Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День двѣнадцатый.

Житіе во святыхъ отца нашего Григорія Двоеслова, папы Римскаго.

Но родство сего святаго Григорія было благородно не столько по своему сенаторскому происхожденію, сколько по тѣмъ благочестивымъ и святымъ людямъ, которые находились въ родствѣ съ Григоріемъ. Такъ, блаженный Феликсъ [3], папа Римскій, былъ дѣдомъ Григорія Двоеслова; святая Тарсилла, узрѣвшая при кончинѣ своей грядущаго къ ней Господа Іисуса, и блаженная Емиліана, сподобившаяся вмѣстѣ съ Тарсиллою вѣчной, небесной жизни, — были тетками Григорія; точно также и Сильвія, мать святителя, Римскою Церковію причтена къ лику святыхъ.

Но сей святый родъ всего болѣе украсилъ своею святостію блаженный Григорій, отъ юности подвизавшійся въ добродѣтели и богоугодной жизни. Съ дѣтскаго возраста полюбивъ чтеніе книгъ, онъ впослѣдствія сталъ славнымъ ученымъ и риторомъ; онъ былъ человѣкъ, исполненный ума и добрыхъ намѣреній, почему и избранъ былъ въ санъ претора [4]. Однако мысли и желанія Григорія были направлены не столько къ мірскому, сколько къ духовному: онъ желалъ быть инокомъ. Но при жизни родителей будущій святитель отлагалъ свое постриженіе, до времени болѣе благопріятнаго, хотя и въ мірѣ онъ жилъ какъ-бы инокомъ, проводя жизнь въ чистомъ дѣвствѣ.

Когда же скончался отецъ Григорія, онъ началъ оставшееся ему большое имѣніе тратить на подаяніе милостыни и на созиданіе святыхъ обителей, больницъ и страннопріимныхъ домовъ. Такъ въ Сициліи [5] онъ создалъ шесть монастырей, снабдивъ ихъ всѣмъ необходимымъ; а въ Римѣ основалъ монастырь въ честь святаго апостола Андрея [6]; этому монастырю онъ положилъ начало въ своемъ собственномъ домѣ, находившемся близъ церкви святыхъ мучениковъ Іоанна и Павла, при горѣ именуемой «Сквара» [7]. Постригшись здѣсь, Григорій снялъ свои златотканныя мірскія одежды и облекся во власяныя ризы иноческаго чина, наставляемый опытными старцами Иларіономъ и Максиміаномъ; а чрезъ нѣсколько времени онъ сталъ игуменомъ той обители [8].

Блаженная же Сильвія, мать святаго Григорія, жила въ то время близъ вратъ апостола Павла; служа Господу, она проводила время въ постѣ и молитвахъ, и день и ночь «приметалась въ дому Господнемъ» [9]. Пищею ея была сырая зелень, которую она каждый день посылала и сыну своему блаженному Григорію. Къ нищимъ же и убогимъ она была такъ милостива, что раздала имъ положительно все свое имущество.

Также и сынъ ея, блаженный Григорій, былъ такъ нищелюбивъ, что и послѣдняго ничего не жалѣлъ, но тотчасъ же раздавалъ все просящимъ у него.

Однажды, когда онъ сидѣлъ въ келліи своей и по обычаю переписывалъ книги, къ нему пришелъ одинъ нищій — (то былъ во образѣ нищаго Ангелъ Господень) — и сказалъ ему:

— «Пожалѣй меня, рабъ Бога вышняго! будучи корабельщикомъ, я погубилъ въ морѣ не только, чтó самъ имѣлъ, но и чужое».

Нищелюбецъ и истинный рабъ Христовъ, святый Григорій, поболѣвъ о немъ сердцемъ, призвалъ служащаго ему брата и повелѣлъ дать человѣку тому шесть златицъ [10]; и нищій, взявъ данное, ушелъ.

Въ тотъ же день, чрезъ нѣсколько часовъ, къ блаженному пришелъ снова тотъ же нищій и сказалъ ему:

— «Помилуй меня, рабъ Божій, я такъ много потерялъ, а ты мнѣ такъ мало далъ».

Святый Григорій опять призвалъ прислуживавшаго ему брата и сказалъ ему:

— «Братъ, поди и отдай нищему другія шесть златицъ».

Тотъ исполнилъ это, — и взялъ нищій въ этотъ день отъ святаго Григорія двѣнадцать златицъ, и ушелъ отъ него.

Чрезъ нѣсколько времени нищій пришелъ къ блаженному Григорію въ третій разъ и взывалъ къ нему:

— «Помилосердствуй обо мнѣ, отче, и подай мнѣ и еще отъ щедротъ твоихъ, ибо я въ морѣ очень много погубилъ чужаго богатства».

Тогда блаженный Григорій снова сказалъ къ служащему ему:

— «Иди, братъ, и дай просящему еще шесть златицъ».

На это братъ сей отвѣтилъ:

— «Повѣрь мнѣ, честный отче, что у насъ не осталось ни одной златицы».

Но блаженный Григорій сказалъ ему:

— «Не имѣешь-ли дать чего нибудь другого: одежды какой-либо или какого-нибудь сосуда?»

— «Я имѣю только одинъ сосудъ, — отвѣтилъ братъ, — именно то серебряное блюдо, на которомъ твоя мать прислала тебѣ квашеное сочиво».

— «Иди, братъ, — сказалъ тогда угодникъ Божій Григорій, — и отдай нищему и то блюдо, дабы онъ не ушелъ отъ насъ опечаленнымъ, такъ какъ онъ ищетъ утѣшенія въ бѣдѣ своей».

Бѣднякъ, взявъ то серебряное блюдо, радуясь, ушелъ отъ святаго, — и уже явно, какъ нищій, онъ болѣе не приходилъ просить у Григорія милостыни, но невидимо онъ все время пребывалъ при немъ, охраняя его и помогая ему во всемъ. Ибо Ангелъ Господень былъ приставленъ къ святому съ силою чудесной благодати, коею святый Григорій потомъ и прославился, совершая въ обители своей великія чудеса.

Послѣ смерти Пелагія, папы Римскаго [11], всѣ единогласно избрали на престолъ его святаго Григорія, игумена Андреевскаго монастыря; онъ же, избѣгая столь великаго сана и почести, убѣжалъ изъ города и скрывался по пустыннымъ мѣстамъ. Ища своего пастыря Григорія и не находя его, народъ римскій предавался великой печали; — и всѣ стали усердно молиться къ Богу, — да явитъ Онъ имъ раба Своего. И вотъ появился огненный столпъ, всѣми видимый, сходящій на то мѣсто, гдѣ святый Григорій скрывался, находясь въ нѣкоей пустынной горѣ. Тогда всѣ познали, что этотъ небесный столпъ явился ради святаго Григорія. Тотчасъ же всѣ отправились на то мѣсто, гдѣ и нашли Григорія и съ неизреченною радостію увели его, хотя онъ этого и не желалъ.

Въ царствованіе Маврикія [12] святый Григорій былъ поставленъ папою древняго Рима [13]. Здѣсь онъ особенно прославился несказаннымъ милосердіемъ къ нищимъ и убогимъ, къ сиротамъ и вдовицамъ. Онъ строилъ страннопріимные дома и пріюты для людей бѣдныхъ — не только въ Римѣ, но и въ другихъ городахъ. Въ Іерусалимъ святый Григорій нарочно послалъ съ большимъ количествомъ денегъ авву Прова, чтобы онъ тамъ устроилъ страннопріимницу. На Синайскую гору [14] онъ каждый годъ посылалъ большую милостыню на пропитаніе иноковъ. Въ Римѣ же святитель каждый день кормилъ всѣхъ нищихъ и больныхъ, записанныхъ имъ по имени въ особой книгѣ [15]. Странниковъ и бѣдныхъ онъ часто сажалъ и за своей трапезой, причемъ всегда служилъ имъ самъ. Разъ онъ приказалъ своему сакелларію [16] призвать на свою трапезу двѣнадцать странниковъ, чтобы съ ними вмѣстѣ пообѣдать, а когда всѣ сидѣли за трапезой, святый папа увидѣлъ тринадцать сидѣвшихъ странниковъ. Тогда, призвавъ сакелларія, онъ сказалъ ему тихо:

— «Развѣ я тебѣ не двѣнадцать странниковъ велѣлъ призвать? зачѣмъ же ты, ослушавшись меня, призвалъ тринадцатаго»?

Испуганный сакелларій сказалъ ему на это:

— «Повѣрь мнѣ, пречестный Владыко, — тринадцатаго здѣсь нѣтъ».

Дѣйствительно, ни онъ, ни кто другой не видали тринадцатаго: его видѣлъ одинъ только святый папа. Во время обѣда святый Григорій смотрѣлъ на этого тринадцатаго странника, сидѣвшаго на самомъ концѣ стола, и видѣлъ, что лицо его часто измѣняется: то онъ казался сѣдымъ старцемъ, то — молодымъ юношею. Когда всѣ встали съ трапезы, святый папа Григорій отпустилъ всѣхъ; сего же тринадцатаго странника, столь чуднаго по своему виду, онъ удержалъ и, взявъ его за руку, ввелъ его въ свою ложницу и тамъ сказалъ ему:

— «Заклинаю тебя великою силою Бога Вседержителя, скажи мнѣ, — кто ты? и какъ твое имя?»

На это чудный странникъ сказалъ ему:

— «Зачѣмъ ты спрашиваешь мое имя? Оно чудно. Вспомни одно, что я — тотъ самый нищій-кормчій, который нѣкогда, придя къ тебѣ въ монастырь святаго Андрея, когда ты сидѣлъ и писалъ въ келліи своей, получилъ отъ тебя двѣнадцать златицъ и то серебряное блюдо, которое тебѣ съ сочивомъ прислала блаженная мать твоя Сильвія. Да будетъ тебѣ извѣстно, что съ того самаго дня, въ который ты съ сердечною любовію далъ мнѣ его, — Господь нарекъ тебя настоятелемъ сей святой Церкви, за которую изліялъ кровь Свою, и наслѣдникомъ святаго верховнаго апостола Петра, которому ты подражаешь въ своемъ добродѣтельномъ житіи».

Блаженный Григорій на это сказалъ ему:

— «Откуда ты знаешь, что Господь еще тогда опредѣлилъ быть мнѣ папою?»

— «Я Ангелъ Господа Вседержителя, — отвѣтилъ онъ, — посему и знаю; Онъ еще тогда послалъ меня узнать, дѣйствительно ли ты ради человѣколюбія, а не ради тщеславія творишь милостыню».

Услышавъ это, блаженный Григорій впалъ въ великій ужасъ: до того времени онъ никогда не видалъ явно Ангела Божія, а сейчасъ бесѣдовалъ съ нимъ, какъ съ простымъ человѣкомъ. Тогда явившійся Ангелъ сказалъ святому:

— «Не бойся, ибо меня послалъ Господь, дабы пребывать съ тобою всю жизнь и приносить твои молитвы къ Богу; итакъ все, чего ты будешь просить у Него съ надеждою, получишь».

Тогда святый папа, упавъ лицомъ на землю, поклонился Господу и сказалъ:

— «Если ради столь малой милостыни, Господь воздалъ мнѣ столько благъ, что сдѣлалъ меня и папою Своей святой Церкви и приставилъ ко мнѣ Своего святаго Ангела, дабы охранять меня, то что же Онъ воздастъ пребывающимъ въ законѣ Его и творящимъ правду?»

Послѣ этого Ангелъ сталъ невидимъ, а святый, воздавая Господу свое великое благодареніе, сталъ еще болѣе усерднымъ въ благодѣяніяхъ людямъ и въ благоугожденіи Богу.

Въ другой разъ, угощая однажды обѣдомъ странниковъ, святый Григорій, по смиренію своему, хотѣлъ одному изъ нихъ подать на руки воду, но когда обернулся, чтобы взять сосудъ, то увидалъ, что человѣка того уже нѣтъ; поискавъ его и нигдѣ не найдя, Григорій весьма удивился. Въ слѣдующую же ночь, когда святый папа спалъ, явился ему Господь и сказалъ:

— «Въ тѣ дни ты угощалъ членовъ моихъ, т. е. — нищихъ, вчера же принялъ Меня Самого».

О великомъ смиреніи святаго Григорія говорится и въ Лимонарѣ святѣйшаго Софронія, патріарха Іерусалимскаго [17]. Вотъ что тамъ пишется о немъ.

— «Однажды мы были у аввы Іоанна Персянина; онъ намъ и разсказалъ о великомъ и блаженномъ Григоріи, папѣ Римскомъ. Захотѣлъ я однажды, — говорилъ онъ, — поклониться мощамъ святыхъ верховныхъ апостоловъ Петра и Павла, и для сего отправился въ Римъ. Когда я однажды стоялъ среди города, то услышалъ въ народѣ, что мимо долженъ пройти папа; тогда я сталъ ждать, чтобы видѣть его. Когда онъ шелъ мимо меня, я рѣшилъ поклониться ему; но говорю вамъ, братіе, — вотъ Богъ свидѣтель, — что онъ, предупредивъ меня, палъ на землю, поклонился мнѣ, и до тѣхъ поръ не вставалъ съ земли, пока не увидѣлъ, что я прежде него всталъ; поцѣловавъ затѣмъ меня съ великою любовію, онъ далъ мнѣ своею рукою три златицы и повелѣлъ выдать мнѣ все необходимое для пропитанія; я же прославилъ Бога, давшаго святому Григорію столь великое смиреніе, любовь ко всѣмъ и милость».

Нельзя умолчать и о страшномъ чудѣ, сотворенномъ молитвами сего великаго архіерея Божія надъ Пречистыми Христовыми Тайнами. Нѣкая женщина, очень извѣстная въ Римѣ, принесла просфоры къ Божественному алтарю; въ это время Божественную литургію совершалъ самъ святѣйшій папа Григорій. И вотъ, когда онъ преподавалъ людямъ Божественное причащеніе, приступила и женщина та причаститься Святыхъ Таинъ. Но когда она услышала слова Григорія: «преподается животворящее тѣло Господа нашего Іисуса Христа», — то засмѣялась. Тогда папа Григорій, задержавъ свою руку, спросилъ ее:

— «Чему же ты смѣешься?»

— «Мнѣ странно, владыко, — отвѣтила она на это, — что хлѣбъ, который я испекла изъ муки своими руками, ты называешь Тѣломъ Христовымъ».

Святый, видя ея невѣріе, помолился Богу, и тотчасъ же хлѣбъ, по виду своему, преложился въ дѣйствительное человѣческое тѣло. И это окровавленное человѣческое мясо видѣли не только женщина та, но и присутствовавшіе въ церкви люди; всѣ, видѣвшіе это чудо, прославляли Христа Бога и еще болѣе утверждались въ вѣрѣ, нисколько не сомнѣваясь, что въ Пречистыхъ Тайнахъ подъ видомъ хлѣба преподается истинное тѣло Христа, а подъ видомъ вина — истинная кровь Его. Послѣ того святый папа снова помолился, и видъ тѣла человѣческаго претворился опять въ хлѣбъ. Тогда женшина та причастилась съ великимъ страхомъ и твердою вѣрою, принявъ хлѣбъ, какъ тѣло Христово, а вино, — какъ кровь Христову.

Сей великій свѣтильникъ міру, святѣйшій папа Григорій, украсилъ Церковь Христову не только своимъ равноангельнымъ житіемъ и дивными чудесами, но и своими многочисленными твореніями, которыя принесли вѣрѣ православной великую услугу. А когда онъ писалъ ихъ, то Духъ Святый, въ видѣ голубя, парилъ надъ нимъ; это часто сподоблялся видѣть и архидіаконъ Григорія Петръ, — мужъ весьма добродѣтельный. Бесѣды святаго Григорія съ симъ архидіакономъ помѣщены въ особыхъ четырехъ книгахъ, преисполненныхъ великой духовной пользы; онѣ содержатъ въ себѣ краткія сказанія житій святыхъ, богоугодно пожившихъ въ Италійской землѣ, и душеспасительныя поученія [18]. Святый Григорій пасъ Церковь Христову тринадцать лѣтъ, шесть мѣсяцевъ и десять дней, и преставился ко Господу въ царствованіе греческаго императора Фоки [19].

О всѣхъ прочихъ дѣяніяхъ, чудесахъ и церковномъ управленіи сего великаго Григорія, папы Римскаго, равно какъ и о его дивномъ и святомъ житіи написалъ четыре книги Іоаннъ, діаконъ великой церкви Римской [20]; въ этихъ книгахъ находится около двухъ сотъ шестидесяти главъ; взявъ изъ этихъ книгъ сіе малое, на пользу же душамъ вѣрныхъ совершенно довольное сказаніе, мы славимъ прославляющаго Своихъ угодниковъ Христа Бога нашего, Который вмѣстѣ со Отцемъ и Святымъ Духомъ прославляется во всѣ вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Титулъ «папа» (греч. πάππας — отецъ) до конца V-го вѣка употреблялся какъ почетное наименованіе всѣхъ епископовъ; съ конца V-го вѣка онъ относился, главнымъ образомъ, къ римскому архіепископу, а съ 1075 года — исключительно къ нему.
[2] Святый Григорій Великій названъ Двоесловомъ (собесѣдникъ, бесѣдователь) за свое сочиненіе «Бесѣды или діалоги о жизни и чудесахъ Италійскихъ отцовъ».
[3] Святый папа Феликсъ III правилъ Церковію съ 483 по 492 г.
[4] Преторъ (лат. praetor) такъ назывался у римлянъ сановникъ, которому ввѣрялась высшая судебная власть.
[5] Сицилія — одинъ изъ большихъ острововъ Средиземнаго моря, часть Итальянскаго государства; отъ материка отдѣляется Мессинскимъ проливомъ.
[6] Память святаго апостола Андрея Первозваннаго30 ноября.
[7] Что при Целійскомъ холмѣ.
[8] Въ это время папа Пасхалисъ II-й посвятилъ Григорія, несмотря на его нежеланіе, въ санъ діакона — въ 577 году. Въ слѣдующемъ году онъ послалъ его въ Константинополь своимъ апокрисіаріемъ (посломъ) — частію по дѣлу о новомъ папѣ Пелагіи, частію же для испрошенія помощи Риму противъ лонгобардовъ. Во время пребыванія своего въ Константинополѣ, Григорій старался пріобрѣсти точныя свѣдѣнія объ обрядахъ Восточной Церкви, гдѣ послѣ апостоловъ процвѣтало столько мужей вѣры. Въ это же время онъ началъ свой знаменитый трудъ: «Толкованіе на кн. Іова или тридцать пять книгъ о нравственности». Въ 585 году Григорій возвратился въ Римъ и былъ избранъ настоятелемъ основаннаго имъ монаетыря.
[9] Выраженіе это взято изъ Псалма 83, ст. 11. — Приметатися — лежать у порога, пріютиться гдѣ-либо.
[10] Златица — золотой, червонецъ.
[11] Папа Пелагій II управлялъ Римскою Церковію отъ 578 до 590 года.
[12] Императоръ Маврикій царствовалъ отъ 582 года до 603 года.
[13] Святый Григорій былъ избранъ папою въ 590 году. Это совершилось противъ воли смиреннаго Григорія, который почиталъ и называлъ себя въ подражаніе блаженному Августину, — «рабомъ рабовъ Божіихъ», тяготился властію и употребилъ всѣ зависящія отъ него средства, чтобы уклониться отъ нея; но, облеченный ею, онъ усердно, хотя и постоянно больной, предался исполненію своихъ пастырскихъ обязанностей. — Главною заботою папы Григорія было распространеніе и объясненіе слова Божія; многихъ еретиковъ онъ обратилъ къ правовѣрію; содѣйствовалъ къ утвержденію вѣры и въ отдаленной Британіи (Англіи), пославъ туда въ 597 г. проповѣдниковъ подъ начальствомъ монаха Бенидиктинскаго чина Августина, который убѣдилъ принять святое крещеніе самого короля Этельберта, что окончательно содѣйствовало распространенію христіанской вѣры по всей странѣ.
[14] Гора Синай находится въ срединѣ синайскаго полуострова; она представляетъ собою собственно группу горъ, состоящихъ изъ гранитныхъ скалъ, прорѣзана и окружена крутыми и шероховатыми долинами. Въ Ветхомъ Завѣтѣ при горѣ Синаѣ Израильтяне вступили въ завѣтъ съ Богомъ и получили отъ Него заповѣди закона (Исх. гл. 20). Въ IV и V вѣкахъ по Рождествѣ Христовѣ гора Синай славилась обиліемъ христіанскихъ пустынножителей, обитавшихъ въ ущельяхъ и пещерахъ ея.
[15] Когда бѣднаго человѣка находили мертвымъ на улицѣ, святый Григорій на нѣкоторое время воздерживался отъ совершенія евхаристіи, какъ-бы считая себя виновникомъ его смерти.
[16] Сакелларій (отъ греч. σακέλλα, σακέλλιον — мѣшокъ, ящикъ съ деньгами, казнохранилище) значитъ вообще казнохранитель. Въ Константинопольской Церкви на Сакелларія возлагалась обязанность завѣдывать собственно церковною казною, состоявшею изъ денегъ и другихъ драгоцѣнностей. У насъ въ Русской Церкви названіе сакелларія присвоено въ позднѣйшее время ключарямъ нѣкоторыхъ знаменитѣйшихъ соборовъ въ С.-Петербургѣ и Москвѣ.
[17] Лимонарь или Лимонарій (отъ греч. слова λειμών — лугъ, пажить). Такое названіе имѣетъ книга Софронія, патріарха Іерусалимскаго (VII в.), содержащая въ себѣ собраніе повѣстей о дѣяніяхъ нѣкоторыхъ пустынножителей, просіявшихъ святостію жизни.
[18] Это сочиненіе называется «Бесѣды или діалоги о жизни и чудесахъ Италійскихъ отцовъ». Изъ другихъ твореній святаго Григорія Двоеслова извѣстны: а) правило пастырское», содержащее наставленіе для пастыря и б) письма святаго Григорія, всего до 848, заключающія въ себѣ много нравственныхъ наставленій.
       Что касается литургіи «Преждеосвященныхъ Даровъ», которая надписывается именемъ святаго Григорія Двоеслова, то нужно имѣть въ виду, что онъ, если и излагалъ чинъ этой литургіи, то исключительно для Западной Церкви (какъ и вообще онъ заботился объ устроеніи Богослуженія собственно этой Церкви), а не для Восточной Церкви, у которой этотъ чинъ имѣлся въ практикѣ съ глубокой древности и отъ которой его позаимствовалъ святый Григорій въ свой «Сакраментарій» для Западной Церкви. Преданіе же, приписывающее составленіе чина преждеосвященной литургіи святому Григорію, главнымъ образомъ возникло на почвѣ глубокаго почитанія, съ которымъ Православный Востокъ относился къ имени этого святаго мужа. Несомнѣнно извѣстіе, что, возвратившись съ Востока и сдѣлавшись римскимъ епископомъ, святый Григорій Двоесловъ началъ возстановлять въ Римской Церкви нѣкоторые изъ древнихъ обрядовъ, забытые тамъ и сохранившіеся во всей первобытной чистотѣ своей на Востокѣ. При этомъ онъ явился чтителемъ апостольской литургіи Преждеосвященныхъ Даровъ, употреблявшейся на Востокѣ, и ревнителемъ прочнаго водворенія и распространенія ея на Западѣ. Онъ издалъ эту литургію на латинскомъ языкѣ и ввелъ ее въ употребленіе въ западныхъ церквахъ, чѣмъ какъ-бы заслужилъ себѣ предпочтительное предъ прочими отцами Вселенской Церкви право на всегдашнее сочетаніе его имени съ этою литургіею. Восточная Церковь не забыла попеченій святаго Григорія, относящихся до литургіи Преждеосвященныхъ Даровъ. Въ греческихъ синаксаряхъ, со времени XI вѣка, помѣщаются извѣстія о томъ, что святый Григорій устроилъ у римлянъ совершеніе полной литургіи во дни поста, а позднѣе это извѣстіе стало изъясняться и переводиться такъ, что онъ устроилъ у христіанъ римской имперіи (а такою считалась Греко-Византійекая имперія) совершеніе преждеосвященной литургіи. — Въ западной церкви эта литургія совершается нынѣ однажды въ годъ, именно — въ Великій пятокъ Страстной седмицы. (См. подр. о литургіи преждеосвященныхъ даровъ, Смирнова; Правосл. Собес. 1892 г., с. 6-7).
[19] Святый Григорій Двоесловъ [извѣстный въ исторіи также подъ именемъ Великаго] скончался въ 604 году, 12 марта. Тѣло его почиваетъ въ ватиканскомъ соборѣ св. апостола Петра въ придѣльномъ храмѣ, посвященномъ сему святому Григорію.
[20] Діаконъ Іоаннъ, жившій въ половинѣ IX вѣка, оставилъ обширное жизнеописаніе святаго Григорія, составленное имъ на основаніи древнихъ достовѣрныхъ свидѣтельствъ, а описаніе позднѣйшихъ чудесъ на основаніи очевидцевъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга седьмая: Мѣсяцъ Мартъ. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 275-283.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0