Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День двѣнадцатый.

Память праведнаго Финееса.

Святый Финеесъ былъ достойнымъ служителемъ Бога Израилева. Въ продолженіи всей своей жизни онъ былъ ревностнымъ защитникомъ и охранителемъ истиннаго богопочитанія. Его дѣятельность, какъ служителя Божія, была направлена, съ одной стороны, на прославленіе славнаго имени Господа, Бога Израилева, а, съ другой, — на искорененіе всѣхъ пороковъ и отступленій отъ закона Божія, которыя замѣчались иногда среди народа еврейскаго.

Однажды случилось, что моавитяне [1], жившіе по сосѣдству съ израильтянами и отличавшіеся своимъ нечестіемъ, вовлекли израильтянъ въ нечестивое и мерзкое служеніе своему богу Ваалъ-Фегору [2]. Разгнѣвавшись на столь великое беззаконіе, Господь строго наказалъ нечестивыхъ отступниковъ: тотчасъ же ихъ стала поражать моровая язва, отъ которой умерли многія тысячи израильтянъ. Кромѣ того, Богъ повелѣлъ Моисею умертвить (чрезъ повѣшеніе) тѣхъ изъ начальниковъ народа, которые предавались нечестію. Многіе израильтяне, видя гнѣвъ Божій, оставили беззаконіе, раскаялись и собрались у дверей скиніи для принесенія Господу всенароднаго покаянія.

Въ это время нѣкто Замврій, начальникъ колѣна Симеонова, на глазахъ Моисея и всего общества, привелъ мадіанитянку въ станъ еврейскій и повелъ ее въ свой шатеръ. Тогда Финеесъ, исполнившись гнѣва и негодованія на начальника — соблазнителя народа, вошелъ въ шатеръ Замврія и поразилъ его и мадіанитянку копьемъ.

Этотъ поступокъ мужественнаго Финееса, въ которомъ такъ очевидно обнаружилась его горячая ревность по Богѣ, отвратилъ гнѣвъ Божій отъ народа израильскаго. Тотчась же моровая язва, поражавшая народъ [3], остановилась.

Послѣ этого Богъ сказалъ Моисею:

— «Финеесъ, сынъ первосвященника Елеазара, отвратилъ гнѣвъ Мой отъ сыновъ Израилевыхъ, возревновавъ объ имени Моемъ. Посему скажи ему: вотъ, Я даю ему Мой завѣтъ мира. Я даю ему и потомству его завѣтъ священства вѣчнаго».

Спустя нѣкоторое время, по повелѣнію Божію, израильтяне стали собирать войско для наказанія моавитянъ за нечестіе ихъ. Всего собрано было двѣнадцать тысячъ израильтянъ (по одной тысячѣ отъ каждаго колѣна). Предводителемъ войска былъ избранъ Финеесъ, который и на этотъ разъ показалъ себя точнымъ исполнителемъ повелѣнія Божія.

Кромѣ того, святый Финеесъ заявилъ себя мудрымъ руководителемъ народа своего въ тѣхъ случаяхъ, когда среди него возникали какія-либо нестроенія. Онъ примирялъ враждовавшихъ другъ съ другомъ, умѣло останавливая и устраняя взаимныя ссоры и распри.

За всѣ эти заслуги святый Финеесъ, по смерти отца своего, единогласно былъ выбранъ первосвященникомъ. Первосвященство Финееса, согласно обѣтованію Божію (Числ. 25, 13), продолжалось въ его потомствѣ и только временно переходило въ родъ Иѳамара.

Святый Финеесъ умеръ въ глубокой старости [4] и погребенъ былъ на горѣ въ колѣнѣ Ефремовомъ (Нав. 24, 33).

Примѣчанія:
[1] Моавитяне — родственное израильтянамъ языческое племя, жившее по восточному побережью Мертваго моря. Родоначальникомъ ихъ былъ Моавъ, сынъ старшей дочери Лота (Быт. 19, 37). Моавитяне, какъ и многіе другіе народы, жившіе поблизости отъ Мертваго моря, съ самаго начала своей исторіи отличались нравственною распущенностью.
[2] Ваалъ-Фегоръ — весьма чтимый моавитянами и другими языческими народами богъ, служеніе которому отличалось особеннымъ нечестіемъ и распутствомъ. Собственно именемъ этого бога было «Ваалъ» (съ еврейскаго — «господинъ»); слово же «Фегоръ» есть наименованіе одной горы, находившейся на сѣверо-восточномъ побережьѣ Мертваго моря. Вѣроятно, на этой горѣ стоялъ идолъ Ваала.
[3] Моровая язва уничтожила 24.000 израильтянъ (Числ. 25, 9).
[4] Скончался святый Финеесъ около 1500 г. до Р. X.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга седьмая: Мѣсяцъ Мартъ. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 284-286.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0