Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День одиннадцатый.

Память святаго отца нашего Евѳимія, архіепископа Новгородскаго.

— «Царице и Владычице! Вотъ мы принесли Тебѣ того, котораго Ты даровала намъ. По слову, которое въ скорби сердца изрекли уста наши Тебѣ, какъ Царицѣ и Владычицѣ, мы отдаемъ дитя наше. Устрой его жизнь, какъ Сама пожелаешь. Теперь же мы беремъ его къ себѣ, чтобы оно пребывало съ нами въ домѣ нашемъ, такъ какъ младенецъ не можетъ жить безъ матери».

При содѣйствіи благодати Божіей младенецъ успѣшно возрасталъ и, когда наступило время, родители отдали его въ наученіе Божественнымъ книгамъ. Прославляемый въ святой Троицѣ Богъ, всѣмъ людямъ желающій спасенія, даровалъ отроку Іоанну остроту ума, и онъ съ успѣхомъ изучилъ Божественныя Писанія. Во все время своего обученія онъ не предавался никакимъ инымъ занятіямъ кромѣ тѣхъ, которыя приводили его къ размышленію о предметахъ божественныхъ, и, когда достигъ пятнадцатилѣтняго возраста, то воспылалъ любовію къ Богу и пожелалъ отречься отъ міра и принять иноческое званіе. Онъ не зналъ, къ чему приведетъ его это званіе, такъ какъ опредѣленія Божіи непостижимы, но благое желаніе свое старался непремѣнно исполнить, и Богъ, видя съ высоты все, имѣюшее совершиться съ нимъ въ будущемъ, — что, какъ видно изъ настоящаго повѣствованія, въ свое время и совершилось, — въ скоромъ времени дѣйствительно исполнилъ его желаніе.

Одинъ инокъ, по имени Евфросинъ, и два другіе инока, Игнатій и Галактіонъ, посвятившіе себя на служеніе Богу, задумали подвизаться въ уединеніи и рѣшили пріискать удобное для этого мѣсто. Вскорѣ такое мѣсто было найдено. Называлось оно Вежище [2], и кромѣ лѣса и болотъ ничего другого не было на немъ. Когда иноки пришли къ этому мѣсту, то ощутили въ воздухѣ какое-то благоуханіе и сочли это не за простое явленіе, а за особое указаніе Божественнаго Промысла. Они построили здѣсь часовню во имя святителя Христова Николая, а потомъ соорудили и келліи для себя. Вскорѣ пришелъ къ нимъ священникъ, по имени Пименъ и пожелалъ жить и подвизаться вмѣстѣ съ ними. Тогда по общему согласію они построили деревянную церковь во имя того же святаго чудотворца Николая [3] и стали проводить постническую жизнь. Много бѣдствій вынесли они отъ тамошнихъ жителей, въ особенности же отъ одного вельможи, который по внушенію діавола не желалъ, чтобы вблизи его проживали монахи, но чудотворецъ Николай, нигдѣ не оставляющій въ нуждѣ обители, посвященной его имени, когда съ вѣрою о томъ молятся ему, всегда доставлялъ пропитаніе и симъ инокамъ. Вскорѣ случилось, что у вельможи, жившаго вблизи обители, образовался на ногѣ злокачественный нарывъ, отъ котораго онъ сильно страдалъ. Въ болѣзни своей онъ опомнился и обратился съ молитвою о помощи къ святому чудотворцу Николаю, послѣ чего отправился въ обитель его и, помолившись тутъ, получилъ исцѣленіе. Благодарный за это исцѣленіе, онъ подарилъ обители участокъ земли, который и до сего времени находится вблизи ея, и съ тѣхъ поръ съ благоговѣйною вѣрою сталъ чтить монастырь святаго Николая. Послѣ сего по благодати Божіей и по молитвамъ святаго Николая чудотворца число иноковъ въ обители стало умножаться, и вышепоименованный Пименъ, первый священноинокъ обители, сталъ и игуменомъ ея [4].

Къ нему то по устроенію Божественнаго промысла и пришелъ блаженный отрокъ Іоаннъ, прося его совершить надъ нимъ иноческое постриженіе. Пименъ, увидѣвъ отрока, принялъ его, какъ посланнаго къ нему Самимъ Богомъ, постригъ его въ иночество и далъ ему при этомъ имя Евѳимія. Это событіе, совершившееся по волѣ Божіей, направлено было Божественнымъ промысломъ къ тому, чтобы чрезъ Евѳимія еще болѣе прославилась обитель, что со временемъ и произошло. Проживая въ монастырѣ, преподобный Евѳимій оказывалъ во всемъ такое строгое повиновеніе настоятелю своему и братіи, что вызывалъ общее удивленіе, а также и похвалу за то, что, будучи въ такомъ юномъ возрастѣ, обладалъ умомъ многолѣтняго мужа. Посему до поставленія въ пастыри всѣ узнали въ немъ будущаго пастыря и прежде достиженія совершеннаго возраста онъ сталъ для всѣхъ руководителемъ въ иноческой жизни. Когда преподобный Евѳимій пріобрѣлъ такую извѣстность въ евоей обители, то узналъ о немъ и архіепископъ Симеонъ [5]. Призвавъ его къ себѣ и видя, что онъ исполненъ добрыхъ намѣреній и искусенъ въ словѣ, горячо полюбилъ его и, не смотря на то, что онъ не хотѣлъ оставлять своего монастыря, поручилъ ему завѣдывать церковнымъ имуществомъ [6]. Принявъ на себя новыя обязанности, преподобный Евѳимій продолжалъ нести свой иноческій подвигъ и ни въ чемъ не отступалъ отъ исполненія правилъ монашеской жизни.

Спустя нѣсколько лѣтъ владыка Симеонъ послѣ достойнаго управленія Церковію отошелъ ко Господу, переселившись въ вѣчную блаженную жизнь и на архіепископскій престолъ Новгорода былъ возведенъ послѣ него Евѳимій [7]. Тогда преподобный Евѳимій удалился въ монастырь святаго Спаса, называемый Хутынью [8] и остался въ немъ на жительство. Но по прошествіи нѣкотораго времени по просьбѣ старцевъ монастыря Пречистой, находившагося на Лисьей горѣ [9], онъ поставленъ былъ игуменомъ сего монастыря, гдѣ, начальствуя надъ иноками, всѣмъ имъ подавалъ совершенный примѣръ для назиданія, такъ какъ ко всѣмъ былъ милостивъ и вмѣстѣ съ тѣмъ ко всѣмъ относился почтительно.

Вскорѣ послѣ сего всенародное собраніе Великаго Новгорода пожелало избрать его для поставленія на новгородскій архіепископскій престолъ [10] и включило его въ число другихъ избранниковъ [11], не зная того, что еще отъ юности онъ призванъ былъ къ епископскому служенію, какъ написано у пророка: несодѣланное видѣстѣ очи твои (Псал. 138, 16) [12]. И такъ какъ апостолъ говоритъ, что всякая власть поставляется отъ Бога (Рим. 13, 1), то какъ человѣкъ можетъ получить ее, если она не будетъ дана ему свыше (Іоан. 19, 11)? Это исполнилось и на преподобномъ Евѳиміи. Запечатавъ жребіи избранныхъ, народное собраніе и духовенство Великаго Новгорода принесло ихъ въ соборный храмъ святой Софіи [13] и положило на престолѣ. Что касается жребіевъ, то это было дѣломъ человѣческимъ, но то, кому изъ избранныхъ занимать такой высокій престолъ Божій, указано было тѣмъ, что совершилось послѣ: по волѣ и суду Божію жребій палъ на Евѳимія, чтобы ему обладать этимъ престоломъ. Послѣ сего новгородцы съ радостію отправились къ преподобному и въ самый день памяти святаго Іоанна Златоустаго [14] съ почестями ввели его въ храмъ святой Софіи [15]. Долго при этомъ преподобный Евѳимій отказывался и не хотѣлъ принять архіепископства, ссылаясь въ особенности на то, что считаетъ себя недостойнымъ такого высокаго сана, но такъ какъ онъ не могъ противиться суду Божію, то и подчинился, наконецъ, волѣ избравшихъ его. Это доставило великую радость всѣмъ жителямъ Новгорода, такъ какъ всѣ считали его вполнѣ достойнымъ величія архіепископскаго сана. Однако послѣ своего избранія преподобный Евѳимій оставался въ иноческомъ званіи, такъ какъ посвященіе его было затруднено тѣмъ, что въ то время не было на Руси митрополита [16]. Пробывъ непосвященнымъ болѣе четырехъ лѣтъ [17], онъ отправился въ городъ Смоленскъ, когда находился тамъ Кіевскій и всея Руси митрополитъ Герасимъ [18], и отъ него принялъ рукоположеніе въ санъ архіепископа. И здѣсь преподобный Евѳимій привелъ всѣхъ въ удивленіе своимъ умомъ и разсудительностію, такъ что даже самъ митрополитъ выразилъ удивленіе и съ похвалою отозвался объ умѣ его. Послѣ посвященія владыка Евѳимій съ великимъ почетомъ возвратился въ свой каѳедральный городъ Великій Новгородъ и вступилъ въ полноправное управленіе своею паствою. Сознавая все величіе принятаго на себя сана, онъ предался подвигамъ своего служенія еще съ бóльшимъ усердіемъ, чѣмъ несъ ихъ до своего посвященія, помня слова Писанія: ему же дано будетъ много, много взыщется отъ него (Лук. 12, 48). Посему трудами своими онъ старался принести плоды, по Евангелію, не въ тридцать или шестьдесятъ, а во сто кратъ (ср. Матѳ. 13, 8). Прежде, когда онъ еще не принялъ высокаго святительскаго сана, онъ имѣлъ заботу только объ одной душѣ своей, а теперь, когда сталъ епископомъ, явилась потребность заботиться уже о душахъ многихъ, чтобы можно было съ дерзновеніемъ сказать Господу Владыкѣ: се азъ и дѣти, яже ми далъ еси (Ис. 8, 18). Помышляя о семъ и о многомъ другомъ въ любомудренной душѣ своей, преподобный Евѳимій ощущалъ въ сердцѣ своемъ большое смущеніе, но все возлагалъ на Бога, и надежды его не посрамилъ Господь, Которому да будетъ слава теперь, всегда и вѣчно [19].

Примѣчанія:
[1] Такое наименованіе носилъ въ древности нынѣшній городъ Новгородъ. Онъ былъ однимъ изъ древнѣйшихъ и извѣстнѣйшихъ городовъ въ древней Руси.
[2] Вежище или Вяжище — мѣстность, находившаяся въ 12-ти верстахъ къ западу отъ Новгорода.
[3] Это было въ 1411 году.
[4] Пименъ въ иночествѣ носилъ имя Пахомія.
[5] Новгородскій архіепископъ Симеонъ (Сампсонъ), изъ простыхъ иноковъ, управлялъ новгородскою епархіею послѣ смерти архіепископа Іоанна съ 1416 до 1421 года.
[6] Въ практикѣ новгородскихъ владыкъ это былъ первый случай, когда завѣдываніе церковнымъ имуществомъ поручено было иноку; до сего времени экономы архіепископскаго дома въ Новгородѣ избирались изъ мірянъ.
[7] Тутъ разумѣется Евѳимій I (Емеліанъ) брадатый, занявшій архіепископскую каѳедру въ Новгородѣ послѣ краткаго правленія (съ 1421 до 1423 г.) избраннаго, но не посвященнаго Ѳеодосія; Евѳимій I былъ архіепископомъ новгородскимъ съ 1423 до 1429 года.
[8] Хутынскій монастырь (Хутынь) основанъ былъ въ 1192 году знатнымъ новгородцемъ Алексіемъ, въ монашествѣ Варлаамомъ, и находится на рѣкѣ Волховѣ, на правомъ ея берегу, въ 10-ти верстахъ отъ Новгорода внизъ по теченіи этой рѣки.
[9] Рождество-Богородицкій Лисицкій (на Лисьей горѣ) монастырь находился въ 7-ми верстахъ отъ торговой стороны Новгорода. Упоминается въ 1392 году.
[10] Новгородскіе епископы носили званіе архіепископовъ съ 1165 года.
[11] Избраніе новгородскаго владыки съ 1156 г. зависѣло не отъ митрополита съ соборомъ епископовъ, а исключительно отъ самихъ новгородцевъ, отъ ихъ вѣча. Избирали обыкновенно трехъ кандидатовъ, и жребіи ихъ полагались на престолѣ въ храмѣ святой Софіи; два жребія по окончаніи литургіи вынимались одинъ за другимъ протопопомъ и объявлялись всему народу; наконецъ жребій, оставшійся на престолѣ, указывалъ на избранника Божія. Такъ избранъ былъ и преподобный Евѳимій.
[12] Зародышъ мой видѣли очи твои, т. е. отъ зачатія моего во чревѣ татери Ты видѣлъ меня и опредѣлилъ судьбу мою въ жизни.
[13] Каѳедральный соборъ новгородскихъ владыкъ, сохранившійся и донынѣ.
[14] Память святаго Іоанна Злагоустаго Церковь празднуетъ 13 ноября.
[15] Это было въ 1429 году.
[16] По смерти митрополита Фотія, послѣдовавшей 1 іюля 1431 года, каѳедра митрополита въ Москвѣ, если не считать кратковременнаго правленія Исидора, была праздною до 1448 года.
[17] Преподобный Евѳимій управлялъ новгородскою епархіею, не имѣя епископскаго сана, съ 1429 до 1434 года. Управлять епархіею до посвященія въ санъ епископа было въ обычаѣ въ Новгородѣ. Такъ, Іоаннъ, не посвященный во епископа, управлялъ 8 мѣсяцевъ, Ѳеоктистъ и Моисей — по году, Климентъ — 2 года, а владыка Ѳеодосій и скончался не будучи посвященъ въ санъ епископа.
[18] Литовскій князь Свидригайло въ 1433 году послѣ смерти митрополита Фотія послалъ смоленскаго епископа Герасима въ Константинополь для посвященія въ митрополиты литовскіе, но патріархъ поставилъ его митрополитомъ всея Руси. Заподозривъ Герасима въ измѣнѣ, Свидригайло схватилъ его близъ Смоленока и сжегъ въ Витебскѣ. Это было въ іюлѣ 1435 года.
[19] Преподобный Евѳимій скончался 10 марта 1458 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга седьмая: Мѣсяцъ Мартъ. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 252-257.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0