Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День тринадцатый.

Перенесеніе честныхъ мощей иже во святыхъ отца нашего Никифора, патріарха Цареградскаго.

Спустя нѣсколько лѣтъ, по смерти злочестивыхъ царей — Льва Армянина, Михаила Валвоса и сына его Ѳеофила, — скипетромъ Греческаго царства овладѣла благочестивая царица Ѳеодора, правившая царствомъ вмѣстѣ съ сыномъ своимъ Михаиломъ, — тогда еще весьма юнымъ [3].

Въ это же время скончались также и лжепатріархи Константинопольскіе — Ѳеодотъ Касситеръ, Ѳеодоръ Спаѳарокандилатъ, потомъ Антоній Касиматъ, и наконецъ Іоаннъ, по прозванію Анній [4]; по хитрости своей онъ казался волхвомъ, и, какъ незаконно поставленный, благочестивыми людьми былъ низверженъ съ престола. Послѣ него на Константинопольскую каѳедру вступилъ святый Меѳодій, который и возвратилъ святой Церкви почитаніе иконъ [5]. Въ это именно время съ острова Проконниса были возвращены въ Царьградъ и честныя мощи исповѣдника Христова, святаго Никифора.

Святѣйшій патріархъ Меѳодій такъ совѣтовалъ благочестивой царицѣ Ѳеодорѣ:

— «Не прилично, — говорилъ онъ ей, — лучшему изъ патріарховъ — святому Никифору, изгнанному съ престола за православіе, — даже и умершему до сихъ поръ находиться въ изгнаніи: святое тѣло его нужно возвратить къ престолу его; вѣдь мы не избѣжимъ грѣха, если оставимъ мощи его въ заточеніи, — мы какъ будто даже покажемъ себя одобряющими его изгнаніе и соглашающимися, что это низверженіе его съ престола было справедливымъ. Мы знаемъ, что колѣно Іосифово сподобилось благословенія за то, что спустя четыреста лѣтъ перенесло кости отца своего изъ Египта въ землю Ханаанскую (Быт. 50, 25; Исх. 13, 19), — мы же, сыны благочестія, — развѣ допустимъ еще долѣе отсутствіе мощей отца нашего, божественнымъ ученіемъ котораго мы воспитаны въ правовѣріи; самый градъ сей царскій, одинъ изъ лучшихъ въ поднебесной, жаждетъ честныхъ останковъ святаго вождя и пастыря своего, и готовъ хранить ихъ у себя съ благоговѣніемъ. Да возвеселится снова невѣста-Церковь о женихѣ своемъ! Когда онъ былъ живымъ, Церковь лишилась его по несправедливости царской; пусть же теперь приметъ она, по повелѣнію пастырелюбивой царицы, почившее о Господѣ тѣло того. О, благочестивая царица, ты вѣдь видишь, какъ народъ, умиренный тобою въ правовѣріи, горитъ желаніемъ услышать духомъ даже и умершаго пастыря своего. Если онъ увидитъ принесенную къ себѣ хотя тѣнь его, — онъ будетъ считать его какъ бы живымъ и, принявъ какъ живаго, сохранитъ останки его, какъ нѣкое богатѣйшее сокровище».

Съ этими словами святѣйшаго патріарха Меѳодія христолюбивая царица Ѳеодора тотчасъ же согласилась, проговоривъ:

— «Сіе и для душъ нашихъ будетъ полезно, да и имя наше въ послѣдующія времена будетъ хранимо съ честію».

Тогда святѣйшій патріархъ не медля, взявъ съ собою пресвитеровъ и иноковъ, отправился на островъ Проконнисъ, сопровождаемый множествомъ народа.

Придя въ монастырь святаго мученика Ѳеодора, патріархъ открылъ гробъ святаго Никифора, и всѣ увидѣли честное тѣло, спустя девятнадцать лѣтъ послѣ погребенія, совершенно сохранившимся; не имѣя даже и слѣда тлѣнія, оно испускало благоуханіе.

Совершивъ всенощное бдѣніе и божественную литургію, святый Меѳодій взошелъ въ гробницу, и, объемля честныя мощи святаго Никифора, сказалъ ему, какъ-бы живому:

— «О, блаженнѣйшій мужъ, во всемъ уподобившійся святому Іоанну Златоустому [6]! вѣдь ты перенесъ тѣ же труды и претерпѣлъ тѣ же скорби, какъ и онъ; подобно святому Іоанну, — ты дерзновеннымъ словомъ обличалъ беззаконіе, перенесъ несправедливое изгнаніе, и вотъ уже болѣе тридцати лѣтъ, — сначала живымъ, а потомъ умершимъ — находишься въ заточеніи. Теперь же отдай себя намъ, твоимъ возлюбленнымъ сынамъ и отшедъ отсюда, возвратись въ свою страну, — и любящій твой народъ, какъ и прежде, съ радостію тебя пріиметъ. Безбожный царь, который незаконно изгналъ тебя изъ церкви, принялъ достойное по своимъ дѣламъ наказаніе, лишившись и царства, и самой жизни. Нынѣ же благочестивые цари тебѣ, какъ-бы живому, возвращаютъ твою церковь; вмѣстѣ со мною они, какъ христолюбивые сыны, очистили церковь оть еретическихъ сквернъ и устроили ее столь же благолѣпно, какою она была и прежде, послѣ твоихъ трудовъ. Воззри и посмотри на собранныхъ чадъ твоихъ; всѣ они пришли изъ ближнихъ городовъ; остальные же, кои живутъ гораздо дальше, съ нетерпѣніемъ ждутъ тебя; ихъ, какъ осиротѣвшихъ, не оставляй печальными и не удаляйся отъ нихъ, дабы градъ твой имѣлъ мощи твои, какъ драгоцѣнный даръ; украшаясь ими, онъ болѣе возвеличится и украсится, нежели царскимъ вѣнцемъ».

Сказавъ это, святѣйшій патріархъ Меѳодій поднялъ мощи святаго и положилъ ихъ въ новую раку; потомъ, вмѣстѣ съ освященнымъ соборомъ, поднявъ ихъ на рамена, со псалмопѣніемъ перенесъ святыя мощи въ корабль; поднявъ паруса, они вскорѣ достигли Царьграда.

Благочестивая же царица Ѳеодора вмѣстѣ съ сыномъ своимъ Михаиломъ и всѣмъ синклитомъ, клириками и множествомъ народа, со свѣчами, кадилами и пѣніемъ, исполненные неизреченной радости и веселія, вышли къ пристани навстрѣчу честныхъ мощей святаго патріарха своего Никифора. Взявъ святые останки его, они прежде всего понесли ихъ въ соборную церковь святой Софіи, откуда святый Никифоръ былъ изгнанъ.

Это перенесеніе святыхъ мощей происходило въ тринадцатый день мѣсяца марта [7], — въ тотъ самый день, когда святый Никифоръ былъ изгнанъ зловѣрнымъ царемъ изъ царскаго города.

Когда день преклонился къ вечеру, въ церкви святой Софіи, надъ честными мощами, было совершено всенощное бдѣніе, а утромъ изъ церкви святой Софіи они были перенесены въ храмъ святыхъ Апостоловъ и тамъ положены съ благоговѣніемъ. Съ этого времени и постановили чтить память исповѣдника Христова Никифора во славу Христа Бога нашего со Отцемъ и Сыномъ и Святымъ Духомъ славимаго. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Проконнисъ — одинъ изъ острововъ Мраморнаго моря; въ настоящее время этотъ островъ называется «Мармара». Этотъ островъ служилъ мѣстомъ ссылки для многихъ исповѣдниковъ во время иконоборческихъ смутъ.
[2] Святый Никифоръ сначала былъ сановникъ при дворѣ императрицы Ирины и въ мірскомъ чинѣ со славою защищалъ почитаніе иконъ на VII Вселенскомъ соборѣ; въ царствованіе императора Никифора, въ 806 году, былъ возведенъ на патріаршескій престолъ и правилъ Церковію 9 лѣтъ, по истеченіи которыхъ и былъ сосланъ на островъ Проконнисъ. Скончался въ 828 году 2 іюня, до самой смерти не преставая свидѣтельствовать своими писаніями истину противъ иконоборцевъ. Память его празднуется 2-го іюня.
[3] Императоръ Левъ Армянинъ царствовалъ съ 813 по 820 г., Михаилъ Валвосъ (Косноязычный) царствовалъ съ 820 по 829 г.; Ѳеофилъ царствовалъ съ 829 по 842 г. Императоръ Михаилъ III (съ 842 по 867 г.) вступилъ на престолъ 4-хъ лѣтъ, а потому государствомъ до 855 года управляла мать его, святая царица Ѳеодора.
[4] Эти патріархи правили Церковію въ періодъ времени отъ 815 до 842 года.
[5] Святый Меѳодій принялъ иночество въ Константинополѣ; за свою ревность къ иконопочитанію при Михаилѣ Валвосѣ былъ вверженъ въ темницу. Преемникъ Михаиловъ Ѳеофилъ приказалъ бить его по щекамъ: челюсть его была разбита до того, что безобразный шрамъ, какъ печать мученичества, остался на всю жизнь на его лицѣ. Для прикрытія его Меѳодій, будучи патріархомъ, разрѣзалъ концы клобука и обвязывалъ ими челюсть. Изъ уваженія къ исповѣднику всѣ иноки съ того времени стали носить клобукъ съ разрѣзами. Затѣмъ Ѳеофилъ сослалъ его на островъ, гдѣ заключилъ въ душной подземной пещерѣ съ двумя разбойниками. Императрица Ѳеодора возвела его на патріаршій престолъ и съ его помощію возстановила иконопочитаніе. Сей святитель пасъ Церковь Божію 4 года и слишкомъ 3 мѣсяца; скончался въ 847 году 14 іюня.
[6] Св. Іоаннъ Златоустый, архіепископъ Константинопольскій, знаменитый отецъ Церкви конца IV и начала V вѣка. За cвое необыкновенное краснорѣчіе онъ и получилъ имя Златоуcтаго. Большую часть своей жизни провелъ онъ въ санѣ пресвитера въ Антіохіи, а въ самомъ концѣ IV вѣка занялъ каѳедру Константинопольскаго архіепископа. За этотъ послѣдній періодъ своей жизни онъ претерпѣлъ много гоненій со стороны императрицы Евдоксіи, и кончилъ жизнь въ ссылкѣ, въ Арменіи (въ 407 году). Память его 13 ноября и 27 января. Ему принадлежитъ литургія, совершающаяся въ Православной Церкви бóльшую часть года.
[7] Въ 846 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга седьмая: Мѣсяцъ Мартъ. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 287-290.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0