Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Май.
День второй.

Страданіе святыхъ мучениковъ Еспера и Зои.

Языческая семья Катулла, преданная идолопоклонству, приносила по обычаю своей вѣры жертвы идоламъ и называла ихъ своими богами. Вѣрные же рабы Христовы, видя суетное нечестіе своихъ господъ, тяжко сокрушались объ этомъ и, какъ христіане, не могли вкушать пищи, отпускаемой для нихъ хозяевами-язычниками, опасаясь оскверниться, тѣмъ болѣе, что и въ самомъ домѣ ихъ господъ находились идолы.

Однажды святая Зоя, получивъ пищу отъ своихъ хозяевъ, подошла къ воротамъ и сказала привратнику:

— «Усни и отдохни немного; а если ты будешь нуженъ, то я тебя разбужу; ты довольно уже утомился, такъ какъ всю ночь бодрствовалъ, впуская и выпуская къ господину нашему суетныхъ людей, которые посѣщаютъ его домъ для поклоненія мнимой богинѣ — Фортунѣ» [6].

Привратникъ, исполняя ея совѣтъ, отошелъ отъ воротъ и уснулъ во дворѣ, а Зоя, опасаясь, чтобы привязанные недалеко псы своимъ лаемъ не разбудили его, дала имъ немного хлѣба, а остальную часть своего обѣда раздала нищимъ и странникамъ, подходившимъ къ воротамъ, убѣждая ихъ перейти въ христіанскую вѣру.

Обязанности Зои въ домѣ Катулла состояли въ томъ, чтобы кормить домашнихъ животныхъ, которыхъ держали ея господа, мужъ же и дѣти ея исполняли всѣ остальныя работы на хозяевъ.

Цѣлый день они трудились, при закатѣ же солнца вкушали немного пищи отъ тѣхъ яствъ, о которыхъ несомнѣнно знали, что они не осквернены языческими обрядами. Эта пища посылалась имъ Божіимъ промышленіемъ; вкушая ее, они вспоминали слова, сказанныя Господомъ въ Его святомъ Евангеліи: воззрите на птицы небесныя, яко не сѣютъ, ни жнутъ, ни собираютъ въ житницы, и Отецъ вашъ Небесный питаетъ ихъ (Матѳ. 6, 26).

Однажды, когда блаженный Есперъ былъ посланъ своими господами на какую-то работу, сыновья его, Киріакъ и Ѳеодулъ, сказали матери:

— «Мы не желаемъ больше жить съ нечестивыми; не ты ли сама учила насъ, согласно божественному Писанію, хранить апостольскую заповѣдь: не бывайте (удобь) преложни ко иному ярму, якоже невѣрніи (2 Кор. 6, 14). Если мы, повинуясь божественному Писанію, и пожелали-бы сохранить заповѣди Господни, но не удалились отъ язычниковъ, то мы приняли-бы одинаковое съ ними и возмездіе отъ Госнода и погибли-бы, какъ они».

Мать отвѣчала своимъ сыновьямъ:

— «Дѣти мои любезные! Какъ можно удалиться отъ нихъ? Вѣдь они наши господа; они имѣютъ власть и надъ нашимъ тѣломъ».

Сыновья отвѣчали ей на это:

— «Христосъ за насъ предалъ Себя въ руки невѣрныхъ іудеевъ, былъ распятъ, погребенъ и въ третій день воскресъ. Если и мы свое тѣло отдадимъ во власть нечестиваго Катулла на мученія за имя Христово, то хотя бы онъ послѣ пытокъ и умертвилъ насъ, то вѣдь, души наши будутъ жить вѣчно. Итакъ представь насъ, радующихся и веселящихся господину нашему и что вложитъ въ уста наши Господь, то мы и будемъ говорить господину».

И готовились оба добрые юноши, какъ мужественные воины Христовы, на страдальческій подвигъ за Христа, ожидая удобнаго случая предстать предъ господиномъ своимъ и исповѣдать предъ нимъ имя Господа Іисуса Христа. Они говорили между собою:

— «Если благоугодно будетъ Господу нашему Іисусу Христу чтобы мы умерли за имя Его святое, то въ награду за это мы сподобимся видѣть Его и будемъ пребывать съ Нимъ вѣчно».

Когда же мать ихъ, опасаясь, какъ бы дѣти ея, не устрашившись мукъ по примѣру другихъ, не предались бы служенію идоламъ, по сей причинѣ медлила исполнить ихъ просьбу (до того времени господа не знали, что они христіане), то сыновья ея сказали ей:

— «Что же ты медлишь? Чего ты боишься? Развѣ ты не знаешь, что говоритъ Писаніе: глаголахъ о свидѣніихъ Твоихъ предъ цари, и не стыдяхся» (Псал. 118, 46)?

Однажды, Катуллъ откуда-то возвращался въ обѣденный часъ домой. Встрѣтить его вышли оба брата, Киріакъ и Ѳеодулъ и сказали ему:

— «Добрый часъ, тебѣ, господинъ видимыхъ тѣлъ нашихъ: господинъ же невидимыхъ душъ нашихъ есть Господь Іисусъ Христосъ, пребывающій на небесахъ, Богъ истинный».

Катуллъ весьма удивился ихъ словамъ и сказалъ:

— «Эти юноши потеряли разсудокъ: они произносятъ странное и незнакомое мнѣ имя Іисуса Христа, называя его Богомъ и Господомъ».

Затѣмъ, обращаясь къ слугамъ, сказалъ:

— «Позовите ко мнѣ отца и мать этихъ юношей».

Слуги тотчасъ пошли и, не найдя отца, привели одну мать юношей. Катуллъ спросилъ ее:

— «Гдѣ твой мужъ?»

Она отвѣчала ему:

— «Не ты ли послалъ его для какой-то работы въ селеніе Тритонію?»

— «Если бы и вы были съ нимъ сейчасъ въ Тритоніи, — сказалъ Катуллъ, — то вы не смутили-бы меня вашими рѣчами о Богѣ, Котораго вы исповѣдуете, и о Которомъ ни я, ни другіе никогда ничего не слыхали. Впрочемъ теперь я не хочу испытывать васъ; но когда Терція разрѣшится отъ бремени и я буду по этому случаю приносить великой богинѣ нашей Фортунѣ благодарственную жертву, тогда я испытаю васъ».

И тотчасъ приказалъ святую Зою съ дѣтьми ея отправить къ мужу въ Тритонію.

Мать и дѣти, переселившись туда, радовались и веселились, вспоминая въ пѣніи и разговорѣ слова святаго Писанія: Господь пасетъ мя и ничтоже мя лишитъ. На мѣстѣ злачнѣ, тамо всели мя (Псал. 22, 1-2). И еще: избавилъ еси душу мою отъ ада (Псал. 85, 13), и изъятъ душу мою отъ смерти (Псал. 114, 7) (святые въ душѣ считали домъ своего господина — адомъ, Катулла — смертью, идоловъ — адскимъ огнемъ).

Но вотъ родился у Катулла сынъ. Всѣ горожане радовались и праздновали вмѣстѣ съ Катулломъ день рожденія у него сына, принося своей богинѣ — Фортунѣ благодарственныя жертвы. Въ это время святая Зоя молилась Богу, прося Его дать мужу и дѣтямъ ея силы мужественно перенести свой подвигъ. Между тѣмъ, Катуллъ въ концѣ пира сказалъ своей женѣ, Терціи:

— «Пусть повеселятся на нашемъ праздникѣ всѣ домашніе и рабы наши».

Она же отвѣчала ему:

— «Хорошо, пусть всѣ повеселятся».

Тотчасъ послали рабамъ своимъ, въ числѣ которыхъ была и семья Еспера, — сосудъ вина отъ идоложертвеннаго пира и блюдо съ мясомъ. Святая Зоя, увидавъ издали слугъ, несшихъ дары господина, вздохнула, сказавъ:

— «Господи, Боже неизреченный, вѣдущій тайныя помышленія человѣческія! Пребывай съ нами, убогими странниками: кромѣ Тебя, Господа нашего, другого бога мы не знаемъ. Помоги намъ твердо исповѣдать святое имя Твое».

При этихъ словахъ она подошла къ принесеннымъ подаркамъ и, взявъ мясо, бросила его псамъ, а вино вылила на землю. Рабъ тотчасъ пошелъ и разсказалъ объ этомъ господину своему.

Это извѣстіе сильно разгнѣвало Катулла и онъ приказалъ тотчасъ же привести Еспера съ его семьею къ себѣ въ домъ. На пути къ господину Зоя, ободряя мужа и дѣтей, говорила:

— «Не устрашимся гнѣва нечестиваго Катулла и уготовляемыхъ имъ для насъ мукъ, но перенесемъ ихъ мужественно, дабы, окончивъ свой подвигъ, мы вошли въ небесное царство Христа и Его святыхъ».

Когда святые были приведены въ домъ господина, Катуллъ спросилъ ихъ:

— «На защиту кого вы надѣялись, нанося мнѣ такое оскорбленіе? какъ осмѣлились вы наши дары кинуть собакамъ? Впрочемъ я не столько оберегаю свою честь, сколько честь великой богини нашей Фортуны».

Святая Зоя отвѣтила ему на это:

— «Надежда и упованіе наше — Господь Іисусъ Христосъ, Сынъ Бога Живаго; боги же, которыхъ ты чтишь — бѣсы».

Катуллъ сказалъ на это:

— «Вотъ я предамъ мукамъ твоихъ сыновей; тогда мы увидимъ, въ состояніи ли избавить ихъ отъ мученій Христосъ, Котораго вы называете Богомъ».

Тогда палачи, обнаживъ обоихъ юношей, повѣсили ихъ на деревѣ и начали терзать желѣзными орудіями. Святая Зоя, взирая на страданія дѣтей своихъ, укрѣпляла ихъ такими словами:

— «Переносите мужественно страданія, дѣти мои! Терпите, не устрашайтесь мученій, причиняемыхъ вамъ нечестивымъ Катулломъ».

Дѣти отвѣчали ей:

— «Эти мученія слишкомъ легки для насъ: скажи нечестивому господину, пусть онъ придумаетъ большія, чтобы мы могли своими страданіями заслужить мученическіе вѣнцы въ будущей жизни».

Святая Зоя сказала Катуллу:

— «Ты слишкомъ слабыми пытками терзаешь моихъ дѣтей; они не ощущаютъ особенныхъ страданій; постарайся увеличить ихъ страданія».

Тогда нечестивый Катуллъ повелѣлъ, жестоко наказавъ святую Зою, блаженнаго Еспера и ихъ дѣтей, ввергнуть всѣхъ ихъ въ сильно раскаленную печь, и для охраны печи поставилъ сторожей.

Святые мученики въ раскаленной печи воспѣвали и славили Господа. Катуллъ же, слыша пѣніе и видя святыхъ невредимыми, весьма дивился, какъ такая стихійная сила огня не умертвила ихъ и не обратила тѣла ихъ въ пепелъ. Предполагая, что христіане какимъ либо волхвованіемъ укрощаютъ стихію, онъ сталъ думать, какимъ бы инымъ, болѣе жестокимъ, способомъ умертвить ихъ. Святымъ же мученикамъ Духомъ Святымъ было сказано:

— «Мужайтеся! Катуллъ измышляетъ еще большія муки, чтобы погубить васъ».

Услышавъ это, мученики молились, сказавъ:

— «Боже, Отче Господа нашего Іисуса Христа, прими въ мирѣ души наши».

И вскорѣ святыя предали святые души свои въ руки Божіи.

Это произошло въ царствованіе Адріана [7] во второй день мѣсяца мая.

На слѣдующій день нечестивый Катуллъ со своими единомышленниками, придя къ печи, нашелъ мученическія тѣла святыхъ неповрежденными огнемъ. Тѣла лежали лицомъ къ востоку, святыя же души ихъ присоединились къ лику честныхъ мучениковъ, ангеловъ и архангеловъ. И былъ слышенъ гласъ съ неба:

— «Войдите, праведные, въ рай Господа своего. Ты же, нечестивый Катуллъ, пойдешь въ геенну и будешь тамъ вѣчно мучиться въ неугасимомъ огнѣ».

Итакъ нечестивый Катуллъ воспріялъ безконечныя муки, а святымъ мученикамъ Христовымъ отверзлось небо. Своимъ страданіемъ они пріобрѣли вѣчную радость, пребывая съ Іисусомъ Христомъ, Господомъ нашимъ, Которому подобаетъ вѣчная слава. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Святый апостолъ Павелъ въ посланіи къ Евреямъ (гл. 11, ст. 13) называетъ Авраама вмѣстѣ съ другими ветхозавѣтными праведниками, «странникомъ и пришельцемъ на землѣ», ищущимъ отечества небеснаго.
[2] Рабовладѣніе было очень распространено въ древности у римлянъ, какъ и у другихъ, современныхъ имъ, народовъ. Всякій, болѣе или менѣ состоятельный римлянинъ, имѣлъ у себя рабовъ. У очень богатыхъ римлянъ число ихъ доходило до многихъ десятковъ и даже сотенъ.
[3] Памфилія — малоазійская область.
[4] Атталія — памфилійский городъ, расположенный на южномъ берегу Малой Азіи. Онъ назывался такъ по имени пергамскаго царя Аттала II-го (съ 159 г. по 138 г. до Р. Хр.), его построившаго. Подъ именемъ Адаліи этотъ городъ сохранился и до настоящаго времени и принадлежитъ Турціи.
[5] Фригія — малоазійская область.
[6] Фортуна — считалась у римлянъ богиней счастія и покровительницей домашняго очага.
[7] Императоръ Адріанъ управлялъ римскою имперіею съ 117 г по 138 г. — Годъ смерти святыхъ мучениковъ съ точностію не извѣстенъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга девятая: Мѣсяцъ Май. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 70-76.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0