Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День двадцать второй.

Память святой мученицы Дросиды.

— «Самодержавный владыка! повели поставить воиновъ для охраненія преданныхъ смерти христіанъ, чтобы узнать, кто похищаетъ тѣла ихъ».

Траянъ повелѣлъ исполнить этотъ совѣтъ, и воины, поставленные на стражу, бодрствуя всю ночь, схватили пятерыхъ вышеназванныхъ христіанскихъ наставницъ, а вмѣстѣ съ ними и дочь Траяна, Дросиду, и, когда настало утро, привели всѣхъ ихъ къ императору. Увидѣвъ Дросиду, Траянъ пришелъ въ ужасъ и повелѣлъ стражамъ строго охранять ее въ закрытомъ помѣщеніи, надѣясь на то, что, раскаявшись, она, можетъ быть, исправится. Для дѣвъ же наставницъ онъ приказалъ выковать большой котелъ и бросить ихъ въ него и вмѣстѣ съ ними — большое количество мѣди для сплава, чтобы мѣдь слилась съ тѣлами ихъ, и онѣ сгорѣли въ ней. Изъ этой мѣди онъ повелѣлъ, далѣе, выковать жертвенные треножники и поставить ихъ во вновь выстроенной имъ банѣ, которая въ праздникъ Аполлона [2] въ первый разъ должна была быть истоплена и открыта для уврачеванія болѣзней и отдохновенія отъ трудовъ единомысленныхъ съ нимъ почитателей языческихъ. Когда повелѣніе императора было исполнено: святыя мученицы Христовы были сожжены и скованы были треножники для жертвъ, то баню истопили и повсемѣстно оповѣстили народъ, говоря:

— «Всѣ, къ кому благоволятъ спасающіе отъ бѣдъ боги и кто преданъ императору, войдите въ достойную лыбопытства баню для ея открытія».

По этому зову немедленно же сталъ сходиться къ банѣ народъ, и первый изъ пришедшихъ, устремившись, чтобы переступить порогъ входныхъ въ баню дверей, упалъ на землю и испустилъ духъ. Тоже случилось и со всѣми тѣми, которые вмѣстѣ съ нимъ подошли къ порогу, такъ что никто не могъ войти даже въ первыя двери бани. Траянъ, узнавъ объ этомъ, призвалъ къ себѣ жрецовъ своихъ языческихъ боговъ и сказалъ имъ:

— «Что это такое случилось? Неужели это произошло отъ чародѣйства христіанъ?»

— «Нѣтъ, царь, — отвѣтили жрецы, — это произошло отъ треножниковъ, сдѣланныхъ изъ расплавленной по твоему приказанію мѣди, въ которой были сожжены христіанскія дѣвственницы. Прикажи убрать ихъ и поставить другіе, и тогда дѣло, задуманное тобою, совершится безпрепятственно».

Когда этотъ совѣтъ жрецовъ приведенъ былъ въ исполненіе, то Андреянъ сказалъ императору:

— «Царь, позволь мнѣ снова расплавить убранные треножники, сдѣлать изъ нихъ пять статуй нагихъ дѣвъ, похожихъ на казненныхъ тобою христіанскихъ наставницъ и для поношенія и поруганія ихъ поставить эти статуи предъ входомъ въ твою императорскую баню».

Траянъ тотчасъ же изъявилъ на это свое согласіе, и статуи были сдѣланы. Когда онѣ поставлены были на назначенныя мѣста, то Траянъ увидѣлъ во снѣ пять чистыхъ агницъ, пасущихся въ раю и пасущаго ихъ страшнаго пастуха, который сказалъ ему:

— «О, беззаконнѣйшій и нечестивѣйшій царь! тѣхъ, изображенія которыхъ ты задумалъ выставить для поношенія, добрый и милосердый Пастырь отнялъ у тебя и поселилъ въ этомъ мѣстѣ, куда со временемъ прибудетъ и чистая агница Дросида, дочь твоя».

Проснувшись, нечестивый и беззаконный Траянъ пришелъ въ неистовство, такъ какъ святыя дѣвы-мученицы и послѣ смерти своей посрамили его замыслы, и повелѣлъ на противоположныхъ концахъ города затопить двѣ печи и топить ихъ ежедневно, а на нихъ сдѣлать надпись, выражающую его царское повелѣніе и заключающую въ себѣ слѣдующее:

— «Мужи галилеяне [3], покланяющіеся Распятому, избавьте себя отъ великаго множества мученій, а насъ — отъ трудовъ, принесите жертвы богамъ. Если же сдѣлать этого вы не желаете, то пусть каждый изъ васъ добровольно, какимъ хочетъ способомъ, ввергаетъ себя въ эту печь».

Послѣ того, какъ вышло отъ императора такое повелѣніе и до святой Дросиды дошелъ слухъ, что христіане по вѣрѣ во Христа и любви къ Нему ввергаютъ себя въ печи, она, поднявъ глаза свои къ небу, сказала:

— «Владыко Господи, Іисусе Христе, Сыне Божій, если есть воля Твоя на то, чтобы мнѣ спастись и избѣжать безумнаго богопочитанія нечестиваго отца моего Траяна, то Самъ Ты помоги мнѣ освободиться отъ брака съ беззаконнымъ Андреяномъ и взойти на небо, гдѣ пребываютъ уже тѣ пять наставницъ, которыя утвердили меня въ страхѣ Твоемъ. Усыпи же сномъ глубокимъ охраняющихъ меня, чтобы я могла убѣжать отсюда».

Сказавъ эти слова, святая Дросида сняла съ себя знаки своего царственнаго достоинства и тихо вышла изъ своего заключенія, такъ что никто изъ стражи не замѣтилъ ее. Въ то время, когда она шла, чтобы ввергнуть себя въ одну изъ печей, то размышляла, говоря про себя:

— «Какъ я пойду къ Богу, не имѣя на себѣ брачной одежды (т. е. не принявъ крещенія): вѣдь я нечиста. Но, Царю царствующихъ, Господи, Іисусе Христе, ради Тебя я оставила мое царственное положеніе, чтобы Ты удостоилъ меня быть хоть привратницей въ Царствіи Твоемъ; крести же меня Ты Самъ Духомъ Твоимъ Святымъ».

И сказавъ это, святая Дросида вынула миро, которое изъ всѣхъ сокровищъ своихъ взяла съ собою, и помазала имъ всѣ члены свои, а потомъ вошла въ воду протекавшаго на ея пути ручья и сама крестила себя, произнесши слова:

— «Крещается раба Божія Дросида во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Послѣ сего, предавшись строгому посту, она въ теченіе семи дней скрывалась. Въ это время ее нашли нѣкоторые христіане и изъ ея разсказовъ о себѣ узнали все вышесказанное. На восьмой день послѣ крещенія святая мученица, помолившись, сдѣлала то, что раньше задумала и такъ отошла ко Господу.

Примѣчанія:
[1] Римскій императоръ Траянъ царствовалъ съ 98 до 117 года. Въ 99 году онъ возобновилъ существовавшій раньше законъ, запрещавшій тайныя общества и косвенно касавшійся христіанъ, а въ 104 г. издалъ и положительный законъ противъ нихъ. Начиная сь этого года, гоненіе продолжалось до конца его царствованія.
[2] Аполлонъ или Фебъ, сынъ Зевса и Латоны, былъ однимъ изъ наиболѣе почитаемыхъ греко-римскихъ языческихъ боговъ. Онъ почитался богомъ солнца и умственнаго просвѣщенія, а также — богомъ порядка и общественнаго благополучія.
[3] Галилеянами въ наемѣшку называли христіанъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга седьмая: Мѣсяцъ Мартъ. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 429-432.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0