Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Мартъ.
День восьмой.

Память преподобнаго Ѳеофилакта Исповѣдника, епископа Никомидійскаго.

Было время жатвенное, и стоялъ сильный зной, люди изнемогали отъ великой жажды. Святые помолились Богу, и сосудъ мѣдный сухой сталъ источать воду въ количествѣ достаточномъ для потребностей. Такъ творитъ Господь волю боящихся его и внимаетъ молитвамъ ихъ! Чудо это было подобно тому древнему чуду, бывшему въ пустынѣ, когда Богъ извелъ воду изъ камня для жаждущаго Израиля (Исх. 17, 6) и другому, когда для Сампсона, умиравшаго отъ жажды, сухія кости ослиной челюсти стали источникомъ живой воды (Суд. 15, 19). Когда преподобные отцы Ѳеофилактъ и Михаилъ просіяли, какъ звѣзды свѣтомъ, добродѣтельнымъ житіемъ своимъ, святѣйшій патріархъ Тарасій нашелъ ихъ достойными высокаго архіерейскаго сана и, посвятивъ обоихъ, Михаила послалъ въ Синадъ, а блаженнаго Ѳеофилакта поставилъ епископомъ въ Никомидіи. Какія заботы о словесномъ Христовомъ стадѣ показалъ святый Ѳеофилактъ въ Никомидіи, какое попеченіе о нищихъ, сиротахъ и вдовицахъ, — о томъ свидѣтельствовали созданные имъ божественные храмы, больницы, страннопріимные дома и неисчетная, ежедневно творимая имъ, милостыня. Онъ самъ служилъ больнымъ, слѣпымъ, хромымъ и немощнымъ; обходя богадѣльни и городскія площади съ сосудомъ теплой воды, онъ своими руками омывалъ и очищалъ встрѣчавшихся прокаженныхъ, ничѣмъ не гнушаясь при служеніи имъ.

По отшествіи изъ міра святѣйшаго Тарасія, Никифоръ премудрый принялъ послѣ него престолъ Константинопольской Церкви; тогда опять настала буря иконоборной ереси, возбуждаемая нечестивымъ царемъ Львомъ Армяниномъ. Святѣйшій патріархъ Никифоръ, созвавъ избранныхъ архіереевъ Емиліана Кизикскаго, Евѳимія Сардійскаго, Іосифа Ѳессалоникійскаго, Евдоксія Амморійскаго, Михаила Синадскаго и блаженнаго Ѳеофилакта, епископа Никомидійскаго, отправился съ ними къ злочестивому царю; много поучали царя отъ божественныхъ книгъ святые отцы, увѣщевая его не поселять смуты въ Церкви Христовой той ересью, которую проклялъ Седьмой Вселенскій соборъ. Но не могли они убѣдить неистоваго царя, исполненнаго яда змѣинаго и дышавшаго на нихъ яростію и гнѣвомъ. Когда же умолкли святые отцы, блаженный Ѳеофилактъ сказалъ царю:

— «Я знаю, что, оскорбляя Божіе долготерпѣніе и пренебрегая своимъ спасеніемъ, ты противишься древнему преданію святыхъ отцовъ и смущаешь Церковь; но подобно бурѣ, настигнутъ тебя внезапно лютая пагуба и нежданная бѣда, и не найдешь ты избавителя себѣ».

Слыша это, царь еще болѣе исполнился ярости и удалилъ епископовъ отъ себя съ безчестіемъ, осудивъ ихъ на заточеніе въ различныя мѣста: святѣйшаго патріарха Никифора на островъ Проконнисъ [5], святаго Михаила, епископа Синадскаго, въ Евдокіаду, другихъ въ иныя мѣста, а святаго Ѳеофилакта Никомидійскаго въ приморскій городъ Стровулъ, что въ Киверреотахъ [6]. Тамъ Христовъ исповѣдникъ и великій поборникъ благочестія въ утѣсненіи и скорбяхъ многихъ провелъ остальное время жизни своей, около тридцати лѣтъ, и преставился ко Господу.

Царь Левъ Армянинъ погибъ, какъ и было предсказано святымъ, злою и нечаянною смертью: онъ былъ усѣченъ мечами воиновъ своихъ въ день Рождества Христова, въ церкви во время утрени (820 г.) Послѣ него жили и скончались, Михаилъ названный Косноазычнымъ (829 г.) и сынъ Михаиловъ Ѳеофилъ (842 г.), цари иконоборцы. Когда же царица Ѳеодора (842-855) съ сыномъ своимъ Михаиломъ (855-867) (это былъ третій царь съ именемъ Михаила) приняла скипетръ царства, святый Меѳодій былъ возведенъ на патріаршество (842 г.), и беззаконная ересь уничтожилась, а православіе возсіяло, — тогда честное тѣло преподобнаго отца нашего Ѳеофилакта изъ изгнанія было перенесено въ Никомидію и положено въ созданной имъ церкви на защищеніе городу Никомидіи, въ честь же и силу Христу Богу нашему.

Примѣчанія:
[1] Иконоборство въ греческой имперіи началось при Львѣ III Исаврянинѣ (717-741) и окончилось при императрицѣ Ѳеодорѣ (842). За это время царствовали: Константинъ V (по 775 г.) Левъ IV (по 780 г.), Константинъ VI и Ирина (по 802 г.) Никифоръ I (по 811), Ставрикій и Михаилъ I (по 813), Левъ V армянинъ (по 820), Михаилъ II (по 821), Ѳеофилъ (по 840), Ѳеодора и Михаилъ III (по 867). Патріаршій Константинопольскій престолъ при этихъ императорахъ занимали: Анастасій иконоборецъ (753), Константинъ II иконоборецъ (766), Никита иконоборецъ (780), св. Павелъ, память его 1 августа (784), св. Тарасій, память его 25 февраля, при немъ VII Вселенскій соборъ 787 г. (806), св. Никифоръ (815), Ѳеодоръ иконоборецъ (821), Антоній иконоборецъ (832), Іоаннъ VII иконоборецъ (842) и св. Меѳодій (846).
[2] Прозваніе Копронимъ производятъ отъ греческаго κόπρος — навозъ.
[3] Царствовалъ съ 775-780. — Левъ IV Хозаръ, хотя и былъ приверженецъ иконоборcтва, но относился уступчивѣе къ его противникамъ: онъ разрѣшилъ возвратиться, бѣжавшимъ при его отцѣ, монахамъ-заступникамъ иконопочитанія и даже допускалъ ихъ до занягія епископскихъ каѳедръ; такъ на патріаршій престолъ былъ возведенъ тайный приверженецъ иконопочитанія Павелъ Кипрскій. Иконы оказались даже во дворцѣ въ комнатахъ императрицы Ирины, тайно отъ мужа поддерживавшей иконопочитателей. Когда это открылось, Левъ удалилъ Ирину изъ дворца, но вскорѣ умеръ.
[4] Этотъ соборъ проиоходилъ въ 787 г. Подвергнувъ анаѳемѣ иконоборцевъ, соборъ установилъ иконопочитаніе въ томъ смыслѣ, что не должно оказывать иконамъ поклоненія, приличествующаго только Богу, но ихъ должно чтить также, какъ и святый животворящій крестъ (почитанія котораго не отвергали иконоборцы).
[5] Проконнисъ — островъ въ Проконнидѣ (нынѣ Мраморное море) къ сѣверо-западу отъ Кизики; былъ извѣстенъ своими мраморными ломками.
[6] Киверреоты или Карія — юго-западная область Малой Азіи.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга седьмая: Мѣсяцъ Мартъ. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 177-180.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0