воиновъ, бывшихъ съ нимъ.

Князь Савахъ понялъ, что это Ирина навела слѣпоту на него и на его войско, и послалъ къ ней посланца съ такой просьбой:

— «Я знаю теперь, что непобѣдима сила твоего Бога; молю же тебя, помолись твоему Богу обо мнѣ и о воинахъ моихъ, чтобы прозрѣть мнѣ и имъ!»

Умилосердившись, святая принесла прилежную молитву ко Владыкѣ всѣхъ, и прозрѣлъ князь и всѣ бывшіе съ нимъ. Затѣмъ Савахъ послалъ въ городъ сказать гражданамъ такія мирныя слова:

— «Возьмите меня къ себѣ княземъ, какъ имѣли вы княземъ и отца моего; я же прощу вамъ безчестіе, нанесенное вами моему отцу».

Граждане видя, какъ велико царское войско, заключили съ нимъ миръ, отперли ему городскія ворота, поклонились ему и признали его своимъ царемъ. Когда же Савахъ получилъ царство, онъ, по наущенію діавола, разгнѣвался на святую Ирину и, призвавъ святую, сказалъ ей:

— «Я прощаю городу его вину, а на тебя гнѣваюсь, потому что ты возбудила мятежъ противъ моего отца, и его за то побили камнями; но если и ты хочешь получить прощеніе отъ меня, исполни мою волю: принеси жертву богамъ и будешь свободна».

Святая стала укорять князя въ его безуміи и тѣмъ привела его въ еще большій гнѣвъ.

Савахъ приказалъ бросить ее въ темницу и сталъ совѣщаться съ вельможами, какую для нея изобрѣсти пытку. Святая между тѣмъ пребывала въ темницѣ уже въ продолженіи семи дней. Здѣсь явился ей Христосъ и сказалъ ей:

— «Не бойся, дочь моя, ибо съ тобой Я, укрѣпляющій тебя».

Савахъ приказалъ, выведши мученицу изъ темницы, вбить ей въ пятки желѣзныя гвозди, затѣмъ, положивъ ей на плечи тяжелый мѣшокъ съ пескомъ, повелѣлъ гнать ее до одного мѣста, отстоявшаго отъ города въ пяти поприщахъ [11]. Слуги вложили возжи въ уста святой и погнали ее, какъ гонятъ лошадей, къ назначенному мѣсту. Святая же, будучи такъ унижаема, говорила, обратясь къ Богу:

— «Воистину скотенъ быхъ у Тебе, Господи. И азъ выну съ Тобою: удержалъ еси руку десную мою, совѣтомъ Твоимъ наставилъ мя еси, и со славою пріялъ мя еси» (Псал. 72, 22-24).

Посмотрѣвъ направо отъ себя, святая увидѣла сопутствующихъ ей ангеловъ Господнихъ и возрадовалась душею. Когда мучители пришли на назначенное мѣсто, слуги повернули назадъ къ городу, ведя съ ругательствами на возжахъ святую мученицу. Много народа слѣдовало за ними, а святая увидѣла предъ собою ангела, ударяющаго жезломъ по землѣ и подумала въ себѣ:

— «Погибнутъ враги Божіи».

Когда они дошли до мѣста, гдѣ стоялъ ангелъ, земля внезапно разсѣялась и пожрала слугъ мучителя, ведшихъ святую. Святая почувствовала себя разрѣшенною отъ узъ и невидимыя руки сняли мѣшокъ съ пескомъ съ ея плечъ, гвозди выпали изъ ея ногъ и стала она здорова ногами и ходила, славя Бога. Князь, узнавъ объ этомъ, сказалъ:

— «Боги разверзли землю и отвели подъ землю отъ этой волшебницы моихъ слугъ».

Но другіе возразили ему, говоря:

— «Богъ Живый со святою мученицей Ириной!»

Иные же поносили бранными словами святую дѣвицу. Тогда ангелъ, разверзшій землю, поразилъ внезапною смертью многихъ невѣрныхъ, числомъ до десяти тысячъ; уцѣлѣвшіе же изъ язычниковъ взывали:

— «Богъ Ирины пощади насъ, ибо мы вѣруемъ въ Тебя и прибѣгаемъ къ Тебѣ!»

Въ это время дѣйствительно увѣровало во Христа около тридцати тысячъ человѣкъ. Однако не увѣровалъ въ Бога князь Савахъ, и ангелъ Божій поразилъ его за это смертію.

Между тѣмъ святая Ирина продолжала проповѣдывать имя Христово въ городѣ и творила много чудесъ силой Христовой. Она не только исцѣляла больныхъ, очищала прокаженныхъ и изгоняла отъ людей бѣсовъ, но воскресила юношу умершаго, горько оплакиваемаго родителями, и обратила ко Христу до десяти тысячъ народа.

Въ городъ въ это время по повелѣнію Божію пришелъ святый Тимоѳей пресвитеръ, крестившій святую Ирину. Съ радостью встрѣтивъ его, святая Ирина вмѣстѣ съ нимъ и съ прочими людьми, увѣровавшими во Христа, пошла къ столпу, гдѣ жили ея отецъ и мать, въ безмолвіи работая Богу, и тамъ всѣ, увѣровавшіе во Христа, приняли святое крещеніе.

Три года провела святая Ирина въ городѣ Магеддонѣ, уча людей и утверждая ихъ въ вѣрѣ Христовой. Потомъ она пошла въ другой городъ, по имени Каллиполь [12], гдѣ правилъ князь Нумеріанъ, родственникъ гонителямъ Ирины, царямъ Седекіи и Саваху.

Когда Ирина входила въ городъ, язычники справляли тамъ нечестивый праздникъ въ честь богини Артемиды [13], и царь приносилъ предъ идоломъ жертву. Святая Ирина стала предъ нимъ, обличила его въ нечестіи и исповѣдала Христа истиннымъ Богомъ. Князь сказалъ своимъ вельможамъ:

— «Эта дѣвица лицомъ и ростомъ похожа на отца своего Ликинія, но дурныя дѣти составляютъ несчастіе для своихъ родителей. Такъ, и изъ-за этой отроковицы добрый отецъ ея лишился царства. Она же, какъ я слышалъ, виновница смерти брата моего Седекія, также и сына его, Саваха, она умертвила своимъ волшебствомъ; воистину эта дѣвица губительница царей».

Затѣмъ Нумеріанъ сказалъ святой Иринѣ:

— «Что скажешь ты, волшебница? Принесешь ли ты жертву богамъ, или останешься въ своемъ пагубномъ заблужденіи?»

Святая, осѣнивъ себя крестнымъ знаменіемъ, отвѣчала:

— «Я принесу жертву хвалы Богу Вышнему, а бѣсамъ твоимъ и бездушнымъ идоламъ не принесу жертвы. Что же касается твоихъ родственниковъ князей, то знай, что не я, а мой Богъ, обладающій жизнію и смертію каждаго, повелѣлъ имъ умереть; убойся же и ты моего Бога, ибо немного дней осталось тебѣ жить; и вскорѣ постигнетъ и тебя кончина».

Услышавъ это, Нумеріанъ распалился яростью, заскрежеталъ зубами, зарычалъ какъ левъ и приказалъ своимъ слугамъ растопить трехъ мѣдныхъ воловъ, рѣшивъ, что если святая одолѣетъ въ одномъ волѣ силу огня, то будетъ брошена въ другой; если же сдѣлаетъ то же и съ другимъ, тогда будетъ брошена въ третій. Такъ и случилось. Когда мѣдные волы были раскалены какъ горячіе угли, святую бросили въ одинъ изъ нихъ. Здѣсь она стала громко молиться такими словами:

— «Господи! Поспѣши на помощь мнѣ, страждущей ради святаго имени Твоего!»

Явился ей ангелъ Господень. Увѣщевая ее не бояться мученій, онъ остудилъ пламя огня. Народъ же ропталъ на Нумеріана, говоря:

— «Напрасно погубилъ ты цвѣтущую юностью отроковицу».

Когда мѣдь остыла, святую нашли живой и здравой, нисколько не поврежденной огнемъ, и князь сказалъ окружающимъ:

— «Не предупреждалъ ли я васъ, что эта дѣвица волшебница? Видите, какъ погасила она огонь; бросьте ее въ другой волъ».

И святая была брошена въ другой волъ. Когда же и этотъ былъ чудесно остуженъ, она была брошена въ третій. И тогда этотъ третій волъ, по повелѣнію Всесильнаго и Всемогущаго Бога, двинулся съ мѣста какъ живой, прошелъ четвертую часть поприща и, возвратившись на свое мѣсто, распался, а святая мученица вышла изъ него невредимою. Народъ, видя такое чудо, громко взывалъ:

— «Великъ Ты, Богъ Ирины! Помилуй насъ по великой милости Твоей! Ты Богъ нашъ, сильный и крѣпкій, творящій чудеса дивныя и преславныя!»

И увѣровали во Христа тогда до ста тысячъ человѣкъ. Князь же Нумеріанъ не только пребывалъ въ невѣріи, но и хулилъ Бога Вышняго, за что, невидимо пораженный ангеломъ Божіимъ, разболѣлся смертельно. Умирая, онъ приказалъ своему епарху Ваводану, подвергнуть Ирину различнымъ мукамъ и затѣмъ умертвить ее самою лютою казнію.

Когда нечестивый князь Нумеріанъ умеръ, то святая Ирина, пребывая въ городѣ, продолжала учить народъ вѣрѣ во Христа Господа и исцѣляла всякіе недуги; а пресвитеръ Тимоѳей, пришедшій туда въ это время, крестилъ увѣровавшихъ во Христа.

Епархъ, видя, что весь народъ сочувствуетъ святой Иринѣ, боялся подвергнуть ее мукамъ въ этомъ городѣ, опасаясь возбудить въ народѣ ропотъ и мятежъ. Онъ отправился въ другой городъ, называемый Константина [14], мученицу же велѣлъ воинамъ своимъ вести за собою. Придя въ этотъ городъ, онъ возсѣлъ на судилищномъ мѣстѣ и сказалъ святой:

— «Знаешь ли ты, что мнѣ дана власть надъ тобою? Приступи же къ богамъ нашимъ и принеси имъ жертву; въ противномъ случаѣ я предамъ тебя лютымъ мукамъ».

Святая отвѣчала ему:

— «Слушай, епархъ, мой отвѣтъ: предай меня всѣмъ, какія только можешь изобрѣсти, мученіямъ и увидишь силу Божію».

Епархъ приказалъ принести желѣзную рѣшетку и, положивъ мученицу на рѣшетку, приказалъ привязать ее къ ней желѣзными цѣпями; затѣмъ, подложивъ подъ рѣшетку дрова, приказалъ зажечь ихъ. Запылалъ сильный огонь и тогда, по приказанію епарха, на мученицу стали лить масло, сало и смолу; такъ мучили святую въ продолженіе нѣсколькихъ часовъ; рѣшетка и желѣзныя цѣпи накалились до красна. Однако святая пребывала невредимой и воспѣвала, прославляя Бога, какъ будто ее орошала холодная роса. Потомъ желѣзныя цѣпи спали съ нея, и она встала здравою и совершенно невредимою.

Епархъ и его совѣтники, видя это, сильно удивились. Припавъ къ ногамъ святой, епархъ сказалъ ей:

— «Раба истиннаго Бога! Умоляю тебя, не погуби меня, какъ погубила ты князей нашихъ, ибо и я вѣрую въ Сына Божія и хочу быть христіаниномъ».

И такъ увѣровалъ во Христа епархъ Ваводанъ и вмѣстѣ съ нимъ множество народа. Ангелъ Божій привелъ въ этотъ городъ пресвитера Тимоѳея, и всѣ, увѣровавшіе во Христа, крестились отъ него.

Пробывъ въ этомъ городѣ пятьдесятъ дней, святая Ирина вышла оттуда и была схвачена воинами князя Саворія, который жилъ во Ѳракійскомъ городѣ Месемвріи. Она была приведена къ нему, такъ какъ этотъ князь слышалъ о ней и давно желалъ ее схватить. Увидѣвъ святую, онъ пришелъ въ ярость, казнилъ ее мечемъ, и она была погребена внѣ города. Послѣ этого Саворій сказалъ во всеуслышаніе:

— «Страшные слухи ходили объ этой волшебницѣ, такъ какъ она чарами своими убивала князей. Почему же теперь не могла она убить меня, но я убилъ ее, и гдѣ ея помощникъ Христосъ? Почему не избавилъ Онъ ее отъ рукъ моихъ?»

Такъ невѣрный царь поносилъ силу Христову и гордился собою, какъ побѣдитель Ирины.

Но что невозможно для всемогущей силы Божіей? Тотъ, Кто во время вольной Своей смерти многа тѣлеса усопшихъ святыхъ воскресилъ, такъ что они изшедше изъ гробъ, по воскресеніи Его, внидоша во святый градъ, и явишася мнозѣмъ (Матѳ. 27, 52-53), Сей не могъ ли воскресить изъ мертвыхъ и эту святую, чтобъ она вошла въ Месемврію и явилась князю? Воистину силенъ Христосъ Богъ нашъ на небѣ и на землѣ, и творитъ все, что возжелаетъ. Онъ послалъ ангела Своего и возставилъ святую Ирину живою изъ гроба; при этомъ ангелъ Господень сказалъ ей:

— «Хотя ты и совершила уже подвигъ страданія своего, и подобало тебѣ уже почить, ибо ты достойна блаженства на небесахъ; но чтобы не возносились нечестивые и беззаконные паки, хвалящіеся, что они преодолѣли силу Бога нашего, — иди въ городъ, чтобы увидѣли тебя живою и посрамились всѣ нечестивцы, познавъ, что Богъ нашъ всемогущъ; больше ты ни отъ кого уже не примешь никакого страданія».

И вошла святая въ городъ Месемврію, держа масличную вѣтвь въ рукѣ своей. Когда граждане увидѣли ее, сердца ихъ исполнились великимъ ужасомъ, и они весьма удивились. Весь народъ окружилъ святую съ громкими криками:

— «Дивенъ Богъ Ирины, и нѣтъ иного Бога кромѣ Его».

Князю города того было доложено, что Ирина воскресла изъ мертвыхъ. Услышавъ это, онъ весьма испугался и, увидѣвъ святую, припалъ къ ногамъ ея, говоря:

— «Теперь я понялъ, что великъ твой Богъ. Умоляю тебя остаться въ нашемъ городѣ и сдѣлать насъ христіанами».

Святая оставалась съ ними въ продолженіе семидесяти дней, уча ихъ святой вѣрѣ, и всѣ жители того города увѣровали во Христа, блаженный же пресвитеръ Тимоѳей, придя туда по Божьему повелѣнію, крестилъ князя и всѣхъ прочихъ людей.

Отсюда святая Ирина отправилась на родину свою въ городъ Магеддонъ, гдѣ отецъ ея около этого времени умеръ. И она оплакала смерть его, молясь о немъ Богу. Нѣкоторое время она оставалась со своею матерью, а потомъ была перенесена на облакѣ и поставлена въ Ефесѣ [15], и ходила она по этому городу, по апостольски проповѣдуя имя Христово, творила здѣсь многія чудеса, исцѣляя различные недуги. Своею проповѣдію святая Ирина многихъ язычниковъ обратила отъ идолопоклонства къ вѣрѣ Христовой.

Спустя нѣкоторое время пришелъ къ святой Иринѣ въ Ефесъ посланный ей Богомъ старецъ Апеліанъ, бывшій нѣкогда ея учителемъ. Святая, увидя его, весьма обрадовалась. Спустя нѣсколько дней она сказала народу:

— «Радуйтесь, братія мои! Миръ Господа Іисуса Христа да будетъ съ вами; благодушествуйте, веселясь о Господѣ нашемъ, и крѣпко стойте въ вѣрѣ. Я отхожу отъ васъ и благодарю васъ, что вы приняли меня, странницу. Знайте же, что всякій, принимающій странниковъ, бываетъ другомъ Бога Небеснаго».

Граждане, выслушавъ ея слова, начали спрашивать другъ друга:

— «Куда идетъ наша учительница?»

Другіе говорили:

— «Не хочетъ ли она умереть?»

Третьи вѣщали:

— «Она достойна Бога; она будетъ взята отъ очей нашихъ, потому что мы грѣшны».

На слѣдующій день святая Ирина, взявъ старца Апеліана и шесть благоговѣйныхъ мужей, пошла съ ними за городъ и найдя въ каменной скалѣ новый пустой гробъ, въ которомъ никогда никто не былъ положенъ, вошла въ этотъ гробъ и сказала Апеліану и другимъ мужамъ:

— «Покройте меня плотно сверху камнемъ, чтобы никто не могъ открыть меня раньше четвертаго дня».

Затѣмъ она выразила послѣднее привѣтствіе Апеліану и бывшимъ съ нимъ мужамъ. Потомъ осѣнила себя крестнымъ знаменіемъ и возлегла. Мужи положили сверху гроба тяжелый камень и возвратились въ городъ.

На четвертый день Апеліанъ съ тѣми же мужами пришелъ ко гробу, но, не найдя тамъ тѣла святой Ирины, подумалъ въ себѣ, что Христосъ Богъ призвалъ ее въ рай. Онъ отправился въ городъ, чтобы возвѣстить объ этомъ. Многіе собрались ко гробу, и, увидѣвъ, что гробъ пустъ, удивлялись и съ ужасомъ прославили Бога.

Такъ окончились страданія святой дѣвы Ирины; таковы были подвиги этой дѣвы, — невѣсты Христовой. Она исповѣдала вѣру свою во Христа сперва предъ отцомъ своимъ Ликиніемъ, потомъ предъ Седекіею и сыномъ его Савахомъ, затѣмъ предъ Нумеріаномъ, епархомъ Ваводаномъ, и наконецъ, предъ Саворіемъ. Города въ которыхъ она страдала, суть слѣдующія: Магеддонъ — ея родина, Каллиполь (или Калиникъ), Константина и Месемврія во Ѳракіи. Она почила о Господѣ въ городѣ Ефесѣ мѣсяца мая въ пятый день [16].

Представши ко Христу, она умоляетъ Его за всю вселенную. Сказаніе о подвигахъ и страданіи ея написалъ старецъ Апеліанъ, во славу Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единаго Бога въ Троицѣ славимаго, Которому подобаетъ честь и поклоненіе отъ всякой твари нынѣ, и всегда, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Магеддонъ или Мигдонія — городъ во Ѳракіи — области, расположенной по сѣверному берегу Эгейскаго моря.
[2] Упоминаемаго здѣсь князя Ликинія слѣдуетъ отличать отъ императора римскаго Ликинія (царствовалъ съ 311 г. по 324 г.), управлявшаго восточною половиною римской имперіи. Послѣдній имѣлъ въ супружествѣ Констанцію, сестру Константина Великаго; а этотъ — Ликинію; тотъ жилъ въ славномъ городѣ Никомидіи, а этотъ въ Магеддонѣ; тотъ погибъ въ своемъ нечестіи, а этотъ честно скончался, увѣровавъ во Христа; наконецъ, тотъ жилъ въ началѣ IV столѣтія, а этотъ въ концѣ перваго столѣтія, почти во времена апостольскія.
[3] Въ древности на Востокѣ дѣвушки выдавались замужъ въ очень юномъ возрастѣ (это было въ обычаѣ и у насъ, на Руси, встарину).
[4] Имя: «Ирина» происходитъ отъ греческаго слова εἰρήνη — миръ, благоденствіе.
[5] Тимоѳей — ученикъ, спутникъ и сотрудникъ святаго апостола Павла. Онъ раздѣлялъ не только труды и славу апостольства, но и узы и страданія святаго апостола Павла и былъ рукоположенъ имъ въ перваго епископа Ефесской церкви. Церковное преданіе свидѣтельствуетъ, что апостолъ Тимоѳей по смерти апостола Павла, въ продолженіи 15-ти лѣтъ управлялъ Ефесскою церковью и, наконецъ, окончилъ свое служеніе мученическою смертію въ царствованіе Домиціана (съ 87 г. по 96 г.) или Нервы (съ 96 г. по 98 г.) въ одинъ языческій праздникъ, будучи побитъ камнями отъ раздраженныхъ его обличительною проповѣдію язычниковъ. — Память святаго апостола Тимоѳея совершается Церковію 22-го января.
[6] Святый Павелъ, до призванія своего въ апостолы называвшійся Савломъ, — величайшій изъ апостоловъ, болѣе всѣхъ другихъ апостоловъ потрудившійся въ дѣлѣ благовѣстія евангельскаго, какъ замѣчаетъ онъ самъ (1 Кор. 15, 10). Онъ проповѣдывалъ имя Христово въ Аравіи, Палестинѣ, Кесаріи, Малой Азіи, Греціи, Италіи и другихъ мѣстахъ. Апостолъ Павелъ написалъ 14 посланій, въ которыхъ онъ разъясняетъ самыя глубокія тайны христіанскаго богословія. Скончался въ Римѣ около 67 г., будучи усѣченъ мечемъ по повелѣнію императора Нерона (съ 54 г. по 68 г.). — Память его совершается святою Церковію 29 іюня.
[7] Апостолъ Тимоѳей дѣятельно распространялъ среди христіанъ посланія святаго апостола Павла, оообенно тѣ (два), которыя были написаны на его имя.
[8] Т.-е. врага спасенія рода человѣческаго — діавола.
[9] Епархъ — начальникъ города или области.
[10] Елисей — пророкъ израильскій, ученикъ и преемникъ въ дарѣ пророческомъ святаго славнаго пророка Иліи. Впродолженіи 65-ти лѣтъ онъ мужественно возвѣщалъ истину при царяхъ: Ахавѣ, Охозіи, Іорамѣ, Іиуѣ, Іоахазѣ и Іоасѣ. Его пророческая дѣятельность относится къ ІХ-му вѣку до Р. Хр. — Случай, о которомъ упоминаетъ святая Ирина въ своей молитвѣ къ Богу, имѣлъ мѣсто въ жизни пророка Елисея въ то время, когда царь Сирійскій осадилъ городъ Доѳаимъ, въ которомъ находился пророкъ. По молитвѣ Елисея непріятель былъ пораженъ слѣпотою (4 Цар. 6, 8-23).
[11] Поприще — мѣра длины; равнялось приблизительно 690 нашимъ саженямъ.
[12] Городъ Каллиполь находился такъ же, какъ и Магеддонъ, во Ѳракіи.
[13] Артемида или Діана — греко-римская богиня свѣта и луны, считавшаяся также покровительницею охоты.
[14] Находился неподалеку отъ Каллиполя, во Ѳракіи.
[15] Ефесъ — въ древности очень большой городъ въ Малой Азіи, у подошвы горъ Кореса и Піона; обладалъ обширной гаванью (нынѣ совершенно занесенной иломъ), благодаря которой велъ большую торговлю. Въ исторіи христіанской Церкви городъ Ефесъ замѣчателенъ какъ мѣсто проповѣди святаго апостола Павла и какъ мѣсто третьяго Вселенскаго собора (въ 431 г.).
[16] Кончина святой великомученицы Ирины послѣдовала въ концѣ I-го или нач. II-го вѣка.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга девятая: Мѣсяцъ Май. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 187-206.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0