Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День одиннадцатый.

Память иже во святыхъ отца нашего Софронія Премудраго, патріарха Іерусалимскаго.

— «Пришли мы въ Александрію, я и киръ [7] Софроній, братъ мой, до постриженія его, и пошли къ аввѣ [8] Палладію, мужу добродѣтельному и Божію рабу».

И еще въ главѣ сто десятой онъ же говоритъ:

— «Я съ господиномъ моимъ Софроніемъ пошли въ Лавру, отстоящую отъ Александріи въ восемнадцати поприщахъ [9], къ одному старцу, очень добродѣтельному, родомъ египтянину, и сказалъ ему:

— «Господинъ и отецъ, скажи намъ слово, какъ жить намъ другъ съ другомъ; киръ софистъ (Софроній) хочетъ удалиться отъ міра и стать инокомъ».

Тогда сказалъ намъ старецъ:

— «Хорошо дѣлаете, дѣти, что оставляете міръ ради спасенія своей души, сидите въ безмолвіи въ кельѣ, оберегаете свои помыслы и молитесь безпрестанно съ надеждой на Бога, — Онъ дастъ вамъ Свой разумъ и просвѣтитъ вашъ умъ».

Отсюда видна удивительная добродѣтель святаго цѣломудреннаго Софронія: онъ, будучи міряниномъ, такъ много трудился, посѣщая въ разное время монастыри и пустыни и съ такимъ усердіемъ искалъ себѣ душевной пользы, какъ-бы встать на путь спасенія, такъ что до постриженія въ иноки уже былъ совсѣмъ какъ инокъ, проводя добродѣтельную иноческую жизнь. Потомъ онъ былъ постриженъ учителемъ своимъ во время постигшей его болѣзни, отъ которой онъ думалъ, что умретъ, и было ему видѣніе; объ этомъ учитель его пишетъ въ сто второй главѣ слѣдующее:

— «Когда братъ мой Софроній Премудрый былъ при смерти, стояли мы около него съ аввою Іоанномъ Схоластикомъ, и сказалъ намъ Софроній: мнѣ казалось, что я иду какою-то дорогой и вижу цѣлый хоръ дѣвицъ, которыя съ весельемъ говорили: пришелъ Софроній, вѣнчался Софроній! Потому дѣвицы ликовали передъ нимъ, что самое имя его означаетъ цѣломудріе».

Вотъ что написалъ о немъ его учитель. Выздоровѣвъ отъ болѣзни и уже будучи инокомъ, онъ еще больше трудился и заботился о своемъ спасеніи и спасеніи другихъ.

Въ то время въ Египтѣ распространилась Севирова ересь [10], и они оба съ учителемъ много боролись съ еретиками; мудрые и начитанные въ божественномъ писаніи, они спорили съ еретиками и побѣждали ихъ. За это святѣйшій патріархъ александрійскій Іоаннъ Милостивый [11] очень любилъ ихъ и почиталъ какъ искреннихъ друзей, помогавшихъ ему противъ еретиковъ и утѣшавшихъ его въ печали. Въ житіи его, написанномъ Леонтіемъ, епископомъ Неапольскимъ, разсказывается, что святый Іоаннъ Милостивый имѣлъ обычай по средамъ и пятницамъ сидѣть при входѣ въ церковь, позволяя всякому желающему свободно приходить къ себѣ, и выслушивалъ нужды всякаго, помогалъ, улаживалъ раздоры и споры; такъ творилъ онъ миръ среди людей. Если же случалось, что никто не приходилъ къ нему, когда онъ такъ сидѣлъ, и ничего не просилъ никто у него, то онъ вставалъ печальный и со слезами уходилъ въ свой домъ, говоря:

— «Нынче ничего не нашелъ смиренный Іоаннъ, ничего не принесъ Богу за свои грѣхи».

Блаженный же Софроній (о которомъ идетъ рѣчь), другъ его, утѣшая его, говорилъ ему:

— «Право, отче, тебѣ нынче надо веселиться, потому что твои овцы живутъ мирно безъ раздоровъ и ссоръ, какъ ангелы Божіи».

Отсюда видно, въ какомъ почтеніи и любви у этого святѣйшаго патріарха были святый Софроній со своимъ учителемъ.

Оба эти святые обыкновенно старались каждый день поучаться чему-нибудь новому, видя или слыша что-нибудь полезное для себя. И случилось съ ними слѣдующее, какъ разсказываетъ о томъ Іоаннъ.

— «Я съ господиномъ моимъ Софроніемъ премудрымъ пошли въ домъ Стефана Философа, жившаго по дорогѣ въ церковь Пресвятой Богородицы, построенную патріархомъ Евлогіемъ на востокъ отъ великаго Тетрафила; былъ полдень. Когда пришли мы къ дому философа и постучались въ ворота, привратникъ сказалъ намъ:

— «Еще почиваетъ господинъ мой, подождите немного».

Тогда я сказалъ господину моему Софронію:

— «Пойдемъ къ Тетрафилу и побудемъ тамъ».

Это мѣсто уважается жителями Александріи: говорятъ, царь Александръ Македонскій принесъ изъ Египта мощи святаго пророка Іереміи и положилъ тамъ, когда основывалъ въ честь себя этотъ городъ. Придя туда, мы никого не нашли тамъ, кромѣ трехъ слѣпыхъ, и молча сѣли подлѣ нихъ со своими книгами. Въ разговорѣ другь съ другомъ одинъ слѣпой сказалъ другому:

— «Другъ, какъ ты ослѣпъ?»

А тотъ отвѣчалъ:

— «Я въ молодости былъ корабельщикомъ; когда мы плыли изъ Африки, мнѣ очень много пришлось смотрѣть на море; на глазахъ у меня сдѣлались бѣльма, и я ослѣпъ».

Потомъ другой на вопросъ, какъ онъ ослѣпъ, отвѣчалъ:

— «Я работалъ на стеклянномъ заводѣ и однажды, неосторожно дѣлая стекло, обжегся; такъ отъ огня я потерялъ зрѣніе».

Разсказавъ причину своей слѣпоты, два слѣпыхъ спросили третьяго, какъ онъ ослѣпъ. Тотъ отвѣчалъ имъ:

— «Когда я былъ молодъ, я не любилъ трудиться и работать, а нравилось мнѣ лѣниться; будучи же сластолюбивъ и не имѣя, чѣмъ питаться, я началъ воровать и дѣлать много зла. Однажды я увидалъ, несутъ хоронить мертвеца, одѣтаго въ дорогія одежды; я пошелъ за носильщиками, чтобы посмотрѣть, гдѣ его положатъ; мертвеца похоронили у церкви святаго Іоанна; когда настала ночь, я открылъ склепъ, вошелъ туда и снялъ съ мертваго все, оставивъ на немъ только рубашку. Выхожу я изъ склепа, а во мнѣ говорятъ злыя мысли: вернись, возьми и рубашку, вѣдь она очень хорошая. И вернулся я, окаянный, чтобы снять и рубашку и оставить мертвеца нагимъ. И вотъ всталъ мертвецъ, сѣлъ передъ мною, поднялъ руки и пальцами своими ободралъ мнѣ лицо и выцарапалъ мнѣ оба глаза. Тогда я, окаянный, отъ бѣды такой и отъ боли едва вышелъ изъ склепа. Вотъ какъ я ослѣпъ!»

Услышавъ это, поманилъ меня господинъ мой Софроній, и мы ушли отъ слѣпыхъ. И сказалъ мнѣ Софроній:

— «Правда, отецъ Іоаннъ, сегодня нечему больше учиться, достаточно полезнаго узнали, что никто, дѣлая зло, не можетъ укрыться отъ Бога».

Отсюда ясно, какъ оба эти святые, Іоаннъ и Софроній, заботились объ ежедневной пользѣ себѣ. Словами, — сегодня нечему больше учиться, мы сегодня достаточно полезнаго узнали, — онъ показываетъ, что каждый день они старались пріобрѣсти какую-нибудь пользу себѣ.

Во время пребыванія тамъ, въ Александріи, блаженный Софроній описалъ чудеса святыхъ мучениковъ Кира и Іоанна въ благодарность за исцѣленіе своихъ глазъ, потому что, когда заболѣли у него глаза, и онъ прибѣгъ съ молитвой и вѣрой къ тѣмъ святымъ безсребренникамъ-врачамъ, то получилъ отъ нихъ просимое исцѣленіе въ ихъ церкви, находившейся въ Александріи; поэтому онъ усердно чтилъ ихъ. Черезъ нѣсколько лѣтъ и Египту, гдѣ находится Александрія, начало угрожать персидское нашествіе, и блаженнымъ отцамъ Іоанну и Софронію пришлось бѣжать и оттуда; и святѣйшій патріархъ Іоаннъ Милостивый изъ страха передъ варварами обратился въ бѣгство. Вмѣстѣ съ нимъ они отправились въ Константинополь и сѣли на корабль, желая быть вмѣстѣ съ тѣмъ, который не хотѣлъ съ ними разлучаться. На пути святѣйшій патріархъ заболѣлъ и преставился въ своемъ родномъ городѣ Алсаѳунтѣ; прекрасную жизнь его и безчисленныя милости премудрый Софроній почтилъ похвальнымъ надгробнымъ словомъ; послѣ погребенія патріарха онъ отправился въ древній Римъ вмѣстѣ съ учителемъ своимъ Іоанномъ и съ собравшейся около нихъ братіею, до двѣнадцати человѣкъ; проживъ же нѣсколько лѣтъ въ Римѣ, преподобный Іоаннъ, учитель Софронія, уже будучи старцемъ, отошелъ къ Господу. Умирая же, онъ завѣщалъ возлюбленному своему ученику и духовному сыну Софронію блаженному не погребать его тѣла въ Римѣ, но положить въ деревянную раку и отвезти на гору Синайскую, — если же нельзя будетъ достичь Синайской горы изъ опасенія нападенія варваровъ, то погребсти его мощи въ киновіи святаго Ѳеодосія Великаго [12], гдѣ преподобный Іоаннъ былъ сначала инокомъ. Такъ онъ и сдѣлалъ. Подобно ветхозавѣтному Іосифу, вынесшему тѣло Іакова изъ Египта къ мѣсту погребенія отцовъ своихъ (Быт. 50, 12-13), онъ взялъ изъ Рима [13] тѣло преподобнаго Іоанна, своего духовнаго отца, и отплылъ съ братіею въ греческія земли. Приплывъ же въ Аскалонъ [14] и узнавъ, что отъ варваровъ невозможно дойти до Синайской горы [15], пришелъ въ Іерусалимъ, занятый персами, и погребъ тѣло отца своего духовнаго въ Ѳеодосіевой киновіи и самъ остался жить съ своей братіей въ Іерусалимѣ; патріаршій престолъ тамъ занималъ тогда Модестъ, вмѣсто патріарха Захаріи, бывшаго въ плѣну въ Персіи вмѣстѣ съ честнымъ Крестомъ. Спустя же недолгое время послѣ прибытія святаго Софронія изъ Рима въ Палестину соизволилъ Богъ возвратить изъ плѣна въ Іерусалимъ святое крестное древо и патріарха Захарію. Это случилось такъ. Воевода Ираклій, убивъ царя-мучителя Фоку [16] и занявъ самъ греческій престолъ [17], началъ войну съ Персіей и, одержавъ много побѣдъ надъ войсками Хозроя, владѣлъ его городами семь лѣтъ. Потомъ Сироесъ, сынъ Хозроя, убивъ своего отца и самъ ставъ персидскимъ царемъ, старался примириться съ греческимъ царемъ Иракліемъ; а царь Ираклій первымъ условіемъ мира поставилъ то, чтобы царь персидскій уступилъ Іерусалимъ грекамъ и возвратилъ честное древо святаго Креста и съ нимъ патріарха Захарію. Это было исполнено: съ великою честью послѣ четырнадцатилѣтняго плѣна было возвращено изъ Персіи крестное древо, которое самъ царь Ираклій несъ на своихъ плечахъ въ святый городъ, (какъ о томъ написано подъ 14-мъ сентября); святѣйшій патріархъ Захарія опять занялъ свой престолъ. Черезъ нѣсколько лѣтъ честное древо Животворящаго Креста Господня тѣмъ же царемъ Иракліемъ было перенесено изъ Іерусалима въ Царьградъ, чтобы столь великое христіанское сокровище не взяли опять въ плѣнъ какіе-нибудь враги: дѣйствительно, потомъ опять Іерусалимъ былъ взятъ врагами, какъ о томъ будетъ сказано ниже. Патріархъ же Захарія не долго пробылъ на престолѣ послѣ возвращенія своего изъ плѣна и отошелъ къ Господу, а преемникомъ его на престолѣ былъ опять Модестъ, но прожилъ только два года; по смерти же Модеста, на патріаршество въ Іерусалимъ былъ избранъ святый Софроній. Въ это время возникла ересь моноѳелитовъ, иначе сказать, единовольниковъ, признающихъ въ лицѣ Христа въ двухъ Его естествахъ, божескомъ и человѣческомъ, одну волю и одно дѣйствіе, какъ будто-бы каждое естество не имѣло своего особаго, свойственнаго ему дѣйствія и желанія; исповѣдующіе такое ученіе хулятъ Христа, признавая Его несовершеннымъ въ обоихъ естествахъ. Объ этой ереси подробнѣе написано въ житіи Максима Исповѣдника, 21-го января. Особенно поддерживалъ эту ересь и распространялъ Киръ, александрійскій патріархъ, собравъ у себя помѣстный соборъ и повелѣвъ такъ вѣровать; ему послѣдовалъ и константинопольскій патріархъ Сергій, а за нимъ Пирросъ и другіе; многіе тогда пострадали, не принявъ этой ереси. Весьма воспротивился этой ереси святѣйшій патріархъ іерусалимскій святый Софроній и, собравъ у себя помѣстный соборъ, проклялъ эту ересь единовольниковъ и разослалъ всюду списки постановленій своего собора, которыя читались потомъ на шестомъ вселенскомъ соборѣ, утверждены святыми отцами и приняты какъ правовѣрныя. Писалъ же святый Софроній и много другихъ полезныхъ Церкви Христовой словъ, поученій и гимновъ и житій нѣкоторыхъ святыхъ, напримѣръ святой Маріи Египетской, прожившей подобно ангеламъ въ пустынѣ дольше обыкновенной человѣческой жизни [18]. Онъ хорошо пасъ Божію Церковь, заграждая уста еретиковъ и далеко отгоняя ихъ, какъ волковъ, отъ словеснаго стада.

Потомъ случилось опять по Божію попущенію нашествіе варваровъ на Сирію и Палестину, но уже не персовъ, а магометанъ [19], которые сначала взяли городъ Дамаскъ, а потомъ осадили городъ Божій Іерусалимъ и черезъ два года заняли его. Когда греческое войско въ Сиріи было ими разбито и воевода Сергій убитъ, святѣйшій патріархъ Софроній съ палестинскими христіанами заперся въ святомъ городѣ. Сохранилось его слово, сказанное народу въ день Рождества Христова во время осады; въ немъ, какъ новый Іеремія, онъ оплакиваетъ разореніе и запустѣніе святыхъ мѣстъ, допущенное Богомъ за людскіе грѣхи. Въ особенности же онъ жалѣетъ о томъ, что нельзя было дня Рождества Христова праздновать по обычаю въ Виѳлеемѣ, такъ какъ Виѳлеемъ уже былъ въ агарянскихъ рукахъ. Въ концѣ втораго года осады доведенные до крайности христіане вынуждены были сдаться врагамъ и отворить имъ городъ. Но прежде святѣйшій патріархъ Софроній послалъ къ князю агарянскому Омару условія мира, въ которыхъ первымъ было — не причинять никакого насилія и обиды христіанской вѣрѣ и святой Божіей Церкви. Омаръ далъ обѣщаніе исполнить это и другія условія. Когда состоялся договоръ, отворили христіане городскія ворота агарянскому князю; онъ же, лицемѣрный и лукавый, притворился кроткимъ и смиреннымъ, какъ овца, будучи внутри хищнымъ волкомъ, одѣлся въ изорванную одежду изъ верблюжьяго волоса, вошелъ въ городъ пѣшкомъ и спрашивалъ, — гдѣ церковь Соломонова, желая совершить тамъ свои богомерзкія молитвы. Святѣйшій Софроній вышелъ къ нему навстрѣчу и, увидѣвъ его въ такомъ лицемѣрномъ видѣ, сказалъ:

— «Вотъ, будетъ мерзость запустѣнія на мѣстѣ святомъ, предсказанная пророкомъ Даніиломъ!»

И плакалъ онъ много со всѣми христіанами и убѣждалъ князя снять рубище и одѣться въ подобающія ему княжескія одежды. Такъ святый городъ взятъ былъ агарянами и христіанство притѣснено тяжелымъ рабствомъ. А нечестивый этотъ агарянскій князь не сохранилъ условій мира, которыя пообѣщалъ святѣйшему патріарху Софронію, и началъ причинять многія бѣды іерусалимскимъ христіанамъ. При видѣ этого святый Софроній постоянно рыдалъ и молилъ Бога взять его душу отъ земли живыхъ, чтобы не видѣть ему болѣе несчастій христіанъ и мерзости запустѣнія, оскверняющей святыя мѣста, — и былъ услышанъ, вскорѣ окончивъ плачевную жизнь свою, и перешелъ [20] отъ земнаго слезнаго Іерусалима къ небесному радостному, въ обитель всѣхъ веселящихся о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, Ему же слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Съ греческаго.
[2] Дамаскъ — главный, богатѣйшій торговый городъ Сиріи, одинъ изъ древнѣйшихъ во всемъ мірѣ, лежитъ къ сѣверо-востоку отъ Палестины, при рѣкѣ Барадѣ, протекающей чрезъ него, въ прекрасной и плодоносной равнинѣ, при восточной подошвѣ Анти-Ливана. Въ исторіи Церкви Христовой Дамаскъ замѣчателенъ тѣмъ, что первая проповѣдь св. ап. Павла, по обращеніи въ христіанство, происходили именно здѣсь (Дѣян. гл. 9).
[3] Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ двадцати лѣтъ принялъ иночество и послѣдніе четыре года своей жизни былъ игуменомъ синайской обители, скончался 80-ти лѣтнимъ старцемъ около 606 г. Память его 30 марта. Онъ главнымъ образомъ извѣстенъ какъ составитель знаменитаго руководства къ иноческой жизни подъ заглавіемъ: «Лѣствица райская» — Κλίμαξ τοῦ παραδείσου, отсюда онъ получилъ и названіе Лѣствичника; здѣсь иноческая жизнь представляется имъ какъ путь непрерывнаго и труднаго восхожденія по лѣстнице духовнаго самоусовершенствованія; это восхожденіе совершается чрезъ борьбу съ собственными страстями и пороками, причемъ главную помощь инокъ находить въ постоянной мысли о смерти.
[4] Т. е. свѣтскія науки.
[5] Въ 787 г. противъ ереси иконоборцевъ, отвергавшихъ почитаніе иконъ.
[6] Александрія — знаменитый городъ, основанный Александромъ Македонскимъ въ 333 г. до Р. Хр. на берегу Средиземнаго моря, въ Нижнемъ (Сѣверномъ) Египтѣ, при устьѣ рѣка Нила. Александрія послѣ Рима была первымъ городомъ на морѣ и служила центромъ торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а въ первые вѣка христіанства разсадникомъ христіанскаго просвѣщенія. Христіанство принесено было сюда, по преданію, евангелистомъ Маркомъ около 59-60 гг.
[7] Господинъ, отецъ.
[8] То же.
[9] Поприще — равнялось приблизительно 690 саженямъ.
[10] Северъ, патріархъ Антіохійскій, былъ однимъ изъ главныхъ защитниковъ монофизитской ереси, утверждавшей, что Христосъ хотя рожденъ изъ двухъ природъ или естествъ, но не въ двухъ пребываетъ, такъ какъ при воплощеніи Бога-Слова воспринятая имъ человѣчеекая природа утратила всякую собственную дѣйствительность и лишь мысленно можетъ различаться отъ Божественной.
[11] Іоаннъ Милостивый, патріархъ Александрійскій († 617 г.) — сынъ сановника на островѣ Кипрѣ; потерявъ семью, онъ посвятилъ себя аскетической жизни и заботамъ о бѣдныхъ, и хотя онъ не былъ ни монахомъ, ни клирикомъ, но былъ избранъ, по желанію народа, патріархомъ. Сдѣлавшись патріархомъ, онъ прежде всего сосчиталъ всѣхъ нищихъ въ Александріи и, раздавъ имъ все имущество, посылалъ щедрую милостыню ко гробу Господню, давалъ у себя пріютъ бѣдствующимъ, выкупалъ плѣнныхъ. Когда жители Александріи, страшась нашествія персовъ, стали разбѣгаться, Іоаннъ отправился въ Константинополь просить войска для защиты города. Но на пути скончался (617 г.); память его 12-го ноября.
[12] Ѳеодосій Великій — римскій императоръ съ 379 по 395 г. Въ его царствованіе вѣра христіанская была окончательно утверждена въ Римской имперіи.
[13] Римъ — главный городъ римскаго государства лежитъ въ средней части Италіи, по обѣимъ сторонамъ рѣки Тибра при впаденіи ея въ море.
[14] Аскалонъ — одинъ изъ пяти главныхъ Филистимскихъ городовъ (Суд. 1, 18). Иродъ Великій великолѣпно разукрасилъ его, какъ свою родину. Еще въ средніе вѣка это былъ военный морской портъ и былъ разрушенъ во время крестовыхъ походовъ (1191 г.).
[15] Гора Синай представляетъ собою собственно группу горъ, состоящихъ изъ гранитныхъ скалъ, прорѣзана и окружена крутыми и шероховатыми долинами; у арабовъ нынѣ называется горой Туръ или Джебель-Туръ-Сина; лежитъ почти посрединѣ извѣстныхъ рукавовъ Чермнаго моря, образующихъ собою Синайскій полуостровъ. Она состоитъ изъ трехъ горныхъ хребтовъ. Собственно гора Синай, при которой Израильтяне вступили въ Завѣтъ съ Богомъ и получили отъ Него заповѣди закона, представляетъ самую высшую юго-восточную вершину средняго хребта, низшую же сѣверо-западную вершину представляетъ собою гора Хоривъ.
[16] Византійскій императоръ Фока царствовалъ съ 602 по 610 г.
[17] Ираклій царствовалъ съ 610 по 641 г.
[18] Отъ святаго Софронія сохранилось большое количество сочиненій, и онъ признается однимъ изъ первокласныхъ богослововъ-догматистовъ. Кромѣ соборнаго посланія, содержащаго ученіе о Троицѣ, о воплощеніи Бога-Слова, причемъ доказывается единство ипостаси (противъ Несторія) и двойство естествъ (противъ Евтихія), замѣчательны его слова: 1) на крещеніе Спасителя — защита двухъ естествъ въ Іисусѣ Христѣ, а вмѣстѣ ученіе о двухъ дѣйствіяхъ и воляхъ, 2) о крестѣ, два слова; во второмъ изъ нихъ излагается ученіе о постѣ и о праздникѣ поклоненія кресту среди нашего великаго поста, 3) апологія Василію Вел. относительно толкованія имъ словъ: φύσις καὶ οὐσία; 4) на Срѣеніе 5) слово о Іоаннѣ Крестителѣ, 6) слово въ похвалу св. Маріи Египетской, изъ котораго въ подлинникѣ приводятся мѣста въ дѣяніяхъ VII Вселенекаго собора, 7) Сказаніе о жизни мучениковъ Кира и Іоанна, 8) «Объясненіе на литургію», одно изъ замѣчательныхъ сочиненій въ богословскомъ отношеніи, 9) «Трипѣснцы», начинающіеся днями великаго поста и оканчивающіеся праздникомъ вознесенія, 10) тропари или самогласны стихиры часовъ предпразднества Рождества Христова, съ полнымъ чиномъ часовъ, 11) чинъ часовъ вел. пятка со стихирами, не совсѣмъ сходный съ нынѣшнимъ, 12) стихиры на водоосвященіе въ день Богоявленія, 13) нѣкоторыя стихотворныя произведенія, 14) наконецъ, въ санѣ іеромонаха святый Софроній пересматривалъ и исправлялъ «уставъ монастыря Саввы Освященнаго».
[19] Арабовъ.
[20] 641 или 644 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга седьмая: Мѣсяцъ Мартъ. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 228-238.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0